Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях прикладным творчеством является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового).
Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным этапом в развитии и воспитании. Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.
В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому.
Бумага — первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. С помощью бумаги можно украсить елку, сложить головоломку, смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка и многое, многое другое, что интересует ребенка, развивает их фантазию и художественные возможности.
Программа построена “от простого - к сложному”. Рассматриваются различные методики выполнения изделий из бумаги и картона с использованием самых разнообразных техник.
“Бумажная фантазия ” — так называется курс, предлагает развитие ребенка в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление. Все это необходимо современному человеку, чтобы осознать себя гармонично развитой личностью. Ведущая идея данной программы — создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.
Тематика занятий строится с учетом интересов учащихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.
В процессе работы по программе “Бумажная фантазия ”, дети постоянно совмещают и объединяют в одно целое все компоненты бумажного образа: материал, изобразительное и цветовое решение, технологию изготовления, назначение и др.
Дополнительная образовательная программа кружка «Бумажная фантазия» реализуется в художественно-эстетическом направлении педагогической деятельности.
В ходе кружковой работы учащиеся знакомятся с основами дизайна, углубляют знания по конструированию и моделированию. У них развивается эстетический вкус, формируется представление о декоративном искусстве. Дети развивают художественный вкус, формируют профессиональные навыки, “культуру творческой личности”. Формирование “культуры творческой личности” предполагает развитие в ребенке природных задатков, творческого потенциала, специальных способностей.
У учащихся начальных классов еще недостаточно развита мускулатура рук, мелкая моторика рук, нет необходимой координации движений, слабо развит глазомер. Данные обстоятельства требуют от педагога, кроме фронтального инструктажа, широко использовать индивидуальный. Результат будет достигнут, если ребенок на занятии займет позицию “я хочу это сделать сам”. В задачу педагога входит создать условия, при которых потенциал ребенка будет использован полностью.
На теоретическую часть занятия должно отводиться гораздо меньше времени, чем на практические действия. Изготовление изделий необходимо строить на различном уровне трудности: по образцу, простейшему чертежу, рисунку, по собственному замыслу ребенка с учетом индивидуальных особенностей и возможностей школьника.
С самого начала процесса обучения необходимо систематически обращать внимание детей на соблюдение правил безопасности труда при работе с иглами и ножницами. Изготовление своими руками красивых и нужных предметов вызывает повышенный интерес к работе и приносит удовлетворение результатами труда. Художественные изделия могут выполняться как индивидуально, так и коллективно.
Результатом реализации данной программы являются выставки детских работ, использование поделок-сувениров в качестве подарков. Общественное значение результатов декоративно-прикладной деятельности школьников играет определенную роль в их воспитании.
Условия работы и техника безопасности
Одно из важнейших требований - соблюдение правил охраны труда детей, норм санитарной гигиены в помещении и на рабочих местах, а так же правил противопожарной безопасности.
Руководитель обязан постоянно знакомить ребят с правилами по технике безопасности при работе с инструментами: ножницами, тонких палочек, зубочисток, клея.
Материалы, инструменты:
1. иголки, нитки
2. линейка
3. ножницы
4. клей ПВА
5.бумага (окрашенная в объёме, чтобы обе стороны и срез выглядели одинаково, хотя иногда срезу специально придают другой цвет), картон упаковочный.
Цели и задачи программы
Цели обучения:
Раскрыть перед кружковцами социальную роль декоративного искусства;
Заложить у них основы к саморазвитию и самосовершенствованию в процессе обучения со сверстниками, тягу к искусству, истории, культуре, традициям.
Задачи обучения:
Обучающие:
ознакомить учащихся с основными приемами ручного труда по изготовлению изделий из бумаги;
обучить навыкам и умению работать с различными инструментами, соблюдая правила техники безопасности;
обучить детей приемам самостоятельной и коллективной работы, самоконтроля.
Развивающие:
развить личностные качества детей (активность, самостоятельность, фантазию, общение);
развить психические функции (память, внимание, воображение).
Мотивационные:
создать комфортную обстановку и атмосферу доброжелательности и сотрудничества;
включить воспитанников в активную деятельность;
создать ситуацию успеха.
Воспитывающие:
развить нравственные качества детей: ответственность, доброжелательное отношение друг другу;
воспитать стремление к разумной организации своего свободного времени;
воспитать у воспитанников аккуратность, культуру поведения.
Познавательные
развить художественные способности детей (образное и логическое мышление);
развить познавательный интерес детей.
Актуальность кружка
Актуальность кружка заключается в том, что создается база для последующего изучения старинных видов декоративного искусства на более высоком уровне. В процессе обучения происходит приобщение детей к культурным ценностям. Дети получают более широкие возможности для развития в личном, а в будущем и в профессиональном плане.
Состав учебной группы – постоянный. Первый год обучения.
Формы занятий – групповая, индивидуальная.
Количество воспитанников в группе: 10 – 12 человек
Занятия в группе проходят:
6 раз в неделю по 2 часа;
Количество учебных часов в год: 342 часов.
Методы обучения:
Объяснительно-иллюстративные:
Рассказ (устное изложение содержания материала)
Беседа (задавая вопросы, педагог подводит учащихся к пониманию нового материала)
Наглядный (использование наглядного и раздаточного материала, учебные пособия)
Формы контроля:
Отчет о работе проходит в форме собеседования, выставок, открытых занятий, конкурсов, массовых мероприятий, изготовление индивидуальных творческих работ, подарков-сувениров для родных и друзей.
Учебно-тематический план
№
Наименование темы
Количество часов
Сроки
1
Запись детей в кружок. Вводное занятие. Беседа по ТБ. Правила внутреннего распорядка
2
2
Шаблон. Работа с шаблоном.
2
3
Изготовление сундучка.
4
4
Лепка. Работа с пластилином.
3
5
Работа с природным материалом.
6
Мир птиц. Бабочки.
4
7
Плетение. Яичная скорлупа.
4
8
Новогодние сувениры
9
Снежинки. Новогодняя елка, украшения, подарки.
18
10
Новогодняя елка, украшения, подарки
16
11
Казахский орнамент. Технология изготовления.
7
12
Текемет. Ковер, подбор орнамента.
7
13
Юрта. Убранство юрты.
10
14
Оформление выставочных работ по тематике.
15
«Мамин праздник». Поздравительные открытки на 8 марта.
10
16
«Масленица». Подготовка к выставке.
3
17
«Наурыз». Подготовка к выставке.
4
18
Работа с бросовым материалом. (упаковочный картон)
19
Фото-рамка.
6
20
Дом.
6
21
Органайзер, шкатулка.
6
22
Изготовление техники.
6
23
Проектные работы
8
23
Оригами.
8
Подготовка и проведение итоговой выставки детского творчества.
Срок реализации программы: 2012 - 2013 учебный год.
Возраст детей: 8-14 лет.
Куандыков А.Р., педагог дополнительного образования
Информационная карта программы.
Тип программы модифицированная
Образовательная область искусство
Направленность деятельности эстетическая_________Способ освоения содержания образованиярепродуктивно-творческий
Уровень освоения содержания образования общекультурный
Возрастной уровень реализации программы 6 - 14 лет
Форма реализации программы индивидуально - групповая
Пояснительная записка.
Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях прикладным творчеством является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового).
Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным этапом в развитии и воспитании. Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.
В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому.
Бумага — первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. С помощью бумаги можно украсить елку, сложить головоломку, смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка и многое, многое другое, что интересует ребенка, развивает их фантазию и художественные возможности.
Программа построена “от простого - к сложному”. Рассматриваются различные методики выполнения изделий из бумаги и картона с использованием самых разнообразных техник.
“Бумажная фантазия ” — так называется курс, предлагает развитие ребенка в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление. Все это необходимо современному человеку, чтобы осознать себя гармонично развитой личностью. Ведущая идея данной программы — создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.
Тематика занятий строится с учетом интересов учащихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.
В процессе работы по программе “Бумажная фантазия ”, дети постоянно совмещают и объединяют в одно целое все компоненты бумажного образа: материал, изобразительное и цветовое решение, технологию изготовления, назначение и др.
Дополнительная образовательная программа кружка «Бумажная фантазия» реализуется в художественно-эстетическом направлении педагогической деятельности.
В ходе кружковой работы учащиеся знакомятся с основами дизайна, углубляют знания по конструированию и моделированию. У них развивается эстетический вкус, формируется представление о декоративном искусстве. Дети развивают художественный вкус, формируют профессиональные навыки, “культуру творческой личности”. Формирование “культуры творческой личности” предполагает развитие в ребенке природных задатков, творческого потенциала, специальных способностей.
У учащихся начальных классов еще недостаточно развита мускулатура рук, мелкая моторика рук, нет необходимой координации движений, слабо развит глазомер. Данные обстоятельства требуют от педагога, кроме фронтального инструктажа, широко использовать индивидуальный. Результат будет достигнут, если ребенок на занятии займет позицию “я хочу это сделать сам”. В задачу педагога входит создать условия, при которых потенциал ребенка будет использован полностью.
На теоретическую часть занятия должно отводиться гораздо меньше времени, чем на практические действия. Изготовление изделий необходимо строить на различном уровне трудности: по образцу, простейшему чертежу, рисунку, по собственному замыслу ребенка с учетом индивидуальных особенностей и возможностей школьника.
С самого начала процесса обучения необходимо систематически обращать внимание детей на соблюдение правил безопасности труда при работе с иглами и ножницами. Изготовление своими руками красивых и нужных предметов вызывает повышенный интерес к работе и приносит удовлетворение результатами труда. Художественные изделия могут выполняться как индивидуально, так и коллективно.
Результатом реализации данной программы являются выставки детских работ, использование поделок-сувениров в качестве подарков. Общественное значение результатов декоративно-прикладной деятельности школьников играет определенную роль в их воспитании.
Условия работы и техника безопасности
Одно из важнейших требований - соблюдение правил охраны труда детей, норм санитарной гигиены в помещении и на рабочих местах, а так же правил противопожарной безопасности.
Руководитель обязан постоянно знакомить ребят с правилами по технике безопасности при работе с инструментами: ножницами, тонких палочек, зубочисток, клея.
Материалы, инструменты:
1. иголки, нитки
2. линейка
3. ножницы
4. клей ПВА
5.бумага (окрашенная в объёме, чтобы обе стороны и срез выглядели одинаково, хотя иногда срезу специально придают другой цвет), картон упаковочный.
Цели и задачи программы
Цели обучения:
Раскрыть перед кружковцами социальную роль декоративного искусства;
Заложить у них основы к саморазвитию и самосовершенствованию в процессе обучения со сверстниками, тягу к искусству, истории, культуре, традициям.
Задачи обучения:
Обучающие:
ознакомить учащихся с основными приемами ручного труда по изготовлению изделий из бумаги;
обучить навыкам и умению работать с различными инструментами, соблюдая правила техники безопасности;
обучить детей приемам самостоятельной и коллективной работы, самоконтроля.
Развивающие:
развить личностные качества детей (активность, самостоятельность, фантазию, общение);
развить психические функции (память, внимание, воображение).
Мотивационные:
создать комфортную обстановку и атмосферу доброжелательности и сотрудничества;
включить воспитанников в активную деятельность;
создать ситуацию успеха.
Воспитывающие:
развить нравственные качества детей: ответственность, доброжелательное отношение друг другу;
воспитать стремление к разумной организации своего свободного времени;
воспитать у воспитанников аккуратность, культуру поведения.
Познавательные
развить художественные способности детей (образное и логическое мышление);
развить познавательный интерес детей.
Актуальность кружка
Актуальность кружка заключается в том, что создается база для последующего изучения старинных видов декоративного искусства на более высоком уровне. В процессе обучения происходит приобщение детей к культурным ценностям. Дети получают более широкие возможности для развития в личном, а в будущем и в профессиональном плане.
Состав учебной группы – постоянный. Первый год обучения.
Формы занятий – групповая, индивидуальная.
Количество воспитанников в группе: 10 – 12 человек
Занятия в группе проходят:
6 раз в неделю по 2 часа;
Количество учебных часов в год: 342 часов.
Методы обучения:
Объяснительно-иллюстративные:
Рассказ (устное изложение содержания материала)
Беседа (задавая вопросы, педагог подводит учащихся к пониманию нового материала)
Наглядный (использование наглядного и раздаточного материала, учебные пособия)
Формы контроля:
Отчет о работе проходит в форме собеседования, выставок, открытых занятий, конкурсов, массовых мероприятий, изготовление индивидуальных творческих работ, подарков-сувениров для родных и друзей.
Учебно-тематический план
№
Наименование темы
Количество часов
Сроки
1
Запись детей в кружок. Вводное занятие. Беседа по ТБ. Правила внутреннего распорядка
2
2
Шаблон. Работа с шаблоном.
2
3
Изготовление сундучка.
4
4
Лепка. Работа с пластилином.
3
5
Работа с природным материалом.
6
Мир птиц. Бабочки.
4
7
Плетение. Яичная скорлупа.
4
8
Новогодние сувениры
9
Снежинки. Новогодняя елка, украшения, подарки.
18
10
Новогодняя елка, украшения, подарки
16
11
Казахский орнамент. Технология изготовления.
7
12
Текемет. Ковер, подбор орнамента.
7
13
Юрта. Убранство юрты.
10
14
Оформление выставочных работ по тематике.
15
«Мамин праздник». Поздравительные открытки на 8 марта.
10
16
«Масленица». Подготовка к выставке.
3
17
«Наурыз». Подготовка к выставке.
4
18
Работа с бросовым материалом. (упаковочный картон)
19
Фото-рамка.
6
20
Дом.
6
21
Органайзер, шкатулка.
6
22
Изготовление техники.
6
23
Проектные работы
8
23
Оригами.
8
Подготовка и проведение итоговой выставки детского творчества.