Рабочая программа кружка "Мастерилка" для 1 класса
Рабочая программа кружка "Мастерилка" для 1 класса
Программа кружка «Мастерилка» направлена на развитие художественного творчества по созданию изделий из бумаги и картона. Курс занятий программы даёт детям возможность интересно и содержательно провести время досуга за любимым делом, узнать секреты мастерства и открыть дверь в мир творчества. Курс занятий направлен на развитие у детей навыков ручного труда. Дети получат необходимые сведения по обработке бумаги и картона, о технологических операциях и способах выполнения самых разнообразных изделий. Дети научатся выполнять собственные композиции, самостоятельно изготовлять игрушки, сувениры, украшения; познакомятся с различными методиками выполнения изделий из бумаги и картона с использованием самых разных техник (оригами, конструирование, мозаика, аппликация, квиллинг, торцевание)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Бумага — первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Она известна всем с раннего детства. Устойчивый интерес детей к творчеству из бумаги обуславливается ещё и тем, что данный материал даёт большой простор творчеству. Бумажный лист помогает ребёнку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главное — безгранично творческим человеком. Работа с бумагой способствует концентрации и сосредоточенности внимания, стимулирует развитие памяти (запоминание последовательности изготовления, приемы складывания и пр.), знакомит с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д.), обогащает словарь специальными терминами. Конструируя ту или иную фигуру из бумаги, ребёнку необходимо соотносить наглядные символы (показ приемов складывания) со словесными (объяснение приемов складывания) и переводить их в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий).
Программа кружка «Мастерилка» направлена на развитие художественного творчества по созданию изделий из бумаги и картона. Курс занятий программы даёт детям возможность интересно и содержательно провести время досуга за любимым делом, узнать секреты мастерства и открыть дверь в мир творчества. Курс занятий направлен на развитие у детей навыков ручного труда. Дети получат необходимые сведения по обработке бумаги и картона, о технологических операциях и способах выполнения самых разнообразных изделий. Дети научатся выполнять собственные композиции, самостоятельно изготовлять игрушки, сувениры, украшения; познакомятся с различными методиками выполнения изделий из бумаги и картона с использованием самых разных техник (оригами, конструирование, мозаика, аппликация, квиллинг, торцевание)
Цель программы – всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами работы с бумагой
Задачи программы: Обучающие:
Научить детей владеть различными техниками работы с бумагой, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе;
Научить детей элементарным трудовым навыкам, при работе с бумагой и картоном, учить проявлению творческой самостоятельности;
Развивать художественный вкус и ориентировать на качестве изделий.
Развивающие:
Развивать умение видеть материал, фантазировать, создавать интересные образы, изделия, композиции;
Развивать образное и пространственное мышление, память, воображение, внимание, прививать художественный вкус;
Развивать положительные эмоции и волевые качества;
Развивать моторику рук, глазомер.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к работе с бумагой;
Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки;
Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Направленность данной дополнительной образовательной программы:
художественно-эстетическая.
Большое место в программе отводится практическим работам, при выполнении которых учащиеся:
знакомятся с рабочими технологическими операциями, порядком их выполнения при изготовлении изделий;
учатся преимущественно конструкторской деятельности;
знакомятся с природой и использованием ее богатства человеком.
Возраст детей и сроки реализации программы
Возраст обучающихся: 1 класс(7-8 лет). Состав групп постоянный, количество учащихся – 24 человека(2 группы по 12 человек)
Срок реализации дополнительной образовательной программы: 1 год.
Режим и форма проведения занятий
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу. Во время занятия обязательно проводятся физкультурные минутки, гимнастика для глаз.
Форма проведения: комбинированная (теория + практическая часть + игровая
деятельность).
Место проведения занятий:школа (кабинет начальных классов)
Методы,используемые на занятиях кружка:
• словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.); • наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.); •практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.).
Формы учебных занятий в кружке могут быть разными: индивидуальная, парная, групповая, работа над проектом.
Формы и виды контроля
Формами контроля (сформированность представлений о различных способах работы с бумагой) являются творческие отчёты, изобразительные работы, выставки, составление альбома лучших работ. Проведение выставок работ учащихся может быть в классе, в школе, в библиотеке. Выставки могут быть:
однодневные - проводятся в конце каждого занятия с целью обсуждения;
постоянные - проводятся в помещении, где работают дети;
тематические - по итогам изучения разделов, тем;
итоговые – в конце года организуется выставка практических работ учащихся, организуется обсуждение выставки с участием педагогов, родителей, гостей.
Планируемые результаты освоения программы «Мастерилка»
В результате изучения данной программы в 1 классе обучающиеся получат возможность формирования
Личностных результатов:
формирование умения отзывчиво относиться к ученикам, проявлять готовность оказать им посильную помощь;
формирование мотивации к творческому труду, к работе на результат;
бережному отношению к труду.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УДД:
определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;
проговаривать последовательность действий;
учиться работать по предложенному педагогом плану;
учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
учиться сравнивать способы действия и результат с эталоном;
учиться корректировать , вносить изменения в работу;
учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УДД:
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога;
учиться добывать новые знания: находить новые способы работы с бумагой, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога;
выбирать наиболее эффективные способы оформления работы.
Коммуникативные УДД:
учиться выражать свои мысли;
учиться планировать и осуществлять работу в группах, договариваться в коллективе, сотрудничать, принимать совместные решения и реализовывать их в творческих коллективных работах.
Предметные результаты:
знать об особенностях работы с разными видами бумаги; знать основные геометрические понятия и базовые формы «оригами», а также основные формы в технике «квиллинг».
уметь узнавать и называть, в какой технике (оригами, квиллинг, торцевание) выполнена работа;
уметь соблюдать правила техники безопасности;
иметь представление о композиции на плоскости и в объёме;
уметь с помощью учителя читать схемы, простейшие чертежи;
уметь создавать композиции с изделиями, выполненными в различных техниках.
Требования к знаниям и умениям, которые должны приобрести обучающиеся в процессе реализации программы кружка
Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.
Учащиеся должны знать:
-историю возникновения и особенности работы с бумагой;
-начальные сведения о свойствах бумаги и картона;
-сведения о применяемых материалах и инструментах;
-технологию операций, необходимых для обработки бумаги;
-технологию изготовления игрушек в технике оригами, аппликации, торцевание, квиллинга;
-правила работы с инструментами и материалами;
-правила техники безопасности.
Учащиеся должны уметь:
-подбирать бумагу нужного качества, размера и цвета;
-применять знания и умения для творческой самореализации при изготовлении подарков близким и друзьям, художественно-декоративных и других изделий.
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
Наименование
разделов
Кол-во
часов
в том числе
Изучение
материала
Практи
ческая
часть
Повто-рение
Конт-роль
Резерв-ные часы
1
2
3
4
5
6
7
8
1
Техника безопасности
1
1
-
-
-
-
2
Разнообразие видов бумаги
Свойства бумаги
2
1
1
-
-
-
3
Секреты бумажного творчества
9
4,5
4,5
-
-
-
4
Аппликация и моделирование
14
7
7
-
-
5
Работа с бумагой и картоном
8
4
4
-
-
Итого за год
34
17.5
16.5
-
-
-
Содержание программы
1-й класс (34 ч)
1.Техника безопасности (1 час)
Беседа, ознакомление детей с особенностями занятий в кружке.
Требования к поведению учащихся во время занятия.
Соблюдение порядка на рабочем месте.
Соблюдение правил по технике безопасности.
Из истории происхождения ножниц. Беседа.
2.Разнообразие видов бумаги. Свойства бумаги (2 часа)
Виды бумаги и картона.
Рассказ «Из истории бумаги»
Изучение свойств бумаги и картона
3.Секреты бумажного творчества (9 часов)
Обрывная аппликация. Скручивание в жгут. Аппликации. Скатывание в комок. Мозаика. Моделирование из полос. Мозаика из объёмных деталей (оригами), коллективная работа. Соединение различных техник в одной работе.
4.Аппликация и моделирование (14 часов)
Аппликация из цветной бумаги. Аппликация и мозаика из обрывных кусочков бумаги. Аппликация из деталей квиллинга. Коллективная работа. Моделирование из картона. Рамочка. Моделирование из гофрированной бумаги. Объемная аппликация. Открытки к праздникам. Цветы из бумаги. Составление букетов и цветочных композиций.
5.Работа с бумагой и картоном (8 часов)
Симметричное вырезание. Игрушки из картона с подвижными деталями. Простое торцевание на бумажной основе. Коллективная работа.
Календарно-тематическое планирование
№ занятия
Наименование темы занятия
Основные элементы
содержания
занятия
Основные виды учебной деятельности учащихся
Оборудование
1
2
3
4
5
Раздел 1. Техника безопасности. 1 час
1
Техника безопасности.
Беседа, ознакомление детей с особенностями занятий в кружке.
Требования к поведению учащихся во время занятия.
Соблюдение порядка на рабочем месте.
Соблюдение правил по технике безопасности.
Из истории происхождения ножниц.
Знакомство с историей возникновения бумаги, видами, с необходимыми материалами и инструментами, а также особенностями работы с ними. Внутренний распорядок, общие правила безопасности труда, производственной санитарии и личной гигиены.
Презентация
Раздел 2. Разнообразие видов бумаги. Свойства бумаги. 2 часа
2
Виды бумаги, её разнообразие
Виды бумаги и картона.
Рассказ «Из истории бумаги»
Изучение свойств бумаги и картона
Создание коллекции «Бумага и картон» и оформление ее в творческой форме.
Видеофильм «Материал — бумага»
3
Волшебные свойства бумаги
Практическим путем знакомство со свойствами бумаги.