Программа курса внеурочной деятельности «Моя малая Родина»
Программа курса внеурочной деятельности «Моя малая Родина»
Курс «Моя малая родина » носит развивающий характер. Целью данного спецкурса является формирование поисково-исследовательских и коммуникативных умений младших школьников. Курс входит в раздел учебного плана «Внеурочной деятельности». Программа курса рассчитана на 4 года обучения,1 класс- 33 часа, 2 класс -34 часа, 3 класс – 34 часа, 4 класс – 34 часа. Темы данной программы близки социальному опыту детей младшего школьного возраста: дом и школа, родной край, город и село, труд людей в городе и селе как источники познания окружающего мира и духовного обогащения человека, культурно-исторические памятники, правила поведения в обществе и во взаимодействии с природой.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа курса внеурочной деятельности «Моя малая Родина»»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняяобщеобразовательная школа № 140г. Челябинска» (МБОУ «СОШ №140 г. Челябинска»)
454025, г. Челябинск, ул. 26 Бакинских Комиссаров, д.107-а
тел./факс: (8-351) 230-01-40, 233-01-40
E-mail: school140@inbox.ru
ОКПО 36921678, ОГРН 1027402819520,
ИНН/КПП 7450011566/745001001
Программа курса внеурочной деятельности
«Моя малая Родина»
Для учащихся 1 – 4 классов
Срок реализации :4 года
Составитель: Марченко Светлана Александровна
Челябинск
2015
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Вдумчивое отношение к прошлому всегда делает нас более справедливыми по отношению к настоящему, к нашей современности, и, чтобы по достоинству оценить это настоящее, необходимо знать историю своего края, народа, о событиях седой старины, о жизни наших далеких предков, всё то, что продолжает жить в сознании народа и входит в сокровищницу нашего искусства.
Одним из принципов обновленного содержания образования является его регионализация – опора на национальные, исторические, культурные, хозяйственные традиции региона, особенности его развития в настоящее время, учёт наиболее значимых социальных ситуаций.
Важнейшим приоритетом начального образования является формирование обще учебных умений и навыков, которые в значительной мере предопределяют успешность всего последующего обучения ребёнка.
Развитие личностных качеств и способностей младших школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной.
Курс «Моя малая родина » носит развивающий характер. Целью данного спецкурса является формирование поисково-исследовательских и коммуникативных умений младших школьников.
Курс входит в раздел учебного плана «Внеурочной деятельности». Программа курса рассчитана на 4 года обучения,1 класс- 33 часа, 2 класс -34 часа, 3 класс – 34 часа, 4 класс – 34 часа.
Темы данной программы близки социальному опыту детей младшего школьного возраста: дом и школа, родной край, город и село, труд людей в городе и селе как источники познания окружающего мира и духовного обогащения человека, культурно-исторические памятники, правила поведения в обществе и во взаимодействии с природой.
При изучении природы и истории родного края в начальной школе необходимо проводить экскурсии по местности (городу, селу) и в музеи. На них ученики знакомятся с природным окружением, монументальными памятниками, с подлинными предметами истории, архитектурных сооружений.
Главная цель: развитие у учащихся познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей.
Основные задачи программы:
создание условий для развития гуманной, творческой личности, ориентированной на ценности общечеловеческой культуры, на саморазвитие и нравственное поведение в обществе;
воспитание любви к родному краю через изучение его истории, традиций и быта его народа, воспитание чувств милосердия, человечности, доброты, способности к сопереживанию;
создание условия для понимания учащимися своеобразия характера, быта, обычаев, образа жизни, духовной культуры, нравственных принципов населения Челябинской области;
формирование умения вступать в диалог, рассказывать, импровизировать, решать различные творческие речевые задачи;
познакомить учащихся со структурой исследовательской деятельности, со способами поиска информации;
мотивировать учащихся на выполнение учебных задач, требующих усердия и самостоятельности;
прививать навыки организации научного труда, работы со словарями и энциклопедиями;
прививать интерес к исследовательской деятельности.
Основные принципы программы:
Принцип личностно-ориентированного подхода, предполагающего учёт возрастных, индивидуально-психологический особенностей ребенка, национально-психологических особенностей ребенка, национально-специфических его склонностей и норм поведения, обусловленных этническими семейно-бытовыми традициями и обычаями;
Принцип культуросообразности, направленного на освоение богатейшего опыта народов, населяющих уральский край, как систему культурных ценностей, обеспечивающих воспитание и развитие культуры ребенка в соответствии с ценностями общечеловеческих культур.
Принцип гуманизации- уважение к личности ребёнка. Создание благоприятных условий для развития способностей детей.
Принцип наглядности.
Принцип опоры - учёт интересов и потребностей учащихся; опора на них.
Принцип совместной деятельности детей и взрослых- ппривлечение родителей и детей на всех этапах исследовательской деятельности: планировании, обсуждении, проведении.
Принцип обратной связи - каждое занятие должно заканчиваться рефлексией. Совместно с учащимися необходимо обсудить, что получилось и что не получилось, изучить их мнение, определить их настроение и перспективу.
Принцип успешности - и взрослому, и ребенку необходимо быть значимым и успешным. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к окружающим его людям, окружающему миру. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет еще более активен и успешен. Очень важно, чтобы оценка успешности ученика была искренней и неформальной, она должна отмечать реальный успех и реальное достижение.
Принцип стимулирования-включает в себя приёмы поощрения и вознаграждения.
Исследовательская деятельность младших школьников при изучении курса «Моя малая родина» имеет отличительные особенности:
имеет практическую направленность, которую определяет специфика содержания и возрастные особенности детей;
деятельность осуществляется в школе, дома, не требуя от учащихся самостоятельного посещения без сопровождения взрослых отдельных объектов, что связано с обеспечением безопасности учащихся;
в большинстве случаев исследования имеют краткосрочный характер, что обусловлено психологическими особенностями младших школьников;
деятельность носит групповой характер, что будет способствовать формированию коммуникативных умений, таких как умение, распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения и др.;
в содержание исследовательской деятельности заложено основание для сотрудничества детей с членами своей семьи, что обеспечивает реальное взаимодействие семьи и школы;
реализует задачу выявления творческих способностей, склонностей и одаренностей к различным видам деятельности.
2. Планируемые результаты освоения ОБУЧАЮЩИМИСЯ программы внеурочной деятельности.
Предметные результаты.
Обучающиеся научатся:
узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона;
различать прошлое, настоящее, будущее;
определять родственные связи в семье;
соблюдать правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке школы;
использовать правила поведения в общественных местах и на улице.
Обучающийся получит возможность научиться:
оценивать характер взаимоотношений людей в семье, в обществе сверстников с позиции этических чувств и доброжелательности;
находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России – Москву, свой регион и его главный город Челябинск
У обучающегося будут сформированы личностные универсальные учебные действия:
положительное отношение к школе и учебной деятельности;
интерес к учебному материалу;
представление о причинах успеха в учёбе;
знание основных моральных норм поведения.
Обучающийся получит возможность для формирования:
внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе;
представления о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;
первичных умений оценки работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.
Регулятивные универсальные учебные действия.
Обучающийся научится:
понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
первоначальному умению выполнять учебные действия в устной, письменной речи, в уме;
оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.
Обучающийся получит возможность научиться:
в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;
осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя;
адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами.
Познавательные универсальные учебные действия.
Обучающийся научится:
осуществлять поиск необходимой информации в учебнике и учебных пособиях;
понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
проводить сравнение и классификацию изученных объектов по заданным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений.
Обучающийся получит возможность научиться:
ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Коммуникативные универсальные учебные действия.
Обучающийся научится:
принимать участие в работе парами и группами;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения;
договариваться и приходить к общему решению;
использовать в общении правила вежливости.
Обучающийся получит возможность научиться:
принимать другое мнение и позицию;
формулировать собственное мнение и позицию;
задавать вопросы;
строить понятные для партнёра высказывания;
адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач.
Программа состоит из 5 разделов
Раздел
Название раздела
Количество часов по классам
1 кл
2 кл
3 кл
4 кл
1
Моя Родина – Россия. Родной Уральский край.
5
5
8
8
2
Моя семья. Родословная.
14
12
7
7
3
История нашей школы
5
7
7
7
4
История Челябинской области и города Челябинска
5
6
6
6
5
Дела нашего района. Что дает наш посёлок городу и стране.
4
4
6
6
Итого
33
34
34
34
3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
Раздел 1. Моя Родина – Россия. Родной Уральский край.
Введение. С чего начинается Родина?
Родина, страна, «малая Родина», столица, Москва – столица России, Челябинск – столица Челябинской области.
Герб, флаг, гимн - символы страны, Челябинской области и Челябинска Правила поведения при прослушивании гимна.
Челябинская область – мой край. Челябинская область– часть России. Познакомить с картой, её условными обозначениями, исторической, географической и контурной карты. Территория Челябинской области на карте страны.
Школа – светлая гавань детства. История развития родной школы, её традиции.
Школьный музей. Основные этапы истории школы. «Старая фотография» рассказывает. Традиции школы. Лучшие выпускники, которыми гордится школа.
«Мои родители – выпускники моей школы». « В какой школе учились мои родители». Работа с семейными архивами. Как провести опрос родственников.
Экскурсии: в школьный музей (знакомство с экспозицией, посвящённой истории школы)
Исследовательские, практические работы: просмотр видеофильма о МБОУ СОШ №140 , экскурсия в школьный музей – знакомство со школьной символикой, выставка фотографий – «Мои родители – выпускники моей школы», « В какой школе учились мои родители». -
Раздел 4. История Челябинской области и города Челябинска
Информация. Источники информации. Что такое исследование? Кто такие исследователи? Понятия «источник информации» (библиотека, беседа со взрослыми, экскурсия, книги, видео фильмы, ресурсы Интернета). Работа с энциклопедиями и словарями. Беседа. Правила общения.
Музеи, библиотеки, архивы – хранители исторического наследия. Как предметы попадают в музеи. Рассказ о правилах поведения в музее, сбора и описания экспонатов для музея. Семейный архив.
Далёкое прошлое нашего края.
Родной край в годы Великой Отечественной войны.
Моя семья в годы Великой Отечественной войны. Связь истории каждой семьи с историей всей страны. Ответственность человека за общее благополучие.
Экскурсии: в школьный музей – знакомство с экспозицией, посвящённой истории поселка Першино древности, знакомство с экспозицией, посвящённой Великой Отечественной войне.
Практическая работа: знакомство с предметами быта, орудиями труда и т.д., их зарисовка. -
Раздел 5. Дела нашего района. Что дает наш посёлок городу и стране.
Предприятия нашего района: Челябинский Металлургический завод, Электрометаллургический комбинат (ЧЭМК), Челябинский машиностроительный завод автомобильных прицепов, Челябинский завод «Теплопроибор», Дворец Металлургов . Центр детского творчества, парк имени Тищенко,
Храм Святого Великомученика Георгия Победоносца. Назначение храма, его деятельность. Правила поведения в храме. История строительства храма, колокольни. Главные христианские праздники (Рождество, Крещение, Масленица, Благовещение, Пасха).
«Есть такая профессия – Родину защищать». Назначение, деятельностью Чввакуша (Челябинское высшее военное авиационное Краснознаменное училище штурманов)
«Вместе дружная семья». Понятие «национальность». Культура, обычаи и традиции разных национальностей.
Посещение Дворца Металлургов, Центра детского творчества.
Экскусии в парк, к проходным заводов.
Исследовательские, проектные и практические работы. конкурс плакатов «Вместе дружная семья», сообщения о профессиях родителей.
4. ФОРМЫ УЧЕТА ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ, СИСТЕМА КОНТРОЛИРУЮЩИХ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ОЦЕНКИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности происходит путем архивирования творческих работ обучающихся, накопления материалов по типу «портфолио».
Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела. Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности: викторины, экскурсии, творческие конкурсы, рисунки, коллажи, ролевые игры, тесты, исследования, проекты, фотоконкурсы. Мини- сочинения.
Подобная организация учета знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося, а также будет способствовать процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый обучающийся будет значимым участником деятельности.
Планирования занятий 1 класс -33 часа
№
Тема.
Кол-во часов.
Дата
Задачи, элементы содержания.
Предполагаемые виды деятельности для учащихся.
УУД
Раздел 1. Моя Родина – Россия. Родной Уральский край.
5
Личностные - положительное отношение к школе и учебной деятельности;
интерес к учебному материалу.
Регулятивные - понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале.
Познавательные -
понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным критериям.
Коммуникативные -
принимать участие в работе парами и группами, использовать в общении правила вежливости.
1
Введение. С чего начинается Родина?
1
Познакомить с понятием Родина, страна, «малая Родина», столица, Москва – столица России, Челябинск – столица Челябинской области
Рассказ о родном посёлке, улице. Рисунки о малой родине.
2
Герб, флаг, гимн - символы страны. Челябинской области. города Челябинска
1
Знакомство с символикой страны, Челябинской области, и города Челябинска и правилами поведения при прослушивании гимна.
Работа с наглядным материалом.
Конкурс рисунков
3
Челябинская область – мой край.
1
Находить территорию Челябинска карте России
Работа с контурной картой.
4
Мой родной посёлок.
2
Знакомство с посёлком Першино
Экскурсия - «Родной посёлок». Рассказ о своей улице (использование рисунков, фото)
Раздел 2. Моя семья. Родословная.
14
Личностные - интерес к учебному материалу. Регулятивные - принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; первоначальному умению выполнять учебные действия в устной, письменной речи. Познавательные - устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений, осуществлять поиск необходимой информации Коммуникативные - допускать возможность существования у людей различных точек зрения, использовать в общении правила вежливости.
1-2
Что такое семья?
Моя семья
2
Показать что,семья как важнейшая составляющая часть в жизни каждого человека.
Ролевая игра «Дочки – матери»
3
Семья глазами ребенка
1
Выставка рисунков «Моя семья»
4
Мое имя
1
Рассмотреть вопросы:
- что означают различные имена?
Узнать, почему мои родители именно так назвали меня.
5
Мое отчество
1
Рассмотреть вопросы:
как возникло отчество?
Исследование
6
Моя фамилия
1
Выяснить происхождение своей фамилии? (от территории, от имени, от профессии, от названия животного и т.п.)
Исследование «Откуда моя фамилия».
7
Моя мама, мой папа
1
Объяснить роль родителей в семье
Рассказ о маме и папе (рисунки детей и фото)
8
Мои дедушка и бабушка
1
Рассмотреть вопросы:
- какое место занимают дедушка и бабушка в семье?
Рассказ о дедушке и бабушке (рисунки детей и фото)
9.
Я - сын. Я – дочь. Каков я?
1
Рассмотреть вопросы о взаимоотношениях в семье
Анкетирование
10
Я - внук, я - внучка. Каков я?
1
Преемственность поколений
Анкетирование
12-13
«Семейная родословная».
Древо семьи.
2
Рассмотреть на основе знаний учащихся понятия «семейная родословная».
Дать представление о древе семьи.
Знать ответы на вопросы:
- сколько тебе лет?
- сколько лет твоим родителям? - сколько лет твоим бабушкам и дедушкам?
- близкие и дальние родственники. - что такое родословная?
Работа по созданию древа семьи
14
Проект« Моя родословная».
1
Защита проекта
Раздел 3. История нашей школы.
5
Личностные – положительное отношение к школе и учебной деятельности; интерес к учебному материалу.
Регулятивные - понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале.
Коммуникативные - принимать участие в работе парами и группами;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
1
Что такое школа? Моя школа
1
Знакомство с школой,
Просмотр видеофильма о МБОУ СОШ №140 . Экскурсия по школе
2
Школьный музей.
1
Знакомство с основными этапами истории школы. «Старая фотография рассказывает»
Экскурсия в школьный музей. Знакомство с экспозицией, посвящённой истории школы.
3
Я – ученик моей школы.
1
Правила поведения в школе , в классе
Урок – игра
4
Законы жизни в классе.
1
Познакомить с правами и обязанностями учащихся
Коллективная работа Плакат «Я – ученик»
5
«Мои родители – выпускники моей школы».
1
Подготовка выставки фотографий.
Выставка фотографий – «Мои родители – выпускники моей школы».
Раздел 4. История Челябинска и Челябинской области
5
Личностные – интерес к учебному материалу; представление о причинах успеха в учёбе.
Регулятивные - первоначальному умению выполнять учебные действия в устной, письменной речи, в уме;
оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы
Познавательные – проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений
Коммуникативные - принимать участие в работе парами и группами, использовать в общении правила вежливости.
1-2
Мой город -Челябинск
2
Рассказ учителя о городе Показать видео фильм о Челябинске
Мини – проект «Моя малая Родина»
3-4
Далёкое прошлое нашего края
2
Рассказ учителя о главных периодах в истории Челябинска
Экскурсия в школьный музей – знакомство с экспозицией, посвящённой истории поселку Першино
5
Практическая работа – знакомство с предметами быта, орудиями труда и т.д., их зарисовка.
1
Объяснение правил выполнения практической работы.
Зарисовка предметов быта, орудий труда.
Раздел 5. «Дел района. Что дает наш район городу и стране».
4
Личностные – представление о причинах успеха в учёбе;
знание основных моральных норм поведения
Регулятивные - принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения, оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.
Познавательные – осуществлять поиск необходимой информации, устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений.
Коммуникативные - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, допускать возможность существования у людей различных точек зрения.
1
Предприятия нашего района: Челябинский Металлургический завод,
1
Познакомить с рабочими профессиями
Экскурсия к проходной ЧМЗ
Рассказ о профессии своих родителей
2
Дворец Металлургов.
1
Ознакомить с назначением его деятельностью
Посещение дворца
Металлургов
3
«Вместе дружная семья»
1
Дать определение понятий «национальность», Формирование навыков толерантного общения в детском коллективе. Дать представление о культуре, обычаях и традициях разных национальностей.
Сплочение людей разных национальностей, населяющих город Челябинск
Конкурс плакатов «Вместе дружная семья».
Рассказ о традициях, праздниках разных народов.
4
Обобщающее занятие.
1
Закрепить представления и знания учащихся о Челябинской области и городе Челябинск. Воспитывать чувство гордости и ответственности гражданина своего края.
Презентации, викторины
Итого
33
Планирование занятий 2 класс - 34 часа
№
Тема.
Кол-во часов.
Дата
Задачи, элементы содержания.
держания.
Предполагаемые виды деятельности для учащихся.
УУД
Раздел 1. Моя Родина – Россия. Родной Уральский край.
5
Задачи, элементы содержания.
Личностные - положительное отношение к школе и учебной деятельности;
интерес к учебному материалу.
Регулятивные - понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале.
Познавательные -
понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным критериям.
Коммуникативные -
принимать участие в работе парами и группами, использовать в общении правила вежливости.
1
Мой край – часть России
1
Продолжить знакомство с понятием Родина, страна, «малая Родина», столица, Москва – столица России, Челябинск – столица Челябинской области.
.Составление коллажа «Моя Родина-Россия».
2
Герб, флаг, гимн - символы страны. Челябинской области. города Челябинска
1
История создания символики страны, Челябинской области, и города Челябинска гимна.
Работа с наглядным материалом.
3 - 4
История моего посёлка.
2
Познакомить с историей возникновения, происхождением названия, достопримечательностями, знаменательными датами, известными людьми.
.
Составление коллажа «Прежде и теперь» (используются фотографии детей и родителей Фото из интернета).
5
Памятники
1
Рассказ о памятниках в Металлургическом районе г. Челябинска Беседа о правилах поведения.
Экскурсия к памятнику « Вечный огонь».
Раздел 2. Моя семья. Родословная.
12
Личностные - интерес к учебному материалу.
Регулятивные - принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
первоначальному умению выполнять учебные действия в устной, письменной речи.
Познавательные - устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений, осуществлять поиск необходимой информации
Коммуникативные - допускать возможность существования у людей различных точек зрения, использовать в общении правила вежливости.
1
Моя семья.
1
Показать ученикам, что их личная история и история их семьи являются частью истории страны; углубить понятие «семья».
Подготовка выставки рисунков – «Моя семья».
2-3
Семейные обязанности.
2
Мини - сочинение «Чем я могу помочь семье?»
4-5
Семейные традиции.
2
Дать определение понятиям – семья, семейная традиция. Рассмотреть на основе знаний учащихся понятия «семейная традиция», «семейный праздник». Беседа о необходимости соблюдать семейные традиции. Семейные реликвии моих предков (фотографии, вышивка, вязание, ткачество, плетение и т.п.).
Учащиеся должны определить и запомнить что такое семья, семейная традиция, семейная реликвия? Рассказ о семейных традициях. Выставка рисунков « Моя семья».
6-7
Происхождение фамилий в Челябинске .
2
Выяснить происхождение своей фамилии? (от территории, от имени, от профессии, от названия животного и т.п.)
Проект «Откуда моя фамилия».
8-9
Поколение, потомки, предки.
2
Рассмотреть на основе знаний учащихся понятия «семейная родословная».
Ответы на вопрос: Нужно ли знать свою родословную?
10-11
Кто, кому и кем доводится.
2
Рассмотреть Степени родства в семье
Презентация « Степени родства в моей семье»
12.
Итоговое занятие
1
Защита презентаций
Раздел 3. История нашей школы.
7
Личностные – положительное отношение к школе и учебной деятельности;
интерес к учебному материалу.
Регулятивные - понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале.
Коммуникативные - принимать участие в работе парами и группами;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
1
Школа – мой дом
1
Знакомство с традициями школы
Рисунки «Моя школа»
2-3
Школьная символика.
2
История создания и значение школьных символов.
.Практическая работа
4-5
Школьный музей.
2
«Старая фотография» рассказывает.
Экскурсия в школьный музей. Знакомство с экспозицией, посвящённой истории школы.
6-7
Какой была школа много лет назад.
2
Рассказать о прошлой деятельности школы
Беседа с родителями – «воспоминания о школе». Сбор фотографий.
Раздел 4. История Челябинска и Челябинской области
6
Личностные – интерес к учебному материалу; представление о причинах успеха в учёбе.
Регулятивные - первоначальному умению выполнять учебные действия в устной, письменной речи, в уме;
оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы
Познавательные – проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений
Коммуникативные - принимать участие в работе парами и группами, использовать в общении правила вежливости.
1
Источники информации. Что такое исследование?
1
Знакомство с понятием «источник информации» (библиотека, беседа со взрослыми, экскурсия, книги, видео фильмы, ресурсы Интернета).
Информация. Источники информации. Библиотека. Работа с энциклопедиями и словарями. Беседа. Правила общения.
Обучающийся сможет задуматься о том, что такое исследование, его видах и роли в жизни человека; обучающийся сможет высказаться по данной теме, поспорить с одноклассниками о сути новых понятий.
2-3
Челябинск – столица нашей области.
2.
Дать понятия о прошлом и настоящем нашего города
Исследовательская работа « Почему так называется наш город?»
4-5
«Достопримечательности нашего города »
2
Презентация О достопримечательностях нашего города
Проект «Челябинск моими глазами»
6
Обобщение и повторение материала.
2
Подготовка, организация и проведение викторины, разгадывания кроссворда
Участие в викторинах, кроссвордах.
Раздел 5. Что дает наш район городу и стране».
4
Личностные – представление о причинах успеха в учёбе;
знание основных моральных норм поведения
Регулятивные - принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения, оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.
Познавательные – осуществлять поиск необходимой информации, устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений.
Коммуникативные - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, допускать возможность существования у людей различных точек зрения.
1
Предприятия нашего района: Электрометаллургический комбинат (ЧЭМК) — крупнейший произвотель ферросплавов в России
1
Познакомить с продукцией комбината
Рассказ «Мои родители работают на комбинате»
2
Центрдетскоготворчества
1
Познакомить с деятельностью центра
Экскурсия
3
Храм. ГеоргияПобедоносца
1
Ознакомить с назначением храма, его деятельностью. Беседа о правилах поведения в храме.
Просмотр фотографий, презентации, посвящённых истории строительства храма.
4
Обобщающее занятие.
1
Закрепить знания учащихся о влиянии жизнедеятельности человека на природу родного края. Закрепить представления и знания учащихся о Челябинской области и городе Челябинск. Воспитывать чувство гордости и ответственности гражданина своего края.
Презентации, викторины
Итого
34
Планирование занятий 3 класс - 34 часа
№
Тема.
Кол-во часов.
Дата
Задачи, элементы содержания.
менты содержания.
Предполагаемые виды деятельности для учащихся.
УУД
Раздел 1. Моя Родина – Россия. Родной Уральский край.
8
Личностные - положительное отношение к школе и учебной деятельности;
интерес к учебному материалу.
Регулятивные - понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале.
Познавательные -
понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным критериям.
Коммуникативные -
принимать участие в работе парами и группами, использовать в общении правила вежливости.
1
Челябинская область – субъект Российской Федерации.
1
Продолжить знакомство с понятием Родина, страна, «малая Родина», столица, Москва – столица России, Челябинск – столица Челябинской области.
Составление коллажа « Челябинская область – моя малая Родина»
2-3
Изучение символики. Челябинской области, города Челябинска
2
Исследовательская работа: « Герб старого челябинска»
4-5
Челябинская область на карте России.
2
Усовершенствовать работу с картой, её условными обозначениями. находить территорию Челябинск и Челябинскую область на карте страны.
Работа с картой России Работа с контурной картой с целью обозначения границ Челябинской области
6-7
Народы, заселяющие населённый Челябинскую область
2
Дать представление о народах ,живущих в Челябинской области
Презентация
8
Старые фотографии рассказали. Вклад семьи в развитие своего края.
1
Практическая работа
Раздел 2. Моя семья. Родословная.
7
Личностные - интерес к учебному материалу.
Регулятивные - принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
первоначальному умению выполнять учебные действия в устной, письменной речи.
Познавательные - устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений, осуществлять поиск необходимой информации
Коммуникативные - допускать возможность существования у людей различных точек зрения, использовать в общении правила вежливости.
1
«Кто я?» «Где живу?»
1
Углубить понятие «семья».
Подготовка Пректа «Моя семья»
2-3
Откуда к нам пришли наши имена.
2
Влияние различных культур на проникновение имён на территорию Урала
Исследовательская работа «Откуда пришло мое имя?»
4-5
Происхождение и значение имён и отчеств.
2
Рассмотреть вопросы:
-происхождение имён.
-что означают различные имена?
-как возникло отчество и зачем оно нужно?
Исследование – «Мои однофамильцы среди известных людей».
Узнать, почему мои родители именно так назвали меня.
16
Мир семейных увлечений
1
Дать определение что такое увлечение, объяснить что семейные увлечения объединяют семью.
Выставка «увлечений»
7
Профессии моих родителей.
1
Конкурс рисунков
Раздел 3. История нашей школы.
7
Личностные – положительное отношение к школе и учебной деятельности;
интерес к учебному материалу.
Регулятивные - понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале.
Коммуникативные - принимать участие в работе парами и группами;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
1
Дом, в котором я учусь
1
Традиции школы
Просмотр видеофильма о МБОУ СОШ №140 .
2
Достижения моей школы .
1
Познакомить учащихся с достижениями школы за все периоды
Экскурсия в школьный музей
3-4
«Школьные годы – чудесные».
2
Рассказать о школьных выпусках, «золотых» и «серебряных» медалистах, лучших выпускниках, которыми гордится школа.
Беседа с родителями – «воспоминания о школьных годах». Сбор фотографий.
5
Мой класс. Правила поведения в классе.
1
Обсудить правила поведения в классе, Выяснить какое место занимает класса в жизни школы.
Ролевая игра «Это я, это все мои друзья»
6-7
Подготовка проекта « Я и мой класс»
2
Защита проекта
Раздел 4. История Челябинска и Челябинской области
6
Личностные – интерес к учебному материалу; представление о причинах успеха в учёбе.
Регулятивные - первоначальному умению выполнять учебные действия в устной, письменной речи, в уме;
оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы
Познавательные – проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений
Коммуникативные - принимать участие в работе парами и группами, использовать в общении правила вежливости.
1-2
Музеи, библиотеки, архивы – хранители исторического наследия истории Челябинска
2
Объяснение учителя - как предметы попадают в музеи. Рассказ о правилах поведения в музее.
Экскурсия в Краеведческий музей
3-4
Изучение материалов об истории Челябинска
2
Учить находить и пользоваться материалами архива,энциклопедий,интернета.
Исследовательская работа
5-6
Родной край в годы Великой Отечественной войны.
2
Сообщение о Великой Отечественной войне. Презентация.
Экскурсия в школьный музей – знакомство с экспозицией, посвящённой Великой Отечественной войне.
1
Современный Челябинск
1
Показать жизнь современного города
Презентация «Мой город сегодня»
Раздел 5. «Дел района. Что дает наш район городу и стране».
6
Личностные – представление о причинах успеха в учёбе;
знание основных моральных норм поведения
Регулятивные - принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения, оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.
Познавательные – осуществлять поиск необходимой информации, устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений.
Коммуникативные - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, допускать возможность существования у людей различных точек зрения.
1-2
Предприятия нашего района: "Челябинский машиностроительный завод автомобильных прицепов "Уралавтоприцеп"
2
Познакомить с видами деятельности завода
Мои родители работают на заводе.Экскурсия к проходной
3-4
Детский парк имени О.И.Тищенко
2
Познакомить с историей создания парка
Экскурсия в парк. Создание коллажа «Мы в пароке»
5
«Вместе дружная семья»
1
Дать определение понятий «национальность», Формирование навыков толерантного общения в детском коллективе. Дать представление о культуре, обычаях и традициях разных национальностей.
Сплочение людей разных национальностей, населяющих город Челябинск
Конкурс плакатов «Вместе дружная семья».
Рассказ о традициях, праздниках разных народов.
6
Обобщающее занятие.
1
Закрепить знания учащихся о влиянии жизнедеятельности человека на природу родного края. Закрепить представления и знания учащихся о Челябинской области и городе Челябинск. Воспитывать чувство гордости и ответственности гражданина своего края.
Презентации, викторины
Итого
34
Планирование занятий 4 класс - 34 часа
№
Тема.
Кол-во часов.
Дата проведения
Задачи, элементы содержания.
держания.
Предполагаемые виды деятельности для учащихся.
УУД
Раздел 1. Моя Родина – Россия. Родной Уральский край.
8
Личностные - положительное отношение к школе и учебной деятельности;
интерес к учебному материалу.
Регулятивные - понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале.
Познавательные -
понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным критериям.
Коммуникативные -
принимать участие в работе парами и группами, использовать в общении правила вежливости.
1-3
Введение. С чего начинается Родина?
Открытия и исследования Урала
3
Расширить понятие Родина, страна, «малая Родина», столица, Москва – столица России, Челябинск – столица Челябинской области , познакомить с исследованием Урала
Исследовательская работа «Тайны забытого Урала»
4-5
Челябинская область на картах мира и России.
Границы, пограничные территории.
2
Формировать умения работы с картой (исторической, географической и контурной),определять границы и пограничные территории
Работа с картой России и Челябинской области. Работа с контурной картой.
6
Губернатор и правительство области
1.
Познакомить с правительством области и города Челябинска
Рассказ
7
Символики Металлургического района.
1
Изучение символика своего района
Работа с наглядным материалом
8
Традиции народов, живущих в нашем районе
1
Просмотр и обсуждение презентации
Раздел 2. Моя семья. Родословная.
7
Личностные - интерес к учебному материалу.
Регулятивные - принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
первоначальному умению выполнять учебные действия в устной, письменной речи.
Познавательные - устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений, осуществлять поиск необходимой информации
Коммуникативные - допускать возможность существования у людей различных точек зрения, использовать в общении правила вежливости.
1
Что могут рассказать имена, отчества и фамилии о прошлом.
1
Понятие об историческое прошлое семьи.
Рассказ о семье
1-3
Что означают наши имена.
.2
Знакомство с историей возникновения имён
Проект «Мое имя»
4
Имя и ангел – хранитель.
1
Православные имена, взятые из церковного календаря. Именины.
Исследование своих именин
5-6
Ь
2
Дать понятие о семейных династиях.
7
Семейный герб.
1
Объяснить значение понятий «герб», «семейный герб». Рассказать о правилах составления герба.
Составление герба (рисунок, аппликация, лепка)
Раздел 3. История нашей школы.
7
Личностные – положительное отношение к школе и учебной деятельности;
интерес к учебному материалу.
Регулятивные - понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале.
Коммуникативные - принимать участие в работе парами и группами;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
1
Школа – светлая гавань детства.
1
Законы и заповеди школьной жизни
Просмотр видеофильма о МБОУ СОШ №140 .
2-3
«Школьные годы – чудесные».
2
Знакомство с лучшим выпускниках, которыми гордится школа.
Встреча с бабушками и дедушками.
4-5
Наши классные обязанности.
2
Ответы на вопросы:
- зачем нужны обязанности в школе, классе
Выпуск буклетов. Диспут
6-7
Школьный Устав
2
Изучение статей школьного устава
Анкетирование
Раздел 4. История Челябинска и Челябинской области
6
Личностные – интерес к учебному материалу; представление о причинах успеха в учёбе.
Регулятивные - первоначальному умению выполнять учебные действия в устной, письменной речи, в уме;
оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы
Познавательные – проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений
Коммуникативные - принимать участие в работе парами и группами, использовать в общении правила вежливости.
1-2
Археология – наука лопаты.
2
Сформировать у учащихся представление о науке археологии, её особенностях, методах работы археологов. Археологические раскопки на Урале.
Подбор дополнительного материала. Рассказ о величайших открытиях археологов.
3
Какие события прошлого Челябинска отразились в истории моей семьи.
1
Рассказ учителя о главных периодах в истории Челябинска
Экскурсия в школьный музей – знакомство с экспозицией, посвящённой истории поселку Першино
4-5
Моя семья в годы Великой Отечественной войны.
2
Учащиеся должны понять, что история каждой семьи связана с историей всей страны. Формирование чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности.
Выступления учащихся. Подготовка выставки рисунков, посвящённых Великой Отечественной войне.
6
Обобщение и повторение материала.
1
Подготовка, организация и проведение викторины, разгадывания кроссворда.
Участие в викторинах, кроссвордах.
Раздел 5. «Дел района. Что дает наш район городу и стране».
6
Личностные – представление о причинах успеха в учёбе;
знание основных моральных норм поведения
Регулятивные - принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения, оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.
Познавательные – осуществлять поиск необходимой информации, устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений.
Коммуникативные - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, допускать возможность существования у людей различных точек зрения.
1-2
Предприятия нашего района: Челябинский завод "Теплоприбор"
2
Знакомство с продукцией завода
Экскурсия к проходной
3
«Есть такая профессия – Родину защищать».
1
Познакомить учащихся с назначение, деятельностью Чввакуша (Челябинское высшее военное авиационное Краснознаменное училище штурманов)
Рассказ о профессии родителей, служащих в воинских частях.
4-5
«Вместе дружная семья»
2
Дать определение понятий «национальность», Формирование навыков толерантного общения в детском коллективе. Дать представление о культуре, обычаях и традициях разных национальностей.
Сплочение людей разных национальностей, населяющих город Челябинск
Конкурс плакатов «Вместе дружная семья».
Рассказ о традициях, праздниках разных народов.
6
Обобщающее занятие.
1
Закрепить знания учащихся о влиянии жизнедеятельности человека на природу родного края. Закрепить представления и знания учащихся о Челябинской области и городе Челябинск. Воспитывать чувство гордости и ответственности гражданина своего края.
Презентации, викторины
Итого:
34
6. ЛИТЕРАТУРА.
Виноградов Н.Б. Страницы древней истории Южного Урала. Учеб. Для учащихся общеобразоват. шк., гимназий, колледжей. - Челябинск: Южно-Урал. кн. изд-во,1977.
Григорьева Е.В. Природа Южного Урала: Учебное пособие для учащихся. - Челябинск, 2012.
Землянская, Е.Н. Учебные проекты младших школьников / Е.Н. Землянская // Начальная школа. – 2005. – № 9. – С. 55–59.
История и культура народов Южного Урала. Методическое пособие для учителей краеведения Челябинской области / под ред. В.М. Кузнецова. – Челябинск: АБРИС, 2010. – 112 с.
Корецкая Т.А. Земля Уральская: Энциклопедия для детей.- Челябинск: ОАО «Юж.-Урал. кн. изд-во» 2004.
Корецкая Т.Л. Окружающий мир. 2 – 4 класс: Челябинск : «Край Ра» « 2013.
Корегина Т.В. Путешествие по городу от А до Я – Челябинск : «Край Ра» « 2013.
Лютов В.В. Забытые тайны Южного Урала. Челябинск : Книга ,2011
Моисеев А.П., Николаева М.Е. Памятники природы Челябинской области. – Челябинск, 1987.
Матяш, Н.В. Проектная деятельность младших школьников: кн. для учителей нач. классов / Н.В. Матяш, В.Д. Симоненко. – М.: ВентанаГраф, 2002.
Челябинская область. Атлас / под ред. проф. В.В. Латюшина. Челябинск: АБРИС, 2010. 32 с.
Электронные ресурсы:
Большая детская энциклопедия для детей. [Электронный ресурс] http://www.mirknig.com/
Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс] http://all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html
А. Ликум - Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.bookshunt.ru/b120702_detskaya_enciklopediya_enciklopediya_vse_obo_vsem._5
Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.kodges.ru/dosug/page/147/
Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования. Может ли учебник стать помощником? [Электронный ресурс] http://www.fsu-expert.ru/node/2696
«Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В.Григорьева, П.В. Степанова [Электронный ресурс] http://standart.edu.ru/
Проектная деятельность в начальной школе. [Электронный ресурс] http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,24968/Itemid,118/http://www.nachalka.com/proekty