Ежегодно для учащихся проводится оздоровительная смена в летнем пришкольном лагере дневного пребывания, который функционирует на базе МБОУ «СОШ №1» г.Семикаракорска.
В нем отдыхают учащиеся младших классов.
Обязательным является вовлечение в лагерь ребят из многодетных и малообеспеченных семей.
Над реализацией программы летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием работает педагогический коллектив из числа учителей школы совместно с работниками библиотеки и ДК.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа летнего лагеря»
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО
Заведующая Отделом Директор школы: МБОУ «СОШ №1
Образования Администрации
Семикаракорского района г. Семикаракорска»
_____________________ ________________________
Е.А. Турик И.И. Ганеев
ПРОГРАММА
летнего пришкольного лагеря
с дневным пребыванием детей
«Жемчужина Дона»
(возраст детей 6,5-15 лет)
Срок реализации программы: 30.06-25.07 2016 г.
г.Семикаракорск 2016 г.
Информационная карта программы
Полное название программы
Программа летнего пришкольного лагеря с дневным пребыванием детей «Жемчужина Дона»
Авторы программы
Севостьянова Галина Адамовна
Руководитель программы
Севостьянова Галина Адамовна
Территория, представившая программу
МБОУ «СОШ №1 г.Семикаракорска»
Название проводящей организации
МБОУ «СОШ №1 г.Семикаракорска»
Адрес организации
Ростовская область г.Семикаракорск ул. Ленина №113
Телефон
4-09-07
Форма проведения
Летний школьный лагерь с дневным пребыванием детей
Цель программы
Создание условий для полноценного отдыха, оздоровления детей, развития их внутреннего потенциала, содействия формированию ключевых компетенций воспитанников на основе включения их в разнообразную, общественно значимую и личностно привлекательную деятельность, содержательное общение и межличностные отношения в разновозрастном коллективе, развитие творческих способностей детей.
Специализация программы
Разностороннее развитие детей, приобретение навыков коллективно-творческой деятельности и жизненного опыта.
Программа реализуется через три этапа: организационный «Искатели приключений», основной «По дороге испытаний», итоговый «Открытие тайны Солнца».
Пояснительная записка.
Ежегодно для учащихся проводится оздоровительная смена в летнем пришкольном лагере дневного пребывания, который функционирует на базе МБОУ «СОШ №1» г.Семикаракорска.
В нем отдыхают учащиеся младших классов.
Обязательным является вовлечение в лагерь ребят из многодетных и малообеспеченных семей.
Над реализацией программы летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием работает педагогический коллектив из числа учителей школы совместно с работниками библиотеки и ДК.
Центром воспитательной работы лагеря является ребенок и его стремление к реализации.
Пребывание здесь для каждого ребенка – время получения новых знаний, приобретения навыков и жизненного опыта. Это возможно благодаря продуманной организованной системе планирования лагерной смены.
Детям предоставлена свобода в определении содержания их отдыха. Самосоставление плана дает возможность детям вносить предложения, отстаивать их, выбирать, а затем воплощать в жизнь.
Цель программы
Создание условий для полноценного отдыха, оздоровления детей, развития их внутреннего потенциала, содействия формированию ключевых компетенций воспитанников на основе включения их в разнообразную, общественно значимую и личностно привлекательную деятельность, содержательное общение и межличностные отношения в разновозрастном коллективе, развитие творческих способностей детей.
Основные задачи программы
Создавать условия для организованного отдыха детей.
Приобщать ребят к творческим видам деятельности, развитие творческого мышления.
Способствовать формированию культурного поведения, санитарно-гигиенической культуры.
Создавать благоприятные условия для укрепления здоровья детей.
Предоставлять ребенку возможность для самореализации на индивидуальном личностном потенциале.
Формировать у ребят навыки общения и толерантности.
Перечень основных мероприятий программы
Создание оптимальных условий для организации отдыха и оздоровления учащихся школы
Обновление содержания и форм работы по организации летнего лагеря с дневным пребыванием при школе
Совершенствование уровня кадрового обеспечения и деятельности летнего лагеря при школе
Научно-методическое обеспечение
Оздоровление детей и профилактика заболеваний
Организационно-методическое и материально-техническое обеспечение.
Фотоаппарат;
Магнитофон;
Компакт-диски и аудиокассеты;
Спортивно-игровой инвентарь;
Канцелярские товары;
Призовой фонд, грамоты;
Методическая литература с играми, конкурсами, сценариями, викторинами, праздниками.
Ожидаемые результаты реализации программы
Укрепление здоровья детей;
Улучшение социально-психологического климата в лагере;
Снижение темпа роста негативных социальных явлений среди детей;
Укрепление дружбы и сотрудничества между детьми разных возрастов ;
Формирование умений, навыков, приобретение жизненного опыта адекватного поведения в экстремальных ситуациях;
развитие творческих способностей, инициативы и активности ребёнка;
привитие навыков самообслуживания;
Повышение чувства патриотизма;
Уважение к родной природе.
Совершенствование материально-технической базы организации летнего отдыха и
оздоровления детей;
Система организации контроля над исполнением программы
Контроль над исполнением программы осуществляется начальником лагеря.
Концептуальные основы
Актуальность программы
Летние каникулы - самая лучшая и незабываемая пора для развития творческих способностей и совершенствования возможностей ребенка, вовлечения детей в новые социальные связи, удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей.
Летние каникулы - это период, когда дети могут «сделать свою жизнь» полной интересных знакомств, полезных увлечений и занятий, могут научиться петь, танцевать, играть, с пользой провести свободное время. Именно такие возможности для каждого ребенка открывают детские оздоровительные лагеря.
Лето - наилучшая пора для общения с природой, постоянная смена впечатлений, встреча с неизвестными, подчас экзотическими уголками природы. Это время, когда дети имеют возможность снять психологическое напряжение, накопившееся за год, внимательно посмотреть вокруг себя и увидеть, что удивительное рядом.
Ну, где ещё школьник почувствует себя раскрепощённым, свободным, независимым как не в период летних каникул, на школьных площадках, в лагерях?! Тут не надо бояться, что тебя вызовут к доске, снова плохую отметку поставят, потребуют дневник, а потом дома – родительская разборка.
Действительно, нигде так не раскрывается ребёнок, как в играх. Здесь, кроме удовлетворения личных интересов, ребёнок сам не подозревая, развивает свои физические и моральные качества, учится дружить, сопереживать, идти на помощь без оглядки, учиться побеждать и проигрывать. Нужно только правильно его настроить, не отталкивать, не отворачиваться от него, как неперспективного.
В каникулы он может общаться, с кем хочет, и этот выбор делает он сам, и главное, в период организации отдыха в детских центрах направить в надежное русло эти знакомства и общение.
Организация летнего отдыха - один из важных аспектов образовательной деятельности. Организованная деятельность детей в летний период позволяет сделать педагогический процесс непрерывным в течение всего года.
В детском оздоровительном лагере главное – не система дел, не мероприятия, а ребенок в деле, его поступки, его отношение к делу, к друзьям по отряду, к взрослым людям.
Содержанием летнего досуга должен стать активно организованный отдых детей, способствующий снятию физического и психологического напряжения детского организма.
Как свидетельствуют исследования занятости детей в летний период, не все дети имеют возможность поехать в загородные лагеря, выехать к родственникам. Большой процент детей остается не охваченным организованной деятельностью. Предоставленные сами себе дети подвержены влиянию улицы, дорожно-транспортным происшествиям, несчастным случаям, они невольно попадают в группы риска. Все это и натолкнуло на создание программы организации летнего отдыха детей. Использование программ и методик по развитию компонентов творческой индивидуальности дает возможность сохранить и развить богатые предпосылки детского возраста.
Психологи утверждают, что практически все дети обладают творческим потенциалом, который эффективно развивается при систематических занятиях. И в дальнейшем, приобретенные в течение лагерной смены творческие способности, навыки и умения дети эффективно перенесут на учебные предметы в школе, в повседневную жизнь, достигая значительно больших успехов, чем их менее творчески развитые сверстники.
Наш лагерь имеет достаточный потенциал, опыт организации летнего отдыха.
Организация летнего отдыха осуществляется по направлениям:
оздоровительное
Принципы
программы летнего пришкольного лагеря «Жемчужина Дона»
с дневным пребыванием детей
1. Принцип гуманизации отношений: Построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху. Через идею гуманного подхода к ребенку, родителям, сотрудникам лагеря необходимо психологическое переосмысление всех основных компонентов педагогического процесса.
2. Принцип соответствия типа сотрудничества психологическим возрастным особенностям учащихся и типу ведущей деятельности: Результатом деятельности воспитательного характера в ЛОЛ «Жемчужина Дона» является сотрудничество ребенка и взрослого, которое позволяет воспитаннику лагеря почувствовать себя творческой личностью.
3. Принцип демократичности: Участие всех детей и подростков в программе развития творческих способностей.
4. Принцип дифференциации воспитания:Дифференциация в рамках летнего оздоровительного лагеря предполагает:
- отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей;
- создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены (дня);
- взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;
- активное участие детей во всех видах деятельности.
5. Принцип творческой индивидуальности: Творческая индивидуальность – это характеристика личности, которая в самой полной мере реализует, развивает свой творческий потенциал.
Нормативно-правовое обеспечение программы
Конвенция ООН о правах ребенка
Конституция РФ
Закон Российской Федерации «Об образовании»
Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы
Концепция Федеральной целевой программы «Дети России» на 2007-2010 годы
Концепция модернизации российского образования до 2010 года
Порядок проведения профильных лагерей, лагерей с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха
программы деятельности СПО-ФДО
Содержание программы
Этапы реализации программы.
1.Организационный «Искатели приключений».
2.Основной «По дороге испытаний».
3.Итоговый «Открытие тайны Солнца».
В организационном этапе «Искатели приключений» основная роль отводится знакомству, выявлению и постановке целей индивидуально-личностного и коллективного развития, сплочению отрядов, формированию законов и условий совместной работы, подготовке к дальнейшей деятельности по программе. Этап проходит в течение 3 дней и заканчивается стартом сюжетно-ролевой игры. В этот период принимаются законы совместной деятельности, в течение игры происходит знакомство с главными героями игры и ее идей.
Основной этап «По дороге путешествий» занимает большую часть времени, 11 дней. Именно на этом этапе реализуются все постоянные индивидуально-личностные и коллективные цели развития.
Каждый день проходит ряд мероприятий в рамках тематики смены и дня. С целью достижения максимального результата в течение всего основного этапа коллективы участников программы живут активной внутренней жизнью: проводят отрядные и межотрядные коллективно-творческие дела. В конце каждого дня проводится рефлексия.
В итоговый этап «Открытие тайны Солнца» изучаются результаты прохождения программы участниками. Подводится итог совместной деятельности, оценивается работа отрядов. Основным событием итогового периода становится мероприятие, посвященное открытию истинной тайны Солнца, которую все это время знали лишь воспитатели.
Участники смены являются одной командой. В нашем лагере будет две команды: первая команда – «Земля», вторая – «Луна». Целью команд является получение Солнечных лучей, которые в конце каждого дня каждая команда может получить от Большого Совета. Лучи выдаются за определенные качества, проявленные в ходе испытаний и приключений. В состав Большого Совета входят воспитатели и начальник лагеря. Номинации, по которым оцениваются команды, следующие:
- творческий поиск и талант;
- дружные и сплоченные отношения в отряде;
- активная позиция в игре.
Главная цель воспитателей – проверить и испытать участников. Именно поэтому воспитатели каждый день пробуют силы участников в различных ситуациях: играх, соревнованиях, конкурсах.
Пользуясь картой Солнца, которую участники соберут во второй день смены, они начнут бороться за право владеть солнечным теплом для своей планеты. Когда все преграды будут позади, участники соберутся всей дружной командой для «открытия тайны Солнца». Большой Совет подводит итог игры и проводит награждение активных участников. После подведения итогов все Солнечные лучи, заработанные командами, выкладываются вокруг солнечного диска и получается надпись: «Наша сила в дружбе». Открывается главная тайна Солнца, которая хранится не во внешнем облике Солнечных лучей, а в их внутреннем содержании. Для всех участников игры навсегда главным сокровищем остаются: дружба, воспоминания, успехи, понимание, поддержка, искренность, активность, творчество, лидерство и доброта. В ходе игры ребята получат навыки коллективно- творческой деятельности.
Механизм реализации программы
Механизм реализации программы предполагает обеспечение следующих условий:
- материально-технических (технические и материальные возможности лагеря);
- научно-методических (подбор творческих методических кадров, владеющих инновационными педагогическими технологиями; использование развивающих программ, подбор средств, методов и форм работы с детьми; определение потенциальных возможностей коллектива – личных, деловых, творческих);
- организационных (управленческая, контролирующая, творческо-исследовательская функция управленческого звена).
Кадровое обеспечение
Программу реализует педагогический коллектив МБОУ СОШ №1 г.Семикаракорска. Она осуществляет демократическое, стимулирующее руководство участниками смены.
Педагогическими принципами деятельности коллектива являются:
Принцип педагогического профессионализма.
Принцип уважения личности ребенка.
Принцип сотрудничества, сотворчества, содружества.
Принцип поддержки детских инициатив, творчества.
Принцип включенности детей в социально значимые отношения (самоуправление детского коллектива).
Принцип индивидуального подхода и коллективного творчества.
Принцип личностной активности.
Принцип исследовательской позиции.
Данные принципы являются системой основополагающих требований в педагогической деятельности.
Структура педагогического коллектива:
1. Начальник лагеря – обеспечивает организацию жизнедеятельности лагеря.
2. Воспитатели лагеря – обеспечивают организацию жизнедеятельности и работы отрядов, обеспечивают продвижение к реализации цели смены.
Жизнь участников смены организована по принципу самоуправления, которое направлено на активизацию и развитие их самостоятельности путем создания необходимых условий для проявления творческого потенциала.
Факторы риска и меры их профилактики.
№ п\п
Факторы риска
Меры профилактики
1
Плохие погодные условия
Изменение режима дня по отношению к запланированным видам деятельности. Запасные формы работы, адаптированные для работы в помещении.
2
Пассивность
Отбор эффективных методов и средств для повышения активности участников программы: стимулирование мотивации
3
Усталость педагогического коллектива
Четкое распределение обязанностей, объединение коллективных усилий в сложных ситуациях.
4.
Утомляемость детей
Хорошая организация мероприятий, чередование игровой деятельности с творческой, интеллектуальной, спортивной и другой.
5
Эмоциональное сгорание
Тщательная подготовка программы смены. Разработка корпоративной культуры, использование стимулирования деятельности.
6
Травматизм
Инструктаж по ТБ.Исключение травмоопасных ситуаций, ответственность и бдительность за здоровье и жизнь детей.
7
Недостаточность спортивного и игрового инвентаря.
Своевременное и достаточное обеспечение.
8
Подвижные игры на улице
Чередование игр на улице и в помещении.
Организация взаимодействия летнего пришкольного
лагеря с дневным пребыванием детей
«Жемчужина Дона» с социумом
Футбольное поле
Районная библиотека
Летний пришкольный лагерь с дневным пребыванием детей «Жемчужина Дона»
Дом
культуры
Библиотека
школы
Спортивная площадка при школе
Координационно – педагогический компонент
в работе по программе.
8. 30 – 9.00
Сбор детей, зарядка
9.00 – 9.15
Зарядка
9.45 – 10.00
Завтрак
10.00 – 12.00
Занятия по плану
12.00 – 13. 00
Прогулка, оздоровительные процедуры
13.00 – 13.30
Обед
13.30 – 14.30
Подведение итогов дня, беседа о правилах ДД и ТБ
МЕРОПРИЯТИЕ
ОТВЕТСТВЕН-НЫЕ
День 1
30.06
«Открытие лагеря».
1.Операция «Уют» ( встреча детей, распределение по отрядам, разучивание речёвки ,песни).
2.Минутка здоровья.
3.Правила поведения в столовой, лагере, режим дня.
4. Игры, конкурсы «Ярмарка идей и предложений» (Обсуждение предложений, планирование работы на смену).
5. Конкурс рисунков «Прекрасный мир детства», «Здравствуй ЛЕТО-2016».
6. Подготовка к открытию лагерной смены.
Воспитатели
Шах Е.П.
Жукова Н.А.
Бокатая Д.А
День 2
1.07
«С днём рождения лагерь!»
1. Минутка здоровья «Мой рост и мой вес».
2. Отрядные дела: оформление отрядных уголков, выбор командиров.