РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка « Основы народного творчества»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка « Основы народного творчества»
I.Пояснительная записка
Программа кружка «Основы народного творчества» адресована обучающимся 1-4х классов общеобразовательных учебных учреждений.
Особенности программы.Постепенность погружения в мир народного творчества через декоративно-прикладное искусство, особенность его связей с жизнью. Каждое занятие – новый шаг в познании. А познание это происходит, как через восприятие искусства (профессионального и народного), так и через практическую творческую деятельность ученика. Кружок « Основы народного творчества»- это знакомство с новыми материалами, техниками рукоделья, и конечно историческая составляющая каждого ремесла, с которым будут знакомиться ученики. Постепенно дети включаются в круг художественной жизни через три формы художественной деятельности: изображения, украшение, постройки. Три формы художественного мышления (изобразительная, декоративная, конструктивная) фактически являются основой творчества.
Обоснованность.
1.Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.
2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.
3.Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.
4.Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, психологом
5. При планировании содержания занятий прописаны виды деятельности учащихся по каждой теме
Актуальность.Данный курс представляет благодатную почву для формирования эстетической культуры младшего школьника. Занятия, в которых соединяются красота и польза, где в непосредственной практической деятельности, направленной на художественную обработку различных материалов, развиваются чувственная и интеллектуальная сферы личности ребёнка. Занятия носят ярко-выраженную творческую окраску. Активная творческая деятельность учащихся обеспечивается интеграцией уроков искусства и художественного труда на основе народных традиций путем раскрытия разнообразных связей искусства с жизнью. Учащиеся учатся видеть и ценить мир. Учатся понимать традиции и особенности своего народа, получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя рисунки и эскизы, простейшие чертежи и схемы, инструкционные и технологические карты, использовать различные источники информации, в том числе и сеть Интернет. Исключительно важное значение в духовном развитии школьников, в их трудовом и эстетическом воспитании имеет декоративно-прикладное искусство. Народное декоративно-прикладное искусство является неотъемлемой частью культуры, активно влияет на формирование художественней вкусов. Декоративно-прикладное искусство как никакой другой вид учебно-творческой работы школьников, позволяет одновременно с вооружением их техническими знаниями, развитием у них трудовых умений и навыков, психологической и практической подготовкой к труду, к выбору профессии раскрывать красоту, огромную духовную ценность изделий народных мастеров, их высокое мастерство и искусство, формировать эстетический вкус и эстетический идеал.
Цель:- формирование представлений о народных культурных традициях, воспитание интереса и уважения к родной культуре, дать возможность детям проявить себя, творчески раскрыться в декоративно-прикладном искусстве.
Задачи: научить делать различные поделки в разных техниках и использовать их для игровых ситуаций, обогащая игровой опыт детей;
развивать конструктивное мышление и сообразительность;
прививать настойчивость в достижении цели;
обогащать и активизировать словарный запас;
вырабатывать навыки пользования чертежными и измерительными инструментами;
формировать умение работать ножницами, иглой, спицами
научить экономному и разумному использованию материалов;
Планируемые результаты: На всех этапах обучения по данной программе учащиеся будут развивать внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию, улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
Предполагается расширить кругозор учащихся, познакомить с видами ДПИ, с обычаями оформления интерьера, вызвать интерес к профессии вышивальщицы, дизайнера, мастера - ремесленника, художника-оформителя, воспитывать интерес к истокам народной культуры, стремление возродить забытые традиции, связанные с украшением интерьера помещения.
Предполагается, что полученные знания, умения, навыки, учащиеся будут применять в повседневной жизни. Уметь правильно применять их на практике (сочетать материалы не только по их внешним качества, но и по техническим свойствам, знать технологию обработки материалов, приемы декоративной работы с ними).Ученики должны владеть художественными средствами декоративного искусства. Они должны уметь работать с бумагой, природными материалами, тканью, делать роспись предметов. Ученики должны быть приобщены к наследию русского декоративно-прикладного искусства. Необходимо развивать и воспитывать художественный и эстетический вкус и уважение к традициям русской культуры. Развитие внимания, памяти, воображение, мелкой моторики пальцев, пространственной и цветовой ориентации.
Данный курс является одним из источников познавательного и нравственного развития учащихся. Ученики должны владеть техническими средствами декоративного искусства.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка « Основы народного творчества» »
I.Пояснительная записка
Программа кружка «Основы народного творчества» адресована обучающимся 1-4х классов общеобразовательных учебных учреждений .
Особенности программы.
Постепенность погружения в мир народного творчества через декоративно-прикладное искусство, особенность его связей с жизнью. Каждое занятие – новый шаг в познании. А познание это происходит, как через восприятие искусства (профессионального и народного), так и через практическую творческую деятельность ученика. Кружок « Основы народного творчества»- это знакомство с новыми материалами, техниками рукоделья, и конечно историческая составляющая каждого ремесла, с которым будут знакомиться ученики. Постепенно дети включаются в круг художественной жизни через три формы художественной деятельности: изображения, украшение, постройки. Три формы художественного мышления (изобразительная, декоративная, конструктивная) фактически являются основой творчества.
Обоснованность.
1.Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.
2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.
3.Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.
4.Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, психологом
5. При планировании содержания занятий прописаны виды деятельности учащихся по каждой теме
Актуальность.
Данный курс представляет благодатную почву для формирования эстетической культуры младшего школьника. Занятия, в которых соединяются красота и польза, где в непосредственной практической деятельности, направленной на художественную обработку различных материалов, развиваются чувственная и интеллектуальная сферы личности ребёнка. Занятия носят ярко-выраженную творческую окраску. Активная творческая деятельность учащихся обеспечивается интеграцией уроков искусства и художественного труда на основе народных традиций путем раскрытия разнообразных связей искусства с жизнью. Учащиеся учатся видеть и ценить мир. Учатся понимать традиции и особенности своего народа, получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя рисунки и эскизы, простейшие чертежи и схемы, инструкционные и технологические карты, использовать различные источники информации, в том числе и сеть Интернет.Исключительно важное значение в духовном развитии школьников, в их трудовом и эстетическом воспитании имеет декоративно-прикладное искусство. Народное декоративно-прикладное искусство является неотъемлемой частью культуры, активно влияет на формирование художественней вкусов. Декоративно-прикладное искусство как никакой другой вид учебно-творческой работы школьников, позволяет одновременно с вооружением их техническими знаниями, развитием у них трудовых умений и навыков, психологической и практической подготовкой к труду, к выбору профессии раскрывать красоту, огромную духовную ценность изделий народных мастеров, их высокое мастерство и искусство, формировать эстетический вкус и эстетический идеал. Цель:
- формирование представлений о народных культурных традициях, воспитание интереса и уважения к родной культуре, дать возможность детям проявить себя, творчески раскрыться в декоративно-прикладном искусстве.
Задачи:
научить делать различные поделки в разных техниках и использовать их для игровых ситуаций, обогащая игровой опыт детей;
развивать конструктивное мышление и сообразительность;
прививать настойчивость в достижении цели;
обогащать и активизировать словарный запас;
вырабатывать навыки пользования чертежными и измерительными инструментами;
формировать умение работать ножницами, иглой, спицами;
научить экономному и разумному использованию материалов;
На всех этапах обучения по данной программе учащиеся будут развивать внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию, улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
Предполагается расширить кругозор учащихся, познакомить с видами ДПИ, с обычаями оформления интерьера, вызвать интерес к профессии вышивальщицы, дизайнера, мастера - ремесленника, художника-оформителя, воспитывать интерес к истокам народной культуры, стремление возродить забытые традиции, связанные с украшением интерьера помещения.
Предполагается, что полученные знания, умения, навыки, учащиеся будут применять в повседневной жизни. Уметь правильно применять их на практике (сочетать материалы не только по их внешним качества, но и по техническим свойствам, знать технологию обработки материалов, приемы декоративной работы с ними).Ученики должны владеть художественными средствами декоративного искусства. Они должны уметь работать с бумагой, природными материалами, тканью, делать роспись предметов. Ученики должны быть приобщены к наследию русского декоративно-прикладного искусства. Необходимо развивать и воспитывать художественный и эстетический вкус и уважение к традициям русской культуры. Развитие внимания, памяти, воображение, мелкой моторики пальцев, пространственной и цветовой ориентации.
Данный курс является одним из источников познавательного и нравственного развития учащихся. Ученики должны владеть техническими средствами декоративного искусства.
II. Общая характеристика учебного предмета
Программа является целостным интегрированным курсом, включает основы художественного изображения, учитывает психологические закономерности формирования общих трудовых и специальных знаний и умений, а также возрастные особенности учащихся младшего школьного возраста. Одним из непременных условий успешной реализации курса является разнообразие форм и видов работы, которые способствуют развитию творческих возможностей учащихся, ставя их в позицию активных участников. С целью создания условий для самореализации детей используется методы:
включение в занятия игровых элементов, стимулирующих инициативу и активность детей;
создание благоприятных диалоговых социально-психологических условий для свободного межличностного общения;
моральное поощрение инициативы и творчества;
продуманное сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм деятельности;
регулирование активности и отдыха (расслабления).
На занятиях широко применяются:
словесные методы обучения (рассказ, беседа, побуждающий или подводящий диалог);
наглядные методы обучения (работа с рисунками, картинами.);
работа с книгой (чтение литературного произведения, получение нужной информации на определённую тему).
Обучение делится на два этапа.
I Этап. Задачи I этапа:
помочь ребенку найти свое понимание декоративного искусства и научиться с его помощью выражать свои эмоции и чувства;
духовно развивать личность, воспитывать эмоциональную чуткость, воспитывать мир чувств ребенка.
Развивать мелкую моторику пальцев рук,
обратить внимание детей на линию как основное выразительное средство;
II Этап. Задачи II этапа:
развить умение выбирать нужные изобразительные средства для создания того или иного образа;
развить художественно-творческие способности ребенка, его наблюдательность;
учить видеть, понимать и эмоционально откликаться на увиденное.
развить стремление ребенка к созданию образов;
учить строить предметные композиции, постигать законы композиции;
учить выражать свое отношение к тому, что человек строит, украшает и изображает;
воспитывать чуткого к искусству, грамотного зрителя.
Обучение строится на следующих принципах:
единство и постепенность погружения в мир декоративного искусства;
сравнение на основе воспринятых впечатлений в жизни и в произведениях мастеров;
доступность и простота изучаемого.
Методы, применяемые на занятиях:
Одним из непременных условий успешной реализации курса является разнообразие форм и видов работы, которые способствуют развитию творческих возможностей учащихся, ставя их в позицию активных участников. С целью создания условий для самореализации детей используется:
включение в занятия игровых элементов, стимулирующих инициативу и активность детей;
создание благоприятных диалоговых социально-психологических условий для свободного межличностного общения;
моральное поощрение инициативы и творчества;
продуманное сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм деятельности;
регулирование активности и отдыха (расслабления).
На занятиях широко применяются:
словесные методы обучения (рассказ, беседа, побуждающий или подводящий диалог);
наглядные методы обучения (работа с рисунками, картинами.);
работа с книгой (чтение литературного произведения, получение нужной информации на определённую тему).
III. Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с Базисным учебным планом образовательного учреждения кружок « Основы народного творчества» проводиться с 1-4 классах классах 1 раз в неделю во внеурочное время из расчёта 34 часа в год в каждом классе. Всего136 часов.
IV. Описание ценностных ориентиров содержания курса
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма –одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.
V. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
К концу обучения в кружке «Декоративно- прикладного творчества» учащиеся получат возможность:
Личностные
Метапредметные
Предметные
Знать
– о формах проявления заботы о человеке при групповом взаимодействии;
- правила поведения на занятиях, раздевалке, в игровом творческом процессе.
- правила игрового общения, о правильном отношении к собственным ошибкам, к победе, поражению.
- знать о ценностном отношении к театру как к культурному наследию народа.
- иметь нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.
необходимые сведения о видах изученных народных художественных промыслов особенностях работы с материалами, инструментами .
Уметь
- анализировать и сопоставлять, обобщать, делать выводы, проявлять настойчивость в достижении цели.
-соблюдать правила игры и дисциплину;
- правильно взаимодействовать с партнерами по команде (терпимо, имея взаимовыручку и т.д.).
- выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой и игровой деятельности.
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей - адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарища, родителя и других людей
- контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
- выбирать вид чтения в зависимости от цели;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности
- формулировать собственное мнение и позицию
- работать с предлагаемыми материалами, применять полученный опыт работы в своей деятельности
импровизировать;
работать в группе, в коллективе.
Применять
- быть сдержанным, терпеливым, вежливым в процессе взаимодействия ;
-подводить самостоятельный итог занятия; анализировать и систематизировать полученные умения и навыки.
- полученные сведения о многообразии театрального искусства
красивую, правильную, четкую, звучную речь как средство полноценного общения.
- самостоятельно выбирать, организовывать небольшой творческий проект
-иметь первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирования потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества, использовать накопленные знания.
В основу изучения кружка положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами.
Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням.
Первый уровень результатов ( 1 год ) — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов ( 2-3 год) — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов ( 4 год) — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.
В результате изучения программы ученик должен :
знать:
роль трудовой деятельности в жизни человека;
влияние технологической деятельности человека на окружающую среду и здоровье;
правила безопасности труда и личной гигиены;
виды стежков и швов;
приёмы стилизации в лепке;
правила и приёмы пришивания пуговиц;
композиционную основу орнамента,
правила сбора семян и приёмы хранения их в зимнее время с учётом природных особенностей;
область применения и назначения инструментов, различных машин, технических устройств (в том числе компьютеров);
приёмы смешивания красок для получения разнообразных тёплых и холодных оттенков;
композиционные основы орнамента (ритмические узлы; связь декора с материалом, формой и назначением художественного предмета);
правила безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов.
уметь:
выполнять инструкции, несложные алгоритмы при решении учебных задач;
осуществлять организацию и планирование собственной трудовой деятельности, осуществлять контроль за её ходом и результатами;
изготавливать изделия из доступных материалов по образцу, рисунку, схеме, чертежу, выбирать материалы с учётом их свойств, определяемым по внешним признакам;
соблюдать последовательность технологических операций при изготовлении и сборке изделия;
создавать модели несложных объектов из деталей конструктора и различных материалов;
осуществлять декоративное оформление и отделку изделий;
пришивать пуговицы, кнопки, крючки;
выполнять разные виды швов по мотивам народной вышивки;
использовать простейшие выкройки для изготовления изделий;
выполнять рельефные и объёмные многофигурные композиции из глины;
изготавливать изделия из природного материала в технике плетения на основе простейших приёмов технологии;
собирать семена и готовить их к зимнему хранению;
выражать своё эмоционально-эстетическое отношение к рассматриваемому произведению искусства, чувствовать гармоничное сочетание цветов в окраске, очертаниях и форме предметов;
правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции, конструктивное строение, цвет.
в работе над рисунком соблюдать целостное восприятие предмета: намечать главные пропорции, строение предмета, уметь сравнивать рисунок с изображаемым предметом;
разрабатывать эскиз изделий и выполнять изделие по эскизу на основе кубанских традиций;
решать художественно-творческие задачи на повтор, вариацию, импровизацию в декоративной работе.
Итоги занятий могут быть подведены в форме отчётной выставки мастеров народных промыслов и ремёсел, музыкантов, с приглашением родителей детей, друзей, педагогов.
VI. Содержание тем учебного курса
2 класс:работа с бросовым материалом; работа с солёным тестом; изонить; различные виды обработки бумаги; работа с природным материалом.
3 Класс: обработка глины; работа с природным материалом; работа с тканью; бумажная пластика; работа с бросовым материалом.
Воспитание уважительного отношения творчеству людей; развитие творческих способностей детей; расширение кругозора; развитие рук, глазомера через практические действия; воспитание эстетических чувств.
4 класс: различные виды аппликаций; работа с глиной; изготовление мягких игрушек; работа с природным материалом.
Знакомство с творчеством народных умельцев (Дымково, Городец, Хохлома и т. д.).
Развивать навыки работы с глиной, картоном и бумагой, различным природным материалом.
Программа включает в себя предметные линии, охватывающие все направления взаимодействия человека с окружающим миром, с учётом психофизиологических особенностей развития детей младшего школьного возраста. Каждая линия представляет собой независимую единицу содержания технологического образования и включает информацию о видах и свойствах определённых материалов, видах изобразительного искусства и другую информацию, направленную на достижение определённых дидактических целей. По каждой линии определено содержание теоретических сведений, практических работ и объектов труда, обеспечивающих усвоение школьниками начального опыта различных видов деятельности.
1. Вводное занятие
Вводное занятие. Знакомство с произведениями народных художественных промыслов, традиционного крестьянского искусства и современного декоративного искусства. Техника безопасности при работе с природным материалом.
2. Работа с бумагой
Порядок создания занимательных игрушек из бумаги: самолётиков разных типов с последующим состязанием на дальность полёта, на облёт препятствия, на «сверхдальний перелёт» и др.; корабликов разных типов с последующим проведением состязаний на скорость прохождения дистанции; моделей автомобилей различных типов; модели робота, модели светофора и др.
Практическая работа: выполнение творческих работ в технике бумажной пластики.
3. Работа с различными тканями
Понятие о мягкой игрушке. Народные традиции в изготовлении игрушек. Знакомство с различными образцами мягкой игрушки. Порядок проектирования мягкой игрушки. Подбор материала для изготовления мягкой игрушки. Технология кройки заготовки различных деталей мягкой игрушки.
Практическая работа: освоение безопасных приёмов работы со швейной иглой; ознакомление с возможным цветовым оформлением мягкой игрушки.
4. Аппликация
Знакомство с разными техниками аппликации, а также с различными материалами, используемыми в данном виде прикладного искусства. Знакомство с техникой обрывной аппликации, в работе над которой большое значение имеет сторона, по которой обрывается бумага. В технике «вырезанная аппликация» дети осваивают приём работы с ножницами разной величины, учатся получать плавную линию. Знакомство с другими материалами, например с засушенными цветами и травами, что будет способствовать развитию художественного вкуса, умения видеть различные оттенки цвета и особенности фактуры. Работа с необычными материалами, например с фантиками, из которых составляются сначала простые композиции типа орнаментов и узоров, а затем более сложные тематические композиции.
Практическая работа: изучение выразительности готовых цветовых эталонов; работа с засушенными цветами, листьями, травами (создание простых композиций).
5. Бумажная пластика
Первый год обучения. Трансформация плоского листа бумаги, освоение его возможностей: скручивание, сгибание, складывание гармошкой, надрезание, склеивание частей, а также сминание бумаги с последующим нахождением в ней нового художественного образа и целенаправленного сминания бумаги с целью получения заданного образа.
Практическая работа: изображение уголка парка, отдельных предметов пышных форм, детских горок, качелей, фонариков и т.д.
.6.Изонить
История художественной культуры русского народа и нитяной графики, изонити, ниточного дизайна. Знакомство с работами мастеров родного поселка .. Профессия вышивальщица. Техника изонити. Основные приемы работы в технике изонити. Заполнение угла. . Заполнение окружности Заполнение дуги. Последовательность выполнения работы и оформление закладок для книг. Основы цветоведения. Понятие композиции.
Практическая работа Изготовление закладки. Рисунок в технике основного приема изонити: заполнение угла
VII. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Методическое обеспечение
Основной формой занятий является практическая деятельность учащихся.
Также применяются такие формы занятий как беседа, конкурс, экскурсия.
Особое внимание обращается на обеспечение безопасности труда учащихся
при выполнении технологических операций.
Основные методы (продуктивные и репродуктивные и т.д.) работы на