kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Воспитательная система в классном коллективе - необходимое условие для формирования личности

Нажмите, чтобы узнать подробности

В последние годы значительно возрос интерес учителей и руководителей учебных заведений к использованию системного подхода в обучении и воспитании школьников, в управлении жизнедеятельностью образовательного учреждения. Появилось большое количество педагогических коллективов, требующих моделировать и создавать образовательные и воспитательные системы. Во многих случаях попытки оказываются удачными: применение системного подхода позволяет сделать педагогический процесс более целенаправленным, управляемым и, самое важное, эффективным.

Построение воспитательной системы в классном коллективе является не только желанием классного руководителя, но и  необходимостью для формирования личности.

Для обоснования педагогической целесообразности создания воспитательной системы класса можно привести следующие аргументы:

- ребенок, являясь сложной целостной системой, должен развиваться в условиях целостного интегрированного воспитательного процесса, в котором все компоненты максимально взаимосвязаны;

- воспитательная система класса – это благоприятная среда жизнедеятельности и развития ребенка, эффективно содействующая его личностному росту;

- системный подход позволяет классному руководителю рационально распределить свои усилия при организации воспитательного процесса в классе;

- в процессе построения воспитательной системы формируется лицо класса, его неповторимый облик, что имеет немаловажное значение в развитии индивидуальности членов классного сообщества;

- воспитательная система класса позволяет расширить диапазон педагогического влияния на детей и процесс их развития.

Чтобы системно мыслить и действовать, надо, в первую очередь, иметь отчетливые представления о сущности воспитательной системы, ее структуре и основных компонентах.

Что же такое воспитательная система класса? Из каких компонентов она состоит?

Воспитательная система класса – это комплекс взаимодействующих компонентов, взаимосвязь и интеграция которых обусловливает формирование благоприятных условий для жизнедеятельности и развития членов классного сообщества.

Создатели теории воспитательных систем Л.И. Новикова, В.А. Караковский и Н.Л. Селиванова выявили компоненты воспитательной системы класса, которые следует отнести к разряду наиболее существенных и важных. Их оказалось пять:

1) индивидуально - групповой;

2) ценностно-ориентационный;

3) функционально-деятельностный;

4) пространственно-временной;

5) диагностико-результативный.

1.Индивидуально-групповой.

Этот компонент представля­ет собой сообщество детей и взрослых, объединенных со­вместной жизнедеятельностью в рамках учебного класса, и состоит:

- из классного руководителя;

- учащихся класса;

- родителей учащихся;

- педагогов и других взрослых, принимающих участие в воспитательном процессе и жизнедеятельности классного коллектива.

Ведущая роль в данном компоненте отводится классному руководителю, который является важнейшим звеном в воспитательной системе образовательного учреждения, основным механизмом реализации индивидуального подхода к воспитанникам.

2. Ценностно-ориентационный.

Этот компонент включает следующие элементы:

- ключевая идея замысла системы;

- цель и задачи воспитания;

- перспективы жизнедеятельности классного сообщества;

- принципы построения воспитательной системы и жиз­недеятельности класса.

3. Функционально-деятельностный.

Этот компонент складывается из таких элементов:

- системообразующий вид деятельности, формы и методы организации совместной деятельности и общения;

- основные функции воспитательной системы;

- педагогическое обеспечение жизнедеятельности класс­ного сообщества и самоуправления в нем.

4. Пространственно-временной.

Данный компонент со­стоит из элементов:

- эмоционально-психологическая, духовно-нравствен­ная и предметно-материальная среда жизнедеятельности и развития учащихся;

- связи и отношения классного сообщества с другими общностями детей и взрослых;

- место и роль класса в воспитательном пространстве образовательного учреждения;

- этапы развития воспитательной системы. 

5. Диагностико-результативный.

Этот компонент вклю­чает следующие элементы:

-  критерии эффективности воспитательной системы;

-  методы и приемы изучения ее результативности;

-  формы и способы анализа, оценки и интерпретации полученных результатов.

Для исследования эффективности воспитательной системы класса используются следующие критерии:

- уровень воспитанности учащихся,

- уровень самооценки знаний, умений и качеств учащихся в области самосовершенствовании личности,

- удовлетворенность учащихся и их родителей жизнедеятельностью в школе,

- сформированность классного коллектива,

-  репутация класса,

-  проявление индивидуальности («лица») классной об­щности.

Я считаю, что исключительную важность для реализации воспитательной системы имеет индивидуально - групповой компонент. Так как классный  руководитель - самый необходимый человек для ребенка в современной школе. У него необычная миссия в жизни: не только руководить, направлять, но и воспитывать. Его предназначение - формирование личности ребенка, входящего в современный  мир, помочь ему стать человеком, способным найти и достойно занять свое место в  жизни. Классный руководитель - наставник и помощник подрастающего поколения, центральная фигура процесса воспитания.

Я как классный руководитель, главной своей задачей считаю, создание в классе единого коллектива детей, родителей, и других участников образовательного процесса. Родители не должны оставаться вне рамок процесса воспитательной системы. «Чужими» не могут быть и педагоги, работающие в этом классе. В своей работе стараюсь тесно сотрудничать с педагогами- предметниками, работающими в классах, индивидуально беседую с родителями "непослушных"  детей, провожу совместные родительские собрания и это приносит результаты.  «Ни один воспитатель,– по мнению А.С. Макаренко, – не имеет права действовать в одиночку, на собственный риск и на свою собственную ответственность. Должен быть коллектив воспитателей, и там, где воспитатели не соединены в коллектив и коллектив не имеет единого плана работы, единого тона, единого точного подхода к ребенку, там не может быть никакого воспитательного процесса».

Чтобы осуществляемая деятельность и ее влияние на развитие личности ребенка носили более целенаправленный и системный характер, работаю, применяя такие направления, как "Учение", "Нравственность", "Здоровье", "Досуг", планирование на год выстраиваю в соответствии с воспитательным планом лицея.

Развитию личности школьников также способствует формирование самодеятельных и самоуправленческих начал в жизни класса. В развитии классного коллектива особая роль принадлежит органу самоуправления. Председатель  класса выбирается методом голосования всего коллектива на учебный год. По окончании года проводится классное собрание, на котором заслушиваются отчёты председателя и звеньевых о работе коллектива. При подготовке классных и общелицейских  дел выбирается инициативная творческая группа с главным ответственным, которая распадается после выполнения проекта. Такая деятельность способствует вовлечению всех ребят в жизнь класса и сплачивает в работоспособный самоуправляемый коллектив.

Результатом  эффективности функционирования классной воспитательной системы могут быть признаны следующие критерии:

- воспитанность учащихся;

- защищенность и комфортность ребенка в классе;

- удовлетворенность учащихся и их родителей жизнедеятельностью в классе;

- сформированность классного коллектива;

- репутация класса.

На пути к достижению поставленных целей вначале года  и перспектив на будущее происходят постоянные изменения в жизнедеятельности классного коллектива, построении воспитательного процесса. Постепенно появляются и устанавливаются нормы и правила, которые принято соблюдать в данном классе и детьми, и взрослыми. Мы в нашем классе сформулировали и стараемся придерживаться заповедей жизни в классе

1. Познай себя – это интересно!

2. Сотвори себя – это необходимо!

3. Утверди себя – это возможно!

4. Прояви себя – это реально!

Спасибо за внимание!

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Воспитательная система в классном коллективе - необходимое условие для формирования личности»

Воспитательная система в классном коллективе - необходимое условие для формирования личности

В последние годы значительно возрос интерес учителей и руководителей учебных заведений к использованию системного подхода в обучении и воспитании школьников, в управлении жизнедеятельностью образовательного учреждения. Появилось большое количество педагогических коллективов, требующих моделировать и создавать образовательные и воспитательные системы. Во многих случаях попытки оказываются удачными: применение системного подхода позволяет сделать педагогический процесс более целенаправленным, управляемым и, самое важное, эффективным.

Построение воспитательной системы в классном коллективе является не только желанием классного руководителя, но и необходимостью для формирования личности.

Для обоснования педагогической целесообразности создания воспитательной системы класса можно привести следующие аргументы:

- ребенок, являясь сложной целостной системой, должен развиваться в условиях целостного интегрированного воспитательного процесса, в котором все компоненты максимально взаимосвязаны;

- воспитательная система класса – это благоприятная среда жизнедеятельности и развития ребенка, эффективно содействующая его личностному росту;

- системный подход позволяет классному руководителю рационально распределить свои усилия при организации воспитательного процесса в классе;

- в процессе построения воспитательной системы формируется лицо класса, его неповторимый облик, что имеет немаловажное значение в развитии индивидуальности членов классного сообщества;

- воспитательная система класса позволяет расширить диапазон педагогического влияния на детей и процесс их развития.

Чтобы системно мыслить и действовать, надо, в первую очередь, иметь отчетливые представления о сущности воспитательной системы, ее структуре и основных компонентах.

Что же такое воспитательная система класса? Из каких компонентов она состоит?


Воспитательная система класса – это комплекс взаимодействующих компонентов, взаимосвязь и интеграция которых обусловливает формирование благоприятных условий для жизнедеятельности и развития членов классного сообщества.

Создатели теории воспитательных систем Л.И. Новикова, В.А. Караковский и Н.Л. Селиванова выявили компоненты воспитательной системы класса, которые следует отнести к разряду наиболее существенных и важных. Их оказалось пять:


1) индивидуально - групповой;

2) ценностно-ориентационный;

3) функционально-деятельностный;

4) пространственно-временной;

5) диагностико-результативный.

1.Индивидуально-групповой.

Этот компонент представля­ет собой сообщество детей и взрослых, объединенных со­вместной жизнедеятельностью в рамках учебного класса, и состоит:

- из классного руководителя;

- учащихся класса;

- родителей учащихся;

- педагогов и других взрослых, принимающих участие в воспитательном процессе и жизнедеятельности классного коллектива.

Ведущая роль в данном компоненте отводится классному руководителю, который является важнейшим звеном в воспитательной системе образовательного учреждения, основным механизмом реализации индивидуального подхода к воспитанникам.

2. Ценностно-ориентационный.

Этот компонент включает следующие элементы:

- ключевая идея замысла системы;

- цель и задачи воспитания;

- перспективы жизнедеятельности классного сообщества;

- принципы построения воспитательной системы и жиз­недеятельности класса.

3. Функционально-деятельностный.

Этот компонент складывается из таких элементов:

- системообразующий вид деятельности, формы и методы организации совместной деятельности и общения;

- основные функции воспитательной системы;

- педагогическое обеспечение жизнедеятельности класс­ного сообщества и самоуправления в нем.

4. Пространственно-временной.

Данный компонент со­стоит из элементов:

- эмоционально-психологическая, духовно-нравствен­ная и предметно-материальная среда жизнедеятельности и развития учащихся;

- связи и отношения классного сообщества с другими общностями детей и взрослых;

- место и роль класса в воспитательном пространстве образовательного учреждения;

- этапы развития воспитательной системы. 

5. Диагностико-результативный.

Этот компонент вклю­чает следующие элементы:

-  критерии эффективности воспитательной системы;

-  методы и приемы изучения ее результативности;

-  формы и способы анализа, оценки и интерпретации полученных результатов.

Для исследования эффективности воспитательной системы класса используются следующие критерии:

- уровень воспитанности учащихся,

- уровень самооценки знаний, умений и качеств учащихся в области самосовершенствовании личности,

- удовлетворенность учащихся и их родителей жизнедеятельностью в школе,

- сформированность классного коллектива,

-  репутация класса,

-  проявление индивидуальности («лица») классной об­щности.

Я считаю, что исключительную важность для реализации воспитательной системы имеет индивидуально - групповой компонент. Так как классный  руководитель - самый необходимый человек для ребенка в современной школе. У него необычная миссия в жизни: не только руководить, направлять, но и воспитывать. Его предназначение - формирование личности ребенка, входящего в современный  мир, помочь ему стать человеком, способным найти и достойно занять свое место в  жизни. Классный руководитель - наставник и помощник подрастающего поколения, центральная фигура процесса воспитания.

Я как классный руководитель, главной своей задачей считаю, создание в классе единого коллектива детей, родителей, и других участников образовательного процесса. Родители не должны оставаться вне рамок процесса воспитательной системы. «Чужими» не могут быть и педагоги, работающие в этом классе. В своей работе стараюсь тесно сотрудничать с педагогами- предметниками, работающими в классах, индивидуально беседую с родителями "непослушных" детей, провожу совместные родительские собрания и это приносит результаты. «Ни один воспитатель,– по мнению А.С. Макаренко, – не имеет права действовать в одиночку, на собственный риск и на свою собственную ответственность. Должен быть коллектив воспитателей, и там, где воспитатели не соединены в коллектив и коллектив не имеет единого плана работы, единого тона, единого точного подхода к ребенку, там не может быть никакого воспитательного процесса».

Чтобы осуществляемая деятельность и ее влияние на развитие личности ребенка носили более целенаправленный и системный характер, работаю, применяя такие направления, как "Учение", "Нравственность", "Здоровье", "Досуг", планирование на год выстраиваю в соответствии с воспитательным планом лицея.

Развитию личности школьников также способствует формирование самодеятельных и самоуправленческих начал в жизни класса. В развитии классного коллектива особая роль принадлежит органу самоуправления. Председатель класса выбирается методом голосования всего коллектива на учебный год. По окончании года проводится классное собрание, на котором заслушиваются отчёты председателя и звеньевых о работе коллектива. При подготовке классных и общелицейских дел выбирается инициативная творческая группа с главным ответственным, которая распадается после выполнения проекта. Такая деятельность способствует вовлечению всех ребят в жизнь класса и сплачивает в работоспособный самоуправляемый коллектив.

Результатом эффективности функционирования классной воспитательной системы могут быть признаны следующие критерии:

- воспитанность учащихся;

- защищенность и комфортность ребенка в классе;

- удовлетворенность учащихся и их родителей жизнедеятельностью в классе;

- сформированность классного коллектива;

- репутация класса.

На пути к достижению поставленных целей вначале года и перспектив на будущее происходят постоянные изменения в жизнедеятельности классного коллектива, построении воспитательного процесса. Постепенно появляются и устанавливаются нормы и правила, которые принято соблюдать в данном классе и детьми, и взрослыми. Мы в нашем классе сформулировали и стараемся придерживаться заповедей жизни в классе

1. Познай себя – это интересно!

2. Сотвори себя – это необходимо!

3. Утверди себя – это возможно!

4. Прояви себя – это реально!


Спасибо за внимание!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Классному руководителю

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Аветикова Каринэ Федоровна

Дата: 26.03.2016

Номер свидетельства: 310157

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "«СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ  ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА ЧЕРЕЗ    РАБОТУ С РОДИТЕЛЯМИ»"
    ["seo_title"] => string(99) "sozdaniie-uslovii-dlia-formirovaniia-lichnosti-mladshiego-shkol-nika-chieriez-rabotu-s-roditieliami"
    ["file_id"] => string(6) "277189"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452855802"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "Концепция  воспитательной системы класса "
    ["seo_title"] => string(45) "kontsieptsiia-vospitatiel-noi-sistiemy-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "240884"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1445153632"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Рабочая программа воспитательной работы классного руководителя 6 класса "
    ["seo_title"] => string(78) "rabochaia-proghramma-vospitatiel-noi-raboty-klassnogho-rukovoditielia-6-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "242473"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1445458561"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(213) "Выступление на тему:  «Роль классного руководителя в организации  гражданско-патриотического воспитания учащихся» "
    ["seo_title"] => string(127) "vystuplieniie-na-tiemu-rol-klassnogho-rukovoditielia-v-orghanizatsii-ghrazhdansko-patriotichieskogho-vospitaniia-uchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "189380"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1426874686"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Отчёт воспитательной деятельности за 2013-2014 учебный год. "
    ["seo_title"] => string(67) "otchiot-vospitatiel-noi-dieiatiel-nosti-za-2013-2014-uchiebnyi-ghod"
    ["file_id"] => string(6) "203052"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1429381870"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства