kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа кружка "За страницами учебника математики"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка

Математика является одной из важнейших наук на земле. Именно с ней человек встречается каждый день в своей жизни. Путь к вершинам математики начинается в школе. Но это не происходит само собой: для того, чтобы ученик начал всерьёз заниматься математикой, необходимо, чтобы он почувствовал, что размышления над трудными, нестандартными задачами могут доставлять удовольствие.Зачастую возможностей урока бывает недостаточно для этого, поэтому организация внеклассной работы позволяет не только углублять  знания учащихся в предметной области, но и способствует развитию их дарований, логического мышления, расширяет кругозор. Кроме того, внеклассная работа по математике в форме кружковой деятельности имеет большое воспитательное значение, ибо цель ее в том, чтобы заинтересовать учащихся предметом, вовлечь их в серьезную самостоятельную работу.

Для реализации целей и задач внеклассной работы разработана программа кружкового занятия по математике «За страницами учебника математики» в 5 классах.

Программа кружка «За страницами учебника математики»  направлена на воспитание у учащихся устойчивого интереса к изучению математики, творческого отношения к учебному процессу, формирование математического мышления.

Реализуется в муниципальном бюджетном общеобразовательном  учреждении «Средняя общеобразовательная школа №29», г. Ставрополя.

Разработанная программа «За страницами учебника математики» для 5 класса основана на получении знаний по истории математики, углублении знаний о метрической системе мер. Она расширяет понятия о натуральном числе и натуральном ряде чисел. Материал программы тесно связан с различными сторонами нашей жизни, а также с другими учебными предметами. Основной акцент делается на тему «Решение задач».

При реализации содержания программы учитываются возрастные и индивидуальные возможности младших подростков, создаются условия для успешности каждого ребёнка.

Программа математического кружка содержит в основном традиционные темы занимательной математики: арифметику, логику, комбинаторику и т.д. Уровень сложности подобранных заданий таков, что к их рассмотрению можно привлечь значительное число учащихся, а не только наиболее сильных.

Обучение по программе осуществляется в виде теоретических и практических занятий для учащихся. В ходе занятий ребята выполняют практические работы, готовят рефераты, принимают участия в конкурсных программах.

В основе кружковой работы лежит принцип добровольности. Для обучения по программе принимаются все желающие учащиеся  пятых  классов. Курс рассчитан на 1 час в неделю. Общее количество проводимых занятий – 35.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа кружка "За страницами учебника математики"»


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 29

с углубленным изучением отдельных предметов

город Ставрополь



УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ СОШ № 29 ________________ / Л.В. Назаренко_/

подпись расшифровка подписи «_____»________________ 20 ______ г.




Программа

кружка по математике 5 класса






Учитель

Колмыченко

(Фамилия)

Галина Петровна

(Имя Отчество)

РАССМОТРЕНО Протокол № __1___ заседания МО учителей

____________________________ _._....

«_____»______________20_____ г. 


СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР _________________ /Малышева Н.В. /

подпись расшифровка подписи «______»___________________20______ г. 




2015-2016 уч. год


« Не мыслям надобно учить,

а учить мыслить».

Э. Кант.


Пояснительная записка

Математика является одной из важнейших наук на земле. Именно с ней человек встречается каждый день в своей жизни. Путь к вершинам математики начинается в школе. Но это не происходит само собой: для того, чтобы ученик начал всерьёз заниматься математикой, необходимо, чтобы он почувствовал, что размышления над трудными, нестандартными задачами могут доставлять удовольствие. Зачастую возможностей урока бывает недостаточно для этого, поэтому организация внеклассной работы позволяет не только углублять  знания учащихся в предметной области, но и способствует развитию их дарований, логического мышления, расширяет кругозор. Кроме того, внеклассная работа по математике в форме кружковой деятельности имеет большое воспитательное значение, ибо цель ее в том, чтобы заинтересовать учащихся предметом, вовлечь их в серьезную самостоятельную работу.

Для реализации целей и задач внеклассной работы разработана программа кружкового занятия по математике «За страницами учебника математики» в 5 классах.

Программа кружка «За страницами учебника математики» направлена на воспитание у учащихся устойчивого интереса к изучению математики, творческого отношения к учебному процессу, формирование математического мышления.

Реализуется в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа №29», г. Ставрополя.

Разработанная программа «За страницами учебника математики» для 5 класса основана на получении знаний по истории математики, углублении знаний о метрической системе мер. Она расширяет понятия о натуральном числе и натуральном ряде чисел. Материал программы тесно связан с различными сторонами нашей жизни, а также с другими учебными предметами. Основной акцент делается на тему «Решение задач».

При реализации содержания программы учитываются возрастные и индивидуальные возможности младших подростков, создаются условия для успешности каждого ребёнка.

Программа математического кружка содержит в основном традиционные темы занимательной математики: арифметику, логику, комбинаторику и т.д. Уровень сложности подобранных заданий таков, что к их рассмотрению можно привлечь значительное число учащихся, а не только наиболее сильных.

Обучение по программе осуществляется в виде теоретических и практических занятий для учащихся. В ходе занятий ребята выполняют практические работы, готовят рефераты, принимают участия в конкурсных программах.

В основе кружковой работы лежит принцип добровольности. Для обучения по программе принимаются все желающие учащиеся  пятых классов. Курс рассчитан на 1 час в неделю. Общее количество проводимых занятий – 35.



II. Цели и задачи программы


Цель программы – воспитание интереса учащихся к математике, развитие математического мышления и творческой активности воспитанников.


Образовательные задачи:

-        углубление и расширение знаний учащихся по математике;

-        привитие интереса учащимся к математике;

-        активизировать познавательную деятельность;

-        показать универсальность математики и её место среди других наук.

Воспитательные задачи:

-        воспитание культуры личности;

-        воспитание отношения к математике как к части общечеловеческой культуры;

-        воспитание понимания  значимости математики для научно – технического прогресса;

-        воспитание настойчивости, инициативы, чувства ответственности, самодисциплины.

Развивающие задачи:

-        развитие ясности и точности мысли, критичность мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;

-        формирование математического кругозора, исследовательских умений учащихся.


После изучения данного курса учащиеся должны знать:

  • различные системы счисления;

  • приёмы рациональных устных и письменных вычислений;

  • приёмы решения задач на переливание, движение и взвешивание;

  • различные системы мер;

  • приёмы решения практических задач на перегибание, плоские разрезания, делимость.


Учащиеся должны уметь:

  • использовать полученные знания при решении задач;

  • правильно строить свои умозаключения;

  • решать задачи повышенного уровня.




Итогом реализации программы являются: успешные выступления кружковцев на олимпиадах всех уровней, математических конкурсах, международной математической игре-конкурсе «Кенгуру», а также создание брошюры  «Математическая шкатулка» (банк нестандартных задач для учащихся 5 класса), где будут собраны задачи по темам всего курса, которые составлены учащимися или взяты из каких-либо источников (книги, журналы, интернет) и их решения, проектные работы учащихся.







 










Учебно-тематический план


занятия

Содержание

Дата

По плану

Фактич.


История развития математики 5 ч



1

Экскурсия в историю математики. Как люди научились считать



2

Из истории развития арифметики. Различные системы счисления



3

Из истории цифр и чисел. Первые цифры. Запись цифр и чисел у разных народов.



4

Математика у народов нашей Родины. Леонтий Филиппович Магницкий и его «Арифметика».



5

Как измеряли в древности





В мире чисел 3 ч



6

В стране удивительных чисел



7

Числовые великаны и лилипуты



8

Городок величин




Арифметические действия 11 ч



9

Развитие вычислительной культуры. Действия над натуральными числами



10

Как свойства действий помогают вычислять.



11

Приёмы рациональных вычислений



12

Приёмы рациональных вычислений



13

Правила и приемы быстрого счета.



14

Упражнения на быстрый счёт. Конкурс «Кто быстрее сосчитает».



15

Проблески таланта юных в арифметике



16

Отгадывание математических загадок при помощи уравнений



17

Отгадывание математических загадок при помощи уравнений



18

Логические и традиционные головоломки



19

Решение логических и традиционных головоломок




Разнообразный мир задач 11 ч.



20

Задачи на переливание



21

Решение задач на переливание



22

Задачи на взвешивание



23

Решение задач на взвешивание



24

Скорость, расстояние, время и таинственные отношения между ними. Решение задач на движение



25

Задачи на движение по реке



26

Переправы и разъезды



27

Разные задачи на решение уравнений



28

Задачи международного математического конкурса «Кенгуру».



29

Олимпиадные задачи различного уровня.



30

Составление  и выпуск брошюры задач «Математическая шкатулка»




Геометрические задачи 6 ч



31

Из истории развития геометрии.

Треугольник, задачи с  треугольниками.



32

Четырехугольники. Геометрические головоломки.



33

Геометрические головоломки со спичками.



34

Знакомство с пространственными фигурами.



35

Решение задач на площадь и объемы пространственных фигур. Конструирование фигур.



36

Геометрические иллюзии





Математический ералаш 4 ч



37

Решение и составление ребусов.



38

Решение и составление кроссвордов.



39

Конкурс на лучший ребус и кроссворд.



40

Математические игры, фокусы




Основное содержание курса

Тема №1. История развития математики. 5 ч

Как люди научились считать. Из науки о числах. Из истории развития арифметики и алгебры. История появления первых цифр. Древнегреческая, древнеримская и другие нумерации. Почему нашу запись называют десятичной. Недесятичные системы счисления. Международная метрическая система мер. Десятичные приставки. Старинные меры величин.


Тема №2.В мире чисел. 3 ч



Тема №3. Арифметические действия. 11 ч

Действия над натуральными числами. Как свойства действий помогают вычислять. Приёмы устного счета. Некоторые приёмы быстрого счета. Приёмы рациональных вычислений.


Тема №4 . Разнообразный мир задач. 11 ч

Типовые текстовые задачи (задачи на движение, переливание, взвешивание и т.д.) и их более трудные вариации из текстов олимпиад

Различные виды комбинаторных задач.


Тема №5. Геометрические задачи. 6 ч

Задачи со спичками. Названия геометрических фигур, правильные фигуры. Геометрические узоры. Геометрические головоломки и иллюзии. Задачи со спичками.


Тема № 6. Математический ералаш. 4 ч

Математические ребусы. Задачи-шутки. Задачи в стихах, литературные задачи.










ЛИТЕРАТУРА:

1. И.Я. Депман, Н.Я. Виленкин. «За страницами учебника математики: Пособие для учащихся 5 – 6 классов сред школ. – М.: «Просвещение», 1989 г.

2. Е.И.Игнатьев. Математическая смекалка. Занимательные задачи, игры, фокусы, парадоксы. – М., Омега, 1994 г.

3.Игнатьев Е.И. В царстве смекалки. М.: Наука, Главная редакция физико-математической литературы, 2006г.

4.Журналы Математика .Издательский дом «1 сентября» 2005-2009г.г.

5.Е.Е.Семенов. За страницами учебника геометрии,М.: Просвещение, 1999.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Программа кружка "За страницами учебника математики"

Автор: Колмыченко Галина петровна

Дата: 02.02.2016

Номер свидетельства: 286808

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(284) "Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественно-научной направленности «За страницами учебника математики» (базовый уровень)"
    ["seo_title"] => string(80) "dopolnitelnaia_obshcheobrazovatelnaia_obshcherazvivaiushchaia_programma_estestve"
    ["file_id"] => string(6) "518219"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1566565195"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "Рабочая программа Кружок по математике 5 класс «За страницами учебника математики»"
    ["seo_title"] => string(80) "rabochaia_programma_kruzhok_po_matematike_5_klass_za_stranitsami_uchebnika_matem"
    ["file_id"] => string(6) "562864"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1604912616"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "За страницами учебника математики "
    ["seo_title"] => string(37) "za-stranitsami-uchiebnika-matiematiki"
    ["file_id"] => string(6) "233016"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1442968609"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Программа летнего математического кружка «Эрудит»       . "
    ["seo_title"] => string(56) "proghramma-lietniegho-matiematichieskogho-kruzhka-erudit"
    ["file_id"] => string(6) "111762"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1407871757"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Программа Дополнительных услуг по математике «За страницами учебника математики»"
    ["seo_title"] => string(80) "proghramma_dopolnitiel_nykh_uslugh_po_matiematikie_za_stranitsami_uchiebnika_mat"
    ["file_id"] => string(6) "370736"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1482047304"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства