kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа курса внеурочной деятельности «Моя малая Родина»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Курс «Моя малая родина » носит развивающий характер. Целью данного спецкурса является формирование поисково-исследовательских и коммуникативных умений младших школьников. Курс входит в раздел  учебного плана «Внеурочной деятельности». Программа курса рассчитана на 4 года обучения,1 класс- 33 часа, 2 класс -34 часа, 3 класс – 34 часа, 4 класс – 34 часа. Темы данной программы  близки социальному опыту детей младшего школьного возраста: дом и школа, родной край, город и село, труд людей в городе и селе как источники познания окружающего мира и духовного обогащения человека, культурно-исторические памятники, правила поведения в обществе и во взаимодействии с природой.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа курса внеурочной деятельности «Моя малая Родина»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 140 г. Челябинска» (МБОУ «СОШ №140 г. Челябинска»)

454025, г. Челябинск, ул. 26 Бакинских Комиссаров, д.107-а

тел./факс: (8-351) 230-01-40, 233-01-40

E-mail: school140@inbox.ru

ОКПО 36921678, ОГРН 1027402819520,

ИНН/КПП 7450011566/745001001













Программа курса внеурочной деятельности

«Моя малая Родина»





Для учащихся 1 – 4 классов

Срок реализации :4 года

Составитель: Марченко Светлана Александровна











Челябинск

2015








1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Вдумчивое отношение к прошлому всегда делает нас более справедливыми по отношению к настоящему, к нашей современности, и, чтобы по достоинству оценить это настоящее, необходимо знать историю своего края, народа, о событиях седой старины, о жизни наших далеких предков, всё то, что продолжает жить в сознании народа и входит в сокровищницу нашего искусства.

Одним из принципов обновленного содержания образования является его регионализация – опора на национальные, исторические, культурные, хозяйственные традиции региона, особенности его развития в настоящее время, учёт наиболее значимых социальных ситуаций.

Важнейшим приоритетом начального образования является формирование обще учебных умений и навыков, которые в значительной мере предопределяют успешность всего последующего обучения ребёнка.

Развитие личностных качеств и способностей младших школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной.

Курс «Моя малая родина » носит развивающий характер. Целью данного спецкурса является формирование поисково-исследовательских и коммуникативных умений младших школьников.

Курс входит в раздел учебного плана «Внеурочной деятельности». Программа курса рассчитана на 4 года обучения,1 класс- 33 часа, 2 класс -34 часа, 3 класс – 34 часа, 4 класс – 34 часа.

Темы данной программы близки социальному опыту детей младшего школьного возраста: дом и школа, родной край, город и село, труд людей в городе и селе как источники познания окружающего мира и духовного обогащения человека, культурно-исторические памятники, правила поведения в обществе и во взаимодействии с природой.

При изучении природы и истории родного края в начальной школе необходимо проводить экскурсии по местности (городу, селу) и в музеи. На них ученики знакомятся с природным окружением, монументальными памятниками, с подлинными предметами истории, архитектурных сооружений.


Главная цель: развитие у учащихся познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей.


Основные задачи программы:

  • создание условий для развития гуманной, творческой личности, ориентированной на ценности общечеловеческой культуры, на саморазвитие и нравственное поведение в обществе;

  • воспитание любви к родному краю через изучение его истории, традиций и быта его народа, воспитание чувств милосердия, человечности, доброты, способности к сопереживанию;

  • создание условия для понимания учащимися своеобразия характера, быта, обычаев, образа жизни, духовной культуры, нравственных принципов населения Челябинской области;

  • формирование умения вступать в диалог, рассказывать, импровизировать, решать различные творческие речевые задачи;

  • познакомить учащихся со структурой исследовательской деятельности, со способами поиска информации;

  • мотивировать учащихся на выполнение учебных задач, требующих усердия и самостоятельности;

  • прививать навыки организации научного труда, работы со словарями и энциклопедиями;

  • прививать интерес к исследовательской деятельности.


Основные принципы программы:


  • Принцип личностно-ориентированного подхода, предполагающего учёт возрастных, индивидуально-психологический особенностей ребенка, национально-психологических особенностей ребенка, национально-специфических его склонностей и норм поведения, обусловленных этническими семейно-бытовыми традициями и обычаями;

  • Принцип культуросообразности, направленного на освоение богатейшего опыта народов, населяющих уральский край, как систему культурных ценностей, обеспечивающих воспитание и развитие культуры ребенка в соответствии с ценностями общечеловеческих культур.

  • Принцип гуманизации - уважение к личности ребёнка. Создание благоприятных условий для развития способностей детей.

  • Принцип наглядности.

  • Принцип опоры - учёт интересов и потребностей учащихся; опора на них.

  • Принцип совместной деятельности детей и взрослых - ппривлечение родителей и детей на всех этапах исследовательской деятельности: планировании, обсуждении, проведении.

  • Принцип обратной связи - каждое занятие должно заканчиваться рефлексией. Совместно с учащимися необ­ходимо обсудить, что получилось и что не получилось, изучить их мнение, определить их настроение и перспективу.

  • Принцип успешности - и взрослому, и ребенку необходимо быть значимым и успеш­ным. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к окружающим его людям, окружающему миру. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет еще более активен и успешен. Очень важно, чтобы оценка успешности ученика была искренней и неформальной, она должна отмечать реальный успех и реальное достижение.

