kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа работы с одаренными детьми

Нажмите, чтобы узнать подробности

В современной школе большое внимание уделяется развитию личностных результатов учащихся, самопределению, самореализации. Очень важно организовать работу с детьми с особыми образовательными способностями (одаренными детьми). В данной программе прописаны этапы работы с учащимися. Конечно, работа должна быть организована в тесном сотрудничестве со школьным психологом, классными руководителями, учителями-предметниками, родителями.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа работы с одаренными детьми »

«Согласовано»

Педсовет, Протокол №_____

от «____» _______ 20___ г.


«Утверждаю»

Директор МОУ «Липицкая СОШ»

____________ Т.А. Туфекчи

«____» _______ 20___ г.












ПРОГРАММА

МОУ «Липицкая средняя общеобразовательная школа» Серпуховского муниципального района

Московской области

«Одаренные дети»

на 2010-2015 г.г.


















- 2010-



Содержание программы:


1. Пояснительная записка

2.Цели и задачи

3.Этапы реализации программы

4. Актуальность программы

5. Концепция программы «Одаренные дети»

6. Основные виды деятельности с успешными и одаренными учащимися

7. Формы работы

8. Планирование работы

9. Планируемые результаты

10.Информационное и методическое обеспечение

11.Финансовое обеспечение




















  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая программа разработана на основе подпрограммы «Одаренные дети» Федеральной целевой программы «Дети России» и призвана обеспечить комплексный подход к созданию благоприятных условий для выявления и развития природных задатков детей на всех ступенях их воспитания и создать условия, способствующие максимальному раскрытию их потенциала возможностей.

В МОУ «Липицкая СОШ» создана система выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей. Она охватывает до 40% детского населения сельского поселения «Липицкое» и направлена на сохранение генофонда страны, формирование будущей высокопрофессиональной элиты.

Важной составляющей программы является координация деятельности школы, дошкольного отделения, дополнительного образования с одаренными детьми и их поддержка, оказание консультационной помощи родителям и педагогам, работающим с одаренными детьми.

Кроме того, предполагается продолжить работу на основе информационной базы данных талантливых и успешных (одаренных) детей школьного возраста с целью отслеживания их дальнейшего личностного и профессионального самоопределения.

Работа по программе включает в себя следующие направления:

  • планирование и организация методической работы;

  • организация психолого-педагогической поддержки участникам реализации программы;

  • проведение диагностик и мониторингов;

  • составление банка данных;

  • организация занятий в разных формах;

  • обобщение опыта работы


















  1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ


Цель программы:


Создание системы деятельности педагогического коллектива по развитию интеллектуальных и творческих способностей учащихся, развитию одаренности.


Основные задачи:


  • Обеспечить реализацию принципа личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании учащихся с повышенным уровнем обучаемости, активизировать их интеллектуальные качества в целях гармонического развития как субъекта творческой деятельности;

  • сформировать внутришкольную систему выявления и развития детской одаренности и адресной поддержки детей, проживающих в сельской местности, удаленной от крупных центров культуры, образования и науки на основе инновационных технологий выявления и поддержки успешных детей;

  • изучить факторы целенаправленного психолого-педагогического содействия процессам развития личности, эффективной реализации способностей к неограниченному развитию индивидуальности каждого субъекта педагогического процесса;

  • совершенствовать систему подготовки учителей, обучение через методическую учебу, педсоветы, самообразование;

  • отобрать технологии, методы и приемы обучения, способствующие развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;

  • скоординировать деятельность участников образовательного пространства в рамках сельского социокультурного комплекса (ССКК);

  • оказать консультационную помощь родителям и педагогам, работающим с творческими детьми;

  • предоставить возможности и способствовать совершенствованию индивидуальных способностей в совместной деятельности со сверстниками, учителем, через самостоятельную исследовательскую и проектную деятельность

  • создать банк данных «Одаренные дети», включающийй информацию о педагогах, работающих с одаренными детьми, об одаренных детях, об индивидуальных образовательных программах, о научно-педагогической литературе



  1. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ


1 этап: диагностико - прогностический, методологический

(2010-2011 годы)

Мониторинг одаренности.

Создание:

* банка данных по одаренным детям;

* банка творческих работ учащихся (портфолио);

* банка текстов олимпиад и интеллектуальных конкурсов;

* рекомендаций по работе с одаренными.

Организация:

* системы дополнительного образования;

* внеклассной работы по предмету;

* предметных недель;

* олимпиад;

* творческих конкурсов.


2 этап: деятельностный (2011-2014 годы)

* Экспертиза обучающих программ для детей повышенного уровня обучаемости.

* Выявление одаренных детей на ранних этапах развития.

* Организация системы научно-исследовательской деятельности учащихся.

* Внедрение метода проектов.

* Учет индивидуальных достижений в психограмме.

* Проведение выставок детского творчества.

* Обобщение опыта работы по технологиям творческого и интеллектуального развития.


3 этап: констатирующий (2014-2015 годы)

* Создание банка педагогического опыта в работе с одаренными.

* Выпуск методического бюллетеня «Опыт работы с одаренными детьми».

* Внедрение в практику работы рейтинга учащихся.









4.АКТУАЛЬНОСТЬ:

В соответствии с требованиями, системой ведущих идей, теорий, ключевых задач, а также требований к результатам образования Стандарта встала необходимость повышения уровня общего образования. Одним из видов такой деятельности является работа с одаренными детьми.

Основные парадигмы развития одаренности:

1. Все дети одарены от природы.

2. На развитие одаренности наибольшее влияние оказывает педагогический фактор.

Деятельность педагогического коллектива по исследованию, диагностике, апробации методов и средств психолого-педагогического содействия реализации творчески-деятельного потенциала детей повышенного уровня обучаемости соответствует целям Стандарта. Она обеспечивает условия для саморазвития учащихся, для повышения их мотиваций к познанию и самовоспитанию. При этом возникает особая форма организации обучающей деятельности, нацеленная на обоснование принципиально новой системы образования детей повышенного уровня обучаемости, на определение парадигмы развивающего вариативного образования для одаренных детей.

Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения.

В последние годы в школе можно наблюдать расширение числа участников и победителей предметных олимпиад, конкурсов и соревнований. Достаточно высокие достижения наши школьники показывают на районных, областных и Всероссийских конкурсах.

Возрос интерес детей к занятиям исследовательской деятельности. Учащиеся принимают участие в создании реальных проектов по предметам и во внеурочной деятельности. Одновременно возрастает качество представляемых работ..

Для развития спортивной, творческой одаренности детей проводятся спортивные соревнования, спартакиады, смотры-конкурсы.

Улучшение работы учителей в данном направлении, привело к возникновению проблем выявления, поддержки и развития одаренных детей. Их решение должна обеспечить Программа, связанная с координацией деятельности всех педагогов школы. Программа должна предусмотреть создание равных стартовых условий для выявления, развития, социальной поддержки одаренных детей, реализации их потенциальных возможностей, обеспечения всестороннего развития и образования.

Другая проблема – педагогические и психологические трудности, обусловленные разнообразием видов одаренности, включая возрастную и скрытую одаренность, множество противоречивых теоретических подходов и методов. Решение этой проблемы может быть связано с определением единых подходов к пониманию детской одаренности.

Кроме того, выделим кадровую проблему, связанную с недостаточной профессиональной и личностной готовностью педагогов к работе с одаренными детьми.

  1. КОНЦЕПЦИЯ

ПРОГРАММЫ «ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ»


В научно-методической литературе (Н. А. Менчинская, Л. В. Занков, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов и др.) отмечается, что ученики отличаются друг от друга, прежде всего, способностями к учению, т. е. одаренностью, а также обучаемостью.

Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности – это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.

Обучаемость — это сложное образование, которое зависит от многих личностных качеств и способностей учащихся, и в первую очередь от интеллектуальных способностей (способность анализировать, сравнивать, обобщать, синтезировать, выделять существенное, видеть учебные проблемы и решать их), а также от уровня познавательного интереса и мотивации, целеустремленности, гибкости мышления, самоорганизации, самоопределения, устойчивости в достижении цели и др.

Обучаемость как интегральная индивидуальность личности одаренного ребенка предопределяет различный темп движения его в обучении, т.е. углубленную дифференциацию, особенно по степени познавательной самостоятельности

При этом деятельность педагогов предусматривает:

а) реализацию личностно-ориентированного педагогического подхода в целях гармонического развития человека как субъекта творческой деятельности;

б) создание системы развивающего и развивающегося образования на основе психолого-педагогических исследований, обеспечивающих раннее выявление и раскрытие творческого потенциала детей повышенного уровня обучаемости;

в) изучение факторов психолого-педагогического содействия процессам формирования личности, эффективной реализации познавательных способностей учащихся;

г) внедрение в учебно-воспитательный процесс идеи гармонизации всех учебных дисциплин в системе базисного учебного плана, что является условием обеспечения доминирующей роли познавательных мотиваций, активизации всех видов и форм творческой самореализации личности.

д) управление процессом развития интеллектуальных способностей учащихся.

Структурная целостность образовательного процесса основана на взаимозависимости компонентов структурирования: идеи - содержание - обновление содержания обучения, вариативность образовательных программ - определение индивидуальных образовательных траекторий - технологии - методика развивающего обучения и практика - образовательная деятельность - помощь семьи в образовании и воспитании детей.

Чтобы развить человека, необходимо рационально, т.е. сообразуясь с его «самостью» выбрать цели, содержание, методы, формы обучения. Нужно не упустить главное: насколько и будет ли вообще востребовано то, что дается человеку, которого обучают, воспитывают, развивают.

Педагогическая система строится на четырех базовых идеях:

- на осознании самоценности каждого школьника как уникальной, неповторимой личности;

- на неисчерпаемости возможностей развития каждого ребенка, в том числе его творческих способностей;

- на приоритете внутренней свободы перед внешней как свободы, необходимой для творческого саморазвития;

- на понимании природы творческого саморазвития как интегральной характеристики «самости», изначальными компонентами которой являются самопознание, творческое самоопределение, самоорганизация, самоуправление, творческое самосовершенствование и самореализация личности школьника.

Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.

Условно можно выделить три категории одаренных детей:

1. Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще всего встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте).

2. Дети с признаками специальной умственной одаренности – в определенной области науки (подростковый образ).

3. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (чаще встречаются в старшем школьном возрасте).


Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:

    • принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

    • принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

    • принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

    • принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;

    • принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.


  1. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО РАБОТЕ С УСПЕШНЫМИ И ТВОРЧЕСКИМИ ДЕТЬМИ


  • Привлечение детей к участию в предметных олимпиадах, интеллектуальных играх, конкурсах, состязаниях, соревнованиях, слетах, фестивалях на школьном, муниципальном, региональном, Всероссийском, международном уровнях;

  • Выявление одаренных детей и стимулирование учителей к работе с одаренными детьми на различных уровнях;

  • Подготовка кандидатов к участию во Всероссийских конкурсах, региональных олимпиадах и международных конкурсах «Золотое руно», «Кенгуру», «Русский медвежонок», «Английский бульдог», «КИТ», «ЧИП» и др.

  • Обмен педагогическим опытом по работе с одаренными детьми на уровне школьных, районных методических объединений, семинаров различных уровней для директоров и заместителей директоров школ Серпуховского муниципального района, разработка и распространение методического материала по данной проблематике.


  1. ФОРМЫ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ УЧАЩИМИСЯ

    • творческие мастерские;

    • групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися;

    • факультативы;

    • кружки по интересам;

    • занятия исследовательской деятельностью;

    • внеурочная деятельность;

    • конкурсы;

    • интеллектуальный марафон;

    • научно-практические конференции;

    • участие в олимпиадах;

    • работа по индивидуальным планам;

    • сотрудничество с другими школами.

  1. ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ


1

Внедрение проблемно - исследовательских, проектных и модульных методов обучения при непрерывном развитии у учащихся творческого и исследовательского мышления.

Сроки: постоянно.

Ответственные: зам.директора, учителя.


2

Создание и пополнение базы данных одаренных детей школы.

Сроки: постоянно.

Ответственные: психолог, учителя.


3

Проведение семинаров-практикумов с учителями, педагогами дополнительного образования по вопросам выявления одаренных детей

Сроки: в течение периода

Ответственные: психолог, зам.директора, УМЦ.


4

Организация психолого-педагогического просвещения родителей талантливых и одарённых школьников

Сроки: постоянно.

Ответственные: зам.директора, учителя, психолог.


5

Создание нормативной и методической базы

Подготовка педагогических кадров, разработка программ, планов.

Организация исследовательской деятельности

Сроки: 2010-2014г.

Ответственные: зам.директора, учителя, психолог, руководители МО.


6

Участие школьников в районных, зональных, краевых, Всероссийских предметных олимпиадах, конкурсах, смотрах

Сроки: постоянно

Ответственные: учителя


7

Проведение интеллектуальных и творческих конкурсов, среди одаренных школьников

Сроки: по особому плану в течение периода

Ответственные: зам.директора, педагог-организатор, учителя.


8

Составление календаря массовых мероприятий с одаренными детьми на учебный год

Сроки: ежегодно, август

Ответственные: зам.директора, руководитель МО.

9

Издание сборников творческих работ учащихся.

Сроки: в течение периода

Ответственные: зам.директора, учителя.



10

Обобщение эффективного опыта работы учителей с одаренными детьми

Сроки: в течение периода.

Ответственные: директор, зам.директора.


11

Размещение на школьном сайте материалов по работе с одаренными детьми.

Сроки: в течение периода

Ответственные: учитель информатики, учителя


12

Совместные мероприятия с организациями сельского социума.

Сроки: по особому плану

Ответственные: руководители организаций социума.


13

- Подготовка психолого-педагогических характеристик на каждого одарённого школьника, благодаря которым учителя разрабатывают содержание индивидуальной программы обучения

Выявление учащихся в 1-4 классах, составление диагностической карты

Разработка программ и планов индивидуальной работы с детьми

Отработка форм, методов, приёмов работы с одаренными детьми;

Стимулирование одаренных детей в участии в конкурсах, олимпиадах, викторинах различных направлений;

Использование интернет-ресурсов, дистанционных программ в работе с одаренными детьми;

Создание мониторинга результативности работы с одарёнными детьми.

Сроки: постоянно

Ответственные: психолог, учителя, зам.директора


14.

Конкурс «Ученик года»

Сроки: В течение года


15. Оформление портфолио ученика

Сроки: постоянно


16. Школьный «Интеллектуальный марафон»

Сроки: март-апрель


17. Предметные недели. Путешествие по «Наукограду»

Сроки: в течение года


18. Работа НОУ «Уникум»

Сроки: постоянно
































  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


В результате работы по Программе:


  1. будет создана система деятельности педагогического коллектива по развитию интеллектуальных и творческих способностей учащихся, развитию одаренности;

  2. повысится уровень обучаемости учащихся, активизируются их интеллектуальные качества, творческие способности;

  3. будут созданы оптимальных условий для выявления поддержки и развития одаренных детей;

  4. будет создана психолого-педагогическая поддержка для эффективной реализации способностей к неограниченному развитию индивидуальности каждого субъекта педагогического процесса;

  5. будет осуществляться внедрение в учебно-воспитательный процесс всех видов и форм творческой самореализации, нестандартности научного и художественного мышления учащихся;

  6. создан банк данных «Одаренные дети», который будет ежегодно пополняться;

  7. установлено сотрудничества в работе с одаренными детьми с заинтересованными структурами.



  1. ИНФОРМАЦИОННОЕ И МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ



  1. Конституция Российской Федерации

  2. Закон Российской Федерации «Об образовании»

  3. Постановление Правительства Российской Федерации

«О Федеральной целевой программе «Дети России»

  1. Федеральная целевая программа «Дети России»

  2. Программа развития МОУ «Липицкая СОШ»



11. ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ


Материальное стимулирование работников с одаренными детьми в соответствии с рекомендациями РКПМО для расчета выплат стимулирующей части фонда оплаты труда учителя



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Программа работы с одаренными детьми

Автор: Юдина Галина Анатольевна

Дата: 08.12.2014

Номер свидетельства: 141090

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(208) "Метод.рекомендации по составлению и использованию индивидуальных образовательных программ для одаренных детей "
    ["seo_title"] => string(125) "mietod-riekomiendatsii-po-sostavlieniiu-i-ispol-zovaniiu-individual-nykh-obrazovatiel-nykh-proghramm-dlia-odariennykh-dietiei"
    ["file_id"] => string(6) "236859"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1444163297"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА с одаренными детьми по биологии и результаты"
    ["seo_title"] => string(68) "rabochaia_programma_s_odariennymi_diet_mi_po_biologhii_i_riezul_taty"
    ["file_id"] => string(6) "410097"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1492531774"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Современные образовательные технологии в работе с одаренными детьми"
    ["seo_title"] => string(69) "sovriemiennyieobrazovatielnyietiekhnologhiivrabotiesodariennymidietmi"
    ["file_id"] => string(6) "334988"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1466101521"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(239) "Проектная работа на тему: «Организация работы с одаренными детьми в соответствии с республикан-ской программой «Одаренные дети»»"
    ["seo_title"] => string(120) "proiektnaiarabotanatiemuorghanizatsiiarabotysodariennymidietmivsootvietstviisriespublikanskoiproghrammoiodariennyiedieti"
    ["file_id"] => string(6) "280138"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453319592"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "программа работы с одаренными детьми по математике для 5-9 классов "
    ["seo_title"] => string(72) "proghramma-raboty-s-odariennymi-diet-mi-po-matiematikie-dlia-5-9-klassov"
    ["file_id"] => string(6) "229138"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1441628624"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства