Образовательная программа по внеурочной деятельности "МОЯ МАЛАЯ РОДИНА"
Образовательная программа по внеурочной деятельности "МОЯ МАЛАЯ РОДИНА"
Актуальность данной программы заключается в том, что ребёнок вовлекается в социальные отношения через отношение к природе, обществу, между детьми, педагогами и родителями, через общественные и научные организации, через психологический климат в коллективе. Всё это должно способствовать активной деятельности в защиту природы. Актуальность данной программы заключается ещё и в том, что она способствует оздоровлению детей: занятия в большинстве проводятся на воздухе, лишены статичности, дети находятся в постоянном контакте с природой с животными, что обеспечивает устойчивый эмоциональный уровень. Программа способствует формированию активной жизненной позиции обучаемых, что предполагает гармоничное сочетание таких качеств, как самопознание, самореализация, творческое саморазвитие. Практические исследования дают, учащимся богатейший материал, который успешно используется на конференциях, конкурсах.
Дополнительное образование охватывает сферу знаний, умений и навыков, необходимых для охраны окружающей природной среды. Оно является неотъемлемой частью общей системы просвещения и подготовки специалистов в самых разных отраслях деятельности. Обязанность преподавания экологических знаний в учебных заведениях относится к числу важнейших принципов государственной экологической политики России.
Программа курса дополнительного образования по профилю “География и экология с элементами краеведения” предназначена для преподавания палеонтологии с элементами других естественных наук и включением сведений о литературе и художественном слове.
Создание программы вызвано потребностью методического и нормативного обеспечения курса географии в системе дополнительного образования и необходимостью решения проблем воспитания детей новыми средствами, а также повышения качества и значимости дополнительного образования.
Актуальность курса заключается в том, что в школе подобный предмет (География и экология с элементами краеведения) не изучается (за исключением некоторых разделов природоведения) и лишь на занятиях в учебных группах учреждений дополнительного образования возможно изучение данного комплекса естественных наук и их взаимосвязи.
Программа рассчитана на учащихся 5 - 6 классов (12-13 лет).
Объем курса 36 часов, курс распределен на 1 год обучения.
Занятия в данном объединении призваны помогать учащимся в приобретении навыка видеть и понимать природу, ту окружающую природную среду, в которой живет и трудится человек и от состояния которой зависит судьба каждого из нас и наше будущее.
Экскурсии традиционно являются одним из элементов географической подготовки школьников. На этих экскурсиях изучают географические взаимосвязи. В курсе работы кружка характер экскурсий изменен в сторону анализа взаимосвязей природы и общества, влияния человека на природу, а также влияния природных особенностей на жизнь и здоровье человека. Данный курс дает возможности для дополнительного ознакомления с этими проблемами непосредственно в природе, а не только в стенах класса, усиливает к экскурсиям по родному краю.
Во время экскурсий могут быть проведены не только визуальные наблюдения, но и некоторые практические работы с учащимися, например, такие как:
ориентирование на местности с помощью компаса и картосхемы;
измерение различных форм рельефа;
составление дневника полевых наблюдений по маршруту;
изучение и описание почв;
определение видимых признаков ПТК и их границ;
составление гербария типичных представителей флоры;
измерение дебета источников;
измерение скорости течение воды в реке;
сбор коллекций коренных пород и четвертичных отложений и т. д.
Таким образом, целями и задачами работы данного объединения можно также выделить и следующие аспекты работы:
повторение ранее изученного на уроках материала, его комплексный анализ, закрепление по средствам практических работ на местности;
приобретение навыков работы на местности;
приобретение навыков изучения и построения комплексных профилей;
ознакомление с основами туристической деятельности;
отработка навыков самостоятельной работы;
отработка навыков систематизации знаний;
разработка индивидуальных проектов, как варианта отчета.
Курс дополнительного образования “Учись - Узнавай” имеет экологическую направленность и объясняет, что может произойти с окружающей средой в результате варварского отношения к своей планете и разрушения сложившихся за миллионы лет природных сообществ и биотических взаимоотношений организмов.
Курс воспитывает у детей чувство ответственности за жизнь на Земле и показывает, что без знаний о прошлом невозможно ориентироваться в настоящем и прогнозировать будущее.
Цель программы: Формирование у детей качественно нового осмысления окружающей природной среды и приобретение необходимых знаний для квалифицированных действий в интересах сохранения биосферы.
Общие задачи программы:
развитие познавательной активности детей, постановка проблемных вопросов, расширение кругозора;
развитие интереса к природоведческой науке и наукам о Земле;
стимулирование желания самостоятельно углубленно изучать различные направления данной программы: природоведение, палеонтологию, астрономию, геологию, художественное слово, литературу;
формирование умения работать с научной литературой, справочными материалами по геологической истории Земли, фондами коллекций, научно-лекционными демонстрационными таблицами;
обучение сбору и систематизации материалов в полевых условиях, оформлению гербариев и коллекций;
формирование умения анализировать информационный материал с целью написания и оформления творческих работ и рефератов;
приучение детей к выразительному изложению своих мыслей;
обучение воспитанников самостоятельному чтению лекций по развитию жизни на Земле и проведению бесед по палеонтологии;
формирование умения прогнозировать свою деятельность в интересах сохранения окружающей среды;
воспитание чувства любви к родной природе;
формирование у ребенка экологического мировоззрения жителя планеты Земля и ответственности за жизнь на ней;
дать ребёнку системные знания об окружающем его мире в соответствии с его возрастом и способностями;
научиться применять на практике знания, полученные в объединении.
Развивающие задачи:
развивать у воспитанников эстетические чувства и умение любоваться красотой и изяществом природы;
формировать и развивать у детей навыки психологической разгрузки при взаимодействии с миром природы;
повышать общий интеллектуальный уровень подростков;
развивать коммуникативные способности каждого ребёнка с учётом его индивидуальности, научить общению в коллективе и с коллективом, реализовать потребности ребят в содержательном и развивающем досуге.
Воспитательные задачи:
прививать чувство доброго и милосердного отношения к окружающему нас миру;
воспитывать чувство ответственности, дисциплины и внимательного отношения к людям;
воспитывать потребность в общении с природой;
способствовать формированию экологического восприятия и сознания общественной активности;
способствовать укреплению здоровья ребят, посредством общения с природой и проведению массовых мероприятий на свежем воздухе.
Педагогическая идея состоит в выработке мотивации:
к дальнейшему углублению знаний в сфере интересов;
к формированию таких качеств, как целеустремлённость, твёрдость, стремление к риску, терпение;
к воспитанию чувства ответственности, доброты, милосердия, гуманного отношения к окружающему миру.
Подходы к образовательному процессу основаны на педагогических принципах обучения и воспитания
Принцип добровольности (зачисление ребёнка в группу возможно только по его желанию).
Принцип адекватности (учёт возрастных особенностей детей и связанное с этим формирование разновозрастных и разноуровневых учебных групп школьников).
Принцип систематичности и последовательности в освоении знаний и умений.
Принцип доступности (весь предлагаемый материал должен быть доступен пониманию ребёнка).
Принцип обратной связи (педагога интересуют впечатления детей от занятия).
Принцип ориентации на успех.
Принцип взаимоуважения.
Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания (индивидуальный подход, система поощрений, опора на семью).
Принцип связи обучения с жизнью.
Принцип сознательности, творческой активности и самостоятельности учащихся.
Принцип креативности (творчества) и коллективности в объединении.
Принцип научности содержания и методов образовательного процесса.
Принцип опоры на интерес (все занятия интересны ребёнку
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Образовательная программа по внеурочной деятельности "МОЯ МАЛАЯ РОДИНА" »
Управление народного образования администрации Каракулинского района
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детей
«Дом детского творчества Каракулинского района»
Рассмотрено: Составлено на основе
на заседании методических рекомендаций
методического совета по финансированию
Протокол №____ реализации основных
«____» ____________2014 г. образовательных программ
Методист_____________ дополнительного образования детей для учреждения
дополнительного образования
Принято:
на заседании
педагогического совета
Протокол № _____
«____» ____________2014 г.
Утверждено:
приказом директора
№ ____
«____» ____________2014 г.
____________М.В.Щеглова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
дополнительного образования детей
МОЯ МАЛАЯ РОДИНА
(география и экология с элементами краеведения)
Для детей 12-13 лет
Срок реализации 1 год
Руководитель: педагог дополнительного образования детей I кв. категории
Митрофанова Светлана Александровна
с. Каракулино, 2014 г.
Пояснительная записка
Слово «Экология» дословно переводится как «наука о доме», то есть о том, что окружает человека в биосфере. Изучение окружающего мира и его составляющих – растений и животных – помогает ребёнку по–новому взглянуть на природу. Знание закономерностей её развития поможет бережнее относиться к окружающему миру.
Ребёнок душой чувствует природу, тянется к взаимодействию с ней, всё воспринимает с любовью. Испытывает восторг, наблюдая за тем или иным явлением или животным. Непосредственно в соприкосновении с природой у ребёнка развиваются наблюдательность и любознательность, формируется эстетическое восприятие окружающего мира.
В программу включены: темы занятий, содержание работы, формы итогового контроля, опыты и практические работы, экологические проекты, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу, разработка и создание экознаков, знакомство с определителями, гербаризация, составление памяток, защита проектов и пр.
Содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.
Практическая направленность курса осуществляется через исследовательские задания, игровые задания, практикумы и опытническую работу.
Данная программа способствует формированию ценностных ориентиров учащихся, развитию ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма, развитию широких познавательных интересов и творчества.
Планируемые результаты освоения учащимися программы внеучебной (внеурочной) деятельности
Ожидаемые результаты
Предметные результаты:
- интерес к познанию мира природы;
- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
- осознание места и роли человека в биосфере;
- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.
Личностные результаты:
- принятие обучающимися правил здорового образа жизни;
- развитие морально-этического сознания;
- получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым
ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
- опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
- опыт социальной и межкультурной коммуникации;
- формирование коммуникативных навыков.
Полученные результаты могут быть занесены в лист наблюдения.
В процессе становления современной концепции образования экологическому воспитанию придаётся значение как средству оптимизации взаимодействия человека с природной средой. Следовательно, формирование ответственного отношения к природе может рассматриваться не столько как результат образования, сколько как результата экологического воспитания. Программа решает проблемы занятости подростков в свободное от учебного процесса время, адаптации в социуме, а так же помогает реализовать познавательный интерес ребят на практике. Сущность дополнительного образования в том, что оно представляет собой не только психолого-педагогическую систему, но и социально- педагогическую, и воздействует не только как педагогический фактор, но и как фактор социальный.
Изучение геоэкологии школьниками придаст новый импульс в выдвижении новых ценностей для них: отношение к Земле как к уникальной экосистеме, осмотрительного и бережного отношения ко всему живому. Познавая окружающий мир и вооружившись знаниями об этом мире, ребята учатся анализировать природную среду как сложную, дифференцированную систему, различные компоненты которой находятся в динамическом равновесии, учатся рассматривать биосферу Земли как экологическую нишу человечества. Ценность подобного опыта для ребёнка непреходяща. Научить его сохранять и охранять окружающую среду, научить его чувствовать, сопереживать, воспитывать ответственность за свои поступки – эти вечные задачи человечества не потеряли своей актуальности в наше неспокойное время. Трогательные отношения с окружающим нас миром распространяются на чувственную сферу молодого человека. И из маленького мирка детства он переносит эти чувства в дальнейшую взрослую жизнь.
Актуальность данной программы заключается в том, что ребёнок вовлекается в социальные отношения через отношение к природе, обществу, между детьми, педагогами и родителями, через общественные и научные организации, через психологический климат в коллективе. Всё это должно способствовать активной деятельности в защиту природы. Актуальность данной программы заключается ещё и в том, что она способствует оздоровлению детей: занятия в большинстве проводятся на воздухе, лишены статичности, дети находятся в постоянном контакте с природой с животными, что обеспечивает устойчивый эмоциональный уровень. Программа способствует формированию активной жизненной позиции обучаемых, что предполагает гармоничное сочетание таких качеств, как самопознание, самореализация, творческое саморазвитие. Практические исследования дают, учащимся богатейший материал, который успешно используется на конференциях, конкурсах.
Дополнительное образование охватывает сферу знаний, умений и навыков, необходимых для охраны окружающей природной среды. Оно является неотъемлемой частью общей системы просвещения и подготовки специалистов в самых разных отраслях деятельности. Обязанность преподавания экологических знаний в учебных заведениях относится к числу важнейших принципов государственной экологической политики России.
Программа курса дополнительного образования по профилю “География и экология с элементами краеведения” предназначена для преподавания палеонтологии с элементами других естественных наук и включением сведений о литературе и художественном слове.
Создание программы вызвано потребностью методического и нормативного обеспечения курса географии в системе дополнительного образования и необходимостью решения проблем воспитания детей новыми средствами, а также повышения качества и значимости дополнительного образования.
Актуальность курса заключается в том, что в школе подобный предмет (География и экология с элементами краеведения) не изучается (за исключением некоторых разделов природоведения) и лишь на занятиях в учебных группах учреждений дополнительного образования возможно изучение данного комплекса естественных наук и их взаимосвязи.
Программа рассчитана на учащихся 5 - 6 классов (12-13 лет).
Объем курса 36 часов, курс распределен на 1 год обучения.
Занятия в данном объединении призваны помогать учащимся в приобретении навыка видеть и понимать природу, ту окружающую природную среду, в которой живет и трудится человек и от состояния которой зависит судьба каждого из нас и наше будущее.
Экскурсии традиционно являются одним из элементов географической подготовки школьников. На этих экскурсиях изучают географические взаимосвязи. В курсе работы кружка характер экскурсий изменен в сторону анализа взаимосвязей природы и общества, влияния человека на природу, а также влияния природных особенностей на жизнь и здоровье человека. Данный курс дает возможности для дополнительного ознакомления с этими проблемами непосредственно в природе, а не только в стенах класса, усиливает к экскурсиям по родному краю.
Во время экскурсий могут быть проведены не только визуальные наблюдения, но и некоторые практические работы с учащимися, например, такие как:
ориентирование на местности с помощью компаса и картосхемы;
измерение различных форм рельефа;
составление дневника полевых наблюдений по маршруту;
изучение и описание почв;
определение видимых признаков ПТК и их границ;
составление гербария типичных представителей флоры;
измерение дебета источников;
измерение скорости течение воды в реке;
сбор коллекций коренных пород и четвертичных отложений и т. д.
Таким образом, целями и задачами работы данного объединения можно также выделить и следующие аспекты работы:
повторение ранее изученного на уроках материала, его комплексный анализ, закрепление по средствам практических работ на местности;
приобретение навыков работы на местности;
приобретение навыков изучения и построения комплексных профилей;
ознакомление с основами туристической деятельности;
отработка навыков самостоятельной работы;
отработка навыков систематизации знаний;
разработка индивидуальных проектов, как варианта отчета.
Курс дополнительного образования “Учись - Узнавай” имеет экологическую направленность и объясняет, что может произойти с окружающей средой в результате варварского отношения к своей планете и разрушения сложившихся за миллионы лет природных сообществ и биотических взаимоотношений организмов.
Курс воспитывает у детей чувство ответственности за жизнь на Земле и показывает, что без знаний о прошлом невозможно ориентироваться в настоящем и прогнозировать будущее.
Цель программы: Формирование у детей качественно нового осмысления окружающей природной среды и приобретение необходимых знаний для квалифицированных действий в интересах сохранения биосферы.
Общие задачи программы:
развитие познавательной активности детей, постановка проблемных вопросов, расширение кругозора;
развитие интереса к природоведческой науке и наукам о Земле;
стимулирование желания самостоятельно углубленно изучать различные направления данной программы: природоведение, палеонтологию, астрономию, геологию, художественное слово, литературу;
формирование умения работать с научной литературой, справочными материалами по геологической истории Земли, фондами коллекций, научно-лекционными демонстрационными таблицами;
обучение сбору и систематизации материалов в полевых условиях, оформлению гербариев и коллекций;
формирование умения анализировать информационный материал с целью написания и оформления творческих работ и рефератов;
приучение детей к выразительному изложению своих мыслей;
обучение воспитанников самостоятельному чтению лекций по развитию жизни на Земле и проведению бесед по палеонтологии;
формирование умения прогнозировать свою деятельность в интересах сохранения окружающей среды;
воспитание чувства любви к родной природе;
формирование у ребенка экологического мировоззрения жителя планеты Земля и ответственности за жизнь на ней;
дать ребёнку системные знания об окружающем его мире в соответствии с его возрастом и способностями;
научиться применять на практике знания, полученные в объединении.
Развивающие задачи:
развивать у воспитанников эстетические чувства и умение любоваться красотой и изяществом природы;
формировать и развивать у детей навыки психологической разгрузки при взаимодействии с миром природы;
повышать общий интеллектуальный уровень подростков;
развивать коммуникативные способности каждого ребёнка с учётом его индивидуальности, научить общению в коллективе и с коллективом, реализовать потребности ребят в содержательном и развивающем досуге.
Воспитательные задачи:
прививать чувство доброго и милосердного отношения к окружающему нас миру;
воспитывать чувство ответственности, дисциплины и внимательного отношения к людям;
воспитывать потребность в общении с природой;
способствовать формированию экологического восприятия и сознания общественной активности;
способствовать укреплению здоровья ребят, посредством общения с природой и проведению массовых мероприятий на свежем воздухе.
Педагогическая идея состоит в выработке мотивации:
к дальнейшему углублению знаний в сфере интересов;
к формированию таких качеств, как целеустремлённость, твёрдость, стремление к риску, терпение;
к воспитанию чувства ответственности, доброты, милосердия, гуманного отношения к окружающему миру.
Подходы к образовательному процессу основаны на педагогических принципах обучения и воспитания
Принцип добровольности (зачисление ребёнка в группу возможно только по его желанию).
Принцип адекватности (учёт возрастных особенностей детей и связанное с этим формирование разновозрастных и разноуровневых учебных групп школьников).
Принцип систематичности и последовательности в освоении знаний и умений.
Принцип доступности (весь предлагаемый материал должен быть доступен пониманию ребёнка).
Принцип обратной связи (педагога интересуют впечатления детей от занятия).
Принцип ориентации на успех.
Принцип взаимоуважения.
Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания (индивидуальный подход, система поощрений, опора на семью).
Принцип связи обучения с жизнью.
Принцип сознательности, творческой активности и самостоятельности учащихся.
Принцип креативности (творчества) и коллективности в объединении.
Принцип научности содержания и методов образовательного процесса.
Принцип опоры на интерес (все занятия интересны ребёнку).
Образовательная программа разработана по направлениям:
· природоведение
· география
· экология
почвоведения
краеведение
история
картография
литература
· астрономия
· биология
· геология.
Эти направления осваиваются в течение нескольких лет обучения.
В программу входят экскурсионные программы, организация тематических праздников, показательных выступлений, использование дидактических материалов, технических средств обучения.
Методы обучения:
Словесный:
● объяснение нового материала;
● рассказ обзорный для раскрытия новой темы;
● беседы с учащимися в процессе изучения темы;
Наглядный: применение наглядных пособий, географических карт, предметов и документов музейного значения, технических средств;
Практический: работа с географическими картами, макетами, иллюстрациями, предметами из музейного фонда;
Игровой: создание специальных ситуаций, моделирующих реальную ситуацию, из которой ребятам предлагается найти выход;
Исследовательский: выполнение детьми определенных исследовательских заданий во время занятия.
Формы обучения:
● приобретение теоретических знаний во время аудиторных занятий;
● проблемное изложение материала, с помощью которого дети сами решают возникающие познавательные задачи;
● беседы с учащимися в процессе изучения темы;
● заслушивание сообщений и докладов обучающихся по определенной теме;
● самостоятельная работа с книгами;
● работа с иллюстрациями;
● просмотр видео и слайд - фильмов по изучаемой теме;
● экспедиции по территории округа;
● встречи с ветеранами Великой Отечественной войны (аудиозапись воспоминаний, сбор фотографий и документов военной поры, мемориальных предметов музейного значения для пополнения фондов музея);
● фотофиксация сносимых объектов и строящихся новых строений;
● фотофиксация памятников истории и культуры на территории округа;
● заслушивание сообщений и исследований воспитанников по изучаемой ими теме;
● проведение тематических историко-краеведческих викторин и блиц-турниров.
Мониторинг получаемых результатов.
Знания учащихся оцениваются с помощью проведения творческих работ, тестирования, собеседования с педагогом.
При этом учитывается:
· последовательность изложения мыслей, понимание темы, умение раскрыть её, точность употребления понятий и терминов;
· умение использовать полученные на занятиях знания в творческой работе, предлагать свои решения;
· способность применять приобретенные навыки при определении окаменелостей;
· умение вести самостоятельную научную работу индивидуально и в коллективе.
В конце обучения воспитанники будут знать:
· что такое живая и неживая природа,
· различие сред обитания,
· как человек изменил Землю,
· почему природа оказалась в опасности,
· что делается для сохранения природы,
Учащиеся будут уметь:
· рассказывать о пройденном материале как в прозаической, так и в стихотворной форме, используя сведения о природе и ее явлениях из учебных пособий и литературы,
· составлять короткие рассказы,
· делать зарисовки в альбомах.
У детей будет развит интерес к изучаемому предмету.
У обучающихся будет воспитано:
· чувство коллективизма;
· способность к взаимопомощи,
· чувство любви к родной природе.
Критерием оценки усвоения материала является:
· умение ребенка проявлять приобретенные знания на викторинах, в беседах, в личном контакте с педагогом и товарищами;
· зачет по проверочным работам в течение года;
· умение работать с литературой, писать творческие работы.
Условия реализации программы для выполнения программы необходимы следующие условия:
1. Кабинет для проведения групповых и индивидуальных занятий.
2. Помещение (или стенной шкаф с замком) для хранения ценных экспонатов; редких изданий научной литературы; материалов для организации выставок, разработок научных стендов, хранения костюмов.
3. Шкафы и полки; выставочные витрины для расположения учебной и научной литературы, наглядных пособий, демонстрационного материала, творческих работ учащихся.
4. Компьютер, видеоаппаратура.
Воспитательная работа.
Кроме освоения учащимися программного материала, на занятиях проводится воспитательная работа, соответствующая уровню обучения детей:
· беседы на этические темы;
· беседы о литературе, поэзии, живописи;
· экскурсии в музеи, на выставки;
· организация народных и календарных праздников;
· акции, посвященные памятным датам и темам года;
· традиционные мероприятия коллектива (совместные празднования календарных и памятных дат, дни рождения коллектива ).
Работа с родителями:
· родительские собрания (выборы родительского комитета, обсуждение плана работы);
· работа с родительским комитетом для организации досуга учащихся;
· беседы и сообщения;
· привлечение родителей к участию в мероприятиях, экскурсиях, викторинах, выступлениях детей с творческими работами.
Учебно-тематический план
№ п/п.
Разделы
Всего
Теор-я
Прак-а
Форма контроля
1.
Вводное занятие. Знакомство с разделами и темами программы. Выборы старосты. Постановка целей и задач. Беседа о ТБ.
2
2
2.
Место человека в природе.
44
14
30
Эссе,
сочинения
3.
Физико-географическая характеристика района.
18
8
10
Сообщения, рефераты
4.
Отчетные работы учащихся.
6
2
6
Исследовательские работы
Итого:
68
26
46
Содержание программы.
1.Вводное занятие. Знакомство с разделами и темами программы. Выборы старосты. Постановка целей и задач. Беседа о ТБ.
2. Место человека в природе. Способы работы на местности. Учащиеся должны ознакомиться с самыми распространенными и наиболее доступными методами наблюдения. Необходимо осознать значимость практических работ на местности не только для изучения курса, но и для каждого учащегося в его будущем. Занятия носят практический характер.
3.Физико-географическая характеристика района. Особенности климата ярко отражены в сезонах года. Для нашего района характерна смена четырех сезонов года: зима, весна, лето, осень. Климат Удмуртии относится к умеренно-континентальному. Учащиеся ведут дневники погоды.
4.Отчетные работы учащихся. Современноепредставление о школьном образовании являет собой междисциплинарную естественно-гуманитарную область, комплексно рассматривающую вопросы экологии, экономики и социальной сферы. Значительная часть заданий этой части направлена на развитие ценностного природного окружения учащегося, на развитие психоэмоционального и эстетического фона каждого учащегося современной школы. Подготовка отчётов и практических работ, учащихся к защите.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Рекомендации по проведению лабораторных и практических работ
Основными целями при проведении лабораторных и практических работ по предмету география, как в здании школы, так и на полевых работах на местности, является – сформировать представление о способах и возможностях данной науки для человека и его хозяйственной деятельности, показать на ярких примерах учащимся значение данного предмета…
Как и у любой гуманитарной науки, в географии нет точных правил для проведения практических занятий. Возможно давать учащимся лишь некоторые рекомендации, как например:
На практических полевых работах необходимо пользоваться планшетом,
При выполнении практических работ следует пользоваться только простым карандашом (легко подправлять полученные результаты, не течет во время намокания листа бумаги…)
Необходимо заранее отслеживать состояние погоды на день полевых работ, чтобы правильно подбирать одежду, обувь.
Говоря о проведении полевых работ нельзя не отметить, что перед тем как отправиться на полевые работы, необходимо повторить тему работы, озвучить не только индивидуальные или групповые задания для учащихся, но и проговорить правила техники безопасности, наметить план выполнения работы и обязательно надо обговорить желаемые результаты окончания работы. Для каждой полевой лабораторной или практической работы необходимо предварительно проработать учителю самому все варианты и виды работы, предполагаемой для участников данной полевой работы.
Занятия на полевых работах должны быть рассчитаны на выполнения их учащимися в течении двух часов, так чтобы никто из группы не должен был затем самостоятельно оставаться для доработки заданий…
Разработка игровых занятий, бесед с учащимися занимает тоже важное место в изучении физической географии мира. На занятиях дополнительного образования «Клуба путешественников» учащиеся проводят много отчетных часов – часов собеседования, семинарские занятия.
Целями географических занятий – игр является закрепление географических и экологических знаний, углубление и расширение знаний по охране природы и рациональному природопользованию, развитию творческого потенциала и экологической культуры школьников, поддержанию интереса к учебной и исследовательской деятельности.
Дидактический и лекционный материал
Физическая география. Начальный курс. О.В. Крылова , М., «Вако», 2004 г., 288 с.
В помощь школьному учителю. Дидактический материал по географии. Т.П. Герасимова. М., Дрофа, 2005г., 279 с.
Дидактический материал по географии. 6-10 класс. Н.А. Максимов , М., Просвещение, 2003 г., 342 с.
Самостоятельные и практические работы по географии. В.И. Сиротин, М., Просвещение, 1999 г., 194 с.
Лекции по физической географии мира. Краткий курс. Г.П. Субботин, М., Аквариум, 1997 г.. 263 с.
Земля у нас одна! Разработки целевых игровых занятий по географии. Методическое пособие для учителей. О. В. Антушева, Волгоград, Учитель, 2005 г., 375 с.
Научно-методическая литература.
Зигель Ф.Ю. Сокровища звездного неба. – М.: Наука, 1986.
Зигель Ф.Ю. Астрономическая мозаика. – М.: Наука, 1987.
Келлер Б.М. На заре истории Земли. – М.: Знание, 1988.
Лебедева Н.Б. Пособие к практическим занятиям по географии. – М.: Изд-во. МГУ, 1986.
Легран М.Л. Занятия по технике речи. – М.: МГДП и Ш, 1983.
Маров М.Я. Планеты Солнечной системы. – М.: Наука, 1986.
Монин А.С. Популярная история Земли. – М.: Наука, 1980.
Морозов П.Е., Ильясов И.В., Кузьмина С.А. Методические рекомендации по сбору и определению ископаемой фауны Московской области. – М.: Изд. МГСЮН, 1992.
Немков Г.Н. Историческая география с элементами биологии. – М.: Просвещение, 1980.
Якушова А.С. Геология с основами геоморфологии. – М.: Изд-во МГУ, 1983.
Янин Б.Т. Учебное пособие по полевым практическим работам. – М.: Изд-во МГУ, 1993.
Янин Б.Т. Задания для практических занятий по краткому курсу географии. /Кафедра географического факультета МГУ. – М., 1990.
Литература для учащихся.
1.Анастасова Л.П. и др. Растения и окружающая Среда. – М.: Изд-во Валент,
2.Детская энциклопедия. Том 4 “Геология”. – М.: Аванта+, 1995
3.Детская энциклопедия. Том 2 “География”. – М.: Аванта+, 1995.
4.Детская энциклопедия. Том 6 “география России. – М.: Аванта+, 1997
5.Дугал Диксон Динозавры. Иллюстрированная энциклопедия. – М.: Московский клуб, 1994.
6.Рупорт Мэтьюс Что было до нашей эры. – М.: Педагогика - Пресс, 1994.
7.Плешаков А.А.. Сонин Н.И. Природоведение. – М.: Дрофа, 1995.
8.Снегирев Г. Про птиц. – Л.: Художник РСФСР, 1991.
9.Тесакова Е.М. Палеонтологическая азбука. – М., 1999.
10.Чаплыгина В. Птицы в нашем лесу. – М.: Малыш, 1987.
11.Алексеев А. И. Материалы по географии Москвы и Московской области. – М.: МГУ., 2006.
12.Алексеев А. И. Материалы по экологии Москвы и Московской области. – М.: МГУ., 2006.
Инструктажа по технике безопасности
Правила поведения во время работы с географическим инвентарем
( компас …)
Правила поведения во время прогулок, туристических походов, экскурсий и гуляний. Поведение на вышеуказанных мероприятиях.
Поведение и охрана безопасности жизни детей при перевозке на автотранспортных средствах.
Правила проведения практических работ по предмету в помещении школы
Правила проведения полевых практических работ по предмету. Правила поведения на полевых внеклассных работах.
Правила внешнего вида во время работы в школе и за ее пределами. Как нужно одеваться на полевые работы?
Профилактика заболеваний перед выходом из школы на полевые и практические работы.