Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная
общеразвивающая программа гражданско-патриотической направленности
«Истоки»
(ФГОС)
4 класс
Срок реализации: 1 год
Составитель:
Артеева Татьяна Геннадьевна,
учитель начальных классов
г. Ухта
2014 год
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная программа составлена на основе программы «Литература, искусство, история и природа Коми края», утвержденной Министерством образования и высшей школы Республики Коми (автор Хорунжая Т. М.), - Сыктывкар: Коми книжное издательство,1997 и на основе методического пособия «Краеведение» (автор Ярасова Е. К.) – Сыктывкар, 2012.
Цель:
формирование у младших школьников представления о социокультурной картине родного края; развитие способностей коммуникативного взаимодействия в социальном бытие.
Задачи:
· воспитывать у учащихся гуманное отношение к людям разных национальностей;
· формировать личность ученика как представителя и умелого хранителя социокультурных ценностей и традиций Коми края;
· помочь учащимся войти в мир коми национальной культуры;
· приобщить учащихся к духовным ценностям народа коми через литературу и историю Коми края;
. пробудить интерес к изучению природы, экономики, достопримечательностей родного края и уважения к малой Родине, желание охранять её природу.
В связи с тем, что программа рассчитана на 1 - 4 классы, а кружок в 2014 – 2015 учебном году введён с 4 класса, то программа сокращена.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа кружка "Истоки" »
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 5»
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Протокол методического директор МОУ «СОШ №5»
совета __________И.Б. Кожевина
№ 1 от 28 августа 2014 года 01 сентября 2014 года
Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная
общеразвивающая программа гражданско-патриотической направленности
«Истоки»
(ФГОС)
4 класс
Срок реализации: 1 год
Составитель:
Артеева Татьяна Геннадьевна,
учитель начальных классов
г. Ухта
2014 год
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная программа составлена на основе программы «Литература, искусство, история и природа Коми края», утвержденной Министерством образования и высшей школы Республики Коми (автор Хорунжая Т. М.), - Сыктывкар: Коми книжное издательство,1997 и на основе методического пособия «Краеведение» (автор Ярасова Е. К.) – Сыктывкар, 2012.
Цель:
формирование у младших школьников представления о социокультурной картине родного края; развитие способностей коммуникативного взаимодействия в социальном бытие.
Задачи:
· воспитывать у учащихся гуманное отношение к людям разных национальностей;
· формировать личность ученика как представителя и умелого хранителя социокультурных ценностей и традиций Коми края;
· помочь учащимся войти в мир коми национальной культуры;
· приобщить учащихся к духовным ценностям народа коми через литературу и историю Коми края;
. пробудить интерес к изучению природы, экономики, достопримечательностей родного края и уважения к малой Родине, желание охранять её природу.
В связи с тем, что программа рассчитана на 1 - 4 классы, а кружок в 2014 – 2015 учебном году введён с 4 класса, то программа сокращена.
Структура курса
4 класс, Истоки.
Всего: 34 часа, 1 недельный час.
Содержание курса
Количество
часов
Перечень универсальных действий учащихся
Мой родной Коми край
11
Осознавать свою этническую принадлежность. Принимать и сохранять учебную задачу. Различать и оценивать формы поведения, допустимые и недопустимые в общественных местах. Анализировать ситуации поведения (во время экскурсий). Самостоятельно составлять сообщения по изучаемому материалу. Выдвигать гипотезу, аргументировать свою точку зрения.
Республика Коми сегодня. Наши праздники
5
Проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом. Пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, моделями. Воспринимать текст. Отвечать на вопросы по содержанию текста. Строить короткое монологическое высказывание. Оценивать свои знания и умения. Ориентироваться в понятиях и терминах (в рамках изученного). Оценивать ход и результат выполнения задания.
Природа родного края
15
Самостоятельно составлять сообщения по изучаемому материалу. Проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом. Ориентироваться в понятиях и терминах. Пользоваться доступной литературой о родном крае. Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников и оценивать своё и чужое высказывание. Понимать красоту природы родного края. Анализировать ситуации поведения (во время экскурсий).
История родного края
3
Различать и оценивать формы поведения, допустимые и недопустимые в общественных местах. Строить короткое монологическое высказывание. Выдвигать гипотезу, аргументировать свою точку зрения. Самостоятельно составлять сообщения по изучаемому материалу. Пользоваться доступной литературой о родном крае. Применять полученные знания на уроках. Оценивать ход и результат выполнения задания.
Учебно-тематическое планирование
4 класс
№ п/п
Раздел, тема
Количество
часов
Описание примерного содержания занятий
Мой родной Коми край
11
1.
Родная школа.
1
История школы. Ими гордится школа. Традиции школы.
2.
Экскурсия вокруг школы.
1
Устное описание внутреннего и внешнего вида здания школы, местоположения школьного здания.
3.
Я и моя семья.
1
Рассказы ребят о своей семье. Понятие «честь семьи».
4.
Экскурсия на работу родителей.
1
Беседа о работе родителей.
5.
Мой дом (мой двор, мои друзья, соседи).
1
Устное описание местоположения дома, его внешнего вида и внутреннего устройства. Понятие «двор». Беседа о дружбе, друзьях, их занятиях, играх, увлечениях.
6.
Разучивание коми народных игр во дворе.
1
Коми народные игры «Стой, олень!», «Утки и охотники», «Кто под шубой?»
7.
Моя улица.
1
Моя улица в городе. Сообщение о своей улице, о её названии, о людях, живущих на этой улице.
8.
Экскурсия по улицам микрорайона школы.
1
Разбор конкретных ситуаций на улице. Беседа «Какой бы я хотел видеть свою улицу».
9.
Мой город.
1
Возникновение города, время образования, название города. Значение города для республики. Население города, численность. Где трудятся жители города.
10.
Экскурсия по городу.
1
Экскурсия по ознакомлению с интересными объектами.
11.
Республика наша – родной Коми край.
1
Герб, флаг РК, коми национальный орнамент. Работа с картой РК.
Республика Коми сегодня.
Наши праздники
5
12.
Знание – наше богатство.
1
Чтение произведений коми авторов о пользе знаний.
13.
Экскурсия в библиотеку.
1
Экскурсия в библиотеку с целью ознакомления с каталогом, размещением книг.
14.
Праздники Республики Коми.
1
День республики, годовщина столицы республики, День города.
15.
Праздники и памятные даты в произведениях коми литературы и искусства.
1
И. А. Куратов – основоположник коми культуры. Коми художники и композиторы.
16.
Экскурсия в городской Центр Коми культуры.
1
Ознакомительная экскурсия.
Природа родного края
15
17.
Человек и растительный мир.
1
Человек и лес. Отношение человека к лесу. Труд людей в лесу. Охрана лесных богатств.
18.
Экскурсия в парк.
1
Экскурсия в парк с целью наблюдения за живой и неживой природой.
19.
Зимние изменения в лесу.
1
Особенности зимнего леса. Труд людей в зимнем лесу. Традиционные промыслы жителей края.
20.
Экскурсия в зимний лес.
1
Экскурсия в зимний лес с целью наблюдения за изменениями в жизни растений и животных.
21.
Весенние изменения в лесу.
1
Пробуждение зимнего леса. Растения и животные весной, их охрана. Труд людей в весеннем лесу.
22.
Экскурсия «По следу деда Мазая».
1
Экскурсия в лес.
23.
Местность в окрестностях школы и её изображение.
1
Ориентирование на местности. Приёмы составления простейшего плана местности.
24.
Определение сторон горизонта на местности по солнцу, компасу, природным предметам.
1
Определение сторон горизонта на местности. Составление отчета в виде схемы.
25.
Поверхность и почва родного края.
1
Формы поверхности родного края, их отличительные особенности. Почва, её отличие от горных пород. Виды почв и их плодородие. Проблемы охраны почв родного края.
26.
Экскурсия на местность.
1
Экскурсия на местность с целью ознакомления с формами поверхности, особенностями почв.
27.
Наблюдение за погодой края.
1
Организация наблюдений. Приборы для наблюдений за погодой. Местные признаки и прогноз погоды. Охрана воздуха.
28.
Коми народные приметы.
1
Знакомство с коми народными пословицами и поговорками, предсказывающими погоду.
29.
Наблюдение за состоянием вод родного края.
1
Реки и озёра родного края. Их особенности в различные времена года. Использование рек и озёр в хозяйстве края.
30.
Рыбы в наших озёрах и реках.
1
Рыбы в наших озёрах и реках. Охрана вод родного края.
31.
Фенологические наблюдения за состоянием растительного и животного мира.
1
Фенологические наблюдения – один из методов изучения родного края. Народный календарь природы
История родного края
3
32.
Из прошлого Коми края.
1
Как жили люди нашего города в далёком прошлом. Легенды, предания, сказки как источник изучения жизни и быта народа. История создания коми письменности.
33.
Коми народное творчество.
1
Сбор материала по современному коми народному творчеству: частушки, загадки, сказки, пословицы, прибаутки, сказания, былины и др. Оформление альбома «Фольклор нашей местности».
34.
Экскурсия в городской Краеведческий музей.
Экскурсия в Краеведческий музей с целью закрепления и обобщения полученных знаний о родном крае.
Требования к уровню подготовки учащихся
Личностные УУД:
- ориентироваться в важнейших для региона событиях и фактах прошлого и
настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее;
- приобретать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной
деятельности;
- ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как
собственных, так и окружающих людей;
- приобретать способность развить в себе этические чувства – стыда, вины, совести – как
регуляторов морального поведения;
- формирование основ гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как
гражданин Республики Коми, чувства сопричастности и гордости за свой город.
- формирование мотивации учебной деятельности, включающей социальные,
учебно‐познавательные, внешние и внутренние мотивы;
- формирование эстетических чувств на основе знакомства с национальной культурой
Республики Коми;
- формирование чувства гордости за свой город, за успехи своих земляков.
Метапредметные УУД:
- планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями её
реализации;
- выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме;
- проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве;
- самостоятельно оценивать правильность выполнения задания при подготовке к сообщению,
презентации, конференции;
- использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции
своей деятельности;
- уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию;
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, цели;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия при работе над
проектом, исследованием, конференцией;
- вносить необходимые изменения в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце
действия;
- используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу
жизни, обычаям и верованиям наших предков;
- на основе имеющих знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
- узнавать символику Республики Коми, родного города;
- описывать достопримечательности родного города;
- использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии т. д.) и литературу о
нашем городе, достопримечательностях, людях с целью поиска и извлечения
познавательной информации;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов домашней и
школьной библиотек;
- использовать знаково‐символические средства, в том числе модели и схемы при работе с
картой контурной, картой Республики Коми;
- работать с атласом, глобусом и картой;
- находить на карте свой край и город;
- устанавливать причинно‐следственные связи;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах
и связях, устанавливать аналогии;
- самостоятельно подбирать литературу по теме;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек
города, архивов и Интернета, работать в семейных архивах;
- понимать различные позиции других людей, отличные от собственной;
- ориентироваться на позицию партнера в общении;
- готовить и выступать с сообщениями;
- формировать навыки коллективной и организаторской деятельности;
- наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его
созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы, профессионального
сообщества края;
- аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке
общего решения в совместной деятельности.
Предметные УУД:
- знать географическое положение республики;
- основные географические названия республики;
- особенности природных условий нашего края;
- природные зоны, в которых расположена республика;
- природные богатства края;
- исторические памятники города;
- просветителя коми земли – Стефана Пермского;
- основателя коми литературы – И. А. Куратова;
- коми писателей и поэтов;
- различать символы РК (герб, флаг, гимн);
- растения и животных, встречающихся в нашем крае;
- элементы коми орнамента в предметах быта;
- работать с картой республики;
- работать с контуром-силуэтом РК;
- заполнять таблицы, выполнять схемы, зарисовки;
- играть в коми народные игры;
- подбирать необходимый материал из дополнительной литературы;
- самостоятельно составлять сообщения по изучаемому материалу, пользуясь
художественной и справочной литературой.
Перечень информационно-методического обеспечения
Печатные пособия.
Евтушенко А. К. Методическое пособие по природоведению: Для учителей начальных классов. - Сыктывкар: Коми книжное издательство, 1990.
Ярасова Е. К. Краеведение. Методическое пособие. – Сыктывкар, 2005.