Программа лагеря с дневным пребыванием экологической направленности
Программа лагеря с дневным пребыванием экологической направленности
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИДЕЯ ПРОГРАММЫ
Младший школьный возраст является сензитивным для вовлечения детей в социально- полезную деятельность и поэтому программа строится на формирование экологической культуры. В основу программы положена идея бережного отношения к богатствам природы и общества, экологически и нравственно обоснованного поведения в природной и нравственной среде.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа лагеря с дневным пребыванием экологической направленности»
Оглавление
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 3
Актуальность. 3
Новизна. 4
Понятийный аппарат программы. 4
2. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧАСТНИКОВ ПРОГРАММЫ 5
3. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИДЕЯ ПРОГРАММЫ 5
4. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ 6
Цель: 6
Задачи программы: 6
Ожидаемые результаты 6
5. КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 7
6. СОДЕРЖАНИЕ И СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 8
Специфика программы 8
Направления деятельости: 9
Модель игрового взаимодействия. 10
План-сетка. 12
7. КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ 16
8. ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ 18
9. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 19
10. ПРИЛОЖЕНИЕ 20
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность.
Лагерь – это сфера активного отдыха, разнообразная общественно значимая досуговая деятельность, отличная от типовой назидательной, дидактической, словесной школьной деятельности. Лагерь дает возможность любому ребенку раскрыться, приблизиться к высоким уровням самоуважения и самореализации.
Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени детей. Этот период как нельзя более благоприятен для развития их творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, приобщения к ценностям культуры, вхождения в систему социальных связей, воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности.
Детские оздоровительные лагеря являются частью социальной среды, в которой дети реализуют свои возможности, потребности в индивидуальной, физической и социальной компенсации в свободное время. Летний лагерь является, с одной стороны, формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой – пространством для оздоровления, развития художественного, технического, социального творчества.
Одним из противоречий современной эпохи, затрагивающим самые основы существования цивилизации, является все углубляющееся противоречие между обществом и природой.
Экологический лагерь дневного пребывания по программе «Зелёный островок» организуется на базе ГБПОУ «Кунгурский центр образования №1». Экологическое воспитание в условиях летних лагерей является одной из наиболее эффективных форм, так как способствует освоению социализации и реализации школьников за счет включения их в конкретно значимую природоохранную деятельность.
Новизна.
Анализ реализованных ранее образовательной организацией программ показал, что проводимые воспитательные мероприятия в лагере рассчитаны в основном на развитие творческого потенциала детей и не направлены на формирование бережного отношения к богатствам природы и общества, экологически и нравственно обоснованного поведения в природной и нравственной среде. Приоритетной задачей является формирование экологической культуры.
Актуальность использования природы как ведущего педагогического средства объясняется и экологическими проблемами. В современном мире проблемы окружающей среды приобретают поистине глобальный характер. Они затрагивают основы человеческого общества и во многом определяют возможности его выживания. Поэтому сохранение среды приобретает первостепенное значение. Чем больше людей будут рассматривать природу как объект своей заботы, тем эффективнее окажутся усилия общества по ее охране.
В общении с природой заложен огромный потенциал для гармоничного развития личности. Активная экологическая работа, осуществляемая в летний период года, позволяет формировать у детей установку на диалоговое отношение к природе.
Понятийный аппарат программы.
Зеленый островок – образовательное пространство, состоящее из различных островов, работа которых направлена на формирование экологической культуры.
Вождь – начальник лагеря, осуществляет общее руководство.
Племена – отряды лагеря.
Острова – мероприятия, проведенные за день, имеющие общую цель.
Тотем - титул присваивается племени, победившему на определенном острове.
КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧАСТНИКОВ ПРОГРАММЫ
Программа ориентирована на работу с учащимися младшего школьного возраста. Общая численностью 40 человек.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИДЕЯ ПРОГРАММЫ
Младший школьный возраст является сензитивным для вовлечения детей в социально- полезную деятельность и поэтому программа строится на формирование экологической культуры. В основу программы положена идея бережного отношения к богатствам природы и общества, экологически и нравственно обоснованного поведения в природной и нравственной среде.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель:
Создание условий для успешной организации экологического взаимодействия школьников с природой как основополагающего регулятора формирования экологической культуры личности каждого ребенка; для обеспечения активного, интеллектуального и эмоционально насыщенного летнего отдыха.
Задачи программы:
Формировать у детей представление о социальной значимости разумного отношения человека к природе, ее изучения, рационального использования и сохранения по принципам природной гармонии.
Формировать навыки безопасного поведения в окружающей среде.
Организовать познавательную, творческую проектную исследовательскую деятельность, для формирования навыков экологической культуры в условиях коллективной игры.
Формировать лидерские качества и умение работать в команде.
Ожидаемые результаты
улучшится физическое здоровье детей;
дети научатся работать в коллективе;
будут сформированы умения, навыки, приобретение жизненного опыта безопасного поведения в окружающей среде;
будут созданы благоприятные условия для оздоровления детей, их эстетического, патриотического и нравственного развития через сотрудничество с учреждениями дополнительного образования;
жизнь детей будет пополнена интересными социокультурными событиями;
КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Анкета
Ты с удовольствием идёшь утром в лагерь?
Если тебе интересно в лагере, то что больше всего нравится: петь, танцевать, рисовать, смотреть телевизор, играть, заниматься спортом или что-то ещё?
Чему ты научился в лагере: выучил песню, научился танцевать, играть в шашки, шахматы и др.?
Если бы тебе разрешили, что бы ты делал в лагере целый день?
Чего нет в лагере, чего бы ты хотел?
Ты пойдёшь на следующий год в лагерь? Если не пойдёшь, то почему?
Тебе хотелось бы остаться на вторую смену?
Что ты рассказываешь дома о лагере?
Нравится ли тебе, как кормят и готовят в лагере? Поставь оценку повару: (от «пятёрки» до «двойки»).
Хочется ли тебе идти домой после лагеря?
Какую оценку ты бы поставил за жизнь в лагере?
Кто твой друг среди ребят, среди взрослых?
Что особенно понравилось в лагере (спортивные мероприятия, туристическая эстафета, праздники, экскурсии, походы)?
СОДЕРЖАНИЕ И СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Специфика программы
Основная деятельность лагеря дневного пребывания направлена на развитие личности ребенка и включение его в разнообразие человеческих отношений и межличностное общение со сверстниками. Детский лагерь, учитывая его специфическую деятельность, может дать детям определенную целостную систему нравственных ценностей и культурных традиций через погружение ребенка в атмосферу игры и познавательной деятельности дружеского микросоциума.
Находясь в лагере дневного пребывания, дети ежедневно включаются в различные виды деятельности:
Образовательная деятельность в рамках смены предусматривает воспитательные мероприятия, связанные с историей России, изучением духовно нравственных традиций и истории Пермского края, города Соликамска. Вовлечение детей в проектную деятельность способствует развитию наблюдательности и стремления находить ответы на возникающие вопросы, осуществлять поиск и анализ необходимой информации.
Оздоровительная деятельность способствует формированию культуры физического здоровья, интереса к спорту, мотивирует детей на заботу о своем здоровье и активный отдых. Физические нагрузки, свежий воздух, знакомство с красивыми уголками природы, проведение оздоровительных и различных спортивно-развлекательных мероприятий способствует созданию положительного физиологического и психологического фона.
Культурно-досуговая деятельность состоит из общелагерных и отрядных мероприятий (творческие конкурсы рисунков, стихов, частушек; изготовление плакатов; театрализованные игровые программы и т. д.).
Направления деятельости:
Экологическое направление
Задачи:
Воспитать бережное отношение к природе. Обеспечить развитие экологического мышления:
стимулировать учащихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде;
раскрыть сущности происходящих экологических, геополитических, исторических процессов;
приобщить детей к изучению природы, истории родного края, осознанию связей между человеком и природой;
Художественно – эстетическое направление
Прекрасное окружает нас повсюду: и в природе, и в обществе, и в отношениях между людьми. Надо только его видеть, чувствовать и понимать. Ростки этого чудесного умения заложены в каждом ребенке. Развивать их – значит воспитывать эстетически. Вот почему эстетическое воспитание всегда было и остается важнейшей частью педагогической деятельности детских оздоровительных лагерей.
Задачи:
пробуждать в детях чувство прекрасного;
формировать навыки культурного поведения и общения;
прививать детям эстетический вкус.
