kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа кружка "Истоки"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная

общеразвивающая программа гражданско-патриотической  направленности

«Истоки»

(ФГОС)

 4 класс

Срок реализации: 1 год

Составитель:

Артеева Татьяна Геннадьевна,

учитель начальных классов

г. Ухта

2014 год

Пояснительная записка

       Дополнительная общеобразовательная программа  составлена на основе программы «Литература, искусство, история и природа Коми края», утвержденной Министерством образования и высшей школы Республики Коми (автор Хорунжая Т. М.), - Сыктывкар: Коми книжное издательство,1997 и на основе методического пособия «Краеведение» (автор Ярасова Е. К.) – Сыктывкар, 2012.

 

Цель:

формирование у младших школьников представления о социокультурной картине родного края; развитие способностей коммуникативного взаимодействия в социальном бытие.

Задачи:

·   воспитывать у учащихся гуманное отношение к людям разных национальностей;

·   формировать личность ученика как представителя и умелого хранителя      социокультурных ценностей и традиций Коми края;

·   помочь учащимся войти в мир коми национальной культуры;

·   приобщить учащихся к духовным ценностям народа коми через литературу и историю    Коми края;

.   пробудить интерес к изучению природы, экономики, достопримечательностей родного    края и уважения к малой Родине, желание охранять её природу.

 

 

В связи с тем, что программа рассчитана на 1 - 4 классы, а кружок в 2014 – 2015 учебном году введён с 4 класса, то программа сокращена.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа кружка "Истоки" »

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 5»






СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

Протокол методического директор МОУ «СОШ №5»

совета __________И.Б. Кожевина

№ 1 от 28 августа 2014 года 01 сентября 2014 года








Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная

общеразвивающая программа гражданско-патриотической направленности


«Истоки»

(ФГОС)

4 класс

Срок реализации: 1 год












Составитель:

Артеева Татьяна Геннадьевна,

учитель начальных классов








г. Ухта

2014 год




Пояснительная записка


Дополнительная общеобразовательная программа составлена на основе программы «Литература, искусство, история и природа Коми края», утвержденной Министерством образования и высшей школы Республики Коми (автор Хорунжая Т. М.), - Сыктывкар: Коми книжное издательство,1997 и на основе методического пособия «Краеведение» (автор Ярасова Е. К.) – Сыктывкар, 2012.


Цель:

формирование у младших школьников представления о социокультурной картине родного края; развитие способностей коммуникативного взаимодействия в социальном бытие.


Задачи:

·   воспитывать у учащихся гуманное отношение к людям разных национальностей;

·   формировать личность ученика как представителя и умелого хранителя социокультурных ценностей и традиций Коми края;

·   помочь учащимся войти в мир коми национальной культуры;

·   приобщить учащихся к духовным ценностям народа коми через литературу и историю Коми края;

. пробудить интерес к изучению природы, экономики, достопримечательностей родного края и уважения к малой Родине, желание охранять её природу.




В связи с тем, что программа рассчитана на 1 - 4 классы, а кружок в 2014 – 2015 учебном году введён с 4 класса, то программа сокращена.


























Структура курса


4 класс, Истоки.

Всего: 34 часа, 1 недельный час.


Содержание курса

Количество

часов

Перечень универсальных действий учащихся

Мой родной Коми край

11

Осознавать свою этническую принадлежность. Принимать и сохранять учебную задачу. Различать и оценивать формы поведения, допустимые и недопустимые в общественных местах. Анализировать ситуации поведения (во время экскурсий). Самостоятельно составлять сообщения по изучаемому материалу. Выдвигать гипотезу, аргументировать свою точку зрения.

Республика Коми сегодня. Наши праздники

5

Проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом. Пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, моделями. Воспринимать текст. Отвечать на вопросы по содержанию текста. Строить короткое монологическое высказывание. Оценивать свои знания и умения. Ориентироваться в понятиях и терминах (в рамках изученного). Оценивать ход и результат выполнения задания.

Природа родного края

15

Самостоятельно составлять сообщения по изучаемому материалу. Проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом. Ориентироваться в понятиях и терминах. Пользоваться доступной литературой о родном крае. Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников и оценивать своё и чужое высказывание. Понимать красоту природы родного края. Анализировать ситуации поведения (во время экскурсий).

История родного края

3

Различать и оценивать формы поведения, допустимые и недопустимые в общественных местах. Строить короткое монологическое высказывание. Выдвигать гипотезу, аргументировать свою точку зрения. Самостоятельно составлять сообщения по изучаемому материалу. Пользоваться доступной литературой о родном крае. Применять полученные знания на уроках. Оценивать ход и результат выполнения задания.



Учебно-тематическое планирование

4 класс


п/п

Раздел, тема

Количество

часов

Описание примерного содержания занятий

Мой родной Коми край

11


1.

Родная школа.

1

История школы. Ими гордится школа. Традиции школы.

2.

Экскурсия вокруг школы.

1

Устное описание внутреннего и внешнего вида здания школы, местоположения школьного здания.

3.

Я и моя семья.

1

Рассказы ребят о своей семье. Понятие «честь семьи».

4.

Экскурсия на работу родителей.

1

Беседа о работе родителей.

5.

Мой дом (мой двор, мои друзья, соседи).

1

Устное описание местоположения дома, его внешнего вида и внутреннего устройства. Понятие «двор». Беседа о дружбе, друзьях, их занятиях, играх, увлечениях.

6.

Разучивание коми народных игр во дворе.

1

Коми народные игры «Стой, олень!», «Утки и охотники», «Кто под шубой?»

7.

Моя улица.

1

Моя улица в городе. Сообщение о своей улице, о её названии, о людях, живущих на этой улице.

8.

Экскурсия по улицам микрорайона школы.

1

Разбор конкретных ситуаций на улице. Беседа «Какой бы я хотел видеть свою улицу».

9.

Мой город.

1

Возникновение города, время образования, название города. Значение города для республики. Население города, численность. Где трудятся жители города.

10.

Экскурсия по городу.

1

Экскурсия по ознакомлению с интересными объектами.

11.

Республика наша – родной Коми край.

1

Герб, флаг РК, коми национальный орнамент. Работа с картой РК.

Республика Коми сегодня.

Наши праздники

5


12.

Знание – наше богатство.

1

Чтение произведений коми авторов о пользе знаний.

13.

Экскурсия в библиотеку.

1

Экскурсия в библиотеку с целью ознакомления с каталогом, размещением книг.

14.

Праздники Республики Коми.

1

День республики, годовщина столицы республики, День города.

15.

Праздники и памятные даты в произведениях коми литературы и искусства.

1

И. А. Куратов – основоположник коми культуры. Коми художники и композиторы.

16.

Экскурсия в городской Центр Коми культуры.

1

Ознакомительная экскурсия.

Природа родного края

15


17.

Человек и растительный мир.

1

Человек и лес. Отношение человека к лесу. Труд людей в лесу. Охрана лесных богатств.

18.

Экскурсия в парк.

1

Экскурсия в парк с целью наблюдения за живой и неживой природой.

19.

Зимние изменения в лесу.

1

Особенности зимнего леса. Труд людей в зимнем лесу. Традиционные промыслы жителей края.

20.

Экскурсия в зимний лес.

1

Экскурсия в зимний лес с целью наблюдения за изменениями в жизни растений и животных.

21.

Весенние изменения в лесу.

1

Пробуждение зимнего леса. Растения и животные весной, их охрана. Труд людей в весеннем лесу.

22.

Экскурсия «По следу деда Мазая».

1

Экскурсия в лес.

23.

Местность в окрестностях школы и её изображение.

1

Ориентирование на местности. Приёмы составления простейшего плана местности.

24.

Определение сторон горизонта на местности по солнцу, компасу, природным предметам.

1

Определение сторон горизонта на местности. Составление отчета в виде схемы.

25.

Поверхность и почва родного края.

1

Формы поверхности родного края, их отличительные особенности. Почва, её отличие от горных пород. Виды почв и их плодородие. Проблемы охраны почв родного края.

26.

Экскурсия на местность.

1

Экскурсия на местность с целью ознакомления с формами поверхности, особенностями почв.

27.

Наблюдение за погодой края.

1

Организация наблюдений. Приборы для наблюдений за погодой. Местные признаки и прогноз погоды. Охрана воздуха.

28.

Коми народные приметы.

1

Знакомство с коми народными пословицами и поговорками, предсказывающими погоду.

29.

Наблюдение за состоянием вод родного края.

1

Реки и озёра родного края. Их особенности в различные времена года. Использование рек и озёр в хозяйстве края.

30.

Рыбы в наших озёрах и реках.

1

Рыбы в наших озёрах и реках. Охрана вод родного края.

31.

Фенологические наблюдения за состоянием растительного и животного мира.

1

Фенологические наблюдения – один из методов изучения родного края. Народный календарь природы

История родного края

3


32.

Из прошлого Коми края.

1

Как жили люди нашего города в далёком прошлом. Легенды, предания, сказки как источник изучения жизни и быта народа. История создания коми письменности.

33.

Коми народное творчество.

1

Сбор материала по современному коми народному творчеству: частушки, загадки, сказки, пословицы, прибаутки, сказания, былины и др. Оформление альбома «Фольклор нашей местности».

34.

Экскурсия в городской Краеведческий музей.


Экскурсия в Краеведческий музей с целью закрепления и обобщения полученных знаний о родном крае.


































Требования к уровню подготовки учащихся

Личностные УУД:

- ориентироваться в важнейших для региона событиях и фактах прошлого и

настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее;

- приобретать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной

деятельности;

- ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как

собственных, так и окружающих людей;

- приобретать способность развить в себе этические чувства – стыда, вины, совести – как

регуляторов морального поведения;

- формирование основ гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как

гражданин Республики Коми, чувства сопричастности и гордости за свой город.

- формирование мотивации учебной деятельности, включающей социальные,

учебно‐познавательные, внешние и внутренние мотивы;

- формирование эстетических чувств на основе знакомства с национальной культурой

Республики Коми;

- формирование чувства гордости за свой город, за успехи своих земляков.


Метапредметные УУД:

- планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями её

реализации;

- выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме;

- проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве;

- самостоятельно оценивать правильность выполнения задания при подготовке к сообщению,

презентации, конференции;

- использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции

своей деятельности;

- уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию;

- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, цели;

- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия при работе над

проектом, исследованием, конференцией;

- вносить необходимые изменения в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце

действия;

- используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу

жизни, обычаям и верованиям наших предков;

- на основе имеющих знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;

- узнавать символику Республики Коми, родного города;

- описывать достопримечательности родного города;

- использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии т. д.) и литературу о

нашем городе, достопримечательностях, людях с целью поиска и извлечения

познавательной информации;

- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов домашней и

школьной библиотек;

- использовать знаково‐символические средства, в том числе модели и схемы при работе с

картой контурной, картой Республики Коми;

- работать с атласом, глобусом и картой;

- находить на карте свой край и город;

- устанавливать причинно‐следственные связи;

- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах

и связях, устанавливать аналогии;

- самостоятельно подбирать литературу по теме;

- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек

города, архивов и Интернета, работать в семейных архивах;

- понимать различные позиции других людей, отличные от собственной;

- ориентироваться на позицию партнера в общении;

- готовить и выступать с сообщениями;

- формировать навыки коллективной и организаторской деятельности;

- наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его

созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы, профессионального

сообщества края;

- аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке

общего решения в совместной деятельности.


Предметные УУД:

- знать географическое положение республики;

- основные географические названия республики;

- особенности природных условий нашего края;

- природные зоны, в которых расположена республика;

- природные богатства края;

- исторические памятники города;

- просветителя коми земли – Стефана Пермского;

- основателя коми литературы – И. А. Куратова;

- коми писателей и поэтов;

- различать символы РК (герб, флаг, гимн);

- растения и животных, встречающихся в нашем крае;

- элементы коми орнамента в предметах быта;

- работать с картой республики;

- работать с контуром-силуэтом РК;

- заполнять таблицы, выполнять схемы, зарисовки;

- играть в коми народные игры;

- подбирать необходимый материал из дополнительной литературы;

- самостоятельно составлять сообщения по изучаемому материалу, пользуясь

художественной и справочной литературой.


















Перечень информационно-методического обеспечения

Печатные пособия.

  1. Евтушенко А. К. Методическое пособие по природоведению: Для учителей начальных классов. - Сыктывкар: Коми книжное издательство, 1990.

  2. Ярасова Е. К. Краеведение. Методическое пособие. – Сыктывкар, 2005.

  3. Коми-зыряне. Историко-этнографический справочник. Сыктывкар, 1993.

  4. Традиционная культура народа коми: этнографические очерки. Сыктывкар, 1994.

  5. Литература, искусство, история и природа Коми края: Программа для учащихся общеобразовательных школ. - Сыктывкар: Коми книжное издательство, 1997.

  6. Хрестоматия по литературе. - Сыктывкар: Коми книжное издательство, 2004.

  7. Ярасова Е. К., Андрющенко З. И. Краеведение. Рабочая тетрадь 4 класс. – Сыктывкар: Издательство «Титул», 2013.

  8. Наш край родной. Книга для чтения по природе и истории родного края. –

Сыктывкар: Коми книжное издательство, 1988.




Технические средства обучения.

Кабинет оборудован следующими устройствами, необходимыми для образовательного процесса:

  • компьютер учительский;

  • колонки акустические;

  • экран;

  • проектор;

  • магнитная доска.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Программа кружка "Истоки"

Автор: Артеева Татьяна Геннадьевна

Дата: 11.08.2015

Номер свидетельства: 224947

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "Программа кружка " В мире литературы" "
    ["seo_title"] => string(38) "proghramma-kruzhka-v-mirie-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "187432"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1426515346"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(54) "Программа кружка «3D графика» "
    ["seo_title"] => string(30) "proghramma-kruzhka-3d-ghrafika"
    ["file_id"] => string(6) "178593"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1424858952"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка « Основы народного творчества» "
    ["seo_title"] => string(58) "rabochaia-programma-kruzhka-osnovy-narodnogho-tvorchiestva"
    ["file_id"] => string(6) "175658"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1424284177"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Рабочая программа краеведческого кружка «Юный исследователь» "
    ["seo_title"] => string(69) "rabochaia-proghramma-kraieviedchieskogho-kruzhka-iunyi-issliedovatiel"
    ["file_id"] => string(6) "242486"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1445462637"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "Образовательная программа  дополнительного образования детей  «Истоки» модифицированная"
    ["seo_title"] => string(85) "obrazovatielnaiaproghrammadopolnitielnoghoobrazovaniiadietieiistokimodifitsirovannaia"
    ["file_id"] => string(6) "266267"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1450114907"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства