kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа курса внеурочной деятельности "Моя Читалия"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Моя читалия» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального образования на основе авторской программы М.А. Яковлевой «Моя читалия».

Курс  «Моя Читалия» прослеживается в расшире­нии круга детского чтения, тесной межпредметной связи, урочной и внеурочной деятельности, в формах проведения занятий. Учащиеся практически знакомятся с разными типами книг, учатся находить нужную информацию в справочниках, словарях, энциклопедиях. Одним из компонентов содержания программы является практиче­ское знакомство с библиотекой, библиотечным фондом. Дети учатся писать отзывы и аннотации на прочитанные книги. Запланирована проектно-исследовательская деятельность, в ходе которой учащиеся выступают в разных ролях: автора, художника, редактора, артиста и т.д. Особенностью программы «Моя Читалия» является знаком­ство с автором через его малую Родину, использование на занятиях краеведческого материала, посещение литературных музеев. В ходе путешествия по стране Читалии у детей появляется собственный индивидуальный продукт: литературная карта. Это позволяет уча­щимся оценить границы своего литературного образования, выбрать личный читательский маршрут, сделать первые шаги в мир большой литературы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа курса внеурочной деятельности "Моя Читалия"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2»

г. Усинска


ПРИНЯТА:

на заседании педагогического совета

МБОУ «СОШ 2» г. Усинска

Протокол от 31.05.2019 г. №8

УТВЕРЖДЕНА:

Приказ от 09.08.2019 г. №246

Директор

_________________ Г.Д. Хайруллина












Рабочая программа

курса внеурочной деятельности

общекультурного направления


МОЯ ЧИТАЛИЯ

(начальное общее образование)

2 класс (8-9 лет)


Срок реализации: 1 год





Программу составила: Торопова А.В.,

учитель начальных классов









2019 год



Пояснительная записка


Рабочая программа по внеурочной деятельности «Моя читалия» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального образования на основе авторской программы М.А. Яковлевой «Моя читалия».

Курс «Моя Читалия» прослеживается в расшире­нии круга детского чтения, тесной межпредметной связи, урочной и внеурочной деятельности, в формах проведения занятий. Учащиеся практически знакомятся с разными типами книг, учатся находить нужную информацию в справочниках, словарях, энциклопедиях. Одним из компонентов содержания программы является практиче­ское знакомство с библиотекой, библиотечным фондом. Дети учатся писать отзывы и аннотации на прочитанные книги. Запланирована проектно-исследовательская деятельность, в ходе которой учащиеся выступают в разных ролях: автора, художника, редактора, артиста и т.д. Особенностью программы «Моя Читалия» является знаком­ство с автором через его малую Родину, использование на занятиях краеведческого материала, посещение литературных музеев. В ходе путешествия по стране Читалии у детей появляется собственный индивидуальный продукт: литературная карта. Это позволяет уча­щимся оценить границы своего литературного образования, выбрать личный читательский маршрут, сделать первые шаги в мир большой литературы.

С первого посещения библиотеки, постоянного общения с книгой в непринуждённой обстановке, со знакомства со способами выхода из трудных жизненных ситуаций, почерпнутых из литературы, в постоянном поиске и творчестве рождается читатель. А настоящий читатель - это грамотный гражданин, знающий и любящий исто­рию, культуру своего народа, умеющий нравственно оценивать себя в обществе, уважать окружающих.

Введение программы «Моя Читалия» можно считать педагоги­чески целесообразным в связи с тем, что она способствует формиро­ванию читательской культуры, развитию коммуникативной компе­тенции, раздвигает горизонты информационного поля и творческих способностей учащихся.

Главной целью программы можно считать создание на практике условий для развития личности ребёнка-читателя, формирование человека и гражданина, интегрированного в современное общество и нацеленного на совершенствование этого общества.

Данная цель претворяется в жизнь при помощи решения группы задач:

- расширить литературно-образовательное пространство младше­го школьника;

- приобщить юного читателя к общечеловеческим ценностям через формирование личностных, коммуникативных, познаватель­ных и регулятивных учебных умений;

- формировать навыки библиотечного пользователя.

Программа рассчитана на 1 год обучения учащихся млад­шего школьного возраста 8-9 лет. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Время занятия составляет 40 минут во 2-м классе. Курс рассчитан на 34 часа в год.

  1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности

В результате освоения курса «Моя Читалия» формируются следу­ющие предметные знания и умения, соответствующие требованиям ФГОС НОО:

  • осознание значимости чтения для личного развития;

  • потребность в систематическом чтении;

  • использование разных видов чтения (ознакомительное, изучаю­щее, выборочное, поисковое);

  • умение самостоятельно выбирать интересующую литературу;

  • культура чтения;

  • восприятие литературы как части искусства, умение творчески осмыслить свои чувства и выразить их в творческих работах;

  • умение пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации;

  • знание правил пользования библиотекой; обращения с книгой, гигиены чтения.

Регулятивные:

  • умение работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных дей­ствий;

  • умение самостоятельно работать с новым произведением;

  • умение работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;

  • умение определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.

Познавательные:

  • умение прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;

  • умение отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлеж­ности;

  • умение ориентироваться в мире книг (работа с открытым библи­отечным фондом);

  • умение составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;

  • умение пользоваться словарями, справочниками, энциклопеди­ями;

  • умение соотносить автора произведения с временем и местом его жизни.

Коммуникативные:

  • умение выражать своё мнение о прочитанной книге, аргументи­ровать свою точку зрения;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

  • высказывать свои суждения об этических и нравственных ценно­стях книги, её оформлении и структуре в устной и письменной речи;

  • участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков подготовленных произведений;

  • пользоваться культурой общения и поведения в библиотеке, читальном зале;

  • вести диалог о прочитанной книге;

  • строить сообщения в устной и письменной форме.

Личностные:

  • эмпатия как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им, выражающиеся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия;

  • этические чувства - стыд, вина, совесть как регуляторы мораль­ного поведения; осознанные устойчивые эстетические предпочте­ния и ориентация на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

  • умение делать осознанный выбор поступков, поведения, позво­ляющих сохранять и укреплять здоровье.

  1. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием

форм организации и видов деятельности

Тема 1. Что читали? Что узнали? (1 ч.)

Рассказы о встрече с новой книгой. «Открытие» учащимися авто­ра. Аннотация. Знакомство детей с целями и задачами занятий. Литературная география России.

Тема 2. Богатое наследие России (1 ч.)

Рассказ учителя о писателях, их произведениях, вошедших в мировую сокровищницу. Вернисаж портретов писателей, поэтов. О художниках-портретистах.

Раздел 1. Литературная Москва (8 ч.)

Москва - родина многих русских писателей, поэтов. Рассказ о пушкинских местах в Москве. А.С. Пушкин «Сказка о попе и о работнике его Балде». К.Г. Паустовский «Михайловские рощи», «Барсучий нос». К. Булычёв «Девочка с Земли». Рассказы Ю. Ко­валя, Г. Снегирёва.

Тема 3. По Пушкинским местам.

Тема 4. Как жадность может погубить (А.С. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде».

Тема 5-6. Умейте удивлять и слушать (рассказы К.Г. Паустовского).

Тема 7. Путешествие во времени с К. Булычёвым.

Тема 8. Они родились в Москве (Ю. Коваль, Г. Снегирёв).

Тема 9-10. Экскурсия в читальный зал детской библиотеки.

Раздел 2. Литературное путешествие в Северную столицу России (3 ч.)

О писателях, родившихся в Санкт-Петербурге. А.И. Пантелеев «Буква «ты», «Честное слово». В. Бианки «Лесная газета». Стихи М. Яснова «Неправильные глаголы», «Радость» и др.

Тема 11. От чего мир станет лучше (рассказы и сказки Л. Пантелеева).

Тема 12. О чём пишут в «Лесной газете»?

Тема 13. «Чудетство» М. Яснова.

Раздел 3. Писатели земли Коми (4 ч.)

Тема 14. Заочное путешествие в национальный музей Республики Коми литературный музей И.А. Куратова.

Тема 15. Детские писатели Республики Коми.

Тема 16. Познать мир и сделать его лучше (Е.В. Рочев «Маленький Митрук и большая тундра»).

Тема 17. Проект «Писатели моего края»

Раздел 4. Родом из центра России (6 ч.)

О писателях, родившихся в центральных областях России. С.Я. Маршак «В начале жизни: Страницы воспоминаний». Стихи для детей С.Я. Маршака. С.Я. Маршак «Кошкин дом». А.П. Гайдар «Дальние страны». Рассказы М. Пришвина.

Тема 18. С.Я. Маршак «в начале жизни: страницы воспоминаний».

Тема 19. Поэзия С.Я. Маршака.

Тема 20-21. Сказка для представления С.Я. Маршак «Кошкин дом».

Тема 22. Дальние страны А.Гайдара.

Тема 23. Что нужно человеку? (рассказы М. Пришвина).

Раздел 5. Вдоль по Волге – реке (3 ч.)

О писателях, кто родился на Волге. Н. Некрасов «Стихи для детей», М. Горький «Детство», «Воробьишко». Л. Кассиль «Черемыш - брат героя».

Тема 24. «О, Волга! Колыбель моя…» (Н. Некрасов «стихи для детей».

Тема 25. «О чем рассказал псевдоним?» (М. Горький «Детство»).

Тема 26. Л. Кассиль и его мальчики.

Раздел 6. В стране чудес и несметных сокровищ (8 ч.)

О писателях Урала, Сибири. Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш», «Алёнушкины сказки». Рассказы и сказки Е. Пермяка. Г. Сапгир и Г. Цыферов «Паровозик из Ромашково», Г. Цыферов «Весна будет всегда», М.Д. Сергеев «В чудесном доме», В. Крапивина «Рейс "Ориона"», стихи Г. Граубина.

Тема 27. Когда любят дети и не боятся животные (рассказы и сказки Д. Мамина – Сибиряка).

Тема 28. Волшебная сила труда (рассказы и сказки Е. Пермяка).

Тема 29. Что такое соавторство.

Тема 30. Давай поговорим с середины Земли (творчество М.Д. Сергеева).

Тема 31. На улице детства В. Крапивина (Рейс «Ориона»).

Тема 32. В гости к поэтам земли Коми. Стихи И.А. Куратова.

Тема 33-34. Проект «Литературный музей».

Сбор материалов о писателе, о предметах, связанных с ним. «Создание» музея и экскурсия для посетителей (ролевая игра).


Методы обучения:

- частично-поисковый (решение поставленной задачи совместно с педагогом).

- исследовательский (самостоятельная творческая работа).


Формы организации деятельности:

- фронтальный (одновременно со всей подгруппой).

- индивидуально-фронтальный (чередование индивидуальных и фронтальных форм работы).

- групповой (работа в парах).

- индивидуальный (выполнение заданий, решение проблем);

- игровая, исследовательская, поисковая, предметная, коммуникативная, проектная.

Предлагаемый курс предполагает применение коллективных и индивидуальных форм организации занятий и использование современных средств обучения, создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками творческой устной и письменной, а также исследовательской деятельности.

Система оценки достижений обучающихся

Способом определения результативности программы – анкетирование, тестирование.

Формы подведения итогов реализации программы: - театрализованное представление, выставка творческих работ, проектная работа.


  1. Тематическое планирование

Тема занятий

Место проведения

Количество часов

Аудитория (класс)

Вне аудитории (класса)

Теория

Практика

Введение - 2 часа.

1

Что читали? Что узнали?

+


1


2

Богатое наследие России. Экскурсия в городскую детскую библиотеку.


+


1

Литературная Москва - 8 часов.

3

Заочное путешествие по Пушкинским местам.


+


+



2

4

Как жадность может погубить А.С. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде»




+



1

5

6

Умей удивлять и слушать Рассказы К.Г. Паустовского.

+

+


2

7

Путешествие во времени с К. Булычёвым.


+




1

8

Они родились в Москве. Ю. Коваль, Г. Снегирёв.


+

1


9

10

Экскурсия в читальный зал детской библиотеки.


+


2

Литературное путешествие в Северную столицу России – 3 часа.

11

От чего мир станет лучше. Рассказы и сказки Л. Пантелеева.


+




1

12

О чем пишут в «Лесной газете»?


+


1

13

«Чудетство» М. Яснова.


+


1

Писатели земли Коми – 4 часа.

14

Заочное путешествие в Национальный музей Республики Коми Литературный музей И.А. Куратова.




+



1

15


Детские писатели Республики Коми.




+



1

16

Познай мир и сделай его лучше. Е.В. Рочев «Маленький Митрук и большая тундра.



+



1

17

Проект «Писатели моего края»


+


1

Родом из центра России – 6 часов.

18

С.Я. Маршак «в начале жизни: страницы воспоминаний».


+





1

19

Поэзия С.Я. Маршака.

+

+


1

20

21

Сказка для представления С.Я Маршак «Кошкин дом».



+



2

22

«Дальние страны» А. Гайдар.


+


1

23

Что нужно человеку? Рассказы М. Пришвина.



+



1

Вдоль по Волге – 3 часа.

24

«О, Волга! Колыбель моя….». Н. Некрасов «Стихи для детей».


+

1


25

«О чем рассказал псевдоним?» М. Горький «Детство»


+


1

26

Л. Кассиль и его детство.

+



1

В стране чудес и несметных сокровищ – 8 часов.

27

Когда любят дети и не боятся животные. Рассказы и сказки Мамина – Сибиряка.

+



1

28

Волшебная сила труда.


+


1

29

Что такое соавторство.


+

1


30

Давай поговорим с середины Земли.

+


1


31

На улице детства В. Крапивина.

+



1

32

В гости к поэтам земли Коми.


+

1


33

34

Проект «Литературный музей»


+


2



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Программа курса внеурочной деятельности "Моя Читалия"

Автор: Торопова Алла Владимировна

Дата: 09.03.2020

Номер свидетельства: 542166

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(21) "Моя Читалия"
    ["seo_title"] => string(14) "moia_chitaliia"
    ["file_id"] => string(6) "360063"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1479455994"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства