Отчёт воспитательной деятельности за 2013-2014 учебный год
Не первый год функционирует воспитательная система, которая позволяет правильно и грамотно спланировать и организовать воспитательную деятельность как в школе в целом, так и в классе.
Воспитательная система школы строится на работе:
Организация ученического самоуправления
Организация профилактической работы
Система дополнительного образования
Внеклассная работа по предметам
МО воспитателей
Санитарно-просветительская и
оздоровительная работа (медики)
Система взаимодействия с окружающей средой
Изостудия им.В.В. Верещагина
Станция туристов
Районные газеты «Заря» и «Вестник»
Краеведческий Музей
Районная взрослая, детская библиотека
Детская спортивная школа
Станция юных техников
Школа «Искусств»
В основе организации воспитательного процесса положены:
1. принцип целостности
2.принцип взаимодействия личности и коллектива
3.принцип единства образовательной среды
4.принцип опоры на ведущую деятельность
Воспитатели – самая значимая категория организаторов воспитательного процесса в школе.
Работа воспитателей – целенаправленная, системная, планируемая деятельность, строящаяся на анализе предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно-ориентированного подхода с учётом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом и ситуации в классе. Основными понятиями являются личность, развитие, здоровье, нравственность, творчество.
Также при планировании и организации воспитательной работы в классах используются образовательные программы: А.И.Шемшуриной «Этическая грамматика», Г.К. Селевко «Сделай себя сам». Некоторые воспитатели адаптируют программы или создают свою программу развития классного коллектива.
Теоретические и практические вопросы воспитания рассматривались на МО воспитателей. В 2013-2014 учебном году были проведено несколько заседаний методического объединения воспитателей, на которых были рассмотрены следующие вопросы:1.«О законах духовно-нравственной жизни и о состоянии современного общества».
2.Изучения и апробация новых методик сформированности УУД с обучающимися первой ступени обучения.
3.«Духовно-нравственное развитие и воспитание в условиях перехода на ФГОС»
4.«Здоровье ребёнка - как важный фактор развития личности».
Обращаясь к анализу воспитательной деятельности классных коллективов, видно, что работа проводилась согласно, разработанному плану, где отражены Основные направления, которые являются стержнем воспитательной работы:
1.Спортивно-оздоровительное
2.Духовно-нравственное
3.Культурно-досуговое
4.Учебно-познавательное
5.Социально-трудовое
6.Социальное партнёрство с семьёй
Данные направления решали следующие воспитательные задачи:
1.Приобщать уч-ся к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры своего Отечества. Народа для формирования гражданственности и патриотизма.
2.Сформировать общечеловеческие нормы гуманистической морали. Культуру общения.
3.Воспитывать у уч-ся потребность поддерживать своё здоровье, вести здоровый образ жизни.
4.Воспитывать уважение к закону, нормам коллективной жизни, способствовать усилению роли семьи в воспитании детей.
5.Воспитывать положительное отношение к труду, как к высшей ценности в жизни.
6.Создать условия для формирования потребности к самоопределению, самореализации и активной жизненной позиции.
Воспитатели используют различные формы и методы работы. Я приведу наиболее актуальные, яркие и интересные.
1. Одним из приоритетных направлений воспитывающей деятельности является - спортивно-оздоровительное.
Большую роль в воспитании психически и физически здоровой личности играет пропаганда здорового образа жизни.
В младшем звене акцент был направлен на соблюдение правил личной гигиены и санитарии, также проведение бесед о безопасности на дорогах, в лесу, на воде, профилактики простудных заболеваний - наглядная агитация, кл.часы, викторины.
В течение всего года среди учащихся 5-х, 6-х классов также проводились различные формы работы на соблюдение правил личной гигиены. Профилактика курения, алкоголизма, наркомании и других асоциальных явлений; о необходимости рационального питания, «Туберкулёз и его профилактика», «Компьютер: за и против», «Поезд здоровья» «Пропускам уроков - НЕТ»
Среди 7-х –8-х и 9 класса – профилактика - суицида «Я выбираю жизнь», вредных привычек «Умей сказать нет», «Пивной фронт. За кем победа?» употребления ПАВ, санитарные рейды, встречи с известными людьми, и врачами-специалистами, мероприятия направленные на отсутствия пропусков уроков.
В спорте нам нет соперников, это вы и сами знаете. В помощь Виталлию Николаевичу ведётся работа и воспитателей.
Начальное звено: спортивные соревнования, подвижные игры, походы в лес, двигательно-оздоровительные физминутки, зарница.
5- 6 классы – утренняя зарядка, пробежки, кл.час «Физическая активность-путь к здоровью», подвижные игры, футбол, волейбол.
7-9 кл. – утренняя зарядка в т.ч. пробежки, и также футбол, волейбол. Учащиеся нашей школы со своим наставником приняли участие в огромном количестве городских, районных спортивных соревнованиях.
2. Следующим приоритетным направлением является духовно-нравственная деятельность.
В эту деятельность входят 3 блока которые формируют этическую культуру, правовую культуру и нравственные качества личности.
В начальном звене работа строилась на
Беседах «Бесконфликтное общение», «Об обидах и причинах обид», «Бережное отношение к девочкам – закон для мужчин»
Профилактике правонарушений среди подростков - «Поступки в моей жизни», «Нет - сквернословию»
В 5-6 классах – интересными были классные часы «Каковы сами-таковы и сами», деловая игра - «Люди существуют друг для друга» беседы о единых педагогических требованиях и нарушения режимных моментов, конкурс стенгазет по правам детей, конкурс «Неделя юбочек и галстуков», Власть и порядок в обществе»
В 7-8-х и 9 классе - работа проводилась по воспитанию сознательной дисциплины в классах, мероприятия по искоренению нарушений режима дня и дисциплины, дискуссия «Мои жизненные ценности», встречи с сотрудниками ПДН ОВД, беседы об уголовной ответственности учащихся.
Работа по патриотическому воспитанию особенно активизировалась в период проведения празднования 9 мая.
Встречи с ветеранами, уроки мужества, классные часы, Участие в совместных акциях района «Бессмертный полк», участие в митинге у «Мемориала Славы», акция «Твори добро», «Чистый обелиск», выходы в библиотеку, музей, где учащиеся познакомились с боевыми и трудовыми достижениями российского народа, жителей города и района.
3.Культурно – досуговое направление
Для формирования коллективной творческой активности, создание условий для проявления уч-ся инициативы и самостоятельности планово проводилась работа по культурно-досуговому направлению. В данном направлении хочется сказать о школьных традициях, это позволяет иметь «свой имидж». Традиции – это то, чем сильна школа, то, что делает её родной и неповторимой, близкой для тех, кто в ней учиться, и тех, кто учит.
Воспитатели вовлекали детей в работу творческих объединений, клубов, участия в праздниках и мероприятиях художественно-эстетической направленности.
Все коллективно-творческие дела делились на общешкольные, классные и групповые.
1-4 классы классные дни рождения, конкурс танца, день юмора и смеха, творческая мастерская «Задоринка», «Ярмарка поделок», спектакли. общешкольные мероприятия. К традициям относятся клубы: «Фантазёры», «Уроки общения».
5-6 классы – классные дни рождения, конкурс танца, конкурсы стихов, посвящённые Дню победы, «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались…». Посещения спектакля, участие в районном конкурсе «Чёрные кошки, общешкольные мероприятия
7-9 классы – конкурс танца, концертные программы, праздник «Самый счастливый день», общешкольные мероприятия, клуб «Этикет».
Все учащиеся удивляли своими выступлениями и за пределами школы свидетельством этому стали победы в городских и районных конкурсах, за что имеют множество наград и дипломов.
Кроме внеклассных мероприятий, в течение года воспитатели много организовывали экскурсии и походы. Данные формы работы всегда способствуют укреплению детского коллектива, развитию познавательных интересов, формированию активного самопознания.
4. Учебно-познавательное направление.
Продолжая работать в учебно-познавательной деятельности, мы повышали мотивацию к учёбе, развивали потребность в постоянном самообразовании, расширяли кругозор детей.
1-4 классы экологический фестиваль «Речки, реки и мря на земле, живут не зря», викторина «Книги – мои лучшие друзья», «Мы и окружающий мир», посещения выставки «Экзотические животные», конференция «Моё увлечение»
5-6 классы- «Самый пятёрочный дневник», «Ученик года» «Неболейка», «Учись учиться», клуб «Родничок», литературная игра «Пословица недаром молвится» индивидуальная работа и дополнительные консультации по учебным предметам.
7-9 классы- кл.час «Моя цель в 4 четверти», конкурсы «3 из 5», «Золотое перо» игра - «Никогда не поздно поумнеть», проектная деятельность, индивидуальная работа и дополнительные консультации по учебным предметам.
Дети, которые имели более высокий уровень развития по умственно – интеллектуальному развитию, нуждались в индивидуальном подходе в виде дополнительных занятий – кроссворды, ребусы, головоломки, познавательная литература.
5.Социально-трудовое направление.
Социально-трудовая деятельность ориентирована на формирование положительного отношения к труду, развитие потребности в творческом труде, и воспитание социально значимой целеустремлённости в трудовых делах, добросовестное отношение к выполнению поручений, профориентация.
1-4 классы – трудовые десанты «Сделаем наш дом уютным», дежурство в классах, спальнях, в столовой. просмотр фильмов о профессиях, «Трудом красив и славен человек», участие в проекте по благоустройству территории.
5-6 классы - трудовые десанты «Сделаем наш дом уютным», дежурство в классах, спальнях, в столовой, субботник, участие в проекте по благоустройству территории.
7-9 классы - трудовые десанты «Сделаем наш дом уютным», дежурство в классах, спальнях, в столовой, субботник, участие в проекте по благоустройству территории собеседование «Моё самоопределение», тестирование в рамках профориентации, беседа «Хочу, могу, надо».
6. Социальное партнёрство с семьёй.
Не менее важным направлением является сотрудничество с родителями.
С целью повышения педагогической культуры родителей, укрепления взаимодействия школы и семьи, усиления её воспитательного потенциала используются массовые, групповые, индивидуальные формы и методы работы. Многие воспитатели отмечают, что родители активно участвуют в жизни класса. Помогают в подготовке и проведении мероприятий, особенно это было видно в их массовом участии в проекте по благоустройству территории.
Воспитатели приглашали психолога с темами «Проблемы суицида в молодой среде», «На мир посмотрим добрыми глазами».
Выводы и рекомендации:
Адаптация первоклассников, пятиклассников прошла успешно, создан благоприятный психологический климат в обоих классах, коллективы сплочённые.
Велась индивидуальная работа по профилактике вредных привычек с учащимися, которые в этом были замечены.
Проводилась индивидуальная работа с учащимися, по проблемам учебной и поведенческой деятельности.
Исходя из анализа воспитательной работы, необходимо отметить, что в целом: поставленные задачи в 2013-2014 учебном году можно считать решенными.
На основе тех проблем, которые выделились в процессе работы, на новый учебный год запланировать:
1.Продолжать работать над поставленными задачами.
2.Так как много пропусков уроков по болезни. Продолжать обновлять и развивать систему работы по охране здоровья учащихся – с медиками, с родителями. Совершенствовать методы профилактики простудных заболеваний.
3. Развивать воспитательную деятельность учащихся, направленную на формирование нравственной культуры.
4.Активизировать индивидуальную работу с родителями и учащимися.
Создавать условия для взаимодействия школы и семьи по вопросам воспитания учащихся.