Уже к 7 – 8 годам ребёнок обладает достаточно гибкими внутренними образами, чтобы с их помощью находить решение задач. К обучению в начальной школе у детей накоплен богатый эмпирический опыт, на основе которого развиваются пространственное воображение, другие способности ребёнка, что создаёт основу для формирования системы знаний в той или иной области.
Программа факультатива «Головоломка» оставлена с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта к образовательным областям «Технология», «Математика».
На занятиях по «Головоломка» у ребёнка развивается внутренний план действий, логическое мышление, способность устанавливать причинно – следственные связи, обобщать и делать выводы, ребёнок не только готовится к более сложной умственной деятельности, но и приобретает способность оперативно реагировать на события реальной, повседневной жизни. Он активно включается в процесс самостоятельного добывания знаний.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Уже к 7 – 8 годам ребёнок обладает достаточно гибкими внутренними образами, чтобы с их помощью находить решение задач. К обучению в начальной школе у детей накоплен богатый эмпирический опыт, на основе которого развиваются пространственное воображение, другие способности ребёнка, что создаёт основу для формирования системы знаний в той или иной области.
Программа факультатива «Головоломка» оставлена с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта к образовательным областям «Технология», «Математика».
На занятиях по «Головоломка» у ребёнка развивается внутренний план действий, логическое мышление, способность устанавливать причинно – следственные связи, обобщать и делать выводы, ребёнок не только готовится к более сложной умственной деятельности, но и приобретает способность оперативно реагировать на события реальной, повседневной жизни. Он активно включается в процесс самостоятельного добывания знаний.
Формирование творческого человека, стремящегося познать и преобразовать окружающий мир, невозможно без целенаправленной педагогической деятельности по развитию мышления. Важную роль в развитии логического мышления играет школьный курс геометрии. Изучение геометрического материала в современной начальной школе преследует в основном практические цели, сопровождая курс арифметики.
Для осуществления преемственности при изучении геометрического материала в курсе математики начальной школы, как одного из средств достижения достаточного уровня развития мышления и пространственных представлений, имеются не используемые пока возможности. Эти возможности в совершенствовании обучения пропедевтическому курсу геометрии с помощью включения в учебный процесс I –4 классов факультативного курса «Головоломка».
В этой программе выделены и реализованы следующие принципы обучения детей началам геометрии.
1. Принцип проблемности. Изучение геометрического материала требует постоянного погружения в поиск в коллективно распределенных формах работы или совместно с учителем.
2.Принцип концентризма. В основе изучения признаков геометрических фигур лежит постоянное возвращение к ранее изученному, но каждый раз это рассматривается на новом уровне.
3.Принцип научности. При изучении геометрического материала необходимо опираться только на строго выверенные факты.
4.Принцип системности и последовательности. В ходе обучения пропедевтическому курсу геометрии необходимо раскрыть связи между различными элементами изучаемого материала.
5.Принцип ведущей роли теоретических знаний. Обучение курса строится на основе исследовательской и практической деятельности, в ходе которой учащиеся открывают закономерности, делают выводы, опираясь на свои наблюдения.
6.Принцип активности. При организации обучения курсу предполагается использование заданий, имеющих несколько вариантов решений. Это позволяет включить в работу детей с разным уровнем их способностей и возможностей.
7.Принцип природосообразности. Сложность, объем изучаемого материала должны соответствовать психологическим и физиологическим особенностям учащихся.
Разработанная программа факультативного курса «Головоломка» позволяет перейти от изучения разрозненных элементов геометрии и придать изучению геометрического материала системный характер. Данный курс позволяет раскрыть механизмы самообучения и самовоспитания с учетом индивидуальных особенностей ребенка, создать комфортные условия для развития каждого ребенка.
Авторская программа факультативного курса « Головоломка» выступает в качестве одного из средств развития логического мышления.
Цель: формирование у школьников приемов умственной деятельности: анализа и синтеза, сравнения, классификации, абстрагирования и обобщения.
Учебно-воспитательные задачи курса:
формирование осознанных геометрических знаний;
формирование способности выполнять мыслительные операции с геометрическим материалом: рассуждать и делать выводы, сравнивать и анализировать, находить общее и частное, устанавливать простые закономерности;
формирование элементов конструкторских умений и конструкторского мышления;
обучение способам получения знаний в индивидуальном творческом поиске, способам оперирования с имеющимися знаниями в любой ситуации, в том числе нестандартной, творческой;
становление элементов учебной самостоятельности;
развитие умений применять знания в нестандартных ситуациях;
развитие творческого потенциала, активности, самостоятельности учащихся;
воспитание взаимовыручки, уважительных отношений друг к другу;
воспитание добросовестного отношения к труду и результатам труда.
В соответствии с учебно-воспитательными задачами курса предполагается:
-Знакомство и изучение основных линейных, плоскостных и некоторых пространственных геометрических фигур.
-Включение упражнений, направленных на развитие памяти и внимания.
-Включение упражнений, связанных с такими мыслительными операциями, как анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение.
-Использование математических знаний, умений и навыков в новых, нестандартных ситуациях, их закрепление и совершенствование.
-Конструктивно – практическая деятельность, обеспечивающая умение изобразить на бумаге конструктивную модель и, наоборот, по чертежу собрать объект, изменить его в соответствии с изменениями, внесенными в чертеж, способствующая формированию трудовых умений и навыков работы с различными материалами.
Основными линиямикурса являются наблюдение, мыслительная деятельность и практические действия.
Эти три линии курса лежат в основе алгоритма изучения геометрических фигур:
Знакома ли тебе эта фигура? Как она называется? Или как ты думаешь, как она называется? Как бы ты ее назвал?.
Встречался ли ты в жизни с этой геометрической фигурой? Где ее можно увидеть? Что напоминает эту геометрическую фигуру?
Есть ли у нее сходства с ранее изученными? Какие? Есть ли отличия? Какие?
Можно ли получить эту фигуру из ранее изученных? Попробуй это нарисовать или сконструировать.
Как ты думаешь, какими свойствами может обладать эта фигура?. Исследуй их и постарайся запомнить.
Начерти с помощью чертежных инструментов эту фигуру различных размеров. Раскрась их в соответствии со своим настроением.
Для чего нужно изучение этой геометрической фигуры и ее свойств? Преобразуй геометрическую фигуру в реальные предметы, окружающие тебя. Для успешного усвоения пропедевтического курса геометрии в начальной школе ученики сначала имеют дело не с абстрактными понятиями, а с реальными прообразами геометрических фигур, учатся распознавать их на различных моделях (рисунках, чертежах) и в окружающих предметах. Знакомство с геометрическим материалом на основе анализа пространственных фигур и тел в окружающем мире соответствует естественной логике познания и создает более прочный фундамент усвоения геометрии.
В связи с этим в программе факультативного курса «Головоломка» можно выделить два блока:
«Что такое геометрия?» - изучение основных свойств геометрических фигур.
«Геометрия вокруг нас» - формирование конструкторских умений и графической грамотности.
Каждая тема факультативного курса завершается конструкторско-практической деятельностью, которая в свою очередь направлена не только на формирование элементов конструкторских умений, но и на закрепление и использование полученных теоретических знаний.
Проводимая на занятиях конструирования практическая деятельность включает в себя не только воспроизведение, но и выполнение самостоятельно некоторых элементов, а также включение элементов творческого характера.
Факультативный курс «Головоломка» предполагает связь двух курсов:
Математика
Трудовое обучение
- формирование геометрических представлений методом конструкторско-практического действия с объектами и моделями;
- развитие пространственных представлений и воображения учащихся.
- совершенствование вычислительных умений и навыков;
- использование свойств сложения, вычитания, умножения и деления для рационального решения геометрических задач;
- формирование представлений об округлении числа.
- формирование трудовых умений и навыков работы с различными материалами (бумагой, картоном, проволокой.)
- формирование умений выполнять задания по техническому рисунку, чертежу, делать чертеж по анализу готового изделия, вносить изменения в чертеж и в объект с целью его совершенствования.
С первых занятий факультативного курса необходимо начинать целенаправленную и систематическую работу по формированию приемов умственной деятельности. Учитывая опыт ребенка, и опираясь на имеющиеся у него представления, предлагаются детям задания на выделение различных признаков предметов, в том числе и таких, как форма, размер, цвет. В результате дети сознают, что любой объект (фигуру) можно рассматривать с различных точек зрения, ориентируясь на одни свойства и абстрагируясь от других. Сразу же на занятиях по конструированию начинается работа по формированию у детей представлений об изменении, соответствии, правил и зависимости. Для этой цели используются задания: на установление соответствия между предметами по одному признаку; на наблюдение изменений, происходящих с конкретными объектами (фигурами) по одному, двум, трем признакам; на выявление определенных закономерностей в изменении признаков предметов. Включение подобных учебных заданий не только позволяет организовать деятельность учащихся сообразно с основной целью курса, но и способствует созданию условий для активной работы на занятии каждого ребенка в соответствии с его способностями, опытом, имеющимися у него представлениями и уровнем развития речи.
Стержневыми понятиями данного курса являются линейные, плоскостные и некоторые пространственные геометрические фигуры.
Содержание учебного курса
Пропедевтический курс «Головоломка» построен по тематическому принципу, т.е. на изучение каждой темы отводится определенное количество часов. В течение этого времени ведется целенаправленное изучение новых вопросов, а закрепление и повторение ранее изученного материала органически включается в процесс усвоения новых понятий, свойств и способов действий. Такое построение курса создает условия для целенаправленного формирования всех компонентов учебной деятельности – мотивов, учебных задач, действий, операций самоконтроля.
В 1-ом классе дети знакомятся с линейными (луч, прямая, отрезок) и основными плоскостными геометрическими фигурами (треугольник, четырехугольник, прямоугольник, квадрат). Изучение этих тем осуществляется в процессе наглядно-исследовательской работы. А закрепление полученных знаний происходит в ходе конструкторско-практической деятельности. Дети конструируют модели изученных геометрических фигур из бумаги, ниток, проволоки. Из геометрических фигур конструируют плоскостные предметы по образцам, по представлению, по воображению, изготавливают различные предметы по простейшим разметкам. В ходе различных упражнений выясняют сходства и отличия изученных фигур. Дети знакомятся с элементами угла, ломаной. Практическим путем получают модель прямого угла из листа бумаги, путем деления круга на части. Дети учатся строить отрезки и ломаные заданной длины, сравнивать длины отрезков, находить длину ломаной линии, превращать незамкнутую ломаную в замкнутую. В форме игры дети знакомятся с видами треугольников, ромбом, квадратом, прямоугольником.
В 1 классе происходит первоначальное знакомство с основными чертежными линиями, дети учатся определять линейные размеры заготовки прямоугольной, треугольной формы и выполнять разметку бумаги в соответствии с заданными размерами, выполняют из полученных геометрических фигур сюжетные композиции по образцу и по собственному воображению.
Основными методами обучения факультативному курсу являются:
частично – поисковый;
исследовательский;
деятельностно – творческий;
наблюдения;
экскурсии.
Все они направлены на поддержку индивидуального развития ребенка, на предоставление учащимися свободы для творчества, для принятия самостоятельных решений.
Основным средством обучения являются конструкторско-практические задания. Это задание на зарисовку фигур, полученных при практическом конструировании, и, наоборот, конструирование по предварительно выполненному рисунку, на доконструирование или переконструирование объекта с сохранением числа составляющих элементов и с изменением их числа. Обучающиеся анализируют форму, пространственное и взаимное расположение фигур на плоскости, овладевают навыками выполнения и чтения чертежа.
В программе учитываются возрастные особенности детей младшего школьного возраста. В организации деятельности на занятиях используются игры и игровые ситуации, сказочные сюжеты. Созданию положительной мотивации способствуют ситуации занимательности, познавательной новизны, дидактические игры, диалог, проблемное изложение материала, коллективный поиск на основе собственных наблюдений.
Учебно-тематический план или Структура курса
(66 часов)
Содержание курса
Количество часов
Перечень универсальных действий обучающихся
Планируемые результаты
Точка. Кривая линия. Прямая линия.
Линии замкнутые и незамкнутые.
Пересекающиеся и непересекающиеся линии.
Вертикальные и горизонтальные прямые.
Параллельные и перпендикулярные прямые
28 часов
Личностные:
-освоение роли ученика;
-формирование интереса (мотивации) к учению;
-оценивание усваиваемого содержания.
Регулятивные:
-организация своего рабочего места под руководством учителя;
-планирование, прогнозирование своих действий;
-контроль в форме сличения с оригиналом;
-использование в своей деятельности простейших геометрических приборов.
Познавательные:
-давать ответы на простые вопросы учителя;
-сравнение предметов, объектов: находить общее и различие.
-группировка предметов, объектов на основе существенных признаков.
Коммуникативные:
-постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
-умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
-управление поведением- контроль, коррекция, оценка действий партнера и своих собственных
Предметные
Ученик научится:
-изготавливать и чертить модели изученных геометрических фигур;
-использовать изученные свойства геометрических фигур при изготовлении различных изделий;
-измерять, сравнивать,
в том числе длину звеньев ломаной, сторон геометрических фигур;
-переводить одни единицы измерения в другие;
-самостоятельно изготавливать несложные изделия по образцу, по техническому рисунку, по описанию; уметь проводить анализ образца или изделия;
-вносить изменения (преобразовывать) по заданным дополнительным условиям, отражать изменения в технических рисунках.
Метапредметные:
Ученик получит возможность научиться: геометрической терминологии: точка, прямая линия, кривая линия, отрезок, луч, угол и его элементы, виды углов, ломаная, замкнутые и незамкнутые линии;
-названия простейших многоугольников, элементы многоугольников (вершины, углы, стороны);
-виды треугольников;
-свойства прямоугольника и квадрата, свойства их диагоналей;
-название и назначение различных инструментов (линейка, угольник, циркуль)
-знать единицы длины и соотношения между изученными единицами длины;
-правила безопасности при работе ручным инструментом ;
-иметь представления и узнавать в фигурах и предметах окружающей среды простейшие геометрические фигуры: отрезок, угол, ломаную линию, прямоугольник, квадрат, треугольник.
Личностные:
-умение работать в паре, в группе;
-формулировать ответы, корректировать свою речь, понимать сверстников
Прямая, луч, отрезок.
Их сходство и отличие.
Понятие о длине отрезка.
Измерение длины отрезка, сложение и вычитание длин отрезков.
Единицы длины.
11
часов
Ломаная линия.
Замкнутые и незамкнутые ломаные.
Понятие о звеньях ломаной, длине ломаной.
Построение ломаных. Буквенное обозначение ломаных.
Решение задач на развитие пространственных представлений.
12
часов
Луч. Солнечные и несолнечные лучи.
Спектральный анализ света.
Последовательность расположения лучей по свету.
Солнечные и несолнечные лучи.
14 часов
Учебно-тематическое планирование
№
Дата
П/Ф
часы
Тема
Основные цели занятия.
Оборудование.
Точка. Кривая линия. Прямая линия. (28 часов)
1
Путешествие в страну Геометрию.
Познакомить с геометрической фигурой – точкой. Прививать интерес к геометрии как к предмету.
Линейка, цветные карандаши
2
Геометрия вокруг нас
Экскурсия на пришкольную площадку.
3
Знакомство с Веселой Точкой.
Формировать умение ориентироваться на листе бумаги и на определенном расстоянии друг от друга ставить точки, изображать точками узор. Линейка, цветные карандаши.
4
В гостях у Веселой Точки
Час игры с применением изученной терминологии
5
Экскурсия
Что начинается с точки?
Познавательная экскурсия
6
Сравнение величин.
Формировать пространственные представления, прививать первичные навыки самостоятельной работы и навыки правильного обращения с тетрадью, научить безопасной работе с ножницами.
7
Экскурсия: Сравнение величин через сравнение предметов (дома, деревья, ширина и длина улиц, площадок и т.д.)
8
Взаимное расположение предметов.
Научить безопасной работе с ножницами. Способствовать развитию у учащихся памяти, внимания, интереса к изучаемому предмету. Формировать у учащихся конвергентное мышление (последовательное, однонаправленное, логическое) Бумага, ножницы.
9
Игры на относительное построение и расположение играющих.
10
Прямая линия.
Формировать представление детей о прямой линии, как бесконечном множестве точек. Линейка, цветные карандаши.
11
Подвижные игры на свежем воздухе
Игры с построение в прямую линию «Цепи – кованы» и т.д.
12
Прямая линия и её свойства.
Познакомить с горизонтальными, вертикальными и наклонными линиями. Развивать пространственные представления, умение мыслить, сравнивать и сопоставлять. Сложить из палочек цифры: 6,7,8.9,10.
13
Кривая линия.
Познакомить детей с понятием кривая линия. Учить изображать кривую линию на плоскости при помощи: а) вычерчивания, б)конструирования из ниток, пластилина.
14
Экскурсия: «Нужная кривая»
Найти кривые линии в окружающем пространстве.
Горизонт
15
Замкнутые и незамкнутые кривые линии.
Познакомить с понятием замкнутая и незамкнутая линия. Тренировать детей в построении этих линий. Тетрадь, цветные карандаши.
16
Точки пересечения кривых линий.
Уточнить точки пересечения двух кривых линий, используя для этого бумагу и карандаш. Серпантин, чертежи, схемы (ползущие змеи и т.д.)
17
Замкнутые и незамкнутые кривые линии. Подвижные игры
«Море волнуется..», эстафеты
18
Замкнутые кривые линии.
Дать понятие замкнутой кривой линии. Тренировать детей в построении замкнутых линий. Набор цветных резинок.
19
Незамкнутые кривые линии.
Уточнить основное отличие этих линий. Расширять кругозор детей. Изображение цветных линий на ковролине.
20
Решение топологических задач.
Знакомство с понятием внутренняя область, граница объекта, внешняя граница. Тетрадь, линейка.
21
Решение топологических задач.
Учить определять расстояние от одного объекта до другого. Развитие умения ориентироваться на местности ( в классе, коридоре) Карандаши.
22
Лабиринт.
Формировать умение находить выход из лабиринтов, строить лабиринт на бумаге. Карандаши, тетрадь
23
Направление движения.
Формировать умение ориентироваться на местности. Развивать творческие способности детей.
Кубики, спички.
24
Взаимное расположение предметов в пространстве.
Определять местоположение одного объекта по отношению к другому. Кубики. Спички.
25
Вертикальные и горизонтальные прямые линии.
Вместе с детьми найти в окружающей обстановке примеры этих линий. Освоить вместе с детьми навыки пользования отвесом.
Веревочки с подвешенным грузом (отвес).
26
Первоначальное знакомство с сетками.
Формировать пространственные представления (влево- вправо, вверх-вниз) и умение ориентироваться в пространстве. Развивать зрительную память, внимание. Мышление.
Линейка, карандаши.
27
Экскурсия
Найти вертикальные и горизонтальные линии в окружающем пространстве
28
Обобщение изученного.
Прививать интерес к геометрии и к познанию нового. Учить анализировать, рассуждать, отвечать полным ответом. Мячи, набор цветных резинок.
Прямая, луч, отрезок. Их сходство и отличие. (11 часов)
29
Отрезок.
Тренироваться строить отрезки на нелинованной бумаге и в тетрадях в клетку. Учить моделированию из бумаги, развивать логическое мышление.
Линейка, карандаши.
30
Отрезок.
Практическая деятельность по изготовлению, сравнению, уравниванию отрезков
31
Сравнение отрезков. Моделирование отрезков.
Учить моделированию из бумаги.
Линейка, карандаши. Аппликация «Собачка в будке»- выполнить саму собачку в стиле оригами.
32
Отрезок. Имя отрезка.
Помочь детям в освоении понятия отрезок.
Цветные палочки.
33
Отрезок
Аппликация «Волшебный цветок» в технике «квиллинг»
34
Отрезок. Закрепление изученного.
Учить сравнивать отрезки по длине. Познакомить с понятием сантиметр. Циркуль.
35
Практическая работа
Измерение отрезков разной длины в сантиметрах
36
Из истории мер: единицы длины
Локоть, стопа, сажень и т.д.
37
Из истории мер: единицы длины
Практическая работа: измерение отрезка разными мерами длины, используемыми в Древней Руси
Считалки, загадки, поговорки, пословицы и числе и мерах измерения длины
Ломаная линия. (13 часов)
40
Ломаная линия.
Познакомить детей с понятием кривая линия. Учить изображать кривую на плоскости при помощи вычерчивания, конструирования из ниток, пластилина. Упругая проволока, чертежи, схемы (тропинка в лесу и т.д.)
41
Ломаная линия.
Здание школы: найти ломаные линии в классе, коридорах, спортзале
42
Ломаная линия.
Закрепить с детьми признаки ломаной линии.
Линейка, карандаши, проволока.
43
Замкнутые и незамкнутые ломаные линии.
Познакомить с понятием замкнутая и незамкнутая линия. Тренировать детей в построении этих линий с помощью проволоки и пластилина.
44
Замкнутые и незамкнутые ломаные линии.
Тренировать детей в построении замкнутых и незамкнутых линий. Расширять кругозор детей. развивать память, внимание, наблюдательность, речь. Тетрадь, цветные карандаши.
45
Прогулка на пришкольную площадку
Найти ломаные замкнутые и незамкнутые
46
Точки пересечения ломаных линий.
Уточнить точки пересечения ломаных линий, используя для этого бумагу и карандаш. Серпантин, чертежи, схемы (ползущие змеи и т.д.)
47
Диаграмма
Роль ломаной линии для построения диаграммы.
Простейшая диаграмма. Диаграмма в программном обеспечении ПК
48
Решение топологических задач.
Учить определять расстояние от одного объекта до другого. Развитие умения ориентироваться на местности ( в классе, коридоре) Карандаши.
49
Лабиринт.
Формировать умение находить выход из лабиринтов, строить лабиринт на бумаге. Карандаши, тетрадь
50
Лабиринт.
Подвижная игра
51
Игра «Ходилки»
Составление игрового полотна с применением кривых, ломаных линий «В стране «Математика»
52
Час игры и развлечений
Настольные игры, в том числе, составленные детьми.
Луч. Солнечные и несолнечные лучи. (14 часов)
53
Разноцветная радуга
Помочь детям запомнить цвета радуги и их последовательность. Цветные пятна(7 штук) по цветам радуги
54
«Цвета радуги на наших улицах»
Экскурсия по улицам города. Правила дорожного движения
55
Цвета Радуги. Их очередность.
Закрепить знания цветов радуги, используя волшебное заклинание. Краска, бумага, кисти.
56
Где живет радуга?
Экскурсия - исследование
57
Проектируем радугу
Работа с пластилином, составление радуги прямыми, кривыми, ломаными линиями
58
Экскурсия в музей.
Линии в традиционных узорах коренных народов
59
Как поймать радугу
Занятие в кабинете физики. Опыт на преломление светового луча
60
Линии + цвет = ?
Составление узоров с помощью изученных линий и основных цветов
61
Прогулка по улицам города
Наблюдение за изменение цветовой гаммы и рельефа
62
Загадочный узор
Составление узора с помощью ПК
63
Загадочный узор
Составление узора с помощью ПК
64
Экскурсия в художественную школу
Цвета в рисунках юных художников нашего города
65
Подвижные игры на свежем воздухе
По желанию детей
66
Итоговое занятие
Подведение итогов, выступление перед родителями
Варианты конструкторско –практических работ.
Трудовое обучение
1. Тема
Прямые, кривые линии
Работа с тканью. Изготовление закладки (швы «вперед иголку», «с перевивом», «узелки»)
2. Тема
Замкнутые и незамкнутые линии
Работа с разными материалами. Аппликация из волокнистых материалов (веревки, шпагата, тесьмы)
3. Тема
Отрезок
Работа с бумагой. Собачка из полоски бумаги.
4. Тема
Угол
Коллективное панно «Ежик»
5.Тема
Треугольники
Работа с бумагой. Изготовление парусника.
«- Японские дети в новогоднюю ночь прячут под подушку изображение парусника, на котором плывут 7 сказочных волшебников-7 покровителей счастья. Давайте попробуем изобразить такой парусник».
6.Тема
Прямоугольник
Работа с разными материалами (бумага, семечки подсолнуха, арбуза). Создание орнамента для коврика прямоугольной формы.
7.Тема
Определение линейных размеров разметки
Работа с бумагой. Изготовление флажков для детского сада.
Информационно-методическое обеспечение
Литература для учителя
Программа. Математика и конструирование (С.И.Волкова, О.Л.Пчёлкина), Москва, Просвещение, 2001.
Программа. Математика и конструирование (Г.М.Капустина), Москва, Просвещение, 1996.
Программа. Технология (В.Д.Симоненко), Москва, Просвещение, 1998.
11.Технология под редакцией В.Д.Симоненко. Учебник для 1 класса. Москва,
издательский центр «Вентана – Граф», 2002.
12.Технология под редакцией В.Д.Симоненко. Учебник для 2 класса. Москва, издательский центр «Вентана – Граф», 2002.
13.Технология под редакцией В.Д.Симоненко. Учебник для 3 класса. Москва, издательский центр «Вентана – Граф», 2002.
14.Технология под редакцией В.Д.Симоненко. Учебник для 4 класса. Москва, издательский центр «Вентана – Граф», 2002.
Результативность курса
Факультативный курс «Головоломка» дает возможность познакомить детей с гораздо большим числом геометрических фигур и тел; научить детей пользоваться чертежными инструментами; научить читать и выполнять простейшие чертежи; лучше овладеть математикой; а главное развить логическое мышление и пространственное воображение, память, внимание, речь детей.
Изучение предлагаемого курса нацелено на формирование у детей основных базовых понятий и представлений, а также на обобщение их знаний и наблюдений в области геометрии. Формируемая таким образом система знаний позволяет заложить основу для изучения более сложного геометрического материала, предлагаемого программой средней школы.
Факультативный курс « Головоломка» - это один из вариантов сделать сложный путь обучения интересным, основанным на знаниях и умениях ребенка, использование опыта и знаний детей подчеркивает их значимость и укрепляет уверенность в себе, так как данный курс построен на выводах, полученных из наблюдений.
Традиционное построение от простого к сложному позволяет постепенно перейти от интуитивного восприятия основных геометрических понятий к более сложным академическим знаниям. Задача данного курса – это понимание понятий, а определения и теоремы будут даны в старших классах.
Данный курс не предполагает механического заучивания, а лишь приоткрывает дверь в мир геометрических знаний.
Систематическое выполнение нестандартных заданий на уроках конструирования оказывает положительное влияние не только на качество знаний учащихся, но и на развитие их познавательных процессов. Значительно расширяется объем и концентрация внимания, учащиеся овладевают приемами зрительного запоминания и сохранения увиденного в памяти, обогащается словарный запас детей и формируется умение в словесной форме оформлять свои рассуждения.
Дети овладевают такими мыслительными операциями, как анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение, развивается память, внимание, речь, пространственное воображение.