Автономия учащихся в учебной деятельности(отчёт кафедры)
Автономия учащихся в учебной деятельности(отчёт кафедры)
Ежегодно в конце учебного года члены кафедры подводят итоги своей работы за год. Данная статья представляет работу, направленную на автономию учащихся в учебной деятельности как образовательную цель педагогов по совершенствованию учебно-воспитательного процесса в школе с углублённым изучением иностранных языков
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Автономия учащихся в учебной деятельности(отчёт кафедры) »
Автономия учащихся в учебной деятельности по овладению иностранным языком – образовательная цель педагогов кафедры немецкого, французского, испанского, польского языков МБОУ СОШ № 8 города Смоленска с углублённым изучением иностранных языков
Вся деятельность педагогического коллектива кафедры, объединяющей в своём составе 8 высококвалифицированных педагогов, имеющих высшее специальное образование (1 Почётный работник общего образования, 1 награждён Грамотой Министерства образования, 1 Грамотой Управления образования Администрации Смоленской области, 3 Грамотой управления образования Администрации г. Смоленска), была направлена за прошедшие годы на достижение поставленной цели – формировать коммуникативную компетенцию, общую культуру обучаемых средствами иностранного языка, воспитывать чувства патриотизма и гражданственности, способствовать становлению конструктивно думающей, свободной и динамичной в своих поступках личности, способной интегрироваться в систему мировой и национальных культур стран изучаемого языка.
В работе педагогов утвердился личностно-ориентированный подход к обучению, предусматривающий направленность на развитие личности обучаемого и всестороннюю подготовку его к непрерывному процессу САМОобразования, САМОразвития и САМОсовершенствования в течение всей жизни.
Современные программы по иностранным языкам требуют развития автономии учащихся в учебной деятельности, чего невозможно добиться лишь постановкой данной цели, и идти к ней семимильными шагами. Это долгий, пошаговый путь поиска новых форм и методов работы, путь исканий и творчества.
После получения учебным заведением статуса школы сначала с углублённым изучением английского языка, а затем иностранных языков, образовательную ситуация кафедры составляют не только стабильный коллектив, но и сложившиеся традиции обучения. Меняющееся за последние годы соотношение изучаемых в школе иностранных языков в пользу английского, мы рассматриваем как объективную тенденцию, которая обусловлена геополитическими и социально-экономическими факторами и характерна не только для нашего учебного заведения, но и России в целом, многих других стран. Отрадно отметить, что эта тенденция не привела к вытеснению из школы немецкого и французского языков, а наоборот.
Был введен и испанский язык как второй иностранный, факультативно изучается польский. Педагоги кафедры успешно применяли и применяют на практике созданные и рекомендованные Министерством образования УМК
нового поколения по немецкому, французскому, испанскому языкам, предусматривающие особенности изучения этих языков с опорой на английский как первый иностранный, на уже сформированные специальные учебные умения.
Для достижения высоких показателей качества успеваемости (70 – 100%) мы руководствовались основными направлениями инновационной работы:
- реализацией нового подхода к освоению ИЯ, обеспечивающему свободную ориентацию в знаниях и образовательную основу для перемены деятельности и постановки проблемных задач;
- культивированием широкой гуманитарной эрудиции, включающей не только знания словесности, но культуры и искусства, традиций стран изучаемого языка;
- созданием условий для применения осваиваемых знаний и компетенций;
- уделением особого внимания личностно-ориентированным технологиям.
На кафедре приветствуется плюрализм методов обучения, однако главными теоретическими основами все последние годы оставался деятельностный подход к изучению иностранного языка, формирование прочных знаний, умений и навыков, гуманистическое развитие личности, автономия учащихся в учебной деятельности.
Педагоги кафедры постоянно работают над совершенствованием своего профессионального мастерства и ведут его мониторинг, проводились опросы по теме "Педагог в современной школе", составлялись карты наблюдения и оценки урока – смотра знаний. По согласованию с членами кафедры в начале нового учебного года выбирается и утверждается тема, которая согласуется с методической темой всего коллектива учебного заведения и учитывает общую методическую тему учителей иностранного языка города. Все педагоги имеют свои комплексно-целевые планы саморазвития, по которым регулярно отчитываются на заседаниях кафедры, проводят открытые уроки и внеклассные мероприятия.
За прошедшие годы были разработаны и велись элективные курсы предпрофильной подготовки "Деловой немецкий" и "Технология перевода"
для классов, углублённо изучавших немецкий и французский языки.На кафедре работают две творческие группы и мастер-классы учителей высшей категории (Бенцман Г.А., Колеошкина Н.Ф.). Учителя активно сотрудничали с областным институтом развития образования, давали открытые уроки для учителей города и области, являлись методистами по организации педпрактики студентов Смоленского педколледжа и Смоленского Государственного университета.
Колеошкина Н.Ф. на протяжении трёх лет возглавляла Государственную Аттестационную комиссию отделения "Немецкий язык" в Смоленском педколледже. Члены кафедры участвовали в Городском конкурсе "Лучший педагог года", проводили предметные недели и Декады иностранных языков, были участниками школьных недель социального партнёрства и педагогического мастерства.
Обновление целей и содержания обучения требовало постоянного
использования в работе новых педтехнологий и современных методик обучения, рассмотрения всевозможного спектра вопросов на заседаниях кафедры.
Проводимая на протяжении долгих лет диагностика и мониторинг успеваемости обучаемых позволяют сделать вывод, что работа кафедры обеспечивала и обеспечивает не только полноценное личностное, социальное, культурное развитие обучаемого, но и его готовность к дальнейшему автономному САМОобразованию.
Последний компонент содержания образования особенно важен для динамично развивающегося общества, в котором каждый должен уметь самостоятельно оценивать себя, принимать решения, определять содержание своей деятельности и находить средства её реализации.
Сегодня мы отмечаем, что овладение ИЯ в основном мотивируется внешними факторами, однако эффективность самообучения зависит от сформированности внутренних мотивов.
Этим владеют, к сожалению, не все наши ученики. Педагоги продолжают уделять неослабное внимание усилению внутренней мотивации школьников стараясь разнообразить учебный процесс. Мы полагаем, что их самостоятельная работа во многом определяет конечный результат труда учителей и является залогом успешности непрерывного образования.
Учащиеся, изучавшие немецкий и французский языки неоднократно выходили за прошедшие десять лет призёрами и дипломантами городских конкурсов-калейдоскопов "Иностранный язык в моей жизни", "Европа – наш общий дом", "Мой любимый иностранный ", "Шансониада", "Виват, Франция", конкурсов сочинений на французском языке, Городских Дней науки, олимпиад по французскому языку.
Нашими ближайшими целями мы считаем обновление лингвистического образования; внедрение новых педтехнологий и методик обучения ИЯ, способствующих интеллектуальному и эмоциональному развитию обучаемых, их творческих способностей; формирование психологического, коммуникативного и методологического компонентов, способствующих развитию внутренней мотивации обучаемых, направленной на осуществление автономизации в обучении иностранным языкам; постоянную и продуктивную работу педагогов кафедры над повышением уровня своего самообразования.