Рабочая программа кружка "Умелые ручки" рассчитана на детей в возрасте от 9-10 лет (2-3 класс) Срок реализации программы 1 год.
На занятиях кружка учащиеся занимаются изготовлением плоских игрушек, аппликаций из бумаги и ткани, оригами, плоских комбинированных и объемных игрушек из бумаги и картона
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа кружка "Умелые ручки" (3 класс) »
«Согласовано»
Заместитель директора по
воспитательной работе
____________ Т.Ю. Клочкова
30.08.2014
«Утверждаю»
Директор МОУ «СОШ № 60»
__________Л.А. Тотфалушина
Приказ № 158 от 30.08.2014 года
Рабочая программа
по внеурочной деятельности учащихся 2 классов
кружок «Город мастеров»
(художественно-творческой направленности)
Педагога Астаховой Е.Ю..
«Рассмотрено»
на педагогическом совете
30.08.2014 протокол № 1
2014– 2015 учебный год
Раздел 1. Пояснительная записка
Рабочая программа (далее Программа) по внеурочной деятельности кружка «Умелые ручки» предназначена для учащихся 2 классов общеобразовательных учреждений. Рабочая программа по внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования 2009 года.
Программа рассчитана на 1 год; 34 учебных часа, из расчёта 1 час в неделю.
Программа является программой художественно-творческой направленности, предполагает кружковой уровень освоения знаний и практических навыков. Работа в кружке - прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а также конструкторского мышления детей.
Работа в кружке планируется так, чтобы она не дублировала программный материал по труду, а чтобы занятия расширяли и углубляли сведения по работе с бумагой, кожей, мехом, а также по работе с другими материалами, совершенствовали навыки и умения, получаемые детьми на уроках. Работа кружка организуется с учётом опыта детей и их возрастных особенностей.
Настоящий этап развития общества отличается интенсивным внедрением во все сферы человеческой деятельности новых, наукоёмких и высоких технологий, обеспечивающих более полную реализацию потенциальных способностей личности. Такая тенденция требует подготовки учащихся, владеющих технологической культурой, готовых к преобразовательной деятельности и имеющих необходимые для этого научные знания.
Технологическая культура – это новое отношение к окружающему миру, основанное на преобразовании, улучшении и совершенствовании среды обитания человека. Технологическое образование должно обеспечить человеку возможность более гармонично развиваться и жить в современном технологическом мире.
В процессе занятий, накапливая практический опыт в изготовлении игрушек, учащиеся от простых изделий постепенно переходят к освоению более сложных образцов. Курс кружка «Город мастеров» носит интегрированный характер. Интеграция заключается в знакомстве с различными сторонами материального мира, объединенными общими закономерностями, которые обнаруживаются в способах реализации человеческой деятельности, в технологиях преобразования сырья, энергии, информации.
Результатом реализации данной программы являются выставки детских работ, как местные (на базе школы), так и районные. Использование поделок-сувениров в качестве подарков для первоклассников, дошкольников, ветеранов, учителей, оформление зала для проведения праздничных утренников.
Раздел 2. Цели и задачи реализации программы
Главной целью реализации данной рабочей программы является воспитание творческой, активной личности, проявляющей интерес к техническому и художественному творчеству и владеющей навыками технологической культуры.
Задачи внеурочной деятельности:
1. Развитие личностных качеств (активности, инициативности, воли, любознательности и т.п.), интеллекта (внимания, памяти, восприятия, образного и образно-логического мышления, речи) и творческих способностей (основ творческой деятельности в целом и элементов технологического и конструкторского мышления в частности);
2. Формирование общих представлений о мире, созданном умом и руками человека, о взаимосвязи человека с природой – источником не только сырьевых ресурсов, энергии, но и вдохновения, идей для реализации технологических замыслов и проектов;
3. Воспитание экологически разумного отношения к природным ресурсам, умение видеть положительные и отрицательные стороны технического прогресса, уважения к людям труда и культурному населению - результатам трудовой деятельности предшествующих поколений;
5. Расширение и обогащение личного жизненно – практического опыта учащихся, их представление о профессиональной деятельности людей в различных областях культуры, о роли техники в жизни человека.
Раздел 3. Учебно-тематический план
п/№
Тема занятия
Количество часов
Теория
Практика
1
Вводное занятие
1
0
2
Игрушки - сувениры из бумаги и картона
1
10
3
Изготовление игрушек-сувениров из ниток
1
5
4
Сувениры из ткани
4,5
11,5
5
Итого
7,5
26,5
Раздел 4. Содержание тем
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности (1 час)
Игрушки - сувениры из бумаги и картона (11 часов)
Знакомство с инструментами для обработки бумаги. Подарки, игрушки-сувениры из бумаги и картона.
Изготовление игрушек-сувениров из ниток (6 часов)
Знакомство с инструментами и приспособлениями для шитья. Болгарский сувенир «Куколки-мартинички». Пушистые игрушки из ниток. Колобок. Мохнатый домовенок. Утенок.
Сувениры из ткани (16 часов)
Техника выполнения ручных швов: «вперед иголку», «петельный», шов «через край». Раскрой материала. Соединение деталей. Матрешка. Лошадка. Козлик. Лягушка.
Раздел 5. Ожидаемые результаты
Учащиеся должны знать/уметь:
правила техники безопасности:
название и назначение ручных инструментов (ножницы, игла), контрольно-измерительных инструментов (линейка, угольник, циркуль), приспособлений (шаблон, булавки) и правила безопасной работы с ними;
правила личной гигиены при работе с колющими и режущими инструментами;
названия и свойства материалов, которые учащиеся используют в своей работе;
что такое деталь (составная часть изделия), конструкция и что конструкции изделий бывают однодетальными и многодетальными;
основные требования дизайна к конструкциям, изделиям (польза, удобство, красота);
виды материалов, различать материалы по их назначению;
последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка;
способы разметки: сгибание и по шаблону;
способы соединения с помощью клея ПВА, проволоки, ниток и тонких верёвочек;
виды отделки: раскрашивание, аппликации, прямая строчка и её варианты;
находить и использовать дополнительную информацию из различных источников (в том числе из Интернета);
читать простейший чертёж (эскиз);
качественно выполнять изученные операции и приёмы по изготовлению несложных изделий: экономную разметку сгибанием, по шаблону, резание ножницами, сборку изделий с помощью клея, эстетично и аккуратно отделывать изделия рисунками, аппликациями, прямой строчкой и её вариантами;
безопасно использовать и хранить режущие и колющие инструменты (ножницы, иглы);
выполнять посильные действия при решении экологических проблем на доступном уровне (личная гигиена, культура поведения в природе и обществе, поддержание чистоты в быту и в общественных местах, культура общения – речь, этикет и т.д.).
Раздел 6. Календарно-тематическое планирование
№
Дата
Тема
Теория
Практика
1 группа
2 группа
1
Вводное занятие. Инструменты и материалы. Правила техники безопасности
1
0
2
Инструменты для обработки бумаги. Правила техники безопасности при работе с бумагой
1
0
3
Сувенир «Юла»
0
1
4
Игрушка «Белка»
0
1
5
Игрушка – сувенир «Мишутка»
0
1
6
Игрушка «Зайка»
0
1
7
Подарок «Попугай»
0
1
8
Сувенир «Яблоко»
0
1
9
Подарок «Петушок»
0
1
10
Сувенир «Бабочка на цветке»
0
1
11
Игрушка – сувенир «Фонарик»
0
1
12
Игрушка «Мышка»
0
1
13
Знакомство с инструментами и приспособлениями для шитья. Правила техники безопасности при шитье
1
0
14
Болгарский сувенир «Куколки-мартинички»
0
1
15
Болгарский сувенир «Куколки-мартинички»
0
1
16
Пушистая игрушка из ниток «Колобок»
0
1
17
Пушистая игрушка из ниток «Мохнатый домовенок»
0
1
18
Пушистая игрушка из ниток «Утенок»
0
1
19
Знакомство с инструментами и приспособлениями. Правила техники безопасности при шитье
1
0
20
Виды ручных швов
1
0
21
Техника выполнения ручных швов
0
1
22
Техника выполнения ручных швов
0
1
23
Раскрой материала. Соединение деталей
0,5
0,5
24
Изделие «Матрешка»
0,5
0,5
25
Изделие «Матрешка»
0
1
26
Изделие «Лошадка»
0,5
0,5
27
Изделие «Лошадка»
0
1
28
Изделие «Лошадка»
0
1
29
Изделие «Козлик»
0,5
0,5
30
Изделие «Козлик»
0
1
31
Изделие «Козлик»
0
1
32
Изделие «Лягушка»
0,5
0,5
33
Изделие «Лягушка»
0
1
34
Изделие «Лягушка»
0
1
№
Дата
Тема занятия
Теория
Практика
1 группа
2 группа
1.
Вводное занятие. Инструменты и материалы. Правила техники безопасности
1
0
2.
Инструменты для обработки бумаги. Правила техники безопасности при работе с бумагой. Знакомство с оригами. Знакомство с базовыми формами оригами.
1
0
3.
Базовая форма «Треугольник».
Котик, собачка.
1
4.
Базовая форма «Треугольник».
Голубок, лягушонок.
1
5.
Базовая форма «Книжка».
Пуфик, цветочек.
1
6.
Базовая форма «Книжка».
Коробка из квадрата.
1
7.
Знакомство с смятой бумагой. Роза.
0,5
05
8.
Капуста из мятой бумаги.
1
9.
Морковь и зеленый лук.
1
10.
Репка и горошек.
1
11.
Грибы из мятой бумаги.
1
12.
Коллективная работа. Кукуруза.
1
13.
«Хозяйка с базара домой принесла…» Самостоятельное изготовление овощей из мятой бумаги.
1
14.
Елочные игрушки.
1
15.
Гирлянда.
1
16.
Изготовление новогодней открытки
1
17.
Упаковка для новогоднего подарка.
1
18.
Знакомство с треугольным модулем оригами. Изготовление заготовок для поделки Кактус
0,5
0,5
19.
Сборка кактуса.
1
20.
Изготовление модулей для поделки Мухомор.
1
21.
Сборка мухомора.
1
22.
Цветы, сердечки – заготовки для открыток.
1
23.
Изготовление валентинок.
1
24.
Открытка к 23 февраля.
1
25.
Плакат-поздравление с 8 Марта.
1
26.
Объёмная открытка к 8 Марта.
1
27.
Изготовление предупреждающих знаков.
1
28.
Изготовление запрещающих знаков.
1
29.
Художественное конструирование из бумаги. «Букет»
1
31.
Лепка персонажей к сказке «Теремок».
32.
Корзина с цветами.
33.
Плетёная подковка
34.
Божья коровка.
1
35.
Цыпленок.
1
36.
Мухоморчик.
1
37.
Выставка детских работ.
1
Раздел 7. Перечень учебно-методического обеспечения
Письмо Минобразования России от 20.02.2004 г.. № 03-51-10/14-03 «О введении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования.
Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Игрушки из бумаги. Санкт-Петербург, «Литера», 1997
Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги. М, «Просвещение», 1992
Тарабарина Т.И. Оригами и развитие ребенка. Ярославль, «Академия развития», 1996
Гагарин Б.Г. Конструирование из бумаги. Ташкент, 1988
Сержантова Т. 365 моделей Оригами. Айрис-пресс, Москва, 1999.
Катханова Ю. Оригами. Читай, думай, складывай, рисуй.
Хилл Т. Самоделки из бумаги. Дрофа,1995.
Галанова Т. Ажурная бумага. АСТ, 2008.
Гурьян О. Ножницы-художницы.Москва. Детгиз, 1960
Интернет-ресурсы сайт «Страна мастеров»
ПРАВИЛА РАБОЧЕГО ЧЕЛОВЕКА
· Прежде чем начать работу, приготовь рабочее место.
· Содержи в чистоте и порядке рабочее место.
· Береги инструменты, экономь материалы.
· Всегда думай, как сделать работу лучше.
· Работайте дружно - главное правило рабочего человека.
· Закончил работу, убери рабочее место быстро и аккуратно.
ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ
ПРИ РАБОТЕ С НОЖНИЦАМИ
1. Храни ножницы в указанном месте в определенном положении.
2. Клади ножницы на стол так, чтобы они не выступали за край стола, кольцами к себе.
3. При работе внимательно следи за линией разреза.
4. Не работай тупыми ножницами, с ослабленным шарнирным креплением.
5. Во время резания придерживай материал левой рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвий ножниц.
6. Не держи ножницы концами вверх.
7. Не оставляй ножницы в раскрытом виде.
8. Не режь ножницами на ходу.
9. Не подходи к товарищу во время резания.
10. Передавай ножницы товарищу только в закрытом виде, кольцами вперед.
11. Не играй с ножницами, не подноси их к лицу, используй ножницы только по назначению.
ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ
ПРИ РАБОТЕ С ИГЛОЙ
· Не бросайте иглы. Проверяйте их количество до начала работы и в конце.
· Не закалывайте иглы в обрабатываемый материал или в свою одежду.
· Ни в коем случае не бери иглы в рот и не играй с иглой.
· Не оставляй иглу на рабочем месте без нитки.
· Во время работы вкалывайте иглы в специальную подушечку - игольницу.
· При шитье пользуйтесь напёрстком.
· Не отвлекайся во время работы с иглой.
ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ
ПРИ РАБОТЕ С ШИЛОМ
· Держи прокалываемый предмет на подкладной доске.
· Прокалывая отверстие, будь осторожен, не применяй излишних усилий.
· Не прокалывай шилом твёрдые предметы с гладкой поверхностью: пересохшие каштаны, жёлуди, ореховую скорлупу.
· Не пользуйся шилом не по назначению.
· Следи за исправностью инструмента.
· Храните шило в недоступном для маленьких детей месте.
ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ
ПРИ РАБОТЕ С КЛЕЕМ
· При работе с клеем пользуйся кисточкой, если это требуется.
· Бери то количество клея, которое требуется для выполнения работы на данном этапе.
· Излишки клея убирай мягкой тряпочкой или салфеткой, осторожно прижимая её.
· Кисточку и руки после работы хорошо вымой с мылом.
ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ
ПРИ РАБОТЕ С ПЛАСТИЛИНОМ
· Работай на клеёнке или на дощечке.
· Бери для работы нужный цвет пластилина.
· Отрежь стекой нужное количество пластилина.
· Согрей кусочек пластилина теплом своих рук, чтобы он стал мягким.
· По окончании работы хорошо вытри руки сухой мягкой тряпочкой и только потом вымой их с мылом.