Универсальным механизмом развития личности, обеспечивающим ее вхождение в мир культуры и адаптации к существованию в современном мире, является творчество.
Творческая деятельность человека, как правило, обусловлена теми способностями, которые формируются в школьные годы. Она стимулирует развитие индивидуальности ребенка, его талантов, умственных и физических способностей, служит средством углубления знаний.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа «Пластика современной хореографии» »
Программа «Пластика современной хореографии» (раздел «Контактная импровизация») Образцового театра танца «Импульс» МАОУ ДОД «Рязанский городской Дворец детского творчества».
Педагог дополнительного образования
Кочеткова Ольга Михайловна
Пояснительная записка.
Программа имеет художественно-эстетическую направленность.
Универсальным механизмом развития личности, обеспечивающим ее вхождение в мир культуры и адаптации к существованию в современном мире, является творчество.
Творческая деятельность человека, как правило, обусловлена теми способностями, которые формируются в школьные годы. Она стимулирует развитие индивидуальности ребенка, его талантов, умственных и физических способностей, служит средством углубления знаний.
Особым видом творческой деятельности детей является изучение и практическое освоение современного танца.
Влияние времени - это закон, который никому еще не удавалось обойти ни в политике, ни в науке, ни тем более в искусстве. Более ста лет в США, затем в Западной Европе и в других странах развивается современный танец различных стилей, манер и направлений. Наконец это развитие коснулось и нашей страны.
Данная программа явилась результатом практического опыта автора, его педагогической и исполнительной деятельности.
Новизна программы состоит в том, что позволяет представить детям современный танец как целостное явление, занимающее в настоящее время значимое место в мировой культуре.
Актуальность программы. Говоря о «Пластике современной хореографии», мы имеем в виду изучение танца во всем многообразии используемых в данный момент на эстраде и в профессиональном балетном театре техник и направлений, что позволяет комплексно воспитать тело танцора.
В программе учитываются основные постулаты педагогики: от простого - к сложному, постепенность накапливаемых знаний и умений, преемственность знаний и т.д.
В основу образовательного процесса положены следующие принципы:
гуманизации;
демократизации;
последовательности;
системности;
сотрудничества;
детского центризма;
увлекательности и творчества;
культуроспособности;
учет возрастных и индивидуальных особенностей.
Программа ориентирована на развитие танцевальных способностей, физического здоровья; прививание любви к хореографии в целом, к современному танцу, как части мирового искусства, и русскому балету, как части русской культуры, в частности.
Цель программы: изучить навыки, развивающие внутреннее слушание, импровизационное мышление и быстроту реагирования. Контакт приносит радость изучения личностной интеграции и открытия интерактивного взаимодействия с партнером и группой.
Работа с детьми по данной программе помогает сформировать определенные знания умений и навыков в развитии творческой индивидуальности каждого ребенка.
Освоение программы предполагает решение множества разноплановых задач:
Образовательные:
Обучить азам контактной импровизации.
Научить творчески мыслить и воплощать балетмейстерскую задумку.
Сформировать навыки координации, владения мышечным и суставно-двигательным аппаратом.
Формировать умения и практические навыки исполнения, как отдельных движений, связок, комбинаций, так и законченных этюдов и танцев.
Развивающие:
Создавать условия для развития личности ребенка, сохранения мотивации к познанию и творчеству.
Развивать у детей генетически заложенные способности танцевать.
Развивать двигательный аппарат.
Корректировать профессиональные хореографические данные детей.
Формировать мышечный корсет.
Развивать у детей чувства ритма и музыкальности.
Развивать память движения и общую координацию.
Развивать воображение.
Развивать художественные способности детей до уровня, позволяющего им в дальнейшем продолжить обучение в профессиональных учреждениях.
Развивать творческую инициативу детей и подростков по созданию хореографических произведений.
Воспитательные:
Воспитывать чувства коллективизма, товарищества, взаимопомощи, ответственности, осознанности собственного «я» в коллективе путем приобщения детей к современному танцу.
Приобщать детей к общечеловеческим ценностям, осознания ими того, что хореография - неотъемлемая часть мировой культуры.
Воспитывать собранность и дисциплину.
Прививать трудолюбие.
Воспитывать стремление к саморазвитию.
Возраст детей и сроки реализации программы.
Данная программа рассчитана на 5 лет обучения.
Программа предполагает трехэтапный подход в организации обучения:
I этап - (подготовительный курс) 2 года обучения.
II этап - (базовый курс) 2 года обучения.
III этап- (продвинутый курс) 1 год обучения.
После каждого курса обучение в коллективе по желанию ребенка и родителя или рекомендации педагога может быть закончено.
В свою очередь, педагог имеет право принять подготовленного ребенка при совпадении возраста в группе на этап выше, относительно общих правил поступления в коллектив.
Содержание программы нацелено на то, чтобы практически на каждом занятии создавалась ситуация успеха для того, чтобы ребенок несмотря на все трудности, верил в свои силы и, таким образом, постоянно поддерживалось его желание танцевать.
Отличительной особенностью данной образовательной программы является то, что она позволяет выровнять возможности детей, используя в процессе их обучения, дифференцированный подход, а так же технологию коррекции профессиональных данных.
Форы и режим занятий
I этап - подготовительный курс: ( -5 гг.об по основной программе)
группа 1-го и 2-го года обучения – 1 раз в неделю по 1 часу.
Цель: развить интерес к контактной импровизации в целом, научить чувствовать пространство.
II этап - базовый курс:
группа 3-го и 4-го года обучения – 1 раз в неделю по 2 часа.
Цель: развить внутреннее слушание, импровизационное мышление и быстроту реагирования.
III этап-ансамбль (2 года +) или (продвинутый).
группа 5 года обучения - 1 раз в неделю по 3 часа.
Цель: углубить, закрепить и совершенствовать теоретические и практические умения и навыки по дисциплине «контактная импровизация»;
Формы подведения итогов реализации программы.
контрольные занятия по каждой теме;
открытые уроки для родителей и других гостей;
участие каждого учащегося конкретно в постановочной работе, перерастающей в сценическую практику;
теоретический зачет;
участие в мероприятиях Дворца, города, области, региона;
участие коллектива в конкурсах различного уровня (городских, региональных, Всероссийских и Международных).
Ожидаемые результаты
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ КУРС.
К концу курса дети смогут приобрести первоначальные навыки импровизации, стимулирующие формирование их хореографических способностей. К этому времени обучающиеся
должны знать:
первоначальные навыки контактной импровизации;
основы здорового дыхания;
основные правила работы с партнером.
должны уметь:
чувствовать контакт через точку;
ориентироваться в пространстве;
выполнять подготовительные упражнения контактной импровизации.
БАЗОВЫЙ КУРС.
По окончанию обучения по программе начальной ступени базового курса дети должны:
уметь поддерживать плавное переключение внимания и перенос веса через точку контакта;
чувствовать музыку и импровизировать согласно её характеру;
свободно импровизировать на месте и в процессе перемещения;
выполнять движения на разных уровнях (лежа, сидя на полу, ниже половины своего роста, стоя);
развить координацию и пластичность движений.
АНСАМБЛЬ.
По окончанию обучения по программе III курса (продвинутый) дети должны:
уметь свободно и уверенно танцевать на сцене в коллективе;
творчески относиться к занятиям;
быть доброжелательным, уметь общаться;
обладать координационно и танцевально развитым, тренированным, сильным телом танцора;
уметь чувствовать и принимать вес партнера;
свободно ориентироваться в пространстве;
избавиться от комплексов перед зрителем во время выступления.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ КУРС (2 года.)
Учебно- тематический план.
1этап
1 и 2 год обучения - 36 часов
№ п/п
Название темы
Всего
В том числе
1 год
2 год
1
год
2 год
Теор.
Практ.
Теор.
Практ.
1.
Введение в предмет контактной импровизации. Знакомство с элементарными понятиями, принципы организации и проведения занятия.
Теория. Знакомство с правилами выполнения упражнений.
Практика. Разминка «Слово – Действие»
Процедура. Ведущий называет качество движения. Например: покачивания, растяжки, скручивание, ходьба, бег, падения и подъемы, тряска. Группа придумывает движение в данной категории тремя способами: через спонтанное физическое исследование; через прошлый опыт - движения, изученные в классах техники, выученные в танцах, увиденных спектаклях или в жизненных ситуациях; подражая другим танцорам и используя свои вариации. Танцоры должны сохранять непрерывность движения.
После нескольких минут исследования одной категории движения, ведущий называет другую категорию. Или танцоры могут называть категории, в соответствии с тем, что, как они чувствуют, необходимо для разогрева.
Примечание. Если это упражнение используется как разминка, то лучше начать с простых движений (покачивание, ходьба, затем бег и растяжки) перед выполнением внезапных движений или прыжков. С помощью некоторых подсказок ведущего это упражнение может также помочь разогревать ум танцоров. Танцоры могут различать воспроизведение уже знакомого материала, открываемый новый материал, подражание чьему-либо движению и создание спонтанных вариаций. Они могут также обратить внимание на переходы между их собственным исследованием и имитацией других людей.
Так как это упражнение простое, ведущий может предложить танцорам поработать с теми областями движения или перфоманса, которые нуждаются в большом количестве внимания, таких как качество движения, использование центра, использование всех частей тела, и т.д.
Разминка «Части тела»
Процедура. Танцоры встают в круг. Один танцор называет часть тела. Все танцоры двигают этой частью тела, сначала осторожно, затем все более и более активно. Через некоторое время другой танцор может назвать другую часть тела. Танцоры тогда двигают вновь названной частью тела. Таким образом группа проходит по всем частям тела. Танцоры могут повторять процесс движения, когда движение начинается с одной части тела, а затем в него вовлекается все тело целиком
Разминка «Локомотив»
Процедура. Все выстраиваются за одним танцором. Этот танцор двигается по пространству так, чтобы задействовать различные части тела. Через некоторое время другой танцор может встать во главу линии и принять руководство, используя новый вид движения. Движение должно стать постепенно более полным и более энергичным.
Танцоры должны быть внимательными, не спешить, не делать слишком много за короткое время. Танцор, который чувствует, что не готов делать движение со всей группой, может встать в главу линии и начать другое движение, или может исполнять тот вариант движения, который чувствует более подходящим для себя. В течение этой разминки танцоры должны перемещаться по всему пространству, а не только по центру.
Тема 5. Изучение контактов (Приложение 3, рис.1,2).
Теория. Разбор и проучивание очень простых видов контактов.
Практика. Контакт спиной, плечом, грудным отделом, запястьем, локтем и т.д. Взаимосвязь дыхания и движения.
Тема 6. Контрольно-итоговые занятия.
Практика.
Выполнение тестовых заданий на пройденный материал.
БАЗОВЫЙ КУРС (2 года.)
Учебно- тематический план.
2 этап
3 и 4 год обучения - 72 часа
№ п/п
Название темы
Всего
В том числе
3 год
4 год
1
год
2
год
Теор.
Практ.
Теор.
Практ.
1.
Введение в предмет контактной импровизации. Знакомство с элементарными понятиями, принципы организации и проведения занятия.
2
2
1
1
1
1
2.
Музыкальная грамота.
12
10
2
10
2
6
3.
Ориентация в заданном пространстве
16
16
2
14
1
15
4.
Основные упражнения контактной импровизации
24
26
4
20
4
22
5.
Творческая импровизация
16
16
1
15
1
15
6.
Контрольно-итоговые занятия
2
2
-
2
-
2
Итого:
72
72
10
62
9
63
Содержание программы 3 и 4 года обучения.
Тема 1. Введение.
Теория. Правила проведения занятий. Построение детей и перестроение во время урока.
Практика. Изучение поклона.
Тема 2. Музыкальная грамота.
Теория. Музыкальные размеры.
Практика. Развитие ритмического слуха. Движения, соответствующие характеру музыки.
Тема 3.Ориентация в заданном пространстве.
Теория. Осознание пространства.
Практика. Изучение движений в перемещении.
Тема 4. Основные упражнения контактной импровизации.
Теория. Знакомство с правилами выполнения упражнений.
Практика. Зеркало. Зеркальное отражение движений других людей является основой импровизации. Даже в своих простейших формах, когда два танцора лицом друг к другу зеркально повторяют движения, зеркальное отражение выявляет навыки, существенно необходимые для всей групповой импровизации. Способность воспринимать и воспроизводить движение развивается через точное подражание; способность отвечать без промедления исходит из необходимости двигаться синхронно с партнером; способность сохранять концентрацию поддерживается постоянной фокусировкой танцоров друг на друге; и возникновение нового движения происходит из наблюдения и реагирования на движения других. Так как должна быть воспроизведена каждая деталь, танцоры также получают кинестетическое чувство движения другого. И, в конечном счете, эти навыки наблюдении и реакции - предисловие к групповой импровизации, в которой танцоры, видят и воспринимают все, что происходит в это время, независимо от размеров группы.
Процессы ведения, следования и взаимодействия свойственны всей импровизации. Упражнения на отзеркаливание, представленные здесь, дают возможность испытать все эти роли и затем развивать их. Как только танцоры приобретают некоторую способность отражать друг друга, они могут начать играть с разными вариациями этих движений. Они также получают возможность отзеркаливать большее число танцоров одновременно через «групповое зеркало».
Эти упражнения являются центральными в импровизационном процессе и могут быть неоднократно повторены. Они могут даже использоваться перед началом каждого сеанса, служа ментальной и физической разминкой для последующих импровизаций.
«Зеркало» (Приложение 3, рис.3).
Процедура. Танцоры делятся на пары, встают друг напротив друга. Один из них - ведущий, другой - ведомый. Когда ведущий движется, ведомый отражает каждое движение так точно, как это возможно. Цель - достигнуть такой согласованности движения, чтобы наблюдатель не мог различить, кто ведет и кто следует. Ведущий должен сосредоточить свое внимание на том, чтобы двигаться четко, чтобы ведомый сохранял связь, а задача ведомого - чувствовать связь его движений с движениями ведущего. Через несколько минут танцоры меняются ролями и повторяют упражнение.
Вариация. Лидерство переходит между двумя танцорами. Смена может происходить в быстрой последовательности, так, что даже сами танцоры не смогут определить, когда эта смена происходит. Один из танцоров также может оставаться на время лидером. Ни один из танцоров не должен специально выбирать, сохранять ему лидерство или избегать этого.
Примечание. Чтобы сделать зеркальное отражение максимально точным, ведущие должны двигаться достаточно медленно и избегать внезапных движений. Они должны смотреть на своих партнеров и партнеры, будучи зеркальным отражением, смотрят на ведущих. Танцоры не обязаны оставаться на одном месте. Они могут перемещаться вдоль зеркала, приближаться или отдаляться от него. Они не должны, однако, двигаться сквозь зеркало. Они должны точно знать, где проходит зеркальная плоскость.
Упражнение «Зеркало» служит нескольким основным целям. Оно приучает танцоров смотреть друг на друга; требует, чтобы танцоры тщательно и бережно наблюдали и воспроизвели движения. Смена лидерства стимулирует гибкость в начинании и следовании движениям: навык, который является центральным в групповой импровизации.
«Зеркало 2»
Процедура. Танцоры делятся на пары. Один танцор в каждой паре - ведущий. В каждой паре ведущий движется и партнер отзеркаливает его движения. Иногда ведущий движется так, чтобы партнер мог повторить все в точности. Иногда он может двигаться быстро или с акцентами. Ведомый не должен позволить этому смутить себя, но должен отзеркалить и эти изменения, уверенно создавая ритмическую вариацию. Танцоры меняются ролями и повторяют упражнение.
«Зеркальное отражение с вариациями движения»
Процедура. Танцоры делятся на пары. Один танцор в каждой паре - ведущий. Ведущий делает несколько движений, которые легко отзеркалить и несколько движений более трудных для отражения. Когда движение становится слишком быстрым или сложным, чтобы отразить его в точности, ведомый может выполнять их последовательность или сократить движение или создать вариацию. Что бы танцор ни выбрал, он должен поддерживать полноту и непрерывность движения на всем протяжении танца.
Ведущий может также предлагать моменты неподвижности или повторять свои движения, позволяя партнеру более полно развивать вариации. Танцоры меняются ролями и повторяют упражнение.
Вариация. Танцоры делятся на группы по три или четыре. В каждой группе один танцор становится ведущим, в то время как другие отзеркаливают с вариациями движения. Ведомые могут найти также способ реагировать на вариации каждого из них.
Примечание. Замечая реакции своих ведомых, ведущему легче решить, когда повторять движения, а когда вводить новые мотивы.
«Групповое зеркало»
Подготовка. Линия, пересекающая центр пространства, обозначает зеркало. Ее можно нарисовать мелом или положить ленту для наглядности.
Процедура. Половина танцоров - зрители. Остальные делятся на пары. Один из танцоров в каждой паре - ведущий. Все ведущие начинают с одной стороны зеркала, а их партнеры - на противоположной.
Ведущие двигаются, их партнеры отзеркаливают так точно, как могут. Ведущие могут взаимодействовать друг с другом, обращая особое внимание на пространственную согласованность группы в целом. Ведущий может меняться ролями с партнером всякий раз, когда захочет, приблизившись к зеркалу, дотронувшись ладонью до ладони партнера и поменявшись местами через зеркало. Таким образом, все ведущие всегда остаются по одну сторону зеркала.
Примечание. Это упражнение работает лучше всего, когда есть больший диапазон движения, чем был возможен в упражнении "Зеркало". Ведомые должны стараться воспроизвести все наилучшим образом.
Это упражнение может быть ограничено фокусировкой на отдельных навыках. Например, танцоров можно просить обратить особое внимание на рисунок танца, уровни или ритм.
Основные упражнения
Унисон. Двигаться в унисон с другими - это особое удовольствие, возможно, потому что порождает чувство согласия и поддержки - или анонимность.
Унисон, подобно зеркальному отражению, является упражнением по имитации. Однако, предлагая массовое движение, унисон проще и не требует такого личного вовлечения, чем более интимное "зеркало". Он смещает фокус внимания вовне. Движение также свободно распространяется в пространстве, не ограничиваясь мнимым зеркалом. Это означает, что танцоры могут исследовать использование пространства в различных контекстах, не затрагивая сложные двигательные комбинации. Простота движения группы в унисоне делает использование пространства ясно видимым. Практика тщательного наблюдения и точной имитации необходима в изучении движения, в танцклассе или на репетициях. Это также основа всей работе в групповой импровизации, которая зависит от наблюдения за другими людьми и реакции на их действия.
«Цепочка имен»
Подготовка. Каждый танцор составляет короткую танцевальную фразу, которую нужно сопроводить называнием своего имени. Имя может быть произнесено во время движения, до него или после. Танцоры могут играть с ритмом и громкостью, произнося свое имя. Они не должны шептать его застенчиво.
Процедура. Все танцоры стоят в круге. Танцор, назначенный ведущим, начинает. Он или она представляет свою фразу, сопровождая ее своим именем, скажем, «Аня», и повторяет ее еще раз. Затем вся группа повторяет движение и звук в унисон.
Второй танцор повторяет фразу Ани со звуком и добавляет его собственное движение и имя, например, «Егор». Он повторяет обе фразы. Затем все повторяют звук и движение в унисоне. Этот процесс продолжается: Аня, Егор, Филипп, Марина...
Ведущий может прервать цикл и начать снова со следующего человека, если последовательность становится слишком длинным для запоминания.
Вариации. Использование имен помогает новой группе познакомиться. Но это упражнение можно также выполнять, используя любое звуковое сопровождение или в тишине.
«Унисон в группе»
Процедура. Группа собирается вместе в пространстве, все лицом в одном направлении. Танцор, который окажется во главе группы, начинает двигаться. Другие двигаются в унисон с этим танцором. Если направление движения (и, следовательно, группы) изменяется, так же меняется и ведущий.
Ведущим всегда становится человек, который не может видеть остальных. Если два танцора, стоящие рядом, не уверены, кто из них должен вести, они должны решить этот вопрос по возможности быстрее. Когда ведущий наклоняется и фокус внимания перемещается назад, тот, кто находится на противоположной стороне группы, становится ведущим. Танцоры должны стремиться к гладким переходам от ведущего к ведущему, прерывая движение как можно меньше. Группа должна всегда стараться поддерживать унисон.
Ведущие должны всегда помнить, что другие стремятся следовать им и выбирать соответствующие движения. Однако не следует оставаться на одном месте. Группа может двигаться через пространство и менять уровни. Другие танцоры могут менять место внутри группы во время перемещения, так чтобы ведущими становились разные люди, а не только те, кто находятся на внешнем крае группы.
Вариации. Танцоры делятся на группы по три человека в каждой. Если пространство позволяет, все трио могут быть в пространстве одновременно. Каждое трио строится в треугольник, все три танцора лицом в одном направлении. Танцор, стоящий спиной к двум другим, является ведущим. В этом формате, ведущие могут исследовать диапазон движений, за которыми можно следовать. Они могут перемещаться и использовать любую динамику движения. Ведомые подражают как можно точнее. Когда ведущий поворачивается к одному из танцоров, лидерство переходит к этому танцору. Танцоры должны в конечном итоге экспериментировать со все более и более частой сменой ведущих.
«Следование за двумя ведущими»
Процедура. Часть группы - зрители. По крайней мере пять танцоров находятся в пространстве. Два танцора выбираются ведущими. Танцоры распределяются так, чтобы каждый мог видеть, по крайней мере, одного из ведущих.
Ведущие двигаются, как пожелают, оставаясь спиной к ведомым. Ведомые могут подражать любому из ведущих. Они могут следовать то за одним, то за другим по собственному усмотрению, поддерживая непрерывность движения во время этих переходов.
Примечание. Ведущие играют важную роль, определяя не только движение, но связи между двумя группами. Они могут противопоставлять уровни или скорость, или оставлять одну группу на месте, в то время как другая перемещается, или устанавливать двигательный диалог между двумя группами. Ведущий может также быть неподвижен какое-то время.
Ведомые определяют размер и расположение групп. Они также создают неожиданные моменты, когда переходят от одного ведущего к другому. Эти переходы должны происходить довольно часто, так как они - наиболее интересная часть этой импровизации.
«Три группы в унисоне без ведущих»
Процедура. Танцоры делятся на три группы, не обязательно равные по размеру. Каждая группа движется в унисоне, позволяя руководству переходить среди членов группы. В каждой группе танцор, который не может видеть остальных становится ведущим. Три группы должны взаимодействовать между собой, согласуя или противопоставляя форму, динамику, скорость, рисунок.
В любое время любой танцор может перейти от одной группы к другой. Однако не насовсем, так как одна группа может со временем уменьшиться до единственного танцора. Танцоры должны найти пособы поддержать непрерывность выступления при изменении групп.
Танцор должен быть всегда готов к тому, что человек, за которым он следует, может присоединиться к другой группе в любой момент. Танцор тогда должен выбрать, оставаться ему в прежней группе или поменять ее.
«Активные и пассивные роли»
Чтобы импровизировать как группа, танцоры должны относиться с доверием к физическому телу и физическому аспекту движения. Они не должны бояться физического контакта друг с другом и должны знать, каким образом контактировать безопасно и как их взаимодействие может передавать идеи движения.
Упражнения, приведенные ниже, связаны с ролями инициатора и ведомого в буквальном, физическим смысле. Это является подготовкой к обмену инициативой, который происходит, когда танцоры наблюдают друг друга и реагируют в движении на действия друг друга.
«Движение с закрытыми глазами»
Процедура. Все танцоры закрывают глаза и поворачиваются вокруг своей оси несколько раз, чтобы потерять ориентацию в пространстве. Затем танцоры двигаются в пространстве, исследуя пол, стены, мебель. Они могут исследовать пространство через медленные движения, так чтобы безопасно чувствовать себя с закрытыми глазами.
Если два танцора сталкиваются друг с другом, они могут взаимодействовать некоторое время, оставаясь с закрытыми глазами.
Примечание. Даже в знакомом пространстве танцоры могут сделать открытия относительно размера или формы пространства, или расположения объектов внутри него. Это упражнение также готовит их к упражнению на доверие, приведенное ниже.
«Ведение танцора с закрытыми глазами» (Приложение 3, Рис.4)
Процедура. Танцоры делятся на пары. Один танцор в каждой паре закрывает глаза. Партнер должен вести его в пространстве. Вначале это следует делать медленно. Если позволяют условия, ведущий может вести своего партнера смелее, например, бегом, кружась, садясь и вставая.
Два ведущих в любой момент могут поменяться партнерами. Ведомые должны оставаться с закрытыми глазами, так чтобы не знать, кто ведет их в данный момент. Танцоры должны стремиться двигаться легко и непрерывно, даже меняя партнеров.
Танцоры могут меняться ролями ведущего и ведомого двумя способами. Ведомый может открыть глаза и встретиться с глазами ведущего, который затем закрывает глаза; или ведущий может коснуться лба своего партнера,который открывает глаза, в то время как ведущий закрывает их.
«Активные и пассивные роли в дуэтах» (Приложение 3, Рис.5)
Процедура. Танцоры делятся на пары. Один танцор в каждой паре активен; другой пассивен. После каждой из первых четырех процедур, танцоры должны поменяться ролями и повторить упражнение.
1. Активный танцор - скульптор: придает различным частям тела своего партнера новые положения. Пассивный танцор должен позволить делать это, не сопротивляясь и не добавляя своих движений.
2. Активный танцор дает импульсы движения своему партнеру. Например, качнуть руку своего партнера, толкнуть его бедро собственным бедром, или толкнуть плечо партнера рукой. Партнер должен двигаться следуя только этому импульсу, не сопротивляясь и не добавляя собственного движения. После каждого движения активный танцор должен позволить своему партнеру остановиться перед следующим импульсом.
3. Как и раньше, активный танцор дает импульсы движения своему партнеру. На этот раз партнер несколько расширяет свое ответное движение, инициированное импульсом. Снова, активный танцор позволяет своему партнеру останавливаться перед тем, как дать следующий импульс.
4. Активный танцор дает импульсы движения своему партнеру, который теперь преувеличивает свой ответ, создавая более растянутую фразу движения, или делая большое движение в ответ на маленький импульс.
5. Танцоры постоянно обмениваются активными и пассивными ролями. Кроме того, каждый раз, когда танцор получает импульс от партнера, он может выбирать, один из четырех уже исследованных четырех путей реагирования. Это может как соответствовать видимому намерению партнера, так и преднамеренно контрастировать с ним.
Во время этого упражнения активный танцор должен не только инициировать движение партнера, но также превратить собственные действия в танец. Он может также иногда останавливаться, придавая своему телу позу, соотносящуюся с позами партнера.
Примечание. Танцоры в пассивной роли должны быть внимательными, чтобы не опережать своих партнеров, а только перенимать от них импульсы движения. Так они смогут почувствовать вес собственного тела, его инерцию и импульсы.
Большинство танцоров любит это упражнение из-за физического контакта и возможности потолкать других людей вокруг.
«Активные и пассивные роли в группе»
Процедура. Здесь может действовать вся группа целиком, или часть группы. В последнем случае оставшиеся могут быть зрителями. Используя навыки активности и пассивности, полученные в предыдущем упражнении, танцоры могут по желанию выбирать активную или пассивную роль. Они должны учитывать действия всей группы, решая перейти от одной роли к другой. Пассивный танцор может преподнести сюрприз партнеру, внезапно становясь активным.
Активные танцоры могут относиться ко всем остальным, как к пассивным танцорам. Несколько активных танцоры могут вместе участвовать в перемещении одного пассивного. Танцоры должны исследовать возможности группового рисунка из неподвижных тел.
Примечание. Это упражнение забавно, как и предшествующее, а также усиливает интерес к созданию композиционных решений.
Тема 5. Творческая импровизация.
Практика. Самостоятельная импровизация обучающихся на заданную тему.
Тема 6. Контрольно-итоговые занятия.
Практика.
Выполнение тестовых заданий на пройденный материал.
ПРОДВИНУТЫЙ КУРС (1 год)
Учебно- тематический план.
3 этап
5 год обучения - 108 часов
№ п/п
Название темы
5 год
Теор.
Практ.
1.
Музыкальная грамота.
4
12
2.
Ориентация в заданном пространстве
1
16
3.
Основные упражнения контактной импровизации. Работа с весом.
4
32
4.
Творческая импровизация
2
34
5.
Контрольно-итоговые занятия
-
3
Итого: 108
11
97
Содержание программы 5 года обучения.
Тема 1. Музыкальная грамота.
Теория. Музыкальные размеры.
Практика. Развитие ритмического слуха. Движения, соответствующие характеру музыки.
Тема 2.Ориентация в заданном пространстве.
Теория. Осознание пространства.
Практика. Изучение движений в перемещении.
Тема 3. Основные упражнения контактной импровизации. Работа с весом.
Теория. Знакомство с правилами выполнения упражнений.
Практика Работа с весом. Количество физических контактов в танце значительно изменилось за эти годы и в студиях и на сцене. Не так давно большинство балетмейстеров обозначали контакт жестом, а не касанием. В семидесятых годах, с появлением контактной импровизации, основанной на обмене весом между танцорами, люди стали поднимать, толкать и тянуть друг друга в движении.Работа с весом предлагает танцорам использовать их тела и работу с весом, чтобы обеспечить, в буквальном смысле, обмен опытом движения.
«Работа с весом для двух танцоров» (Приложение №3, Рис.6)
Процедура. Танцоры делятся на пары. Они могут начать работать с партнерами, равными по размеру.
1. Партнеры стоят лицом друг к другу, носок к носку, держась обеими руками (правая рука в левой руке партнера, левая - в правой). Они отклоняются друг от друга, создавая баланс между ними. Сохраняя это отклонение, танцоры медленно садятся, затем медленно встают. Все время их руки должны оставаться натянутыми, плечи откинуты больше, чем бедра
2. Держа руки таким же образом, оба танцора отклоняются друг от друга. Один танцор садится, в то время как другой продолжает стоять, поддерживая вес своего партнера. Сохраняя натяжение между ними, танцоры меняются ролями, создавая эффект качелей. Они могут повторять это в устойчивом темпе.
3. Партнеры лицом друг к другу, носок к носку, держатся правыми руками. Они отклоняются друг от друга, садятся и встают. Затем то же, держась левыми руками. Танцоры могут установить живой, устойчивый ритм приседаний и вставаний с переменой рук в высшей точке. Партнеры должны сохранять равновесие между ними, ни один из них не поддерживает только собственное равновесие. Момент смены рук - только приостановка, не статическая точка.
4. Прислонясь спиной к спине, танцоры сцепляют локти и садятся. Они могут передвинуть ноги вперед, чтобы сесть. Они должны передвигать ноги как можно меньше, так, чтобы принять вес, когда танцоры встают вместе, оставаясь в положении спиной к спине.
5. Танцоры могут исследовать другие позиции равновесия между ними. Они могут пробовать соединяться различными частями тела, например, лодыжками или отклоняться, обхватив рукой талию другого. Они могут также находить равновесие, прислоняясь друг к другу, пробуя различные точки контакта. Оба танцора должны держать равновесие таким образом, что при разрыве соединения между ними оба упали бы.
Примечание. Не обязательно, чтобы партнеры были одинаковыми по размеру. Танцоры могут повторить некоторые упражнения с партнерами больше или меньше себя.
«Падения и подхваты»
Процедура. Танцоры делятся в группы по три. В каждой группе, двое стоят приблизительно на четыре шага друг от друга, лицом друг к другу. Третий танцор стоит между ними, лицом к одному из них. Этот танцор поочередно падает назад, подхватываемый человеком позади, и вперед, подхватываемый человеком спереди. Он должен держать свое тело натянутым, не позволяя ему провисать.
Подхватывая кого-то, танцор должен вначале держать руки достаточно близко к себе, ладони раскрыты. Он должен подхватить человека выше пояса, делая шаг назад с согнутыми коленями, и затем поставить партнера вертикально. Танцоры меняются ролями и повторяют упражнение.
Примечание. Это упражнение делается, чтобы почувствовать и принять часть веса другого, а также развить физическое доверие среди танцоров. Если танцоры не опытны в этом виде работы, они могут делать это упражнение в парах, подхватывая друг друга и ставя вертикально.
«Работа с весом в группе»
Процедура
1. Группа танцоров встает в круг, держась за руки. Каждый отклоняется из круга, находя равновесие внутри группы, хотя ни один из них не поддерживает индивидуальное равновесие.
2. В том же самом круге, танцоры могут качаться и сдвигать свой вес. Через некоторое время танцор может покинуть свое место в круге и переместиться в другое место, и снова присоединиться каким-либо образом, не обязательно руками. Он должен снова обрести свой баланс. Группа может перестраиваться в другие конфигурации кроме круга, всегда сохраняя взаимодействие веса между танцорами, даже при передвижении, если это возможно.
3. Танцоры могут стоять или двигаться в пространстве. Время от времени один танцор подходит к другому, и они делают ряд упражнений на равновесие, описанных выше. Это должно быть выполнено без слов, просто чувствуя, что происходит между двумя танцорами. При случае, большая группа может соединяться вместе для группового баланса.
«Парные этюды»
Процедура. Все танцоры делятся на пары. Каждая пара исследует способы взаимодействия, используя на практике работу с весом и активными и пассивными ролями.
После этого пары имеют 5-10 минут, чтобы подготовить сценку, этюд для показа другим. Это не должна быть жесткая схема движений, но, по крайней мере, должна иметь начало, середину и конец, а точное содержание может быть импровизировано по ходу представления.
Практика. Самостоятельная импровизация обучающихся на основе пройденного материала на заданную тему.
Тема 5. Контрольно-итоговые занятия.
Практика.
Выполнение тестовых заданий на пройденный материал.
Методическое обеспечение реализации программы.
Формы занятий.
1. Теоретические занятия.
Обучающимся предлагаются:
обобщающие теоретические знания по темам историко-культурного характера, дающие представления об основных особенностях произведений мирового хореографического искусства;
знания по истории возникновения контактной импровизации;
теоретические знания по классическому танцу, джаз-танцу, джаз-модерн танцу, contemporary dance;
просмотр видеоматериалов.
2. Практические занятия.
a) Уроки по дисциплине «контактная импровизация»:
b) Мастер-классы ведущих специалистов (не ранее базового курса).
c) Летние учебно-тренировочные сборы на базе загородного оздоровительного лагеря.
d) Репетиционно- концертные занятия:
постановочная работа,
репетиционная работа,
концертные выступления.
e) Игровые занятия:
игровой стрейтчинг,
музыкально-ритмические игры,
этюды-импровизации на развитие образного мышления,
игры-конкурсы на лучшее сочинение и исполнение.
f) Экскурсионные занятия:
посещение балетных спектаклей и концертов хореографического искусства профессиональных коллективов,
посещение танцевальных конкурсов, особенно Всероссийского и Международного уровня, а также выступлений других танцевальных коллективов.
Условия реализации программы.
Материально-техническое обеспечение программы
1. Танцевальный класс площадью 3-4 кв.м. на одного человека, высотой не менее 4м.; на полу линолеум; наличие станков и зеркал.
2. Сцена для постановочной работы.
3. Отдельные раздевалки для мальчиков и для девочек.
4. Магнитофон для а/к, проигрыватель для СД, МР3 дисков и флеш карты.
5. Видеомагнитофон, телевизор.
6. Видеокамера.
Кадровые условия:
педагоги дополнительного образования по основной дисциплине;
педагог по классическому тренажу, партерной гимнастике;
педагоги по дополнительным дисциплинам: этикет, современный танец;
для осуществления контроля за микроклиматом в коллективе и состоянием танцоров привлекается педагог-психолог.
Методический комплекс.
Контакт. Упражнения.
Цель данного раздела – изучить навыки, развивающие внутреннее слушание, импровизационное мышление и быстроту реагирования. Контакт приносит радость изучения личностной интеграции и открытия интерактивного взаимодействия с партнером и группой. Преподаватель, во время обучения пробуждает и поддерживает чувство любопытства и исследования у своих учеников. Эти взаимоотношения, как ничто другое, позволят ученикам попробовать новые, иногда пугающие, вещи без обсуждения своих возможностей.
Основные понятия.
Нахождения точки контакта.
Это начало импровизации. Научившись чувствовать через точку контакта, вы сможете следовать за этим осознанием, которое проходит через ткани тела.
Упражнение «нахождение точки контакта».
С партнером – наклонитесь друг к другу. Заметьте, где встречаются ваши тела, и посмотрите, можете ли вы определить самую фокусированную точку, в которой соприкасаются ваши тела. Это и есть точка контакта. Постарайтесь сделать ее как можно более четкой, не напрягая ткань. Отметьте требуемый уровень фокусирования и слушания. Отойдите друг от друга. Вернитесь в контакт, на этот раз пусть ваш фокус будет расплывчатым, а ваше слушание – отвлеченным. Пусть эта точка будет нечеткой. Отметьте, как это влияет на ваш уровень удовлетворения. Вернитесь к сфокусированной точке мягко, но осознанно. Пусть родится танец из связи, появившейся в точке вашего контакта.
Упражнение «дыхание через точку контакта».
Существует еще одно осознание. Станьте с партнером бок о бок. Найдите точку контакта, где ваши плечи будут касаться. Пусть ваш партнер будет слушающим, а вы будете исследующим. Слушающий замечает и чувствует изменения в давлении и ощущении. Как исследующий, обратите внимание на свое дыхание в точке контакта. Сейчас задержите дыхание в своих клетках, даже если вы продолжаете дышать через легкие. Отметьте, как это влияет на ваш контакт. Теперь возобновите клеточное дыхание. Выясните, смог ли ваш партнер почувствовать разницу, когда вы дышали на клеточном уровне и задерживали клеточное дыхание. Поменяйтесь ролями. Перенесите это в танец, делая акцент на непрерывном клеточном дыхании .
Перетекание. Перетекание поддерживает плавное переключение внимания и перенос веса через точку контакта. Это активный непрерывный процесс. Он отличается от отдачи своего веса.
Может возникнуть вопрос – перетекание заключается в слушании или направлении? Ответ «Да» в обоих случаях. Контакт затрагивает утонченное умение, к которому вас обоих приведет ваше осознание и участие. Вы должны быть устремленны и внимательны. Вы должны находиться в состоянии течения, а не остановки. Иначе вы не сможете реагировать на искусность танца. Вы будете слушать и направлять. Потом ведение станет немым. Это создаст взаимность танца.
С партнером – в положении стоя найдите точку контакта. Медленно перенесите вес в точку контакта и обратно. Вес в этом случае может также означать увеличение энергии. Поэкспериментируйте с разными позами и разными уровнями – от положения лежа на полу до положения стоя. Пусть поток путешествует через ткани всего вашего тела в качестве поддержки самой точки контакта. Это сделает ваше тело не таким тяжелым для занятий контактной импровизацией.
Сопоставьте перетекание веса с отдачей веса. Отметьте, что происходит с чувством течения и движения. Танец останавливается. У него нет продолжения, потому что ваше слушание было смещено. Теперь вернитесь к свойству перетекания. Посмотрите, как появляется в ткани основная энергичность. Исследуйте перетекание с разных уровней и возьмите его в свой танец. Если вы находитесь внизу, исследуйте восходящее перетекание веса. Оно добавит танцу больше силы и легкости. Обсудите друг с другом это упражнение.
Растяжение в точке контакта.
Это упражнение поддерживает силу и направление во время танца.
С партнером – найдите точку контакта. Перенесите вес в точку контакта, и пусть перетекание пройдет через ткань. Сейчас поэкспериментируйте с коллапсом в точке контакта и сравните его с полным растяжением в точке контакта. Посмотрите, насколько вы можете вытянуться в точке контакта, чтобы получить больше информации и более глубокое слушание. Также выполните это действие с низкой позиции поддержки рук и колен. Для тех, кто скромен в передаче веса и инициировании движения, это упражнение на самом деле даст ощущение поддержания точки контакта и, таким образом, направления танца.
Восходящее перетекание.
Восходящее перетекание обеспечивает более сильный обмен поддержкой и весом. Станьте спина к спине, ноги согнуты в коленях. Пусть ягодицы поддерживающего человека будут ближе к полу, чтобы они находились под центром тяжести находящегося сверху человека.
С партнером – растянитесь в точке контакта снизу, отталкиваясь в пол и позволяя этой силе восходящим поток перетечь через вас в вашего партнера. Продолжите восходящее перетекание при смене поз и уровней. Поменяйтесь ролями.
Основные исследования контакта.
Поймать волну.
Это версия детской игры. Ее задача – выработать способность чувствовать и следовать за движущей силой.
С партнером – лягте на пол. Пусть ваш партнер начнет катиться к дальней стенке. Он – волна. Когда он катится, вы должны поймать волну, чтобы закатиться на нее. Здесь очень важен расчет времени. Чтобы поймать волну, вы должны закатиться на живот вашего партнера своими руками или ногами и перекатиться с его движущей силой. Вы будете двигаться перпендикулярно телу партнера. Закатитесь с движущей силой на волну. Убедитесь, что вы перекатываетесь через живот партнера, а не через верхнюю часть груди или ноги. Когда вы окажетесь на гребне волны, выполните переход и станьте сами волной, расположитесь параллельно волнам и продолжайте катиться к дальней стенке.
Вы становитесь серфингистом, который ловит волну в перпендикулярном положении, заплывает на волну и переплывает ее, а затем снова становится волной. Продолжайте менять роли с серфингиста на волну, когда вы непрерывно перемещаетесь по полу. Мягкость в органах намного облегчит выполнение упражнение. Позвольте всему своему весу перекатиться на волну, а не сдерживать вас. Убедитесь, что все вы примерно одной весовой категории.
Упражнение «множественные волны».
Пусть все, кроме одного, лягут на пол и равномерно распределяться по комнате. Эти люди будут волнами. Между ними должно быть расстояние в полторы стопы (оно будет меньше, если вы играете с детьми). Единственный серфингист начинает свое плавание и продолжает его через всю комнату, покоряя непрерывно катящиеся волны. Волны должны просчитывать время для перекатывания, чтобы сохранить постоянную движущую силу для серфингиста. Каждый раз, когда человек-волна достигает начала линии катящихся людей, он меняется и становится серфингистом. Это позволяет сохранить непрерывный множественный серфинг.
«Над» и «под».
Это упражнение устраняет в контакте неясность и помогает выработать ощущение намерения и полной отдачи танцу. Оно облегчит изучение, поскольку вы будете знать, какую роль принимать, и не будете мешкать с перетеканием в ту или иную позицию.
С партнером – начните упражнение в положении стоя. Станьте лицом друг к другу и протяните друг другу руки. Положите свои кисти ладонями вниз на кисти партнера, чьи ладони направлены вверх. Вы находитесь в позиции «над», ваш партнер – в позиции «под». Начните движение. Во время исследования принимайте роль «над» и «под». Опробуйте только одной рукой, если это покажется вам легче. Для вас будут открыты различные возможности движения. Исследуйте роль «быть над» и «быть под». Потанцуйте в этом исследовании. Перенесите его в контакт всего тела, не используя руки, но сохраняя те же роли. Потанцуйте некоторое время, затем выйдите из роли и позвольте себе иногда быть в позиции «над» и в позиции «под». Обращайте внимание, когда вы находитесь в позиции над, а когда и позиции «под». Отметьте, склонны ли вы к какой-либо одной позиции и поупражняйтесь в развитии обеих. Находясь в позиции «под», не забывайте ставить пятки на пол, когда принимаете вес. Это предохранит вас от повреждений колен и лодыжек. Завершите танец и обсудите с партнером то, чему вы научились.
Поддержка сустава в позиции «под» и «над».
В позиции «под» поддержка кости дает вам мощную опору для приема веса. Это упражнение поддерживает осознание суставов и то, как необходимо соединять силу от центра к конечностям.
Упражнение «поддержка суставов» – лягте на пол на живот. Пусть партнер ляжет животом на верхнюю часть вашей спины, перпендикулярно вашему телу. Партнер регулирует уровень передаваемого вам веса при помощи поддержки себя руками. Он хочет передать вам достаточно веса, чтобы вы могли получить информацию, но не слишком много, чтобы не помешать вашему исследованию. Поставьте ладони на пол, чтобы отталкиваться вверх в вес и отталкиваться от силы тяжести. Обратите внимание на силовую линию, которая проходит через ваши конечности в землю. Поднимайтесь и опускайтесь, исследуя применение суставов и костей и ощущая их действие рычага при своем подъеме. Как только у вас появится ощущение структурной поддержки кости, исследуйте работу мышц.
Теперь исследуйте связь с нижними конечностями. Пусть ваш партнер повиснет на вашем крестце. Почувствуйте через свои колени связь с силой тяжести. (Если необходимо, подложите под колени мягкие подушечки или одеяло). Почувствуйте связь через таз и бедренные кости. Поиграйте с этим, добавляя мышечное усилие только после того, как у вас появится поддержка кости. В завершении этого исследования станцуйте танец, фокусируя внимание на структурной поддержке.
Поиск треугольника с помощью суставов.
Треугольная форма является одной из самых сильных опор. Научившись чувствовать и находить треугольники, вы сможете обучить свое тело поиску силовых позиций. Они могут уберечь вас от повреждений.
Исследование себя – сядьте на пол. Наклонитесь вперед, пока ваши ладони не коснуться пола. Очертите треугольник от пупка до поддерживающих рук. Исследуйте движение поблизости, сохраняя эту треугольную поддержку. Перенесите немного веса на свои руки и почувствуйте треугольник. Найдите другие треугольники, например, когда вы поворачиваетесь боком к полу. Продолжайте искать треугольники, но не только с помощью верхних конечностей, а и с помощью ног и стоп.
С партнером – когда вы исследовали все найденные вами треугольники, пригласите партнера. Он будет отдавать вам небольшие объемы веса, когда вы находите треугольники. Ваша задача – продолжать искать треугольники, а задача вашего партнера – сидеть на вас. Почувствуйте, как треугольник дает вам основополагающую силу. Поменяйтесь ролями и повторите. Возьмите это в танец и обратите внимание, когда треугольники оказывают вам поддержку.
Поиск ощущения костей.
Он помогает выработать в танце непринужденность движения. Мышцам не нужно усердно работать, когда они могут чувствовать структурную основную поддержку кости.
Исследование себя – лягте на живот, локти согните, ладони лежат на полу. Надавите ладонями по направлению силы тяжести и почувствуйте действие рычага в своем локтевом суставе. Немного приподнимитесь и опуститесь, сосредоточив все свое внимание на этом ощущении рычага. Поиграйте с этим, пока вы не сможете подняться благодаря силе костей, получаемой с помощью принципа рычага. Затем добавьте мышцы как вторичную поддержку. Для сравнения, попробуйте приподняться из этого положения, используя только мышцы или начиная движение с мышц. Отметьте разницу в необходимости прилагать усилия. Вернитесь сначала к поиску основной поддержки кости, затем к применению мышц.
Перенесите это в позицию на корточках и найдите действие рычага в лодыжках, потом в коленях. Посмотрите, можете ли вы чувствовать действие рычага на лодыжках до того, как задействуются колени, когда вы встаете. Всегда сначала находите действие рычага в костях, а затем добавляйте энергию мышц.
Отдача веса.
Поддержка с гимнастическим мячом.
Следующие упражнения можно выполнять в любой поддерживающей позиции. Полезно начинать упражнения с позиции, располагаясь как можно ближе к полу. Цель – научиться высвобождать свой вес или тело и передавать его другому человеку, а также развить чувство доверия.
Если нет возможности использовать мяч, вы можете выполнить это упражнение с партнером, который находится в поддерживающей позиции на четвереньках.
Упражнение «поддержка с гимнастическим мячом».
Исследование себя – начните упражнение лежа животом на мяче; стопы – на полу; руки свободны, не забирают вес. Почувствуйте оказываемую вашим органам поддержку во время дыхания. Погрузитесь как можно больше в это ощущение. Если мяч слишком накачан, вы можете ощущать дискомфорт. Поэтому выпустите немного воздуха из мяча. Дышите и чувствуйте реакцию своих тканей на поддержку спереди. Упражнение может помочь вам расслабить органы и развить внутреннее расслабление и слушание. Посмотрите, можете ли вы перевернуться на спину, а потом снова перекатиться на живот. Двигайтесь медленно. Ключевой момент – перемещение стоп и инициирование движения из своих органов. Почувствуйте, как внутри перекатываются органы во время движения мышцы. Использование мышцы без поддержки органа вызовет быстрое движение и соскальзывание с мяча.
После работы с мячом отметьте разницу в осознании своих органов. Лягте на пол на живот. Подышите и настройтесь на отдачу полу. Проверьте, насколько вы настроены, и посмотрите, не удерживаете ли вы где-нибудь свой вес. Отдайте свое тело полу. Теперь приблизьтесь к партнеру и повисните друг на друге. Снова проверьте, насколько вы настроены, и посмотрите, не удерживаете ли вы где-нибудь свой вес. Отметьте, можете ли вы почувствовать, как ваш партнер удерживает вес. Выскажите свое мнение и посмотрите, можете ли вы найти способ расслабить свою ткань, чтобы удержание веса исчезло.
Поддержка и баланс.
На этом этапе можно исследовать свою связь с силой тяжести и своим центром при помощи мягкой поддержки своего партнера. Очень важно, чтобы оба человека – и поддерживающий, и исследующий – оставались активны и не напрягали или сдерживали свою ткань.
Почувствовать себя «слишком тяжелым» – это обычное затруднение у новичков. Многие люди говорят: «Боюсь, что я слишком тяжелый для тебя!» и сдерживают свой вес. Это останавливает диалог тканей. Во время следующего упражнения не сдерживайте свой вес. Просто спрашивайте. Если вы чувствуете, что слишком тяжелы для вашего партнера, примените клеточное дыхание и выпрямление из центра. Доверьтесь своему партнеру и позвольте ему о вас позаботиться. Пусть ваш партнер даст вам обратную связь. Поменяйтесь ролями.
Баланс крестца.
Крестец – это кость в виде треугольника, находящаяся в спинной части таза. Упражнения для костей и мышц улучшат вашу способность поддерживать вес с помощью копчика и ног.
Упражнение «баланс крестца».
С партнером – повторите вышеописанное упражнение. На этот раз ваш партнер находится в поддерживающей позиции стоя, колени слегка согнуты, руки на бедрах, чтобы сделать прочный «треугольник». Как поддерживающий партнер, он может пробовать немного перемещать свои ноги, чтобы не стоять на одном месте неподвижно. При этом он может сгибаться и выпрямляться, чтобы сохранить танец энергичным. Поменяйтесь ролями.
Интерактивные навыки в группе.
Следующие упражнения предназначены для развития интерактивных навыков в группе.
Я, ты и мы.
Это одно из самых эффективных, найденных мной, упражнений для перехода к работе в тройках и к танцам с большим количеством людей. Оно усиливает периферическое восприятие и помогает участникам расширить фокус внимания с тем, чтобы танец не стал ровным из-за чрезмерного слияния танцующих.
Упражнение «я, ты и мы».
Исследование себя – начните упражнение в одиночестве. Все участники находятся на полу. Найдите свой собственный танец. Исследуйте и играйте, не торопясь. Это «я». Это ваш танец, к которому вы всегда можете обратиться, несмотря на то, что происходит или случается с другими танцорами. Это то место, куда вы можете вернуться, если почувствуете себя потерянным. Продолжайте свое исследование некоторое время, пока вы не выработаете чувство вовлеченности в свой собственный танец.
С партнером – теперь найдите «ты» – партнера, находящегося в этой комнате, но не давайте ему знать, что вы его выбрали. Ваш партнер также выбрал себе партнера, и это вряд ли вы. Продолжайте свой одиночный танец и добавьте осознание того, что где-то танцует ваш партнер, который оказывает на вас влияние. Теперь сосредоточьтесь на «я» своего танца, а также на ощущении «ты». Продолжайте свой танец. Вы можете контактировать, а, может, и нет. Или контактировать, но не со своим партнером. Обратите внимание на тренировку своего внимания к ощущениям «я» и «ты».
Как только вы обрели ощущение «я» и «ты», приступайте к исследованию их динамики. Продолжайте фокусироваться на «я», однако постепенно пусть «ты» стать более важным. Отметьте, как это влияет на ваше ощущение собственного танца. Вернитесь к своему «я», которое находится на втором плане вашего внимания, и отметьте изменения в своем танце. Поиграйте с переходами своего внимания, пока не закрепите ощущение своего собственного танца и не включите его в свое осознание.
В группе – теперь добавьте ощущение «мы». Это означает, что вы включаете в свое сознание всех участников, находящихся в комнате. В то же время, вы сохраняете ощущение «я», поддерживая энергичность своего собственного танца. На этом этапе вы можете отпустить «ты» или сохранить его, но во время танца все ваше внимание сосредоточено на «я» и «мы». Теперь появилась свобода соединения со всей группой, а также прочная основа для вашего собственного танца. Это упражнение помогает предотвратить общеизвестное «хватание» и нехватку определенности, что часто происходит в контакте, когда люди теряют ощущение своего «я» в группе.
Чувствовать себя как дома.
Важная часть любой импровизационной формы заключается в том, чтобы научиться чувствовать себя комфортно в неизвестной обстановке. Для этого я ищу способы удобно расположиться в комнате или театре, в котором танцую. Тогда появляется «защитная оболочка», которая поддерживает перед неизвестностью.
Упражнение «у себя дома».
Исследование себя – побродите по комнате. Рассмотрите комнату, в которой вы находитесь, и почувствуйте себя как дома. Подойдите к углам, которые вам интересны, к предметам, которые вам нравятся. Обратите внимание на расположение дверей, высоту потолка, замысловатый рисунок на полу. Обратите внимание, есть ли в комнате преграды, такие как стойки, или места для игр, например, наружный подоконник. Отметьте, вы находитесь в пространстве на уровне земли или несколькими этажами выше. Какое в комнате освещение, и где находятся выключатели? Из чего сделаны стены? Есть ли в комнате какой-то запах? Выведите на первый план ощущение пространства, а ощущение себя переместите на второй план. Исследуйте себя. Переместите на первый план ощущение себя, а ощущение пространства переместите на второй план. Отметьте разницу. Поиграйте с переключением внимания, пока не почувствуете баланс между собой и пространством. Как только вы обретете ощущение себя и пространства, пусть ваше внимание отдастся импровизации.
Разминка «падение».
Удачное падение является неотъемлемым навыком в контакте. Если вы научитесь доверять падению и перетекать в пол, импровизация будет даваться вам легче, а к вашему движению добавится легкость и рисковая игривость.
Пол твердый. Если вы научитесь «находить жидкость» и расслаблять нервы, ваше тело станет намного мягче во время приземления. Следующие упражнения предназначены для придания вам легкости и уверенности во время падения.
Упражнение «снятие нервного напряжения при падении».
С партнером – вы в положении стоя. Пусть ваш партнер проведет руками по вашему телу одним быстрым движением от головы до стоп. Используйте это прикосновение, чтобы снять нервное напряжение, и резко падайте на пол. Повторите это упражнение несколько раз. Поменяйтесь ролями.
В группе – теперь повторите это упражнение со всей группой. Пусть каждый участник ходит по комнате и, проходя мимо других людей, иногда проводит руками по их телу. Человек, которого касаются, расслабляется и резко падает на пол. Потом он может встать и продолжать движение. Появляется продолжительный танец поднимания и падения, и каждый участник практикуется в расслабленном падении на пол.
Упражнение «падение» в 4 частях.
Суть приземления состоит в развитии знакомства с полом и тем, как на нем расслабляться. Последняя часть этого упражнения довольно энергичная. Она помогает расширить свои кинестетические возможности.
Часть 1: Основа для приземления.
С партнером – вам понадобится много пространства, хотя для начала будет достаточно нескольких метров. Перемещайтесь по комнате и время от времени падайте на пол. Ваш партнер внимательно наблюдает за вами. Он перемещается вместе с вами и действует в качестве основы для приземления при ваших падениях. Ваш партнер находится поблизости, он активно участвует в происходящем. Он перемещается туда, куда вы решаете приземлиться, и присутствует во время всего падения. Движения станут достаточно быстрыми после того, как вы уже несколько раз побывали на полу и комфортно приземлялись. Ваша задача – вчувствоваться в присутствие своего партнера и использовать его в качестве энергичной силы, помогающей вам, скользя, опускаться на пол. Задача вашего партнера – оставаться на полу и предвидеть ваше падение и быть рядом во время ваших спонтанных падений. На первом этапе ваш партнер довольно активен, но он не прикасается к вам. Если это упражнение выполнять правильно, между падениями не будет длинных пауз. Вы сосредотачиваете свое внимание на полу, своем собственном движении и ощущении поддержки партнера. Ваш партнер сосредоточен на том, чтобы предоставить вам место для падения. Это забавное, быстрое упражнение.
Часть 2: Прикосновение и помощь.
С партнером – теперь ваш партнер находится с вами в небольшом контакте. С помощью своих рук он помогает вам легко и быстро найти пол. Его задача – обеспечить нежное прикосновение и защиту, когда вы перемещаетесь по комнате. Падайте с помощью прикосновения вашего партнера. После падения сразу же поднимайтесь, идите и снова падайте. Смысл заключается в том, чтобы вы постоянно были в движении и подготовились к Части 3.
Часть 3: Поддержка тела.
С партнером – только на этом этапе вы, наконец, физически используете поддержку вашего партнера. Вы падаете, опираясь о тело вашего партнера, чтобы достичь пола. Почувствуйте контакт, когда партнер поддерживает вас своим собственным телом и передает полу. Его задача – активная движущаяся поддержка, а не статическая позиция. На этом этапе вы можете бежать на встречу своему партнеру, наклоняться через него и пробираться к полу. Помните – это не грубый танец. Будьте внимательны. Упражнение может быть развлечением при должном обеспечении безопасности.
Часть 4: Полет.
С партнером – как только вы успешно прошли Часть 3, следующий этап – прыжки на своего партнера. Именно здесь риск становится более явным. Подбегите и запрыгните на своего партнера с целью перенести свой центр его центральной поддержке. Уловите поддержку талии, центр к центру, затем подтянитесь вверх или опуститесь вниз, как захотите. Поэкспериментируйте с различными прыжками и рисками и посмотрите, как перенести их в пол.
Подъемы.
Существует множество подъемов. Подъем именно в этом и заключается – использовать движущую силу, следовать за спиралями и получать удовольствие, будучи отцентрованным и парящим. Когда вы выходите вперед, ваш партнер должен перенести свой центр в ваш. Иначе будет задействовано мышечное усилие.
Чтобы привыкнуть к подъемам сосредоточьте внимание на трех областях: намерение, ожидание и прохождение. Как только все три осознания будут объединены, вы сможете их отпустить и обрести спонтанный танец.
Перед началом подъема.
Намерение – это просто желание подняться вверх; отказаться от пола и полететь. Многие люди прямо застывают перед самим подъемом. Следующее упражнение поможет избавиться от этого.
Упражнение «перед подъемом».
Исследование себя в группе – походите по комнате. Найдите какое-нибудь место в комнате и идите туда. Выполните это действие несколько раз. У вас есть намерение, остальные участники группы выступают в качестве отвлекающих внимание людей. Ваша задача – пробраться из одного конца комнаты в другой. Ваша задача – энергично прокладывать себе путь, пробираться, взаимодействовать и играть. Ваша главная задача – удержать фокус на цели и пройти с ним через комнату. Смысл заключается в том, чтобы заметить направляющуюся к вам энергию, использовать ее, не отвлекаясь, и продолжать движение к своей цели. Когда вы выполните это упражнение несколько раз и поймете, как выполнять его безопасно, пусть ваши действия станут более энергичными. Тренируйтесь оставаться подвижным в состоянии высокой энергии, которое иногда сопровождает фазу «перед подъемом». Высокая энергия может перейти в страх или застывшую силу движения. Тренируйтесь фокусироваться, чувствовать высокую энергию и передавать ее сфокусированное движение, а не в страх.
Работа в группе.
Работа в сплоченной группе требует определенного набора навыков и осознания.
Подача сигнала.
Цель данного упражнения – развить способность реагировать на едва уловимые сигналы во время танца. Этот навык включает способность «читать» танец, чтобы инстинктивно понимать, куда идти. Речь идет о сообщениях, которые вы посылаете.
Упражнение «подача сигнала».
В группе – походите по комнате. Расширьте свое периферическое зрение и сосредоточьте свое внимание как на танце, так и на других участниках. Ищите возможности для контакта во время танца. Теперь время от времени подходите к другим участникам и посмотрите, можете ли вы прочитать, какое у вас будет взаимодействие. Отметьте, вы посылаете или получаете сигналы, и какие они. Пусть ваше осознание будет сосредоточено на этих сообщениях, когда вы начнете свой мини-танец. Переходите к своему собственному танцу и продолжайте танцевать мини-танцы, все время исследуя внешние и внутренние сигналы и сообщения, которые они вам посылают. Завершите танец и обсудите это упражнение с партнером. Отметьте, на что вы больше обращаете внимание. Завершите обсуждение, оставьте анализ и посмотрите, что происходит во время танца.
Возобновите исследование сигналов, которые включают подъемы и более сложные движения. Цель – помочь вам осознать утонченность языка контакта, то, что вы на самом деле «читаете», придумываете и толкуете сигналы и сообщения во время танца.
После игры с сигналами было обнаруженно, что наши танцы стали содержать намного больше движущей силы, потому что мы избавились от неуловимости этого языка. На этом языке не разговаривали, он не был определен, а осознавание этого языка увеличивает обоюдный риск при взаимном контакте.
Спирали.
Ход танца станет невероятным, если вы знаете, как следовать за спиралями. Спирали – это вихри энергии, которые мы можем поймать и на которых мы можем парить.
Упражнение «спирали».
В группе – походите по комнате. Поиграйте с поворотами и легкими вращениями, следуя за вашей собственной внутренней спиралью танца. Посмотрите, можете ли вы почувствовать маленькие спирали, которые вас уносят, и крошечные спирали, которые заставляют вас сворачиваться вовнутрь у вашего центра. Разделите свою группу на две половины. Одна половина наблюдает, как другие танцуют. Продолжайте играть со своими спиралями во время танца. Исследуйте переход в энергетическое поле других участников, обратите внимание на их спирали. Время от времени придерживайтесь своей спирали, а иногда отбросьте свою спираль и следуйте за спиралью другого участника. Продолжайте играть со спиралями, обратите свое внимание на их силовое поле и движение. Если вы наблюдаете, проследите за происходящими спиралями. Посмотрите, можете ли вы почувствовать их в своем теле во время наблюдения. Отметьте те спирали, которые кажутся самыми крепкими, самыми гладкими.
Обсудите это упражнение в группе. Затем поменяйте группы ролями.
Станцуйте открытый танец и почувствуйте спирали внутри себя и комнаты. Посмотрите, можете ли вы поймать спирали и унестись на них с различными партнерами. Обратите внимание, что происходит, когда вы направляетесь против спирали.
Вход и выход.
Иногда мы не знаем, как начать или завершить танец. Данное упражнение поможет облегчить этот процесс.
Упражнение «вход и выход».
В группе – походите по комнате и найдите свой собственный танец. Встретьтесь с партнером ненадолго, затем продолжайте двигаться и танцевать. Продолжайте свои короткие встречи и возобновление движения, поиграйте с качеством связи. После того, как вы обрели качественную связь, попробуйте иное качество. Бродите по комнате, подойдите к кому-нибудь для контакта и установите взаимодействие плохого качества. Обратите внимание, что для этого делаете вы и другие партнеры. Возобновите танец и найдите качественный контакт. Затем начните мини-танец с кем-нибудь, останьтесь в нем настолько долго, чтобы танец стал ровным. Выполните это действие много раз. Находите новых партнеров, начинайте мини-танец и выходите за рамки времени, которые бы хотели в нем провести. Обратите внимание, что происходит, когда вы остаетесь в танце слишком долго. Возобновите вход и выход в мини-танцах с качественным контактом. Обратите внимание, как это происходит. Завершите танец и обсудите его.
Круговая система.
Это старинная структура, которая поддерживает совместный танец и танец со множеством различных партнеров. Она помогает застенчивым участникам узнать, как «решиться», а также дает нам возможность учиться посредством наблюдения.
Упражнение «круговая система».
В группе - образуйте круг, чтобы в нем было достаточно места для передвижения 2-6 участников. Решите – хотите ли вы, чтобы в центре происходил только один танец или несколько одновременно. Станьте в круг. Первый человек, который почувствует импульс танцевать, выходит в центр. Через некоторое время второй человек выходит в центр и присоединяется к танцу. Дуэт продолжает танцевать, пока третий человек не присоединится к ним, и они не образуют трио. Пусть трио немного потанцует, пока самый первый участник не покинет танец, чтобы снова образовался дуэт. Танец начинает напоминать постоянную ротацию партнеров до самого конца. Важный момент – отметить свой стиль участия. Дайте немного времени для того, чтобы в этом упражнении сформировалось трио перед тем, как в центре круга снова останется дуэт.
Постановочная работа.
Танец является одним из самых любимых детьми видов искусства. Тысячи ребят с радостью посвящают свое свободное время занятиям хореографией. Непосредственное приобщение к искусству танца дает им настоящее творческое удовлетворение, незаметно для ребенка глубоко воздействует на его взгляды, способствует появлению в его характере новых положительных черт. Важнейшей целью педагога-хореографа является создание дружного, целеустремленного творческого коллектива. Благодарна в этом отношении постановочная работа — наиважнейшее звено в раскрытии творческого потенциала ребенка. Здесь создается атмосфера, где каждый может себя проявить. Постановочная работа дает возможность балетмейстеру практически доказать детям, что постановка является результатом длительной учебной работы.
Дети с большей серьезностью будут изучать технику танца тогда, когда поймут, что не овладев ею, они не смогут исполнять танцевальные партии из репертуара коллектива.
В связи с этим следует подчеркнуть еще одну сторону педагогической деятельности хореографа: необходимо пробудить в детях искренний интерес к знаниям, а зажечь в них огонек творческого соревнования и инициативы можно, лишь поставив перед ними ясные перспективные цели. Вот что писал об этом А. Макаренко: «Истинным стимулом человеческой жизни является завтрашняя радость». В педагогической технике эта «завтрашняя радость» составляет один из важнейших объектов работы. Сначала нужно организовать саму радость, вызвав ее к жизни и поставить как реальность, затем настойчиво претворять более простую в человечески значимую: от примитивного удовлетворения до глубочайшего чувства долга.
Создавая танцевальные композиции для детей важно виртуозно и творчески использовать, те элементы, движения, комбинации, которые уже усвоены исполнителями в процессе учебной работы. В каждой новой постановке необходимы качественно новые элементы, новые положения и их сочетания, в этом случае происходит процесс взаимообогащения: учебная работа плодотворно отражается на творческой, и работа балетмейстера, в свою очередь, будет двигать вперед учебную, развивать технические и актерские возможности исполнителей.
В постановочной работе нужно также учитывать возрастные особенности детей.
Наряду с танцем важным фактором эстетического воздействия является музыка. Удача постановки во многом зависит от правильного выбора музыкального произведения и глубины проникновения в его содержание. Если музыкальное сопровождение урока или музыкальная основа танцевального произведения сложны для исполнителей, то дети быстро охладевают и к постановке, и к уроку. Наоборот, простая, доступная музыка пробуждает детскую фантазию, увлекает детей, помогает им преодолевать трудности. Танцевальность, образность, ясная мелодия, четкий ритмический рисунок — необходимые качества танцевальной музыки для детей.
Музыкальные произведения, составляющие репертуар коллектива, знакомят детей с творчеством композиторов. Поэтому балетмейстеру необходимо вдумчиво и серьезно подходить к отбору музыкального материала, принимая во внимание не только его доступность и танцевальность, но и рассматривая как средство воспитания музыкальной культуры детей — исполнителей и зрителей.
Создавая танцевальные произведения для детей, автору необходимо стремиться к доступности хореографического языка. Движения должны быть просты и в то же время интересны. Не следует увлекаться обилием разнообразных ритмических фигур, технических сложностей. Если ребенок на первой же репетиции видит, что язык постановки ему не доступен, у него пропадает желание заниматься. Наоборот, если он начнет понимать композицию танца, то уже не отступит перед трудностями, а будет упорно работать.
Следует учитывать, что исполнительские возможности детей ограничены, поэтому хореограф должен уметь отобрать танцевальные движения и, соединяя их в интересных сочетаниях, строить из небольшого числа движений и элементов множество танцевальных фраз.
Метод предварительной этюдной работы с последующим обогащением найденной игровой сцены танцевальным содержанием очень полезен в работе с детьми именно при постановке сюжетных танцев.
Тема танцевальной композиции определяет и принципы формирования репертуара для детского хореографического творчества. Включая ту или иную композицию в репертуар, хореограф должен детально изучить ее с точки зрения актуальности темы, ее воспитательного воздействия, творческого интереса, возможностей совершенствования творческого мастерства исполнителей. В процессе формирования репертуара необходимо стремиться к сохранению постановок, наиболее интересных с творческой стороны, ярких по мысли и ее сценическому воплощению, в которых наиболее полно отражается творческая индивидуальность коллектива.
Сохранение полноценных, прошедших испытание временем хореографических постановок в сочетании с непрерывной работой над новыми — основа репертуарной политики любого коллектива.
Начиная со ступени базового курса, постановочная работа и, как ее следствие, сценическая деятельность и есть итог совместной целенаправленной работы детей и педагога в деле освоения программы «Пластика современной хореографии».
Список литературы
В.Ю. Баскаков. Свободное тело. Москва Институт Общегуманитарных Исследований, 2004
В.Ю. Никитин. Модерн-джаз танец. История. Методика. Практика. Москва 2003.
Г.А. Цукерман, Б.М. Мастеров. Психология саморазвития. Москва Интерпракс, 1995.
Джозеф С. Хавилер. Тело танцора. «Новое слово» 2007 .
Руководство по телесно-ориентированной терапии. Санкт-Петербург. Речь, 2007
Т. Барышникова. Азбука хореографии. Москва 2000.
Т. Овчинникова. Музыка для здоровья. Санкт-Петербург 2003.
Танцевальная импровизация. Теория. История. Практика. Москва 1999.
[Андрианов, А. Контактная импровизация] / Режим доступа: http://www.girshon.ru/index.php/stati-po-tancevalnoj-kontaktnoj-improvizacii-i-performansu/articles/chto-takoe-obuchenie.html, свободный. - Загл. с экрана. -Яз. рус, англ.
Литература для детей.
А.П. Демидов. «Лебединое озеро». Москва, 1985.
В. Гаевский. Хореографические портреты. Москва, 2008.
Г.Н. Емельянова-Зубковская. Жизель:Петербург.ХХ век. С-П, 2007.
Д. Баланчин, Ф. Мэйсон. Сто один рассказ о большом балете. Минск, 1997.
Е.С. Максимова. Мадам «Нет». Москва. 1993.
Е. Фетисова. Екатерина Максимова. Владимир Васильев. Москва, 1999.
М. Кшесинская. Воспоминания. Москва, 2005.
М. Лиепа. Я хочу танцевать сто лет. Москва, 2005.
М. Плисецкая. Тринадцать лет спустя. Москва, 2007.
М. Плисецкая. Я, Майя Плисецкая. Москва, 1994.
Н.Н. Аловерт. Михаил Барышников: Я выбрал свою судьбу. Москва, 2005.
О.А. Амиргамзаева, Ю.В. Усова. Самые знаменитые мастера балета России. «Вече», 2002.
П. Карп. Младшая муза. Москва, 1997.
Р. Нижинская. Вацлав Нижинский. Москва, 2005.
С.А. Давлекамова. Галина Уланова: Я не хотела танцевать. Москва, 2005.
С. Дубкова. Жар-птица. Балетные сказки и легенды. Москва, Москва, 2009.
Т.П. Карсавина. Театральная улица. Москва, 2004.
Х. Альджеранов. Анна Павлова. Москва, 2006.
Ю. Яковлева. Азбука балета. Москва, 2006.
Ю. Яковлева. Мариинский театр. Балет ХХ века. Москва, 2005.
object(ArrayObject)#874 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(298) "Методическая разработка «Народно-сценический танец в системе обучения на отделении хореографии детской школы искусств по предпрофессиональной программе в ДШИ»"
["seo_title"] => string(80) "metodicheskaia_razrabotka_narodno_stsenicheskii_tanets_v_sisteme_obucheniia_na_o"
["file_id"] => string(6) "545938"
["category_seo"] => string(7) "prochee"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1586444397"
}
}