Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Моя малая Родина»
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Моя малая Родина»
Цель данной программы - воспитание гражданина России. знающего и любящего свой край, его традиции и культуру и желающего принять активноое участие в его развитии.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Моя малая Родина»»
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Моя малая Родина» для 1-4 классов
Содержание
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Содержание изучаемого курса
Тематическое планирование
Цель учебного модуля - воспитание гражданина России, знающего и любящего свой край, его традиции и культуру и желающего принять активное участие в его развитии.
Задачи учебного модуля:
Воспитательные задачи – развитие гражданских качеств, патриотического отношения к своему краю, пробуждение любви к Малой Родине.
Развивающие задачи – формирование познавательных интересов, развитие интеллектуальных и творческих способностей.
Образовательные задачи – формирование представлений о различных сторонах жизни своего края, города, района и его населения.
Модуль рассчитан на получение результатов по трём уровням внеучебной деятельности школьников:
1 уровень – школьник знает и понимает общественную жизнь;
2 уровень – школьник ценит общественную жизнь;
3 уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни.
Механизмы реализации курса внеурочной деятельности
Механизмы реализации содержания образования учебного модуля являются организационные формы и методы обучения. Учебная деятельность на занятиях осуществляется через коллективные, групповые и индивидуальные формы её организации
Предполагаемые результаты реализации программы
1 уровень – приобретение младшими школьниками социально-этических знаний, первичного понимания базовых ценностей и их роли в повседневной жизни
2 уровень – получение младшими школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям социо-культурного сообщества
3 уровень – получение младшими школьниками опыта самостоятельного общественного действия
1-2 классы
Личностными результатами изучения курса «Моя малая Родина в 1-2 классе является формирование следующих умений:
Оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей. Почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения.
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые првила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения курса «Моя малая Родина» в 1-2 классе является формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
Высказывать свою версию , пытаться предлагать способ её проверки.
Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства ( учебник, простейшие приборы и инструменты)
Познавательные УУД:
Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
Добывать новые знания: находить необходимую информацию в учебнике.
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах.
Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи.
Слушать и понимать речь других.
Выразительно читать и пересказывать текст.
Вступать в беседу на учебных занятиях и в жизни.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе.
Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.
Предметными результатами изучения курса «Моя малая Родина» в 1-2 классе является формирование следующих умений:
- называть формы поверхности Челябинской области и их особенности;
- перечислять полезные ископаемые родного края и их месторождения;
- связывать географическое положение Челябинской области и климата;
- называть основные природные зоны и их особенности;
- понимать влияние рельефа , климата и растительности на формирование почв Челябинской области;
- наблюдать за погодой и описывать её;
- пользоваться картами Челябинской области, находить и показывать на них границы Челябинской области;
- уважительно относиться к народам, живущим на Южном Урале.
3-4 классы
Личностными результатами изучения курса «Моя малая Родина в 3-4 классе является формирование следующих умений:
Оценивать жизненные ситуации с точки зрения с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
Объяснять с позиции общечеловеческих, нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
Самостоятельно определять и высказывать самые простые и общие для всех людей правила поведения.
В предложенных ситуациях , опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения курса «Моя малая Родина» в 3-4 классе является формирование следующих универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД:
Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Составлять план решения проблемы совместно с учителем.
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех. Исходя из имеющихся критериев.
Познавательные УУД:
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах.
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста, представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Коммуникативные УУД:
Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речис учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Договариваться с людьми: выполняя роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы.
Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Предметными результатами изучения курса «Моя малая Родина» в 3-м классе является формирование следующих умений:
- наблюдать за сезонными изменениями на Южном Урале и описывать их;
- называть основные экосистемы Челябинской области и их особенности;
- перечислять особенности споровых растений;
- пользоваться картами Челябинской области, находить и показывать на них природные объекты;
- оценивать правильность поведения людей в природе.
Предметными результатами изучения курса «Моя малая Родина» в 4-м классе является формирование следующих умений:
- узнавать о жизни южноуральцев из исторического текста, карты и делать выводы;
- отличать предметы и порядки, созданные людьми, от того, что создано природой;
- узнавать современные герб и флаг Челябинской области, показывать на карте города и районы Челябинской области;
- находить противоречия между природой и хозяйством человека, предлагать способы их устранения;
- доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам.
Содержание образования предложенного учебного модуля определяет его программа. Наряду с научными представлениями программа учебного модуля предусматривает формирование и развитие опыта практической деятельности учащихся.
Учебный модуль представляет собой систему логически взаимосвязанных учебных тем:
« Природа», «История», «Народы», «География».
На освоение содержания образования данного модуля отводится 34 часа с преобладанием практических форм учебных занятий.
Тематическое планирование курса «Моя малая Родина»
1 класс
Тема
Кол-во часов
Формы текущего контроля
Раздел 1 « Моя родословная»
1
Вводное занятие «Кто я? Где живу?»
1
2
Тайны наших имён.
1
3
Моя фамилия. Почему имя отличается от фамилии?
1
4
Что могут рассказать имена, отчества, фамилии о прошлом.
1
5
Профессии моих родителей
1
6
Семейные обычаи и традиции.
1
7
Какие семейные обязанности ты выполняешь?
1
8
«Загляни в бабушкин сундук». Рассказ о самой старинной вещи
Разнообразие природных богатств Челябинской области.
1
4
Горы, леса, реки, озёра, пещеры Челябинской области
1
5
Природные зоны Челябинской области
1
6
Природные условия горно-лесной, лесостепной и степной зон Челябинской области
1
Раздел 2 «Погода Челябинской области»
7
Области и республики – соседи Челябинской области
1
8
Особенности южноуральской погоды
1
9
Метеорологические станции Челябинской области
1
10
Климатическая карта Челябинской области
1
11
Связь географического положения Челябинской области и климата
1
12
Особенности климата Челябинской области, причины, влияющие на изменения погоды и климата на Южном Урале
1
13
Времена года на Южном Урале, их признаки и особенности
1
Раздел 3 «Народный календарь»
14
Способ вычисления и сравнения дней в году
1
15
Приметы, пословицы, поговорки народов Южного Урала
1
16
Сезонный труд южноуральцев
1
17
Праздники народов Южного Урала
1
18
Игры и фольклор народов Южного Урала
1
Раздел 4 « Формы земной поверхности»
19
Многообразие форм поверхности Челябинской области
1
20
Особенности низменностей, равнин и гор Челябинской области
1
21
Водоёмы Челябинской области и их особенности
1
22
Распределение рек и озёр на территории Челябинской области
1
23
Гидрографическая карта Челябинской области
1
24
Полезные ископаемые Челябинской области
1
25
Металлические, неметаллические, горючие полезные ископаемые, их использование
1
26
Месторождения полезных ископаемых в Челябинской области
1
27
Разнообразие почв Челябинской области
1
28
Влияние рельефа , климата и растительности на формирование почв Челябинской области
1
29
Карта почв Челябинской области
1
30
Использование почв Челябинской области, сельское хозяйство
1
31
Охрана почв в Челябинской области
1
32-34
Экскурсии в музеи, на природные объекты
3
Письменный опрос
3 класс
Тема
Кол-во часов
Формы текущего контроля
Раздел 1 «Природные сообщества»
1
Знакомство с курсом
1
2
Экосистема – единство живой и неживой природы. Сообщество. Цепи питания
1
3-4
Лес – природное сообщество. Леса Челябинской области.
Деревья - главные растения леса. Лесные кустарники. Лесные травы
1
5
Значение лесных животных
1
6-7
Луг - природное сообщество. Луговые растения: злаки и разнотравье
2
8
Животные лугов
1
9-10
Степь – природное сообщество. Степи Челябинской области. Степные растения
2
11
Животные степей
1
12-13
Болото - природное сообщество. Болота Челябинской области. Болотные растения. Болотные ягоды и их потребители.
2
14-15
Болотные ягоды и их потребители. Животные болот
2
16
Водоём – природное сообщество. Водоёмы Челябинской области.
1
17
Водные и околоводные растения.
1
18
Озёрные и речные рыбы
1
19-20
Пещера – природное сообщество. Пещеры Челябинской области.
2
21-22
Поле - искусственная экосистема. Культурные растения, сажаемые на полях Челябинской области. Вспашка полей. Удобрение поля.
2
23
Животные полей
1
Раздел 2 «Сезонные наблюдения»
24-27
Сезонные наблюдения за живой и неживой природой родного края
4
Раздел 3 « Мхи, грибы, лишайники»
28
Мхи Челябинской области.
1
29
Грибы Челябинской области. Грибница. Съедобные и ядовитые, губчатые и пластинчатые грибы
2
30
Лишайники Челябинской области.
1
31-33
Экскурсии в музеи, на природные объекты
3
34
Учимся решать жизненные задачи
1
Письменный опрос
4 класс
Тема
Кол-во часов
Формы текущего контроля
Раздел 1 «Фольклор народов Южного Урала»
1
Знакомство с курсом
1
2-3
Устное народное творчество народов Южного Урала
2
4
Живые существа в сказках, пословицах, поговорках народов Южного Урала
1
5
Единство живого и неживого в природе.
1
Раздел 2 «Особенности труда и быта людей, проживающих на Южном Урале
6
Особенности труда южноуральцев
1
7-8
Особенности быта южноуральцев. Народы с разными культурами и традициями
2
9-10
О труде и быте людей, проживающих в родном городе. Экскурсия в краеведческий музей
2
Раздел 3 «История Южного Урала»
11-13
История развития нашего края неотрывно связана с историей всей России
3
14-15
История Челябинска
2
16-19
Города Челябинской области – это крупные промышленные и торговые центры
4
20-21
Памятные места Челябинской области, славное прошлое нашего края.
2
Раздел 4 «Охрана природы и природных богатств Челябинской области»
22-23
Охрана природы и природных богатств Челябинской области. Мероприятия, направленные на защиту экологического состояния
2
родного края
24-26
Красная Книга Челябинской области
3
27-30
Заповедники, национальные парки Челябинской области
4
31
Посильное участие в охране природы
1
32-34
Экскурсии в музеи, на природные объекты
3
Письменный опрос
Паспорт фонда оценочных средств
Фонд оценочных средств (ФОС) для контроля освоения курса «Моя малая Родина» разработан в соответствии с рабочей программой курса внеурочной деятельности 1-4 класса.
Контроль и оценка результатов освоения курса осуществляется один раз в год в процессе проведения письменного опроса.
Перечень компетенций, формируемых в процессе изучения курса
Обучающиеся должны знать
Обучающиеся должны уметь
Как аргументировать свою позицию и координировать её с позицией партнёров при выработке общего решения в совместной деятельности;
Как с учётом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действий;
Допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;
Адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Видеть проблемы;
Уметь задавать вопросы;
Уметь выдвигать предположения;
Давать определение понятиям;
Делать выводы
Структурировать материал.
Годовой контроль по курсу «Моя малая Родина»
1 класс
Цель контроля: определить степень сформированности основных компетенций, оценить качество подготовки обучающихся по основным темам, изучаемым в 1 классе по курсу « Моя малая Родина».
2. найти пословицы, поговорки, загадки о семье. Оформить их в альбом.
3. подготовить сообщение о памятных городских местах.
Критерии оценивания работы
Курс освоен: при наличии работы
Курс не освоен: отсутствие работы
Годовой контроль по курсу «Моя малая Родина»
2 класс
Цель контроля: определить степень сформированности основных компетенций, оценить качество подготовки обучающихся по основным темам, изучаемым во 2 классе по курсу « Моя малая Родина».
Инструкция: дать полный и правильный ответ на поставленные вопросы, используя атлас Челябинской области.
1. Где находится Челябинская область? ( Челябинская область находится на Южном Урале, на границе Европы и Азии.)
2. Сколько природных зон в Челябинской области? Как они называются? ( Горно-лесная зона, лесостепная зона, степная зона)
3. Перечислите соседние области и республики Челябинской области (Пермский край, Свердловская область, Курганская область, Оренбургская область, Башкортостан Казахстан, )
4. Что ты знаешь из истории земли, на которой живёшь? ( Первые поселения людей , открытие металла, первые заводы, «город-крепость» и «город-завод»,заслуги южноуральцев в Великой Отечественной войне.)
5. Какие формы земной поверхности ты знаешь? Какие видел в нашей области? ( Челябинская область отличается многообразием форм поверхности. На её территории имеются низменности, холмистые равнины, плоскогорья и горы.)
6. Что такое полезные ископаемые? Приведи примеры полезных ископаемых своего края. ( Челябинская область богата полезными ископаемыми. Среди них выделяют металлические, неметаллические и горючие полезные ископаемые.)
7. Почему важно беречь и охранять почвы? Чем опасно для растений и человека загрязнение почвы? ( В целях охраны почв необходимо проводить их правильную обработку, своевременно вносить удобрения. Для защиты от выдувания ветром и смыва водой нужно высаживать деревья, кустарники, многолетние травы, не допускать загрязнения и зарастания сорняками. Почвы Челябинской области страдают от загрязнения их выбросами промышленных предприятий и автомобильного транспорта. Эти выбросы содержат ядовитые вещества, которые разрушают структуру почвы, замедляют рост растений, приводя их к гибели. Попадая в организм человека с выращенным урожаем, эти вещества вредят здоровью человека.)
Критерии оценивания работы
№ вопроса
1
2
3
4
5
6
7
Баллы
1
1
1
2
1
1
1
Курс освоен: при наличии 5-8 баллов
Курс не освоен: 4 баллов и менее
Годовой контроль по курсу «Моя малая Родина»
3 класс
Цель контроля: определить степень сформированности основных компетенций, оценить качество подготовки обучающихся по основным темам, изучаемым в 3 классе по курсу « Моя малая Родина».
Инструкция: дать полный и правильный ответ на поставленные вопросы, используя атлас и контурные карты Челябинской области.
1.Что такое природное сообщество? (Природное сообщество – это растения и животные, обитающие на данной местности с одинаковыми климатическими и почвенными условиями.)
2.Какие виды лесов Челябинской области ты знаешь? (Тёмнохвойные, светлохвойные, широколиственные, мелколиственные.)
3. Что будет, если в нашей области исчезнут леса? Что нужно делать, чтобы этого не произошло? (Леса Челябинской области подвержены воздействию человека (вырубки, пожары, вытаптывание растений скотом). Их территории сокращаются. Из-за этого страдают животные. Они не могут найти себе пищу, место для жилья, вырастить потомство. Леса нуждаются в защите и восстановлении, посадке деревьев и кустарников на месте погибших.)
4. Чем полезны растения луга? (Используются человеком в практической деятельности. Среди них – ценные кормовые травы для домашних (сельскохозяйственных) животных, лекарственные и медоносные растения.)
5. Как растения приспособились к жизни в степи? (Свёртывание листьев, образование светлых волосков на листьях и стеблях, образование разветвлённых корней у поверхности почвы или глубоко заходящих в почву, уменьшение размеров листьев или превращение их в колючки, накопление влаги в сочных листьях и стеблях.)
6. Почему болота важны для человека? (После осушения и удобрения почвы территория бывшего болота может использоваться для выращивания сельскохозяйственных растений, заготовки сена и выпаса домашних животных. Здесь много пищевых и лекарственных растений: клюква, морошка, брусника. Болота Челябинской области охраняются в национальных парках.)
7. Почему растения ряски держатся на воде и не тонут? (Они не имеют корней и поэтому не прикрепляются ко дну водоёма.)
8. О чём предупреждает появление мхов в лесах и на лугах? (О заболачивании территории.)
Критерии оценивания работы
№ вопроса
1
2
3
4
5
6
7
8
Баллы
1
1
2
1
1
1
1
1
Курс освоен: при наличии 5-9 баллов
Курс не освоен: 4 баллов и менее
Годовой контроль по курсу «Моя малая Родина»
4 класс
Цель контроля: определить степень сформированности основных компетенций, оценить качество подготовки обучающихся по основным темам, изучаемым в 4 классе по курсу « Моя малая Родина».
Инструкция: дать полный и правильный ответ на поставленные вопросы, используя атлас и контурные карты Челябинской области.
1. Какие народы проживают на территории Челябинской области?
2. Почему в разных природных зонах труд и быт южноуральцев различен? ( В Челябинской области можно встретить горы, леса и степи. Здесь три природно-климатические зоны, разные почва и климат. Горно-лесная зона нашей области исторически сложилась промышленной, люди здесь жили в городах и мало возделывали землю. В лесостепной и степной зонах климат более благоприятен земледелию, скотоводству и птицеводству. Здесь меньше городов, больше сёл.)
3. Как складывался уклад жизни южноуральцев? (Более двух веков назад появились первые заводы. Заводские посёлки представляли комплекс заводских строений. Около них обязательно был пруд с плотиной. Избы рабочих ютились на заводской территории. Вокруг завода жили управители, богатые жители, купцы. В центре на площади стояла церковь.
4. Что такое сундуки, сени, казан, шашка? Где их сейчас можно увидеть? ( О быте жителей Южного Урала можно узнать в музеях. Там представлены жилища, домашняя утварь, одежда. Фольклорные группы и танцевальные ансамбли бережно сохраняют традиции уральских народов.)
5. Что предпринимается для защиты окружающей среды в нашей области? (Устанавливаются очистные сооружения, снижается количество выбросов, строятся объездные дороги, высаживаются деревья, очищаются берега рек и озёр.)
6. Назови редкие растения и животных твоего района
7. Каково значение заповедников и национальных парков? Сколько заказников располагается в нашей области? ( В Челябинской области находится три заповедника и два национальных парка. Они созданы для сохранения уникальных природных сообществ нашей области.)
8. Расскажи как ты помогаешь природе?
Критерии оценивания работы
№ вопроса
1
2
3
4
5
6
7
8
Баллы
1
1
2
1
1
1
1
2
Курс освоен: при наличии 5-10 баллов
Курс не освоен: 4 баллов и менее
Литература
Бондарь Е.Е., Петрушин С. Н.
Программа внеурочной деятельности «Моя малая Родина». 2-4 класс: методические рекомендации к учебному комплекту «Окружающий мир. 2-4 класс /Е. Е. Бондарь, С.Н. Петрушин. Челябинск: «Край Ра», 2014.