Программа работы пришкольного оздоровительного лагеря
Программа работы пришкольного оздоровительного лагеря
Программа работы пришкольного лагеря "Солнышко" разработана и опробирована в работе летом 2014 года. Документ составлен на основе плана воспитательной работы образовательного учреждения на год и с целью организации досуга учащихся и их оздоровления в летний период. Строение программы соответствует программе внеурочной деятельности образовательного учреждения. План работы охвачивает все стороны детской деятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа работы пришкольного оздоровительного лагеря »
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2
Г.УСМАНИ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ
ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА М.П.КОНСТАНТИНОВА
Программа работы
школьного лагеря
«Солнышко»
Автор программы:
начальник школьного лагеря Хорошилова Н.К.,
учитель русского языка и литературы
г.Усмань, 2014г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Исходя из образовательного процесса, определен основной приоритет программы - обеспечение физического, психологического, интеллектуального, социального благополучия учащихся, где:
физическое благополучие – сохранение и укрепление ребенком своего здоровья,
психологическое благополучие – комфортное пребывание ребенка в лагере, снятие стрессовых и конфликтных ситуаций, создание в коллективе благоприятной атмосферы,
интеллектуальное благополучие - реализация интеллектуального потенциала, расширение кругозора, приобретение новых знаний умений и навыков,
социальное благополучие – формирование активной жизненной позиции, возможность самореализации, многообразие социальных проб; социальный статус в коллективе; возможность самоопределения и совершения выбора
В основу программы заложено основное понятие «здоровья» и его составляющие:
ДРУЗЬЯ
СВОБОДА
ОБЩЕНИЕ
КАРЬЕРА
СПОРТ
ТВОРЧЕСТВО
СЕМЬЯ
СЧАСТЬЕ
Актуальность программы
Детская безнадзорность и беспризорность, рост правонарушений в подростковой среде - это важнейшая социальная проблема, состояние которой является ярким показателем степени цивилизованности, гуманности и заботы о будущем любого современного государства и общества. Рост детской безнадзорности в нашей стране перестал быть случайным фактом, а стал распространенным явлением. Причина этого роста - следствие ряда негативных явлений. Среди них:
падение жизненного уровня значительного числа семей,
рост безработицы,
ощущение утраты жизненных перспектив частью взрослого населения;
формализация отношений между школой и семьей;
нежелание некоторых родителей замечать проблемы подростков, приписывать их к «переходному возрасту»
Действие этих и многих других факторов привело к ослаблению воспитательной функции семьи, снижению или полному прекращению их заботы о детях; равнодушию к судьбам детей из семей «группы социального риска» чиновников и представителей правоохранительных органов. Резко снизился уровень достижения необходимого эффекта в деятельности системы профилактики детской безнадзорности, как в общеобразовательных учреждений, так и ведомственных структурах.
Остро стоит проблема занятости подростков, организации досуговой деятельности. Увеличивается показатель так называемых социально дезадаптированных подростков. Снижается уровень патриотизма и гражданской ответственности молодежи. Ежегодно увеличивается количество правонарушений, совершенных детьми. И не всегда они из неблагополучных семей. Большинство из несовершеннолетних имеют дом, родителей, но по разным причинам находятся без надлежащей опеки взрослых.
Реальным фактом современной России является и снижение количества здоровых детей и подростков. Известно, что здоровье человека – это не только отсутствие болезней, но и благополучие в различных аспектах состояния: духовного, психологического, эмоционального, социального и т.д. Именно этого не хватает мальчишкам и девчонкам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, которые зачастую предоставлены сами себе.
Важной для педагогики задачей представляется развитие в ребенке умения жить в постоянно развивающемся мире, предполагающем умение постоянно творчески изменять себя и воспринимать взрослый и детский мир как диалектическую систему.
Человеческое мышление, способность к творчеству - величайший дар природы. Очень важно понимать, что даром этим природа отмечает каждого человека. Но так же очевидно и то, что свои дары она поровну не делит и кого-то награждает щедро, не скупясь, а кого-то обходит стороной. Именно поэтому, школьная программа для лагеря ставит своей целью развитие творческих способностей детей, которые заложены в них природой , предотвратить безнадзорность и правонарушения детей, предоставленных самим себе, и позволяет ребёнку реализоваться в период каникул.
Центром воспитательной работы школьного лагеря является ребенок и его стремление к реализации.
Пребывание здесь для каждого ребенка– время получения новых знаний, приобретения навыков и жизненного опыта. Это возможно благодаря продуманной организованной системе планирования каждой лагерной смены.
«Надо было судить
не по словам,
а по делам»
А. Экзюпери
Цель программы:создание условий для организованного отдыха учащихся в период каникул , укрепления физического, психического и эмоционального здоровья детей, развития их творческих способностей
Задачи:
1. Создание условий для организованного отдыха детей.
2. Укрепление здоровья, содействие полноценному физическому и психическому развитию.
3. Приобщение ребят к творческим видам деятельности, развитие творческого мышления.
4. Формирование культурного поведения, санитарно-гигиенической культуры.
5. Развитие потребности и способности ребёнка проявлять своё творчество.
6. Формирование положительного отношения родителей к работе органов школьного самоуправления и привлечение их к участию в этой деятельности.
Принципы:
1. Принцип гуманизации отношений: построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху. Через идею гуманного подхода к ребенку, родителям, сотрудникам лагеря необходимо психологическое переосмысление всех основных компонентов педагогического процесса.
2. Принцип соответствия типа сотрудничества психологическим возрастным особенностям учащихся и типу ведущей деятельности: результатом деятельности воспитательного характера в школьном лагере «Солнышко» является сотрудничество ребенка и взрослого, которое позволяет воспитаннику лагеря почувствовать себя творческой личностью.
3. Принцип демократичности: участие всех детей и подростков в развитии творческих способностей
4. Принцип дифференциации воспитания:дифференциация в рамках пришкольного лагеря предполагает:
- отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей;
- создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены (дня);
- взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;
- активное участие детей во всех видах деятельности.
5. Принцип творческой индивидуальности: творческая индивидуальность – это характеристика личности, которая в самой полной мере реализует, развивает свой творческий потенциал.
6.Принцип приоритета самореализации детей и подростков в жизнедеятельности своего коллектива, поддержки и открытости для межличностного общения.
7.Принцип включенности в реальные социально-значимые отношения.
Основные формы реализации программы.
Школьный лагерь «Солнышко» - это педагогическая система, способствующая развитию ребенка как творческой личности, его духовного и физического саморазвития, возможности для воспитания трудолюбия, активности, целеустремленности, здорового образа жизни.
В основу реализации программы заложены разнообразные формы и методы.
Участники программы
1. Участниками программы для работы школьного лагеря «Солнышко» являются учащиеся образовательного учреждения , педагогические работники.
2.Возраст воспитанников лагеря с дневным пребыванием 6-15 лет.
3.Преимущество при зачислении в «Солнышко» имеют дети из многодетных, неполных, мало обеспеченных семей, дети-сироты, дети, лишившиеся попечения родителей, дети-инвалиды, дети «группы риска», из семей, попавших в социально опасное положение.
4. Зачисление детей в лагерь производится в соответствии с заявлениями родителей или лиц, их заменяющих.
5.Комплектование педагогическими, медицинскими кадрами, обслуживающим персоналом осуществляет директор ОУ совместно с начальником лагеря.
6. Работники лагеря несут личную ответственность за жизнь и здоровье детей в пределах возложенных на них обязанностей.
Ресурсное обеспечение программы.
Материальная база:
Для реализации программы необходимо наличие:
канцелярских принадлежностей;
компьютеров;
помещения для проведения мероприятий, игровых комнат;
спортивного зала;
актового зала;
2. Кадровое обеспечение программы:
спортивный руководитель;
психолог;
музыкальный руководитель;
воспитатели
библиотекарь
Функциональные обязанности сотрудников лагеря.
Начальник лагеря:
организует, координирует и контролирует работу сотрудников лагеря;
разрабатывает авторскую программу работы лагеря «Солнышко»;
обеспечивает безопасность жизни и здоровья детей и сотрудников лагеря;
оформляет необходимые документы на открытие и функционирование лагеря;
руководит работой педагогического и вспомогательного персонала
Старшая вожатая:
отвечает за художественное оформление в пришкольном лагере , а так же за оформление мероприятий, проводимых в лагере;
составляет план работы на смену и подводит итоги своей работы;
составляет и подбирает методические разработки воспитательных мероприятий, сценариев, праздников и т.п.;
организует вечера, праздники, походы, экскурсии, поддерживает социально значимые инициативы воспитанников в сфере их свободного времени, досуга и развлечений
Воспитатель:
обеспечивает реализацию плана работы;
обеспечивает и отвечает за безопасность детей во время проведения культмассовых мероприятий;
несет материальную ответственность за имущество, выданное на лагерь
Этапы реализации программы.
Подготовительный этап.
Этот этап характеризуется тем, что за 1 месяц до открытия школьного лагеря начинается подготовка к лагерному сезону. Деятельностью этого этапа является:
- проведение совещаний при директоре и заместителе директора по воспитательной работе по подготовке школы к летнему сезону;
- издание приказа по школе о проведении летней кампании;
- подготовка методического материала для работников лагеря;
- отбор кадров для работы в пришкольном лагере;
- составление необходимой документации для деятельности лагеря (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции т.д.);
- сбор заявлений в лагерь от родителей или лиц, их заменяющих
Организационный этап смены.
Этот период короткий по количеству дней, всего лишь 2-3 дня.
Основной деятельностью этого этапа является:
- встреча детей, выявление их способностей;
- запуск программы ;
- формирование органов самоуправления ;
- знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря.
Основной этап смен:
- реализация основной идеи смены;
- вовлечение детей и подростков в различные виды коллективно- творческих дел по плану работы
Заключительный этап смены.
Основной идеей этого этапа является:
- подведение итогов смены;
- выработка перспектив деятельности организации;
-анализ предложений детьми, родителями, педагогами, внесенными по деятельности пришкольного лагеря в будущем.
Содержание программы
Организационно-педагогическая деятельность
- комплектование штата лагеря кадрами
-участие в семинарах по организации летнего отдыха для начальников лагерей
- совещание при директоре, зам. директора по воспитательной работе по организации летнего отдыха учащихся
- проведение инструктажей с воспитателями по технике безопасности и охране здоровья детей
Оздоровительная работа
Основополагающими идеями в работе с детьми в школьном летнем лагере является сохранение и укрепление здоровья детей, поэтому в программу включены следующие мероприятия:
осмотр детей медицинским работником;
утренняя гимнастика;
пребывание детей на свежем воздухе (в течение всего времени пребывания в лагере в светлое время суток);
организация пешеходных экскурсий ;
организация здорового питания детей;
организация спортивно-массовых мероприятий:
соревнования по лёгкой атлетике;
спортивные эстафеты;
подвижные спортивные игры
городские спортивные мероприятия
Работа по сплочению коллектива воспитанников
Для повышения воспитательного эффекта программы и развития коммуникативных способностей с детьми проводятся:
- коммуникативные игры на знакомство ;
- игры на выявление лидеров ;
- игры на сплочение коллектива
Профилактические мероприятия и мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций и охране жизни детей в летний период
-инструктажи для детей: «Правила пожарной безопасности», «Правила поведения детей при прогулках и походах», «Правила при поездках в автотранспорте», «Безопасность детей при проведении спортивных мероприятий», «Правила безопасного поведения на водных объектах и оказания помощи пострадавшим на воде»;
-беседы «Уроки безопасности при пожаре» с приглашением представителей ПЧ;
-профилактические беседы о правонарушениях несовершеннолетних с приглашением инспекторов ПДН;
- профилактические беседы о правилах дорожного движения с приглашением инспекторов ОГИБДД;
-профилактические беседы о вреде наркотиков с приглашением медицинских работников МУЗ ЦРБ;
-конкурсы рисунков на асфальте на разные темы;
-инструкции по основам безопасности жизнедеятельности: «Один дома», «Безопасность а городской квартире», «Правила поведения с незнакомыми людьми», «Правила поведения и безопасности человека на воде», «Меры доврачебной помощи»
Работа по развитию творческих способностей детей
- оформление отрядных уголков, стенных газет;
- ярмарка идей и предложений;
- конкурсы рисунков на асфальте;
- коллективно-творческие дела разной тематики;
- работа школьных кружков
- мероприятия на развитие творческого мышления:
- городские мероприятия
Работа по патриотическому развитию детей
- экскурсии по городу ;
- беседа о символике Российской Федерации;
- экскурсия «Природа моего края»;
- экскурсия в Графский биосферный заповедник;
- беседа о нашем городе ;
- экологический мероприятия
Работа по привитию навыков самоуправления
- выявление лидеров;
- распределение обязанностей в отряде;
- закрепление ответственных по различным видам поручений;
- дежурство по столовой, игровым комнатам
Аналитическая деятельность по работе программы
- предварительный сбор данных на воспитанников школьного лагеря «Солнышко»;
- анализ городских и лагерных мероприятий;
- анализ работы программы в заключительный день работы
Содержание работы лагерной смены
спортивно-оздоровительное
экологическое
краеведческое
трудовое
гражданско-патриотическое
Ожидаемые результаты выполнения программы деятельности лагеря:
- общее оздоровление детей.
укрепление здоровья;
пополнение жизни детей интересными социо-культурными событиями;
развитие творческих способностей, инициативы и активности ребёнка;
привитие навыков самообслуживания;
чувство патриотизма;
уважение к родной природе.
Приложение № 1
Организация взаимодействия школьного лагеря МБОУ СОШ №2 г.Усмани Липецкой области «Солнышко»
с социумом
Городской музей
Районная газета
Детская и спортивная площадки
МЧС
ЦДТ
ГИБДД
Музыкальная школа
Дворец спорта
Дом культуры
Детская поликлиника
Площадки по месту жительства.
Районная библиотека
и филиал районной библиотеки
Бассейн и Ледовый дворец
Летние пришкольные лагеря
в других школах
Приложение № 2
Координационно – педагогический компонент
в работе по программе.
Приложение № 3
8.30-9.00- Сбор детей, линейка, зарядка.
9.00.-9.15.- Утренняя линейка.
9.15. – 10.00. – Завтрак.
10.00.-12.00.- Работа по плану отрядов, общественно полезный труд, работа кружков и секций.
12.00.-13.00.- Культурно-массовые и спортивные мероприятия.