kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Кружок "Тряпичная кукла"

Нажмите, чтобы узнать подробности

  

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

В настоящее время в общеобразовательных учреждениях практикуется системный подход к эстетическому воспитанию и образованию, который осуществляется в процессе преподава­ния таких дисциплин, как «Изобразительное искусство», «Му­зыка», «Мировая художественная культура». Кроме учебных дисциплин, в школах ведутся  различные факультативы, кружки по изучению искусства и другие формы дополнительного эстетического образования и воспитания толерантной личности как носителя национальных культурных традиций.

Знание народных традиций, зачастую тесно связанных с де­коративно-прикладным искусством, играет особую роль в раз­витии у детей эмоционально-эстетического отношения к нацио­нальной культуре, к понимаю национальных культур других на­родов.

Традиции наиболее прочно связаны с жизнью и бытом чело­века. В той или иной форме ребенок сталкивается с ними еже­дневно, ежечасно, ощущая на себе силу их воздействия.

На протяжении многовековой истории мира соблюдение об­рядов, ритуалов и иных традиций способствовали развитию на­родной философии и декоративных искусств, играли важную роль в организации жизни общества.

Простые и красивые, часто высокохудожественные, изделия народных умельцев, желание узнать их назначение, учат детей видеть и любить природу и людей, ценить традиции родных мест, уважать труд. Они формируют у ребенка эстетическое и философское восприятие мира, передают детям представления народа о красоте, добре, зле, предназначении человека.

  В этом ряду куклы занимают особое место, они интересны детям всех возрастов, делая глубже и значимей восприятие ку­кол и осознание их роли в традиционной культуре в процессе взросления детей. Куклы интересны всем и всегда, они сближа­ют все возрасты и национальности.

 Кружок «Тряпичная кукла»  направлен на  изучения традиционных кукол, начи­нается со знакомства с календарем, обрядами, традициями. За­тем изучаются типы кукол,  и осваивается технология их изго­товления: от простых к сложным.

Специфика данного кружка  в том, что освоение учебными умениями, навыками и способами человеческой деятельности обучающимися происходит в тесной взаимосвязи и в процессе пошагового изучения технологии изготовления кукол.

  Уникальность занятий куклами и в том, что на занятиях ин­тересно будет присутствовать и родителям, а в семье кружковцы смогут давать свои «мастер-классы», демонстрируя собст­венные знания и умения в процессе создания нужной каждой семье куклы.

По категории обучающихся занятия относятся к продвину­тому образованию, с направлением модернизации - альтерна­тивным, по подходу к ребенку являются свободным воспи­танием.

По типу управления учебным процессом используется, в ос­новном, система малых групп + консультант-репетитор. При этом используется принцип: «Главное - не сообщить и освоить информацию, а передать способы работы».

       Совместная деятельность учителя и ученика строится на творческой основе, духовном равенстве и межличностном  общении.

  Тематическое планирование рассмотрено  на 18 часов и может быть освоено в течение учебного года.

Программа кружка рассчитана  на 1 час,  2 раза в месяц.   

 

Наиболее важным результатом занятий по  кружку «Тряпичная кукла» должно стать осознание себя каждым обучающимся уникальной личностью, приобщившейся к тысячелетней традиции, а также наличие при коллективном сотворчестве благоприятной среды для самоутверждения, самовыражения, самоактуализации, самосовершенствования.

Занятие конкретным творческим делом, вызывающим инте­рес у окружающих, будет способствовать социализации и поможет учащимся чувствовать себя увереннее в жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цель:

 

  • Формирование творческих способностей обучающихся путём создания условий для самореализации личности.

 

Задачи:

 

  • ознакомление обучающихся с культурными традициями предков, формирование у детей основ целостной эстетической культуры и толерантности через познание художественного об­раза куклы и народных традиций;
  • воспитание способности осмысления ребенком роли и значения традиций в жизни народа, в быту и в повседневной деятельности;
  • самопознание ребенком своей личности и своих творче­ских способностей и возможностей; предоставление обуча­ющимся возможности личностно саморазвиваться;

 

  • формирование у подрастающего поколения бережного;

                 ношения к культурному наследию, к истории и традициям России,

                 уважения к людям труда;

  • обучение детей конкретным технологиям, умением навыкам изготовления кукол своими руками.

 

 

 

Оборудование и материалы:

·        лоскуты, тесьма, нитки, ленты, кружева, ножницы, и
наперстки;

·        деревянные (или имитирующие их) заготовки (полено, конус, шар,
 стержни);

·        краски и кисти (или фломастеры);

·        образцы кукол и национальных костюмов:

·        иллюстрации: куклы и народные костюмы в книгах, открытках.

  • презентации

 

 

 

 

 

 

Обучение проводится в двух направлениях:

-усвоение теоретических знаний;

-формирование практических навыков.

    Во время реализации программы будут использованы такие формы и методы, как рассказ, беседа, объяснение, а также выполнение практических занятий. В зависимости от поставленных задач предполагается использование на занятиях­ различных методов обучения (объяс­нительно-иллюстрированный, репродуктивный, метод практи­ческих упражнений, метод поисковых решений и т. п.), чаще всего - в их гармоничном сочетании.

    Программа кружка  «Тряпичная кукла» включает в себя различные обучающие блоки, способствующие расширению и углублению знаний, умений и навыков, то занятия для каждого кружковца дают больше возможностей для творческого развития личности.

 

Формы контроля.

 

Подведение итогов работы необходимы в работе творческого коллектива. Так как работа кружка не имеет чётких критериев определения результатов практической деятельности обучающихся, то наиболее подходящей формой оценки является совместный просмотр выполненных образцов и изделий, их коллективное обсуждение, выявление лучших работ. Такая форма работы позволяет детям критически оценивать не только чужие работы, но и свои.

 

 

Ожидаемые результаты.

 

Должны знать:

  • исторические сведения по развитию промыслов народной игрушки;
  • сведения о материалах и приспособлениях для изготовления куклы;
  • куклы в традициях и культуре народов России;
  • история кукол;
  • календарные праздники. Типы и виды кукол;

 

Должны уметь:

  • изготавливать куклы из лоскута;
  • разбираться в схемах и чертежах;
  • работать по шаблону;
  • ориентироваться на качество изделий;
  • правильно использовать в работе ножницы, иглы, булавки;
  • соблюдать технику безопасности;

 

Предполагаются изготовление образцов и сувениров, вы­ставки - праздник кукол, благотворительные ярмарки.

Почти каждое занятие включает теоретическую часть и прак­тическую работу

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Кружок "Тряпичная кукла" »

МОУ «Икейская средняя общеобразовательная школа»





Кружок





Руководитель: Толпыгина Н.М.

учитель технологии

Учащиеся: 5 класс







2014-15 уч.год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


В настоящее время в общеобразовательных учреждениях практикуется системный подход к эстетическому воспитанию и образованию, который осуществляется в процессе преподава­ния таких дисциплин, как «Изобразительное искусство», «Му­зыка», «Мировая художественная культура». Кроме учебных дисциплин, в школах ведутся различные факультативы, кружки по изучению искусства и другие формы дополнительного эстетического образования и воспитания толерантной личности как носителя национальных культурных традиций.

Знание народных традиций, зачастую тесно связанных с де­коративно-прикладным искусством, играет особую роль в раз­витии у детей эмоционально-эстетического отношения к нацио­нальной культуре, к понимаю национальных культур других на­родов.

Традиции наиболее прочно связаны с жизнью и бытом чело­века. В той или иной форме ребенок сталкивается с ними еже­дневно, ежечасно, ощущая на себе силу их воздействия.

На протяжении многовековой истории мира соблюдение об­рядов, ритуалов и иных традиций способствовали развитию на­родной философии и декоративных искусств, играли важную роль в организации жизни общества.

Простые и красивые, часто высокохудожественные, изделия народных умельцев, желание узнать их назначение, учат детей видеть и любить природу и людей, ценить традиции родных мест, уважать труд. Они формируют у ребенка эстетическое и философское восприятие мира, передают детям представления народа о красоте, добре, зле, предназначении человека.

В этом ряду куклы занимают особое место, они интересны детям всех возрастов, делая глубже и значимей восприятие ку­кол и осознание их роли в традиционной культуре в процессе взросления детей. Куклы интересны всем и всегда, они сближа­ют все возрасты и национальности.

Кружок «Тряпичная кукла» направлен на изучения традиционных кукол, начи­нается со знакомства с календарем, обрядами, традициями. За­тем изучаются типы кукол, и осваивается технология их изго­товления: от простых к сложным.

Специфика данного кружка в том, что освоение учебными умениями, навыками и способами человеческой деятельности обучающимися происходит в тесной взаимосвязи и в процессе пошагового изучения технологии изготовления кукол.

Уникальность занятий куклами и в том, что на занятиях ин­тересно будет присутствовать и родителям, а в семье кружковцы смогут давать свои «мастер-классы», демонстрируя собст­венные знания и умения в процессе создания нужной каждой семье куклы.

По категории обучающихся занятия относятся к продвину­тому образованию, с направлением модернизации - альтерна­тивным, по подходу к ребенку являются свободным воспи­танием.

По типу управления учебным процессом используется, в ос­новном, система малых групп + консультант-репетитор. При этом используется принцип: «Главное - не сообщить и освоить информацию, а передать способы работы».

Совместная деятельность учителя и ученика строится на творческой основе, духовном равенстве и межличностном общении.

Тематическое планирование рассмотрено на 18 часов и может быть освоено в течение учебного года.

Программа кружка рассчитана на 1 час, 2 раза в месяц.


Наиболее важным результатом занятий по кружку «Тряпичная кукла» должно стать осознание себя каждым обучающимся уникальной личностью, приобщившейся к тысячелетней традиции, а также наличие при коллективном сотворчестве благоприятной среды для самоутверждения, самовыражения, самоактуализации, самосовершенствования.

Занятие конкретным творческим делом, вызывающим инте­рес у окружающих, будет способствовать социализации и поможет учащимся чувствовать себя увереннее в жизни.




























Цель:


  • Формирование творческих способностей обучающихся путём создания условий для самореализации личности.


Задачи:


  • ознакомление обучающихся с культурными традициями предков, формирование у детей основ целостной эстетической культуры и толерантности через познание художественного об­раза куклы и народных традиций;

  • воспитание способности осмысления ребенком роли и значения традиций в жизни народа, в быту и в повседневной деятельности;

  • самопознание ребенком своей личности и своих творче­ских способностей и возможностей; предоставление обуча­ющимся возможности личностно саморазвиваться;

  • формирование у подрастающего поколения бережного;

ношения к культурному наследию, к истории и традициям России,

уважения к людям труда;

  • обучение детей конкретным технологиям, умением навыкам изготовления кукол своими руками.



Оборудование и материалы:

  • лоскуты, тесьма, нитки, ленты, кружева, ножницы, и
    наперстки;

  • деревянные (или имитирующие их) заготовки (полено, конус, шар,
    стержни);

  • краски и кисти (или фломастеры);

  • образцы кукол и национальных костюмов:

  • иллюстрации: куклы и народные костюмы в книгах, открытках.

  • презентации







Обучение проводится в двух направлениях:

-усвоение теоретических знаний;

-формирование практических навыков.

Во время реализации программы будут использованы такие формы и методы, как рассказ, беседа, объяснение, а также выполнение практических занятий. В зависимости от поставленных задач предполагается использование на занятиях­ различных методов обучения (объяс­нительно-иллюстрированный, репродуктивный, метод практи­ческих упражнений, метод поисковых решений и т. п.), чаще всего - в их гармоничном сочетании.

Программа кружка «Тряпичная кукла» включает в себя различные обучающие блоки, способствующие расширению и углублению знаний, умений и навыков, то занятия для каждого кружковца дают больше возможностей для творческого развития личности.

Формы контроля.


Подведение итогов работы необходимы в работе творческого коллектива. Так как работа кружка не имеет чётких критериев определения результатов практической деятельности обучающихся, то наиболее подходящей формой оценки является совместный просмотр выполненных образцов и изделий, их коллективное обсуждение, выявление лучших работ. Такая форма работы позволяет детям критически оценивать не только чужие работы, но и свои.



Ожидаемые результаты.


Должны знать:

      • исторические сведения по развитию промыслов народной игрушки;

      • сведения о материалах и приспособлениях для изготовления куклы;

      • куклы в традициях и культуре народов России;

      • история кукол;

      • календарные праздники. Типы и виды кукол;


Должны уметь:

      • изготавливать куклы из лоскута;

      • разбираться в схемах и чертежах;

      • работать по шаблону;

      • ориентироваться на качество изделий;

      • правильно использовать в работе ножницы, иглы, булавки;

      • соблюдать технику безопасности;


Предполагаются изготовление образцов и сувениров, вы­ставки - праздник кукол, благотворительные ярмарки.

Почти каждое занятие включает теоретическую часть и прак­тическую работу



Учебно-тематический план




занятия



Тема занятия


Количество

часов

В том числе



Примечание

теория

практика

1

Вводное занятие

1

1

-


2

Куклы в культуре и традициях народов России. История кукол

1

1

-


3

Типы и виды кукол

1

1

-


4-5

Свадебные куклы.

2

1

1


6-7

Куклы – берегиня

2

1

1


8-9

Кукла «Перевертыш»

2

1

1


10-11

Кукла «Мокредина»

2

1

1


12-13

Кукла «Сударушка»

2

1

1


14

Кукла «День и ночь»

1

-

1


15

Кукла «Ангелочек»

1

-

1


16

Кукла «Полешка»

1

-

1


17

Кукла - барыня

1

-

1


18

Итоговое занятие

1

1

-









Итого:

18

9

9






















Список учащихся кружка «Тряпичная кукла»



п/п



Фамилия, имя



Класс





График работы кружка «Тряпичная кукла»





Месяц

Дата


Примечание

Сентябрь


Октябрь



Ноябрь



Декабрь




Январь




Февраль




Март




Апрель




Май








Учёт посещаемости





Месяц

09

10

11

12

01

02

03

04

05

п/п

Фамилия, имя



















1



















2



















3



















4



















5



















6



















7



















8









































Литература:

  1. О.Я. Воробьёва. Традиционные народные куклы.

  2. И.Г.Норенко. Русские традиции.

  3. Е.А. Гурбина. Занятие по прикладному искусству.

  4. Тряпичные куклы. Авторский проект www. RUKUKLA.RU

  5. Куклы-обереги //http://www.screen.ru/gallery/Russian/5a.htm

  6. Об истории кукол //http://webdesign.perm.ru/014/08/doll.html
















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (девочки)

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Кружок "Тряпичная кукла"

Автор: Толпыгина Наталья Михайловна

Дата: 15.02.2015

Номер свидетельства: 173328

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе "
    ["seo_title"] => string(66) "proiektno-issliedovatiel-skaia-dieiatiel-nost-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "132985"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416428995"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства