kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа дополнительного образования по социально-коммуникативной деятельности «Волшебные шашки»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Необходимость разработки и внедрения предлагаемой программы в образовательный процесс обоснована тем, что в нашей стране шашечная игра пользуется большой популярностью, правила просты и общедоступны. Родители воспитанников детского сада заинтересованы в обучении детей игре в шашки, но не всегда могут уделить детям время для игры.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа дополнительного образования по социально-коммуникативной деятельности «Волшебные шашки»»

Программа дополнительного образования по социально-коммуникативной деятельности «Волшебные шашки»

Программа ориентирована на детей 5-7 лет. Составила воспитатель Асхатова Анюта Касимовна


Пояснительная записка

Необходимость разработки и внедрения предлагаемой программы в образовательный процесс обоснована тем, что в нашей стране шашечная игра пользуется большой популярностью, правила просты и общедоступны. Родители воспитанников детского сада заинтересованы в обучении детей игре в шашки, но не всегда могут уделить детям время для игры. Литературы по обучению детей дошкольного возраста игре в шашки недостаточно. Конечно, и педагоги, и родители учат детей играть в шашки, но допускают, на мой взгляд, одну ошибку: с первых занятий учат ребят расставлять все шашки и показывают ходы. В результате чего дети усваивают основные правила игры: ход шашек и дамок, бой одной или нескольких шашек, но не умеют продумывать свои действия на несколько ходов вперед, плохо ориентируются на шашечной доске, не умеют читать диаграммы, просчитывать комбинации партий. В образовательных учреждениях города и области занятия шашками носят разовый характер (соревнования в группах, турниры в детских садах). Поэтому, для последовательной и планомерной работы по основам шашечного искусства необходима программа дополнительного образования, предполагающая реализацию цикла обучающих занятий. Программа «Волшебные шашки» предполагает применение методики обучения игре в шашки на основе игровой мотивации дошкольников, разработанной в процессе авторского педагогического опыта. Во-первых, на занятие всегда приходит один и тот же герой – Филя, который готовит им сюрпризы, рассказывает сказки, загадывает загадки, обучает ребят игре. Во-вторых, несколько занятий посвящается знакомству с шашечной доской (показ, рассматривание, рисование доски, составление доски из карточек-линий, изучение горизонтальных и вертикальных полей шашечной доски). В-третьих, на мой взгляд, самое главное, обучение начинается с игры с использованием одной шашки (как можно пройти на дамочное поле и не встретиться с шашкой соперника?). Постепенно добавляется 1-2 шашки и предлагаются различные задания, знакомство с диаграммами. Таким образом, у детей развивается познавательная активность, образное и аналитическое мышление, пространственное воображение, расширяется кругозор. Ребенок может сам организовать партнеров по деятельности, усваивает основы культуры поведения в игре, использует деловую, познавательную и личностную формы общения. Играя, дети и взрослые познают окружающий мир, тренируют в нужном направлении детские эмоции и ряд других душевных качеств (умение сдерживаться, рассуждать при выборе нужного хода в сложившейся игровой ситуации). Игра позволяет ребенку осознать, что и в реальной жизни есть определенные правила, которые мы должны соблюдать. Немаловажным является то, что в игре происходит сплочение детского коллектива и эмоциональное сближение членов семьи. Можно смело сказать о плодотворном сотрудничестве: ребенок-сверстник – родитель – педагог. Отличительной особенностью данной программы является акцентирование внимания на подготовку детей старшего дошкольного возраста, начинающих с «нуля», ориентация на изучение основ игры в шашки. Программа направлена на формирование общей культуры дошкольников и развитие интереса к игре в шашки как к интеллектуальному досугу, развитие интегративных качеств, обеспечивающих социальную успешность, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение здоровья детей дошкольного возраста в соответствии с федеральными государственными требованиями к выпускнику детского сада. Содержательная связь тематического плана программы позволяет педагогу интегрировать образовательное содержание при решении воспитательно-образовательных задач (развитие любознательности, познавательных способностей для удовлетворения индивидуальных склонностей и интересов, успешной социализации в современном мире), что дает возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребенка.

В приложение программы входит теоретический блок материалов, который подкрепляется практической частью. Практические задания способствуют развитию у детей творческих способностей, логического мышления, памяти, речи, внимания; умению анализировать, обобщать и делать выводы. Примерные сценарии занятий, викторин и развлечений могут служить для разработки собственных сценариев.


Образовательная программа «Волшебные шашки» разработана в соответствии с : Законом Российской Федерации "Об образовании";  Письмом Минобрнауки России от 21.06.2010 «О примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования»;  Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях. СанПиН 2.4.1.1249-03 (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 2013 г.); Уставом ДОУ;


Теоретические основы программы:

Цель программы: раскрытие интеллектуального и волевого потенциала личности воспитанников в процессе обучения игре в шашки; организация досуга и развитие творческого потенциала через игру в шашки. Задачи программы: Образовательные: - ознакомление детей с теорией шашечной игры. - обучение технике игры в шашки; Развивающие: - активизация мыслительной деятельности дошкольников: тренировка логического и стратегического мышления, памяти и наблюдательности; - развитие умственных способностей: умения производить расчеты на несколько ходов вперед, образного и аналитического мышления; - обучение умению ориентироваться на плоскости. Воспитательные: - воспитание отношения к шашкам как к серьезным и полезным занятиям, имеющим спортивную и творческую направленность; - воспитание настойчивости, целеустремленности, уверенности и воли к победе; - выработка у воспитанников умения применять полученные знания на практике.

. При приеме детей в шашечный кружок учитываются три момента: - желание ребенка, - способности ребенка, - желание родителей. . Принципы реализации программы:

- последовательность и системность, т.е. не переходить к следующему, не постигнув предыдущего;

- доступность- материал, преподносимый детям, должен быть им доступен;

- индивидуальный подход- внимание к личности каждого ребенка.

Приёмы и методы организации учебно-воспитательного процесса: - игра и игровое общение (способствуют возникновению и проявлению активности, стимулирующей познавательную активность); - проблемно- поисковый метод (способствует достижению высоких результатов); - игры-конкурсы; - игры-путешествия; - игры- соревнования; - интеллектуальные (викторины) игры.


Организация занятий:

Занятия построены на чередовании различных видов деятельности (рассматривание, слушание, познавательные беседы, выполнение творческих заданий) и проводятся 1 раз в неделю по 30 минут (30 занятий, 15 часов). . Форма занятий – коллективная, подгрупповая и индивидуальная в зависимости от темы занятия.

По особенностям коммуникативного взаимодействия – игра, соревнования, развлечения. Предлагая выполнение задания в парах, учитываются симпатии дошкольников, уровень их игровых навыков, темперамент.



Формы проверки результативности занятий:

- соревнования по шашкам среди сверстников: членов кружка, воспитанников детского сада;

- участие в интеллектуальных играх.


Прогнозируемый результат освоения программы:

- развитость умений анализировать, сравнивать, прогнозировать результаты деятельности;

- повышение уровня развития развиваются пространственное воображение и мышление; - сформированный интерес к шашкам как к спортивно-интеллектуальному досугу.

Форма подведения итогов реализации программы: шашечный турнир.

Этапы реализации программы: Первый этап: подготовительный этап Направления работы: 1. Разработка процедур реализации рабочей программы. 2. Подбор учебно-дидактического и методического материала по сопровождению Программы. 3. Составление перспективного плана со структурой этапов, сроков и исполнителей, распределением задач и предполагаемых результатов. 4. Входящий мониторинг уровня умений дошкольников играть в шашки.

Прогнозируемые результаты: – созданный учебно-методический комплекс материала по сопровождению Программы – разработанные рекомендации по применению игровых методов и приемов обучения игре в шашки; – перспективный план работы с детьми; – обобщенные результаты входной диагностики.


Второй этап: практическая реализация программы

Направления работы: 1. Внедрение проекта. 2. Обсуждение хода деятельности: на педагогическом совете. 3. Промежуточный мониторинг реализации рабочей программы.

Прогнозируемые результаты:  анализ результатов внедрения содержания образования, обеспечивающего  успешность познавательного развития детей; анализ результатов промежуточного мониторинга реализации Программы;


Третий этап: Аналитика эффективности реализации программы в реальной социально-образовательной практике.

Направления работы: 1. Анализ и обобщение полученных данных, соотнесение результатов с поставленными целями и задачами. 2. Описание и оформление хода и результатов деятельности. 3. Анализ эффективности образовательного процесса по развитию игровых шахматных умений детей. Прогнозируемые результаты: – аналитическая справка по оценке результативности деятельности по Программе; – прогнозирование дальнейших перспектив развития;


Тематический план содержания программы:


