Программа факультатива «Художественный труд» для 5-9 классов
Программа факультатива «Художественный труд» для 5-9 классов
Для гармоничного разностороннего развития личности необходима возможность реализации уникальных способностей человека, подготовка учащихся к жизни и их адаптация, формирование у них функциональной грамотности и ключевых компетенций, овладении необходимыми умениями и навыками, которые позволили свободно ориентироваться в условиях рыночных отношений. Поэтому в практической работе школы построена своя собственная модель адаптивной системы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа факультатива «Художественный труд» для 5-9 классов »
Программа факультатива
«Художественный труд»
для 5-9 классов
Составитель:
учитель Кривинкова И.И.
г. Усть-Каменогорск
2014 год
Пояснительная записка.
Для гармоничного разностороннего развития личности необходима возможность реализации уникальных способностей человека, подготовка учащихся к жизни и их адаптация, формирование у них функциональной грамотности и ключевых компетенций, овладении необходимыми умениями и навыками, которые позволили свободно ориентироваться в условиях рыночных отношений. Поэтому в практической работе школы построена своя собственная модель адаптивной системы.
Усвоение программы данного факультатива позволит учащимся углубленно и расширенно изучить народные промыслы, дизайн и конструирование. Этот курс опирается на знания и умения, сформированные при изучении технологии и изобразительного искусства. Основное внимание здесь уделяется созданию творческих проектов, панно, изделий для быта и моделирования. Факультатив нацелен на всестороннее развитие способностей обучающихся, привитие навыков самостоятельной работы. Ученики должны познать красоту народного искусства и природы, использовать её дары для художественной деятельности, развивать творческое мышление, потребность в труде.
Вся программа рассчитана на 34 занятия продолжительностью по 1 часу. Занятия строятся по схеме: теория + практика, при этом большую часть времени занимает выполнение практической работы.
Для учащихся предполагаются следующие виды деятельности:
. анализ готовых изделий и конструкций;
. сообщения в устной форме и в виде электронной презентации;
. практические работы;
. творческие работы и проекты.
При выполнении творческих заданий и проектов ученики будут пользоваться различными источниками информации:
. получат навыки рукоделия, оценки и самооценки результатов художественного труда.
ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ ФАКУЛЬТАТИВА:
Развитие творческих способностей учащихся и формирование коммуникативных навыков работы в области народных, прикладных дизайнерских программ.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ ФАКУЛЬТАТИВА:
1. Сориентировать педагогов на поиски оптимальных путей для развития каждого школьника на основе адаптивного образования, знания его индивидуальных способностей и возможностей, образовательных потребностей и функциональной грамотности.
2. Привитие учащимся эстетических навыков художественного труда в своей учебной деятельности как средства саморазвития и самореализации.
3. Пробуждение и развитие у учащихся интереса к углубленному изучению материала, предоставление возможности творческого самовыражения, постижения коммуникативной культуры и понимание роли художественного труда в жизни общества, развитие представлений о его роли и месте в современной научной картине мира;
4. Сформировать навыки публичного выступления при защите проектов.
5. Развивать прикладные навыки работы с различными материалами и знакомство с произведениями народных мастеров.
Актуальность факультатива состоит в том, что на сегодняшний день в программе школьного курса технологии нет тем, связанных с изучением творчества народов мира, дизайна и конструирования, хотя указанная программа вызывает большой интерес у учащихся. Это связано с тем, что художественный труд помогает расширить кругозор, развить навыки и умения в изготовлении изделий.
Предлагаемая программа факультатива «Художественный труд » для учащихся 5-9-х классов решает эту проблему. Знания, полученные при изучении прикладного курса «Художественный труд», учащиеся могут использовать при создании сувениров, подарков, конструкций. Знания и умения, приобретённые в результате освоения этого курса, являются фундаментом для дальнейшего совершенствования мастерства в области творческого моделирования, плетения, конструирования, создания изделий народного промысла.
Новизна программы факультатива заключается в подходе - в соединении основного, дополнительного и индивидуального образования с практической деятельностью учащихся. Настоящая программа предлагает содержание данного учебного курса для совместного обучения девочек и мальчиков в 5-9 классах и составлена на основе принципов интеграции и преемственности.
Усвоенные теоретические и практические материалы курса помогут реализовать творческие замыслы, развить стремление к самообучению, к самостоятельному и творческому применению знаний и навыков работы с различными материалами, используя технологии и, возможно, сделать осознанный выбор профессии. Практические занятия разнообразны по своим задачам, методике проведения, приемам подачи учебного материала; направлены на активизацию учащихся.
Выявление динамики интереса:
. Диагностика на первом и последнем занятиях;
. Собеседование в процессе работы после выполнения каждого вида обязательных работ.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ ФАКУЛЬТАТИВА:
. метод проектов;
. личностно-ориентированное обучение;
. работа в группах;
. технология проблемного и адаптивного обучения.
В результате обучения, учащиеся должны овладеть знаниями:
. о технологии изготовления народного промысла;
. об основных этапах работы в создании изделий, конструкций, модели;
. о способах работы и обработки материала.
Освоив прикладной курс, ученики должны уметь:
. создавать конструкции, модели, сувениры, предметы быта и изделия;
. составлять проекты и выступать с защитой творческой работы;
. работать со всеми предоставленными материалами и инструментами.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Форма итоговой отчётности – зачёт за полугодие по теоретическим и практическим знаниям, презентация «Портфолио выполненных работ».
Ученик получает зачёт при условии выполнения обязательных работ, представленных в установленный срок, в предложенной учителем форме, с соблюдением стандартных требований к их оформлению.
Баллы могут быть добавлены за выполнение любого из следующих дополнительных условий:
. инициативно качественно выполненное задание помимо обязательного;
. инициативная работа во время занятий;
. самостоятельная работа (проект), выполненный в школе или за её пределами (конкурс, выставка, смотр и т.п.).
Вся программа рассчитана на 34 занятиях продолжительностью по 1 часу (34 учебных часа), содержит список рекомендуемой для организации занятий литературы.
Распределение часов по классам (34 часов - 1 час в неделю)
№
Типы уроков
Блок
Часы
Всего
5 кл.
6 кл.
7 кл.
8 кл.
9 кл.
1.
Технология художественного рукоделия с элементами декоративно - прикладного искусства.
1
16
16
14
14
14
170
2.
Конструирование и моделирование.
3
12
11
11
11
10
3.
Дизайн.
2
6
7
9
9
10
Всего
3
34
34
34
34
34
От класса к классу базовое содержание каждого блока усложняется, обновляется с учётом возрастных возможностей, психологических и физиологических особенностей учащихся.
Содержание обучения
5класс
Раздел 1.Технология художественного рукоделия с элементами декоративно - прикладного искусства.
Понятие о народном искусстве. Виды орнаментов: ленточный, замкнутый. Общие сведения о тканях. Техника плетения из бумаги, бисера, изонить. Использование элементов декоративно-прикладного искусства: элементы аппликации, работы с кожей. Виды нитей: мулине, х/б, шерсть. Виды народной скульптуры: круглая, рельеф. Проект. Соблюдение правил безопасности труда.
Инструменты: Ножницы, карандаш, клей, резак, линейка, игла, нитки. А так же декоративные булавки, доска, лекало, шаблон, стек, доска для лепки.
Материалы: Бумага, картон, проволока, бисер, шерстяные нити, ткань. А так же кожа ткань, мех, кожа, синтепон, пластилин, бумажная масса.
Практическая работа: Выполнение сувенирных изделий. Оформление изделия с элементами декоративно-прикладного искусства: элементы вышивки изонить, аппликация. Объёмные изделия. Изготовление по шаблону узоров кошкар муиз, кус канаты из кожи, пришивание к сувенирным изделиям. Изготовление бытовых предметов.
Раздел 2.Конструирование и моделирование.
Понятие о конструировании. Техника конструирования: квилинг, бумажная пластика, природный материал, оригами, моделирование, коллаж. Расширить знания о возможностях художественных материалов и их свойствах. Приёмы объёмных форм: сминание, скручивание, изгибание, сгибание, гофрирование. Склеивание поверхностей. Общие понятия о техническом рисунке, эскизе и чертеже. Построение простых чертежей изделий. Составление и прочтение простейших схем конструкций. Проект. Техника безопасности.
Основные сведения об истории и особенностях национального искусства, о видах народного искусства.
Основные законы дизайна.
Основные законы конструирования - построение фигур, игрушек, предметов быта, зданий и др.
Особенности свойств материалов: бумага, ткань, нитки.
Технику безопасности при работе с определёнными инструментами.
Организацию рабочего места.
Учащиеся 5 класса должны уметь:
Различать виды материалов и способы их использования;
использовать нужные инструменты;
Определять экологические свойства искусственных и натуральных волокон;
Изготавливать несложные изделия декоративно-прикладного искусства из различных материалов с учетом национальных и региональных особенностей;
Различать основы ремесел;
Различать многообразие видов деятельности и профессий;
Составлять описание внешнего вида изделий;
Выполнять графические изображения (эскизы, чертежи)
Обслуживать себя – пришить пуговицу, заштопать вещи и т.д.;
Применять полученные умения и навыки для самостоятельного творчества.
10.Ухаживать за комнатными растениями;
11.Применять инструкции по технике безопасности;
12.Соблюдать правила техники безопасности при использовании ручных инструментов;
13.Правильно организовывать рабочее место.
6класс
Раздел 1.Технология художественного рукоделия с элементами декоративно - прикладного искусства.
Понятие о народном искусстве. Национальный орнамент. Построение чертежей изделий. Изготовление шаблонов. Виды плетения. Техника плетения из бисера, кожи, проволоки. Дизайн национальной одежды. Проект. Соблюдение правил безопасности труда.
Инструменты: Ножницы, карандаш, клей, резак, линейка, игла, нитки. А так же декоративные булавки, лекало, шаблон, доска.
Материалы: Бумага, картон, проволока, бисер, шерстяные нити, ткань, кожа ткань. А так же мех, синтепон.
Демонстрация: Теснение ткани.
Практическая работа: Выполнение сувенирных изделий. Оформление изделия с элементами декоративно-прикладного искусства. Изготовление бытовых предметов. Конструирование объёмных конструкций. Выполнение дизайна национальной одежды. Объёмные изделия.
Раздел 2.Конструирование и моделирование.
Виды конструирования. Техника конструирования: оригами, моделирование. Способы объёмного изображения. Возможности художественных материалов и их свойства. Понятие о техническом рисунке, эскизе и чертеже. Составление и прочтение схем конструкций. Возможности художественных материалов и их свойства. Проект. Техника безопасности.
Материалы: Бумага, картон, спички, картонные коробки, пластик, природный материал. А так же проволока, пластиковые трубочки.
Демонстрация: Способы изображения объёмно-пластических конструкций. Практическая работа: Выполнение объёмных работ, пластических конструкций. Техника конструирования: природный материал, оригами, моделирование, коллаж.
Раздел 3.Дизайн.
Виды дизайна. Способы выполнения. Правила работы над дизайном. Объёмно – пространственные формы дизайна. Техника безопасности.
Инструменты: Нитки, иголка, щётка, лейка, рыхлитель и распылитель для комнатных растений. А так же салфетки, ножницы, линейка, карандаш, шило, молоток, гвоздь. Клей «Момент».
Историю и особенности национального искусства, изготовление сувениров.
Теоретические основы конструирования – построение фигур, игрушек, предметов быта, зданий и др.
Основные законы дизайна.
Особенности свойств материалов: глина, картон, линолеум, бумага и т. д.
Правила композиции в дизайне и ДПИ.
