Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей
Я.А.Коменский говорил: «Мы любим настолько, насколько познаём». Любить свой край и заботиться о его процветании может только тот, кто знает родную историю, гордится делами своих предков. Начинать познавать свою малую Родину нужно с самого доступного для детей-личности самого ребёнка, жизни его семьи, знакомясь с биографией своих родителей, бабушек и дедушек. Дети начинают понимать связь времён, преемственность поколений, свою причастность к историческим событиям. Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков.Показать влияние человеческой деятельности на природные сообщества, взаимосвязь человека с природой, воспитывать чувство ответственности за окружающую нас природу, стремление не только сохранить, но и возродить то, что может исчезнуть по вине человека.Очень важно, чтобы овладение навыками краеведческой работы происходило сразу на нескольких уровнях: восприятия (непосредственно на экскурсии), воспроизведения (творческие работы, проекты, выставки) и творчества ( участие в восстановлении памятников истории и культуры, сохранении родной природы).
Пояснительная записка.
Цель: создание среды для нравственного, патриотического воспитания и развитии личности ребёнка в окружающем микромире (городе).
Объект изучения: социальная, культурная и природная среда своего города.
Задачи:
развитие познавательного интереса к изучению природы, истории и культуры родного края;
формирование представления о семейных ценностях и уважения к ним;
воспитание любви к малой Родине;
экологическое воспитание;
развитие логического мышления, речи, памяти;
развитие эстетического восприятия окружающей среды, чувства доброты;
выработка активной жизненной позиции, воспитание творческого отношения к жизни и стремление к постоянному развитию и самообразованию;
воспитание гражданина своего Отечества, знающего исторические, культурные ценности и традиции своего народа, заботящегося о процветании своей Родины, своего народа.
Формы занятий групповые, 2 раза в неделю по 1 часу, общее количество за год 68 часов.
Нужно вызвать интерес, желание больше узнать о жизни города. Пробуждать добрые чувства и в конечном итоге – гордость за свой народ, за историю и культуру. На первом этапе ребёнок изучает культурные традиции своей семьи, школы, двора и города, где он живёт; развивает умение ориентироваться в окружающем пространстве; различать понятия «добра» и «зла»; происходит социальное воспитание основ безопасности жизни в окружающем мире. Эти первоначальные знания закладывают систему представлений о малой Родине и дают стимул для дальнейшего постижения.
Широко используются местные ресурсы: краеведческий музей, другие культурные учреждения и предприятия города, памятные места, уголки природы. Практическая направленность программы позволяет первоклассникам усваивать материал в деятельности. Обогатить современное понятие «город» историко-культурным и экологическим содержанием; познакомить учащихся с происхождением города; дать общие представления о микрорайоне школы, научить выбирать безопасный путь в школу; познакомить с музеем, дать представление о гербе города; расширить знания учащихся о природе, растительном и животном мире края.
Принципы:
системный подход;
личностный подход;
деятельностный подход;
культурологический;
Формы работы: тематические праздники, экскурсии и походы по родному городу, устные журналы, беседы, просмотр видеофильмов, проектная и исследовательская деятельность учащихся и выступление перед сверстниками о проделанной работе, участие в краеведческих викторинах, разучивание народных игр, песен, практические задания.
Планируемые результаты:
Личностные
у ученика будут сформированы:
творческий потенциал ребёнка; учебно-познавательный интерес для самостоятельного поиска знаний;
осознание «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России; уважительное отношение к родителям, старшим; бережное, гуманное отношение к природе;
ученик получит возможность для формирования:
стремление активно участвовать в делах семьи, школы, города; принятие ценности природного мира и экологической культуры.
Предметные
у ученика будут сформированы:
знания своих предков, их фамилий, профессий, названия улиц, культурных центров, памятных мест, промышленных предприятий, названий рек, растений и животных края, об играх, праздниках, фольклоре.
Ученик получит возможность для формирования:
умения составлять родословную, составлять план своего двора, дороги в школу, знать герб города, пересказать легенду о возникновении названия города, умение провести игру.
Метапредметные
у ученика будут сформированы:
умения самостоятельно определить тему и план учебного исследования или проекта, умение видеть красоту окружающего мира и уважать труд людей;
ученик получит возможность для формирования:
умения работать с различными источниками (фольклором, памятниками культуры и искусства, энциклопедиями и др.)
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
( 68 часов )
Темы Количество часов Теория Практика
Моя семья 5 2 3
Мой город Добрянка 16 2 14
Природа моего края 15 3 12
Экология моего края 6 3 3
Предприятия моего города 6 1 5
Культура моего края 10 3 7
Традиции и праздники моего города 10 2 8
Итого: 68 16 52
Содержание курса
3. Природа моего края. «Уральская Венеция»-знакомство с реками и водоёмами края. Родники. Экскурсия в парк. Краски осени. Хвойные и лиственные деревья нашего леса. Растительный и животный мир нашего леса. Птицы зимнего леса. Экскурсия в краеведческий музей. Экскурсия в лесное хозяйство. Экскурсия «Первоцветы». Праздник «Люби и знай свой край».
4. Экология моего края. Красная книга. Практическая работа по созданию страниц Красной книги. Участие в акциях «Помоги городу стать чище», «Помоги птицам». Экологическая тропа «В лес за здоровьем». Праздник «Лес –наше богатство».
Список литературы:
?Бубнов Е. Русское народное зодчество Урала. Москва, 1988
?Дик Н.Ф. лучшие инновационные формы внеучебной деятельности в начальной школе. Ростов-на-Дону, 2009
?Интернет-ресурсы
?Ищук В.В., Нагибина М.И. Народные праздники. Ярославль, 2000
?Кузнецова Э.Г. Игры, викторины, занимательные уроки в школе. Москва, 1998
?Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в начальной школе. Воронеж, 2001
?Фотоальбом. Слово ласковое Добрянка. Пермь, 2001
?Экологическое воспитание школьников в начальных классах. Пермь, 1991
Предмет: Внеурочная работа
Категория: Презентации
Целевая
аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС
* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт