- творческое решение учебных и практических задач;
- сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям; самостоятельное выполнение различных творческих работ, участие в проектной деятельности;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных;
- самостоятельная организация учебной деятельности;
- оценивание своего поведения, черт своего характера, своего физического и эмоционального состояния;
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Образовательная программа "Изобразительная деятельность"»
Муниципальное образовательное
учреждение дополнительного образования детей
«Центр эстетического воспитания детей»
УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУДОД
«Центр эстетического воспитания детей»
_________ Е.И.Давыдова
«____»__________20___г
ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
ДЛЯ 1 КЛАССА
вЫПОЛНИЛА: КОРОБКОВА Л.А.,
ПЕДАГОГ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
МОУДОД «ЦЕНТР ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ»
г.САРАНСК
САРАНСК 2015
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая учебная программа по предмету «Изобразительной деятельности» для _1__ класса составлена на основе Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 №ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации», Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ № 1897 от 17.12.2010 г.), Рабочая программа по ОБЖ конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, является основой для определения перечня учебного оборудования и приборов, необходимых для качественной организации образовательного процесса.
Ориентируясь на решение задач образования школьников в области художественной деятельности настоящая программа в своем предметном содержании направлена на:
- реализацию принципа вариативности, который лежит в основе планирования учебного материала в соответствии с материально-технической оснащенностью учебного процесса.
- реализацию принципа достаточности и сообразности, определяющего распределение учебного материала;
- соблюдение дидактических правил от известного к неизвестному и от простого к сложному, которые лежат в основе планирования учебного содержания в логике поэтапного его освоения, перевода учебных знаний в практические навыки и умения, в том числе и в самостоятельной деятельности;
- расширение межпредметных связей, ориентирующих учителя во время планирования учебного материала на то, чтобы учитывать задачу формирования целостного мировоззрения обучающихся, всестороннее раскрытие взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов;
Общая характеристика учебного предмета
«Изобразительная деятельность
Рабочая программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности.
В этом направлении приоритетами для учебного предмета являются:
- использование для познания окружающего мира различных методов наблюдения и моделирования;
- творческое решение учебных и практических задач;
- сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям; самостоятельное выполнение различных творческих работ, участие в проектной деятельности;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных;
- самостоятельная организация учебной деятельности;
- оценивание своего поведения, черт своего характера, своего физического и эмоционального состояния;
НАПРАВЛЕННОСТЬ – художественное творчество.
Занятия различными видами изобразительной деятельности очень полезны для всех детей. В изобразительной деятельности ребенок самовыражается, пробует свои силы и совершенствует свои способности. Она доставляет ему удовольствие, но прежде всего, обогащает его представления о мире.
ПРОГРАММА ОРИЕНТИРОВАНА НА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА (6-7ЛЕТ).
ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ – 36 ЧАСОВ.
РЕЖИМ РАБОТЫ. Занятия целесообразно проводить один раз в неделю по одному учебному часу.
Ребенок младшего школьного возраста имеет небольшой опыт в освоении образного языка искусства. Его нужно очень многому научить: умению наблюдать, пользоваться различными художественными материалами, выражать свои мысли через изображение и т.п. Овладеть и развить творческие способности маленького художника помогает программа кружка по изобразительной деятельности. На занятиях младший школьник активно развивает творческое воображение, фантазию, цветовосприятие, образное мышление, получает навыки полноценного общения.
Реализация программы кружка основана на приобщение детей к миру прекрасного, развитие активного интереса к изобразительному искусству. Возрастные и психологические особенности детей младшего школьного возраста позволяют ставить перед ними посильно сложные изобразительные задачи: передавать в рисунках, аппликации предметы разнообразных форм, величины, пропорции. Необходимо уделять особое внимание развитию у детей цветового восприятия, которое очень важно как для сюжетного, так и для декоративного рисования.
На занятиях рисования дети также научаются бережно относиться к художественным материалам, у них формируются навыки культуры трудовой деятельности: планирование будущей работы, самоконтроль за своими действиями в процессе выполнения работы. Стремление достичь качественных результатов говорит об их настойчивости, способности к преодолению трудности. При выполнении коллективных работ дети обучаются способам сотрудничества: договариваются об этапах работы над общей композицией рисунка, аппликации
Обучение техническим навыкам и умениям направлено на использование различных приемов с учетом выразительных свойств материалов, особенностей изображаемого образа.
Личностными результатами освоения обучающимися
классов _1___ класса предмета «художественная деятельность являются:
• проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной деятельности
• выражение желания учиться и трудится для удовлетворения текущих и перспективных потребностей
• развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
• самооценка способностей
• становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности;
• планирование образовательной и профессиональной карьеры;
• осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации
• проявление мышления при организации своей деятельности;
• самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере художественной деятельности
Метапредметными результатами освоения обучающимися ___1_ класса предмета «Технология» являются:
• алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
• определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;
• проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе художественной деятельности
• поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;
• самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ
• приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию творческого решения; отражение результатов своей деятельности;
• выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость
• сагласование и координация совместной познавательной деятельности с другими ее участниками;
• объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;
• оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;
• диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям;
• обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;
• соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;
• соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.
Предметными результатами освоения обучающимися ____1_ класса программы «художественная деятельность» являются:
В познавательной сфере:
• рациональное использование учебной и дополнительной информации для проектирования и создания объектов труда
• классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии, информации, объектов живой природы и социальной среды
• владение способами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;
• применение элементов прикладной экономики при обосновании технологий и проектов.
В трудовой сфере:
• планирование технологического процесса и процесса труда;
• подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии;
• соблюдение норм и правил безопасности труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;
• соблюдение трудовой и технологической дисциплины;
• обоснование критериев и показателей качества промежуточных и конечных результатов труда
• выбор и использование кодов, средств и видов представления технической и технологической информации и знаковых систем в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;
• подбор и применение инструментов, приборов и оборудования в технологических процессах с учетом областей их применения;
• выраженная готовность к труду в сфере материального производства или сфере услуг;
• согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности;
• осознание ответственности за качество результатов труда;
• дизайнерское проектирование изделия или рациональная эстетическая организация работ;
• моделирование художественного оформления объекта труда и оптимальное планирование работ;
В физиолого-психологической сфере
• сочетание образного и логического мышления в процессе художественной деятельности
МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ
На занятиях используются игры и игровые приемы, которые создают непринужденную творческую атмосферу, способствуют развитию воображения.
Частично-поисковый метод направлен на развитие познавательной активности и самостоятельности. Он заключается в выполнении небольших заданий, решение которых требует самостоятельной активности (работа со схемами, привлечение воображения и памяти).
Метод проблемного изложения направлен на активизацию творческого мышления, переосмысление общепринятых шаблонов и поиск нестандартных решений.
Большое внимание уделяется творческим работам. Это позволяет соединить все полученные знания и умения с собственной фантазией и образным мышлением, формирует у ребенка творческую и познавательную активность.
ВЫХОД ПРОГРАММЫ. Участие в выставках и конкурсах рисунков, украшение интерьера школы к праздникам, родительским собраниям, др. Кроме того, кружок позволяет обучающимся развивать практические изо-навыки, что способствует усвоению программного материала по изобразительному искусству.
Одним из важных условий реализации данной программы является создание необходимой материальной базы и развивающей среды для формирования творческой личности ребенка.
Развивающая среда в изостудии, если она построена согласно принципам, предполагает решение следующих воспитательно-образовательных задач:
- обеспечение чувства психологической защищенности – доверия ребенка к миру, радости существования; - формирование творческого начала в личности ребенка; - развитие его индивидуальности; - формирование знаний, навыков и умений, как средства полноценного развития личности; - сотрудничество с детьми.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ - развитие художественно-творческих способностей младших школьников посредством изобразительной деятельности.
ЗАДАЧИ:
Содействие овладению элементарными навыками и умениями изобразительной деятельности, усвоению знаний о разнообразных материалах, используемых на занятиях рисованием;
ознакомление детей с нетрадиционными техниками изображения, их применением, выразительными возможностями, свойствами изобразительных материалов;
содействие формированию специальных графических умений и навыков (элементарные смешения цветов, формировать навыки размещения изображения в зависимости от листа бумаги);
создание условий для формирования творческой активности, художественного вкуса;
развитие мелкой моторики, зрительной памяти, глазомера;
формирование чувства цвета;
воспитание выдержки, волевого усилия, способности быстро переключать внимание;
содействовать формированию обычных учебных умений и навыков (правильно сидеть за партой, правильно организовать свое учебное место, держать лист бумаги, размещать на нем изображение);
Программа носит инновационный характер, так как в системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития творчества детей: кляксография, граттаж, набрызг, монотипия, рисование отпечатком руки, пальцев, рисование с использованием природного материала, тампонированием, техника по-сырому, рисование по точкам, рисование листьями, рисование примакиванием, рисование ладошками.
Усложнение обучения нетрадиционными техниками рисования учащихся происходит в следующих направлениях:
- от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов и далее к сюжетному рисованию;
- от применения наиболее простых видов нетрадиционной техники изображения к более сложным;
- от применения в рисунке одного вида техники к использованию смешанных техник изображения;
- от индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетов.
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ, заложенные в основу творческой работы:
- Принцип творчества (программа заключает в себе неиссякаемые возможности для воспитания и развития творческих способностей детей); - Принцип научности (детям сообщаются знания о форме, цвете, композиции и др.); - Принцип доступности (учет возрастных и индивидуальных особенностей); - Принцип поэтапности (последовательность, приступая к очередному этапу, нельзя миновать предыдущий); - Принцип динамичности (от самого простого до сложного); - Принцип сравнений (разнообразие вариантов заданной темы, методов и способов изображения, разнообразие материала); - Принцип выбора (решений по теме, материалов и способов без ограничений); - Принцип сотрудничества (совместная работа родителями);
Содержание курса
№ занятия
Тема занятия
Содержание. Вид деятельности. Техника выполнения
Кол часов
1
«Воздушные шарики»
Рисование с натуры и по представлению
1 час
2
Простые очертания
Обводка лекало раскраски
1 час
3, 4
Разнообразные листья
Обводка по контуру, рисование по памяти
2 часа
5
«Мои любимые краски»
Рисование с натуры
1 час
6, 7
«Овощи и фрукты»
Рисование с натуры и по представлению
2 часа
8
«Разноцветные пятна»
Рисование с заданием
1 час
9
«Мир полон украшений»
Рисование по памяти
1 час
10
«Дождик идёт»
Рисование по представлению
1 час
11, 12
Красавица-зима
Рисование с натуры и по представлению
2 часа
13, 14
Новогодняя Ёлка
Рисование по представлению
2 часа
15
Праздничный салют
Рисование по представлению
1 час
16, 17
«Праздничный сказочный дворец»
Рисование с фантазией
2 часа
18
«Постройки бывают разные»
Аппликация из кусочков бумаги
1 час
19, 20
«Современные машины»
Рисование по представлению
2 часа
21, 22, 23
Любимые игрушки
Рисование с натуры по представлению
3 часа
24, 25
Наши друзья животные
Рисование с натуры и по представлению
2 часа
26, 27
«Моя любимая сказка»
Рисование по представлению
2 часа
28
«Солнышко»
Рисование по представлению
1 час
29
Разноцветные жуки
Рисование по представлению
1 час
30
Разные птицы
Рисование по представлению
1 час
31, 32
Весенние цветы
Рисование и вырезание из бумаги, наклеивание
2 часа
33
Сказочные рыбки
Рисование с натуры и по представлению
1 час
34
Здравствуй, лето
Рисование с натуры и по представлению
1 час
35
Деревья рисунок с натуры
Рисование с натуры
1 час
36
Итоговое занятие
Итоговая выставка
1 час
ИТОГО:
36 ч.
4.Календарно-тематическое планирование
№
Время проведения занятия.
Тема занятия
Содержание
Кол- во
часов
1
Сентябрь
Воздушные шарики
Рисование с натуры и по представлению
1ч
2
Простые очертания
Обводка лекало раскраски
1ч
3
Разнообразные листья
Обводка по контуру, рисование по памяти
1ч
4
Разнообразные листья
Обводка по контуру, рисование по памяти
1ч
5
Октябрь
«Мои любимые краски»
Рисование с натуры
1ч
6
Овощи и фрукты»
Рисование с натуры и по представлению
1ч
7
Овощи и фрукты»
Рисование с натуры и по представлению
1ч
8
«Разноцветные пятна»
Рисование с заданием
1ч
9
Ноябрь
«Мир полон украшений»
Рисование по памяти
1ч
10
Дождик идёт
Рисование по представлению
1ч
11
Красавица-зима
Рисование с натуры и по представлению
1ч
12
Красавица-зима
Рисование с натуры и по представлению
1ч
13
Декабрь
Новогодняя Ёлка
Рисование по представлению
1ч
14
Новогодняя Ёлка
Рисование по представлению
1ч
15
Праздничный салют
Рисование по представлению
1ч
16
Праздничный сказочный дворец
Рисование с фантазией
1ч
17
Январь
Праздничный сказочный дворец
Рисование с фантазией
1ч
18
«Постройки бывают разные»
Аппликация из кусочков бумаги
1ч
19
«Современные машины»
Рисование по представлению
1ч
20
Феврвль
«Современные машины»
Рисование по представлению
1ч
21
Любимые игрушки
Рисование с натуры по представлению
1ч
22
Любимые игрушки
Рисование с натуры по представлению
1ч
23
Любимые игрушки
Рисование с натуры по представлению
1ч
24
Март
Наши друзья животные
Рисование с натуры и по представлению
1ч
25
Наши друзья животные
Рисование с натуры и по представлению
1ч
26
«Моя любимая сказка»
Рисование по представлению
1ч
27
«Моя любимая сказка»
Рисование по представлению
1ч
28
Апрель
Солнышко
Рисование по представлению
1ч
29
Разноцветные жуки
Рисование по представлению
1ч
30
Разные птицы
Рисование по представлению
1ч
31
Весенние цветы
Рисование и вырезание из бумаги, наклеивание
1ч
32
Май
Весенние цветы
Рисование и вырезание из бумаги, наклеивание
1ч
33
Сказочные рыбки
Рисование с натуры и по представлению
1ч
34
Здравствуй, лето
Рисование с натуры и по представлению
1ч
35
Деревья
Рисунок с натуры
1ч
36
Итоговое занятие
Подведение итовов выставка
1 ч.
ИТОГО:
36ч.
5.Учебно-методическое обеспечение
Для реализации учебно-воспитательного процесса программа укомплектована методическими, дидактическими и демонстрационными материалами.
Методические материалы – разработки учебных занятий, познавательных игр и викторин.
Дидактические материалы – тесты на проверку знаний по отдельным темам и итогам изучения программы. Словари художественных терминов, литература.
Презентации к темам «Виды изобразительного искусства», «Роспись русских мастеров», «Мордовские обычаи, обряды и праздники», альбомы заданий по росписи, народной игрушке, орнаменту.
В качестве демонстрационного материала собрана небольшая библиотека книг по изобразительному искусству, подобраны репродукции художественных произведений. Имеются фотографии растений, животных, архитектурных сооружений, образцы работ по темам.
6.Материально-техническое оснащение
Занятия проводятся в кабинете, оборудованном по назначению. В нем имеются учительский стол, ученические парты и стулья, магнитная доска, магниты.
Для уроков с использованием видео-материалов, мультимедиа есть телевизор и DVD- плеер.
МАТЕРИАЛЫ И ИНСТРУМЕНТЫ, необходимые для работы:
1. Бумага разного формата и цвета. 2. Акварельные краски. 3. Тушь разноцветная 4. Гуашь. 5. Восковые мелки. 6. Трубочки для коктейля. 8. Ванночки с поролоном. 9. Баночки для воды. 10. Кисти круглые и плоские разного размера. 11. Салфетки. 12. Мягкие карандаши, ластики, бумага для эскизов. 13. Клей ПВА. 14. Аптечный парафин или восковые свечи.
7.Планируемые результаты освоения курса
К концу учебного года обучающиеся должны знать:
названия основных и составных цветов и элементарные правила их смешивания;
применение орнамента в жизни, его значение в образе художественной вещи;
основные жанры изобразительного искусства (пейзаж, портрет, натюрморт);
название материалов и инструментов и их назначение;
правила безопасности и личной гигиены.
Обучающиеся должны уметь:
правильно держать кисточку, карандаш, выполнять ими формообразующие движения; пользоваться изобразительными материалами (гуашевые и акварельные краски, восковые мелки, фломастеры, цветные карандаши и т. д.);
определять теплые и холодные, темные и светлые цвета и их оттенки;
получать простые оттенки (от основного к более светлому);
рисовать от руки простые фигуры (круги, квадраты, треугольники, овалы и т. д.);
рисование предметы с натуры и по представлению, передавая характерные особенности (форму, строение, цвет);
изображать предметы крупно, полностью используя лист бумаги.
Основная форма занятия – практическая творческая изо-деятельность ребёнка. Занятия носят как коллективные, так и индивидуальные формы работы.
Список источников
1.Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 01.12.2011, регистрационный номер 19644).
2.Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 309-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта".
3.Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" План действий по модернизации общего образования на 2011 - 2015 годы (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2010 г. № 1507-р).
4.Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений.
5.Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников Приказ Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106 "Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников" 6.СанПиН 2.4.2. 2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях".
7.Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы "Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования СанПиН 2.4.4.1251-03" (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. № 27, зарегистрированы в Минюсте России 27 мая 2003 г., регистрационный номер 4594).
8.Приказ Минобрнауки России от 27 декабря 2011 г. № 2885 "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/2014 учебный год".
9.Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2013/2014 учебный год.
10.Смирнов Д.В., Тимофеев А.А., Горский В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. М.: Просвещение. 2011;
11.«Нетрадиционная техника изодеятельности в школе» - 2007г. В.Л. Стрелкина Флористика, 2003г.
12.Учебник «Учись рисовать и лепить», М.: Просвещение, 1998г.
13.«Чудесная мастерская» - 3 учебника для начальной школы - М.Н. Конышева - 2000г.
14.В. В. Ячменёва. Занятия и игровые упражнения по художественному творчеству с детьми 7-14 лет, М, 2003
ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ
26. http://standart.edu.ru [Сайт Федерального Государственного образовательного стандарта];