Программа внеурочной деятельности "Школа безопасности"
Программа внеурочной деятельности "Школа безопасности"
Рабочая программа внеурочной деятельности "Школа безопасности" для 3 класса, расчитана на 34 часа - из расчета 1 час в неделю, продолжительность занятия 40 минут.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Школа безопасности"»
Пояснительная записка
Актуальность данной программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию безопасности жизнедеятельности ребёнка, способных решать современные задачи в целях своей безопасности.
В системе воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит познанию себя и познанию окружающего мира. Умение видеть и понимать опасность, которая исходит из вне и от себя самого, способствует воспитанию чувства самосохранённости, развитию возможности защитится самому и оказать помощь другим, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.
Занятия в кружке «Школа безопасности» являются эффективным средством приобщения детей к методам личной безопасности. Знания, умения, навыки воспитанники демонстрируют своим сверстникам, выставляя свои работы.
Цель программы:
обучить детей методам обеспечения личной безопасности; ответственного отношения к сохранению окружающей среды как основы в обеспечении безопасности жизнедеятельности личности и общества; приёмам оказания первой медицинской помощи при неотложных состояниях; дать понятие о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций.
Задачи программы:
развить у детей чувство ответственности за свое поведение;
учить бережному отношению к своему здоровью и здоровью окружающих;
стимулировать у ребенка самостоятельность в принятии решений и выработку умений и навыков безопасного поведения в реальной жизни;
формировать у детей научно обоснованную систему понятий основ безопасности жизнедеятельности;
вырабатывать необходимые умения и навыки безопасного поведения в повседневной жизни в случае возникновения различных опасных и чрезвычайных ситуаций;
формировать умения: оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях; использования средств индивидуальной и коллективной защиты;
развивать духовные и физические качества личности, обеспечивающих безопасное поведение человека в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера в современных условиях жизнедеятельности; потребности ведения здорового образа жизни.
Образовательная программа внеурочной деятельности «Школа безопасности» реализуется в группе детей младшего школьного возраста (школьники 8-9 лет), рассчитана на 34 учебные недели, занятия проводятся 1 раз в неделю по 35- 40 минут.
В связи с особенностями календарного графика МБОУ Октябрьской СОШ на 2016-2017 учебный год будет проведено 32 часа, сокращены темы: «Знаки для водителей, которые должны знать пешеходы», «Значение сигналов регулировщика для транспортных средств, пешеходов».
Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения, соблюдения правил дорожного движения;
объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностях;
в предложенных ситуациях, опираясь на знания правил дорожного движения, делать выбор, как поступить;
осознавать ответственное отношение к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД
определять цель деятельности;
учиться обнаруживать и формулировать проблемы;
устанавливать причинно-следственные связи;
вырабатывать навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;
Познавательные УУД
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт;
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной деятельности;
Коммуникативные УУД
оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаясь принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы
Предметными результатами изучения курса «Азбука безопасности» является сформированность следующих умений:
Универсальные учебные действия:
1. Ориентирование и поведение в окружающей среде:
— определять «на глаз» расстояние до объекта (близко, далеко, рядом, несколько метров, несколько шагов);
— определять «на глаз» особенности движения и скорость передвижения объекта (передвигается спокойно, быстро, медленно, неуверенно, тормозит, останавливается, набирает скорость)
2. Умения, определяющие безопасное поведение в условиях дорожного движения:
— выделять в окружающей среде знаки дорожного движения, кратко характеризовать их, соотносить с разными формами поведения;
— определять по световым сигналам поворота транспортного средства направление его движения (налево, направо, назад);
— находить на рисунках и схемах части дороги; строить графическую модель дороги, означать ее части;
— находить и исправлять ошибки в графическом изображении дорожной ситуации;
— объяснять правила передвижения в соответствии со знаками дорожного движения;
— выполнять изученные правила движения по дорогам и улицам (в игровых и учебных ситуациях, а также в реальной жизни);
— самостоятельно выбирать маршруты безопасного движения от дома до школы (библиотеки, кинотеатра).
Содержание программы
Содержание
Формы организации занятий
Основные виды деятельности
Ориентировка в окружающем мире (10 ч.)
Пространственные положения транспортных средств в различных ситуациях движения на дорогах разного типа. Оценивание дорожных ситуаций: расстояние до приближающегося транспорта и его скорость. Сигналы транспортного средства в начале движения и изменении направления движения, правила поведения пешехода в соответствии с ними. Применение аварийной сигнализации. Подача звукового сигнала
Фронтальная;
Индивидуальная; Групповая;
Коллективная;
Беседы, экскурсии, целевые прогулки, ролевые игры.
Практикумы, конкурсы, сюжетно- ролевая игра «Аукцион знаний».
Участие в творческих конкурсах, в акциях.
Слушать и понимать речь других людей.
Извлекать необходимую информацию из дополнительных источников знаний, обсуждать полученные сведения по данной теме.
Распознавать полосы движения, регулируемый и нерегулируемый участок дороги, одностороннее движение и др. Оценивать дорожные ситуации: расстояние до приближающегося транспорта и его скорость (мчится, стремительно приближается, едет с небольшой скоростью, небыстро, дает сигналы поворота или остановки). Анализировать особенности дороги и местности: прямая, просматривается в обе стороны, есть «закрытые» участки, повороты, подъемы, спуски.
Распознавать сигналы транспортного средства в начале движения и изменении направления движения (поворот, задний ход), Знать правила поведения пешехода в соответствии с ними.
Слушать собеседника, излагать свое мнение.
Ты — пешеход (21 ч.)
Дорога используется для движения транспортных средств. Особенности дорог в городе и в сельской местности Части (элементы) дороги: проезжая часть; тротуар, обочина, разделительная полоса. Правостороннее движение.
Перекресток — место пересечения, примыкания или разветвления дорог. Разные виды перекрестков Регулируемый перекресток. Светофоры с дополнительными секциями. Правила поведения пешехода в соответствии с направлением движения стрелок дополнительных секций светофора. Регулировщик, особенности его внешнего вида. Поведение пешехода в зависимости от сигналов регулировщика.
Дорожные опасности: правила перехода дороги на нерегулируемом участке дороги. Правила движения в темное время суток.
Правила передвижения в соответствии со знаками дорожного движения. Предупреждающие знаки. Запрещающие знаки. Предписывающие знаки. Знаки для водителей, которые должны знать пешеходы.
.
Фронтальная;
Индивидуальная; Групповая;
Коллективная;
Беседы, экскурсии, целевые прогулки, ролевые игры.
Практикумы, конкурсы, сюжетно- ролевая игра. Викторина: «В гостях у Светофорчика».
Извлекать необходимую информацию из дополнительных источников знаний, обсуждать полученные сведения по данной теме.
Знакомиться с элементами дороги («полевые пути», «зимники»).; светофорами, с дополнительной секцией; видами перекрестков(четырехсторонний, трехсторонний, круговой).; регулировщиком и его видом (форма, отличительные знаки, жезл, диск); правилами перехода дороги на нерегулируемом участке дороги (где нет пешеходных переходов и перекрестков); предупреждающими знаками («железнодорожный переезд со шлагбаумом», «железнодорожный переезд без шлагбаума», «движение на велосипедах запрещено»), предписывающими знаками («велосипедная дорожка»);
Распознавать знаки для водителей, которые должны знать пешеход («дорога с односторонним движением», «жилая зона», «конец жилой зоны»).
Ты — пассажир (3 ч.)
Правила поведения в транспортном средстве и при выходе из него.
Фронтальная;
Индивидуальная; Групповая;
Коллективная;
Беседы, целевые прогулки, ролевые игры, конкурсы, праздник: «Дорожный переполох».
Слушать и понимать речь других людей.
Выбирать в учебной игре оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми.
Извлекать необходимую информацию из дополнительных источников знаний, обсуждать полученные сведения по данной теме.
Сопровождать обсуждение иллюстративным материалом. Познакомиться с правилом выхода из транспортного средства на проезжую часть.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п
Тема занятия
Количество
часов
Дата проведения
1
Повторение правил ДД по материалам 2 класса
1
02.09
2-3
Пространственные положения транспортных средств в различных ситуациях движения на дорогах разного типа.
2
09.09
16.09
4-5
Оценивание дорожных ситуаций: расстояние до приближающегося транспорта и его скорость.
2
23.09
30.09
6
Анализ особенностей дороги и местности, по которой она проходит.
1
07.10
7-8
Сигналы транспортного средства в начале движения и изменении направления движения, правила поведения пешехода в соответствии с ними. Применение аварийной сигнализации. Подача звукового сигнала.
2
14.10
21.10
9
Встреча с инспектором ГИБДД
1
28.10
10
Игра «Аукцион знаний»
1
11.11
11-12
Дорога используется для движения транспортных средств. Особенности дорог в городе и в сельской местности.
2
18.11
25.11
13-14
Части (элементы) дороги: проезжая часть; тротуар, обочина, разделительная полоса. Рисуем схему дороги
2
02.12
09.12
15
Правостороннее движение транспортных средств и пешеходов. История появления этого правила.
1
16.12
16
Перекресток — место пересечения, примыкания или разветвления дорог. Разные виды перекрестков.
1
23.12
17
Игра «Регулируемые перекрёстки»
1
13.01
18
Проектная работа «Виды перекрёстков»
1
20.01
19-20
Регулируемый перекресток. Светофоры с дополнительными секциями. Правила поведения пешехода в соответствии с направлением движения стрелок дополнительных секций светофора.
2
27.01
03.02
21
Викторина «В гостях у Светофорчика».
1
10.02
22
Регулировщик, особенности его внешнего вида. Значение сигналов регулировщика для транспортных средств, пешеходов.
1
17.02
23-24
Проектная работа по теме: « Регулировщик и его помощь пешеходам и водителям».
2
03.03
10.03
25
Дорожные опасности: правила перехода дороги на нерегулируемом участке дороги.
1
17.03
26
Правила движения в темное время суток.
1
07.04
27
Правила передвижения в соответствии со знаками дорожного движения. Предупреждающие знаки.
1
14.04
28
Запрещающие знаки.
Предписывающие знаки.
1
21.04
29
Знаки для водителей, которые должны знать пешеходы.
1
28.04
30
Праздник «Дорожный переполох»
1
05.05
31
Правила поведения в транспортном средстве и при выходе из него.