ПРОЕКТ «Разработка программы курса внеурочной деятельности "Мой край"
ПРОЕКТ «Разработка программы курса внеурочной деятельности "Мой край"
Я.А.Коменский говорил: «Мы любим настолько, насколько познаём». Любить свой край и заботиться о его процветании может только тот, кто знает родную историю, гордится делами своих предков. Начинать познавать свою малую Родину нужно с самого доступного для детей-личности самого ребёнка, жизни его семьи, знакомясь с биографией своих родителей, бабушек и дедушек. Дети начинают понимать связь времён, преемственность поколений, свою причастность к историческим событиям. Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков.Показать влияние человеческой деятельности на природные сообщества, взаимосвязь человека с природой, воспитывать чувство ответственности за окружающую нас природу, стремление не только сохранить, но и возродить то, что может исчезнуть по вине человека.Очень важно, чтобы овладение навыками краеведческой работы происходило сразу на нескольких уровнях: восприятия (непосредственно на экскурсии), воспроизведения (творческие работы, проекты, выставки) и творчества ( участие в восстановлении памятников истории и культуры, сохранении родной природы).
Пояснительная записка.
Цель: создание среды для нравственного, патриотического воспитания и развитии личности ребёнка в окружающем микромире (городе).
Объект изучения: социальная, культурная и природная среда своего города.
Задачи:
развитие познавательного интереса к изучению природы, истории и культуры родного края;
формирование представления о семейных ценностях и уважения к ним;
воспитание любви к малой Родине;
экологическое воспитание;
развитие логического мышления, речи, памяти;
развитие эстетического восприятия окружающей среды, чувства доброты;
выработка активной жизненной позиции, воспитание творческого отношения к жизни и стремление к постоянному развитию и самообразованию;
воспитание гражданина своего Отечества, знающего исторические, культурные ценности и традиции своего народа, заботящегося о процветании своей Родины, своего народа.
Формы занятий групповые, 2 раза в неделю по 1 часу, общее количество за год 68 часов.
Нужно вызвать интерес, желание больше узнать о жизни города. Пробуждать добрые чувства и в конечном итоге – гордость за свой народ, за историю и культуру. На первом этапе ребёнок изучает культурные традиции своей семьи, школы, двора и города, где он живёт; развивает умение ориентироваться в окружающем пространстве; различать понятия «добра» и «зла»; происходит социальное воспитание основ безопасности жизни в окружающем мире. Эти первоначальные знания закладывают систему представлений о малой Родине и дают стимул для дальнейшего постижения.
Широко используются местные ресурсы: краеведческий музей, другие культурные учреждения и предприятия города, памятные места, уголки природы. Практическая направленность программы позволяет первоклассникам усваивать материал в деятельности. Обогатить современное понятие «город» историко-культурным и экологическим содержанием; познакомить учащихся с происхождением города; дать общие представления о микрорайоне школы, научить выбирать безопасный путь в школу; познакомить с музеем, дать представление о гербе города; расширить знания учащихся о природе, растительном и животном мире края.
Принципы:
системный подход;
личностный подход;
деятельностный подход;
культурологический;
Формы работы: тематические праздники, экскурсии и походы по родному городу, устные журналы, беседы, просмотр видеофильмов, проектная и исследовательская деятельность учащихся и выступление перед сверстниками о проделанной работе, участие в краеведческих викторинах, разучивание народных игр, песен, практические задания.
Планируемые результаты:
Личностные
у ученика будут сформированы:
творческий потенциал ребёнка; учебно-познавательный интерес для самостоятельного поиска знаний;
осознание «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России; уважительное отношение к родителям, старшим; бережное, гуманное отношение к природе;
ученик получит возможность для формирования:
стремление активно участвовать в делах семьи, школы, города; принятие ценности природного мира и экологической культуры.
Предметные
у ученика будут сформированы:
знания своих предков, их фамилий, профессий, названия улиц, культурных центров, памятных мест, промышленных предприятий, названий рек, растений и животных края, об играх, праздниках, фольклоре.
Ученик получит возможность для формирования:
умения составлять родословную, составлять план своего двора, дороги в школу, знать герб города, пересказать легенду о возникновении названия города, умение провести игру.
Метапредметные
у ученика будут сформированы:
умения самостоятельно определить тему и план учебного исследования или проекта, умение видеть красоту окружающего мира и уважать труд людей;
ученик получит возможность для формирования:
умения работать с различными источниками (фольклором, памятниками культуры и искусства, энциклопедиями и др.)
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
( 68 часов )
Темы Количество часов Теория Практика
Моя семья 5 2 3
Мой город Добрянка 16 2 14
Природа моего края 15 3 12
Экология моего края 6 3 3
Предприятия моего города 6 1 5
Культура моего края 10 3 7
Традиции и праздники моего города 10 2 8
Итого: 68 16 52
Содержание курса
Моя семья. Мой дом. Домашний адрес. Я и мои родители. Семейные традиции и праздники. Презентация своей семьи. Моё имя. Поисковая деятельность. Бабушки и дедушки. Составление родословной.
Мой город. Мой двор. Детские площадки. Улицы моего города. Экскурсии по своему району. Моя школа. Бульвары, скверы, парки. Транспорт. Экскурсии по городу. Достопримечательности города. Архитектурные объекты. Оформление фотовыставки. Экскурсии в краеведческий музей. Рождение города. Легенда о возникновении названия города. Мой город в прошлом и настоящем. О чём рассказал герб Добрянки.
3. Природа моего края. «Уральская Венеция»-знакомство с реками и водоёмами края. Родники. Экскурсия в парк. Краски осени. Хвойные и лиственные деревья нашего леса. Растительный и животный мир нашего леса. Птицы зимнего леса. Экскурсия в краеведческий музей. Экскурсия в лесное хозяйство. Экскурсия «Первоцветы». Праздник «Люби и знай свой край».
4. Экология моего края. Красная книга. Практическая работа по созданию страниц Красной книги. Участие в акциях «Помоги городу стать чище», «Помоги птицам». Экологическая тропа «В лес за здоровьем». Праздник «Лес –наше богатство».
Список литературы:
?Бубнов Е. Русское народное зодчество Урала. Москва, 1988
?Дик Н.Ф. лучшие инновационные формы внеучебной деятельности в начальной школе. Ростов-на-Дону, 2009
Просмотр содержимого документа
«ПРОЕКТ «Разработка программы курса внеурочной деятельности "Мой край" »
ПРОЕКТ«Разработка программы курсавнеурочной деятельности»«МОЙ КРАЙ»1 класс
Романова Екатерина Анатольевна
учитель начальных классов
МОУ «Добрянская средняя
общеобразовательная школа № 2»
Город Добрянка
Я.А.Коменский говорил: «Мы любим настолько, насколько познаём». Любить свой край и заботиться о его процветании может только тот, кто знает родную историю, гордится делами своих предков. Начинать познавать свою малую Родину нужно с самого доступного для детей-личности самого ребёнка, жизни его семьи, знакомясь с биографией своих родителей, бабушек и дедушек. Дети начинают понимать связь времён, преемственность поколений, свою причастность к историческим событиям. Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков.
Пояснительная записка.Цель: создание среды для нравственного, патриотического воспитания и развитии личности ребёнка в окружающем микромире (городе). Объект изучения : социальная, культурная и природная среда своего города. Задачи : развитие познавательного интереса к изучению природы, истории и культуры родного края; формирование представления о семейных ценностях и уважения к ним; воспитание любви к малой Родине; экологическое воспитание; развитие логического мышления, речи, памяти; развитие эстетического восприятия окружающей среды, чувства доброты; выработка активной жизненной позиции, воспитание творческого отношения к жизни и стремление к постоянному развитию и самообразованию; воспитание гражданина своего Отечества, знающего исторические, культурные ценности и традиции своего народа, заботящегося о процветании своей Родины, своего народа. Формы занятий групповые, 2 раза в неделю по 1 часу, общее количество за год 68 часов.
Показать влияние человеческой деятельности на природные сообщества, взаимосвязь человека с природой, воспитывать чувство ответственности за окружающую нас природу, стремление не только сохранить, но и возродить то, что может исчезнуть по вине человека.
Нужно вызвать интерес, желание больше узнать о жизни города. Пробуждать добрые чувства и в конечном итоге – гордость за свой народ, за историю и культуру. На первом этапе ребёнок изучает культурные традиции своей семьи, школы, двора и города, где он живёт; развивает умение ориентироваться в окружающем пространстве; различать понятия «добра» и «зла»; происходит социальное воспитание основ безопасности жизни в окружающем мире. Эти первоначальные знания закладывают систему представлений о малой Родине и дают стимул для дальнейшего постижения. Широко используются местные ресурсы: краеведческий музей, другие культурные учреждения и предприятия города, памятные места, уголки природы. Практическая направленность программы позволяет первоклассникам усваивать материал в деятельности.
Очень важно, чтобы овладение навыками краеведческой работы происходило сразу на нескольких уровнях: восприятия (непосредственно на экскурсии), воспроизведения (творческие работы, проекты, выставки) и творчества ( участие в восстановлении памятников истории и культуры, сохранении родной природы).
Принципы : системный подход ; личностный подход;деятельностный подход;культурологический;Формы работы : тематические праздники, экскурсии и походы по родному городу, устные журналы, беседы, просмотр видеофильмов, проектная и исследовательская деятельность учащихся и выступление перед сверстниками о проделанной работе, участие в краеведческих викторинах, разучивание народных игр, песен, практические задания. Планируемые результаты:личностные : у ученика будут сформированы раскрыть творческий потенциал ребёнка; вовлечь детей в увлекательный мир самостоятельного поиска знаний; осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России; уважительное отношение к родителям, старшим; бережное, гуманное отношение к природе предметные:метапредметные:
Планируемые результаты:Личностные у ученика будут сформированы: творческий потенциал ребёнка; учебно-познавательный интерес для самостоятельного поиска знаний; осознание «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России; уважительное отношение к родителям, старшим; бережное, гуманное отношение к природе; ученик получит возможность для формирования:стремление активно участвовать в делах семьи, школы, города; принятие ценности природного мира и экологической культуры.Предметные у ученика будут сформированы: знания своих предков, их фамилий, профессий, названия улиц, культурных центров, памятных мест, промышленных предприятий, названий рек, растений и животных края, об играх, праздниках, фольклоре. Ученик получит возможность для формирования:умения составлять родословную, составлять план своего двора, дороги в школу, знать герб города, пересказать легенду о возникновении названия города, умение провести игру.Метапредметные у ученика будут сформированы: умения самостоятельно определить тему и план учебного исследования или проекта, умение видеть красоту окружающего мира и уважать труд людей; ученик получит возможность для формирования:умения работать с различными источниками (фольклором, памятниками культуры и искусства, энциклопедиями и др.)
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п
( 68 часов )
Темы
1
Количество часов
2
Моя семья
Всего
5
Теория
Мой город Добрянка
3
Практика
Природа моего края
2
16
4
5
Экология моего края
15
3
2
3
Предприятия моего города
6
6
14
3
7
6
12
Культура моего края
1
10
3
Традиции и праздники моего города
10
3
5
Итого:
7
2
68
8
16
52
Содержание курса
Моя семья . Мой дом. Домашний адрес. Я и мои родители. Семейные традиции и праздники. Презентация своей семьи. Моё имя. Поисковая деятельность. Бабушки и дедушки. Составление родословной.
2. Мой город. Мой двор. Детские площадки. Улицы моего города. Экскурсии по своему району. Моя школа. Бульвары, скверы, парки. Транспорт. Экскурсии по городу. Достопримечательности города. Архитектурные объекты. Оформление фотовыставки. Экскурсии в краеведческий музей. Рождение города. Легенда о возникновении названия города. Мой город в прошлом и настоящем. О чём рассказал герб Добрянки.
3. Природа моего края. «Уральская Венеция»-знакомство с реками и водоёмами края. Родники. Экскурсия в парк. Краски осени. Хвойные и лиственные деревья нашего леса. Растительный и животный мир нашего леса. Птицы зимнего леса. Экскурсия в краеведческий музей. Экскурсия в лесное хозяйство. Экскурсия «Первоцветы». Праздник «Люби и знай свой край».
4. Экология моего края . Красная книга. Практическая работа по созданию страниц Красной книги. Участие в акциях « Помоги городу стать чище», «Помоги птицам». Экологическая тропа «В лес за здоровьем». Праздник «Лес –наше богатство».
Обогатить современное понятие «город» историко-культурным и экологическим содержанием; познакомить учащихся с происхождением города; дать общие представления о микрорайоне школы, научить выбирать безопасный путь в школу; познакомить с музеем, дать представление о гербе города; расширить знания учащихся о природе, растительном и животном мире края.
5. Предприятия моего города. Где работают мои родители. Экскурсии на крупные предприятия города (Пермская ГРЭС, рыбное хозяйство, хлебозавод, деревообрабатывающий завод, фабрика окон, на стройку, в порт). Традиционные ремёсла. Экскурсия в музей. Что даёт мой край стране.
6. Культура моего города. Экскурсии в организации культуры и спорта (стадион, районная детская библиотека, киноконцертный зал «Орфей», дом культуры «Союз», спортивные клубы). Посещение выставок, спектаклей, музея. Город мастеров. Чудеса из железа. Деревянные кружева. Поделки из бересты. История национального костюма.
7. Традиции и праздники моего города. Знакомство с народными и православными праздниками, обычаями и традициями народов моего края. Праздник урожая. Пришла Коляда - отворяй ворота. Рождество. Весёлая Масленка. День города. Экскурсия в краеведческий музей. Народные игры и игрушки. Художественные промыслы. Знакомство с народными песнями и танцами. Посещение концерта ансамбля «Жемчужинки Прикамья». Итоговый праздник «Город на Каме».
Список литературы
Бубнов Е. Русское народное зодчество Урала. Москва, 1988
Дик Н.Ф. лучшие инновационные формы внеучебной деятельности в начальной школе. Ростов-на-Дону, 2009