kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Метод.рекомендации по составлению и использованию индивидуальных образовательных программ для одаренных детей

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические рекомендации

по составлению и использованию индивидуальных

образовательных программ для одарённых детей.

Актуальность.

Целью деятельности  дополнительного образования в целом является - создание условий для жизненного личностного и профессионального самоопределения воспитанников. ДШИ имеет огромный потенциал для работы в этом направлении. Предоставляет широкий спектр видов творческой деятельности, среди которых каждый воспитанник может найти себе дело по душе, которое, возможно, в будущем станет его профессией.

Очень важно, что Дом детского творчества дает большие возможности для развития детской одаренности. Ведь, чем раньше у ребенка обнаружатся способности к той или иной деятельности, чем больше внимания будет уделено их развитию, тем легче ему будет найти свое призвание.

Любому обществу нужны одаренные люди и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности.

Если учащийся  сможет самореализовать свои творческие способности, то это и будет являться одним из решающих факторов, способствующих его личностному, жизненному и профессиональному самоопределению.

Для развития одаренности учащемуся необходимы как групповые, так и  индивидуальные формы обучения. Поиски в направлении разработки индивидуальных форм организации обучения ведутся многими специалистами в разных странах. Большинство зарубежных исследователей склоняются к тому, что предельно индивидуализировать образовательную деятельность ребенка можно только одним способом - разработать индивидуальные   образовательные маршруты для каждого воспитанника, исходя из его индивидуальных возможностей и особенностей.

Индивидуальная  образовательная программа - это программа, предназначенная для обучения одного конкретного воспитанника, направленная на развитие его индивидуальных способностей.

Индивидуальный образовательная программа поможет одаренному ребенку раскрыть все свои таланты и определиться в мире профессий. Приходим к выводу, что использование индивидуальных образовательных программ в системе дополнительного образования является одной из форм педагогической поддержки личностного, жизненного и профессионального самоопределения воспитанников.

Методика построения индивидуальной программы мало разработана, в особенности для использования в системе дополнительного образования. В многочисленных книгах и статьях о развитии детской одаренности много разных интересных задач, заданий, методик. Но как известно, серьезный педагогический эффект не могут гарантировать отдельные задания и методики, его можно добиться только имея целостную систему –программу.

Цель:

Внедрение методики разработки и использования индивидуальной образовательной  программы  с одаренными детьми.

          Целевая аудитория: педагоги дополнительного образования.

Методика построения

индивидуального  образовательного маршрута.

Педагог, составляющий индивидуальную программу для того или иного ребенка, должен опираться в первую очередь на содержание базовой программы своего объединения.

Главный вопрос всякой образовательной программы-как структурировать материал? Приступая к созданию программы педагогу необходимо определить, по какому типу структурирован материал в его программе.

Построить программу, ориентированную на развитие одаренности, таким образом, очень сложно, потому что одаренные дети, зачастую, имеют склонность к задачам дивергентного типа (творческие задания). Особенность этих заданий в том, что они допускают множество правильных ответов. Решение этих задач в рамках программы, основные требования которых систематичность и последовательность, довольно затруднительно.

Определив тип структуры образовательной программы можно приступить к разработке.

Известный специалист в области одаренных детей Джон Рензулли считает, что педагог, разрабатывающий индивидуальную образовательную программу должен действовать примерно по такой схеме:

  1. Определить уровень развития ребенка (в т.ч. его качества и
    способности);
  2. Очертить долгосрочные и краткосрочные цели и пути к их
    достижению;
  3. Определить время, которое должен затратить ребенок на освоение стандартной и специальной программы;
  4. Предусмотреть участие родителей;
  5. Определить способы оценки успехов воспитанника.

.

Существует множество методик диагностики уровня развития способностей и одаренности. Назовем несколько из них:

  • Методика использования личной карточки одаренного ребенка;
  • Методика «Карта одаренности»;
  • Характеристика воспитанника;
  • Анкета для родителей;
  • Пожелания воспитанника.

- Определение  цели и задачи программы. Исходя из результатов диагностики, педагог совместно с воспитанником и его родителями.  

- Определение времени. Этот этап не должен вызвать у педагога затруднение. В индивидуальном порядке по согласованию с родителями и самим воспитанником срок действия маршрута определяется в соответствии с поставленными целями и задачами.

 - Определение роли родителей воспитанника в реализации маршрута. Он предусматривает участие родителей в разработке маршрута, определении целей в совместной творческой деятельности со своим ребенком (Например, изготовление костюма для выступления на концерте и др.)

          -Разработка учебно-тематического плана. Педагогу необходимо совместно с воспитанником и родителями подобрать темы занятий дополнительно к темам из базовой программы, опираясь на интересы воспитанника, его возможности и поставленные цели.

- Определение содержания учебно-тематического плана, формы занятий, приемов и методов, формы определения итогов. Рассмотрим его подробнее. Каждый одаренный ребенок неповторим, но существует много черт характерных для большинства одаренных детей.

Качество личности

Характеристика качества личности

  1. Любопытство, любознательность,  познавательная потребность.

Любопытство характерно для каждого ребенка и одаренного и обычного. Любознательность – признак одаренности. Ребенок испытывает удовольствие от умственного напряжения. Одаренным детям в большей степени, чем их нормальным сверстникам, свойственно стремление к познанию, исследованию окружающего мира.

  1. Сверхчувствительность к проблеме.

Способность видеть проблему там, где другие не видят никаких сложностей, где все представляется как будто ясным одно из важнейших качеств, отличающих истинного творца от посредственного человека.

  1. Склонность к задачам дивергентного типа.
  1. Оригинальность мышления.

Способность выдвигать новые неожиданные идеи, отличающиеся от широко известных, а также способность разрабатывать существующие идеи, что особенно  ценится в художественном творчестве.

  1. Высокая концентрация внимания.
  1. Отличная память.

Синтез памяти и способности классифицировать, структурировать, систематизировать не редко выражается в склонности к коллекционированию.

Способность к оценке.

Производное критического мышления.

  1. Широта интересов.

Одаренные дети могут если не все, то много

 -Интеграция с другими специалистами. Разработчик маршрута, проанализировав результаты диагностики и исходя из содержания учебно-тематического плана, решает, нужно ли для достижения поставленной цели привлечь к работе с данным воспитанником других специалистов. (Например: Если воспитанник занимается вокалом, то ему возможно необходимо занятие и с хореографом, или если по результатам диагностики выяснилось, что у воспитанника есть психические особенности, то ему необходимы занятия с психологом).

-Определение способов оценки и самооценки успехов воспитанника. Способ оценки и самооценки успехов выбирает педагог совместно с воспитанником.

Предлагается проводить оценку успехов на каждом этапе освоения программы

Просмотр содержимого документа
«Метод.рекомендации по составлению и использованию индивидуальных образовательных программ для одаренных детей »

Методические рекомендации

по составлению и использованию индивидуальных

образовательных программ для одарённых детей.

 

                                             

                                         

         

Актуальность.

Целью деятельности дополнительного образования в целом является - создание условий для жизненного личностного и профессионального самоопределения воспитанников. ДШИ имеет огромный потенциал для работы в этом направлении. Предоставляет широкий спектр видов творческой деятельности, среди которых каждый воспитанник может найти себе дело по душе, которое, возможно, в будущем станет его профессией.

Очень важно, что Дом детского творчества дает большие возможности для развития детской одаренности. Ведь, чем раньше у ребенка обнаружатся способности к той или иной деятельности, чем больше внимания будет уделено их развитию, тем легче ему будет найти свое призвание.

Любому обществу нужны одаренные люди и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности.

Если учащийся сможет самореализовать свои творческие способности, то это и будет являться одним из решающих факторов, способствующих его личностному, жизненному и профессиональному самоопределению.

Для развития одаренности учащемуся необходимы как групповые, так и  индивидуальные формы обучения. Поиски в направлении разработки индивидуальных форм организации обучения ведутся многими специалистами в разных странах. Большинство зарубежных исследователей склоняются к тому, что предельно индивидуализировать образовательную деятельность ребенка можно только одним способом - разработать индивидуальные   образовательные маршруты для каждого воспитанника, исходя из его индивидуальных возможностей и особенностей.

Индивидуальная образовательная программа - это программа, предназначенная для обучения одного конкретного воспитанника, направленная на развитие его индивидуальных способностей.

Индивидуальный образовательная программа поможет одаренному ребенку раскрыть все свои таланты и определиться в мире профессий. Приходим к выводу, что использование индивидуальных образовательных программ в системе дополнительного образования является одной из форм педагогической поддержки личностного, жизненного и профессионального самоопределения воспитанников.

Методика построения индивидуальной программы мало разработана, в особенности для использования в системе дополнительного образования. В многочисленных книгах и статьях о развитии детской одаренности много разных интересных задач, заданий, методик. Но как известно, серьезный педагогический эффект не могут гарантировать отдельные задания и методики, его можно добиться только имея целостную систему –программу.

Цель:

Внедрение методики разработки и использования индивидуальной образовательной программы с одаренными детьми.

          Целевая аудитория: педагоги дополнительного образования.

Методика построения

индивидуального  образовательного маршрута.

Педагог, составляющий индивидуальную программу для того или иного ребенка, должен опираться в первую очередь на содержание базовой программы своего объединения.

Главный вопрос всякой образовательной программы-как структурировать материал? Приступая к созданию программы педагогу необходимо определить, по какому типу структурирован материал в его программе.

Построить программу, ориентированную на развитие одаренности, таким образом, очень сложно, потому что одаренные дети, зачастую, имеют склонность к задачам дивергентного типа (творческие задания). Особенность этих заданий в том, что они допускают множество правильных ответов. Решение этих задач в рамках программы, основные требования которых систематичность и последовательность, довольно затруднительно.

Определив тип структуры образовательной программы можно приступить к разработке.

Известный специалист в области одаренных детей Джон Рензулли считает, что педагог, разрабатывающий индивидуальную образовательную программу должен действовать примерно по такой схеме:

  1. Определить уровень развития ребенка (в т.ч. его качества и
    способности);

  2. Очертить долгосрочные и краткосрочные цели и пути к их
    достижению;

  3. Определить время, которое должен затратить ребенок на освоение стандартной и специальной программы;

  4. Предусмотреть участие родителей;

  5. Определить способы оценки успехов воспитанника.

.

Существует множество методик диагностики уровня развития способностей и одаренности. Назовем несколько из них:

  • Методика использования личной карточки одаренного ребенка;

  • Методика «Карта одаренности»;

  • Характеристика воспитанника;

  • Анкета для родителей;

  • Пожелания воспитанника.

- Определение  цели и задачи программы. Исходя из результатов диагностики, педагог совместно с воспитанником и его родителями.  

- Определение времени. Этот этап не должен вызвать у педагога затруднение. В индивидуальном порядке по согласованию с родителями и самим воспитанником срок действия маршрута определяется в соответствии с поставленными целями и задачами.

 - Определение роли родителей воспитанника в реализации маршрута. Он предусматривает участие родителей в разработке маршрута, определении целей в совместной творческой деятельности со своим ребенком (Например, изготовление костюма для выступления на концерте и др.)

          -Разработка учебно-тематического плана. Педагогу необходимо совместно с воспитанником и родителями подобрать темы занятий дополнительно к темам из базовой программы, опираясь на интересы воспитанника, его возможности и поставленные цели.

- Определение содержания учебно-тематического плана, формы занятий, приемов и методов, формы определения итогов. Рассмотрим его подробнее. Каждый одаренный ребенок неповторим, но существует много черт характерных для большинства одаренных детей.


Качество личности

Характеристика качества личности


  1. Любопытство, любознательность,  познавательная потребность.

Любопытство характерно для каждого ребенка и одаренного и обычного. Любознательность – признак одаренности. Ребенок испытывает удовольствие от умственного напряжения. Одаренным детям в большей степени, чем их нормальным сверстникам, свойственно стремление к познанию, исследованию окружающего мира.


  1. Сверхчувствительность к проблеме.

Способность видеть проблему там, где другие не видят никаких сложностей, где все представляется как будто ясным одно из важнейших качеств, отличающих истинного творца от посредственного человека.


  1. Склонность к задачам дивергентного типа.



  1. Оригинальность мышления.

Способность выдвигать новые неожиданные идеи, отличающиеся от широко известных, а также способность разрабатывать существующие идеи, что особенно  ценится в художественном творчестве.


  1. Высокая концентрация внимания.



  1. Отличная память.

Синтез памяти и способности классифицировать, структурировать, систематизировать не редко выражается в склонности к коллекционированию.


  1. Способность к оценке.

Производное критического мышления.


  1. Широта интересов.

Одаренные дети могут если не все, то многое.


Используя данную таблицу, педагог может подобрать методы работы с одаренным ребенком по индивидуальному образовательному маршруту и добавить их к традиционным методам из базовой программы.

 -Интеграция с другими специалистами. Разработчик маршрута, проанализировав результаты диагностики и исходя из содержания учебно-тематического плана, решает, нужно ли для достижения поставленной цели привлечь к работе с данным воспитанником других специалистов. (Например: Если воспитанник занимается вокалом, то ему возможно необходимо занятие и с хореографом, или если по результатам диагностики выяснилось, что у воспитанника есть психические особенности, то ему необходимы занятия с психологом).

-Определение способов оценки и самооценки успехов воспитанника. Способ оценки и самооценки успехов выбирает педагог совместно с воспитанником.

Предлагается проводить оценку успехов на каждом этапе освоения программы

                                                                               




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Аверьянова Лидия Александровна

Дата: 06.10.2015

Номер свидетельства: 236859

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства