В настоящее время в общеобразовательных учреждениях практикуется системный подход к эстетическому воспитанию и образованию, который осуществляется в процессе преподавания таких дисциплин, как «Изобразительное искусство», «Музыка», «Мировая художественная культура». Кроме учебных дисциплин, в школах ведутся различные факультативы, кружки по изучению искусства и другие формы дополнительного эстетического образования и воспитания толерантной личности как носителя национальных культурных традиций.
Знание народных традиций, зачастую тесно связанных с декоративно-прикладным искусством, играет особую роль в развитии у детей эмоционально-эстетического отношения к национальной культуре, к понимаю национальных культур других народов.
Традиции наиболее прочно связаны с жизнью и бытом человека. В той или иной форме ребенок сталкивается с ними ежедневно, ежечасно, ощущая на себе силу их воздействия.
На протяжении многовековой истории мира соблюдение обрядов, ритуалов и иных традиций способствовали развитию народной философии и декоративных искусств, играли важную роль в организации жизни общества.
Простые и красивые, часто высокохудожественные, изделия народных умельцев, желание узнать их назначение, учат детей видеть и любить природу и людей, ценить традиции родных мест, уважать труд. Они формируют у ребенка эстетическое и философское восприятие мира, передают детям представления народа о красоте, добре, зле, предназначении человека.
В этом ряду куклы занимают особое место, они интересны детям всех возрастов, делая глубже и значимей восприятие кукол и осознание их роли в традиционной культуре в процессе взросления детей. Куклы интересны всем и всегда, они сближают все возрасты и национальности.
Кружок «Тряпичная кукла» направлен на изучения традиционных кукол, начинается со знакомства с календарем, обрядами, традициями. Затем изучаются типы кукол, и осваивается технология их изготовления: от простых к сложным.
Специфика данного кружка в том, что освоение учебными умениями, навыками и способами человеческой деятельности обучающимися происходит в тесной взаимосвязи и в процессе пошагового изучения технологии изготовления кукол.
Уникальность занятий куклами и в том, что на занятиях интересно будет присутствовать и родителям, а в семье кружковцы смогут давать свои «мастер-классы», демонстрируя собственные знания и умения в процессе создания нужной каждой семье куклы.
По категории обучающихся занятия относятся к продвинутому образованию, с направлением модернизации - альтернативным, по подходу к ребенку являются свободным воспитанием.
По типу управления учебным процессом используется, в основном, система малых групп + консультант-репетитор. При этом используется принцип: «Главное - не сообщить и освоить информацию, а передать способы работы».
Совместная деятельность учителя и ученика строится на творческой основе, духовном равенстве и межличностном общении.
Тематическое планирование рассмотрено на 18 часов и может быть освоено в течение учебного года.
Программа кружка рассчитана на 1 час, 2 раза в месяц.
Наиболее важным результатом занятий по кружку «Тряпичная кукла» должно стать осознание себя каждым обучающимся уникальной личностью, приобщившейся к тысячелетней традиции, а также наличие при коллективном сотворчестве благоприятной среды для самоутверждения, самовыражения, самоактуализации, самосовершенствования.
Занятие конкретным творческим делом, вызывающим интерес у окружающих, будет способствовать социализации и поможет учащимся чувствовать себя увереннее в жизни.
Цель:
Формирование творческих способностей обучающихся путём создания условий для самореализации личности.
Задачи:
ознакомление обучающихся с культурными традициями предков, формирование у детей основ целостной эстетической культуры и толерантности через познание художественного образа куклы и народных традиций;
воспитание способности осмысления ребенком роли и значения традиций в жизни народа, в быту и в повседневной деятельности;
самопознание ребенком своей личности и своих творческих способностей и возможностей; предоставление обучающимся возможности личностно саморазвиваться;
формирование у подрастающего поколения бережного;
ношения к культурному наследию, к истории и традициям России,
уважения к людям труда;
обучение детей конкретным технологиям, умением навыкам изготовления кукол своими руками.
Оборудование и материалы:
· лоскуты, тесьма, нитки, ленты, кружева, ножницы, и
наперстки;
· деревянные (или имитирующие их) заготовки (полено, конус, шар,
стержни);
· краски и кисти (или фломастеры);
· образцы кукол и национальных костюмов:
· иллюстрации: куклы и народные костюмы в книгах, открытках.
презентации
Обучение проводится в двух направлениях:
-усвоение теоретических знаний;
-формирование практических навыков.
Во время реализации программы будут использованы такие формы и методы, как рассказ, беседа, объяснение, а также выполнение практических занятий. В зависимости от поставленных задач предполагается использование на занятиях различных методов обучения (объяснительно-иллюстрированный, репродуктивный, метод практических упражнений, метод поисковых решений и т. п.), чаще всего - в их гармоничном сочетании.
Программа кружка «Тряпичная кукла» включает в себя различные обучающие блоки, способствующие расширению и углублению знаний, умений и навыков, то занятия для каждого кружковца дают больше возможностей для творческого развития личности.
Формы контроля.
Подведение итогов работы необходимы в работе творческого коллектива. Так как работа кружка не имеет чётких критериев определения результатов практической деятельности обучающихся, то наиболее подходящей формой оценки является совместный просмотр выполненных образцов и изделий, их коллективное обсуждение, выявление лучших работ. Такая форма работы позволяет детям критически оценивать не только чужие работы, но и свои.
Ожидаемые результаты.
Должны знать:
исторические сведения по развитию промыслов народной игрушки;
сведения о материалах и приспособлениях для изготовления куклы;
куклы в традициях и культуре народов России;
история кукол;
календарные праздники. Типы и виды кукол;
Должны уметь:
изготавливать куклы из лоскута;
разбираться в схемах и чертежах;
работать по шаблону;
ориентироваться на качество изделий;
правильно использовать в работе ножницы, иглы, булавки;
соблюдать технику безопасности;
Предполагаются изготовление образцов и сувениров, выставки - праздник кукол, благотворительные ярмарки.
Почти каждое занятие включает теоретическую часть и практическую работу
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Кружок "Тряпичная кукла" »
МОУ «Икейская средняя общеобразовательная школа»
Кружок
Руководитель: Толпыгина Н.М.
учитель технологии
Учащиеся: 5 класс
2014-15 уч.год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В настоящее время в общеобразовательных учреждениях практикуется системный подход к эстетическому воспитанию и образованию, который осуществляется в процессе преподавания таких дисциплин, как «Изобразительное искусство», «Музыка», «Мировая художественная культура». Кроме учебных дисциплин, в школах ведутся различные факультативы, кружки по изучению искусства и другие формы дополнительного эстетического образования и воспитания толерантной личности как носителя национальных культурных традиций.
Знание народных традиций, зачастую тесно связанных с декоративно-прикладным искусством, играет особую роль в развитии у детей эмоционально-эстетического отношения к национальной культуре, к понимаю национальных культур других народов.
Традиции наиболее прочно связаны с жизнью и бытом человека. В той или иной форме ребенок сталкивается с ними ежедневно, ежечасно, ощущая на себе силу их воздействия.
На протяжении многовековой истории мира соблюдение обрядов, ритуалов и иных традиций способствовали развитию народной философии и декоративных искусств, играли важную роль в организации жизни общества.
Простые и красивые, часто высокохудожественные, изделия народных умельцев, желание узнать их назначение, учат детей видеть и любить природу и людей, ценить традиции родных мест, уважать труд. Они формируют у ребенка эстетическое и философское восприятие мира, передают детям представления народа о красоте, добре, зле, предназначении человека.
В этом ряду куклы занимают особое место, они интересны детям всех возрастов, делая глубже и значимей восприятие кукол и осознание их роли в традиционной культуре в процессе взросления детей. Куклы интересны всем и всегда, они сближают все возрасты и национальности.
Кружок «Тряпичная кукла» направлен на изучения традиционных кукол, начинается со знакомства с календарем, обрядами, традициями. Затем изучаются типы кукол, и осваивается технология их изготовления: от простых к сложным.
Специфика данного кружка в том, что освоение учебными умениями, навыками и способами человеческой деятельности обучающимися происходит в тесной взаимосвязи и в процессе пошагового изучения технологии изготовления кукол.
Уникальность занятий куклами и в том, что на занятиях интересно будет присутствовать и родителям, а в семье кружковцы смогут давать свои «мастер-классы», демонстрируя собственные знания и умения в процессе создания нужной каждой семье куклы.
По категории обучающихся занятия относятся к продвинутому образованию, с направлением модернизации - альтернативным, по подходу к ребенку являются свободным воспитанием.
По типу управления учебным процессом используется, в основном, система малых групп + консультант-репетитор. При этом используется принцип: «Главное - не сообщить и освоить информацию, а передать способы работы».
Совместная деятельность учителя и ученика строится на творческой основе, духовном равенстве и межличностном общении.
Тематическое планирование рассмотрено на 18 часов и может быть освоено в течение учебного года.
Программа кружка рассчитана на 1 час, 2 раза в месяц.
Наиболее важным результатом занятий по кружку «Тряпичная кукла» должно стать осознание себя каждым обучающимся уникальной личностью, приобщившейся к тысячелетней традиции, а также наличие при коллективном сотворчестве благоприятной среды для самоутверждения, самовыражения, самоактуализации, самосовершенствования.
Занятие конкретным творческим делом, вызывающим интерес у окружающих, будет способствовать социализации и поможет учащимся чувствовать себя увереннее в жизни.
Цель:
Формирование творческих способностей обучающихся путём создания условий для самореализации личности.
Задачи:
ознакомление обучающихся с культурными традициями предков, формирование у детей основ целостной эстетической культуры и толерантности через познание художественного образа куклы и народных традиций;
воспитание способности осмысления ребенком роли и значения традиций в жизни народа, в быту и в повседневной деятельности;
самопознание ребенком своей личности и своих творческих способностей и возможностей; предоставление обучающимся возможности личностно саморазвиваться;
формирование у подрастающего поколения бережного;
ношения к культурному наследию, к истории и традициям России,
уважения к людям труда;
обучение детей конкретным технологиям, умением навыкам изготовления кукол своими руками.
Оборудование и материалы:
лоскуты, тесьма, нитки, ленты, кружева, ножницы, и наперстки;
деревянные (или имитирующие их) заготовки (полено, конус, шар, стержни);
краски и кисти (или фломастеры);
образцы кукол и национальных костюмов:
иллюстрации: куклы и народные костюмы в книгах, открытках.
презентации
Обучение проводится в двух направлениях:
-усвоение теоретических знаний;
-формирование практических навыков.
Во время реализации программы будут использованы такие формы и методы, как рассказ, беседа, объяснение, а также выполнение практических занятий. В зависимости от поставленных задач предполагается использование на занятиях различных методов обучения (объяснительно-иллюстрированный, репродуктивный, метод практических упражнений, метод поисковых решений и т. п.), чаще всего - в их гармоничном сочетании.
Программа кружка «Тряпичная кукла» включает в себя различные обучающие блоки, способствующие расширению и углублению знаний, умений и навыков, то занятия для каждого кружковца дают больше возможностей для творческого развития личности.
Формы контроля.
Подведение итогов работы необходимы в работе творческого коллектива. Так как работа кружка не имеет чётких критериев определения результатов практической деятельности обучающихся, то наиболее подходящей формой оценки является совместный просмотр выполненных образцов и изделий, их коллективное обсуждение, выявление лучших работ. Такая форма работы позволяет детям критически оценивать не только чужие работы, но и свои.
Ожидаемые результаты.
Должны знать:
исторические сведения по развитию промыслов народной игрушки;
сведения о материалах и приспособлениях для изготовления куклы;
куклы в традициях и культуре народов России;
история кукол;
календарные праздники. Типы и виды кукол;
Должны уметь:
изготавливать куклы из лоскута;
разбираться в схемах и чертежах;
работать по шаблону;
ориентироваться на качество изделий;
правильно использовать в работе ножницы, иглы, булавки;
соблюдать технику безопасности;
Предполагаются изготовление образцов и сувениров, выставки - праздник кукол, благотворительные ярмарки.
Почти каждое занятие включает теоретическую часть и практическую работу
Учебно-тематический план
№
занятия
Тема занятия
Количество
часов
В том числе
Примечание
теория
практика
1
Вводное занятие
1
1
-
2
Куклы в культуре и традициях народов России. История кукол