Пояснительная записка
Данная программа предусмотрена для учащихся 8-9 классов для изучения истории, приемов, традиций современного развития городецкой росписи.
Программа реализует следующие функции:
Развивающую
Обучающую
Воспитательную
Диагностическую
Социальной адаптации
Профориентации
Цель курса- дать учащимся возможность почувствовать себя талантливым посредством вовлечения их в продуктивную творческую деятельность в сфере художественной росписи, воспитать интерес к народному искусству, развить творческие способности, эстетический и художественный вкус, формировать умения и навыки графического письма
В задачи проведения курса входит:
изучение традиций городецкой росписи;
овладение приемами писания элементов городецкой росписи;
самостоятельное выполнение росписи изделия в стиле городецкой росписи ;
развитие мотивации и творческого отношения к данному виду деятельности;
воспитание устойчивого интереса к истории декоративно-прикладного искусства;
повышение ответственности за сохранение и развитие традиций искусства русского
народа;
Изучение городецкой росписи на занятиях , применение полученных знаний, навыков и умений в практической работе с материалом, позволяют дать детям профессиональную ориентацию, видеть в декоративно-прикладном искусстве источник для занятий, обогатить свою историческую память и выбрать профессию, созвучную данной области искусства. Также учащиеся смогут применить свои знания и умения, полученные в ходе изучения курса в дальнейшей жизни (например, чтобы украсить интерьер своего дома, выполнить сувенир, подарок и т.д.).
Содержание программы, представлено четырьмя разделами и отражают в основном практический подход к изучению городецкого промысла во взаимосвязи его с такими дисциплинами как изобразительное искусство и технология.
№ | Наименование разделов | Кол-во часов |
I | Декор и орнамент. | 2 |
II | Техника мазка, азбука городецкой росписи. | 16 |
III | Выполнение творческого проекта росписи пластин. | 10 |
IV | Выставки, беседы, обсуждение работ. | 4 |
| | Всего 32 |
Программа рассчитана на 32 часа.
Проведение занятий сопровождается наглядным материалом. Используются таблицы поэтапного выполнения элементов городецкой росписи ,выполненные учителем, а также применение разрезного материала для самостоятельного упражнения учащихся при составлении городецких узоров и композиций.
Овладев навыками городецкой росписи, учащиеся выполняют творческий проект «Городецкие мотивы». В конце курса учащиеся оформляют работы и готовят выставку.
Формы проведения занятий
Лекция
Беседа
Практическая работа
Консультация
Контрольная работа
Защита творческого проекта
Поисково-исследовательская работа
Требования к уровню подготовки учащихся
К концу изучения курса учащиеся должны
Знать:
историю возникновения и развития промысла Городца и область его применения.
породу используемого дерева, ее обработку.
инструменты, краски, используемые грунтовки и лаки, а также технологию росписи гуашью, темперой, маслом.
Уметь:
выражать своё личное понимание значения декоративно-прикладного искусства при помощи художественно образного языка.
владеть приемами писания городецкой росписи;
самостоятельно выполнять простые композиции по мотивам росписи на бумаге;
выполнять роспись на плоскостных деревянных изделиях;
проявлять фантазию и наблюдательность при создании росписи новых изделий деревянной утвари, ее декоративной отделки;
владеть навыками свободного приема кистевой росписи; импровизировать и вести поиск новых приемов росписи на заданную тему.
Материалы для работы
Для учителя:
учебные таблицы с поэтапным выполнением элементов городецкой росписи, изделия городецких мастеров.
Для учащихся:
гуашь (темпера),
кисти колонок (белка) №1, №2, №3, №4
банка для воды,
салфетка для снятия лишней краски с кисти,
калька,
копировальная бумага,
бумага для эскизов,
заготовки деревянных пластин для росписи (выполняются на уроках технологии)
Содержание учебного материала.
Раздел I. Декор и орнамент (2 часа)
Занятие 1. «Вводное занятие»
Что такое «декор», «декоративно-прикладное искусство», «орнамент», «узор»? Виды орнаментов, принципы стилизации и построения. Роль декоративно-прикладного искусства в жизни человека. История возникновения и развития городецкой росписи. Материалы, необходимые для работы.
Зрительный ряд: изделия городецких мастеров, фотографии, открытки, слайды таблицы с изображением орнаментов.
Раздел II. Техника мазка, азбука городецкой росписи ( 16 часов)
Занятие 2. «Основные элементы росписи»
Постановка руки. Различные типы линий: вертикальные, горизонтальные, дугообразные, волнистые, спиральные, перекрещивающиеся. Штрихи, точки
Зрительный ряд: изделия городецких мастеров, фотографии, открытки, таблицы изображением основных элементов (приложение 1)
Материалы: гуашь, кисти, бумага
Задание: упражнение 1,2 выполнить различные типы линий, основные элементов росписи, мазки различной формы (примечание: при выполнении линий кисть держать вертикально. При выполнении капелек применять примакивание кисти. Дуги, серпики, обводки выполнять кругообразным движением с легким нажимом кисти в середине движения)
Занятие 3. «Цветы»
«Бутон», «купавка», «розан». Этапы выполнения: подмалевок, теневка, оживка. Цвет.
Зрительный ряд: изделия городецких мастеров, фотографии, открытки, таблицы с поэтапным выполнением городецких цветов. (приложение 2)
Материалы: гуашь, кисти, бумага
Задание: выполнить тренировочные упражнения по написанию городецких цветов: «бутон», «купавка», «розан».
Занятие 4. «Листья и кустики»
Форма листьев. Этапы выполнения работы. Составление кустиков.
Зрительный ряд: изделия городецких мастеров, фотографии, открытки, таблицы с поэтапным выполнением городецких листьев и кустиков.(приложение 3)
Материалы: гуашь, кисти, бумага
Задание: выполнить тренировочные упражнения по написанию городецких листьев и кустиков
Занятие 5. «Городецкий букет»
Принципы построения композиции: розетка, букет, гирлянда. Варианты композиционного размещения узора. Характерные особенности построения композиции.
Зрительный ряд: изделия городецких мастеров, фотографии, открытки,
таблица примерами построения композиций (приложение 4),разрезной материал для составления композиций (приложение 5)
Материалы: гуашь, кисти, бумага
Задание: составить несколько вариантов композиций с помощью разрезного
материала и выполнить зарисовки наиболее удачных.
Занятие 6. «Городецкие птицы .Петушок»
Сюжеты с птицами. Городецкие птицы: петушок, голубь, павлин. кукушка, лебедь. Этапы выполнения.
Зрительный ряд: изделия городецких мастеров, фотографии, открытки, таблицы с поэтапным выполнением птицы на примере петушка.(приложение 6 )
Материалы: гуашь, кисти, бумага
Задание: выполнить зарисовку городецкого петушка по образцу (можно с использованием шаблона)
Занятие 7. «Конь вороной»
Сюжеты с изображением коня. Последовательность выполнения.
Зрительный ряд: изделия городецких мастеров, фотографии, открытки, таблицы с поэтапным выполнением коня .(приложение 7 )
Материалы: гуашь, кисти, бумага
Задание: выполнить зарисовку городецкого коня по образцу (можно с использованием шаблона)
Занятие 8. «Петушки и кони»
Повторение пройденного материала. Составление композиции.
Зрительный ряд: изделия городецких мастеров, фотографии, открытки, таблицы с изображением коней и птиц. Таблицы с поэтапным изображением петушка и коня, шаблоны (приложение 6, 7 )
Материалы: гуашь, кисти, бумага
Задание: составление (с помощью разрезных элементов) и зарисовка композиции с петушками или лошадками (по выбору) с цветами, листиками и т.д.
Занятие 9. «Рамки»
Особенности построения орнамента в полосе. Ритм .Законы симметрии.
Зрительный ряд: изделия городецких мастеров, фотографии, открытки, таблицы с образцами рамок (приложение 9 )
Материалы: гуашь, кисти, бумага
Задание: упражнение на выполнение орнамента в полосе
Раздел III. Выполнение творческого проекта росписи пластин.(10 часов)
Занятие 10,11,12,13. «Творческий проект «Городецкие мотивы»
Урок10.
Знакомство с различными породами древесины. Технология приготовления деревянной основы под роспись: выпиливание, шлифовка, грунтовка.
Зрительный ряд: изделия городецких мастеров, таблицы с изображением форм пластин. (приложение 8 )
Материалы: бумага, карандаш, ножницы.
Задание: изображение и выполнение выкроек форм пластин для выпиливания их из дерева.
Урок11.
Грунтовка деревянных заготовок. Поиск, составление композиции для росписи пластин. Перенос эскиза на кальку, а затем на деревянные заготовки.
Зрительный ряд: изделия городецких мастеров, таблицы с изображением форм пластин, таблицы с элементами городецкой росписи (приложения 1-8), таблица с изображением поэтапного изготовления изделия (приложение 9 )
Материалы: бумага, карандаш, гуашь, копировальная бумага, заготовки деревянных пластин.
Задание: загрунтовать гуашью деревянную пластину (по желанию), составить композицию для росписи и перенести ее на кальку. С помощью копировальной бумаги перенести композицию с кальки на деревянную поверхность.
Урок12.
Поиск цветового решения .Цветовые пятна. Выполнение подмалевка.
Зрительный ряд: изделия городецких мастеров, таблицы с элементами городецкой росписи (приложения 1-9).
Материалы: деревянные пластины, гуашь, кисти.
Задание: по предварительно нанесенному рисунку выполнить подмалевок основных фигур.
Урок13.
Теневка, разживка.
Зрительный ряд: изделия городецких мастеров, таблицы с элементами городецкой росписи (приложения 1-9).
Материалы: деревянные пластины, гуашь, кисти.
Задание: продолжить работу по выполнению росписи .Более темными красками выполнить «теневку» и помощью черного и белого цветов «разживку», а также различные дополнительные детали.
Занятие 14. «Лакировка»
Техника безопасности при выполнении лакировочных работ. Лакировка готовых изделий.
Материалы: кисти (поролон), расписные изделия.
Раздел IV. Выставки, беседы, обсуждение работ.(4 часа)
Занятие 15. «Подготовка к защите проекта, оформление работ»
Подготовка к защите проекта. Оформление выставки деревянных изделий и композиций на бумаге в актовом зале школы.
Занятие 16. «Выставка»
Защита проекта. Подведение итогов курса. Обсуждение, оценивание работ.
Учебно-тематический план
№ занятия | Тема | Формы занятий | Практическая часть | Кол-во час. |
Раздел I. Декор и орнамент ( 2 часа) |
1. | Вводное занятие. | Лекция с элементами беседы | Краткие записи основных терминов и понятий в тетрадь. Инструменты и материалы для работы. | 2 |
Раздел II. Техника мазка, азбука городецкой росписи ( 16 часов) |
2. | Основные элементы росписи. Постановка руки. | Комбинированное занятие | Повторение пройденного материала. Выполнение основных элементов росписи, мазков различной формы. | 2 |
3. | «Цветы» Этапы выполнения. | Практическая работа | Тренировочные упражнения по написанию городецких цветов: «бутон», «купавка», «розан». | 2 |
4. | «Листья и кустики» | Практическая работа | Тренировочные упражнения по написанию городецких листьев | 2 |
5. | «Городецкий букет». | Контрольная работа | Составление (с помощью разрезных элементов) и зарисовка композиции орнамента «гирлянда», «розетка» в заданном формате ( круг или квадрат). | 2 |
6. | «Городецкие птицы. Петушок» | Практическая работа | Разновидность городецких птиц. Зарисовка форм городецкого петушка по образцу (можно с использованием шаблона) | 2 |
7. | «Конь вороной» | Практическая работа | Зарисовка форм городецкого петушка по образцу (можно с использованием шаблона) | 2 |
8. | «Петушки и кони» | Контрольная работа | Составление (с помощью разрезных элементов) и зарисовка композиции с петушками или лошадками (по выбору). | 2 |
№ занятия | Тема | Формы занятий | Практическая часть | Кол-во час. |
9. | «Рамки» | Практическая работа | Упражнение на выполнение орнамента в полосе, применение рамок в работе. | 2 |
Раздел III. Выполнение творческого проекта росписи пластин.(10 часов) |
10. | Творческий проект «Городецкие мотивы». Роспись набора пластин для украшения интерьера. | Комбинированное занятие | Знакомство с различными породами древесины. Технология приготовления деревянной основы под роспись. Изображение и выполнение выкроек форм пластин для выпиливания их из дерева. | 2 |
11. | Практическая работа | Составление композиции для росписи пластин. Перенос эскиза на кальку, а затем на деревянные заготовки. Грунтовка. | 2 |
12. | Практическая работа | Выполнение подмалевка. Поиск цветового решения. | 2 |
13. | Практическая работа | Выполнение дополнительных деталей. Выполнение разживок, отводок. | 2 |
14. | Лакировка. | Практическая работа | Техника безопасности при выполнении лакировочных работ. Лакировка готовых изделий. | 2 |
Раздел IV. Выставки, беседы, обсуждение работ.(4 часа) |
15. | Подготовка к защите проекта, оформление работ к выставке. | Практическая работа | Оформление выставки деревянных изделий и композиций на бумаге в актовом зале школы | 2 |
16. | Выставка | Защита проекта | Подведение итогов курса. Обсуждение работ. | 2 |
Анализ и оценка работ
1. Уровень овладения приемами декоративной росписи
2. Творческий подход.
3. Выразительность придуманной композиции;
4. Цветовое решение
5. Аккуратность в выполнении работы.
Литература:
С.К.Жегалова «Русская народная живопись», М. «Просвещение», 1984г.
А.П.Рогов «Кладовая радости» ,М. «Просвещение», 1982 г.
Г.Н.Блинов «Чудо-кони, чудо-птицы», М., 1977г.
С.Ю. Афонькин «Орнаменты народов мира», С.-Петербург «Кристалл», 1998г.
О.И Круглова «Народная резьба и роспись по дереву», М.,1981
Ю.Г.Дорожкин «Городецкая роспись», М., «Мозаика-синтез», 2002г.
В.С.Кузин «Изобразительное искусство в начальной школе», «Дрофа»
Е.Крылова «Городец» иллюстративный материал, набор таблиц, разрезной материал для составления композиций., издательский дом «Первое сентября», 2007 г.
Приложение 1
Упражнения «Основные элементы росписи». ( постановка руки)
Упражнение 1 Упражнение 2
Приложение 2
Розаны, купавки, бутоны
Подмалёвка
Тенёвка
Оживка
Розан и ромашка
Бутон
Приложение 3
Городецкие листья и травка
Приложение 4
Приложение 5
Разрезной материал для составления композиций
Приложение 6
Городецкие птицы
Петух
Рисунок с помощью шаблона
Шаблоны
Поэтапное изображение петушка
Кукушка
Лебедь
Приложение 7
Приложение 8
Приложение 9
Приложение 10