kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа дополнительного образования "Удивительные шашки и шахматы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Шашки и шахматы, благодаря спортивному элементу, вызывают интерес и увлеченность умственно волевой деятельностью. Преодолевая трудности, играющий утверждает себя, испытывая при этом удовольствие и удовлетворение. Игра возбуждает волевое желание побеждать, а это в свою очередь вызывает необходимость совершенствоваться.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа дополнительного образования "Удивительные шашки и шахматы"»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

«Центр дополнительного образования «Горизонт»





Принята на заседании УТВЕРЖДАЮ:

Педагогического совета Директор

От «__»________20__г. _____________Г.М. Мальцева

Протокол №____ «__»____________20___г.









Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая

программа спортивно-оздоровительной направленности

ознакомительный уровень

«Удивительные шашки и шахматы»








Возраст учащихся: 8-12 лет

Срок реализации: 1 год




Автор-составитель:

Тукачева Татьяна Ильинична

педагог дополнительного образования






с.Крохалево, 2021

I. Пояснительная записка

Общая характеристика программы:

Направленность, в рамках которой реализуется общеобразовательная программа: спортивно-оздоровительная.

Возраст детей: 8-12 лет

Срок реализации программы: 1 год.

Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 26.12.2012 №273-ФЗ, в котором обозначена необходимость и обязательность учебного плана как компонента нормативно-регулирующей деятельности учреждения и представлено право самостоятельного выбора учебного плана в соотношении с целями, концепцией деятельности, параметрами содержания образовательных программ;

- Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013 N 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

- Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 N 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»;

- Постановление Главного государственного врача РФ от 4 июля 2014 года №41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;

- Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 №06-1844 «О Примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;

- Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 №09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»)

- Методика оценки программ, представленных в рамках проекта Минобрнауки России «Создание и поддержка банка программ в сфере дополнительного образования детей».

- Устав МБОУДО «ЦДО «Горизонт».


1.1 Актуальность и новизна. Потребность в соревновании, вероятно, заложена в человеке с рождения. В детском и юношеском возрасте это, пожалуй, самая яркая форма самоутверждения.

Достаточно в любое дело ввести элемент соревнования, чтобы оно стало интересным и увлекательным. Шашки и шахматы, благодаря спортивному элементу, вызывают интерес и увлеченность умственно волевой деятельностью. Преодолевая трудности, играющий утверждает себя, испытывая при этом удовольствие и удовлетворение. Игра возбуждает волевое желание побеждать, а это в свою очередь вызывает необходимость совершенствоваться.

Победы, конечно, приносят радость, но полезны и поражения. Часто с них начинается ценнейшее качество – самовоспитание. Признание своих ошибок, а без этого невозможно совершенствоваться – это уже начало борьбы с ними. Теперь уже учащийся сам предъявляет себе такие требования, какие к нему предъявлял преподаватель.

И еще об одном качестве шашек и шахмат. Исследование психолога Л.С.Славиной показали, что в процессе игры интеллектуально-пассивный ребенок способен выполнить такое количество умственной работы, какое он совершенно не может одолеть в обычной учебной ситуации.

Это явление легко понять. В процессе игры им движет увлеченность. Если учение – это подготовка к жизни, значение которой ребенок не может понять, то игра – это естественный вид его жизни. Родители иногда ограждают детей от игры, считая, что это большая умственная нагрузка. Практически же мы наблюдаем обратное – игра восстанавливает и дает ребенку прилив сил.

Еще Платон писал: «Обучай своих детей наукам не насильно, а играючи».

Игра требует подчинения правилам, которые воспитывают справедливость, честность, уважение к партнеру и его правам.

Характер борьбы приучает к самоограничению, побуждает произвольно управлять собой. Вот истоки дисциплины, которая как черта характера рождается и закрепляется только в деятельности.

Шашки и шахматы называют маленькой моделью жизни. Действительно, благодаря беспрерывной смене ситуаций на доске, играющему даже в одной партии удается пережить гораздо больше всевозможных психических процессов, состояний и эмоций, чем в повседневной жизни.

Если шашки – модель, то в руках учителя, оснащенного педагогикой и психологией, они приобретают огромную воспитательную силу, так как модель управляема. Разработав систему игровых ситуаций, можно запрограммировать воспитательные воздействия. Для шашечной игры характерна проблемность. Каждым своим ходом партнеры создают друг другу проблемную ситуацию, а поиск ответного хода – это начало мышления.

Шашки и шахматы – это интеллектуальный спорт, в котором каждый стремится к победе. Игровые ситуации с остроконфликтными драматическими моментами мобилизуют все силы играющего. В игре он впервые узнает об истинных пределах своих сил и возможностей. Игра не прощает рассеянности, нерешительности и ошибок. Играющего все время подстерегают внезапные осложнения, которые щедро готовит партнер. Характер борьбы приучает не теряться, владеть и управлять собой в неожиданно возникающих не стереотипичных ситуациях. Тут не приходится «полжизни» ждать, когда оно придет, твое «мгновение», чтобы проявить все свои способности и возможности.

Научно-техническая революция создала огромные скорости, сложнейшую технику и поток информации. Это предъявляет повышенные требования к силе психических процессов у обслуживающего персонала. Естественно, что возник социальный «заказ», воспитать у таких работников психическую устойчивость, выносливость и надежность для безошибочной работы. Эти качества трудно воспитать в зрелом возрасте. Тренировку нужно начинать с детства, постепенно увеличивая нагрузку.

В отличие от взрослого, у ребенка абстрактное мышление почти не развито. Он ориентируется в предметном мире, опираясь, главным образом, на наглядно-действенное мышление, позволяющее взять предмет в руки, переставить, передвинуть, разобрать. Решая задачу, ученик может испробовать различные варианты. Этот метод «проб и ошибок», опирающийся на материальные или материализованные действия, в соревнованиях полностью исключается. Правила игры не допускают даже прикосновения с целью облегчить себе расчет. От первого и до последнего хода это процесс абстрактного мышления. У старших учащихся и у взрослых, кроме этого, вырабатывается навык самостоятельно принимать окончательные решения в любой жизненной ситуации. Это очень важное профессиональное качество.

Велика роль шашек и в эстетическом воспитании. Красота комбинаций, этюдов и концовок доставляют любителям истинное наслаждение, не оставляя равнодушными даже людей, мало причастных к ним.

Не следует, однако, наивно полагать, что достаточно научить ребенка правильно играть и все остальное образуется. Шашки и шахматы принесут желаемые результаты не стихийно, а только тогда, когда будут педагогически организованы и управляемы. Среди взрослых эти игры распространены, как вид спорта и досуга. В отличие от бесполезных игр, «убивающих» время, эти воспитывающие игры развивают личностные качества, создают духовные ценности, имеющие общественное значение. Приобретенные в игре творческие способности человек немедленно применяет в сфере производства. Игра требует ясности ума и мобилизации духовных сил. Систематическая игра, ставшая с детства потребностью, вырабатывает привычку к умственной деятельности и культурному использованию свободного времени. Отдыхая, познавай и совершенствуйся! Вот решение одного из аспектов рационального использования свободного времени.

Цель программы: создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шашки и шахматы.

Исходя из цели, вытекают следующие задачи:

  1. Познакомить с шахматными терминами, шахматными фигурами и шахматным кодексом.

  2. Научить ориентироваться на шахматной доске.

  3. Научить играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с дру­гими фигурами.

  4. Научить правилам игры.

  5. Сформировать умение записывать шахматную партию.

  6. Сформировать умение проводить различные комбинации.

  7. Развивать восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.

  8. Научить предвидеть последствия предполагаемых действий.

  9. Формировать универсальные способы мыслительной деятельности (абстрактно-логического мышления, памяти, внимания, творческого воображения, умения производить логические операции).

Основные формы и средства обучения:

  1. Практическая игра.

  2. Решение шахматно-шашечных задач, комбинаций и этюдов.

  3. Дидактические игры и задания, игровые упражнения.

  4. Теоретические занятия, шахматные игры.

  5. Участие в турнирах и соревнованиях.

Ценностные ориентиры содержания курса

Шахматы и шашки способствуют улучшению вниманию школьника, а это одна из главных задач, стоящих перед учителями начальной школы. Шахматы учат ребенка предупреждать и контролировать угрозы противника. В данном случае развитию внимания способствует мотивация, возникающая у школьника в процессе интеллектуального единоборства.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы.

Личностные результаты освоения программы курса.

  • Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

  • Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

  • Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

  • Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

  • Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

Метапредметные результаты освоения программы курса.

  • Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

  • Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

  • Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

  • Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

  • Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений.

  • Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий.

  • Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты освоения программы курса.

  • Знать шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Правильно определять и называть белые, чёрные шахматные фигуры; Правильно расставлять фигуры перед игрой;

  • Сравнивать, находить общее и различие. Уметь ориентироваться на шахматной доске. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.

  • Знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и её правила.

  • Правила хода и взятия каждой из фигур, «игра на уничтожение», лёгкие и тяжёлые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки.


    1. Организационно-педагогические характеристики

образовательного процесса

Программа «Удивительные шашки и шахматы» может быть реализована на базе школ, учреждений дополнительного образования, обладающих необходимым уровнем кадровых, материально-технических и учебно-методических ресурсов.

Режим работы:

  • 68 часов в год: 2 раза в неделю по часу, начало занятий с 22 сентября.

1.3. Планируемые результаты

Личностные и метапредметные результаты освоения программы внеурочной деятельности «Удивительные шашки и шахматы».

Личностные результаты:

• Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

• Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

• Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

• Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

• Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

• Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

• Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

• Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

• Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

• Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений.

Познавательные УУД:

• ориентирование в своей системе знаний: понимание, что нужна дополнительная информация (знания) для решения задачи в один шаг.

• умение делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.

• умение добывать новые знания: находить необходимую информацию в предложенной учителем литературы.

• умение добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

• перерабатывание полученной информации: наблюдение и умение делать самостоятельные выводы.

Коммуникативные УУД:

• Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий.

• Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты:

• Знать термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр.

• Правильно расставлять фигуры перед игрой;

• Сравнивать, находить общее и различие.

• Уметь ориентироваться на шахматной доске.

• Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.

• Правила хода и взятия каждой из фигур, «игра на уничтожение», превращение пешки.

К концу изучения курса дети должны знать:

• шашечные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, победа, ничья;

• названия шашечных фигур: шашка, дамка.

К концу изучения курса дети должны уметь:

• ориентироваться на шахматной доске;

• играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шашечного кодекса;

• правильно помещать шахматную доску между партнерами;

• правильно расставлять фигуры перед игрой;

• различать горизонталь, вертикаль, диагональ;


1.4 Формы контроля результативности обучения

Отслеживание результативности освоения программы курса осуществляется следующим образом:

- самооценка обучающихся на основе собеседования, оценивания с помощью сигнальных знаков (смайлики)

- выполнение практических и проектных работ

- выставки полученных результатов деятельности на занятиях


Учебный план

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/

контроля

Всего

теория

практика

1

Организационное занятие.

2

1

1


2

Шахматы и шашки – спорт, наука, искусство.

6

3

3

Мини проект

3

Правила игры.

11

8

3


4

Первоначальные понятия.

10

5

5


5

Тактика игры.

2

1

1


6

Стратегия игры.

5

2

3

Анализ партий между учащимися

7

Эндшпиль.

5

2

3


8

Дебют.

2

1

1


9

Конкурсы решения задач, этюдов.

8

8



10

Сеансы одновременной игры.

7


7


11

Соревнования.

8

1

7

соревнования

12

Итоговое занятие.

2

1

1

Присвоение мест


Итого:

68






Содержание программы

  1. Организационное занятие.

Теория: Знакомство с историей шахмат и шашек

2. Шахматы и шашки – спорт, наука, искусство.

Теория: Познакомить с шахматными терминами, шахматными фигурами и шахматным кодексом

Практика: правильно расставлять фигуры перед игрой

3. Правила игры.

Теория: научить правилам игры.

Практика: уметь ориентироваться на шахматной доске

4. Первоначальные понятия.

Теория: теоретические занятия, шахматные игры

Практика: играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шашечного кодекса

5. Тактика игры.

Практика: научить предвидеть последствия предполагаемых действий.

6. Стратегия игры.

Теория: правила хода и взятия каждой из фигур

Практика: сравнивать, находить общее и различие

7. Эндшпиль.

Теория: секреты эндшпиля

Практика: парная игра

8. Дебют.

Теория: «игра на уничтожение», превращение пешки

9. Конкурсы решения задач, этюдов.

Теория: сходство и различие между понятиями шаха и мата

Практика:. игра в паре

10. Сеансы одновременной игры.

11. Соревнования.

Теория: Наблюдение за игрой учащихся

Практика: Участие в турнирах и соревнованиях.

12. Итоговое занятие.

Практика: Присвоение мест





  1. Методическое обеспечение

    1. Принципы, лежащие в основе программы

  • принцип систематичности и последовательности

  • принцип цикличности

  • принцип развивающего характера

  • принцип природосообразности

  • принцип интереса

    1. Методы, приёмы и формы обучения

Формы организации деятельности

1.групповая,

2.коллективная

3.индивидуальная

Формы занятий

1.Беседа

2.Просмотр кинофильмов

3.Видиолектории

4.Настольные игры

5.Турниры по шашкам и шахматам

6.Проведение соревнований

Формы подведения итогов:

1.Итоги соревнований

2.Вручение грамот

  1. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

1. Литература:

Список используемой литературы для детей:

•Тимофеев А.А. Межпредметные связи шашек как учебного предмета в начальной школе // Шахматный всеобуч – 1996 - №3

•Тимофеев А.А Общие подходы к концепсии «Шашки как учебный предмет» в начальной школе// Начальное образование. – 2006. - №4


Список используемой литературы для учителя

•Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. Стандарты второго поколения. Москва «Просвещение» 2011Пожарский В.А. Шахматный учебник / В.А.Пожарский – М.,1996

•Тимофеев А.А. Межпредметные связи шашек как учебного предмета в начальной школе // Шахматный всеобуч – 1996 - №3

•Тимофеев А.А Общие подходы к концепции «Шашки как учебный предмет» в начальной школе// Начальное образование. – 2006. - №4


2.Программные ресурсы:

http://festival.1september.ru/articles/644923/

http://shashkinn.ru/programmy-po-shashkam/

http://www.shashkivsem.ru/programmy

http://www.onlinehomebusiness.ru/site_12504.html


3.Интернет-ресурсы:

http://sport.ch-lib.ru/shashki.html

http://www.shashkivsem.ru/shashki-v-internet


4.Информационно-коммуникативные средства:

•персональные компьютеры

•интернет


5.Технические средства обучения:

•Интерактивная доска

•Проектор

•Сканер


6.Учебно-практическое оборудование:

• Шашки и шашечная доска (комплект)











Календарный учебный график

№ п/п

Месяц

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место поведения

Форма контроля

1

сентябрь

беседа

1

Исторический обзор


наблюдение

2

сентябрь

практическое занятие

1

Из истории возникновения шашечной игры.


текущий

3

сентябрь

практическое занятие

1

Появление шашек на Руси.


индивидуальный

4

сентябрь

практическое

1

Первая книга о шашках.


наблюдение

5

сентябрь

Парная работа

1

Азбука шашечной игры


взаимоконтроль

6

сентябрь

Парная работа

1

Шашечная доска. Шашки


взаимоконтроль

7

сентябрь

Парная работа

1

Ходы шашек и дамок.


взаимоконтроль

8

сентябрь

Парная работа

1

Взятие. Цель игры.


взаимоконтроль

9

октябрь

Беседа. Практическая работа

1

Выигрыш партии. Ничейные окончания.


наблюдение

10

октябрь

Беседа. Практич. работа

1

Элементарные приемы борьбы


наблюдение

11

октябрь

Беседа. Практич. работа

1

Оппозиция. Простейшие приемы выигрыша с помощью оппозиции.


наблюдение

12

октябрь

Беседа. Практич. работа

1

Оппозиция в элементарных дамочных окончаниях.


наблюдение

13

октябрь

Беседа. Практич. работа


Часто встречающиеся виды оппозиций.


наблюдение

14

октябрь

Беседа. Практич. работа

1

Тактика в шашечной партии


наблюдение

15

октябрь

Беседа. Практич. работа

1

Понятие о комбинации.


наблюдение

16

октябрь

игра

1

Однотипные тактические приемы


соревнование

17

ноябрь

Парная работа

1

Типовые комбинации с использованием колонок.


взаимоконтроль

18

ноябрь

Парная работа

1

Комбинация «Рогатка».


взаимоконтроль

19

ноябрь

Парная работа

1

Позиционная борьба


взаимоконтроль

20

ноябрь

беседа

1

Позиционная борьба


наблюдение

21

ноябрь

Групповая работа

1

Позиционная борьба


взаимоконтроль

22

ноябрь

игра

1

Позиционная борьба


взаимоконтроль

23

ноябрь

беседа

1

Центр и его значение.


наблюдение

24

декабрь

беседа

1

Центр и его значение.


наблюдение

25

декабрь

игра

1

Сильные и слабые шашки.


наблюдение

26

декабрь

практическое

1

Упор и его значение. Угроза.


текущий

27

декабрь

практическое

1

Борьба дамок и простых.


текущий

28

декабрь

игра

1

Борьба дамок и простых.


Контроль знаний

29

декабрь

Парная работа

1

Борьба дамок и простых.


соревнование

30

декабрь

Парная работа

1

Борьба дамок и простых.


взаимоконтроль

31

декабрь

Игра

1

Понятие о дебюте.


взаимоконтроль

32

январь

игра

1

Понятие о дебюте.



33

январь

игра

1

игра



34

январь

практическое

1

Другие начала. Короткие партии.


соревнование

35

январь

беседа

1

Шахматная доска. Легенда о возникновении шахмат.


наблюдение

36

январь

практическое занятие

1

Поля, линии. Обозначение полей и линий.


текущий

37

январь

практическое занятие

1

Шахматные фигуры. Сравнительная сила фигур.


индивидуальный

38

февраль

практическое

1

Шахматные фигуры и их обозначения.


наблюдение

39

февраль

Парная работа

1

Ходы и взятия ладьи


взаимоконтроль

40

февраль

Парная работа

1

Ходы и взятия слона.


взаимоконтроль

41

февраль

Парная работа

1

Ходы и взятия короля.


взаимоконтроль

42

февраль

Парная работа

1

Ходы и взятия пешки


взаимоконтроль

43

февраль

Беседа. Практическая работа

1

Ударность и подвижность фигур в зависимости от положения на доске.


наблюдение

44

февраль

Беседа. Практич. работа

1

Угроза, нападение, защита.


наблюдение

45

февраль

Беседа. Практич. работа

1

Превращение и взятие на проходе пешкой


наблюдение

46

март

Беседа. Практич. работа

1

Значение короля.


наблюдение

47

март

Беседа. Практич. работа

1

Шах.


наблюдение

48

март

Беседа. Практич. работа

1

Короткая и длинная рокировка.


наблюдение

49

март

Беседа. Практич. работа

1

Начальная позиция. Запись шахматных позиций.


наблюдение

50

март

игра

1

Практическая игра.


соревнование

51

март

Парная работа

1

Способы защиты от шаха.


взаимоконтроль

52

март

Парная работа

1

Открытый, двойной шах.


взаимоконтроль

53

март

Парная работа

1

Мат.


взаимоконтроль

54

апрель

беседа

1

Сходство и различие между понятиями шаха и мата.


наблюдение

55

апрель

Групповая работа

1

Алгоритм решения задач на мат в один ход.


взаимоконтроль

56

апрель

игра

1

Пат.


взаимоконтроль

57

апрель

беседа

1

Сходство и различие между понятиями мата и пата.


наблюдение

58

апрель

беседа

1

Выигрыш, ничья, виды ничьей (в том числе вечный шах).


наблюдение

59

апрель

игра

1

Правила шахматных соревнований. Шахматные часы.


наблюдение

60

апрель

практическое

1

Принцип записи перемещения фигуры.


текущий

61

апрель

практическое

1

Полная и краткая нотация. Условные обозначения перемещения, взятия, рокировки.


текущий

62

май

практическое

1

Шахматный диктант.


Контроль знаний

63

май

игра

1

Ценность фигур. Изменение ценности в зависимости от ситуации на доске.


соревнование

64

май

Парная работа

1

Размен. Равноценный и неравноценный размен. Материальный перевес, качество.


взаимоконтроль

65

май

Парная работа

1

Мобилизация фигур, безопасность короля, борьба за центр и расположение пешек в дебюте.


взаимоконтроль

66

май

Игра

1

Классификация дебютов.



67

май

игра

1

Дебютные ловушки.



68

май

игра

1

Итоговый урок. Шахматный турнир


соревнование





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа дополнительного образования "Удивительные шашки и шахматы"

Автор: Тукачева Татьяна Ильинична

Дата: 29.09.2022

Номер свидетельства: 614099


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства