Программа предполагает организацию совместной работы детей с педагогом, а так же их самостоятельной творческой деятельности. Место педагога в деятельности по обучению детей, работе с бумагой, меняется по мере развития овладения детьми навыками конструирования. Основная задача на всех этапах освоения программы – содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка. Программа предусматривает преподавание материла по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным приемам на более высоком и сложном уровне.
Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста. Это гарантирует успех каждого ребенка и, как следствие воспитывает уверенность в себе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа кружка "Оригами" »
«Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок». Сухомлинский В.А.
Пояснительная записка.
Оригами - искусство складывания из бумаги различных фигурок, возникшее в Японии в глубокой древности. Несмотря на глубокие исторические корни, оригами не является чем-то застывшим. Оно активно развивается и сейчас и не только в Японии, но и во всём мире. Сотни тысяч людей в разных странах с увлечением отдаются изучению этого искусства, повторяя старые образцы и создавая новые формы.
Чаще всего оригами преподают детям в детских садах, начальной школе и различных кружках. И связано это с тем, что оригами обладает большими возможностями в развитии ребёнка. Доступность бумаги как материала, простота её обработки привлекают детей. Они овладевают различными приёмами и способами действий с бумагой, такими, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.
На основе данных операций у детей развивается способность работать руками под контролем сознания, совершенствуется мелкая моторика рук, движения пальцев становятся более точными, происходит развитие глазомера.
Кроме указанного выше оригами способствует:
концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат;
развитию конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса;
стимулированию и развитию памяти, так как ребёнок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность её изготовления, приёмы и способы складывания;
ознакомлению детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д.), одновременно обогащая словарь специальной терминологии ребенка;
активизации мыслительных процессов. В процессе конструирования у ребёнка возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приёмов складывания) со словесными (объяснение приёмов складывания) и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий).
совершенствованию трудовых умения ребёнка, формируя культуру труда;
созданию игровых ситуаций. Сложив из бумаги животных, дети включаются в игру-драматизацию по знакомой сказке, совершают путешествие в мир цветов и т. д.
использование такого приема, как отчет о проделанной работе, предварительное устное планирование, работа по технологической, пооперационной карте способствует развитию речи, навыков планирования своей работы, умения последовательно выполнять работу.
И это ещё далеко не все достоинства, которые заключает в себе волшебное искусство оригами.
Цель: научить учащихся начальной школы пользоваться средствами выразительности языка оригами в собственной художественно-творческой деятельности.
Задачи:
организовать работу детей по наблюдению, сравнению, сопоставлению и анализу пространственных форм изображать предметы различной формы, использовать простые формы для создания выразительных образов в художественном конструировании на основе использования возможностей оригами;
организовать работу детей в паре и в малых группах по изготовлению изделий;
Развивать психологический контакт между учителем и учениками.
Познакомить с основными приемами оригами;
Учить читать технологическую карту, схемы, ориентироваться в проблемных ситуациях
Расширять словарный запас и кругозор посредством тематических бесед;
Программа рассчитана на четыре года обучения. Первый год обучения – кружок посещают учащиеся 1 класса, второй год – 2 класса, 3 год – 3 классов, четвёртый год – 4 класса. Занятия проводятся один раз в неделю по 40 минут.
Методическое обоснование программы
Программа предполагает организацию совместной работы детей с педагогом, а так же их самостоятельной творческой деятельности. Место педагога в деятельности по обучению детей, работе с бумагой, меняется по мере развития овладения детьми навыками конструирования. Основная задача на всех этапах освоения программы – содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка.
Программа предусматривает преподавание материла по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным приемам на более высоком и сложном уровне.
Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста. Это гарантирует успех каждого ребенка и, как следствие воспитывает уверенность в себе.
Учитывая, что образные представления у школьников значительно опережают их практические умения предполагается использование игр-упражнений, упражнений по цветоведению, заданий, обогащающих словарный запас детей. Информативный материал, небольшой по объему, интересный по содержанию, дается как перед конструированием игрушек, так и во время работы. Готовые поделки обыгрываются, используются для создания сложных композиций на темы литературных произведений, для сюжетно-образной игры.
Выполнение творческих заданий на темы сказок служат развитию воображения и фантазии у ребят, позволяют не только выявлять индивидуальные творческие возможности, но и решать нравственно-этические задачи в образной форме. При выполнении задания перед учащимися ставится задача определить назначения своего изделия.
Используя полученные знания, ребята уже на первом году обучения создают свои конструкции, не пользуясь выкройками и шаблонами. Готовые выкройки лишают творческого начала того, кто ими пользуется, оставляя за ним право лишь на механическое исполнительство.
Коллективные работы незаменимы для объединения коллектива, разработки творческих проектов, приобретения коммуникативных навыков, для естественного детского обмена опытом в атмосфере дружбы и доверия, открытости.
Программа предусматривает участие в конкурсах и выставках. Это является стимулирующим элементом, необходимым в процессе обучения.
Общий план занятий.
Почти все занятия строятся по одному плану. На каждом занятии используется дополнительный материал: стихи, загадки, сведения о животных, птицах, насекомых и т.д. 1. Подготовка к занятию (установка на работу, обратить внимание на инструменты и материалы, лежащие на парте). 2. Повторение пройденного (выявление опорных знаний и представлений): • повторение названия базовой формы (модуль, виды модулей); • повторение действий прошлого занятия; • повторение правил пользования ножницами, клеем, правил техники • безопасности. 3. Введение в новую тему: загадки, стихи, раскрывающие тему занятия; энциклопедические сведения о предмете занятия (рассказы о жизни животных, птиц, насекомых; интересные истории и т.п.); • показ образца; • рассматривание образца, анализ (названия; форма основной детали; дополнительные детали, их парность и расположение по отношению к основной; способ соединения деталей; отделка готовой фигурки); • повторение правил техники безопасности. 4. Практическая часть: • показ учителем процесса изготовления поделки (работа по схеме, технологической карте- в зависимости от уровня подготовки и сформированности навыков); • вербализация учащимися некоторых этапов работы (расшифровка схемы: «Что здесь делаю?»); • текстовой план (если поделка состоит из нескольких частей); • самостоятельное изготовление детьми изделия по текстовому плану, технологической карте; • оформление, отделка игрушки, приклеивание ее на фон или в композицию; • анализ работы учащегося (аккуратность, правильность и последовательность выполнения, рациональная организация рабочего времени, соблюдение правил техники безопасности, творчество, оригинальность, эстетика).
Предполагаемые результаты реализации программы:
Должны знать: • Что такое оригами; • Историю возникновения оригами; • Основные приемы работы, способ складывания базового треугольника. • Название, назначение, правила пользования ручными инструментами для обработки бумаги, картона, и других материалов. • Приемы складывания модулей; • Правила техники безопасности;
Должны уметь: • Подбирать бумагу нужного цвета; • Пользоваться чертежными инструментами, ножницами: • Выполнять разметку листа бумаги; • Пользоваться схемой, технологической и пооперационной картой; • Собирать игрушки – «оригамушки»; • Анализировать образец, анализировать свою работу; • Составлять композицию из готовых поделок. • Уметь красиво, выразительно эстетически грамотно оформить игрушку.
Отслеживание успешности реализации программы будет осуществляться с помощью оценочного листа, где в качестве показателей будут выступать:
Сформированность запланированных умений;
Знание операций и понятий тематики оригами;
Оценка поделок детей (составление альбомов готовых поделок, книжек – раскладушек с фотографиями работ, проведение выставок, участие в конкурсах детского творчества на муниципальном, региональном уровнях).
Примерное тематическое планирование занятий
1 класс
№п/п
Название темы
Кол-во часов
Примечание
Подготовка к творчеству
1
Материалы и инструменты
1
2
Модули оригами. Треугольный модуль.
2
3
Модули оригами. Модуль кусудамы «Супершар»
2
4
Модули оригами. Модуль «Трилистник»
2
Изделия. Крылья, лапы и хвосты.
5
Зайчик.
3
6
Зайка-модница.
3
7
Бычок.
3
8
Жар-птица.
3
9
Павлин.
4
10
Царь птиц.
3
Изделия. В саду и в огороде.
11
Нарциссы.
3
12
Тюльпаны.
3
13
Выставка поделок
1
14
Мастер-класс
1
Итого:
34
Примерное тематическое планирование занятий
2 класс
№п/п
Название темы
Кол-во часов
Примечание
Подготовка к творчеству
1
Материалы и инструменты
1
2
Модули оригами. Треугольный модуль.
1
3
Модули оригами. Модуль кусудамы «Супершар»
1
4
Модули оригами. Модуль «Трилистник»
1
Изделия. Крылья, лапы и хвосты.
5
Рудужный лебедь.
3
6
Мини – лебедь.
3
7
Белый лебедь.
3
8
Лебедь со спинкой и белым хвостом.
3
9
Птенчик.
4
10
Совёнок и пингвинёнок.
6
11
Бабочка.
6
12
Выставка поделок
1
13
Мастер-класс
1
Итого:
34
Примерное тематическое планирование занятий
3 класс
№п/п
Название темы
Кол-во часов
Примечание
Подготовка к творчеству
1
Материалы и инструменты
1
2
Модули оригами. Треугольный модуль.
1
3
Модули оригами. Модуль кусудамы «Супершар»
1
4
Модули оригами. Модуль «Трилистник»
1
Изделия. В саду и в огороде.
5
Клубничка.
4
6
Апельсин и яблочко.
6
7
Ананас.
4
8
Подснежники в вазе.
4
9
Кактус с жёлтыми цветами.
3
10
Кактус с оранжевыми цветами.
3
11
Корзинка с цветами.
4
12
Выставка поделок
1
13
Мастер-класс
1
Итого:
34
Примерное тематическое планирование занятий
4 класс
№п/п
Название темы
Кол-во часов
Примечание
Подготовка к творчеству
1
Материалы и инструменты
1
2
Модули оригами. Треугольный модуль.
1
3
Модули оригами. Модуль кусудамы «Супершар»
2
4
Модули оригами. Модуль «Трилистник»
2
Изделия. В саду и в огороде.
5
Мухоморчики.
2
6
Водяная лилия.
2
Изделия. Путешествие в сказку.
7
Ёлочка и снежинка.
3
8
Дед Мороз.
2
9
Снеговик.
2
10
Мальвина и Пьеро.
5
11
Волшебный торт.
4
12
Корабль удачи.
3
13
Старинный замок.
3
14
Выставка поделок
1
15
Мастер-класс
1
Итого:
34
Методическое обеспечение программы: 1. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Игрушки из бумаги. Санкт-Петербург, «Литера», 1997 2. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Цветы и вазы оригами. С-Пб, «Кристалл», 2002 3. Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги. М, «Просвещение», 1992 4. Богатова И.Оригами . Цветы. «Мартин», 2007 5. Водяная Л., Эм Г. Оригами- чудеса из бумаги. «Феникс», 2004 6. Гончар В.В. Модульное оригами. «Айрис-пресс», 2008 7. Интернет ресурсы: http://stranamasterov.ru/ , http://oriart.ru/