Месяц


Мероприятия

Кол-во занятий

Октябрь

 Наглядно-информационное обращение к родителям с сообщением о начале работы кружка «Волшебные шашки», с указанием целей занятий и просьбой приобрести настольную игру «Шашки». Помощь родителей при подготовке досок и фишек для игры в шашки.  Организационный момент: набор детей в кружок.  Для родителей: Наглядная информация с описанием истории шашечной игры и правил игры. Проведение анкетирования на тему «Роль игры в шашки в вашей семье» - Занятие № 1 «Сказка о происхождении шашек». (Краткая историческая справка о возникновении шашечной игры, шашечная доска, фигуры, горизонтали, вертикали, диагонали, центр, край, угол. Правила игры в шашки). - Занятие № 2-5 «Волшебная доска» Игры: «Прогуляйся по улице» (а, в, с), «Поднимитесь на лифте» (до нужной цифры), «Ракеты» (пролететь по черным диагоналям, по белым, по самым длинным, по диагоналям из пяти белых клеток, четырех черных и т.д.). Изучаем правила игры. Входящий мониторинг уровня умений дошкольников играть в шашки









1




4




Всего: 5

Ноябрь

- Занятие № 6 Рисование шашечной доски с помощью линейки и карандаша на листе бумаги. Повторение правил игры в шашки: ловушки в начале партии. Дидактическая игра «Расставь на доске» - Занятие № 7 Индивидуальные и подгрупповые занятия. Изучение правил игры в шашки: правила взятия дамками в русских шашках. Игра: «Почтальон разносят «письма» по адресам» (где буква - название улицы, а цифра - «номер дома») Повторение названий: горизонталь, вертикаль, диагональ. - Занятие № 8 «Путешествие» (фигуры путешествуют по доске, стараясь как можно скорее попасть на названное преподавателем шашечное поле: страну). - Занятие № 9 Дидактическая игра «Составь доску». Изучаем правила игры: что считается победой в шашках.  Консультация для родителей: «Как научить ребёнка играть в шашечную игру»

1



1




1


1





Всего: 4

Декабрь

-Занятие № 10-13 Индивидуальные и подгрупповые занятия: Решение диаграмм. Дидактическая игра «Чего не стало» или «Что изменилось».  Консультация для родителей: «Роль игры в шашки в развитии детей!» Цель: заинтересовать родителей в совместной игре с ребенком.

4




Всего: 4

Январь

- Занятие № 14 Интеллектуальная разминка. Викторина по знанию правил игры в шашки. - Занятие № 15-16 «В царстве смекалки»: решение логических задач - шашечных этюдов. Изучаем правила игры: размены. Влияние разменов на оппозицию.

1


2


Всего: 3

Февраль

- Занятие № 17 – 18 Индивидуальные и подгрупповые занятия. Анализ сыгранных партий. Изучаем правила игры: ничья в шашках. - Занятие № 19 - 20 Парные игры детей. Решение диаграмм (Подмечаем, сравниваем, анализируем, обобщаем). Изучаем правила игры: треугольник Петрова.

2


2


Всего: 4

Март

- Занятие № 21 Выкладывание шашечного замка из геометрических фигур на плоскости. Индивидуальные игры с отдельными детьми. - Занятие № 22 - 24 Парные игры детей. Индивидуальные игры с отдельными детьми. Решение шашечных задач.

1


3


Всего: 4

Апрель

- Занятие № 25 – 26 «Шиворот – навыворот» (игра в поддавки) Индивидуальные игры с отдельными детьми. Парные игры детей. - Занятие № 27-28 «Встань в линию» (знакомство с новой игрой в шашки) Индивидуальные игры с отдельными детьми. Парные игры детей.

2


2


Всего: 4

Май

- Занятие № 29 Индивидуальные игры с отдельными детьми. Парные игры детей. - Занятие № 30 «Уголки» (знакомство с новой игрой в шашки) Шашечный турнир «Юный шашист» Мониторинг уровня умений дошкольников играть в шашки.

1

1

Всего: 2 Всего: 30

ми Методическое обеспечение: - Опорные схемы - набор шашек и шашечных досок - простой карандаш - линейка - бумага для рисования.

- компьютер (в домашних условиях)

Информационное обеспечение программы: 1. Барский Ю.П., Городецкий В.Б. Сеня, Храбрик и шашки. Правила шашек. Книга для детей младшего школьного возраста. – М.: Владос, 1998. 2. Гришин В.Г. Малыши играют в шахматы. – М.: Просвещение, 2007 3. М. Бодров, В.М. Высоцкий. Центральная партия. - М.: Владос, 1999. 4. И.М. Бодров, В.М. Высоцкий. Курс шашечных окончаний. Часть 1. Две на две.- М.: Владос, 2001 5. А.А. Косенко. Избранные партии И. А. Тимковского и современная теория.- М.: Владос, 2001, 6. Давыдова Т.Г., Атаян Г.М. Обучение детей игре в шашки. - Справочник старшего воспитателя. № 8\август 2011 7. Интернет сайт для любителей шашек http://www.kombinashki.ru/roditelyam.php


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Асхатова Анюта Касимовна

Дата: 21.04.2020

Номер свидетельства: 547547


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства