Программа курса внеурочной деятельности "Моя Читалия"
Программа курса внеурочной деятельности "Моя Читалия"
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Моя читалия» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального образования на основе авторской программы М.А. Яковлевой «Моя читалия».
Курс«Моя Читалия» прослеживается в расширении круга детского чтения, тесной межпредметной связи, урочной и внеурочной деятельности, в формах проведения занятий. Учащиеся практически знакомятся с разными типами книг, учатся находить нужную информацию в справочниках, словарях, энциклопедиях. Одним из компонентов содержания программы является практическое знакомство с библиотекой, библиотечным фондом. Дети учатся писать отзывы и аннотации на прочитанные книги. Запланирована проектно-исследовательская деятельность, в ходе которой учащиеся выступают в разных ролях: автора, художника, редактора, артиста и т.д. Особенностью программы «Моя Читалия» является знакомство с автором через его малую Родину, использование на занятиях краеведческого материала, посещение литературных музеев. В ходе путешествия по стране Читалии у детей появляется собственный индивидуальный продукт: литературная карта. Это позволяет учащимся оценить границы своего литературного образования, выбрать личный читательский маршрут, сделать первые шаги в мир большой литературы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа курса внеурочной деятельности "Моя Читалия"»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2»
г. Усинска
ПРИНЯТА:
на заседании педагогического совета
МБОУ «СОШ 2» г. Усинска
Протокол от 31.05.2019 г. №8
УТВЕРЖДЕНА:
Приказ от 09.08.2019 г. №246
Директор
_________________ Г.Д. Хайруллина
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
общекультурного направления
МОЯ ЧИТАЛИЯ
(начальное общее образование)
2 класс (8-9 лет)
Срок реализации: 1 год
Программу составила: Торопова А.В.,
учитель начальных классов
2019 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Моя читалия» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального образования на основе авторской программы М.А. Яковлевой «Моя читалия».
Курс«Моя Читалия» прослеживается в расширении круга детского чтения, тесной межпредметной связи, урочной и внеурочной деятельности, в формах проведения занятий. Учащиеся практически знакомятся с разными типами книг, учатся находить нужную информацию в справочниках, словарях, энциклопедиях. Одним из компонентов содержания программы является практическое знакомство с библиотекой, библиотечным фондом. Дети учатся писать отзывы и аннотации на прочитанные книги. Запланирована проектно-исследовательская деятельность, в ходе которой учащиеся выступают в разных ролях: автора, художника, редактора, артиста и т.д. Особенностью программы «Моя Читалия» является знакомство с автором через его малую Родину, использование на занятиях краеведческого материала, посещение литературных музеев. В ходе путешествия по стране Читалии у детей появляется собственный индивидуальный продукт: литературная карта. Это позволяет учащимся оценить границы своего литературного образования, выбрать личный читательский маршрут, сделать первые шаги в мир большой литературы.
С первого посещения библиотеки, постоянного общения с книгой в непринуждённой обстановке, со знакомства со способами выхода из трудных жизненных ситуаций, почерпнутых из литературы, в постоянном поиске и творчестве рождается читатель. А настоящий читатель - это грамотный гражданин, знающий и любящий историю, культуру своего народа, умеющий нравственно оценивать себя в обществе, уважать окружающих.
Введение программы «Моя Читалия» можно считать педагогически целесообразным в связи с тем, что она способствует формированию читательской культуры, развитию коммуникативной компетенции, раздвигает горизонты информационного поля и творческих способностей учащихся.
Главной целью программы можно считать создание на практике условий для развития личности ребёнка-читателя, формирование человека и гражданина, интегрированного в современное общество и нацеленного на совершенствование этого общества.
Данная цель претворяется в жизнь при помощи решения группы задач:
- расширить литературно-образовательное пространство младшего школьника;
- приобщить юного читателя к общечеловеческим ценностям через формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений;
- формировать навыки библиотечного пользователя.
Программа рассчитана на 1 год обучения учащихся младшего школьного возраста 8-9 лет. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Время занятия составляет 40 минут во 2-м классе. Курс рассчитан на 34 часа в год.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Врезультате освоения курса «Моя Читалия» формируются следующие предметные знания и умения,соответствующие требованиям ФГОС НОО:
осознание значимости чтения для личного развития;
потребность в систематическом чтении;
использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
умение самостоятельно выбирать интересующую литературу;
культура чтения;
восприятие литературы как части искусства, умение творчески осмыслить свои чувства и выразить их в творческих работах;
умение пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации;
знание правил пользования библиотекой; обращения с книгой, гигиены чтения.
Регулятивные:
умение работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
умение самостоятельно работать с новым произведением;
умение работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
умение определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Познавательные:
умение прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
умение отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
умение ориентироваться в мире книг (работа с открытым библиотечным фондом);
умение составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
умение соотносить автора произведения с временем и местом его жизни.
Коммуникативные:
умение выражать своё мнение о прочитанной книге, аргументировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
высказывать свои суждения об этических и нравственных ценностях книги, её оформлении и структуре в устной и письменной речи;
участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков подготовленных произведений;
пользоваться культурой общения и поведения в библиотеке, читальном зале;
вести диалог о прочитанной книге;
строить сообщения в устной и письменной форме.
Личностные:
эмпатия как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им, выражающиеся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия;
этические чувства - стыд, вина, совесть как регуляторы морального поведения; осознанные устойчивые эстетические предпочтения и ориентация на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
умение делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье.
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием
форм организации и видов деятельности
Тема 1. Что читали? Что узнали? (1 ч.)
Рассказы о встрече с новой книгой. «Открытие» учащимися автора. Аннотация. Знакомство детей с целями и задачами занятий. Литературная география России.
Тема 2. Богатое наследие России (1 ч.)
Рассказ учителя о писателях, их произведениях, вошедших в мировую сокровищницу. Вернисаж портретов писателей, поэтов. О художниках-портретистах.
Раздел 1. Литературная Москва (8 ч.)
Москва - родина многих русских писателей, поэтов. Рассказ о пушкинских местах в Москве. А.С. Пушкин «Сказка о попе и о работнике его Балде». К.Г. Паустовский «Михайловские рощи», «Барсучий нос». К. Булычёв «Девочка с Земли». Рассказы Ю. Коваля, Г. Снегирёва.
Тема 3. По Пушкинским местам.
Тема 4. Как жадность может погубить (А.С. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде».
Тема 5-6. Умейте удивлять и слушать (рассказы К.Г. Паустовского).
Тема 7. Путешествие во времени с К. Булычёвым.
Тема 8. Они родились в Москве (Ю. Коваль, Г. Снегирёв).
Тема 9-10. Экскурсия в читальный зал детской библиотеки.
Раздел 2. Литературное путешествие в Северную столицу России (3 ч.)
О писателях, родившихся в Санкт-Петербурге. А.И. Пантелеев «Буква «ты», «Честное слово». В. Бианки «Лесная газета». Стихи М. Яснова «Неправильные глаголы», «Радость» и др.
Тема 11. От чего мир станет лучше (рассказы и сказки Л. Пантелеева).
Тема 12. О чём пишут в «Лесной газете»?
Тема 13. «Чудетство» М. Яснова.
Раздел 3. Писатели земли Коми (4 ч.)
Тема 14. Заочное путешествие в национальный музей Республики Коми литературный музей И.А. Куратова.
Тема 15. Детские писатели Республики Коми.
Тема 16. Познать мир и сделать его лучше (Е.В. Рочев «Маленький Митрук и большая тундра»).
Тема 17. Проект «Писатели моего края»
Раздел 4. Родом из центра России (6 ч.)
О писателях, родившихся в центральных областях России. С.Я. Маршак «В начале жизни: Страницы воспоминаний». Стихи для детей С.Я. Маршака. С.Я. Маршак «Кошкин дом». А.П. Гайдар «Дальние страны». Рассказы М. Пришвина.
Тема 18. С.Я. Маршак «в начале жизни: страницы воспоминаний».
Тема 19. Поэзия С.Я. Маршака.
Тема 20-21. Сказка для представления С.Я. Маршак «Кошкин дом».
Тема 22. Дальние страны А.Гайдара.
Тема 23. Что нужно человеку? (рассказы М. Пришвина).
Раздел 5. Вдоль по Волге – реке (3 ч.)
О писателях, кто родился на Волге. Н. Некрасов «Стихи для детей», М. Горький «Детство», «Воробьишко». Л. Кассиль «Черемыш - брат героя».
Тема 25. «О чем рассказал псевдоним?» (М. Горький «Детство»).
Тема 26. Л. Кассиль и его мальчики.
Раздел 6. В стране чудес и несметных сокровищ (8 ч.)
О писателях Урала, Сибири. Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш», «Алёнушкины сказки». Рассказы и сказки Е. Пермяка. Г. Сапгир и Г. Цыферов «Паровозик из Ромашково», Г. Цыферов «Весна будет всегда», М.Д. Сергеев «В чудесном доме», В. Крапивина «Рейс "Ориона"», стихи Г. Граубина.
Тема 27. Когда любят дети и не боятся животные (рассказы и сказки Д. Мамина – Сибиряка).
Тема 28. Волшебная сила труда (рассказы и сказки Е. Пермяка).
Тема 29. Что такое соавторство.
Тема 30. Давай поговорим с середины Земли (творчество М.Д. Сергеева).
Тема 31. На улице детства В. Крапивина (Рейс «Ориона»).
Тема 32. В гости к поэтам земли Коми. Стихи И.А. Куратова.
Тема 33-34. Проект «Литературный музей».
Сбор материалов о писателе, о предметах, связанных с ним. «Создание» музея и экскурсия для посетителей (ролевая игра).
Методы обучения:
- частично-поисковый (решение поставленной задачи совместно с педагогом).
Предлагаемый курс предполагает применение коллективных и индивидуальных форм организации занятий и использование современных средств обучения, создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками творческой устной и письменной, а также исследовательской деятельности.
Система оценки достижений обучающихся
Способом определения результативности программы – анкетирование, тестирование.
Формы подведения итогов реализации программы: - театрализованное представление, выставка творческих работ, проектная работа.
Тематическое планирование
№
Тема занятий
Место проведения
Количество часов
Аудитория (класс)
Вне аудитории (класса)
Теория
Практика
Введение - 2 часа.
1
Что читали? Что узнали?
+
1
2
Богатое наследие России. Экскурсия в городскую детскую библиотеку.
+
1
Литературная Москва - 8 часов.
3
Заочное путешествие по Пушкинским местам.
+
+
2
4
Как жадность может погубить А.С. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде»
+
1
5
6
Умей удивлять и слушать Рассказы К.Г. Паустовского.
+
+
2
7
Путешествие во времени с К. Булычёвым.
+
1
8
Они родились в Москве. Ю. Коваль, Г. Снегирёв.
+
1
9
10
Экскурсия в читальный зал детской библиотеки.
+
2
Литературное путешествие в Северную столицу России – 3 часа.
11
От чего мир станет лучше. Рассказы и сказки Л. Пантелеева.
+
1
12
О чем пишут в «Лесной газете»?
+
1
13
«Чудетство» М. Яснова.
+
1
Писатели земли Коми – 4 часа.
14
Заочное путешествие в Национальный музей Республики Коми Литературный музей И.А. Куратова.
+
1
15
Детские писатели Республики Коми.
+
1
16
Познай мир и сделай его лучше. Е.В. Рочев «Маленький Митрук и большая тундра.
+
1
17
Проект «Писатели моего края»
+
1
Родом из центра России – 6 часов.
18
С.Я. Маршак «в начале жизни: страницы воспоминаний».
+
1
19
Поэзия С.Я. Маршака.
+
+
1
20
21
Сказка для представления С.Я Маршак «Кошкин дом».
+
2
22
«Дальние страны» А. Гайдар.
+
1
23
Что нужно человеку? Рассказы М. Пришвина.
+
1
Вдоль по Волге – 3 часа.
24
«О, Волга! Колыбель моя….». Н. Некрасов «Стихи для детей».
+
1
25
«О чем рассказал псевдоним?» М. Горький «Детство»
+
1
26
Л. Кассиль и его детство.
+
1
В стране чудес и несметных сокровищ – 8 часов.
27
Когда любят дети и не боятся животные. Рассказы и сказки Мамина – Сибиряка.