  • Принцип стимулирования -включает в себя приёмы поощрения и вознаграждения.



Исследовательская деятельность младших школьников при изучении курса «Моя малая родина» имеет отличительные особенности:

  • имеет практическую направленность, которую определяет специфика содержания и возрастные особенности детей;

  • деятельность осуществляется в школе, дома, не требуя от учащихся самостоятельного посещения без сопровождения взрослых отдельных объектов, что связано с обеспечением безопасности учащихся;

  • в большинстве случаев исследования имеют краткосрочный характер, что обусловлено психологическими особенностями младших школьников;

  • деятельность носит групповой характер, что будет способствовать формированию коммуникативных умений, таких как умение, распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения и др.;

  • в содержание исследовательской деятельности заложено основание для сотрудничества детей с членами своей семьи, что обеспечивает реальное взаимодействие семьи и школы;

  • реализует задачу выявления творческих способностей, склонностей и одаренностей к различным видам деятельности.















2. Планируемые результаты освоения ОБУЧАЮЩИМИСЯ программы внеурочной деятельности.


Предметные результаты.

Обучающиеся научатся:

  • узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона;

  • различать прошлое, настоящее, будущее;

  • определять родственные связи в семье;

  • соблюдать правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке школы;

  • использовать правила поведения в общественных местах и на улице.


Обучающийся получит возможность научиться:

  • оценивать характер взаимоотношений людей в семье, в обществе сверстников с позиции этических чувств и доброжелательности;

  • находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России – Москву, свой регион и его главный город Челябинск


У обучающегося будут сформированы личностные универсальные учебные действия:

  • положительное отношение к школе и учебной деятельности;

  • интерес к учебному материалу;

  • представление о причинах успеха в учёбе;

  • знание основных моральных норм поведения.


Обучающийся получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе;

  • представления о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;

  • первичных умений оценки работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.


Регулятивные универсальные учебные действия.

Обучающийся научится:

  • понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

  • принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

  • первоначальному умению выполнять учебные действия в устной, письменной речи, в уме;

  • оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.


Обучающийся получит возможность научиться:

  • в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;

  • осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя;

  • адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами.

Познавательные универсальные учебные действия.

Обучающийся научится:

  • осуществлять поиск необходимой информации в учебнике и учебных пособиях;

  • понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

  • проводить сравнение и классификацию изученных объектов по заданным критериям;

  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений.




Обучающийся получит возможность научиться:

  • ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

  • умению смыслового восприятия познавательного текста;

  • проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.


Коммуникативные универсальные учебные действия.

Обучающийся научится:

  • принимать участие в работе парами и группами;

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения;

  • договариваться и приходить к общему решению;

  • использовать в общении правила вежливости.


Обучающийся получит возможность научиться:

  • принимать другое мнение и позицию;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • задавать вопросы;

  • строить понятные для партнёра высказывания;

  • адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач.


Программа состоит из 5 разделов


Раздел

Название раздела

Количество часов по классам

1 кл

2 кл

3 кл

4 кл

1

Моя Родина – Россия. Родной Уральский край.

5

5

8

8

2

Моя семья. Родословная.

14

12

7

7

3

История нашей школы

5

7

7

7

4

История Челябинской области и города Челябинска

5

6

6

6

5

Дела нашего района. Что дает наш посёлок городу и стране.

4

4

6

6


Итого

33

34

34

34


3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.


Раздел 1. Моя Родина – Россия. Родной Уральский край.

Введение. С чего начинается Родина?

Родина, страна, «малая Родина», столица, Москва – столица России, Челябинск – столица Челябинской области.

Герб, флаг, гимн - символы страны, Челябинской области и Челябинска Правила поведения при прослушивании гимна.

Челябинская область – мой край. Челябинская область– часть России. Познакомить с картой, её условными обозначениями, исторической, географической и контурной карты. Территория Челябинской области на карте страны.

Мой родной посёлок. Достопримечательности моего родного посёлка. Экскурсия – «Родной посёлок».

История моего района. История возникновения, происхождение названия, достопримечательности, знаменательные даты, известные люди.

Памятники. Рассказ о памятниках в Металлургической районе г. Челябинска Беседа о правилах поведения.

Экскурсии: «Родной район », к Монументу Славы и «Вечному огню »


Раздел 2. Моя семья. Родословная.

Моя семья. Понятие «семья». Личная история и история семьи - частью истории страны.

Древо семьи. Понятия «предки», «потомки», «современники», «семейная родословная». Правила составления родословного древа.

Происхождение и значение имён и отчеств. Что означают различные имена?

Как возникло отчество и зачем оно нужно?

Происхождение фамилий в Челябинске. Происхождение фамилии от территории, от имени, от профессии, от названия животного и т.п..

Семейные традиции. Понятия – «семья», «семейная традиция», «семейный праздник». Необходимость соблюдения семейных традиций. Семейные реликвии моих предков (фотографии, вышивка, вязание, ткачество, плетение и т.п.).

Семейный герб. Понятия «герб», «семейный герб». Правила составления герба.

Исследовательские, практические работы: «Моё генеалогическое древо», «Мои однофамильцы среди известных людей», «Откуда моя фамилия», «Семейный герб». Выставка рисунков – «Моя семья» . - 5


Раздел 3. История нашей школы..


Школа – светлая гавань детства. История развития родной школы, её традиции.

Школьный музей. Основные этапы истории школы. «Старая фотография» рассказывает. Традиции школы. Лучшие выпускники, которыми гордится школа.

«Мои родители – выпускники моей школы». « В какой школе учились мои родители». Работа с семейными архивами. Как провести опрос родственников.

Экскурсии: в школьный музей (знакомство с экспозицией, посвящённой истории школы)

Исследовательские, практические работы: просмотр видеофильма о МБОУ СОШ №140 , экскурсия в школьный музей – знакомство со школьной символикой, выставка фотографий – «Мои родители – выпускники моей школы», « В какой школе учились мои родители». -


Раздел 4. История Челябинской области и города Челябинска

Информация. Источники информации. Что такое исследование? Кто такие исследователи? Понятия «источник информации» (библиотека, беседа со взрослыми, экскурсия, книги, видео фильмы, ресурсы Интернета). Работа с энциклопедиями и словарями. Беседа. Правила общения.

Музеи, библиотеки, архивы – хранители исторического наследия. Как предметы попадают в музеи. Рассказ о правилах поведения в музее, сбора и описания экспонатов для музея. Семейный архив.

Далёкое прошлое нашего края.

Родной край в годы Великой Отечественной войны.

Моя семья в годы Великой Отечественной войны. Связь истории каждой семьи с историей всей страны. Ответственность человека за общее благополучие.

Экскурсии: в школьный музей – знакомство с экспозицией, посвящённой истории поселка Першино древности, знакомство с экспозицией, посвящённой Великой Отечественной войне.

Практическая работа: знакомство с предметами быта, орудиями труда и т.д., их зарисовка. -


Раздел 5. Дела нашего района. Что дает наш посёлок городу и стране.

Предприятия нашего района: Челябинский Металлургический завод, Электрометаллургический комбинат (ЧЭМК), Челябинский машиностроительный завод автомобильных прицепов, Челябинский завод «Теплопроибор», Дворец Металлургов . Центр детского творчества, парк имени Тищенко,

Храм Святого Великомученика Георгия Победоносца. Назначение храма, его деятельность. Правила поведения в храме. История строительства храма, колокольни. Главные христианские праздники (Рождество, Крещение, Масленица, Благовещение, Пасха).

«Есть такая профессия – Родину защищать». Назначение, деятельностью Чввакуша (Челябинское высшее военное авиационное Краснознаменное училище штурманов) 

«Вместе дружная семья». Понятие «национальность». Культура, обычаи и традиции разных национальностей.

Посещение Дворца Металлургов, Центра детского творчества.

Экскусии в парк, к проходным заводов.

Исследовательские, проектные и практические работы. конкурс плакатов «Вместе дружная семья», сообщения о профессиях родителей.





4. ФОРМЫ УЧЕТА ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ, СИСТЕМА КОНТРОЛИРУЮЩИХ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ОЦЕНКИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ


Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности происходит путем архивирования творческих работ обучающихся, накопления материалов по типу «портфолио».

Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела. Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности: викторины, экс­курсии, творческие конкурсы, рисунки, коллажи, ролевые игры, тесты, исследования, проекты, фотоконкурсы. Мини- сочинения.

Подобная организация учета знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося, а также будет способствовать процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый обучающийся будет значимым участником деятельности.



Планирования занятий 1 класс -33 часа


Тема.

Кол-во часов.

Дата

Задачи, элементы содержания.


Предполагаемые виды деятельности для учащихся.

УУД



Раздел 1. Моя Родина – Россия. Родной Уральский край.

5




Личностные - положительное отношение к школе и учебной деятельности;

интерес к учебному материалу.

Регулятивные - понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале.

Познавательные -

понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным критериям.

Коммуникативные -

принимать участие в работе парами и группами, использовать в общении правила вежливости.

1

Введение. С чего начинается Родина?


1


Познакомить с понятием Родина, страна, «малая Родина», столица, Москва – столица России, Челябинск – столица Челябинской области

Рассказ о родном посёлке, улице. Рисунки о малой родине.


2




Герб, флаг, гимн - символы страны. Челябинской области. города Челябинска

1


Знакомство с символикой страны, Челябинской области, и города Челябинска и правилами поведения при прослушивании гимна.

Работа с наглядным материалом.

Конкурс рисунков


3

Челябинская область – мой край.

1


Находить территорию Челябинска карте России

Работа с контурной картой.


4

Мой родной посёлок.

2


Знакомство с посёлком Першино


Экскурсия - «Родной посёлок». Рассказ о своей улице (использование рисунков, фото)



Раздел 2. Моя семья. Родословная.

14




Личностные - интерес к учебному материалу. Регулятивные - принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; первоначальному умению выполнять учебные действия в устной, письменной речи. Познавательные - устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений, осуществлять поиск необходимой информации Коммуникативные - допускать возможность существования у людей различных точек зрения, использовать в общении правила вежливости.

1-2

Что такое семья?

Моя семья

2


Показать что,семья как важнейшая составляющая часть в жизни каждого человека.


Ролевая игра «Дочки – матери»


3

Семья глазами ребенка

1



Выставка рисунков «Моя семья»


4

Мое имя

1


Рассмотреть вопросы:

- что означают различные имена?

Узнать, почему мои родители именно так назвали меня.


5

Мое отчество

1


Рассмотреть вопросы:

как возникло отчество?

Исследование


6

Моя фамилия

1


Выяснить происхождение своей фамилии? (от территории, от имени, от профессии, от названия животного и т.п.)

Исследование «Откуда моя фамилия».


7

Моя мама, мой папа

1


Объяснить роль родителей в семье

Рассказ о маме и папе (рисунки детей и фото)


8

Мои дедушка и бабушка

1


Рассмотреть вопросы:

- какое место занимают дедушка и бабушка в семье?

Рассказ о дедушке и бабушке (рисунки детей и фото)


9.

Я - сын. Я – дочь. Каков я?

1


Рассмотреть вопросы о взаимоотношениях в семье

Анкетирование


10

Я - внук, я - внучка. Каков я?

1


Преемственность поколений

Анкетирование


12-13

«Семейная родословная».

Древо семьи.

2


Рассмотреть на основе знаний учащихся понятия «семейная родословная».

Дать представление о древе семьи.

Знать ответы на вопросы:

- сколько тебе лет?

- сколько лет твоим родителям? - сколько лет твоим бабушкам и дедушкам?

- близкие и дальние родственники. - что такое родословная?

Работа по созданию древа семьи


14

Проект« Моя родословная».

1



Защита проекта



Раздел 3. История нашей школы.

5




Личностные – положительное отношение к школе и учебной деятельности; интерес к учебному материалу.

Регулятивные - понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале.

Познавательные – осуществлять поиск необходимой информации.

Коммуникативные - принимать участие в работе парами и группами;

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

1

Что такое школа? Моя школа

1


Знакомство с школой,

Просмотр видеофильма о МБОУ СОШ №140 . Экскурсия по школе


2

Школьный музей.

1


Знакомство с основными этапами истории школы. «Старая фотография рассказывает»

Экскурсия в школьный музей. Знакомство с экспозицией, посвящённой истории школы.


3

Я – ученик моей школы.

1


Правила поведения в школе , в классе

Урок – игра


4

Законы жизни в классе.

1


Познакомить с правами и обязанностями учащихся

Коллективная работа Плакат «Я – ученик»


5

«Мои родители – выпускники моей школы».

1


Подготовка выставки фотографий.


Выставка фотографий – «Мои родители – выпускники моей школы».



Раздел 4. История Челябинска и Челябинской области

5




Личностные – интерес к учебному материалу; представление о причинах успеха в учёбе.

Регулятивные - первоначальному умению выполнять учебные действия в устной, письменной речи, в уме;

оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы

Познавательные – проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным критериям;

устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений

Коммуникативные - принимать участие в работе парами и группами, использовать в общении правила вежливости.

1-2

Мой город -Челябинск

2


Рассказ учителя о городе Показать видео фильм о Челябинске

Мини – проект «Моя малая Родина»


3-4

Далёкое прошлое нашего края

2


Рассказ учителя о главных периодах в истории Челябинска

Экскурсия в школьный музей – знакомство с экспозицией, посвящённой истории поселку Першино


5

Практическая работа – знакомство с предметами быта, орудиями труда и т.д., их зарисовка.

1


Объяснение правил выполнения практической работы.

Зарисовка предметов быта, орудий труда.




Раздел 5. «Дел района. Что дает наш район городу и стране».

4




Личностные – представление о причинах успеха в учёбе;

знание основных моральных норм поведения

Регулятивные - принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения, оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.

Познавательные – осуществлять поиск необходимой информации, устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений.

Коммуникативные - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, допускать возможность существования у людей различных точек зрения.

1

Предприятия нашего района: Челябинский Металлургический завод,

1


Познакомить с рабочими профессиями

Экскурсия к проходной ЧМЗ

Рассказ о профессии своих родителей


2

Дворец Металлургов.



1


Ознакомить с назначением его деятельностью

Посещение дворца

Металлургов


3

«Вместе дружная семья»

1


Дать определение понятий «национальность», Формирование навыков толерантного общения в детском коллективе. Дать представление о культуре, обычаях и традициях разных национальностей.

Сплочение людей разных национальностей, населяющих город Челябинск

Конкурс плакатов «Вместе дружная семья».

Рассказ о традициях, праздниках разных народов.


4

Обобщающее занятие.

1


Закрепить представления и знания учащихся о Челябинской области и городе Челябинск. Воспитывать чувство гордости и ответственности гражданина своего края.

Презентации, викторины



Итого

33


























Планирование занятий 2 класс - 34 часа


Тема.

Кол-во часов.

Дата

Задачи, элементы содержания.

держания.

Предполагаемые виды деятельности для учащихся.

УУД



Раздел 1. Моя Родина – Россия. Родной Уральский край.


5

Задачи, элементы содержания.


Личностные - положительное отношение к школе и учебной деятельности;

интерес к учебному материалу.

Регулятивные - понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале.

Познавательные -

понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным критериям.

Коммуникативные -

принимать участие в работе парами и группами, использовать в общении правила вежливости.

1

Мой край – часть России


1

Продолжить знакомство с понятием Родина, страна, «малая Родина», столица, Москва – столица России, Челябинск – столица Челябинской области.

.Составление коллажа «Моя Родина-Россия».


2



Герб, флаг, гимн - символы страны. Челябинской области. города Челябинска


1

История создания символики страны, Челябинской области, и города Челябинска гимна.

Работа с наглядным материалом.


3 - 4

История моего посёлка.


2

Познакомить с историей возникновения, происхождением названия, достопримечательностями, знаменательными датами, известными людьми.

.

Составление коллажа «Прежде и теперь» (используются фотографии детей и родителей Фото из интернета).


5

Памятники


1

Рассказ о памятниках в Металлургическом районе г. Челябинска Беседа о правилах поведения.

Экскурсия к памятнику « Вечный огонь».



Раздел 2. Моя семья. Родословная.

12




Личностные - интерес к учебному материалу.

Регулятивные - принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

первоначальному умению выполнять учебные действия в устной, письменной речи.

Познавательные - устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений, осуществлять поиск необходимой информации

Коммуникативные - допускать возможность существования у людей различных точек зрения, использовать в общении правила вежливости.

1

Моя семья.





1

Показать ученикам, что их личная история и история их семьи являются частью истории страны; углубить понятие «семья».

Подготовка выставки рисунков – «Моя семья».


2-3

Семейные обязанности.


2


Мини - сочинение «Чем я могу помочь семье?»


4-5

Семейные традиции.

2


Дать определение понятиям – семья, семейная традиция. Рассмотреть на основе знаний учащихся понятия «семейная традиция», «семейный праздник». Беседа о необходимости соблюдать семейные традиции. Семейные реликвии моих предков (фотографии, вышивка, вязание, ткачество, плетение и т.п.).

Учащиеся должны определить и запомнить что такое семья, семейная традиция, семейная реликвия? Рассказ о семейных традициях. Выставка рисунков « Моя семья».



6-7

Происхождение фамилий в Челябинске .

2


Выяснить происхождение своей фамилии? (от территории, от имени, от профессии, от названия животного и т.п.)

Проект «Откуда моя фамилия».


8-9

 Поколение, потомки, предки.

2


Рассмотреть на основе знаний учащихся понятия «семейная родословная».

Ответы на вопрос: Нужно ли знать свою родословную?


10-11

   Кто, кому и кем доводится.

2


Рассмотреть Степени родства в семье

Презентация « Степени родства в моей семье»


12.

Итоговое занятие

1



Защита презентаций



Раздел 3. История нашей школы.

7




Личностные – положительное отношение к школе и учебной деятельности;

интерес к учебному материалу.

Регулятивные - понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале.

Познавательные – осуществлять поиск необходимой информации.

Коммуникативные - принимать участие в работе парами и группами;

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

1

Школа – мой дом

1


Знакомство с традициями школы

Рисунки «Моя школа»


2-3

Школьная символика.

2


История создания и значение школьных символов.

.Практическая работа


4-5

Школьный музей.

2


«Старая фотография» рассказывает.

Экскурсия в школьный музей. Знакомство с экспозицией, посвящённой истории школы.


6-7

Какой была школа много лет назад.

2


Рассказать о прошлой деятельности школы

Беседа с родителями – «воспоминания о школе». Сбор фотографий.



Раздел 4. История Челябинска и Челябинской области

6




Личностные – интерес к учебному материалу; представление о причинах успеха в учёбе.

Регулятивные - первоначальному умению выполнять учебные действия в устной, письменной речи, в уме;

оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы

Познавательные – проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным критериям;

устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений

Коммуникативные - принимать участие в работе парами и группами, использовать в общении правила вежливости.

1

Источники информации. Что такое исследование?


1


Знакомство с понятием «источник информации» (библиотека, беседа со взрослыми, экскурсия, книги, видео фильмы, ресурсы Интернета).

Информация. Источники информации. Библиотека. Работа с энциклопедиями и словарями. Беседа. Правила общения.

Обучающийся сможет задуматься о том, что такое исследование, его видах и роли в жизни человека; обучающийся сможет высказаться по данной теме, поспорить с одноклассниками о сути новых понятий.


2-3

Челябинск – столица нашей области.

2.


Дать понятия о прошлом и настоящем нашего города

Исследовательская работа « Почему так называется наш город?»


4-5

«Достопримечательности нашего города »

2


Презентация О достопримечательностях нашего города

Проект «Челябинск моими глазами»


6

Обобщение и повторение материала.

2


Подготовка, организация и проведение викторины, разгадывания кроссворда

Участие в викторинах, кроссвордах.



Раздел 5. Что дает наш район городу и стране».

4




Личностные – представление о причинах успеха в учёбе;

знание основных моральных норм поведения

Регулятивные - принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения, оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.

Познавательные – осуществлять поиск необходимой информации, устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений.

Коммуникативные - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, допускать возможность существования у людей различных точек зрения.

1

Предприятия нашего района: Электрометаллургический комбинат (ЧЭМК) — крупнейший произвотель ферросплавов в России

1


Познакомить с продукцией комбината

Рассказ «Мои родители работают на комбинате»


2

Центр детского творчества

1


Познакомить с деятельностью центра

Экскурсия


3

Храм. Георгия Победоносца

1


Ознакомить с назначением храма, его деятельностью. Беседа о правилах поведения в храме.

Просмотр фотографий, презентации, посвящённых истории строительства храма.


4

Обобщающее занятие.

1


Закрепить знания учащихся о влиянии жизнедеятельности человека на природу родного края. Закрепить представления и знания учащихся о Челябинской области и городе Челябинск. Воспитывать чувство гордости и ответственности гражданина своего края.

Презентации, викторины



Итого

34


























Планирование занятий 3 класс - 34 часа


Тема.

Кол-во часов.

Дата

Задачи, элементы содержания.

менты содержания.

Предполагаемые виды деятельности для учащихся.

УУД



Раздел 1. Моя Родина – Россия. Родной Уральский край.

8




Личностные - положительное отношение к школе и учебной деятельности;

интерес к учебному материалу.

Регулятивные - понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале.

Познавательные -

понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным критериям.

Коммуникативные -

принимать участие в работе парами и группами, использовать в общении правила вежливости.

1

Челябинская область – субъект Российской Федерации.



1


Продолжить знакомство с понятием Родина, страна, «малая Родина», столица, Москва – столица России, Челябинск – столица Челябинской области.

Составление коллажа « Челябинская область – моя малая Родина»


2-3



Изучение символики. Челябинской области, города Челябинска

2



Исследовательская работа: « Герб старого челябинска»


4-5

Челябинская область на карте России.

2


Усовершенствовать работу с картой, её условными обозначениями. находить территорию Челябинск и Челябинскую область на карте страны.

Работа с картой России Работа с контурной картой с целью обозначения границ Челябинской области


6-7

Народы, заселяющие населённый Челябинскую область

2


Дать представление о народах ,живущих в Челябинской области

Презентация


8

Старые фотографии рассказали. Вклад семьи в развитие своего края.

1



Практическая работа



Раздел 2. Моя семья. Родословная.

7




Личностные - интерес к учебному материалу.

Регулятивные - принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

первоначальному умению выполнять учебные действия в устной, письменной речи.

Познавательные - устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений, осуществлять поиск необходимой информации

Коммуникативные - допускать возможность существования у людей различных точек зрения, использовать в общении правила вежливости.

1

«Кто я?»   «Где живу?»



1


Углубить понятие «семья».

Подготовка Пректа «Моя семья»


2-3

Откуда к нам пришли наши имена.

2


Влияние различных культур на проникновение имён на территорию Урала

Исследовательская работа «Откуда пришло мое имя?»


4-5

Происхождение и значение имён и отчеств.


2


Рассмотреть вопросы:

-происхождение имён.

-что означают различные имена?

-как возникло отчество и зачем оно нужно?

Исследование – «Мои однофамильцы среди известных людей».

Узнать, почему мои родители именно так назвали меня.


16

Мир семейных увлечений

1


Дать определение что такое увлечение, объяснить что семейные увлечения объединяют семью.

Выставка «увлечений»


7

 Профессии моих родителей.

1



Конкурс рисунков



Раздел 3. История нашей школы.

7




Личностные – положительное отношение к школе и учебной деятельности;

интерес к учебному материалу.

Регулятивные - понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале.

Познавательные – осуществлять поиск необходимой информации.

Коммуникативные - принимать участие в работе парами и группами;

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

1

Дом, в котором я учусь

1


Традиции школы

Просмотр видеофильма о МБОУ СОШ №140 .


2

Достижения моей школы .

1


Познакомить учащихся с достижениями школы за все периоды



Экскурсия в школьный музей


3-4

«Школьные годы – чудесные».

2


Рассказать о школьных выпусках, «золотых» и «серебряных» медалистах, лучших выпускниках, которыми гордится школа.

Беседа с родителями – «воспоминания о школьных годах». Сбор фотографий.


5

Мой класс. Правила поведения в классе.

1


Обсудить правила поведения в классе, Выяснить какое место занимает класса в жизни школы.

Ролевая игра «Это я, это все мои друзья»


6-7

Подготовка проекта « Я и мой класс»

2



Защита проекта



Раздел 4. История Челябинска и Челябинской области

6




Личностные – интерес к учебному материалу; представление о причинах успеха в учёбе.

Регулятивные - первоначальному умению выполнять учебные действия в устной, письменной речи, в уме;

оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы

Познавательные – проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным критериям;

устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений

Коммуникативные - принимать участие в работе парами и группами, использовать в общении правила вежливости.

1-2

Музеи, библиотеки, архивы – хранители исторического наследия истории Челябинска

2


Объяснение учителя - как предметы попадают в музеи. Рассказ о правилах поведения в музее.

Экскурсия в Краеведческий музей


3-4

Изучение материалов об истории Челябинска

2


Учить находить и пользоваться материалами архива,энциклопедий,интернета.

Исследовательская работа


5-6

Родной край в годы Великой Отечественной войны.

2


Сообщение о Великой Отечественной войне. Презентация.

Экскурсия в школьный музей – знакомство с экспозицией, посвящённой Великой Отечественной войне.


1

Современный Челябинск

1


Показать жизнь современного города

Презентация «Мой город сегодня»



Раздел 5. «Дел района. Что дает наш район городу и стране».

6




Личностные – представление о причинах успеха в учёбе;

знание основных моральных норм поведения

Регулятивные - принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения, оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.

Познавательные – осуществлять поиск необходимой информации, устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений.

Коммуникативные - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, допускать возможность существования у людей различных точек зрения.

1-2

Предприятия нашего района: "Челябинский машиностроительный завод автомобильных прицепов "Уралавтоприцеп"

2


Познакомить с видами деятельности завода

Мои родители работают на заводе.Экскурсия к проходной


3-4

Детский парк имени О.И.Тищенко 

2


Познакомить с историей создания парка

Экскурсия в парк. Создание коллажа «Мы в пароке»


5

«Вместе дружная семья»

1


Дать определение понятий «национальность», Формирование навыков толерантного общения в детском коллективе. Дать представление о культуре, обычаях и традициях разных национальностей.

Сплочение людей разных национальностей, населяющих город Челябинск


Конкурс плакатов «Вместе дружная семья».

Рассказ о традициях, праздниках разных народов.


6

Обобщающее занятие.

1


Закрепить знания учащихся о влиянии жизнедеятельности человека на природу родного края. Закрепить представления и знания учащихся о Челябинской области и городе Челябинск. Воспитывать чувство гордости и ответственности гражданина своего края.

Презентации, викторины



Итого

34






















Планирование занятий 4 класс - 34 часа


Тема.

Кол-во часов.

Дата проведения

Задачи, элементы содержания.

держания.

Предполагаемые виды деятельности для учащихся.

УУД



Раздел 1. Моя Родина – Россия. Родной Уральский край.

8




Личностные - положительное отношение к школе и учебной деятельности;

интерес к учебному материалу.

Регулятивные - понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале.

Познавательные -

понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным критериям.

Коммуникативные -

принимать участие в работе парами и группами, использовать в общении правила вежливости.

1-3

Введение. С чего начинается Родина?

Открытия и исследования Урала

3


Расширить понятие Родина, страна, «малая Родина», столица, Москва – столица России, Челябинск – столица Челябинской области , познакомить с исследованием Урала

Исследовательская работа «Тайны забытого Урала»


4-5



Челябинская область на картах мира и России.

Границы, пограничные территории.

2


Формировать умения работы с картой (исторической, географической и контурной),определять границы и пограничные территории

Работа с картой России и Челябинской области. Работа с контурной картой.


6

Губернатор и правительство области

1.


Познакомить с правительством области и города Челябинска

Рассказ


7

Символики Металлургического района.

1


Изучение символика своего района

Работа с наглядным материалом


8

Традиции народов, живущих в нашем районе

1


Просмотр и обсуждение презентации




Раздел 2. Моя семья. Родословная.

7




Личностные - интерес к учебному материалу.

Регулятивные - принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

первоначальному умению выполнять учебные действия в устной, письменной речи.

Познавательные - устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений, осуществлять поиск необходимой информации

Коммуникативные - допускать возможность существования у людей различных точек зрения, использовать в общении правила вежливости.

1

 Что могут рассказать имена, отчества и фамилии о прошлом.

1


Понятие об историческое прошлое  семьи.

Рассказ о семье


1-3

 Что означают наши имена.

.2


Знакомство с историей  возникновения имён

Проект «Мое имя»


4

Имя и ангел – хранитель.

1


   Православные имена, взятые из церковного календаря.  Именины.

Исследование своих именин


5-6

Ь

2


Дать понятие о семейных династиях.



7

Семейный герб.

1


Объяснить значение понятий «герб», «семейный герб». Рассказать о правилах составления герба.

Составление герба (рисунок, аппликация, лепка)



Раздел 3. История нашей школы.

7




Личностные – положительное отношение к школе и учебной деятельности;

интерес к учебному материалу.

Регулятивные - понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале.

Познавательные – осуществлять поиск необходимой информации.

Коммуникативные - принимать участие в работе парами и группами;

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

1

Школа – светлая гавань детства.

1


Законы и заповеди школьной жизни

Просмотр видеофильма о МБОУ СОШ №140 .


2-3

«Школьные годы – чудесные».

2


Знакомство с лучшим выпускниках, которыми гордится школа.

Встреча с бабушками и дедушками.


4-5

Наши классные обязанности.

2


Ответы на вопросы:

- зачем нужны обязанности в школе, классе

Выпуск буклетов. Диспут


6-7

Школьный Устав

2


Изучение статей школьного устава

Анкетирование



Раздел 4. История Челябинска и Челябинской области

6




Личностные – интерес к учебному материалу; представление о причинах успеха в учёбе.

Регулятивные - первоначальному умению выполнять учебные действия в устной, письменной речи, в уме;

оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы

Познавательные – проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным критериям;

устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений

Коммуникативные - принимать участие в работе парами и группами, использовать в общении правила вежливости.

1-2

Археология – наука лопаты.

2


Сформировать у учащихся представление о науке археологии, её особенностях, методах работы археологов. Археологические раскопки на Урале.

Подбор дополнительного материала. Рассказ о величайших открытиях археологов.


3

Какие события прошлого Челябинска отразились в истории моей семьи.

1


Рассказ учителя о главных периодах в истории Челябинска


Экскурсия в школьный музей – знакомство с экспозицией, посвящённой истории поселку Першино


4-5

Моя семья в годы Великой Отечественной войны.

2


Учащиеся должны понять, что история каждой семьи связана с историей всей страны. Формирование чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности.

Выступления учащихся. Подготовка выставки рисунков, посвящённых Великой Отечественной войне.


6

Обобщение и повторение материала.

1


Подготовка, организация и проведение викторины, разгадывания кроссворда.



Участие в викторинах, кроссвордах.



Раздел 5. «Дел района. Что дает наш район городу и стране».

6




Личностные – представление о причинах успеха в учёбе;

знание основных моральных норм поведения

Регулятивные - принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения, оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.

Познавательные – осуществлять поиск необходимой информации, устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений.

Коммуникативные - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, допускать возможность существования у людей различных точек зрения.

1-2

Предприятия нашего района: Челябинский завод "Теплоприбор"

2


Знакомство с продукцией завода

Экскурсия к проходной


3

«Есть такая профессия – Родину защищать».

1


Познакомить учащихся с назначение, деятельностью Чввакуша (Челябинское высшее военное авиационное Краснознаменное училище штурманов) 

Рассказ о профессии родителей, служащих в воинских частях.


4-5

«Вместе дружная семья»

2


Дать определение понятий «национальность», Формирование навыков толерантного общения в детском коллективе. Дать представление о культуре, обычаях и традициях разных национальностей.

Сплочение людей разных национальностей, населяющих город Челябинск

Конкурс плакатов «Вместе дружная семья».

Рассказ о традициях, праздниках разных народов.


6

Обобщающее занятие.

1


Закрепить знания учащихся о влиянии жизнедеятельности человека на природу родного края. Закрепить представления и знания учащихся о Челябинской области и городе Челябинск. Воспитывать чувство гордости и ответственности гражданина своего края.

Презентации, викторины



Итого:

34







6. ЛИТЕРАТУРА.

 

  1. Виноградов Н.Б. Страницы древней истории Южного Урала. Учеб. Для учащихся общеобразоват. шк., гимназий, колледжей. - Челябинск: Южно-Урал. кн. изд-во,1977.

  2.  Григорьева Е.В. Природа Южного Урала: Учебное пособие для учащихся. - Челябинск, 2012.

  3. Землянская, Е.Н. Учебные проекты младших школьников / Е.Н. Землянская // Начальная школа. – 2005. – № 9. – С. 55–59.

  4. История и культура народов Южного Урала. Методическое пособие для учителей краеведения Челябинской области / под ред. В.М. Кузнецова. – Челябинск: АБРИС, 2010. – 112 с.

  5. Корецкая Т.А. Земля Уральская: Энциклопедия для детей.- Челябинск: ОАО «Юж.-Урал. кн. изд-во» 2004.

  6. Корецкая Т.Л. Окружающий мир. 2 – 4 класс: Челябинск : «Край Ра» « 2013.

  7. Корегина Т.В. Путешествие по городу от А до Я – Челябинск : «Край Ра» « 2013.

  8. Лютов В.В. Забытые тайны Южного Урала. Челябинск : Книга ,2011

  9. Моисеев А.П., Николаева М.Е. Памятники природы Челябинской области. – Челябинск, 1987.

  10. Матяш, Н.В.  Проектная деятельность младших школьников: кн. для учителей нач. классов / Н.В. Матяш, В.Д. Симоненко. – М.: ВентанаГраф, 2002.

  11. Челябинская область. Атлас / под ред. проф. В.В. Латюшина. Челябинск: АБРИС, 2010. 32 с.


Электронные ресурсы:


  1. Большая детская энциклопедия для детей. [Электронный ресурс] http://www.mirknig.com/

  2. Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс] http://all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html

  3. А. Ликум - Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.bookshunt.ru/b120702_detskaya_enciklopediya_enciklopediya_vse_obo_vsem._5

  4. Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.kodges.ru/dosug/page/147/

  5. Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования. Может ли учебник стать помощником? [Электронный ресурс] http://www.fsu-expert.ru/node/2696

  6. «Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В.Григорьева, П.В. Степанова [Электронный ресурс] http://standart.edu.ru/

  7. Проектная деятельность в начальной школе. [Электронный ресурс] http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,24968/Itemid,118/http://www.nachalka.com/proekty









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Программа курса внеурочной деятельности «Моя малая Родина»

Автор: Марченко Светлана Александровна

Дата: 16.03.2016

Номер свидетельства: 306400

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Моя малая Родина»"
    ["seo_title"] => string(77) "rabochaia_proghramma_po_kursu_vnieurochnoi_dieiatiel_nosti_moia_malaia_rodina"
    ["file_id"] => string(6) "349728"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1476636873"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Программа курса внеурочной деятельности "Моя Читалия""
    ["seo_title"] => string(55) "programma_kursa_vneurochnoi_deiatelnosti_moia_chitaliia"
    ["file_id"] => string(6) "542166"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1583751839"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Образовательная программа по внеурочной деятельности "МОЯ МАЛАЯ РОДИНА" "
    ["seo_title"] => string(79) "obrazovatiel-naia-proghramma-po-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-moia-malaia-rodina"
    ["file_id"] => string(6) "120508"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1413729337"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Моя малая Родина»"
    ["seo_title"] => string(69) "rabochaia_programma_kursa_vneurochnoi_deiatelnosti_moia_malaia_rodina"
    ["file_id"] => string(6) "487657"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1543243431"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "ПРОЕКТ «Разработка программы курса внеурочной деятельности "Мой край" "
    ["seo_title"] => string(73) "proiekt-razrabotka-proghrammy-kursa-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-moi-krai"
    ["file_id"] => string(6) "228862"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1441538126"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства