Рабочая программа краеведческого кружка «Юный исследователь»
Рабочая программа краеведческого кружка «Юный исследователь»
Рабочая программа краеведческого кружка «Юный исследователь»
Пояснительная записка
Рабочая программа кружка «Юный исследователь» предназначена для учащихся 5 - 11 класса. Программа является образовательной, имеет исследовательскую, краеведческую направленность. Научно-исследовательская работа проводится в рамках Школьного научного краеведческого общества «Исток». Программа призвана помочь учителю расширить знания детей о родном крае, ощутить свою связь с прошлым и настоящим страны.
В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей «малой родины» для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу.
Программа является актуальной, так как изменения последних лет в социально- экономической жизни страны и в общественном сознании, вынуждают общество опираться на то, что устоялось, не искажено временем, то есть искать опору в историко- краеведческих знаниях, в лучших традициях прошлого, в своей природе.
Программа адаптирована к условиям образовательного процесса общеобразовательной школы, в которой проводится работа по изучению истории малой Родины, собран историко - краеведческий материал (документы, воспоминания, предметы материальной культуры, книги), создан школьный музей.
Программа рассчитана на 1 год обучения, 2 часа в неделю, в год 70 часов.
Рассчитана на учеников 5-11 класса. Группы обучающихся – разновозрастные
Цели программы:
Знакомство учащихся с историко - культурным наследием родного края
Формирование патриотизма и гражданственности; воспитание духовности
Выработка умений по ведению исследовательской работы в области краеведения
Научно-исследовательская работа в рамках Школьного научного краеведческого общества «Исток»
Исторические исследования на базе экспонатов школьного музея
Задачи программы:
изучать прошлое и настоящее Кашинского района Тверской области, обычаи, традиции и духовную культуру народов, проживающих в Верхнетроицком с/п и Кашинском районе
воспитывать патриотизм у учащихся через краеведческие знания о селе и районе
формировать уважение к сохранению семейных ценностей и традиций
активизировать поисковую деятельность учащихся
прививать устойчивый интерес к исследовательской и поисковой работе в ходе изучения родного края
продолжить поисковую работу с целью нахождения экспонатов для школьного историко - краеведческого музея
формировать у школьников навыки информационной культуры. Использование Интернета и информационных технологий в изучение краеведения
пополнять фонды школьного музея работами учащихся по краеведению
Программа включает следующие основные направления учебной деятельности: историческое, духовное краеведение, краеведение в области литературы и искусства.
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
I. Введение. Школьное краеведение. Его цели и задачи
Исторические источники
II. Введение в поисково-исследовательскую деятельность
III. Документоведение
IV. Музей и история родного края
V. Совершенствование экспозиции школьного музея
VI. Методика подготовки и проведения экскурсий
VII. Исторические исследования на базе экспонатов музея
VIII. Участие в районных, областных краеведческих мероприятиях
IX. Итоговое занятие
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа краеведческого кружка «Юный исследователь» »
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа им. М.И.Калинина
Принято методическим Утверждаю:
советом Директор МБОУ СОШ
протокол №__________ им. М.И.Калинина
от__________________ Кашинского района Тверской области
Председатель: ______________________/Наумцев В.А.
_______________/Преснова Н.А. Приказ №_____ от___________________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Кружка «Юный исследователь»
на 2015/2016 учебный год
Составитель:
учитель истории и обществознания
Семенова Кира Викторовна
п. Верхняя Троица
2015 г
Рабочая программа краеведческого кружка «Юный исследователь»
Пояснительная записка
Рабочая программа кружка «Юный исследователь» предназначена для учащихся 5 - 11 класса. Программа является образовательной, имеет исследовательскую, краеведческую направленность. Научно-исследовательская работа проводится в рамках Школьного научного краеведческого общества «Исток». Программа призвана помочь учителю расширить знания детей о родном крае, ощутить свою связь с прошлым и настоящим страны.
В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей «малой родины» для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу.
Программа является актуальной, так как изменения последних лет в социально- экономической жизни страны и в общественном сознании, вынуждают общество опираться на то, что устоялось, не искажено временем, то есть искать опору в историко- краеведческих знаниях, в лучших традициях прошлого, в своей природе.
Программа адаптирована к условиям образовательного процесса общеобразовательной школы, в которой проводится работа по изучению истории малой Родины, собран историко - краеведческий материал (документы, воспоминания, предметы материальной культуры, книги), создан школьный музей..
Программа рассчитана на 1 год обучения, 2 часа в неделю, в год 70 часов.
Рассчитана на учеников 5-11 класса. Группы обучающихся – разновозрастные
Режим занятий
Продолжительность занятий
Периодичность в неделю
Количество часов в неделю
Количество часов в год
2 часа
1 раз
2 часа
70 часов
Цели программы:
Знакомство учащихся с историко - культурным наследием родного края
Формирование патриотизма и гражданственности; воспитание духовности
Выработка умений по ведению исследовательской работы в области краеведения
Научно-исследовательская работа в рамках Школьного научного краеведческого общества «Исток»
Исторические исследования на базе экспонатов школьного музея
Задачи программы:
изучать прошлое и настоящее Кашинского района Тверской области, обычаи, традиции и духовную культуру народов, проживающих в Верхнетроицком с/п и Кашинском районе
воспитывать патриотизм у учащихся через краеведческие знания о селе и районе
формировать уважение к сохранению семейных ценностей и традиций
активизировать поисковую деятельность учащихся
прививать устойчивый интерес к исследовательской и поисковой работе в ходе изучения родного края
продолжить поисковую работу с целью нахождения экспонатов для школьного историко - краеведческого музея
формировать у школьников навыки информационной культуры. Использование Интернета и информационных технологий в изучение краеведения
пополнять фонды школьного музея работами учащихся по краеведению
Программа включает следующие основные направления учебной деятельности: историческое, духовное краеведение, краеведение в области литературы и искусства.
Формы проведения занятий:
Экскурсии
Работа с архивными данными, получение информации через архивы
Конференции
Уроки
Работа с документами
Исследовательская деятельность
Методы работы:
Групповая
Парная
Индивидуальная
Принцип программы: От непосредственных впечатлений и эмоций, которые формируют чувство «малой родины» - к систематизированному знанию о родном крае.
Механизм реализации программы:
организация экскурсий в краеведческие музеи
пешие экскурсии по селу
проведение экскурсий, внеклассных мероприятий в школьном музее
сбор материалов
создание проектов
оформление собранных материалов
участие в школьных районных, областных, всероссийских краеведческих конкурсах
Прогнозируемый результат и способы определения результативности
В ходе реализации программы учащиеся приобретают ряд навыков и умений, которые служат показателем результативности работы кружка. Учащиеся должны знать: историю Кашинского края, д. Верхняя Троица, школы.
Учащиеся должны уметь:
работать с историческими источниками
проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках
сравнивать данные разных источников, анализировать их
рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях села, их участниках, выступать с сообщениями перед учащимися, их родителями и жителями села
описывать условия и образ жизни, занятия людей в разные эпохи, описывать исторические объекты, памятники
проводить экскурсии по музею
излагать свои суждения и взгляды на события села; объяснять мотивы деятельности людей; оценивать события села; объяснять и определять своё отношение к ним
уметь брать интервью
проводить экскурсии, беседы, тематические классные часы
оформлять полученные материалы в экспозиции школьного музея и творческих работах
уметь представлять свою исследовательскую работу
Формами подведения итогов реализации данной программы являются: участие в школьных, районных и областных краеведческих чтениях, конкурсах, конференциях
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Раздел
теория
практика
всего
I. Введение. Школьное краеведение. Его цели и задачи
Исторические источники
1
1
2
II. Введение в поисково-исследовательскую деятельность
6
10
16
III. Документоведение
2
2
4
IV. Музей и история родного края
2
2
4
V. Совершенствование экспозиции школьного музея
2
10
12
VI. Методика подготовки и проведения экскурсий
2
4
6
VII. Исторические исследования на базе экспонатов музея
6
10
16
VIII. Участие в районных, областных краеведческих мероприятиях
-
9
9
IX. Итоговое занятие
–
1
1
Всего
21
49
70
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Раздел I. Введение.Школьное краеведение. Его цели и задачи. Исторические источники
Школьное краеведение. Его необходимость, роль, цели, задачи. Школьное краеведение – как важнейшее средство всестороннего развития личности
Исторические источники: вещественные, письменные, устные, лингвистические.
Раздел 2 . Введение в поисково-исследовательскую деятельность
Научно-исследовательская работа в рамках Школьного научного краеведческого общества «Исток». Теория: источниковедение как вспомогательная историческая дисциплина; знакомство с этапами работы с историческими источниками, с типами проектных работ, а также требованиями, оформлением и критериями защиты работы.
Практика: составление индивидуальных проектных и исследовательских работ, выступления и защита своих работ; проведение тематических классных часов.
Раздел 3. Документоведение
Теория: знакомство с классификацией и систематизацией музейных экспонатов, правилами хранения вещественных и письменных исторических источников.
Практика: учащиеся помогают в обеспечении учёта и сохранности фондов музея, работают с инвентарной книгой основного фонда школьного историко-краеведческого музея.
Раздел 4. Музей и история родного края
Теория: знакомство с историей основания и легендами деревень Верхнетроицкого с/п и историей школы, освещением данных вопросов в периодической печати. Основы музееведения.
Практика: учащиеся работают с папками «СМИ о селе», «История школы»; обновляют стенды школьного музея.
Раздел 5. Совершенствование экспозиции школьного музея
Обработка вновь поступивших экспонатов школьного музея (описание, поиск места в экспозиции, разработка «легенды»).
Раздел 6. Методика подготовки и проведения экскурсий
Теория: знакомство с видами экскурсий, памяткой проведения экскурсий
Практика: проведение экскурсий для учащихся школы, жителей и гостей села
Раздел 7.Исторические исследования на базе экспонатов музея
Паспорта к экспонатам. Путеводители и каталоги. Фонды музеяи их значение/
Раздел 8.Участие в районных, областных краеведческих мероприятиях
Участие в XVI районных краеведческих чтениях «Кашинский край: история, традиции, культура». Участие в краеведческом фестивале по итогам XVI Кашинских ученических краеведческих чтений «Кашинский край: история, традиции, культура».
Календарно – тематическое планирование занятий
краеведческого кружка «Юный исследователь»
№ п/п
Дата
Тема занятий
Количество часов
Введение
2
1
Школьное краеведение. Его необходимость, роль, цели, задачи. Исторические источники
2
Введение в поисково-исследовательскую деятельность
16
2
Источниковедение как вспомогательная историческая дисциплина.Научно-исследовательская работа в рамках Школьного научного краеведческого общества «Исток».
2
3
Знакомство с этапами работы с историческими источниками, с типами проектных работ, а также требованиями, оформлением и критериями защиты работы
2
4
Выбор темы учебного исследования. Целесообразность выбора. Формулирование актуальности данного учебного исследования
2
5
Постановка проблемы. Формулирование цели и гипотезы исследования. Предмет, объект исследования
2
6
Подбор, просмотр литературы, относящейся к исследуемому вопросу, составление библиографической картотеки
2
7
Поиск, накопление и обработка научной информации. Научные документы и издания. Организация работы с научной литературой
2
8
Применение информационных технологий в исследовании
2
9
Организация хода работы над раскрытием проблемы исследования
2
Документоведение
4
10
Знакомство с классификацией и систематизацией музейных экспонатов, правилами хранения вещественных и письменных исторических источников
2
12
Работа с инвентарной книгой основного фонда школьного историко-краеведческого музея
2
Музей и история родного края
4
13
Знакомство с историей основания и легендами деревень Верхнетроицкого с/п и историей школы
2
14
Обновление стендов школьного музея.
2
Совершенствование экспозиции школьного музея
12
15
Отработка этапов и приемов экспозиционной работы
2
16
Обработка вновь поступивших экспонатов школьного музея
2
17
Описание экспонатов школьного музея
2
18
Экспозиция музея. Тематика экспонатов
2
19
Составление аннотаций. Оформление текстов
2
20
Паспорта к экспонатам
2
Методика подготовки и проведения экскурсий
6
21
Знакомство с видами экскурсий, памяткой проведения экскурсий
2
22
Подготовка к проведению экскурсий
2
23
Проведение экскурсий для учащихся школы, жителей и гостей села
2
Исторические исследования на базе экспонатов музея
16
24
Работа с фондами музея Работа с периодической печатью, архивными документами
2
25
Работа с фондами музея. Изучение экспонатов музея
2
26
Работа с фондами музея. Изучение экспонатов музея
2
27
Работа с фондами музея. Фото-видеосъемка экспонатов
2
28
Встречи с краеведами. Запись воспоминаний жителей Верхнетроицкого с/п
2
29
Песни, поговорки, обычаи, обряды, народные игры жителей Кашинского района
2
30
Работа с фондами музея. Работа с архивными документами
2
31
Экскурсия в музей М.И.Калинина
2
Участие в районных, областных краеведческих мероприятиях
9
32
Участие в XV районных краеведческих чтениях «Кашинский край: история, традиции, культура»
3
33
Участие в краеведческом фестивале по итогам XV Кашинских ученических краеведческих чтений «Кашинский край: история, традиции, культура»
3
34
Участие в работе ШНО
3
35
Итоговое занятие
1
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Для реализации программы помимо оборудования большую роль играют исторические документы.
Детям помогают материалы школьного музея
Для более успешной работы по программе имеются следующие методические материалы:
- конспекты занятий
- конспекты открытых мероприятий
- раздаточный материал
-анкеты, тесты и т. д. для организации контроля результативности занятий
- портфолио обучающихся
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Для реализации программы имеются:
Кабинет проектно – исследовательской деятельности обучающихся
Школьный историко – краеведческий музей
Краеведческая, методическая литература
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ПРОГРАММЫ
Способы отслеживания и контроля результатов.
Для определения ожидаемого результата на кружке существует система оценки обучения детей по программе в форме: открытых занятий, мероприятий, участия в конкурсах различного уровня. Такой контроль позволяет детям, родителям, педагогам увидеть результаты своего труда, создает хороший психологический климат в коллективе. По окончании учебного года по программе дети сдают зачет или выполняют итоговую работу. Обучающиеся, освоившие программу, получают свидетельства.
КОНТРОЛЬ
Способы отслеживания и контроля результатов
Программа имеет следующие уровни контроля:
- Текущий контроль направлен на выявление уровня усвоения знаний, умений, полученных в течение занятия. Контроль может проходить в виде наблюдения в течение всего занятия, в форме беседы (проверки знаний), зачетных карточек, кроссвордов, тестов и др.
- Тематический контроль направлен на выявление уровня усвоения материала в конце темы по программе. Контроль проходит в форме выполнения исследовательской работы с анализом работ каждого ребенка с точки зрения ее положительных качеств (умение анализировать работу).
- Итоговым контролем по каждому году обучения являются отслеживание результатов участия в различных конкурсах.
Формой контроля служат итоговые занятия, направленные на обобщение полученных знаний, проверку уровня сформированности умений и навыков.
Главным итогом результативности кружка являются участие в конкурсах. По ним можно судить об успехах и достижениях каждого ребенка.
Литература в помощь учителю
Воробьев В.М., Борисов А.В., Клюева Е.А., Победаш И.Н. «История Тверского края» (под общей редакцией В.М. Воробьева). Учебное пособие по региональному курсу исторического краеведения. Тверь. Созвездие. 2005.
Калмыкова Л. Народное искусство Тверской земли. Серия АНТЭК. Тверь, 1995.
Салимов А.М. Тверской Спасо-Преображенский собор. Серия АНТЭК. Тверь, 1994
Тверская область. Энциклопедический справочник. Тверь. 1994.
Туманов В.Е. Школьный музей.Методическое пособие. Изд. 2-е, исправл. - М.: ЦДЮТиК, 2003. - 154 с.
Журавлёва О.Н. Учимся писать рефераты по истории: Методические рекомендации / О.Н.Журавлёва – Санкт- Петербург: СМИО Пресс, 2002.-32с.
Родин А.Ф., Соколовский Ю.Е. Экскурсионная работа по истории/ А.Ф.Родин, Ю.Е. Соколовский - М.: «Просвещение», 1974. – 155с.
Савидова Е.П. Школьный краеведческий музей как форма организации поисково-исследовательской деятельности учащихся. Интернет ресурсы, 2009г.