kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Эколого - туристическая программа "Планета будущего"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка.                                                                                                                 

              Решение проблемы здоровья нации начинается с решений на уровне проблем здоровья одного человека. Поэтому передавать знания и помогать осваивать необходимые умения нужно с наиболее раннего возраста и целенаправленно.

              Экологическое воспитание в условиях летних лагерей является одной из наиболее эффективных форм, так как способствует освоению социализации и реализации школьников за счет включения их в конкретно значимую природоохранную деятельность. Только непосредственное включение учащихся в природоохранную и просветительскую деятельность необходимо для формирования личности, способной жить в гармонии с природой.

                 Туризм – современный вид спорта, интерес к которому растёт с каждым годом. Для ТОГКУ СОН «ЦСПСД «Жемчужина леса» данное направление является новым. И в данной программе мы попытались соединить уже традиционные направления работы с новыми, неиспользованными ранее формами и методами работы с детьми и подростками в нашем Центре. Данные занятия позволяют комплексно решать воспитательные, образовательные, оздоровительные и спортивные задачи.               Туризм приобщает занимающихся им, к прекрасному в природе и обществе, наполняет жизнь духовным содержанием, делает её красивее, богаче, помогает лучше познавать мир.

Цель и задачи программы

             Основной целью программы является - формирование здорового образа жизни, привитие туристских и экологических навыков и расширение знаний об окружающей живой природе.

    Задачи экологического блока:

*? Расширение экологических знаний, полученных при проведении мастер – классов, викторин, бесед, экскурсий;

*? Формирование у ребят активного и ответственного отношения к окружающей среде;

*? Максимальное использование возможностей природного окружения;

    Задачи туристского блока:

 Образовательная задача: сформировать знания, умения, навыки по краеведению, природоведению, топографии, различным направлениям в туризме, ориентированию, технике безопасности при проведении различных видов работ, основам медицинских знаний и оказанию первой медицинской помощи.

 Воспитательная задача: сформировать научное мировоззрение в области патриотического, экологического, природоохранного, медицинского, эстетического воспитания.

Концептуальные подходы

    Основные принципы:

?- Принцип нравственного отношения друг к другу, к окружающему миру.

?- Принцип творческого отношения к делу.

?- Принцип добровольности участия в делах.

?Состав и категории участников программы

Дети в возрасте от 6 до 15 лет, находящиеся в трудной жизненной ситуации и нуждающиеся в экстренной социальной помощи государства из малообеспеченных семей: неполных, многодетных, опекунских.

Ожидаемые результаты экологического блока

- Повышение уровня экологической культуры.
- Укрепление и оздоровление детского организма: формирование полезных привычек (утренняя зарядка, соблюдение правил личной гигиены), развитие физических качеств (силы, ловкости, быстроты, выносливости). 
- Развитие творческой и исследовательской активности каждого ребенка, творческий рост детей.

Ожидаемые результаты туристского блока

? -разновидности туризма;

? -туристические возможности родного края;

? -начальные навыки оказания первой доврачебной помощи, т.е. должны обладать начальными знаниям, необходимыми для участия в туристических слетах;

?- пользоваться компасом и определять стороны света;

?- устраивать лагерь;

Cроки реализации программы

Программа рассчитана на 21 день.

Механизм реализации программы

           1.? Эколого-краеведческое направление преследует цель – формирование экологической культуры подрастающего поколения в грядущем эколого-информационном обществе.

2.? Туристическое направление ориентирует детей на формирование собственных представлений о мире, развитие познавательной мотивации. Туристско-краеведческая деятельность – активная форма жизни ребенка, которая включает базисные элементы:

- двигательную активность (укрепление здоровья, борьба с гиподинамией);

- деятельность на природе (общение с миром природы, с миром прекрасного);

- изучение исторического, культурного и природного наследия своего края и соседних регионов;

- игру (культура общения с детьми в процессе игры, организация интересного досуга)

3.? Физкультурно-спортивное направление включает следующие мероприятия:

– утренняя гимнастика;

– ежедневные закаливающие процедуры (утренняя пробежка);

– принятие солнечных и воздушных ванн (в течение всего времени пребывания в лагере в светлое время суток);

4.? Медицинское направление

- Поддержание и улучшение здоровья участников программы; оказание помощи детям и подросткам в приобретении знаний и навыков здорового образа жизни;

5.? Культурологическое и патриотическое направление предусматривает изучение культуры и традиций Тамбовской области, изучение природных и исторических памятников Тамбова и области, а так же изучение истории родного края, героических страниц времен Великой отечественной войны через совершение походов по местам боев, что способствует воспитанию граждан и патриотов своего Отечества.

План реализации программы

1 день  «Вместе весело шагать по просторам…»

- Торжественное открытие Лагеря «Жемчужина леса»

- Мероприятие, посвященное Дню защиты детей

2 день «Лето красное- пора прекрасная !»

 

- Инструктаж по правилам техники безопасности при нахождении в детском оздоровительном лагере

- Занятие по интересам

- Конкурс «Мир фантазии»

3 день  «День здоровья!»

