Программа кружка «За страницами урока истории».
Срок реализации: 2013-2014 учебный год.
Возраст: 6 классы.
Автор: Трифанов А.Ю.
г.Череповец, 2013г.
Согласно требования Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования кружок «За страницами урока истории» организован по общеинтеллектуальной направленности.
Данная программа разработана на основе компетентностного подхода в образовании. В условиях современного общества, когда достоверная информация устаревает в считанные часы, приобретение навыков самостоятельной работы через проектную деятельность будет важной и полезной для учеников, учащихся по данной программе.
Целью образовательной программы кружка «За страницами урока истории» является развитие личности учеников через формирование навыков самостоятельной познавательной деятельности (в том числе и с использованием проектной деятельности) с учетом возрастных особенностей.
Особенностью программы кружка «За страницами урока истории» является то, что содержание занятий кружка позволяет узнать о тех сторонах общественной жизни, которые остаются за рамками учебников по истории, но при этом представляют наибольший интерес. Интересное знаниевое наполнение занятий кружка позволит эффективнее организовать работу по формированию исследовательской и коммуникативной компетенции, а применение нетрадиционных приемов обучения сделает данный процесс интереснее и увлекательнее.
Программа рассчитана на учеников 6 классов.
Сроки реализации программы: 2013-2014 уч. год.
Кружок «За страницами урока истории» включает теоретическую и практическую части. Формы организации занятий сочетают индивидуальную и групповую формы работы, проведение различных игр и конкурсов при использовании дифференцированных заданий. Кружок рассчитан на 34 часа, один час в неделю.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы: тетрадь с конспектами и заданиями, готовые проекты (рефераты, презентации и т.д.).
№ | Название разделов, тем. | Теория | Практика |
1 | Раздел 1 Вспомогательные исторические дисциплины. Тема 1 Наука о времени. | Актуальность изучения истории в современном обществе, возможности применения методов исторического познания для понимания современного состояния и развития общества. Понятие «вспомогательные исторические дисциплины», их значимость для истории. Предмет и методы познания вспомогательными историческими дисциплинами исторической действительности. | Решение познавательных заданий. |
2 | Тема 2 Фигуры на гербе. | Создание герба, работа с иллюстрациями, выступление перед аудиторией. |
3 | Тема 3 Монета на ладони. | Разработка аналитического описания, синтез, решение познавательных задач. |
4 | Тема 4 Меры расстояния, веса и длинны. | Решение познавательных задач. |
5 | Тема 5 Почему мы так называемся? | Разработка аналитического описания, решение познавательных задач. |
6 | Тема 6 Быль и вымысел в истории. | Формулирование, доказательство, аргументация, работа с документами. |
7 | Тема 7 Брэйн-ринг «Муза Клио раскрывает тайны». | Решение познавательных заданий и задач. |
8 | Раздел 2 Спорные вопросы всемирной и отечественной истории. Тема 1 Миф о технической отсталости России. | Различные точки зрения на проблемы истории России, господствующие в современной науке. Достижения и изобретения отечественных мастеров. | Решение проблемы, работа в группах, решение познавательных заданий и задач. |
9 | Тема 2 Дискуссионные вопросы в истории. | Загадки и проблемы в мировой истории и споры исторической науке. | Формулирование, аргументация и доказательство своей точки зрения. |
10 | Тема 3 Миф о кровавой истории России. | Причины появления мифа. Сравнение России и Запада. | Решение проблемы (сопоставление России и Запада), работа в группах. |
11 | Тема 4 «Суд истории» над Борисом Годуновым. | Личность Бориса Годунова, основные направления его политики, оценки деятельности. | Формулирование, аргументация, доказательство своей точки зрения, работа с документами, картами, работа в группах. |
12 | Тема 5 Случайности и закономерности в истории. | Случайности в истории. Основные тенденции развития общества. Циклы истории. | Работа с источниками, анализ и синтез информации, работа в группах. |
13 | Тема 6 Ложь в истории: антиистория и параистория. | Антинаука и паранаука, их влияние на развитие общества, антинаучные теории в современной исторической науки. | Формулирование, доказательство и аргументация своей точки зрения, публичные выступления. |
14 | Тема 7 Викторина «Что было, то было». | Викторина «Что было, то было». | Решение познавательных заданий, работа в группах. |
15 | Раздел 3 Роль личность в истории. Тема 1 Кто творит историю? | Роль классов и народных масс в истории. Лидеры в истории. Роль лидеров в развитии общества. | Работа с документами, высказывание и аргументация собственной точки зрения. |
16 | Тема 2 Лидеры I и II ополчения. | Исторические портреты лидеров I и II ополчения. | Составление исторического портрета личности, работа с документами. |
17 | Тема 3 Суд истории: Петр I. | Личность Петра Великого. Значение петровских преобразований для истории России. | Составление исторического портрета личности, работа в группах, формулирование и аргументация своей точки зрения. публичные выступления. |
18 | Тема 4 «Птенцы гнезда Петрова». | Исторические портреты личностей сподвижников Петра: судьба и значение их деятельности для России. | Составление исторического портрета личности, работа в группах, формулирование и аргументация своей точки зрения. публичные выступления. |
19 | Тема 5 Суд истории; Анна Иоанновна. | Влияние личности императрицы Анны Иоанновны на развитие различных сфер общества России. | Составление исторического портрета личности, работа в группах, публичные выступления, аргументация и доказательство своей точки зрения. |
20 | Тема 6 Екатерина II и Петр III. | Различные подходы к пониманию личности Перта III. Влияние личности Екатерины II на развитие различных сфер общества России. | Составление исторического портрета личности, работа с картами, документами, публичные выступления. |
21 | Тема 7 Круглый стол «Павел I: факты и мнения». | Личность Павла I. Зависимость исторической оценки личности от написания текста. | Составление исторического портрета личности, работа с документами, публичные выступления, формулирование и доказательство своей точки зрения. |
22 | Тема 8 Выдающиеся полководцы. | Исторические портреты выдающихся полководцев XVIII века. | Составление исторического портрета личности, работа с картами. |
23 | Тема 9 Интеллектуальная игра: «Выдающиеся личности Эпохи дворцовых переворотов». | Интеллектуальная игра «Выдающиеся личности Эпохи Дворцовых переворотов». | Решение познавательных заданий и задач, работа в группах. |
24 | Раздел 4 История малой Родины. Тема 1 Введение. Краеведение - наука о родном крае. | Понятие краеведения. Методы и предмет изучения. Значение краеведения для познания современного общества. | Решение познавательных заданий. |
25 | Тема 2 Наш край в истории Отечества. | Череповец с древнейших времен до 1777 года. Череповец с 1777 года до начала первой Мировой войны. Череповец от революции до Второй мировой. Череповец послевоенный. | Комментирование карт и документов, решение познавательных заданий. |
26 | Тема 3 Наш край в истории Отечества (продолжение). | Работа в группах, составление сообщений, публичные выступления. |
27 | Тема 4 Викторина «Наш край в истории Отечества». | Решение познавательных заданий, работа в группах, публичные выступления. |
28 | Тема 5 Город, в котором я живу. | Череповец современный. | Просмотр презентаций, составление вопросов по содержанию презентаций, взаимная оценка выступлений, публичные выступления. |
29 | Тема 6 Наши выдающиеся земляки. | Исторические портреты выдающихся земляков Вологодской области. | Публичные выступления, составление вопросов, доказательство своей точки зрения. |
30 | Тема 7 Череповец – город церквей. | Церкви города Череповца: история и современность. | Публичные выступления, |
31 | Тема 8 Культурный досуг в городе Череповце. | Места досуга и отдыха в городе Череповца. | Работа в группах, составление плана культурного досуга на лето. |
32 | Тема 9 Моя семья в истории России. | История отдельной семьи. | Презентация проектов, подготовка сообщений, работа в группах. |
33 | Тема 10 Интеллектуальна игра «История Череповца». | Игровое занятие | Решение познавательных заданий, публичные выступления, работа в группах. |
34 | Тема 11 Подведение итогов деятельности кружка. | Игровое занятие. |
История России. (Россия в мировой цивилизации) / Под ред. А.А. Радугина. М., 1997. Тема 1.
Всемирная история./Под ред. Г.Д. Поляка и А.Н. Марковой. М., 1997. Вводная глава.
История России в вопросах и ответах. /Под ред. С.А. Кислицина. Ростов н./Д, 1997. Предисловие. Разд. № 1-2
Блок М., Апология истории. М., 1986.
Губман Б.Л. Смысл истории. М., 1991
Тойнби А. Дж. Постижение истории. М., 1991.
Шпенглер О. Закат Европы. М.: 1993. Т. 1
Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991
Барг М.А. Эпохи и идеи. Становление историзма. М., 1987
Ле Гофф Жак. С небес на землю //Одиссей. 1991.
Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. М., 1990.
Данилевский Н. Я. Россия и Европа. М., 1991.
Тавризян Г. М., О. Шпенглер, Й. Хейзинга: Две концепции кризиса культуры. М., 1988
Всемирная история. /Под ред. Г.Д. Поляка и А.Н. Марковой. М., 1997. Главы 3.2, 4.2.
Древние цивилизации. М., 1990.
История Европы. М., 1996.
Блок М., Феодальное общество. //Блок М., Апология истории. М., 1986.
Кардини Ф. Истоки средневекового рыцарства. М., 1987.
Оссовская М., Рыцарь и буржуа. М., 1987.
Хейзинга. Й. Осень средневековья. М., 1988.
Греков И.Г. Мир истории: русские земли в XII – XV вв. М., 1986.
Гумилев Л.Н. От Руси к России. М., 1992.
История Отечества: люди, идеи, решения. Т. 1. М., 1991.
Курбатов Г.Л., Фролов Э.Д., Фроянов И.Я. Христианство. Античность. Византия. Древняя Русь. Л., 1988.
Откуда есть пошла Русская земля. Века VI-X. Кн. 1-2. М., 1986.
Пушкарев. С.Г. Обзор русской истории. М., 1991.
Рыбаков Б.А. Мир истории: начальные века русской истории. М., 1987.
Славяне и их соседи: место взаимных влияний в процессе общественного и культурного развития. М., 1988.
Фроянов И.Я., Дворниченко А.Ю. Города-государства Древней Руси. Л., 1988.
Христианство и Русь. М., 1988.
Церковь, общество, государство в феодальной России. М., 1990.
Савелов Л.М. Лекции по генеалогии. – М. 1994