МБОУ Пушкинского муниципального района
«Правдинская средняя общеобразовательная школа №1»
Липатова Людмила Петровна, учитель истории и обществознания
Проектирование и моделирование внеурочной деятельности по истории и обществознанию в условиях реализации ФГОС основного общего образования как необходимое условие социализации личности в современном информационном обществе
Внеурочная деятельность в школе осуществляется на основе «Примерных программ внеурочной деятельности». Школа может разработать свои программы внеурочной деятельности детей с учетом как региональных особенностей, так и запросов участников образовательного процесса.
Внеурочная деятельность - образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы. ФГОС рассматривает внеурочную деятельность как неотъемлемую часть образовательного процесса, определяет специфику внеурочной деятельности, направленность на достижение личностных и метапредметных результатов (научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.)
Внеурочная деятельность основана на концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина Российской Федерации.
Национальный воспитательный идеал - высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа. Ценностные установки воспитания и социализации российских школьников: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество.
Направления, виды и формы внеурочной деятельности
Направления: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, обще-интеллектуальное, общекультурное.
Виды: игровая деятельность, познавательная деятельность, проблемно-ценностное общение, досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение), художественное творчество, социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность), трудовая (производственная) деятельность, спортивно-оздоровительная деятельность, туристско-краеведческая деятельность.
Формы: кружок, студия, секция, клуб, объединение, факультатив, научное общество, конференция, слет, игра, соревнование, турнир, встреча спектакль, экскурсия и др.
Модели внеурочной деятельности
По количеству участников: Ресурсы ОУ, Ресурсы ОУ + УДОД (интеграция),
Ресурсы нескольких ОУ + УДОД (сетевое взаимодействие).
По распределённости во времени: линейная, модульная, интенсивная.
По комплектованию групп: для одного класса, для параллели, разновозрастные группы.
Воспитательный результат внеурочной деятельности – непосредственное духовно-нравственное приобретение ребенка благодаря его участию в том или ином виде внеурочной деятельности. Эффекты воспитания и социализации детей – формирование у школьников коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности.
Внеурочная работа по истории – это организация учителем различных видов деятельности учащихся после уроков, обеспечивающих необходимые условия для овладения ими навыками и умениями теоретической и практической работы по более глубокому усвоению и активному восприятию исторического опыта и окружающей действительности.
Основные направления и формы внеурочной работы по истории и обществознанию
Внеклассная работа массовая: исторические вечера, лекции и беседы, исторические экскурсии, викторины и конкурсы, олимпиады, конференции, Неделя истории, просмотр фильмов и пьес.
Внеклассная работа индивидуальная: чтение исторической литературы. посещение архива, работа в музее, написание рефератов и докладов, выполнение творческих заданий.
Составляющие внеурочной работы по истории и обществознанию
1. Самостоятельное чтение и усвоение хрестоматийных и других исторических источников. Данный вид деятельности дает наибольший эффект, если: во-первых, содержание изучаемых источников осуществляется синхронно с изучением на уроках соответствующих тем во-вторых, если работа учащихся носит управляемый характер посредством дидактических средств - логических заданий, проблемных вопросов и задач и т. д.
2. Школьные исторические кружки и общества. Чтобы они были полезны, целесообразно подходить к их формированию дифференцированно, по интересам. Наибольшее внимание ребят привлекают кружки военных историков, филателистов, нумизматов и др. (Экономическое, юридическое, правовое, художественное и др. направления). 3. Исторические конференции, диспуты, олимпиады, викторины, самодеятельные спектакли, литературно-музыкальные композиции.
4. Создание «малых историй» - школы, села, улицы, муниципального органа власти, предприятия и т.д. Данная форма развивает чувство сопричастности, патриотизма, способствует выявлению писательских и исследовательских способностей учащихся. 5. Отряды (группы) следопытов. Нет таких мест в России, где нельзя было бы проявить себя следопытам. Следопыт - это «тот, кто отыскивает следы событий прошлого, былых героев и т. д.». Главной целью следопытов является поиск мест боевых действий в ходе войн, мест захоронения людей, поиск атрибутов жизни, деятельности, культуры ушедших поколений людей и т. д.
6. Экскурсии, микроэкспедиции и туристические походы по историческим маршрутам и местам и т. п. Во всей округе не должно оставаться объектов и мест исторического значения, на которых не побывали бы учащиеся. Одной из главных составляющих внеурочной работы по истории является подготовка и празднование дней воинской славы (победных дней) России.
Компьютерные телекоммуникации обеспечивают возможность: доступа к различным источникам информации через Internet и работы с этой информацией; профессионального консультирования по любому интересующему вопросу через телеконференции; реализации методов дистанционного творчества, коллективные образовательные проекты, деловые игры, практикумы, виртуальные экскурсии др., участие в различных форумах по обсуждению. Моделирование и создание индивидуальных Web-страниц, сайтов, блогов.