- Минутка здоровья. «Мой рост и мой вес»

- Праздник чистоты «К нам приехал МОЙДОДЫР»

4 день«Лету- физкульт - ура!»

-Презентация рисунков «Природа глазами ребёнка»

- Природа и экология- игровая программа СДК

5 деньдень «Цветная карусель»

- Игра – викторина  «Лес чудес»

- Конкурс экологических частушек

6 день  «Вести с книжной полки»

- День правил всех безопасностей

7 день «Лес – полный чудес»

- Зоологические забеги

- Конкурс скороговорок «Трель соловья»

8 день«Лето во дворце фантазёров»

- Игра - путешествие « Тропа доверия»

- Занятие по интересам

9 день «В мире прекрасного»

-Игровая программа «Свет»

-Турпоход «Экологическая тропа»

10 день«Русь. Россия. Родина моя!»

- Беседа «Символика Российской федерации»

- Викторина «Я и закон»

11 день «Час весёлых испытаний»

- Игры наших предков «На солнечной поляночке»

- Конкурс замков из песка и т.д.

21 день

«Мы обязательно встретимся вновь!»

Оценка результатов и выводы

   Оценка промежуточных и конечных результатов будут осуществляться в виде:

?-  тест - опросов и анкетирования;

?- выставок поделок, выпуска плакатов;

?- проведение соревнований.

 ЛИТЕРАТУРА.

по экологии

  1. Лес и человек, 90.-М.:Лесная промыш-сть,1989.
  2. Турманина В.И. Растения рассказывают. - М.:Мысль,1987.
  3. Шпиленя С.Е., Иванов С.И. Азбука природы: Лекарственные растения.-      М.:Знание,1989.
  4.  Основы экологии и природопользования:Учеб.пособ.для уч-ся 8-11 кл./Петин А.Н. 

по туризму

1.? 4.? Гуляев В. Г. Организация туристической деятельности. — М.: Нолидж, 1996.

5.? Шабанов А.Н. карманная энциклопедия туризма. М.: Вече, 2000г.

6.? Штюрмер Ю.А. Опасности в туризме, мнимые и действительные/Ю.А. Штюмер, - М. "Физкультура и спорт". 1983.-144с.

7.? Верзилин, Н. По следам Робинзона/ Н. Верзилин, - Л.: "Детская литература", 1974.-254с.

8.? Дихтярев, В. Я. Вся жизнь – поход / В.Я. Дихтярев, -М.: ЦДЮТур, 1999.

9.? Коструб А.А. Медицинский справочник туриста/А.А. Коструб, - М.: Профиздат. 1990.-255с.

10.? Распопов, И.М. Как проводить наблюдения над природой в походе: / И.М. Распопов, -Л.: "Лениздат", 1963. 

11.? Варламов, В.Г. Основы безопасности в пешем походе/В.Г.Варламов, - М.: ЦРИБ "Турист", 1983.- 48с.

Приложение № 1

Игровая модель  «Планета будущего»

Уважаемые ребята!  Сегодня в этот прекрасный летний день вы приехали не просто в Центр «Жемчужина леса», а на настоящий Космодром. Именно сегодня, и именно в этот час мы отправимся в космическое путешествие на планету Чумароз и будем там находиться  21 день. А теперь послушайте, как нашли планету Чумароз.

Астронавты, посмотрев в телескоп, обнаружили неизвестную планету в соседней галактике и им стало интересно, есть ли там жизнь? Отправили они туда свои делегации звездолётов и увидели, что на этой планете нет здоровой жизни и нет порядка. И тогда астронавты дали название этой планете - Чумароз, потому что она была чумазая и мусор там почти уже в землю врос. Подумали астронавты и решили навести порядок на этой планете и вдохнуть в неё жизнь.

 Делегации звездолётов организовали там космические базы и принялись за дело. Они построили завод, который перерабатывал мусор в природные богатства. Как вы думаете, о каких природных богатствах идёт речь?  Так вот, каждый звездолёт специализировался на восстановлении своего природного ресурса. Первый звездолёт на водных ресурсах, второй звездолёт на воздушных ресурсах, третий звездолёт на растительных ресурсах, четвертый звездолёт на животных ресурсах.

Вот именно вы теперь не просто отряды, а самые настоящие космические  экипажи звездолётов. Каждый экипаж специализируется на своих природных ресурсах – ЭКОШАХ (Экоши – другое название природных ресурсов). Экоши вы будете получать каждый день за проявление своих  талантов - творчество, спорт или трудолюбие. Зарабатывая экоши, каждый звездолёт заполняет планету своими ресурсами, тем самым  наполняя её жизнью. Наша задача - навести порядок и вдохнуть жизнь в эту планету будет исполнена.

Конечно, каждый участник нашего экипажа играет определённую роль. Вот поэтому вы теперь не просто дети, а самые настоящие космонавты. Как на любом космодроме должен быть директор. И у нас будет Директор Космодрома. А  такую важную должность мы можем доверить только Директору нашего Центра. Естественно нам в полёте нужны пилоты и навигаторы. Навигаторы – это наши воспитатели, а пилоты – вожатые. Главный навигатор – это педагог – организатор, а главный пилот – старшая вожатая. И в нашем полёте мы не обойдемся без инструктора музыки – музыкального руководителя и инструкторов по физической культуре.

Ну что, дорогие космонавты, вперёд - на Планету будущего!

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Эколого - туристическая программа "Планета будущего" »


ТАМБОВСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЁННОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ

«ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЕ И ДЕТЯМ «ЖЕМЧУЖИНА ЛЕСА»










«ПЛАНЕТА БУДУЩЕГО»






ЭКОЛОГО-ТУРИСТИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА


ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

(7 – 15 лет)



Тамбов

2015 год



Содержание


  1. Паспорт программы.

  2. Пояснительная записка.

  3. Цели и задачи программы.

  4. Концептуальные подходы.

  5. Используемые методики и технологии.

  6. Состав и категории участников.

  7. Ожидаемый результат.

  8. Этапы и сроки реализации программы.

  9. Механизм реализации программы.

  10. Система программных мероприятий.

  11. Используемая литература.

  12. Приложение 1. Игровая модель программы.

  13. Приложение 2. Распорядок дня.

  14. Приложение 3. Законы «Планеты будущего»

  15. Приложение 4. Песня смены, награждение.

  16. Приложение 5. Награды за достижения – ЭКОШИ.















Паспорт программы

Наименование программы

Заказчик программы





Разработчики программы


Уровень действия программы

Адресаты программы




Этапы и сроки реализации программы















Основная цель программы


Основные

Задачи
















Исполнители программы






Ожидаемые результаты


































Ответственные лица для контактов

Программа эколого-туристического для детей и подростков «Планета Будущего».

Управление социального развития Тамбовской области.

ТОГКУ СОН «Центр социальной помощи семье и детям «Жемчужина леса»: Научный руководитель: директор ТОГКУ СОН «Центр социальной помощи семье и детям «Жемчужина леса» Булгакова Т.А.


Авторы-составители: педагоги дополнительного образования: Беляева Татьяна Викторовна,

Кожевникова Анна Николаевна.

Тамбовская область



Дети в возрасте от 7 до 15 лет, находящиеся в трудной жизненной ситуации и нуждающиеся в экстренной социальной помощи государства из малообеспеченных семей: неполных, многодетных, опекунских.


1 этап Организационный (1-2 день)

Адаптация, демонстрация имеющегося опыта; согласование желаемого с реальными условиями; осуществление выбора. Выявление уровня притязаний, творческого и лидерского потенциала участников программы. Знакомство с программой смены.

Планирование деятельности клубов, творческих групп.

2 этап Основной (3-18 день)

Самореализация, самодеятельность, дополнительное образование; аналитическая деятельность; оздоровление; совместная деятельность; творческое общение.

3 этап Заключительный (19-21 день)

Демонстрация и реализация приобретенного опыта. Подведение итогов работы творческих групп, студий, кружков. Оценка эффективности применяемых методов и приемов. Подготовка и выдача рекомендации участникам программы.

Формирование здорового образа жизни, привитие туристских навыков, расширение знаний об окружающей живой природе.

Образовательная задача: сформировать знания, умения, навыки по экологии, природоведению, топографии, различным направлениям в туризме, ориентированию, технике безопасности при проведении различных видов работ, основам медицинских знаний и оказанию первой медицинской помощи.

Воспитательная задача: сформировать научное мировоззрение в области патриотического, экологического, природоохранного, медицинского, эстетического воспитания.

Развивающая задача: развить практические навыки по Экологии, краеведению, ориентированию, технике безопасности, основам медицинских знаний и оказанию первой медицинской помощи, использованию благотворного воздействия природных факторов на все функции организма, соблюдение правил личной и общественной гигиены.

Специалисты по социальной работе, медицинские работники, воспитатели, педагог-психолог, логопед, педагоги дополнительного образования, педагог-организатор, инструктор по физической культуре, инструктор по труду, библиотекарь, музыкальный руководитель ТОГКУ СОН «Центр социальной помощи семье и детям «Жемчужина леса».

В ходе реализации данной программы ожидается:

  • Общее оздоровление воспитанников, укрепление их здоровья

  • Укрепление физических и психологических сил детей, развитие лидерских и организаторских качеств, приобретение новых знаний, развитие творческих способностей, детской самостоятельности и самодеятельности.

  • Получение участниками смены умений и навыков  индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности, социальной активности.

  • Развитие коммуникативных способностей и толерантности.

  • Повышение творческой активности детей путем вовлечения их в социально-значимую деятельность.

  • Приобретение новых знаний и умений в результате занятий в кружках (разучивание песен, игр, составление проектов)

  • Расширение кругозора детей.

  • Повышение общей культуры учащихся, привитие им социально-нравственных норм.

  • Личностный рост участников смены.

  • Знание​ разновидности туризма, туристические возможности родного края.

  • Владение начальными навыками оказания первой доврачебной помощи, необходимыми для участия в туристических слетах.

Так же предполагается реализовать комплекс мероприятий, обеспечивающих охрану и укрепление здоровья детей, профилактику заболеваний, текущее медицинское и санитарно-гигиеническое обслуживание, сбалансированное питание в экологически чистой и благоприятной среде.

Директор ТОГКУ СОН «Центр социально помощи семье и детям «Жемчужина леса» Булгакова Татьяна Анатольевна

т. ф (4752)-62-41-36, 75-21-62, факс: 62-40-91.

www.semia.tamb.ru. E-mail: [email protected]





























Пояснительная записка.


Берегите эти воды, эти земли,

Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя.

Е. Евтушенко


Основной задачей современной науки наряду с обучением является и воспитание учащихся, формирование личности, способной к постоянному саморазвитию и успешной самореализации в жизни. В президентской инициативе «Наша новая школа» Д.А. Медведев отмечает: « Результат образования – это не только знания по конкретным дисциплинам, но и умение применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении. Ученик должен обладать целостным социально ориентированным взглядом на мир в его единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий. Это возможно лишь в результате объединения усилий учителей разных предметов».

Решение проблемы здоровья нации начинается с решений на уровне проблем здоровья одного человека. Поэтому передавать знания и помогать осваивать необходимые умения нужно с наиболее раннего возраста и целенаправленно.

Экологическое воспитание в условиях летних лагерей является одной из наиболее эффективных форм, так как способствует освоению социализации и реализации школьников за счет включения их в конкретно значимую природоохранную деятельность. Только непосредственное включение учащихся в природоохранную и просветительскую деятельность необходимо для формирования личности, способной жить в гармонии с природой.

Экологическое направление также является актуальным.  В современном мире проблемы окружающей среды приобретают поистине глобальный характер. На первый взгляд может показаться, что экологические проблемы в основном имеют  отношение к городам. Однако на практике наблюдается изменение характера почв, низкое плодородие, нередки случаи нарушения норм внесения минеральных удобрений и так далее. Поэтому  сохранение среды  приобретает первостепенное значение. Детям, живущим в сельской местности, эти проблемы близки и понятны. Чем больше людей будут рассматривать природу как объект своей заботы, тем эффективнее окажутся усилия общества по ее охране.

Туризм – современный вид спорта, интерес к которому растёт с каждым годом. Для ТОГКУ СОН «ЦСПСД «Жемчужина леса» данное направление является новым. И в данной программе мы попытались соединить уже традиционные направления работы с новыми, неиспользованными ранее формами и методами работы с детьми и подростками в нашем Центре. Данные занятия позволяют комплексно решать воспитательные, образовательные, оздоровительные и спортивные задачи. Решение этих задач в туризме осуществляется в тесном единстве и не зависит от возраста и степени специальной подготовки занимающихся. Так же в отличие от других видов физической активности, туризм позволяет широкое нормирование нагрузок и допускает наличие в клубе детей, относящихся к разным группам здоровья.

На занятиях, в туристских экскурсиях и походах происходит укрепление здоровья, воспитание чувства коллективизма, подчинения личных интересов общественным, выявление индивидуальных способностей, воспитание выносливости, смелости, инициативности и волевых качеств человека.

Туризм приобщает занимающихся им, к прекрасному в природе и обществе, наполняет жизнь духовным содержанием, делает её красивее, богаче, помогает лучше познавать мир.


Цель и задачи программы

Основной целью программы является - формирование здорового образа жизни, привитие туристских и экологических навыков и расширение знаний об окружающей живой природе.

Задачи экологического блока:

*​ Расширение экологических знаний, полученных при проведении мастер – классов, викторин, бесед, экскурсий;

*​ Формирование у ребят активного и ответственного отношения к окружающей среде;

*​ Максимальное использование возможностей природного окружения;

*​ Выявление ребят, склонных к исследовательской деятельности в области экологии;

*​ Организация активного отдыха и оздоровление детей;

Задачи туристского блока:

Образовательная задача: сформировать знания, умения, навыки по краеведению, природоведению, топографии, различным направлениям в туризме, ориентированию, технике безопасности при проведении различных видов работ, основам медицинских знаний и оказанию первой медицинской помощи.

Воспитательная задача: сформировать научное мировоззрение в области патриотического, экологического, природоохранного, медицинского, эстетического воспитания.

Развивающая задача: развить практические навыки по краеведению, ориентированию, технике безопасности, основам медицинских знаний и оказанию первой медицинской помощи, использованию благотворного воздействия природных факторов на все функции организма, соблюдение правил личной и общественной гигиены.

Концептуальные подходы

Основные принципы:

​- Принцип нравственного отношения друг к другу, к окружающему миру.

​- Принцип творческого отношения к делу.

​- Принцип добровольности участия в делах.

​- Принцип учета возрастных особенностей детей.

​ -Принцип доступности выбранных форм работы.

​ -Принцип всесторонности и междисциплинарный подход;

​ -Принцип постепенности

​ Индивидуальный подход

В программе мы делаем упор на такие формы и методики работы как:

*​ оздоровительно — познавательные прогулки в природу;

*​ познавательные экологические экскурсии;

*​ туристские прогулки;

*​ экологические десанты;

*​ спортивно-оздоровительные походы одного дня;

*​ образовательные туристские экскурсии;

*​ туристские слёты и туристско-спортивные первенства;

*​ соревнования по спортивному ориентированию;

*​ туристские вечера;

*​ туристическими смотры и конкурсы авторской (бардовской) песни;

*​ викторины по экологии;

*​ занятия на природе; экологические десанты, экоакции.

*​  изготовление поделок, гербариев

*​ презентациями исследовательских работ по экологической тематике.


Состав и категории участников программы

Дети в возрасте от 6 до 15 лет, находящиеся в трудной жизненной ситуации и нуждающиеся в экстренной социальной помощи государства из малообеспеченных семей: неполных, многодетных, опекунских.


Ожидаемые результаты экологического блока

- Повышение уровня экологической культуры.
- Укрепление и оздоровление детского организма: формирование полезных привычек (утренняя зарядка, соблюдение правил личной гигиены), развитие физических качеств (силы, ловкости, быстроты, выносливости). 
- Развитие творческой и исследовательской активности каждого ребенка, творческий рост детей.
- Приобретение детьми опыта общения со сверстниками в новых для них условиях.
- Выпуск экологической газеты.
- Эстетическое оформление клумб территории центра.

Так же предполагается реализовать комплекс мероприятий, обеспечивающих охрану и укрепление здоровья детей, профилактику заболеваний, текущее медицинское и санитарно-гигиеническое обслуживание, сбалансированное питание в экологически чистой и благоприятной среде.


Ожидаемые результаты туристского блока

После окончания смены ребята должны знать:

​ -разновидности туризма;

​ -туристические возможности родного края;

​ -начальные навыки оказания первой доврачебной помощи, т.е. должны обладать начальными знаниям, необходимыми для участия в туристических слетах;

​- пользоваться компасом и определять стороны света;

​- устраивать лагерь;

​- пользоваться веревками и работать со снаряжением и страховкой;

​ -оказать пострадавшему ПМП и провести эвакуацию.













Этапы и сроки реализации программы


Программа рассчитана на 21 день.


Основные этапы и сроки реализации

Задачи этапов

Ведущие направления деятельности

Средства и формы деятельности

1 этап,

Организационный (1-2 день)

Адаптация, демонстрация имеющегося опыта, согласование желаемого с реальными условиями, осуществление выбора.

1. Выявить уровень теоретической подготовки (уровень знаний в области туризма) и практический туристский опыт.

2.Знакомство с программой смены.

3.Планирование деятельности клубов, спортивных секций.

4. Провести анкетирование на выявление интересов в туристской деятельности.

Творческие кастинги. Вечер знакомств. Презентация студий и кружков. Открытие смены

2 этап.

Основной

(3-18 день)

Самореализация, самодеятельность, дополнительное образование, аналитическая деятельность, оздоровление, совместная деятельность, творческое общение.

1.Обеспечение реализации программы смены.

2. Встреча гостей на «Острове Робинзона»

3.Проведение соретнований, походов, экскурсий, десантов.

4.Включение участников в различные виды деятельности.

5.Предоставление возможностей творческой и лидерской самореализации каждого участника.


Творческие площадки. Игры-испытания различной направленности, исходя из интересов и опыта участников смены. Работа секций, клубов

3 этап.

Заключительный (19-21 день)

Демонстрация и реализация приобретенного опыта. Подведение итогов работы творческих групп, студий, кружков. Подведение итогов и результатов участия в программе. Оценка эффективности применяемых методов и приемов.

Аналитическая работа. Награждение грамотами лучших. Закрытие смены.


Механизм реализации программы

Данная программа реализует несколько направлений работы с детьми в соответствии с НАЦИОНАЛЬНЫМ СТАНДАРТОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ГОСТ Р 52877-2007, «УСЛУГИ ДЕТЯМ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ОТДЫХА И ОЗДОРОВЛЕНИЯ».


1. Эколого-краеведческое направление преследует цель – формирование экологической культуры подрастающего поколения в грядущем эколого-информационном обществе.

Именно средствами туризма успешно осуществляется воспитание экологически грамотного и культурного человека. Общение с природой в непосредственной близости с ней, участие в лесопосадках, очистке участков леса от сушняка и выполнение другой работы по ее охране ведет к выработке устойчивого правильного поведения в природе, проявлению экологической культуры.

В этом направлении проводятся следующие мероприятия, направленные на экологическое воспитание:

-Экологический ликбез: лекционные, практические учебные занятия, экскурсии.

- Формирование убеждения необходимости беречь и охранять природу.

-Развитие и расширение кругозора учащихся.

-Пропаганда и формирование здорового образа жизни.

- Знакомство с природными комплексами нашей местности, представителями флоры и фауны Тамбовской области.

2. Туристическое направление ориентирует детей на формирование собственных представлений о мире, развитие познавательной мотивации. Туристско-краеведческая деятельность – активная форма жизни ребенка, которая включает базисные элементы:

- двигательную активность (укрепление здоровья, борьба с гиподинамией);

- деятельность на природе (общение с миром природы, с миром прекрасного);

- изучение исторического, культурного и природного наследия своего края и соседних регионов;

- игру (культура общения с детьми в процессе игры, организация интересного досуга)

В мероприятия туристско-краеведческой направленности включены:

- экскурсии в природу, к памятникам, связанным с событиями в годы Великой Отечественной войны

- викторины: исторические, географические и др.;

- конкурсы, соревнования, игры по ориентированию.

Природа выступает в роли активной и естественной среды гармоничного самосовершенствования человека, значимость которой возрастает в условиях растущей напряженности городской жизни, отягощенной стрессовыми ситуациями политического и экологического кризисов, где большинство подростков не могут оправиться от стрессов и найти силы для выживания в экстремальных условиях.

Походы по пересеченной местности дают разнообразную физическую нагрузку, отдых, смену эмоциональных впечатлений, реализуют принцип самообслуживания, дают доступную форму приучения трудиться самостоятельно, факторами лечебно-оздоровительного свойства, включая антистрессовую устойчивость человеческого организма.

3. Физкультурно-спортивное направление включает следующие мероприятия:

– утренняя гимнастика;

– ежедневные закаливающие процедуры (утренняя пробежка);

– принятие солнечных и воздушных ванн (в течение всего времени пребывания в лагере в светлое время суток);

– постоянное пребывание на свежем воздухе;

– физический труд в рамках самообслуживания;

– организация спортивно-массовых мероприятий (пионербол, футбол, волейбол).

4. Медицинское направление

- Поддержание и улучшение здоровья участников программы; оказание помощи детям и подросткам в приобретении знаний и навыков здорового образа жизни;

- Правильная оценка физического, психического и соматического здоровья детей и своевременного выявления нарушений развития;

- Использование различных организационных форм оздоровления;

- Четкое отслеживание санитарно-гигиенического состояния корпуса;

- Планомерная организация питания.

5. Культурологическое и патриотическое направление предусматривает изучение культуры и традиций Тамбовской области, изучение природных и исторических памятников Тамбова и области, а так же изучение истории родного края, героических страниц времен Великой отечественной войны через совершение походов по местам боев, что способствует воспитанию граждан и патриотов своего Отечества.

План реализации программы

Дата

Мероприятия

1 день

«Вместе весело шагать по просторам…»

- Торжественное открытие Лагеря «Жемчужина леса»

- Мероприятие, посвященное Дню защиты детей

- Весёлые старты

- Занятие по интересам

- «Весёлый путь- театрализованная программа к Международному Дню защиты детей» СДК

-Знакомство с техникой пожарной безопасности

2 день

«Лето красное- пора

прекрасная !»

- Инструктаж по правилам техники безопасности при нахождении в детском оздоровительном лагере

- Диспут «Книга – мой лучший друг»

- Занятие по интересам

- Конкурс «Мир фантазии»

3 день

«День здоровья!»

- Минутка здоровья. «Мой рост и мой вес»

- Праздник чистоты «К нам приехал МОЙДОДЫР»

- Эрудит – шоу

- Занятие по интересам

- Книжная выставка «Аз и Буки- экологические науки»

4 день

«Лету- физкульт - ура!»

- Игра – соревнование «Канцелярские потехи»

-Презентация рисунков «Природа глазами ребёнка»

- Природа и экология- игровая программа СДК

- Занятие по интересам

- Экспресс эстафета «Салют, лагерь!»

5 день

день «Цветная карусель»

- Игра – викторина «Лес чудес»

- Конкурс экологических частушек

- Занятие по интересам

- Конкурс рисунков на асфальте «Миру – мир!»


6 день

«Вести с книжной полки»

- День правил всех безопасностей

- Литературная игра «Говорун - Шоу»

- Занятие по интересам

- Просмотр мультфильмов

7 день

«Лес – полный чудес»

- Зоологические забеги

- Конкурс скороговорок «Трель соловья»

- Занятие по интересам

- Лесная гостиная «Царица лесов и её подруги»

8 день

«Лето во дворце фантазёров»

- Инструктаж по правилам безопасности на дорогах

- Игровая развлекательная программа «Весельчак»

- Игра - путешествие « Тропа доверия»

- Занятие по интересам

9 день

«В мире прекрасного»

-Игровая программа «Свет»

-Турпоход «Экологическая тропа»

- Занятие по интересам

- Подвижно – развлекательная игра «Безопасность на дороге, улице, в транспорте»


10 день

«Русь. Россия. Родина моя!»

- Беседа «Символика Российской федерации»

- Викторина «Я и закон»

- Весёлые старты

- Занятие по интересам

- Концертная программа «Россия – Родина моя!»

11 день

«Час весёлых испытаний»

- Игры наших предков «На солнечной поляночке»

- Конкурс замков из песка

- Занятие по интересам

- Видеолекторий « Безопасность на воде»

12 день

«Знаешь ли ты себя?»

-Эрудит-лото «Флора и фауна Тамбовских лесов»

-Конкурс рисунков на асфальте « Весёлые мелки!»

- Занятие по интересам

- Экологический час « Кто в лесу живёт, и что в лесу растёт»

-Мастер -класс «Защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях»

13 день

«Интеллектуальное шоу»

- Игра – турнир « В Мире животных»

- Развлекательное мероприятие «Экологический светофор»

- Занятие по интересам

- просмотр мультфильмов

- Беседа: «Без сигарет - в 21 век»

14день

«День хороших манер!»

- Беседы о хороших манерах

- Школа этикета «Вы пришли в кинотеатр»

- Эстет-шоу «Живая шляпа»

- Занятие по интересам

- Круглый стол «Безопасность в общественных местах»

15 день

«В путь дорогу собирайся, за здоровьем отправляйся»

- Эстафета «Спорт любить – сильным и здоровым быть»

- Игровая программа 36,6 (Молодые доктора)

- Занятие по интересам

- Игра «Уроки Здоровья под общим девизом»

16 день

«Яблоневые посиделки»

- Игровая программа «Чудесная страна – Экология!»

- Развлекательная игровая программа « Парадиз – коктейль»

- Занятие по интересам

- просмотр мультфильмов

17 день

«Город будущего»

- Проектная игра «Мой город в 21 веке»

- «У нас гости» профилактическая беседа о детских правонарушениях

- Игра турнир по экологии « Что? Где? Когда?»

- Занятие по интересам

- Природоохранная акция «Чистый лес»

18 день

«От клинка и штыка до могучих ракет»

- «На одной тропе» - митинг памяти о начале Великой Отечественной войне

- Конкурсная программа «Родина героями богата»

- Занятие по интересам

19 день

«Музыкальные выкрутасы »

- Игра «По морям, по волнам…»

-Музыкально- познавательная игра «Цветы в песнях»

-Конкурс «Цветик – семицветик!»

-Конкурс «Алло, мы ищем таланты!»

20 день

«В лагере мы были –здоровье добыли! »

- Измерение параметров « Как мы изменились?»

- Конкурс рисунков « Мой город в будущем!»

- Праздник по правилам дорожного движения «Правила дорожные – знать каждому положено!»

- Познавательная игра «Будь здоров!»

- Занятие по интересам

21 день

«Мы обязательно встретимся вновь!»

-Праздник закрытия летней площадки «До свидания, друзья!»




Оценка результатов и выводы

Оценка промежуточных и конечных результатов будут осуществляться в виде:

​-  тест - опросов и анкетирования;

​- выставок поделок, выпуска плакатов;

​- проведение соревнований.

Анализ вышеизложенных видов подведения итогов позволит скорректировать работу в области работы туристских кружков в летних оздоровительных лагерях.


ЛИТЕРАТУРА.

по экологии

  1. Лес и человек, 90.-М.:Лесная промыш-сть,1989.

  2. Турманина В.И. Растения рассказывают. - М.:Мысль,1987.

  3. Шпиленя С.Е., Иванов С.И. Азбука природы: Лекарственные растения.-      М.:Знание,1989.

  4. Основы экологии и природопользования:Учеб.пособ.для уч-ся 8-11 кл./Петин А.Н. 

по туризму

1.​ 4.​ Гуляев В. Г. Организация туристической деятельности. — М.: Нолидж, 1996.

5.​ Шабанов А.Н. карманная энциклопедия туризма. М.: Вече, 2000г.

6.​ Штюрмер Ю.А. Опасности в туризме, мнимые и действительные/Ю.А. Штюмер, - М. "Физкультура и спорт". 1983.-144с.

7.​ Верзилин, Н. По следам Робинзона/ Н. Верзилин, - Л.: "Детская литература", 1974.-254с.

8.​ Дихтярев, В. Я. Вся жизнь – поход / В.Я. Дихтярев, -М.: ЦДЮТур, 1999.

9.​ Коструб А.А. Медицинский справочник туриста/А.А. Коструб, - М.: Профиздат. 1990.-255с.

10.​ Распопов, И.М. Как проводить наблюдения над природой в походе: / И.М. Распопов, -Л.: "Лениздат", 1963. 

11.​ Варламов, В.Г. Основы безопасности в пешем походе/В.Г.Варламов, - М.: ЦРИБ "Турист", 1983.- 48с.







Приложение № 1

Игровая модель «Планета будущего»


Уважаемые ребята! Сегодня в этот прекрасный летний день вы приехали не просто в Центр «Жемчужина леса», а на настоящий Космодром. Именно сегодня, и именно в этот час мы отправимся в космическое путешествие на планету Чумароз и будем там находиться 21 день. А теперь послушайте, как нашли планету Чумароз.

Астронавты, посмотрев в телескоп, обнаружили неизвестную планету в соседней галактике и им стало интересно, есть ли там жизнь? Отправили они туда свои делегации звездолётов и увидели, что на этой планете нет здоровой жизни и нет порядка. И тогда астронавты дали название этой планете - Чумароз, потому что она была чумазая и мусор там почти уже в землю врос. Подумали астронавты и решили навести порядок на этой планете и вдохнуть в неё жизнь.

Делегации звездолётов организовали там космические базы и принялись за дело. Они построили завод, который перерабатывал мусор в природные богатства. Как вы думаете, о каких природных богатствах идёт речь? Так вот, каждый звездолёт специализировался на восстановлении своего природного ресурса. Первый звездолёт на водных ресурсах, второй звездолёт на воздушных ресурсах, третий звездолёт на растительных ресурсах, четвертый звездолёт на животных ресурсах.

Вот именно вы теперь не просто отряды, а самые настоящие космические экипажи звездолётов. Каждый экипаж специализируется на своих природных ресурсах – ЭКОШАХ (Экоши – другое название природных ресурсов). Экоши вы будете получать каждый день за проявление своих талантов - творчество, спорт или трудолюбие. Зарабатывая экоши, каждый звездолёт заполняет планету своими ресурсами, тем самым наполняя её жизнью. Наша задача - навести порядок и вдохнуть жизнь в эту планету будет исполнена.

Конечно, каждый участник нашего экипажа играет определённую роль. Вот поэтому вы теперь не просто дети, а самые настоящие космонавты. Как на любом космодроме должен быть директор. И у нас будет Директор Космодрома. А такую важную должность мы можем доверить только Директору нашего Центра. Естественно нам в полёте нужны пилоты и навигаторы. Навигаторы – это наши воспитатели, а пилоты – вожатые. Главный навигатор – это педагог – организатор, а главный пилот – старшая вожатая. И в нашем полёте мы не обойдемся без инструктора музыки – музыкального руководителя и инструкторов по физической культуре.

Ну что, дорогие космонавты, вперёд - на Планету будущего!!!

Приложение № 2


Песня космонавтов

Земля в иллюминаторе

  1. Земля в иллюминаторе, земля в иллюминаторе,
    Земля в иллюминаторе видна...
    Как сын грyстит о матери, как сын грyстит о матери,
    Грyстим мы о земле - она одна.
    А звезды тем не менее, а звезды тем не менее чyть ближе,
    Но все также холодны.
    И, как в часы затмения, и, как в часы затмения ждем света
    И земные видим сны.
    Припев: И снится нам не рокот космодрома,
    Не эта ледяная синева,
    А снится нам трава, трава y дома,
    Зеленая, зеленая трава.

  2. А мы летим орбитами,
    Пyтями неизбитыми,
    Прошив метеоритами простор.
    Оправдан риск и мyжество,
    Космическая мyзыка
    Вплывает в деловой наш разговор.
    В какой-то дымке матовой,
    Земля в иллюминаторе -
    Вечерне-ранняя зоря.
    А сын грyстит о матери,
    А сын грyстит о матери,
    Ждет сына мать, а сыновей - земля.





















Приложение № 3


Режим дня.


Элементы  распорядка   дня

Время

Подъем и уборка постелей

8.00 - 8.10

Утренняя гимнастика

8.10 - 8.30

Водные процедуры

8.30 - 8.45

Завтрак

8.45 - 9.15

Работа отрядов, кружков, участие детей в

общественно полезном  труде и др.

9.15 - 9.50

Утренняя линейка

10.00 – 10.15

Оздоровительные гигиенические процедуры (воздушные и солнечные ванны, душ, купание), обучение плаванию

10.15 - 12.30

Свободное время

12.30 - 13.00

Обед

13.00 - 13.30

Послеобеденный дневной отдых

13.30 – 15.00

Занятия в кружках,студиях и спортивных секциях

15.00 – 16.00

Полдник

16.00 - 16.15

Общелагерное мероприятие          

16.30 - 18.00

Свободное время, тихие   игры, индивидуальное  чтение, занятие ручным и общественно – полезным трудом 

18.00 - 19.00

Ужин

19.00 - 19.30

Отрядные вечера, костры, дискотеки, фильмы и другие  мероприятия

19.30 - 21.00

Дополнительный ужин

20.30

Вечерний туалет

21.00 - 22.00

Сон

22.00 - 8.00















Приложение №4

Законы лагеря

Закон Уважения к Человеку: уважайте любого человека независимо от

социального положения, занимаемой должности, возраста, национальности.

Закон Природы: берегите природу.

Закон Дружбы: дружите бескорыстно, умейте прощать, на​ходить

компромиссы, доверять, помогать, оберегать друг друга, не разглашать тайн.

Закон Честности: будьте честными по отношению к себе и окружающим.

Закон Дисциплины: соблюдайте законы, требования и правила лагеря.

Закон Бережливости: бережно относитесь к государственному, личному и чужому имуществу.

Закон Чистоты: соблюдайте правила личной гигиены и санитарные нормы, принятые в лагере.

Закон Творчества: к каждому делу, поручению подходите творчески, а иначе зачем?!

Закон Дискуссии: критикуя — предлагайте, предлагая — делайте. Умейте слушать и слышать!

Закон Тишины: соблюдайте тишину после объявления о ней.

Закон Ответственности: не оставайтесь равнодушными к происходящему вокруг, или «Кто, если не я?»

Закон Здорового образа жизни: занимайтесь спортом, ведите здоровый образ жизни и привлекайте к этому других.


















Приложение № 5

ЭКОШИ




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Эколого - туристическая программа "Планета будущего"

Автор: Беляева Татьяна Викторовна, Кожевникова Анна Николаевна

Дата: 23.09.2015

Номер свидетельства: 233136

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "РОЛЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ "
    ["seo_title"] => string(80) "rol-dopolnitiel-nogo-obrazovaniia-v-razvitii-tvorchieskikh-sposobnostiei-dietiei"
    ["file_id"] => string(6) "104110"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402668507"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства