kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа внеурочной деятельности "Я - пятиклассник"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность программы. Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения  определяет  личностное развитие и формирование универсальных учебных действий у школьников наряду с предметными результатами обучения.

Наряду с формированием универсальных учебных действий важной задачей становится необходимость формирования у школьников ценностных, нравственных установок и ориентиров, введение в мир большой духовной культуры.  Такое непосредственное взаимодействие выстраивается в процессе внеурочной деятельности.  Деятельность, общение и бытие ребенка являются теми сферами и теми основными средствами, окультуривая которые учитель осуществляет физическое, нравственное воспитание,  гарантирует успешность социализации и индивидуализации современных школьников,  содействует развитию их способностей. 

           Курс « Я – пятиклассник» призван создать условия для успешной адаптации детей в школе и повышения уровня психологической готовности детей к обучению, познавательному развитию, общению.

            Новизна. Основной формой работы на занятии является игровая деятельность, как наиболее эффективный способ развития интеллекта, творческих способностей, обогащения внутреннего самочувствия и переживания, широко используются задания занимательного характера, головоломки, ребусы, а также задания, требующие рассуждений, нестандартных решений.

Проведение конкурсов фантазеров, поэтов, смекалистых, эрудитов, театрализованных представлений, различные инсценировки позволяют решать задачи всестороннего развития личности ребенка, дают ему возможность наиболее полно раскрыть свои возможности.

Целесообразность. Основой обучения является изучение личности каждого ученика, создание оптимального психологического режима на занятии, выявление интересов учащихся и помощь в их развитии, включение ученика в активную учебную деятельность, формирование заинтересованности и положительного отношения к учебе.

Способности развиваются в деятельности, и для развития способностей нужна высокая познавательная активность подростков. Причем не всякая деятельность развивает способности, а только эмоционально приятная.

Отличительная особенность.

Программа сочетает элементы традиционного урока с игровыми и тренинговыми фрагментами. Предлагаемые занятия способствуют развитию мышления и познавательной активности, творческих и коммуникативных способностей учащихся, повышают мотивацию достижения успеха, дети получают навыки групповой работы. Весь процесс обучения строится так, чтобы ребёнок почувствовал учение – это радость, а не долг, учением можно заниматься с увлечением. Целенаправленное развитие системы процессов анализа и синтеза позволит устранить значительное число трудностей в обучении и существенно повысить в связи с этим качество процесса усвоения знаний. Обучение школьников различным когнитивным умениям на основе всестороннего развития системы аналитико - синтетических процессов позволяет не только развивать интеллектуальный потенциал учащихся, но и заложить основу логико-аналитического отношения к действительности как составляющую общей направленности деятельности и поведения человека, т.е. его мировоззрения.

Направление: общеинтеллектуальное.

    Цель данной программы: формирование у учащихся 5-х классов положительного отношения к обучению в средней школе посредством снятия эмоционального напряжения, чувства тревожности, развития коммуникативных навыков и повышения самооценки, формирование положительной коммуникативной деятельности и саморегуляции.

      Задачи:

  1. Снизить накопившееся эмоциональное напряжение, уровень агрессии у пятиклассников.
  2. Снизить уровень тревожности пятиклассников.
  3. Способствовать развитию навыков социальной компетентности (саморегуляция и коммуникативные навыки).
  4. Способствовать самопознанию учащихся 5-х классов и повышению их самооценки.
  5. Развивать творческие и организаторские способности учащихся 5-х классов.
  6. Сформировать  адекватные  формы  поведения в новых школьных ситуациях
  7. Развить социальные и коммуникативные умений, необходимые для установления межличностных отношений друг с другом, с новыми учителями и другими сотрудниками школы.

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Я - пятиклассник" »

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Аннинская средняя общеобразовательная школа №1


Рассмотрена и рекомендована

к утверждению педагогическим советом школы



протокол №

от «30» августа 2014г.


Рассмотрена и рекомендована к использованию Научно-методическим советом Аннинского школьного округа


протокол №

от «30» августа 2014г.



Утверждено.

Директор школы


_____________М.В. Попова

приказ № 47.15

от «1» сентября 2014 г.








Рабочая программа

внеурочной деятельности

«Я - пятиклассник»


для 5 «А», 5 «Б» класса

на 2014-2015 учебный год


количество часов в неделю: 0,5

количество часов в год: 17,5










Составитель: педагог-психолог

Брюшкова Лидия Александровна









п.г.т. Анна 2014 г.


Пояснительная записка.

Актуальность программы. Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения определяет личностное развитие и формирование универсальных учебных действий у школьников наряду с предметными результатами обучения.

Наряду с формированием универсальных учебных действий важной задачей становится необходимость формирования у школьников ценностных, нравственных установок и ориентиров, введение в мир большой духовной культуры. Такое непосредственное взаимодействие выстраивается в процессе внеурочной деятельности. Деятельность, общение и бытие ребенка являются теми сферами и теми основными средствами, окультуривая которые учитель осуществляет физическое, нравственное воспитание, гарантирует успешность социализации и индивидуализации современных школьников, содействует развитию их способностей.

Курс « Я – пятиклассник» призван создать условия для успешной адаптации детей в школе и повышения уровня психологической готовности детей к обучению, познавательному развитию, общению.

Новизна. Основной формой работы на занятии является игровая деятельность, как наиболее эффективный способ развития интеллекта, творческих способностей, обогащения внутреннего самочувствия и переживания, широко используются задания занимательного характера, головоломки, ребусы, а также задания, требующие рассуждений, нестандартных решений.

Проведение конкурсов фантазеров, поэтов, смекалистых, эрудитов, театрализованных представлений, различные инсценировки позволяют решать задачи всестороннего развития личности ребенка, дают ему возможность наиболее полно раскрыть свои возможности.

Целесообразность. Основой обучения является изучение личности каждого ученика, создание оптимального психологического режима на занятии, выявление интересов учащихся и помощь в их развитии, включение ученика в активную учебную деятельность, формирование заинтересованности и положительного отношения к учебе.

Способности развиваются в деятельности, и для развития способностей нужна высокая познавательная активность подростков. Причем не всякая деятельность развивает способности, а только эмоционально приятная.

Отличительная особенность.

Программа сочетает элементы традиционного урока с игровыми и тренинговыми фрагментами. Предлагаемые занятия способствуют развитию мышления и познавательной активности, творческих и коммуникативных способностей учащихся, повышают мотивацию достижения успеха, дети получают навыки групповой работы. Весь процесс обучения строится так, чтобы ребёнок почувствовал учение – это радость, а не долг, учением можно заниматься с увлечением. Целенаправленное развитие системы процессов анализа и синтеза позволит устранить значительное число трудностей в обучении и существенно повысить в связи с этим качество процесса усвоения знаний. Обучение школьников различным когнитивным умениям на основе всестороннего развития системы аналитико - синтетических процессов позволяет не только развивать интеллектуальный потенциал учащихся, но и заложить основу логико-аналитического отношения к действительности как составляющую общей направленности деятельности и поведения человека, т.е. его мировоззрения.

Направление: общеинтеллектуальное.

Цель данной программы: формирование у учащихся 5-х классов положительного отношения к обучению в средней школе посредством снятия эмоционального напряжения, чувства тревожности, развития коммуникативных навыков и повышения самооценки, формирование положительной коммуникативной деятельности и саморегуляции.

Задачи:

  1. Снизить накопившееся эмоциональное напряжение, уровень агрессии у пятиклассников.

  2. Снизить уровень тревожности пятиклассников.

  3. Способствовать развитию навыков социальной компетентности (саморегуляция и коммуникативные навыки).

  4. Способствовать самопознанию учащихся 5-х классов и повышению их самооценки.

  5. Развивать творческие и организаторские способности учащихся 5-х классов.

  6. Сформировать адекватные формы поведения в новых школьных ситуациях

  7. Развить социальные и коммуникативные умений, необходимые для установления межличностных отношений друг с другом, с новыми учителями и другими сотрудниками школы.




































Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:


  • ФЗ “Об образовании в Российской Федерации» №273 от 29.12.2012;

  • приказа Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (зарегистрирован Минюстом России 1 февраля 2011 г., регистрационный № 19644);

  • постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 189 от 29.12.2010 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011, регистрационный номер 19993);

  • Устав школы

































Общая характеристика курса внеурочной деятельности

Главное назначение данного курса формирование навыков общения и культуры поведения  обучающихся, развитие и совершенствование их нравственных  качеств, ориентация на общечеловеческие ценности, развитие самосознания учащихся, личностное развитие каждого, сплочение совершенствование классного коллектива как значимой социально – психологической группы.

Особенность изучаемого курса состоит в том, что размышляя о жизни, о своём собственном жизненном опыте и поведении, о своих возможностях, интересах, успехах, задачах, о своей взаимосвязи с другими людьми и ответственности перед собой и перед ними – не только самыми близкими, но и теми, кто отдалён от нас пространством и временем, ребёнок постигает это через собственное интеллектуальное и художественное развитие.

              Смыслообразующие идеи программы:

  • наиболее продуктивные и достойные человека способы взаимодействия людей друг с другом – сотрудничество, компромисс, взаимные уступки, что невозможно без умения общаться, договариваться, преодолевать себя;

  • умение жить в коллективе, если дети заняты общей, увлекательной для них деятельностью, если в классе доброжелательная атмосфера, если каждый стремиться понять себя и другого  и в то же время умеет принимать достойное индивидуальное решение и следовать ему;

  • умение принимать достойное  решение –  самостоятельный и ответственный выбор, осуществляемый конкретной личностью, исходя из её индивидуальных интересов и возможностей и из интересов и возможностей окружающих;

  • осуществлять самостоятельный выбор, требуемый от человека определённой  личностной зрелости, оно невозможно без осмысленной инициативы  и определённой компетентности;

  • умение быть самостоятельным – целостное проявление  человека. В нём проявляется индивидуальность, отражается прошлое, проецируется будущее школьника.

  • углубление внутрисемейных отношения, обогащение связи школы с семьёй, привлечение родителей к совместной работе с детьми.

Практическая направленность занятий выражается в реализации идеи подготовки ребенка к жизни, взаимоотношениям и взаимодействию с окружающими людьми, самопознания, самоорганизации и самосовершенствования, стремления к общечеловеческим идеалам и ценностям, здоровому образу жизни. Происходит обогащение личного опыта ребенка (чувственного, практического) и создание «зон ближайшего развития», в соответствии со способностями и интересами. Познавательные, творческие, веселые, увлекательные занятия помогают ребенку создать образ «Я», который включает в себя самопознание, саморазвитие и самооценку, формирование гражданской идентичности личности, принятие и осмысление ценностей, правил взаимодействия с окружающим миром.

Формы организации учебных занятий:

- теоретическая подготовка (беседы, семинары, лекции);

- практическая деятельность (акции, социологические опросы, консультации, тренинги, деловые и ролевые игры)

Формы организации учебных занятий:

-теоретическая подготовка (беседы, семинары, лекции);

- групповая (работа с группой детей);

- индивидуальная (консультации каждого воспитанника);

- практическая деятельность (опросы, консультации, тренинги, деловые и ролевые игры).

Формы организации воспитательного процесса:

- познавательно-творческая деятельность (конкурсы, турниры, дискуссии);

- культурно-досуговая деятельность (творческие гостиные, праздники, экскурсии, тренинги);

- спортивно-оздоровительная деятельность (игры на местности, пропаганда ЗОЖ, валеологические и психологические упражнения);

- работа органов ученического самоуправления (выборы детского актива, лидерские сборы и слеты, акции);

- индивидуальная работа (консультации, составление индивидуальной карты развития воспитанника, коррекция поведения);

- взаимодействие (внутренние и внешние связи коллектива).

Методы обучения:

- словесные методы (рассказ, объяснение, беседа);

- эвристический метод («нахожу», «открываю»);

- исследовательский метод (предполагает самостоятельный поиск и пути решения поставленных задач);

- наглядные методы (демонстрация схем, таблиц, образцовых работ и т. д.);

- игровые методы (ролевые, деловые, интеллектуальные и творческие игры);

- практические методы (задания, упражнения, тренинги и т. д.).

Формы занятий: групповые.

Методы и приёмы, используемые в программе:

1. Ролевые игры. Разыгрывание различных ситуаций, предлагаемых как этюды (например, обиженный и обидчик; учитель и ученик).

2. Дискуссии. Обсуждение вопросов, связанных с основной темой занятия.

3. Рисуночная арт-терапия. Задания могут быть предметно-тематические («Я в школе», «Мое любимое занятие», «Мой самый хороший поступок») и образно-тематические: изображение в рисунке абстрактных понятий в виде созданных воображением ребенка образов (таких, как «Счастье», «Добро»), а также изображающие эмоциональные состояния и чувства («Радость», «Гнев», «Обида»).

4. Моделирование образцов поведения. Поскольку тревожность и страхи перед определенными ситуациями обусловлены отсутствием у младшего подростка адекватных способов поведения, подобраны игры и упражнения на снятие тревожности, на преодоление школьных страхов, которые позволяют преодолеть тревожность и расширить поведенческий репертуар ребенка.

5. Метафорические истории и притчи.


Оборудование: компьютер и мультимедийная установка, стол и стул на каждого ученика, доска, желательны – телевизор, видео- и аудиомагнитофон.

Групповые занятия с учащимися (на которые рассчитан данный курс) не заменяют индивидуальных занятий психолога с тем или иным ребенком, нуждающимся в особой психологической помощи.

Режим занятий: программа подразумевает одно занятие в неделю. Длительность занятия - 45 минут. Программа рассчитана на учебный год и состоит из 17,5 занятий, из расчета 0,5 часа в неделю.


Описание места курса внеурочной деятельности в учебном плане


Программа внеурочной деятельности «я -пятиклассник» направлена на реализацию социально-педагогического направления, рассчитана для обучающихся 5 классов на 1 год обучения 17,5 часов в год ( 0,5 часа в неделю).


























Описание ценностных ориентиров содержания курса внеурочной деятельности

Программа основывается на реализации следующих педагогических принципов:

Принципы, которые позволяют достичь решения вышеуказанных задач:

  • Принцип системной дифференциации. Когнитивно - личностные структуры обладают внутренним потенциалом развития, так как: 1) имеют разноуровневую и иерархическую организацию, что позволяет репрезентировать в них знания от конкретных до обобщенно-абстрактных 2) формирование обобщенных знаний о способах интеллектуальных действий стимулирует потребность в их использовании для получения новых конкретных впечатлений, фактов, знаний. Полученные же конкретные сведения активизируют процесс их обобщения, который в свою очередь порождает потребность в новых конкретных впечатлениях.

  • Принцип развития. Подразумевает не только учет уровня актуального развития самосознания детей и создание оптимальной зоны ближайшего его развития, но и необходимость единого (одновременного, слитого) процесса развития самосознания и учителя, и учеников.

  • Принцип субъектности. Ориентация на этот принцип определяет построение особого рода взаимодействия между детьми и ведущим занятия психологом – полисубъектного взаимодействия, подразумевающего рассмотрение всех участников как субъектов, придание ими друг другу субъектной ценности и оказание помощи всем в расширении их возможностей в мире.

  • Принцип психологизации. Связан с использованием научных психологических знаний, преподнесенных через систему образных представлений, в качестве средства анализа собственного опыта детей, оценки себя и своих возможностей, углубления самопонимания, оптимизации самоотношения, формирования эффективной саморегуляции.

  • Принцип событийности. Суть этого принципа заключается в следующем: при проведении занятий психолог должен обеспечить их превращение в цепь связанных между собой событий, которые будут переживаться всеми участниками полисубъектного взаимодействия как целостность, единство, неразрывность изменений, происходящих в них и в окружающем мире. Только в том случае, когда каждое занятие станет событием и для каждого ребенка, и для психолога, оно реализует свой развивающий и психокоррекционный потенциал.

  • Принцип системности. Высоких результатов работы по этой программе можно добиться только при условии реализации ее как целостной системы, сложно структурированной и четко иерархизированной.

  • Принцип психологической безопасности. Проводя работу по оказанию помощи детям в лучшем понимании себя, психолог должен позаботиться о том, чтобы «боль самопознания» не оказалась для них разрушительной, травмирующей. Переживания должны оказаться продуктивными, стимулирующими саморазвитие.


Планируемые личностные, метапредметные и предметные результаты освоения данного курса

Планируемые личностные результаты освоения учащимися содержания программы по формированию творческих способностей являются следующие умения:

  • активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

  • развитие высокой мотивации учебного процесса;

  • проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

  • оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.

Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию творческих способностей следующие умения:

  • обучение умению ставить цели;

  • характеризовать явления, давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;

  • находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;

  • проявлять интерес к первым творческим успехам товарищей;

  • организовывать свою деятельность;

  • анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;

  • творчески откликаться на события окружающей жизни.


Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию пространственного представления являются следующие умения:


- создание собственного оригинального продукта, достижение нужного результата,

- ориентация на позицию других людей, отличную от собственных,   уважение иной точки зрения;

- учет разных мнений и умение обосновать собственное;

- умение слушать собеседника;

- потребность в общение со взрослыми и сверстниками

·  внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе;

·  принятие образа «хорошего ученика»;

·  самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;

·  экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

·  гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

·  осознание ответственности человека за общее благополучие.


Программа имеет практико-ориентированную направленность, в ней использованы как оригинальные разработки авторов, так и хорошо известные психологические упражнения и игры, головоломки, ребусы, психотехники.

На уроках психологического развития не ставятся отметки, но оценивание осуществляется обязательно. Ученики на этих уроках избавляются от «отметочной» психологии, они не боятся дать ошибочный ответ, так как никаких неудовлетворительных отметок за ним не последует, все ответы детей принимаются, внимательно выслушиваются, и в итоге коллективного обсуждения дети приходят к правильному решению. У них постепенно формируется отношение к этим урокам как средству развития своей личности. Главным вопросом для учеников становится вопрос «Чему я научусь (научился) сегодня на уроке?», а не «Какую отметку я получу (получил)?».

Уч-ся должны получить знания:

  • о значимости для человека внимания, ощущения, памяти, мышления, эмоций;

  • иметь представление о том, что такое память, мышление, воображение;

  • об особенностях эмоциональной памяти;

  • о способах эффективного запоминания»;

  • о способах развития мышления, внимания, памяти;

  • о способах выражения эмоций.

умения:

      • устанавливать закономерности;

      • уметь выделять существенные признаки и несущественные;

      • уметь анализировать, обобщать, сравнивать, классифицировать;

      • распознавать анаграммы и самим их составлять;

      • уметь задавать вопросы, видеть ситуацию глазами собеседника, понимать других;

      • осознавать у себя ведущие каналы восприятия информации и ориентировать их на целенаправленное развитие всей системы восприятия окружающего мира;

      • осознавать и называть собственные переживания;

      • осознавать в себе задатки и способности;

      • выражать эмоции через рисование;

      • вести исследовательскую деятельность в рамке разработки творческих проектов;

  • осознавать собственные умственные возможности;

      • уметь различать виды поведения.


Формы организации образовательного процесса:

Программа предусматривает проведение неаудиторных занятий, практических занятий, мастер-классов, тренингов, игровых и других форм в рамках системно-деятельностного подхода.









Содержание курса

Раздел 1. «Можно ли учиться с удовольствием»

Тема 1. Здесь и сейчас мы собрались. Формирование эмоционального отношения к занятиям. Адаптация детей к новому стилю общения взрослого.

Тема 2. «Здравствуй, 5 класс!». Создание дружеской атмосферы взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения детей друг с другом в классе.

Тема 3. Я и мой класс. Изготовление портрета-коллажа; раскрытие различных сторон человека: предпочтение, способности, мечты и т.д.

Тема 4. Что поможет мне учиться. Формирование учебных умений, Обучение приемам организации учебной деятельности.

Тема 5. Легко ли быть учеником. Знакомство с правилами обучения и поведения в основной школе.

Тема 6. Оценка и отметка. Определение понятий оценка и отметка, что важнее.

Раздел 2. «Искусство общение»

Тема 1. Средства общения. Развитие представлений учащихся о понятии «общение». Знакомство с функциями и формами общения, оценка возросшей значимости роли общения.

Тема 2. Какой я собеседник? Изучение индивидуальных, особенностей личности ребёнка.

Тема 3. Умение слушать и слышать. Понятие активного слушания. Развитие у учащихся умения молчать, слушать, ставить себя на место другого человека.

Тема 4. Правила честного спора. Развитие у учащихся умения молчать, слушать, ставить себя на место другого человека.

Тема 5. Общение без слов. Изучение приемов невербальной коммуникации, раз­витие представлений учащихся об интерпретации невербальных сигналов в общении.

Тема 6. Поговорим рисунками. Передача информации с помощью рисунка.

Тема 7. Портрет нашего класса. Создание коллективного коллажа на тему «я-ты, он-она, вместе дружная семья»

Раздел 3. «Мы - команда»

Тема 1. Как избежать конфликтов. Актуализация опыта детей, связанного с ситуацией «когда меня дразнят», «когда я дразню кого-то», « когда при мне кого-то дразнят»; психологические средства избегания конфликта.

Тема 2. Взаимопонимание и взаимопомощь. Развитие умения вставать на позицию другого человека, проявлять эмпатию; обсуждение пережитых чувств.

Раздел 4. «Учимся управлять эмоциями»

Тема 1. Наши эмоции и чувства. Как преодолеть негативные эмоции . Приёмы создания позитивного настроя Знакомство учащихся с понятиями «эмоции.научить определять эмоциональное состояние других людей.

Тема 2. Наши страхи. Коллективное переживание и взаимная поддержка; виды страхов; наличие страхов у каждого человека.












Учебно-тематический план курса «Я-пятиклассник».



п/п

Наименование разделов (тем)

Количество часов

Контрольные уроки

всего

формы контроля


беседа

Практическая работа

тренинг

игра

экскурсии


1

Тема 1 : Можно ли учится с удовольствием

6

4

1


1


У4

2

Тема 2: искусство общения

7

2

4


1


У8

3

Тема 3: Мы команда

2

1

1




У14

4

Тема 4: Учимся управлять эмоциями

2

1

1




У 16

Всего часов:

17

8

7


2
































Учебно-методическое оснащение и материально-техническое обеспечение. Программа «Увлекательная психология» должна быть обеспечена такими методическими материалами, как:

- методическое пособие для психолога «Уроки психологического развития в средней школе (V-VI классы)» Локалова Н.П включающее теоретическое обоснование содержания программы, методические рекомендации по каждому разделу, примерные конспекты занятий;

- методическое пособие «Тропинка к своему Я: уроки психологии в средней школе (5-6 класс)» О.В. Хухлаева;

- методическое пособие для развития проектного мышления младших подростков «Учимся решать проблемы» Битянова М.Р., Беглова Т.В.;

- методическое пособие «Упражнения для интеллектуального тренинга учащихся средней школы» / Под ред. Э.Н. Гарсиа.;

- методическое пособие для школьных психологов «Путь в неизведанное: Развитие исследовательских способностей школьников» Савенков А.И.;

- методическое пособие «Там, где нет неправильных ответов. Развитие мышления и творческого воображения у детей» Львовский Ю.В.

- компьютер и мультимедийная установка, стол и стул на каждого ученика, доска, желательны – телевизор, видео- и аудиомагнитофон.


Комплексное психодиагностическое обследование необходимо проводить два раза в год с использованием диагностического минимума. Диагностический минимум подобран в соответствии с направлениями работы, поставленными целями и задачами (см. приложение 1.).


Дополнительная литература:

  1. 1000 веселых загадок для детей. М.: ООО Издательство «ACT», 2003.

  2. Айзенн Х„ Эванс Д. Проверьте способности вашего ребенка / Пер. с англ. Л.К. Клгокина. М.: ООО Издательство «ACT», 1998.

  3. Акимова М.К., Козлова В.Т. Коррекционно-раз-вивающие упражнения для учащихся 3-5 классов. М., 1993.

  4. Афонькин C. Ю.. Учимся мыслить логически. Увлекательные задачи для развития логического мышления. СПб.: Издательский дом «Литера», 2002.

  5. Бабаева Т.Н. У школьного порога. М., 1993.

  6. Батова А.С. Графический диктант // Начальная школа, 2003, № 9.

  7. Безруких М.М., Ефимова CJJ., Князева М.Г. Как подготовить ребенка к школе и по какой программе лучше учиться. М., 1993.

  8. Богоявленский Д.Н., Менчинская Н.А. Психология усвоения знаний в школе. М., АПН РСФСР, 1959.

  9. Боровик O-S. Развитие воображения. Методические рекомендации. М.: ООО «ЦГЛ «РОН», 2000.

  10. Битянова М.Р., Беглова Т.В. Учимся решать проблемы: Программа развития проектного мышления у младших подростков. Учебно-методическое пособие для психологов и педагогов. – 2-е изд., стер. – М.: Генезис, 2007.

  11. Венгер Л.А., Венгер АЛ. Домашняя школа мышления. М., 1985.

  12. Винокурова Н.К. Сборник тестов и упражнений для развития ваших творческих способностей, Серия «Магия интеллекта*. М., 1995.

  13. Гельфан ЕМ. Игры и упражнения для маленьких и больших. М., 1961.

  14. Гилъбух Ю.З. Темперамент и познавательные способности школьников. Киев, 1993.

  15. Гин СЛ. Мир логики: методическое пособие для учителя начальной школы. М.: «Вита-Пресс», 2003.

  16. Гордиенко Н„ Гордиенко С. Переменка // Начальная школа, Приложение к «Первое сентября». 2004, № 7.

  17. Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов / Отв. ред. В.И. Слободчиков. Томск, 1992.

  18. Деннисон П., Деннисон Г, Гимнастика для развития умственных способностей «Брейн джим». М., 1992.

  19. Локалова Н.П. Уроки психологического развития в средней школе (V-VI классы). – М.: Издательство «Ось-89», 2001г.

  20. Львовский Ю.В. Там, где нет неправильных ответов. Развитие мышления и творческого воображения у детей от 6 до 16 лет. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011.

  21. Савенков А.И. Путь в неизведанное: Развитие исследовательских способностей школьников: Методическое пособие для школьных психологов. – М.: Генезис, 2005.

  22. Упражнения для интеллектуального тренинга учащихся средней школы / Под ред. Э.Н. Гарсиа. – М.: АРКТИ, 2010.

  23. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: Уроки психологии в средней школе (5-6 класы). – 3-е изд. – М.: Генезис, 2010.














































Календарно - тематическое планирование курса «Я-пятиклассник»

№ урока

Дата урока

Тема урока

Виды внеурочной деятельности учащихся

Примечание

план

факт





Тема 1: Можно ли учиться с удовольствием



1



Здесь и сейчас мы собрались.

Беседа


2



Здравствуй, 5 класс!

Игра


3



Я и мой класс

Практическая работа


4



Что поможет мне учиться

Беседа


5



Легко ли быт учеником

Беседа


6



Оценка и отметка

Беседа





Тема 2: Искусство общения



7



Средства общения

Беседа


8



Какой я собеседник?.

Практическая работа


9



Умение слушать и слышать

Беседа


10



Правила честного спора

Игра


11



Общение без слов

Практическое занятие


12



Поговорим рисунками

Практическая работа


13



Портрет нашего класса

Практическая работа





Тема 3: Мы-команда



14



Как избежать конфликтов

Практическая работа


15



Взаимопонимание и взаимопомощь

Беседа





Тема 4: Учимся управлять эмоциями



16



Наши эмоции и чувства Как преодолеть негативные эмоции. Приёмы создания позитивного настроя

Беседа


17



Наши страхи

Практическая работа



















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Программа внеурочной деятельности "Я - пятиклассник"

Автор: Брюшкова Лидия Александровна

Дата: 08.12.2014

Номер свидетельства: 140846

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(216) "Рабочая программа внеурочной деятельности по математике в пятых классах МБОУ "СОШ п.Волжский" МО "Енотаевский  раойн". "
    ["seo_title"] => string(129) "rabochaia-proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-po-matiematikie-v-piatykh-klassakh-mbou-sosh-p-volzhskii-mo-ienotaievskii-raoin"
    ["file_id"] => string(6) "232643"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1442872566"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(295) "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности  основного общего образования ПО ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ "Тайна слова"для 5 класса, первый год обучения "
    ["seo_title"] => string(183) "rabochaia-programma-po-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-osnovnogho-obshchiegho-obrazovaniia-po-obshchieintielliektual-nomu-napravlieniiu-taina-slova-dlia-5-klassa-piervyi-ghod-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "230890"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1442302423"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "Рабочая программа "ИГРОВЫЕ ВИДЫ СПОРТА " (внеурочная деятельность по физической культуре)"
    ["seo_title"] => string(80) "rabochaia_programma_igrovye_vidy_sporta_vneurochnaia_deiatelnost_po_fizicheskoi_"
    ["file_id"] => string(6) "474106"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1529737208"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умники и умницы" "
    ["seo_title"] => string(71) "rabochaia-proghramma-po-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-umniki-i-umnitsy-1"
    ["file_id"] => string(6) "219629"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1434300274"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(238) "Тема: «Формирование языковых и коммуникативных компетенций на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности». "
    ["seo_title"] => string(140) "tiema-formirovaniie-iazykovykh-i-kommunikativnykh-kompietientsii-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury-i-vo-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "146110"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1419081607"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства