Просмотр содержимого документа
«Программа дополнительного образования "Шашки"»
Государственное казённое образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Красноярская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»
Рассмотрено на МО Утверждено
«__»________2015г. педагогическим советом
№ «___»__________2015г.
№
Дополнительная образовательная программа кружка
«Шашки»
Возраст: 12-16 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель: А.А. Алексенко
Учитель штукатурно-малярного дела
п.Красный Яр
2015г.
Пояснительная записка.
Актуальность и новизна программы:
В современном обществе целью развития школьников является всестороннее гармоничное развитие личности. Игра - ведущий вид деятельности детей, в которой ребенок учится, развивается, растет. Тем ни менее, настольные игры уже давно уступили место компьютерным, за которыми дети готовы просиживать часами. Компьютер не заменит непосредственного живого общения. Дух партнёрства, товарищества, а позже и соперничества, который возникает при обучении, а затем во время настольных интеллектуальных игр, сложно переоценить. Настольные игры, одной из которых являются шашки, развивают у детей мышление, память, внимание, творческое воображение, наблюдательность, строгую последовательность рассуждений. На протяжении обучения дети овладевают важными логическими операциями: анализом и синтезом, сравнением, обобщением, обоснованием выводов.
Игра в шашки – очень мощный инструмент полноценного развития интеллекта ребенка в игровой форме. Для ребенка это не только игра, доставляющая много радости, но и эффективное средство самовоспитания. Обучение детей игры в шашки способствует умению ориентироваться на плоскости; развитию мышления, внимательности, усидчивости, собранности, самостоятельности, запоминанию; учит сравнивать, обобщать.
Шашки - замечательный повод для общения людей, способствующий углублению взаимопонимания, укреплению дружеских отношений. Шашечное творчество научит детей использовать свою смекалку и в других областях человеческой деятельности, научить думать.
Отличительной особенностью рабочей программы является большой акцент на начальную подготовку детей школьного возраста, начинающих с «нуля».
Программа занятий кружка «Шашки» предусматривает усвоение основ знаний по теории и практике игры в шашки, приближает начинающего шашиста к умению мысленно рассуждать, анализировать, строить на шашечной доске остроумные комбинации, предвидеть замыслы партнера. Шашечная игра дарят ребенку радость творчества и обогащают его духовный мир. Эти удивительные игры становятся средством воспитания и обучения, причем ненавязчивого, интересного, увлекательного.
Цели и задачи:
- ознакомление с историей шашек;
- обучение шашечной игре;
- дать понятия комбинация и позиционная игра;
- рассмотреть часто встречающиеся начало партий и окончания шашечной игры;
- развитие логического и творческого мышления, памяти, внимания и быстроты мышления;
- техники расчета, комбинационного зрения, позиционного чутья, творческой работы, умения анализа и комментирования сыгранных партий;
При отборе содержания и видов деятельности детей в данной учитывались интересы и потребности самих детей, пожелания родителей, опыт внеурочной деятельности. Содержание программы внеурочной деятельности отражает динамику становления и развития интересов обучающихся от увлеченности до компетентного социального и профессионального самоопределения.
Сроки реализации программы:
Выполнение программы рассчитано на 1 год. Возраст воспитанников 12-16 лет.
Формы организации деятельности:
Основными формами занятий являются теоретические и практические занятия в классе, а также участие в школьных и районных соревнованиях.
Проверка результатов обучения осуществляется во время занятий посредством:
-наблюдения педагога за практической работой обучающихся;
-опросов по изучаемым темам;
-участие в соревнованиях различного уровня.
Ожидаемый результат обучения:
- знание шашечных терминов
- знание и выполнение правил шашечной игры;
- умение ориентироваться на шахматной доске;
- правильно расставлять шашки фигуры перед игрой;
- умение перемещать фигуры по горизонтали, вертикали, диагонали;
- умение решать элементарные задачи на взятие и защиту фигур;
- умение преодолевать волнение перед игрой и соревнованиями;
- умение общаться и договариваться со сверстниками;
-сформированность ряда качеств: усидчивость, сосредоточенность, последовательность рассуждений, изобретательность, умение анализировать, абстрактно и логически мыслить, применять ассоциативную фантазию.
Календарно-тематический план занятий .
№
п/п
Название
темы
Количество
часов
Дата проведения
1.
История шашек .
2
2.
Шашечная доска. Начальное положение фигур. Название и сила фигур.
2
3.
Правила шашечной игры. Начало партий: «Городская партия», «Обратная городская партия».
6
4.
Начало партий: «Кол», «Обратный кол»
4
5.
Ловушки в начале партии. Первая и вторая ловушка.
6
6.
Ловушки в начале партии. Третья и четвертая ловушка.
6
7.
Ловушки в начале партии. Пятая и шестая ловушка.
6
8.
Шашечные окончания. Четыре дамки против одной.
6
9.
Шашечные окончания. Три дамки против одной.
8
10.
Учебные игры в шашки .
2
11.
Начало партии в игре шашки. Повторение начало «Городская партия», «Обратная городская партия», «Кол» и «Обратный кол»
12
12.
Учебные игры по русским шашкам.
2
13.
Ловушки в начале партии в игре шашки.
4
14.
Шашечные окончания.
2
15.
Учебные игры по русским шашкам.
2
Содержание программы:
Теоретические сведения:
Место шашек в мировой культуре. Роль шашек в воспитании и развитии личности. Особенности психологической подготовки юного шашиста. Понятие о здоровом образе жизни. Шахматная доска. Поля, линии, их обозначение. Легенда о возникновении шашек. Понятие о шашечном турнире. Правила поведения при игре в шашечных турнирах. Правила поведения в соревнованиях. Спортивная квалификация.
Практические умения:
Упражнения на выполнение ходов пешками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске. Упражнения на выполнение ходов дамкой. Слабость крайней горизонтали, двойной удар, открытое нападение, связка, виды связок и защита от неё. Завлечение, отвлечение, разрушение пешечного перекрытия, освобождение пространства, уничтожение защиты. Понятие о комбинации. Решение тестовых позиций, содержащих тактические удары на определенную и на неизвестную темы.
Учебно-методическое – обеспечение:
- опорные схемы
- набор шашек и шашечных досок
Устьянов С.Ю. «Увлекательная тактика»
Цирик З.И. «Лабиринты шашечной игры»
Список используемой литературы:
Абаулин В.И. Начала в шашечной партии.
Барский Ю.П., Герцензон Б.П.
Василевский Р.Г. Учимся играть в шашки.
Волчек А.А. Шашечный практикум.
Герцензон Б., Напреенков А. Шашки – это интересно.
Городецкий В.Б. Книга о шашках.
Кулинчихин А.И. История развития русских шашек.
Литвинович В.С., Негра Н.Н. Курс шашечных дебютов.