Современные образовательные технологии в работе с одаренными детьми
Современные образовательные технологии в работе с одаренными детьми
В своей работе я показала необходимость реализации программы "Работа с детьми, имеющих повышенную мотивацию к изучению математики". Целевая программа "Одаренные дети" необходима, я показала цели, задачи, разноуровневый подход к детям.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Современные образовательные технологии в работе с одаренными детьми»
Система работы с одаренными детьми
Из опыта работы учителя математики
Савриной Т.В.
МБОУ Лицей №8
Система работы с одаренными детьми
Одарённость человека– это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать всё необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод.
В. А. Сухомлинский
Система работы с одаренными детьми
Виды одаренности
академическая одаренность представляет собой ярко выраженную способность учиться;
интеллектуальная одаренность проявляется не столько в способности учиться, сколько в умении думать, анализировать, сопоставлять факты, то есть выполнять сложную интеллектуальную работу;
творческая одаренность - такие ученики могут дать ответ на поставленную проблему, или трудную задачу, но кропотливая работа, связанная с записью решения с полным обоснованием, энтузиазма у них не вызывает.
Система работы с одаренными детьми
Статистика
Нестандартно мыслящих людей
среди взрослых 2%,
среди подростков – 11%,
среди 7-летних – 17%,
а среди 6-летних – 37%.
Нераскрытые способности постепенно угасают вследствие не востребованности.
Процент одаренных (с точки зрения психологов) с годами резко снижается. Отсюда и видна роль школы и учителя в развитии одаренности.
Система работы с одаренными детьми
Все выше сказанное привело к необходимости разработать и приступить к реализации программы
«Работа с детьми, имеющих повышенную мотивацию к изучению математики».
Министерство образования Российской Федерации
Федеральная целевая программа “Одаренные дети”
Создание условий,
обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей,
реализацию их потенциальных возможностей,
является одной из приоритетных задач
современного общества.
Требуется серьезная просветительская работа среди учителей и работников народного образования, а также родителей для формирования у них
научно адекватных и современных представлений о природе, методах выявления и путях развития одаренности.
Система работы с одаренными детьми
Целипрограммы
выявление и поддержка способных и одаренных детей, раскрытие их индивидуальности, развитие целостного миропонимания, творческого и системного мышления;
развития также способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на уверенный скачок в развитии их способностей;
развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, исследовательская работа);
развитие и выработка социально ценных компетенций у учащихся.
Система работы с одаренными детьми
Задачи программы
предусматривать степень и метод самораскрытия одарённых обучающихся, умственное, эмоциональное, социальное развитие и индивидуальное различие обучающихся;
удовлетворение потребности в новой информации (широкая информационно – коммуникативная адаптация);
помощь одарённым детям в самораскрытии (их творческая направленность, самопрезентация в отношениях).
Система работы с одаренными детьми
Специалисты выделяют несколько категорий
детей, называемых обычно одаренными:
дети с высоким уровнем творческих способностей;
дети, достигшие успехов в каких-либо областях деятельности (юные музыканты, художники, математики, шахматисты, спортсмены и др.), эту категорию чаще всего называют талантливыми и для них создают специальное образовательное пространство;
дети, хорошо обучающиеся в школе (академическая одаренность).
Система работы с одаренными детьми
Система работы с одаренными детьми включает в себя следующие компоненты:
выявление одаренных детей, проведение диагностических измерений;
изучение индивидуальных способностей и возможностей одаренного ребёнка;
изучение интересов обучающихся в изучаемом предмете, разработка индивидуального образовательного маршрута для каждого одарённого ребёнка;
развитие творческих способностей на уроках;
развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, исследовательская и проектная работа);
создание условий для всестороннего развития одаренных детей.
формирование банка данных одарённых детей школы.
Система работы с одаренными детьми
Первое - разноуровневый подход к детям
Использовать разноуровневые задания (обучающие и контролирующие).
Ребенок должен уметь оценивать себя и своих товарищей, знать, что необходимо уметь на оценку “3”, “4” и “5”.
Использовать разноуровневые задания необходимо не только на уроках, но и в виде домашнего задания.
Система работы с одаренными детьми
Второе - обучение самостоятельной работе
Учить работать самостоятельно
с учебником, с дополнительной
литературой, проводить
исследовательскую работу.
Система работы с одаренными детьми
Третье - обучение исследовательской и проектной работе
Использование задач с элементами исследования, развивающие задачи. Такие задания можно предлагать, как дополнительные ( т.е. не обязательные для выполнения) всему классу, но для одарённых учащихся эти задания являются обязательными (выполнение таких заданий оценивается оценкой «5», если учащимся допущена ошибка, то оценка не выставляется.)
Система работы с одаренными детьми
Программа разработана по трем направлениям:
работа с учащимися;
работа с родителями;
работа с педагогическим коллективом.
Формы работы с одаренными учащимися
кружки «Занимательная математика», «10 шагов к успешной сдачи ЕГЭ»;
занятия проектной деятельностью;
конкурсы;
математические бои;
неделя математики;
научно-практические конференции;
участие в олимпиадах;
работа по индивидуальным планам.
Система работы с одаренными детьми
Различные типы олимпиадных задач:
логические задачи,
математические ребусы,
инварианты,
принцип Дирихле,
геометрические задачи (на разрезание и др.),
арифметические задачи, текстовые задачи: решаемые с конца, на переливание, взвешивание, на движение, выигрышные ситуации.
Система работы с одаренными детьми
Современные образовательные технологии, используемые в работе с одаренными детьми
В процессе обучения
В процессе воспитания
Технология индивидуализации и дифференцированного обучения
Технология проблемного обучения
Технология проектного обучения,
Информационно-коммуникационные технологии
Технология организации коллективного взаимодействия школьников
Технология инновационной оценки «портфолио»
Система работы с одаренными детьми
Рекомендации учителям,
работающим с одаренными детьми
Не занимайтесь наставлениями, помогайте детям действовать независимо, не давайте прямых инструкций относительно того, чем они должны заниматься;
Не сдерживайте инициативы и не делайте за них то, что они могут сделать самостоятельно;
Научите школьников прослеживать межпредметные связи и использовать знания, полученные при изучении других предметов;
Приучайте детей к навыкам самостоятельного решения проблем, исследования и анализа ситуации;
Используйте трудные ситуации, возникшие в школе или дома, как область приложения полученных навыков при решении задач;
Помогайте детям научиться управлять процессом усвоения знаний.