Метод.рекомендации по составлению и использованию индивидуальных образовательных программ для одаренных детей
Метод.рекомендации по составлению и использованию индивидуальных образовательных программ для одаренных детей
Методические рекомендации
по составлению и использованию индивидуальных
образовательных программ для одарённых детей.
Актуальность.
Целью деятельности дополнительного образования в целом является - создание условий для жизненного личностного и профессионального самоопределения воспитанников. ДШИ имеет огромный потенциал для работы в этом направлении. Предоставляет широкий спектр видов творческой деятельности, среди которых каждый воспитанник может найти себе дело по душе, которое, возможно, в будущем станет его профессией.
Очень важно, что Дом детского творчества дает большие возможности для развития детской одаренности. Ведь, чем раньше у ребенка обнаружатся способности к той или иной деятельности, чем больше внимания будет уделено их развитию, тем легче ему будет найти свое призвание.
Любому обществу нужны одаренные люди и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности.
Если учащийся сможет самореализовать свои творческие способности, то это и будет являться одним из решающих факторов, способствующих его личностному, жизненному и профессиональному самоопределению.
Для развития одаренности учащемуся необходимы как групповые, так и индивидуальные формы обучения. Поиски в направлении разработки индивидуальных форм организации обучения ведутся многими специалистами в разных странах. Большинство зарубежных исследователей склоняются к тому, что предельно индивидуализировать образовательную деятельность ребенка можно только одним способом - разработать индивидуальные образовательные маршруты для каждого воспитанника, исходя из его индивидуальных возможностей и особенностей.
Индивидуальная образовательная программа - это программа, предназначенная для обучения одного конкретного воспитанника, направленная на развитие его индивидуальных способностей.
Индивидуальный образовательная программа поможет одаренному ребенку раскрыть все свои таланты и определиться в мире профессий. Приходим к выводу, что использование индивидуальных образовательных программ в системе дополнительного образования является одной из форм педагогической поддержки личностного, жизненного и профессионального самоопределения воспитанников.
Методика построения индивидуальной программы мало разработана, в особенности для использования в системе дополнительного образования. В многочисленных книгах и статьях о развитии детской одаренности много разных интересных задач, заданий, методик. Но как известно, серьезный педагогический эффект не могут гарантировать отдельные задания и методики, его можно добиться только имея целостную систему –программу.
Цель:
Внедрение методики разработки и использования индивидуальной образовательной программы с одаренными детьми.
Целевая аудитория: педагоги дополнительного образования.
Методика построения
индивидуального образовательного маршрута.
Педагог, составляющий индивидуальную программу для того или иного ребенка, должен опираться в первую очередь на содержание базовой программы своего объединения.
Главный вопрос всякой образовательной программы-как структурировать материал? Приступая к созданию программы педагогу необходимо определить, по какому типу структурирован материал в его программе.
Построить программу, ориентированную на развитие одаренности, таким образом, очень сложно, потому что одаренные дети, зачастую, имеют склонность к задачам дивергентного типа (творческие задания). Особенность этих заданий в том, что они допускают множество правильных ответов. Решение этих задач в рамках программы, основные требования которых систематичность и последовательность, довольно затруднительно.
Определив тип структуры образовательной программы можно приступить к разработке.
Известный специалист в области одаренных детей Джон Рензулли считает, что педагог, разрабатывающий индивидуальную образовательную программу должен действовать примерно по такой схеме:
Определить уровень развития ребенка (в т.ч. его качества и
способности);
Очертить долгосрочные и краткосрочные цели и пути к их
достижению;
Определить время, которое должен затратить ребенок на освоение стандартной и специальной программы;
Предусмотреть участие родителей;
Определить способы оценки успехов воспитанника.
.
Существует множество методик диагностики уровня развития способностей и одаренности. Назовем несколько из них:
Методика использования личной карточки одаренного ребенка;
Методика «Карта одаренности»;
Характеристика воспитанника;
Анкета для родителей;
Пожелания воспитанника.
- Определение цели и задачи программы. Исходя из результатов диагностики, педагог совместно с воспитанником и его родителями.
- Определение времени. Этот этап не должен вызвать у педагога затруднение. В индивидуальном порядке по согласованию с родителями и самим воспитанником срок действия маршрута определяется в соответствии с поставленными целями и задачами.
- Определение роли родителей воспитанника в реализации маршрута. Он предусматривает участие родителей в разработке маршрута, определении целей в совместной творческой деятельности со своим ребенком (Например, изготовление костюма для выступления на концерте и др.)
-Разработка учебно-тематического плана. Педагогу необходимо совместно с воспитанником и родителями подобрать темы занятий дополнительно к темам из базовой программы, опираясь на интересы воспитанника, его возможности и поставленные цели.
- Определение содержания учебно-тематического плана, формы занятий, приемов и методов, формы определения итогов. Рассмотрим его подробнее. Каждый одаренный ребенок неповторим, но существует много черт характерных для большинства одаренных детей.
Любопытство характерно для каждого ребенка и одаренного и обычного. Любознательность – признак одаренности. Ребенок испытывает удовольствие от умственного напряжения. Одаренным детям в большей степени, чем их нормальным сверстникам, свойственно стремление к познанию, исследованию окружающего мира.
Сверхчувствительность к проблеме.
Способность видеть проблему там, где другие не видят никаких сложностей, где все представляется как будто ясным одно из важнейших качеств, отличающих истинного творца от посредственного человека.
Склонность к задачам дивергентного типа.
Оригинальность мышления.
Способность выдвигать новые неожиданные идеи, отличающиеся от широко известных, а также способность разрабатывать существующие идеи, что особенно ценится в художественном творчестве.
Высокая концентрация внимания.
Отличная память.
Синтез памяти и способности классифицировать, структурировать, систематизировать не редко выражается в склонности к коллекционированию.
Способность к оценке.
Производное критического мышления.
Широта интересов.
Одаренные дети могут если не все, то много
-Интеграция с другими специалистами. Разработчик маршрута, проанализировав результаты диагностики и исходя из содержания учебно-тематического плана, решает, нужно ли для достижения поставленной цели привлечь к работе с данным воспитанником других специалистов. (Например: Если воспитанник занимается вокалом, то ему возможно необходимо занятие и с хореографом, или если по результатам диагностики выяснилось, что у воспитанника есть психические особенности, то ему необходимы занятия с психологом).
-Определение способов оценки и самооценки успехов воспитанника. Способ оценки и самооценки успехов выбирает педагог совместно с воспитанником.
Предлагается проводить оценку успехов на каждом этапе освоения программы
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Метод.рекомендации по составлению и использованию индивидуальных образовательных программ для одаренных детей »
Методические рекомендации
по составлению и использованию индивидуальных
образовательных программ для одарённых детей.
Актуальность.
Целью деятельности дополнительного образования в целом является - создание условий для жизненного личностного и профессионального самоопределения воспитанников. ДШИ имеет огромный потенциал для работы в этом направлении. Предоставляет широкий спектр видов творческой деятельности, среди которых каждый воспитанник может найти себе дело по душе, которое, возможно, в будущем станет его профессией.
Очень важно, что Дом детского творчества дает большие возможности для развития детской одаренности. Ведь, чем раньше у ребенка обнаружатся способности к той или иной деятельности, чем больше внимания будет уделено их развитию, тем легче ему будет найти свое призвание.
Любому обществу нужны одаренные люди и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности.
Если учащийся сможет самореализовать свои творческие способности, то это и будет являться одним из решающих факторов, способствующих его личностному, жизненному и профессиональному самоопределению.
Для развития одаренности учащемуся необходимы как групповые, так и индивидуальные формы обучения. Поиски в направлении разработки индивидуальных форм организации обучения ведутся многими специалистами в разных странах. Большинство зарубежных исследователей склоняются к тому, что предельно индивидуализировать образовательную деятельность ребенка можно только одним способом - разработать индивидуальные образовательные маршруты для каждого воспитанника, исходя из его индивидуальных возможностей и особенностей.
Индивидуальная образовательная программа -это программа, предназначенная для обучения одного конкретного воспитанника, направленная на развитие его индивидуальных способностей.
Индивидуальный образовательная программа поможет одаренному ребенку раскрыть все свои таланты и определиться в мире профессий. Приходим к выводу, что использование индивидуальных образовательных программ в системе дополнительного образования является одной из форм педагогической поддержки личностного, жизненного и профессионального самоопределения воспитанников.
Методика построения индивидуальной программы мало разработана, в особенности для использования в системе дополнительного образования. В многочисленных книгах и статьях о развитии детской одаренности много разных интересных задач, заданий, методик. Но как известно, серьезный педагогический эффект не могут гарантировать отдельные задания и методики, его можно добиться только имея целостную систему –программу.
Цель:
Внедрение методики разработки и использования индивидуальной образовательной программы с одаренными детьми.
Целевая аудитория:педагоги дополнительного образования.
Методика построения
индивидуального образовательного маршрута.
Педагог, составляющий индивидуальную программу для того или иного ребенка, должен опираться в первую очередь на содержание базовой программы своего объединения.
Главный вопрос всякой образовательной программы-как структурировать материал? Приступая к созданию программы педагогу необходимо определить, по какому типу структурирован материал в его программе.
Построить программу, ориентированную на развитие одаренности, таким образом, очень сложно, потому что одаренные дети, зачастую, имеют склонность к задачам дивергентного типа (творческие задания). Особенность этих заданий в том, что они допускают множество правильных ответов. Решение этих задач в рамках программы, основные требования которых систематичность и последовательность, довольно затруднительно.
Определив тип структуры образовательной программы можно приступить к разработке.
Известный специалист в области одаренных детей Джон Рензулли считает, что педагог, разрабатывающий индивидуальную образовательную программу должен действовать примерно по такой схеме:
Определить уровень развития ребенка (в т.ч. его качества и способности);
Очертить долгосрочные и краткосрочные цели и пути к их достижению;
Определить время, которое должен затратить ребенок на освоение стандартной и специальной программы;
Предусмотреть участие родителей;
Определить способы оценки успехов воспитанника.
.
Существует множество методик диагностики уровня развития способностей и одаренности. Назовем несколько из них:
Методика использования личной карточки одаренного ребенка;
Методика «Карта одаренности»;
Характеристика воспитанника;
Анкета для родителей;
Пожелания воспитанника.
- Определение цели и задачипрограммы. Исходя из результатов диагностики, педагог совместно с воспитанником и его родителями.
-Определение времени. Этот этап не должен вызвать у педагога затруднение. В индивидуальном порядке по согласованию с родителями и самим воспитанником срок действия маршрута определяется в соответствии с поставленными целями и задачами.
- Определение роли родителей воспитанника в реализации маршрута. Он предусматривает участие родителей в разработке маршрута, определении целей в совместной творческой деятельности со своим ребенком (Например, изготовление костюма для выступления на концерте и др.)
-Разработка учебно-тематического плана. Педагогу необходимо совместно с воспитанником и родителями подобрать темы занятий дополнительно к темам из базовой программы, опираясь на интересы воспитанника, его возможности и поставленные цели.
-Определение содержания учебно-тематического плана, формы занятий, приемов и методов, формы определения итогов. Рассмотрим его подробнее. Каждый одаренный ребенок неповторим, но существует много черт характерных для большинства одаренных детей.
Любопытство характерно для каждого ребенка и одаренного и обычного. Любознательность – признак одаренности. Ребенок испытывает удовольствие от умственного напряжения. Одаренным детям в большей степени, чем их нормальным сверстникам, свойственно стремление к познанию, исследованию окружающего мира.
Сверхчувствительность к проблеме.
Способность видеть проблему там, где другие не видят никаких сложностей, где все представляется как будто ясным одно из важнейших качеств, отличающих истинного творца от посредственного человека.
Склонность к задачам дивергентного типа.
Оригинальность мышления.
Способность выдвигать новые неожиданные идеи, отличающиеся от широко известных, а также способность разрабатывать существующие идеи, что особенно ценится в художественном творчестве.
Высокая концентрация внимания.
Отличная память.
Синтез памяти и способности классифицировать, структурировать, систематизировать не редко выражается в склонности к коллекционированию.
Способность к оценке.
Производное критического мышления.
Широта интересов.
Одаренные дети могут если не все, то многое.
Используя данную таблицу, педагог может подобрать методы работы с одаренным ребенком по индивидуальному образовательному маршруту и добавить их к традиционным методам из базовой программы.
-Интеграция с другими специалистами. Разработчик маршрута, проанализировав результаты диагностики и исходя из содержания учебно-тематического плана, решает, нужно ли для достижения поставленной цели привлечь к работе с данным воспитанником других специалистов. (Например: Если воспитанник занимается вокалом, то ему возможно необходимо занятие и с хореографом, или если по результатам диагностики выяснилось, что у воспитанника есть психические особенности, то ему необходимы занятия с психологом).
-Определение способов оценки и самооценки успехов воспитанника.Способ оценки и самооценки успехов выбирает педагог совместно с воспитанником.
Предлагается проводить оценку успехов на каждом этапе освоения программы