Правила техники безопасности при работе с инструментами.
Технологию плетения из бумаги, газеты, проволоки и др.;
Технологию декорирования тканью и кожей.
Организацию рабочего места.
Учащиеся 6 класса должны уметь:
Правильно использовать нужные инструменты;
Изготавливать несложные изделия декоративно-прикладного искусства из различных материалов с учетом национальных и региональных особенностей;
Выполнять оформительскую работу - декорации;
Составлять эскизы и технический рисунок деталей изделий;
Составлять описание внешнего вида изделий;
Составлять описание внешнего вида изделий;
Обслуживать себя – пришить пуговицу, заштопать вещи и т.д.;
Применять полученные умения и навыки для самостоятельного творчества.
Подбирать материалы по внешним признакам и изготавливать изделия, используя различные технологии (по образцу, рисунку, сборной схеме, эскизу, чертежу);
10.Создавать изделия владеть навыками выбора дизайна изделия; применять элементы декоративно-прикладного искусства в создании современных дизайн - проектов;
11.Применять технологию обработки различных материалов;
12.Ухаживать за комнатными растениями;
13.Применять инструкции по технике безопасности;
14.Соблюдать правила техники безопасности при использовании ручных инструментов;
15.Правильно организовывать рабочее место.
7 класс
Раздел 1.Технология художественного рукоделия с элементами декоративно - прикладного искусства.
Понятие о народном искусстве. Специфика и народные промыслы. Национальный орнамент. Построение чертежей изделий. Изготовление шаблонов. Виды плетения: техника плетения из кожи, газеты, проволоки. Декорирование орнаментов. Национальные бытовые предметы. Проект. Соблюдение правил безопасности труда.
Инструменты: Ножницы, карандаш, клей, резак, линейка, игла, нитки. А так же декоративные булавки, доска, лекало, шаблон.
Материалы: Бумага, картон, проволока, бисер, шерстяные нити, ткань, кожа. А так же ткань, мех, кожа, синтепон, гипсовый бинт.
Демонстрация: Формы плетения.
Наглядность: Образцы готовых изделий.
Практическая работа: Выполнение сувенирных изделий. Оформление изделия с элементами декоративно-прикладного искусства. Изготовление бытовых предметов. Плетение из газеты. Объёмные изделия.
Раздел 2.Конструирование.
Виды конструирования. Техника конструирования: оригами, моделирование, природный материал. Возможности художественных материалов и их свойства. Понятие о техническом рисунке, эскизе и чертеже. Составление и прочтение схем конструкций. Знания о возможностях художественных материалов и об их свойствах. Архитектурные стили. Способы объёмного изображения. Проект. Техника безопасности.
Материалы: Бумага, картон, спички, картонные коробки, пластик, проволока. А так же пластиковые трубочки, макаронные изделия и семена.
Особенности национального искусства, изготовление сувениров.
Основы конструирования – построение фигур, игрушек, предметов быта, зданий и др.
Основные законы дизайна, способы решения.
Особенности составления панно.
Технологию плетения из бумаги, газеты, проволоки, фольги и др.;
Технологию декорирования тканью и кожей.
Способы реставрации изделий.
Способы создания скульптуры.
Правила техники безопасности при работе с инструментами.
Организацию рабочего места.
Учащиеся 7 класса должны уметь:
Составлять эскизы и технический рисунок деталей изделий;
Составлять описание внешнего вида изделий;
Правильно использовать нужные инструменты;
Изготавливать несложные изделия декоративно-прикладного искусства из различных материалов с учетом национальных и региональных особенностей;
Выполнять оформительскую работу - декорации;
Составлять эскизы и технический рисунок деталей изделий;
Составлять описание внешнего вида изделий;
Подбирать материалы по внешним признакам и изготавливать изделия, используя различные технологии (по образцу, рисунку, сборной схеме, эскизу, чертежу);
Создавать изделия владеть навыками выбора дизайна изделия;
10.Применять элементы декоративно-прикладного искусства в создании современных дизайн - проектов;
11.Применять графические модели, эскизы, чертежи, символы в проектной и исследовательской деятельности с использованием современных графических компьютерных технологий;
12.Применять технологию обработки различных материалов;
13.Применять инструкции по технике безопасности;
14.Соблюдать правила техники безопасности при использовании ручных инструментов;
15.Правильно организовывать рабочее место.
8класс
Раздел 1.Технология художественного рукоделия с элементами декоративно - прикладного искусства.
Понятие о народном искусстве. Специфика и народные промыслы. Национальные бытовые предметы. Построение чертежей изделий. Изготовление шаблонов. Техника плетения из кожи, проволоки. Объёмная аппликация. Узоры на коже. Проект. Соблюдение правил безопасности труда.
Инструменты: Ножницы, карандаш, клей, резак, линейка, игла, нитки. А так же декоративные булавки, доска, лекало, шаблон.
Материалы: Бумага, картон, проволока, бисер, шерстяные нити, ткань, кожа, ткань. А так же мех и синтепон.
Демонстрация: Способы изготовления цветов.
Наглядность: Образцы готовых изделий.
Практическая работа: Выполнение сувенирных изделий. Оформление изделия с элементами декоративно-прикладного искусства: элементы вышивки, аппликация. Изготовление бытовых предметов. Изделия из шнура. Объёмные изделия.
Раздел 2.Конструирование и моделирование.
Виды конструирования. Техника конструирования: природный материал, моделирование. Возможности художественных материалов и их свойства. Понятие о техническом рисунке, эскизе и чертеже. Составление и прочтение схем конструкций. Знания о возможностях художественных материалов и их свойств. Архитектурные стили. Способы объёмного изображения. Оформление школы. Проект. Техника безопасности.
Материалы: Бумага, картон, спички, картонные коробки, пластик, природный материал. А так же проволока, пуговицы и бусины, потолочная плитка, пойетки, спичечные коробки.
Демонстрация: Способы изображения объёмно-пластических конструкций.
Практическая работа: Выполнение объёмных работ, пластических конструкций. Техника конструирования: квилинг, бумажная пластика, природный материал, оригами, моделирование. Оформление школы к празднику. Плетение из газет.
Раздел3. Дизайн.
Дизайн замкнутой объёмной композиции, барельеф, роспись по батику.
Материалы: Солёное тесто, шнур, краски по ткани. Пряжа, бусины и бисер, прищепки, жестяная банка.
Инструменты: Ножницы, стеки, клей ПВА и клей момент «Кристалл», кисти.
теоретические основы конструирования – построение фигур, игрушек, предметов быта, зданий и др.;
основные законы дизайна;
историю и особенности национального искусства, изготовление сувениров;
особенности свойств материалов: глина, картон, линолеум, бумага и т. д.;
правила техники безопасности при работе с инструментами;
правила композиции в дизайне и ДПИ;
способы украшения интерьера жилых помещений;
особенности составления коллажей и панно;
технологию плетения из бисера, бумаги, газеты, проволоки и др.;
10.технологию декорирования тканью и кожей.
11.способы реставрации изделий.
12.способы создания скульптуры.
13. организацию рабочего места.
Учащиеся 8 класса должны уметь:
подбирать материалы по внешним признакам и изготавливать изделия, используя различные технологии (по образцу, рисунку, сборной схеме, эскизу, чертежу);
создавать изделия владеть навыками выбора дизайна изделия;
применять элементы декоративно-прикладного искусства в создании современных дизайн - проектов;
применять графические модели, эскизы, чертежи, символы в проектной и исследовательской деятельности с использованием современных графических компьютерных технологий; понимать основы научной организации труда; использованием традиционных и современных графических компьютерных технологий;
применять основы предпринимательства и индивидуальной трудовой деятельности
понимать основы научной организации труда;
уметь организовать рабочее место;
применять индивидуальные средства защиты и гигиены;
применять инструкции по технике безопасности;
10.соблюдать правила техники безопасности при использовании ручных инструментов;
11.Правильно организовывать рабочее место.
9 класс
Раздел 1.Технология художественного рукоделия с элементами декоративно - прикладного искусства.
Народное искусство и народные промыслы. Национальные бытовые предметы. Построение чертежей изделий. Изготовление шаблонов. Панно в народном стиле. Батик, барельеф.
Инструменты: Ножницы, карандаш, клей, резак, линейка, игла, нитки. А так же декоративные булавки, доска, лекало, шаблон, кисти.
Практическая работа: Выполнение сувенирных изделий. Оформление изделия с элементами декоративно-прикладного искусства. Изготовление бытовых предметов. Изделия из шнура. Объёмные изделия.
Раздел 2.Конструирование и моделирование.
Виды конструирования. Техника конструирования. Технический рисунок, эскиз и чертеж. Составление и прочтение схем конструкций. Возможности художественных материалов и их свойства. Творческое моделирование. Способы объёмного изображения. Оформление школы. Проект. Техника безопасности. Квилинг.
Материалы: Бумага, картон, спички, картонные коробки, пластик, природный материал. А так же проволока, пуговицы и бусины, пойетки.
Демонстрация: Способы изготовления животных - квилинг.
Практическая работа: Выполнение объёмных работ, пластических конструкций. Техника конструирования: квилинг, бумажная пластика, природный материал, оригами, моделирование. Оформление школы к празднику. Плетение из газет.
Раздел3. Дизайн.
Творческое моделирование. Поделки из пуговиц, дизайн панно, предметы быта. Техника безопасности.
Материалы: Картон, пуговицы, бусины и бисер, пластик, акриловые краски и краски по ткани.
Практическая работа: Поделки из пуговиц, пластиковой бутылки, изготовление подставки, магнит на холодильник, батик.
Требования к уровню подготовки учащихся.
Учащиеся 9 класса должны знать:
1.основы конструирования – построение фигур, игрушек, предметов быта, зданий и др.;
2.законы дизайна;
3.особенности национального искусства, изготовление сувениров;
4.свойства материалов: глина, картон, линолеум, бумага и т. д.;
5.правила техники безопасности при работе с инструментами;
6.правила композиции в дизайне и ДПИ;
7.способы украшения интерьера жилых помещений;
8.особенности составления панно;
9.технологию декорирования тканью и кожей.
11.способы реставрации изделий.
12.способы создания скульптуры.
13. организацию рабочего места.
14.технику безопасности.
Учащиеся 9 класса должны уметь:
1.подбирать материалы по внешним признакам и изготавливать изделия, используя различные технологии (по образцу, рисунку, сборной схеме, эскизу, чертежу);
3.применять элементы декоративно-прикладного искусства в создании современных дизайн - проектов;
4.применять графические модели, эскизы, чертежи, символы в проектной и исследовательской деятельности с использованием современных графических компьютерных технологий; понимать основы научной организации труда; использованием традиционных и современных графических компьютерных технологий;
5.применять основы предпринимательства и индивидуальной трудовой деятельности
6.понимать основы научной организации труда;
7.уметь организовать рабочее место;
8.применять индивидуальные средства защиты и гигиены;
9.применять инструкции по технике безопасности;
10.соблюдать правила техники безопасности при использовании ручных инструментов;
11.Правильно организовывать рабочее место.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Учебник по Технологии 5 класс. К.Устемиров, Б.Калназаров,
Г.Чимекеева, М.Ирсимбетов.
2. Учебник по Технологии 6 класс. К.Устемиров, Н.Адамкулов,
Д.Альмагамбетова, Т.Амреева, А.Копнинов.
3. Учебник по Технологии 7 класс. К.Устемиров, Н.Адамкулов,
Д.Альмагамбетова, Т.Амреева, А.Копнинов.
4. «Всё из бумаги» Г.И. Перевертень
5. «Самоделки из разных материалов» Г.Перевертень.