Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В настоящее время в общеобразовательных учреждениях практикуется системный подход к эстетическому воспитанию и образованию, который осуществляется в процессе преподавания таких дисциплин, как «Изобразительное искусство», «Музыка», «Мировая художественная культура». Кроме учебных дисциплин, в школах ведутся различные факультативы, кружки по изучению искусства и другие формы дополнительного эстетического образования и воспитания толерантной личности как носителя национальных культурных традиций.
Знание народных традиций, зачастую тесно связанных с декоративно-прикладным искусством, играет особую роль в развитии у детей эмоционально-эстетического отношения к национальной культуре, к понимаю национальных культур других народов.
Традиции наиболее прочно связаны с жизнью и бытом человека. В той или иной форме ребенок сталкивается с ними ежедневно, ежечасно, ощущая на себе силу их воздействия.
На протяжении многовековой истории мира соблюдение обрядов, ритуалов и иных традиций способствовали развитию народной философии и декоративных искусств, играли важную роль в организации жизни общества.
Простые и красивые, часто высокохудожественные, изделия народных умельцев, желание узнать их назначение, учат детей видеть и любить природу и людей, ценить традиции родных мест, уважать труд. Они формируют у ребенка эстетическое и философское восприятие мира, передают детям представления народа о красоте, добре, зле, предназначении человека.
В этом ряду куклы занимают особое место, они интересны детям всех возрастов, делая глубже и значимей восприятие кукол и осознание их роли в традиционной культуре в процессе взросления детей. Куклы интересны всем и всегда, они сближают все возрасты и национальности.
Кружок «Тряпичная кукла» направлен на изучения традиционных кукол, начинается со знакомства с календарем, обрядами, традициями. Затем изучаются типы кукол, и осваивается технология их изготовления: от простых к сложным.
Специфика данного кружка в том, что освоение учебными умениями, навыками и способами человеческой деятельности обучающимися происходит в тесной взаимосвязи и в процессе пошагового изучения технологии изготовления кукол.
Уникальность занятий куклами и в том, что на занятиях интересно будет присутствовать и родителям, а в семье кружковцы смогут давать свои «мастер-классы», демонстрируя собственные знания и умения в процессе создания нужной каждой семье куклы.
По категории обучающихся занятия относятся к продвинутому образованию, с направлением модернизации - альтернативным, по подходу к ребенку являются свободным воспитанием.
По типу управления учебным процессом используется, в основном, система малых групп + консультант-репетитор. При этом используется принцип: «Главное - не сообщить и освоить информацию, а передать способы работы».
Совместная деятельность учителя и ученика строится на творческой основе, духовном равенстве и межличностном общении.
Тематическое планирование рассмотрено на 18 часов и может быть освоено в течение учебного года.
Программа кружка рассчитана на 1 час, 2 раза в месяц.
Наиболее важным результатом занятий по кружку «Тряпичная кукла» должно стать осознание себя каждым обучающимся уникальной личностью, приобщившейся к тысячелетней традиции, а также наличие при коллективном сотворчестве благоприятной среды для самоутверждения, самовыражения, самоактуализации, самосовершенствования.
Занятие конкретным творческим делом, вызывающим интерес у окружающих, будет способствовать социализации и поможет учащимся чувствовать себя увереннее в жизни.
Цель:
Задачи:
ношения к культурному наследию, к истории и традициям России,
уважения к людям труда;
Оборудование и материалы:
· лоскуты, тесьма, нитки, ленты, кружева, ножницы, и
наперстки;
· деревянные (или имитирующие их) заготовки (полено, конус, шар,
стержни);
· краски и кисти (или фломастеры);
· образцы кукол и национальных костюмов:
· иллюстрации: куклы и народные костюмы в книгах, открытках.
Обучение проводится в двух направлениях:
-усвоение теоретических знаний;
-формирование практических навыков.
Во время реализации программы будут использованы такие формы и методы, как рассказ, беседа, объяснение, а также выполнение практических занятий. В зависимости от поставленных задач предполагается использование на занятиях различных методов обучения (объяснительно-иллюстрированный, репродуктивный, метод практических упражнений, метод поисковых решений и т. п.), чаще всего - в их гармоничном сочетании.
Программа кружка «Тряпичная кукла» включает в себя различные обучающие блоки, способствующие расширению и углублению знаний, умений и навыков, то занятия для каждого кружковца дают больше возможностей для творческого развития личности.
Формы контроля.
Подведение итогов работы необходимы в работе творческого коллектива. Так как работа кружка не имеет чётких критериев определения результатов практической деятельности обучающихся, то наиболее подходящей формой оценки является совместный просмотр выполненных образцов и изделий, их коллективное обсуждение, выявление лучших работ. Такая форма работы позволяет детям критически оценивать не только чужие работы, но и свои.
Ожидаемые результаты.
Должны знать:
Должны уметь:
Предполагаются изготовление образцов и сувениров, выставки - праздник кукол, благотворительные ярмарки.
Почти каждое занятие включает теоретическую часть и практическую работу
* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт