“Танец – самое возвышенное,
самое волнующее и самое
прекрасное из всех искусств,
поскольку он не просто отражение
жизни или отвлечение от нее, а
сама жизнь»
Хевлюк Эллис «Танец жизни»
Танец всегда откликается на современную действительность. Основные признаки танца выявляются в танцевальном номере.
Развитие творческих способностей – одна из актуальных задач образования, поскольку они проявляются в умении адекватно реагировать на происходящее в общественной, научной и культурной жизни, готовности использовать новые возможности, предоставляемые постоянно обновляющейся жизнью, отношении к возникающим жизненным ситуациям без оценочных критериев, как к проблемным, стремлении избежать традиционных решений, выдвижении нестандартных идей; удовлетворении одной из основных человеческих потребностей – потребности в самореализации.
Вопрос о развитии способностей в теории и практике обучения пока недостаточно разработан, не сформулирован целостный комплекс показателей, отражающих многообразие понятия «творческие способности». Между тем, у каждого ребенка есть свои способности и таланты, поэтому задачей педагога является систематическое целенаправленное развитие у детей подвижности и гибкости мышления, воображения, интуиции. Способности рисковать и высказывать оригинальные идеи.
Развитие творческих способностей ребенка, его самостоятельности, инициативы, стремления к самореализации и самоопределению реализуются не только школой, но и учреждениями дополнительного образования детей, имеющих богатый опыт работы в нашей стране и призванных удовлетворять постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные потребности ребенка. Дополнительное образование является средством мотивации развития личности к познанию и творчеству через широкое разнообразие видов деятельности.
Новые социально-экономические условия жизни вызывают необходимость теоретических исследований по определению условий, содержания и методов работы с детьми в системе дополнительного образования. Особую актуальность приобрела проблема развития творческой активности в условиях, постоянно изменяющегося мира, в решении которой дополнительное образование обладает большими резервами.
Таким образом, развитие творческой активности детей в процессе дополнительного образования, является не только педагогической, но и широкой социальной проблемой, практическое решение которой позволит во многом снизить влияние негативных факторов воспитания.
Программа студии танца рассчитана на детей от 3-х до 21 летнего возраста, не имеющие танцевально-спортивные данные, а проявляющих интерес к искусству танца и спорту. Программа предусматривает общее танцевальное образование, так и индивидуальное обучение одаренных детей. Срок обучения 5 курсов.
Рассчитанная структура программы предполагает постепенное (спиральное) расширение и существенное углубление знаний, развитие умений и навыков учащихся, более глубокое усвоение материала путем последовательного прохождения по годам обучения за 5 курсов с учетом возрастных и психологических особенностей детей.
«О, мудрец, научи меня отличать истину ото лжи, красоту от безобразия. Научи меня радости жизни. Подумал мудрец и научил человека танцевать….» (восточная притча).
Большое внимание в занятиях по танцу уделяется музыкальному оформлению. Музыка или песня, под которую исполняется танец, являются как бы его основой, для того, чтобы привлечь внимание детей к танцу, чтобы достигнуть музыкальности исполнения, надо очень тщательно и осмотрительно подходить к подбору музыки к занятиям и постановкам.
Так, родился проект студии танцевальных направлений, в которую заложены инновационные методы освоения детьми хореографических навыков и умений в постоянно изменяющихся технологиях в различных танцах. Установлены взаимосвязи между компонентами классического народного и современного и уличных танцев, танцевально - спортивной подготовки и оздоровительной работы. Воспитательный процесс в объединении - вторая важная задача и представляет собой комплексную систему, направленную на воспитание нравственно-патриотических качеств воспитанников. При работе с детьми младшего, среднего, старшего школьного возраста, используется индивидуально-личностный подход к каждому ребенку, и применяются различные формы и методы обучения: игровые технологии, коллективные, творческие дела, зачётные занятия, экскурсии, выездные концерты. Коллективы являются постоянным участником городских и республиканских массовых мероприятий: «Молодежь против наркотиков», «День города», «Лыжня России», республиканский марафон-фестиваль по оздоровительной аэробике, открытие Чемпионата мира по хоккею с мячом и др. Проект придуман для активизации творческих способностей у учащихся в танце.
Актуальность проекта
Данный проект реализует основные идеи и цели системы дополнительного образования детей.
• развитие мотивации детей к познанию и творчеству;
• содействие личностному и профессиональному самоопределению обучающихся, их адаптации в современном динамическом обществе;
• приобщение подрастающего поколения к ценностям мировой культуры и искусству;
• сохранение и охрана здоровья детей.
Выполнение целевых установок предполагает создание условий для выполнения следующих задач:
В области танца:
• расширение знаний в области современного хореографического искусства (привить любовь к танцу, сформировать танцевальные способности, выразительность, художественный вкус, интерес);
• выражение собственных ощущений, используя язык хореографии и спорта, актёрского мастерства
• умение понимать «язык» движений, их красоту.
В области воспитания:
• содействия гармоничному развитию творческой личности ребенка;
• развития чувства гармонии, культуры поведения;
• совершенствования нравственно - эстетических, духовных и физических потребностей.
В области физической подготовки:
• развитие гибкости, пластики, координации движений;
• развитие психофизических особенностей, способствующих успешной самореализации;
• укрепление физического и психологического здоровья.
Быть членом студии танцев очень престижно, насыщенная и напряженная занятость в коллективе вытесняет конкуренцию бесцельного, асоциального препровождения свободного времени подростков. Поэтому в коллективе успешно занимаются и добиваются творческих успехов дети из разных слоёв населения, в том числе и стоящие на учёте в детской комнате милиции, а также просто трудные подростки. Кропотливая работа, тесная взаимосвязь с родителями, личностный воспитывающий эффект дают только положительные результаты. В результате обучения в проекте происходит корректировка фигуры, осанки, укрепление здоровья, повышается техника исполнения танцев, дети уверенней чувствуют себя на сцене и в общении, некоторые дети добиваются значительных успехов на конкурсах и соревнованиях.
Возрос рейтинг коллектива в регионе.
В результате ежегодно сохраняется контингент воспитанников, в коллективе появляются мальчиков, а известность коллектива в городе привлекает детей и подростков даже из других районов города. Студия живет одной дружной семьей, здесь всегда царит атмосфера праздника, взаимопонимания, коллективизм, удивительные взаимоотношения старших и младших.
Дети и молодежь всегда рассматривается как будущее страны. От того, какими вырастут дети, как они вовлечены в государственные и общественные преобразования, зависит успех и процветание нашей страны. Начиная педагогическую деятельность, мы взяли за основу - создание условий для полноценной самореализации, саморазвития каждого ребенка как духовно-богатой, творческой личности, организация социального опыта детей и подростков.
Занимаясь с детьми разных возрастов и различных социальных групп важно помочь ребенку найти занятие по душе. Когда человек занят любимым делом, ему некогда скучать, нет желания и времени слоняться по улице, поддаваясь влиянию «трудных» подростков.
Занятие танцами привлекает своей многогранностью. Этот вид искусства позволяет научиться танцевать в различных стилях, овладеть техникой исполнения самых разных и модных, популярных танцевальных направлений.