Обращение к данной теме кружка не случайно. В наше время технического прогресса, всеобщей компьютеризации, связи с Интернетом наблюдается значительный спад интереса к книге, к художественной литературе. Кроме того, с экранов телевизора почти ежедневно пропагандируется насилие и жестокость, что не может не сказаться на нравственном состоянии детей.
А также изменения в итоговой аттестации учащихся 9, 11 классов по литературе и русскому языку заставляют учителя искать новые формы и пути подготовки к этому виду деятельности не только в выпускных, но и промежуточных параллелях.
Программа является многоаспектной. Составлена на основе программы Н.Н.Глебовой «Программа элективного курса для учащихся 10-11 классов. Современная литература» («Профильное образование). Сборник элективных курсов. Литература 10-11классы. Составитель Г.М.Вялых. Издательство «Учитель»-2009г.
Программа модифицированная, частично изменена с учётом индивидуальных особенностей и потребностей учащихся как в содержательном плане, так и формах реализации.
Курс кружка предполагает систематическое чтение художественной литературы, знакомство с новинками современной литературы, публицистики. Разнообразие форм подачи материала повышает эффективность учебно-воспитательного процесса и его результативность, позволяет активизировать деятельность учащихся и самого учителя. Данная программа помогает решать задачи литературного образования, связанные как с читательской деятельностью учащихся, так и с эстетической функцией литературы, она направлена на совместную работу ученика и учителя, совместную работу ума, воли, чувств, на воспитание читающего, грамотного гражданина.
Отбор произведений подчинен этим задачам, а также помогает учащимся подбирать аргументы к сочинению при сдаче ЕГЭ.
Особенностью текстов, включённых в программу, является то, что по жанровой природе это рассказы и небольшие повести. Такие произведения удобны для текстуального анализа. Программа допускает сокращение или увеличение материала.
В программе указано примерное распределение учебного времени по блокам, однако на занятиях возможно варьирование материала: углубление, сокращение и их замена, использование освободившегося времени на различного рода практические литературные работы, встречи, поездки и т.д.
Учащимся рекомендовано вести тетрадь «Мудрые мысли писателя, высказывания и цитаты из произведений».
Проверка знаний, умений, навыков проводится в виде тестов, практических заданий и других форм.
Программа рассчитана на 3 часа в неделю.
Цели :
Становление духовного мира человека
Создание условий для непрерывного совершенствования и развития своих творческих возможностей
Овладение мастерством читателя, свободной и яркой собственной речью
Оказание помощи учащимся в подготовке к ГИА и ЕГЭ
Использование межпредметных связей при создании учебных проектов
Задачи:
Воспитать читателя, умеющего размышлять над прочитанным, извлекая из него уроки
Развивать творческие способности учащихся через разные формы работы
Подготовить учащихся к более качественному выполнению творческой части экзамена
Повысить качество публичных выступлений на разных ученических конкурсах, конференциях
Содержание программы
Блок №1
Нравственная сила древнерусской литературы. Обзор произведений. Великая сила притчи. Притча о блудном сыне. Содержание, сюжет, смысл. Аргументация к сочинению.
Блок №2
Эти непростые 30-е годы.
«Так это было на Земле». Тема «раскрестьянивания» в романах Б.Можаева «Мужики и бабы», С.Антонова «Овраги». Крушение мечты о «всеобщем счастье».
Блок №3
Годы репрессий.
«Сильней надежд мои воспоминания». Жизнь и творчество В.Шаламова. «Колымские рассказы». О.Волков «Погружение во тьму». Судьба русской интеллигенции.
Трагическая судьба человека в тоталитарном государстве. Судьба российской интеллигенции. Тема памяти живых и погибших.
Блок №4
Остаться человеком в пламени войны.
Тема памяти живых и погибших. Тема исторической правды в рассказе Е.Носова «Костёр на ветру». Образ молодого солдата. (В. Кондратьев «Сашка». «Написанная кровью сердца …» (Повесть К.Воробьёва «Это мы, Господи…». Женщина и война.Стихи Ю.Друниной. «Афганская и Чеченская проза»
В.Закруткин «Матерь человеческая»
Углубление темы Вов в современной литературе. Духовные истоки массового героизма народа в защите Отечества. Образ молодого бойца. Суровая правда войны.
Блок №5
Береги в себе человека.
Слово, необходимое России. В Распутин «Прощание с Матёрой» и «В ту же землю». Связь с историей, с родовыми корнями.
Нравственная красота простого человека. Е Носов «Яблочный спас».
Б.Екимов «Ночь исцеления».
Проблема совестливости человека. Повести В. Распутина.
О нравственности языком поэзии.
Блок №6
Человек и природа.
Тема «Человек и природа в современной литературе».
Образы-символы и их роль в произведениях В. Распутина, В Астафьева.
Боль за родную землю. Экологические и нравственные проблемы.
Красота природы «врачует» душу человека.
Человек, природа и будущее цивилизации.
Публицистичность и лиризм произведений В. Распутина «Прощание с Матёрой», В.Астафьева « Царь-рыба».
Экологические и нравственные проблемы современности.
Блок №7
Проблема подростков
«Мстители»
Блок №8
Современная авторская песня.
Б. Окуджава, А.Галич, В. Высоцкий, А. Розенбаум и др. Актуальность творчества. Юбилей В.Высоцкого (январь)-открытое мероприятие.
Блок №9
Написание учебно-исследовательских работ и участие в литературно-краеведческих конкурсах (по особому плану)
Блок №10
Человек на Земле.
Вопросы смысла жизни. Ф Абрамов «Деревянные кони», «Пелагея», «Алька».
Человек в кругу семьи. Г.Бакланов «Кондратий» и др.
Сердечное понимание мира. Б.Екимов «Пастушья звезда»
Проблема ответственности человека за своё жизненное поведение ( проблема жизненного выбора).
Блок №11
Творческие встречи. Поездки. Экскурсии. Оформление выставок. Юбилейные даты. Статьи в газету.
Блок №12
В.А.Сухомлинский «Письма о добром и вечном». 45 писем, изучение важных по проблематике.
Блок №13
Сочинения разных жанров.
Блок №14
Отчётные мероприятия (по особому плану)
Ожидаемые результаты
В процессе обучения ребята получат теоретические знания, которые помогут им при выполнении творческих работ : написании учебно-исследовательских работ, написании сочинений (часть С) на экзамене, по организации и проведению выставок, тематических вечеров;
Учащиеся, прошедшие курс кружка, более свободно и грамотно будут выстраивать свои устные выступления перед аудиторией, свободно комментировать прочитанные тексты, создавать отзывы и рецензии, а главное – понимать текст и создавать собственные тексты (поэтические) и тексты статей, сочинений и т.д.
Литература для учащихся и учителя.
В мире литературы. Пособия с 7-11 класс. М., Дрофа, 2008 г.
Литература. Нестандартные уроки 5-11 классы. Волгоград: Учитель, 2007.
Чудинова Г.В. Творчество Б Екимова в школьном изучении. Методические рекомендации, Пермь, 2009.
Дидактический материал к лекциям по современной литературе. Пермский областной институт повышения квалификации работников образования. Пермь-2003
Сборник элективных курсов. Литература 10-11 классы. Составитель Вялкова Г.М. Волгоград: Учитель -2009
Журнальные публикации (журналы «Новый мир», «Современник», «Роман-газета», «Знамя» и др.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа кружка " В мире литературы" »
Программа кружка «В мире литературы»
Руководитель кружка - учитель Пьянкова Н.С.
Пояснительная записка
Обращение к данной теме кружка не случайно. В наше время технического прогресса, всеобщей компьютеризации, связи с Интернетом наблюдается значительный спад интереса к книге, к художественной литературе. Кроме того, с экранов телевизора почти ежедневно пропагандируется насилие и жестокость, что не может не сказаться на нравственном состоянии детей.
А также изменения в итоговой аттестации учащихся 9, 11 классов по литературе и русскому языку заставляют учителя искать новые формы и пути подготовки к этому виду деятельности не только в выпускных, но и промежуточных параллелях.
Программа является многоаспектной. Составлена на основе программы Н.Н.Глебовой «Программа элективного курса для учащихся 10-11 классов. Современная литература» («Профильное образование). Сборник элективных курсов. Литература 10-11классы. Составитель Г.М.Вялых. Издательство «Учитель»-2009г.
Программа модифицированная, частично изменена с учётом индивидуальных особенностей и потребностей учащихся как в содержательном плане, так и формах реализации.
Курс кружка предполагает систематическое чтение художественной литературы, знакомство с новинками современной литературы, публицистики. Разнообразие форм подачи материала повышает эффективность учебно-воспитательного процесса и его результативность, позволяет активизировать деятельность учащихся и самого учителя. Данная программа помогает решать задачи литературного образования, связанные как с читательской деятельностью учащихся, так и с эстетической функцией литературы, она направлена на совместную работу ученика и учителя, совместную работу ума, воли, чувств, на воспитание читающего, грамотного гражданина.
Отбор произведений подчинен этим задачам, а также помогает учащимся подбирать аргументы к сочинению при сдаче ЕГЭ.
Особенностью текстов, включённых в программу, является то, что по жанровой природе это рассказы и небольшие повести. Такие произведения удобны для текстуального анализа. Программа допускает сокращение или увеличение материала.
В программе указано примерное распределение учебного времени по блокам, однако на занятиях возможно варьирование материала: углубление, сокращение и их замена, использование освободившегося времени на различного рода практические литературные работы, встречи, поездки и т.д.
Учащимся рекомендовано вести тетрадь «Мудрые мысли писателя, высказывания и цитаты из произведений».
Проверка знаний, умений, навыков проводится в виде тестов, практических заданий и других форм.
Программа рассчитана на 3 часа в неделю.
Цели :
Становление духовного мира человека
Создание условий для непрерывного совершенствования и развития своих творческих возможностей
Овладение мастерством читателя, свободной и яркой собственной речью
Оказание помощи учащимся в подготовке к ГИА и ЕГЭ
Использование межпредметных связей при создании учебных проектов
Задачи:
Воспитать читателя, умеющего размышлять над прочитанным, извлекая из него уроки
Развивать творческие способности учащихся через разные формы работы
Подготовить учащихся к более качественному выполнению творческой части экзамена
Повысить качество публичных выступлений на разных ученических конкурсах, конференциях
Учебно-тематический план
№
Название темы
Всего часов
Теор.
часы
Практ.
часы
Форма
занятий
Монито-
ринг
1
Вводное занятие. Цели и задачи кружка.
1
1
Беседа .
Предложения учащихся
2-5
Нравственная сила древнерусской литературы. Обзор произведений. Великая сила притчи.
4
2
2
Экспресс-повтор с обобщением
6-9
Эти непростые 30-е годы.
«Так это было на Земле». Тема «раскрестьянивания» в романах Б.Можаева «Мужики и бабы», С.Антонова «Овраги».
4
2
2
Лекция. Семинар.
Собеседование коллективное
10-15
Годы репрессий.
«Сильней надежд мои воспоминания». Жизнь и творчество В.Шаламова. «Колымские рассказы». О.Волков «Погружение во тьму». Судьба русской интеллигенции.
6
2
4
Лекция. Читательская конференция
16-30
Остаться человеком в пламени войны.
Тема памяти живых и погибших. Тема исторической правды в рассказе Е.Носова «Костёр на ветру». Образ молодого солдата. (В. Кондратьев «Сашка». «Написанная кровью сердца …» (Повесть К.Воробьёва «Это мы, Господи…» . Женщина и война .Стихи Ю.Друниной. «Афганская и Чеченская проза»
15
5
10
Устный журнал.
Лекция.
Исследование текста.
Презентация книг
Отзывы
Конкурс чтецов стихов Ю.Друниной
31-42
Береги в себе человека.
Слово, необходимое России.В Распутин «Прощание с Матёрой» и «В ту же землю». Связь с историей, с родовыми корнями.
Нравственная красота простого человека. Е Носов «Яблочный спас».
Б.Екимов «Ночь исцеления».
Проблема совестливости человека. Повести В. Распутина.
О нравственности языком поэзии.
12
Лекция. Круглый стол.
Практикум.
Литературная гостиная.
Сочинения (аргумен-ты к сочинениям по темам)
43-57
Человек и природа.
Тема «Человек и природа в современной литературе».
Образы-символы и их роль в произведениях В. Распутина
В Астафьева.
Боль за родную землю.
Экологические и нравственные проблемы.
Красота природы «врачует» душу человека.
Человек, природа и будущее цивилизации.
15
Обзор.
Статьи в газету.
Исследование.
Исследовательские работы
3 фотовыставки ( по временам года). Картины-пейзажи, стихи поэтов и сочинения ребят
58-61
Проблемы подростков
4
2
2
62-69
Современная авторская песня.
Б. Окуджава, А.Галич, В Высоцкий, А. Розенбаум и др.
6
3
3
Вечер авторской песни к юбилею В.Высоцкого (январь) 75 лет со дня рождения
70-80
Написание учебно-исследовательских работ и участие в литературно-краеведческих конкурсах (по особому плану)
10
3
7
81-85
Человек на Земле.
Вопросы смысла жизни. Ф Абрамов «Деревянные кони», «Пелагея», «Алька».
Человек в кругу семьи. Г.Бакланов «Кондратий» и др.
Сердечное понимание мира. Б.Екимов «Пастушья звезда»
5
1
4
Беседа. Диспут.
Обзор литературы.
86-88
Встречи с Очёрскими поэтами
3
3
89-93
В.А.Сухомлинский «Письма о добром и вечном»
5
2
3
Текстуальное изучение писем (оформление выписок из текста)
Создать записную книжку Сухомлинского
94-101
Сочинения разных жанров
8
102-103
Отчётные мероприятия
2
Содержание программы
Блок №1
Нравственная сила древнерусской литературы. Обзор произведений. Великая сила притчи. Притча о блудном сыне. Содержание, сюжет, смысл. Аргументация к сочинению.
Блок №2
Эти непростые 30-е годы.
«Так это было на Земле». Тема «раскрестьянивания» в романах Б.Можаева «Мужики и бабы», С.Антонова «Овраги». Крушение мечты о «всеобщем счастье».
Блок №3
Годы репрессий.
«Сильней надежд мои воспоминания». Жизнь и творчество В.Шаламова. «Колымские рассказы». О.Волков «Погружение во тьму». Судьба русской интеллигенции.
Трагическая судьба человека в тоталитарном государстве. Судьба российской интеллигенции. Тема памяти живых и погибших.
Блок №4
Остаться человеком в пламени войны.
Тема памяти живых и погибших. Тема исторической правды в рассказе Е.Носова «Костёр на ветру». Образ молодого солдата. (В. Кондратьев «Сашка». «Написанная кровью сердца …» (Повесть К.Воробьёва «Это мы, Господи…» . Женщина и война .Стихи Ю.Друниной. «Афганская и Чеченская проза»
В.Закруткин «Матерь человеческая»
Углубление темы Вов в современной литературе. Духовные истоки массового героизма народа в защите Отечества. Образ молодого бойца. Суровая правда войны.
Блок №5
Береги в себе человека.
Слово, необходимое России. В Распутин «Прощание с Матёрой» и «В ту же землю». Связь с историей, с родовыми корнями.
Нравственная красота простого человека. Е Носов «Яблочный спас».
Б.Екимов «Ночь исцеления».
Проблема совестливости человека. Повести В. Распутина.
О нравственности языком поэзии.
Блок №6
Человек и природа.
Тема «Человек и природа в современной литературе».
Образы-символы и их роль в произведениях В. Распутина, В Астафьева.
Боль за родную землю. Экологические и нравственные проблемы.
Красота природы «врачует» душу человека.
Человек, природа и будущее цивилизации.
Публицистичность и лиризм произведений В. Распутина «Прощание с Матёрой», В.Астафьева « Царь-рыба».
Экологические и нравственные проблемы современности.
Блок №7
Проблема подростков
«Мстители»
Блок №8
Современная авторская песня.
Б. Окуджава, А.Галич, В. Высоцкий, А. Розенбаум и др. Актуальность творчества. Юбилей В.Высоцкого (январь)-открытое мероприятие.
Блок №9
Написание учебно-исследовательских работ и участие в литературно-краеведческих конкурсах (по особому плану)
Блок №10
Человек на Земле.
Вопросы смысла жизни. Ф Абрамов «Деревянные кони», «Пелагея», «Алька».
Человек в кругу семьи. Г.Бакланов «Кондратий» и др.
Сердечное понимание мира. Б.Екимов «Пастушья звезда»
Проблема ответственности человека за своё жизненное поведение ( проблема жизненного выбора).
Блок №11
Творческие встречи. Поездки. Экскурсии. Оформление выставок. Юбилейные даты. Статьи в газету.
Блок №12
В.А.Сухомлинский «Письма о добром и вечном» . 45 писем, изучение важных по проблематике.
Блок №13
Сочинения разных жанров.
Блок №14
Отчётные мероприятия (по особому плану)
Ожидаемые результаты
В процессе обучения ребята получат теоретические знания, которые помогут им при выполнении творческих работ : написании учебно-исследовательских работ, написании сочинений (часть С) на экзамене, по организации и проведению выставок, тематических вечеров;
Учащиеся, прошедшие курс кружка, более свободно и грамотно будут выстраивать свои устные выступления перед аудиторией, свободно комментировать прочитанные тексты, создавать отзывы и рецензии, а главное – понимать текст и создавать собственные тексты (поэтические) и тексты статей, сочинений и т.д.
Литература для учащихся и учителя.
В мире литературы. Пособия с 7-11 класс. М., Дрофа, 2008 г.
Литература. Нестандартные уроки 5-11 классы. Волгоград: Учитель, 2007.
Чудинова Г.В. Творчество Б Екимова в школьном изучении. Методические рекомендации, Пермь, 2009.
Дидактический материал к лекциям по современной литературе. Пермский областной институт повышения квалификации работников образования. Пермь-2003
Сборник элективных курсов . Литература 10-11 классы. Составитель Вялкова Г.М. Волгоград: Учитель -2009
Журнальные публикации (журналы «Новый мир», «Современник», «Роман-газета», «Знамя» и др.