Воспитательная система в классном коллективе - необходимое условие для формирования личности
Воспитательная система в классном коллективе - необходимое условие для формирования личности
В последние годы значительно возрос интерес учителей и руководителей учебных заведений к использованию системного подхода в обучении и воспитании школьников, в управлении жизнедеятельностью образовательного учреждения. Появилось большое количество педагогических коллективов, требующих моделировать и создавать образовательные и воспитательные системы. Во многих случаях попытки оказываются удачными: применение системного подхода позволяет сделать педагогический процесс более целенаправленным, управляемым и, самое важное, эффективным.
Построение воспитательной системы в классном коллективе является не только желанием классного руководителя, но и необходимостью для формирования личности.
Для обоснования педагогической целесообразности создания воспитательной системы класса можно привести следующие аргументы:
- ребенок, являясь сложной целостной системой, должен развиваться в условиях целостного интегрированного воспитательного процесса, в котором все компоненты максимально взаимосвязаны;
- воспитательная система класса – это благоприятная среда жизнедеятельности и развития ребенка, эффективно содействующая его личностному росту;
- системный подход позволяет классному руководителю рационально распределить свои усилия при организации воспитательного процесса в классе;
- в процессе построения воспитательной системы формируется лицо класса, его неповторимый облик, что имеет немаловажное значение в развитии индивидуальности членов классного сообщества;
- воспитательная система класса позволяет расширить диапазон педагогического влияния на детей и процесс их развития.
Чтобы системно мыслить и действовать, надо, в первую очередь, иметь отчетливые представления о сущности воспитательной системы, ее структуре и основных компонентах.
Что же такое воспитательная система класса? Из каких компонентов она состоит?
Воспитательная система класса – это комплекс взаимодействующих компонентов, взаимосвязь и интеграция которых обусловливает формирование благоприятных условий для жизнедеятельности и развития членов классного сообщества.
Создатели теории воспитательных систем Л.И. Новикова, В.А. Караковский и Н.Л. Селиванова выявили компоненты воспитательной системы класса, которые следует отнести к разряду наиболее существенных и важных. Их оказалось пять:
1) индивидуально - групповой;
2) ценностно-ориентационный;
3) функционально-деятельностный;
4) пространственно-временной;
5) диагностико-результативный.
1.Индивидуально-групповой.
Этот компонент представляет собой сообщество детей и взрослых, объединенных совместной жизнедеятельностью в рамках учебного класса, и состоит:
- из классного руководителя;
- учащихся класса;
- родителей учащихся;
- педагогов и других взрослых, принимающих участие в воспитательном процессе и жизнедеятельности классного коллектива.
Ведущая роль в данном компоненте отводится классному руководителю, который является важнейшим звеном в воспитательной системе образовательного учреждения, основным механизмом реализации индивидуального подхода к воспитанникам.
Я считаю, что исключительную важность для реализации воспитательной системы имеет индивидуально - групповой компонент. Так как классный руководитель - самый необходимый человек для ребенка в современной школе. У него необычная миссия в жизни: не только руководить, направлять, но и воспитывать. Его предназначение - формирование личности ребенка, входящего в современный мир, помочь ему стать человеком, способным найти и достойно занять свое место в жизни. Классный руководитель - наставник и помощник подрастающего поколения, центральная фигура процесса воспитания.
Я как классный руководитель, главной своей задачей считаю, создание в классе единого коллектива детей, родителей, и других участников образовательного процесса. Родители не должны оставаться вне рамок процесса воспитательной системы. «Чужими» не могут быть и педагоги, работающие в этом классе. В своей работе стараюсь тесно сотрудничать с педагогами- предметниками, работающими в классах, индивидуально беседую с родителями "непослушных" детей, провожу совместные родительские собрания и это приносит результаты. «Ни один воспитатель,– по мнению А.С. Макаренко, – не имеет права действовать в одиночку, на собственный риск и на свою собственную ответственность. Должен быть коллектив воспитателей, и там, где воспитатели не соединены в коллектив и коллектив не имеет единого плана работы, единого тона, единого точного подхода к ребенку, там не может быть никакого воспитательного процесса».
Чтобы осуществляемая деятельность и ее влияние на развитие личности ребенка носили более целенаправленный и системный характер, работаю, применяя такие направления, как "Учение", "Нравственность", "Здоровье", "Досуг", планирование на год выстраиваю в соответствии с воспитательным планом лицея.
Развитию личности школьников также способствует формирование самодеятельных и самоуправленческих начал в жизни класса. В развитии классного коллектива особая роль принадлежит органу самоуправления. Председатель класса выбирается методом голосования всего коллектива на учебный год. По окончании года проводится классное собрание, на котором заслушиваются отчёты председателя и звеньевых о работе коллектива. При подготовке классных и общелицейских дел выбирается инициативная творческая группа с главным ответственным, которая распадается после выполнения проекта. Такая деятельность способствует вовлечению всех ребят в жизнь класса и сплачивает в работоспособный самоуправляемый коллектив.
Результатом эффективности функционирования классной воспитательной системы могут быть признаны следующие критерии:
- воспитанность учащихся;
- защищенность и комфортность ребенка в классе;
- удовлетворенность учащихся и их родителей жизнедеятельностью в классе;
- сформированность классного коллектива;
- репутация класса.
На пути к достижению поставленных целей вначале года и перспектив на будущее происходят постоянные изменения в жизнедеятельности классного коллектива, построении воспитательного процесса. Постепенно появляются и устанавливаются нормы и правила, которые принято соблюдать в данном классе и детьми, и взрослыми. Мы в нашем классе сформулировали и стараемся придерживаться заповедей жизни в классе
1. Познай себя – это интересно!
2. Сотвори себя – это необходимо!
3. Утверди себя – это возможно!
4. Прояви себя – это реально!
Спасибо за внимание!
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Воспитательная система в классном коллективе - необходимое условие для формирования личности»
Воспитательная система в классном коллективе - необходимое условие для формирования личности
В последние годы значительно возрос интерес учителей и руководителей учебных заведений к использованию системного подхода в обучении и воспитании школьников, в управлении жизнедеятельностью образовательного учреждения. Появилось большое количество педагогических коллективов, требующих моделировать и создавать образовательные и воспитательные системы. Во многих случаях попытки оказываются удачными: применение системного подхода позволяет сделать педагогический процесс более целенаправленным, управляемым и, самое важное, эффективным.
Построение воспитательной системы в классном коллективе является не только желанием классного руководителя, но и необходимостью для формирования личности.
Для обоснования педагогической целесообразности создания воспитательной системы класса можно привести следующие аргументы:
- ребенок, являясь сложной целостной системой, должен развиваться в условиях целостного интегрированного воспитательного процесса, в котором все компоненты максимально взаимосвязаны;
- воспитательная система класса – это благоприятная среда жизнедеятельности и развития ребенка, эффективно содействующая его личностному росту;
- системный подход позволяет классному руководителю рационально распределить свои усилия при организации воспитательного процесса в классе;
- в процессе построения воспитательной системы формируется лицо класса, его неповторимый облик, что имеет немаловажное значение в развитии индивидуальности членов классного сообщества;
- воспитательная система класса позволяет расширить диапазон педагогического влияния на детей и процесс их развития.
Чтобы системно мыслить и действовать, надо, в первую очередь, иметь отчетливые представления о сущности воспитательной системы, ее структуре и основных компонентах.
Что же такое воспитательная система класса? Из каких компонентов она состоит?
Воспитательная система класса – это комплекс взаимодействующих компонентов, взаимосвязь и интеграция которых обусловливает формирование благоприятных условий для жизнедеятельности и развития членов классного сообщества.
Создатели теории воспитательных систем Л.И. Новикова, В.А. Караковский и Н.Л. Селиванова выявили компоненты воспитательной системы класса, которые следует отнести к разряду наиболее существенных и важных. Их оказалось пять:
1) индивидуально - групповой;
2) ценностно-ориентационный;
3) функционально-деятельностный;
4) пространственно-временной;
5) диагностико-результативный.
1.Индивидуально-групповой.
Этот компонент представляет собой сообщество детей и взрослых, объединенных совместной жизнедеятельностью в рамках учебного класса, и состоит:
- из классного руководителя;
- учащихся класса;
- родителей учащихся;
- педагогов и других взрослых, принимающих участие в воспитательном процессе и жизнедеятельности классного коллектива.
Ведущая роль в данном компоненте отводится классному руководителю, который является важнейшим звеном в воспитательной системе образовательного учреждения, основным механизмом реализации индивидуального подхода к воспитанникам.
Я считаю, что исключительную важность для реализации воспитательной системы имеет индивидуально - групповой компонент. Так как классный руководитель - самый необходимый человек для ребенка в современной школе. У него необычная миссия в жизни: не только руководить, направлять, но и воспитывать. Его предназначение - формирование личности ребенка, входящего в современный мир, помочь ему стать человеком, способным найти и достойно занять свое место в жизни. Классный руководитель - наставник и помощник подрастающего поколения, центральная фигура процесса воспитания.
Я как классный руководитель, главной своей задачей считаю, создание в классе единого коллектива детей, родителей, и других участников образовательного процесса. Родители не должны оставаться вне рамок процесса воспитательной системы. «Чужими» не могут быть и педагоги, работающие в этом классе. В своей работе стараюсь тесно сотрудничать с педагогами- предметниками, работающими в классах, индивидуально беседую с родителями "непослушных" детей, провожу совместные родительские собрания и это приносит результаты. «Ни один воспитатель,– по мнению А.С. Макаренко, – не имеет права действовать в одиночку, на собственный риск и на свою собственную ответственность. Должен быть коллектив воспитателей, и там, где воспитатели не соединены в коллектив и коллектив не имеет единого плана работы, единого тона, единого точного подхода к ребенку, там не может быть никакого воспитательного процесса».
Чтобы осуществляемая деятельность и ее влияние на развитие личности ребенка носили более целенаправленный и системный характер, работаю, применяя такие направления, как "Учение", "Нравственность", "Здоровье", "Досуг", планирование на год выстраиваю в соответствии с воспитательным планом лицея.
Развитию личности школьников также способствует формирование самодеятельных и самоуправленческих начал в жизни класса. В развитии классного коллектива особая роль принадлежит органу самоуправления. Председатель класса выбирается методом голосования всего коллектива на учебный год. По окончании года проводится классное собрание, на котором заслушиваются отчёты председателя и звеньевых о работе коллектива. При подготовке классных и общелицейских дел выбирается инициативная творческая группа с главным ответственным, которая распадается после выполнения проекта. Такая деятельность способствует вовлечению всех ребят в жизнь класса и сплачивает в работоспособный самоуправляемый коллектив.
Результатом эффективности функционирования классной воспитательной системы могут быть признаны следующие критерии:
- воспитанность учащихся;
- защищенность и комфортность ребенка в классе;
- удовлетворенность учащихся и их родителей жизнедеятельностью в классе;
- сформированность классного коллектива;
- репутация класса.
На пути к достижению поставленных целей вначале года и перспектив на будущее происходят постоянные изменения в жизнедеятельности классного коллектива, построении воспитательного процесса. Постепенно появляются и устанавливаются нормы и правила, которые принято соблюдать в данном классе и детьми, и взрослыми. Мы в нашем классе сформулировали и стараемся придерживаться заповедей жизни в классе