Патриотическое направление
Задачи:
пробуждать в детях чувство любви к родине, семье;
формировать уважительного отношения к памятникам истории и развития интереса к изучению родного края;
формировать национальной, религиозной терпимости, развитие дружеских отношений.
Оздоровительная работа.
Основополагающими идеями в работе с детьми в пришкольном летнем лагере является сохранение и укрепление здоровья детей, поэтому в программу включены следующие мероприятия:
- утренняя гимнастика;
- принятие солнечных и воздушных ванн (в течение всего времени пребывания в лагере);
В основе воспитательной системы – активный подход к реализации детского самоуправления.
Высший орган самоуправления в лагере Совет Вождей – детимладшего школьного возраста.
1 уровень самоуправления - Творческий Совет.
2 уровень – самоуправление отряда(племени).
Самоуправление отряда, как и любого другого первичного коллектива, складывается из распределения конкретных обязанностей между отдельными воспитанниками, выбора ответственных за наиболее важные направления работы.
Каждый ребенок в лагере, в зависимости от своих интересов, потребностей, склонностей, организаторских и творческих способностей может выбрать дело по душе.
В основе организации смены сюжетно-ролевая игра со своими законами и правилами.Жители племени– дети, посещающие лагерь. Отряды лагеря – племена. Управляет племенем - вождь – ребенок младшего школьного возраста. Они же организуют путешествие по островам. Путешествуя на новый остров, дети участвуют в мероприятиях, организуемых Советом вождей и Творческим советом, жители зарабатывают «тотемы». К концу смены, набравшим наибольшее количество «тотемов», присваивается звание «Исследователь», а племени, в котором окажется наибольшее количество жителей со званием «Исследователь » - титул «Образцовый». Итог путешествий по островам- коллективно творческое дело «Встреча на острове сокровищ, где демонстрируются успехи и достижения жителей. Заработанные «тотемы» используются как денежная единица при проведении в конце смены аукциона , на котором можно приобрести сокровища(сувениры).
РЕЖИМ ДНЯ
8.15 – 8.30 – Сбор племен
8.30 – 8.40 – Минутка бодрости
8.40 – 8.55 – Сбор племен (организационная линейка).
Оздоровление и развитие детей в значительной степени зависит от знаний, умений и подготовленности к работе тех взрослых, которые организуют жизнедеятельность лагеря. В реализации программы участвуют опытные педагоги школы.
Штатное расписание лагеря подразумевает следующие категории работников лагеря: начальник лагеря, организатор, воспитатели, техперсонал, повара.
Должность
Обязанности
Начальник лагеря
Определяет функциональные обязанности персонала, руководит свей работой лагеря и несет ответственность за состояние воспитательной, хозяйственной и финансовой работы, соблюдение распорядка дня, трудового законодательства, обеспечение здоровья и жизни воспитанников, планирует, организует и контролирует все направления деятельности лагеря, отвечает за качество и эффективность.
Организатор
Несёт ответственность за соблюдение распорядка дня, организацию и содержание оздоровительно-воспитательной и досуговой деятельности, работу органов самоуправления и проведение досуговых мероприятий в рамках программы, анализирует деятельность отрядов.
Воспитатель
Несёт ответственность за жизнь и здоровье детей, соблюдение распорядка дня, норм санитарной и пожарной безопасности, организацию и содержание оздоровительно - воспитательной и досуговой деятельности, работу органов самоуправления и проведение досуговых мероприятий в рамках Программы, анализирует деятельность отрядов.
Повара
Соблюдают среднесуточные наборы продуктов и используют примерное недельное меню, имеющее заключение Главного Государственного санитарного врача по г. Соликамску; осуществляют двухразовое питание с достаточным количеством свежих фруктов, овощей, зелени.
Техперсонал
Осуществляют влажную уборку лагерных помещений, коридоров, пищеблока, мест общего пользования согласно графику 2 раза в день.
Начальник и педагогический коллектив отвечают за соблюдение правил техники безопасности, выполнение мероприятий по охране жизни и здоровья воспитанников во время участия в соревнованиях, массовых праздниках и других мероприятиях.
ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
наличие программы лагеря, планов работы отрядов, описание модели игрового сюжета, плана-сетки;
должностные инструкции, приказ об организации лагеря;
проведение установочного совещания для и воспитателей до начала смены;
подбор методического материала в соответствии с программой лагеря;
подбор реквизита для проведения дел;
разработка системы отслеживания результатов педагогической деятельности и деятельности воспитанников лагеря, подведение итогов, обеспечение гласности достигнутых успехов и результатов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Амонашвили Ш. Педагогика сотрудничества. М., 1990.
Голубев Н.К. Диагностика и прогнозирование воспитательного процесса. П., 1988.
Калениц Т.Н., Кейлина З.А. Внеклассная и внешкольная работа с учащимися. М.,: Просвещение, 1980
Концепция воспитания школьников в современных условиях «Современная школа: проблемы гуманизации отношений учителей, учащихся, родителей». Издательство ИТПи МИО, 1993.
Научно-методический журнал Заместителя Директора школы по Воспитательной работе. Центр «Педагогический поиск». 2000 – 2007 г.г.
Шмаков С.А., Безродова Н. От игры к самовоспитанию. Сборник игр. М.; Новая школа. 1993.
Шмаков С.А. Ее величество— игра. М., 1992.
Шуркова Н.Е., ПитюковВ.Ю. и др. Новые технологии воспитательного процесса. М., 1994.
Организация летнего отдыха детей и подростков. М., 1997.
Янкова З. А., Чаброва И. А. Лето в городе: проблемы развития и оздоровления детей. М., 1998.
Афанасьев С.П. Коморин С.В. - Что делать с детьми в загородном лагере, - М.: 2009 г.
Жиренко О. Е. Мир праздников, шоу, викторин, - М.: «5» за знания, 2008 г.
Лобачёва С.И., Великородная В.А. Загородный летний лагерь.– М.: ВАКО,2008 г.
Роткина Т. С., Курзова О. А., Нестеренко А. В. Уроки добра и милосердия, - О.: «Детство», 2007 г.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Диагностика реализации содержания программы
Вводная
диагностика
Начало смены. Выяснение пожеланий и предпочтений, первичное выяснение психологического климата в детских коллективах:
- анкетирование;
- беседы в отрядах;
- планерки администрации лагеря и воспитателей.
Пошаговая
диагностика
Экран настроения по результатам мероприятий и дел лагеря.
Письмо воспитателю (позитив и негатив за день)
Беседы на отрядных сборах
Итоговая
диагностика
Анкетирование
Творческий отзыв (заполнение отрядного альбома)
Беседы в отрядах
Диагностическое обеспечение.
Входящая - диагностика проводится до начала смены и в организационный период с целью выявления индивидуальных особенностей детей и корректировки поставленных задач.
Цель:Изучение интереса учащихся.
Анкета на входе.
Диагностика интересов.
Ответив на вопросы анкеты, ты поможешь интересно организовать нам твой отдых в пришкольном лагере.
Чем вы любите заниматься в свободное время?
Любите ли вы петь и танцевать, какие по жанру песни и танцы предпочитаете?
Любите ли вы мастерить поделки своими руками, если «да», то из каких материалов?
В какие игры вы любите играть?
Каким видом спорта вы занимаетесь?
Какие телепередачи вы любите?
Чем бы вы хотели заняться летом?
Интересуетесь ли прошлым нашего села?
Спасибо за ответы!
Итоговая – диагностика проводится в итоговый период смены для того, чтобы судить о достижении цели программы (т.е. удалось ли организаторам смены создать максимально благоприятные условия для формирования умения взаимодействовать в разновозрастном коллективе учащихся 7-12 лет).
Цель: определить степень удовлетворённости учащихся в пришкольным лагере.
Анкета на выходе.
1. Хотелось бы тебе еще раз посетить наш лагерь?
Да
Скорее да, чем нет
Затрудняюсь ответить
Скорее нет, чем да
Нет
2. Насколько интересно был организован твой отдых? Поставь оценку работе лагеря.
3. Что для тебя было самым интересным в смене?
Участие в конкурсах, концертах
Спортивные мероприятия
Экскурсии
Встречи с интересными людьми
Закрытие лагеря
Другое
4. Какие новые способности ты раскрыл в себе в лагере?
Поисковые
Спортивные
Организаторские
Затрудняюсь ответить
5. Твои предложения по проведению отдыха юных краеведов.