Программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению "Волшебная палитра"
Программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению "Волшебная палитра"
Программа внеурочной деятельности «Изостудия «Волшебная палитра» является программой общекультурного направления. Её реализация способствует достижению результатов, обозначенных Федеральным государственным образовательным стандартом нового поколения. Согласно ФГОС НОО изучение изобразительного искусства в начальной школе должно быть направлено на достижение следующих целей: развитие способности к творческому самовыражению; освоение первичных знаний о мире пластических искусств; овладение умениями, навыками, способами художественной деятельности; воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений изобразительного искусства; знакомство с героическим прошлым России, ее культурой и историей, воспитание любви к родной природе, своему народу, Родине.
Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.
Актуальность программы обусловлена социальным заказом родителей и пожеланиями детей на основе проведённого анкетирования. Программа внеурочной деятельности «Изостудия «Волшебная палитра» направлена на формирование духовной культуры средствами художественно - творческой изобразительной деятельности, которая дает возможность не только отстраненно воспринимать духовную культуру, но и непосредственно участвовать в ее созидании на основе эмоционального и интеллектуального включения в создание визуального образа мира.
Заниматься с ребёнком художественной деятельностью — это значит активно способствовать его всестороннему гармоничному развитию.
Программа «Изостудия «Волшебная палитра» рассчитана на обучающихся 3 – 5 классов, увлекающихся изобразительным искусством и художественно – творческой деятельностью. Занятия проходят во внеурочное время один раз в неделю. Занятия проводятся в кабинете, оборудованном мольбертами, что позволяет обеспечить обучающимся смену привычной школьной обстановки: дети имеют возможность стоять за мольбертом, при необходимости свободно передвигаться в пространстве кабинета. В кабинете предусмотрена свободная от мебели зона для проведения коллективных игровых занятий.
Цель программы: развитие мотивации личности к познанию и творчеству через приобщение к изобразительному искусству, развитие эстетической отзывчивости, как основы образовательных запросов и потребностей детей к саморазвитию.
Поставленная цель достигается посредством решения следующих задач:
- создать условия для развития природных задатков и способностей обучающихся, помогающих достижению успеха в пластических видах искусства, для развития эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира;
- продолжить работу по расширению кругозора и формированию представления у обучающихся о роли искусства в жизни общества;
- отработать с обучающимися навыки применения изобразительных операций и манипуляций с использованием различных материалов и инструментов;
- оказать содействие в формировании у обучающихся умений самостоятельно определять цели своей деятельности, планировать пути достижения этих целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных познавательных задач, соотносить свои действия с планируемыми результатами;
- организовать сотрудничество и совместную деятельность обучающихся со сверстниками, родителями и педагогами на основе согласования позиций и учёта интересов в процессе художественно - творческой изобразительной деятельности.
В целом реализация программы «Изостудия «Волшебная палитра» способствуют разностороннему и гармоническому развитию личности ребенка, раскрытию творческих способностей, решению задач трудового, нравственного и эстетического воспитания.
Формы занятий.
Программа «Изостудия «Волшебная палитра» предусматривает чередование занятий индивидуального практического творчества обучающихся и занятий коллективной творческой деятельностью.
Одно из главных условий успеха обучения детей и развития их творчества – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма. Результаты коллективного художественного труда обучающихся находят применение в оформлении кабинетов, коридоров. Кроме того, выполненные на занятиях художественные работы используются как подарки для родных, друзей, ветеранов войны и труда. Общественное признание результатов художественной деятельности школьников имеет большое значение в воспитательном процессе.
Практические занятия и развитие художественного восприятия представлены в программе в их содержательном единстве. Применяются такие методы, как беседы, объяснения, игры, конкурсы, выставки, праздники, презентации.
Широко применяются занятия по методике «мастер-класс», когда педагог вместе с обучающимися выполняет живописную работу, последовательно комментируя все стадии ее выполнения, задавая наводящие и контрольные вопросы по ходу выполнения работы, находя ученические ошибки и подсказывая пути их исправления. Наглядность является самым прямым путем обучения в любой области, а особенно в изобразительном искусстве.
Педагогические методы:
Для качественного развития творческой деятельности обучающихся программой предусмотрено:
- предоставление ребенку свободы в выборе деятельности, в выборе способов работы, в выборе тем;
- система постоянно усложняющихся заданий с разными вариантами сложности. Это обеспечивает овладение приемами творческой работы всеми обучащимися;
- в каждом задании предусматривается исполнительский и творческий компонент;
- создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятий. Наряду с элементами творчества необходимы трудовые усилия;
- создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса деятельности;
- объекты творчества обучающихся имеют значимость для них самих и для общества.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению "Волшебная палитра" »
Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов
«Информационно-образовательный Центр»
Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 5
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Изостудия «Волшебная палитра»
Возраст обучающихся: 3 класс
Сроки реализации программы: 1 год
Составитель (автор):
Потапова Оксана Александровна,
методист, учитель изобразительного искусства
г. Рыбинск
2014 год
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Изостудия «Волшебная палитра» является программой общекультурного направления. Её реализация способствует достижению результатов, обозначенных Федеральным государственным образовательным стандартом нового поколения. Согласно ФГОС НОО изучение изобразительного искусства в начальной школе должно быть направлено на достижение следующих целей: развитие способности к творческому самовыражению; освоение первичных знаний о мире пластических искусств; овладение умениями, навыками, способами художественной деятельности; воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений изобразительного искусства; знакомство с героическим прошлым России, ее культурой и историей, воспитание любви к родной природе, своему народу, Родине.
Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.
Актуальность программы обусловлена социальным заказом родителей и пожеланиями детей на основе проведённого анкетирования. Программа внеурочной деятельности «Изостудия «Волшебная палитра» направлена на формирование духовной культуры средствами художественно - творческой изобразительной деятельности, которая дает возможность не только отстраненно воспринимать духовную культуру, но и непосредственно участвовать в ее созидании на основе эмоционального и интеллектуального включения в создание визуального образа мира. Заниматься с ребёнком художественной деятельностью — это значит активно способствовать его всестороннему гармоничному развитию.
Программа «Изостудия «Волшебная палитра» рассчитана на обучающихся 3 – 5 классов, увлекающихся изобразительным искусством и художественно – творческой деятельностью. Занятия проходят во внеурочное время один раз в неделю. Занятия проводятся в кабинете, оборудованном мольбертами, что позволяет обеспечить обучающимся смену привычной школьной обстановки: дети имеют возможность стоять за мольбертом, при необходимости свободно передвигаться в пространстве кабинета. В кабинете предусмотрена свободная от мебели зона для проведения коллективных игровых занятий.
Цель программы: развитие мотивации личности к познанию и творчеству через приобщение к изобразительному искусству, развитие эстетической отзывчивости, как основы образовательных запросов и потребностей детей к саморазвитию.
Поставленная цель достигается посредством решения следующих задач:
- создать условия для развития природных задатков и способностей обучающихся, помогающих достижению успеха в пластических видах искусства, для развития эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира;
- продолжить работу по расширению кругозора и формированию представления у обучающихся о роли искусства в жизни общества;
- отработать с обучающимися навыки применения изобразительных операций и манипуляций с использованием различных материалов и инструментов;
- оказать содействие в формировании у обучающихся умений самостоятельно определять цели своей деятельности, планировать пути достижения этих целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных познавательных задач, соотносить свои действия с планируемыми результатами;
- организовать сотрудничество и совместную деятельность обучающихся со сверстниками, родителями и педагогами на основе согласования позиций и учёта интересов в процессе художественно - творческой изобразительной деятельности.
В целом реализация программы «Изостудия «Волшебная палитра» способствуют разностороннему и гармоническому развитию личности ребенка, раскрытию творческих способностей, решению задач трудового, нравственного и эстетического воспитания.
Формы занятий.
Программа «Изостудия «Волшебная палитра» предусматривает чередование занятий индивидуального практического творчества обучающихся и занятий коллективной творческой деятельностью.
Одно из главных условий успеха обучения детей и развития их творчества – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма. Результаты коллективного художественного труда обучающихся находят применение в оформлении кабинетов, коридоров. Кроме того, выполненные на занятиях художественные работы используются как подарки для родных, друзей, ветеранов войны и труда. Общественное признание результатов художественной деятельности школьников имеет большое значение в воспитательном процессе.
Практические занятия и развитие художественного восприятия представлены в программе в их содержательном единстве. Применяются такие методы, как беседы, объяснения, игры, конкурсы, выставки, праздники, презентации.
Широко применяются занятия по методике «мастер-класс», когда педагог вместе с обучающимися выполняет живописную работу, последовательно комментируя все стадии ее выполнения, задавая наводящие и контрольные вопросы по ходу выполнения работы, находя ученические ошибки и подсказывая пути их исправления. Наглядность является самым прямым путем обучения в любой области, а особенно в изобразительном искусстве.
Педагогические методы:
Для качественного развития творческой деятельности обучающихся программой предусмотрено:
- предоставление ребенку свободы в выборе деятельности, в выборе способов работы, в выборе тем;
- система постоянно усложняющихся заданий с разными вариантами сложности. Это обеспечивает овладение приемами творческой работы всеми обучащимися;
- в каждом задании предусматривается исполнительский и творческий компонент;
- создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятий. Наряду с элементами творчества необходимы трудовые усилия;
- создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса деятельности;
- объекты творчества обучающихся имеют значимость для них самих и для общества.
Ожидаемые результаты и формы их предъявления
Предметными результатами изучения программы «Изостудия «Волшебная палитра» является формирование следующих знаний и умений.
Иметь представление об эстетических понятиях: эстетический идеал, эстетический вкус, мера, тождество, гармония, соотношение, часть и целое.
Сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни и духовно – нравственном развитии человека;
Ознакомление учащихся с выразительными средствами различных видов изобразительного искусства и освоение некоторых из них;
Ознакомление учащихся с терминологией и классификацией изобразительного искусства;
Первичное ознакомление учащихся с отечественной и мировой культурой;
Получение детьми представлений о некоторых специфических формах художественной деятельности, а также декоративного искусства и дизайна;
Личностными результатами изучения программы «Изостудия «Волшебная палитра» является формирование следующих умений:
формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;
воспитание уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других людей;
развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;
формирование духовных и эстетических потребностей;
овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;
воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;
отработка навыков самостоятельной и групповой работы.
называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;
самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения программы «Изостудия «Волшебная палитра» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
проговариватьпоследовательность действий на занятии;
учиться работать по предложенному плану;
учиться отличать верно, выполненное задание от неверного;
учиться совместно давать эмоциональную оценку своей деятельности и деятельности других;
определятьиформулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
учиться высказыватьсвоё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
с помощью учителяобъяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;
учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы;
Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД:
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
делать предварительный отбор источников информации;
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке изобразительного искусства; пользоваться памятками;
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы;
перерабатывать полученную информацию: сравниватьигруппировать предметы и их образы;
преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия, художественные образы.
Коммуникативные УУД:
уметь пользоваться языком изобразительного искусства:
а) донести свою позицию до других: оформлятьсвою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделиях;
б) оформить свою мысль в устной и письменной форме;
уметь слушатьи пониматьречь других;
уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста;
совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на занятиях изобразительного искусства и следовать им;
учиться согласованно, работать в группе:
а) учиться планировать свою работу в группе;
б) учиться распределять работу между участниками проекта;
в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;
г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Освоение программы «Изостудия «Волшебная палитра» предполагает достижение трёх уровней результатов внеурочной деятельности.
1 уровень результатов - Приобретение школьниками социальных знаний.
Результатом будут полученные знания, умения и навыки в области использования художественных материалов на доступном возрасту уровне при создании изобразительных и декоративных работ, понимание художественно-образного языка пластических видов искусств, умение высказывать аргументированные суждения о произведениях искусства. Формой достижения результата 1-го уровня можно считать практические занятия, организацию индивидуальной работы. Формой предъявления результата будет проведение выставок и конкурсов внутри объединения изостудии, самодиагностика обучающихся.
2 уровень результатов -Формирование ценностного отношения к социальной реальности.
Формой достижения результата 2 уровня можно считать - создание эмоционально-окрашенной и дружеской среды внутри коллектива школьников (в данном случае изостудии) для наиболее эффективного творческого процесса создания художественных произведений посредством индивидуальных и коллективных форм организации занятий, проведения игр, конкурсов, в том числе с привлечением родителей. Формой предъявления результата будет проведение конкурсов, праздников, тематических выставок творческих работ обучающихся изостудии в школе, самопрезентация обучающихся внутри объединения изостудии, своего класса, а также организация при участии родителей персональных выставок ребёнка.
3 уровень - Получение опыта самостоятельного социального действия.
Формой достижения и предъявления результата 3 уровня будет организация выставок художественного творчества к значимым праздникам за пределами образовательного учреждения, в так называемой открытой образовательной среде (микрорайон «Скоморохова гора», филиал детской библиотеки на ул. Моторостроителей), участие обучающихся изостудии в муниципальном конкурсе детского рисунка «Малая Третьяковка».
Формой подведения итогов реализации программы является организация итоговой выставки обучающихся и проведение викторины «Волшебная палитра».
Работа с родителями:
Руководитель изостудии осуществляет постоянную связь с родителями, обучающихся в творческом объединении детей. Это необходимо как для поддержки творческих начинаний ребёнка внутри собственной семьи, так и для достижения наилучших результатов в работе. Родители регулярно знакомятся с творческими успехами и достижениями своих детей, принимают участие в подготовке праздников и выставок.
Тематическое планирование программы «Изостудия «Волшебная палитра»
№
Наименование разделов
Общее количество часов
Из них
Теория
Практика
1
Введение в программу
1
1
-
2
Виды изобразительного искусства
2
0,5
1,5
3
Художественно-выразительные средства графики (Гр)
6
1
5
4
Художественно-выразительные средства живописи (Ж)
6
1
5
5
Композиция в изобразительном искусстве (К)
6
1
5
6
Композиция в декоративно-прикладном искусстве (ДПИ)
6
1
5
7
Оформительские, творческие и выставочные работы (Оф)
4
0,5
3,5
8
Посещение художественных выставок (В)
2
-
2
9
Итоговое занятие
1
-
1
Итого:
34
6
28
Тематическое планирование программы «Изостудия «Волшебная палитра» представлено девятью разделами, содержащими различное число тем - занятий. Темы разделов могут взаимно пересекаться, что отражено в содержательном блоке программы. Задания могут быть различными для детей, исходя из особенностей их возраста, личностных и психологических особенностей развития и подготовленности по данному направлению деятельности.
Условные обозначения:
Гр – графика;
Ж – живопись;
К – композиция;
ДПИ – декоративно-прикладное искусство;
Оф – оформление работ;
В – выставка.
Содержание программы внеурочной деятельности «Изостудия «Волшебная палитра»
№ раздела
№ п/п
Название разделов и тем занятий
Перечень УУД, которые осваивают обучающиеся
Содержание программы
Методическое обеспечение программы
теория
практика
Форма занятия
Приемы и методы; дидактическое и техническое оснащение
Форма подведения итогов
1 Введение в программу
1
Введение в программу
Умение готовить рабочее место, ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя, совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на занятиях изостудии и следовать им
Ознакомление с работой изостудии «Волшебная палитра», содержание и порядок работы.
Знакомство с детьми. Проведение вводного инструктажа.
Игра на развитие коммуникативных навыков
Рассказ с элементами беседы
Игра «Коллективный портрет группы»,
Детские рисунки на различную тематику
Цветограмма настроения
2 Виды изобразительного искусства
2
Изобразительное искусство в семье пластических искусств
Подведение под понятие, классификация объектов, самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера
Пластические или пространственные виды искусства. Живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство
Рисование на свободную тему
Практикум
Разгадывание кроссворда
Репродукции с картин художников, детские рисунки
Художественные материалы на выбор
Конверт вопросов
2 Виды изобразительного искусства
3
Оформление подарка «Знак качества» для друга
Самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера, моделирование, нравственно-этическая ориентация
Структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме
Правила, законы, приёмы, графические техники, материалы, инструменты, необходимые для работы
Практическая работа «Изображение животного с помощью штрихов»
Практическая работа
Мастер-класс педагога
Дидактическая игра «Поможем художнику» (дорисовать линию)
Рефлексия «Пляшущие человечки»
5
Гр
Волшебный кружок (работа пятном)
Преобразование модели с целью выявления общих законов; прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик
Понятие контура и силуэта. Тон и тональные отношения. Геометрические фигуры
Практикум по изображению смешариков
Сюжетно-ролевая игра
Игра на сплочение «Коллективная сказка»
Цветограмма настроения
4. Выразительные средства живописи
6
Ж
Основы цветоведения
Уметь пользоваться языком живописи
Уметь работать по предложенному плану
Приёмы работы кистью, мазок, пятно, заливка, тёплые и холодные цвета
Практикум по отработке навыков работы кисточкой
Практическая работа
«Изложение» на бумаге на тему «Пейзаж»,
Игра «Краски»
Рефлексия «Мне понравилось…»
7
Ж
Волшебные краски осеннего дерева
Уметь воплощать свой замысел в коллективной работе, участвовать в диалоге, совместно обсуждать, анализировать произведения, работы
Основные и составные цвета, дополнительные цвета
Практикум по работе в группе, изображение осеннего дерева
Коллективная работа, частично-поисковая, игровая
Игра «Создай композицию»
Рефлексия «Я в осеннем лесу»
5. Композиция в изобразительном искусстве
8
К
Сказочное царство (1)
Развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач,
проговаривать последовательность действий на занятии
Понятие композиции.
Цветовой контраст, насыщенность цвета и его светлота, свойства цвета, его взаимодействие с другими цветами
Практикум по созданию «палитры одной цветовой гаммы»
Презентация явления
Мастер-класс педагога
Игра «Я художником родился… (вариант игры «Краски»)»
Цветограмма настроения
9
К
Сказочное царство (2)
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя, донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках
Композиция в изобразительном искусстве.
Ограниченная палитра, вариативные возможности цвета
Фантазийные изображения сказочных царств
Индивидуальная работа
«Крепкий орешек» - решение трудных вопросов совместно с группой
Рефлексия «Я узнал…»
10
К
Сказочное царство (3)
Учиться отличать верно, выполненное задание от неверного;
учиться совместно давать эмоциональную оценку своей деятельности и деятельности других
Выразительные приёмы композиционных решений
Фантазийные изображения сказочных царств, работа над деталями композиции
Индивидуальная работа, коллективное обсуждение
Защита проекта
Рефлексия «Смайлики»
7. Оформительские, творческие и выставочные работы
11
Оф
Выставка работ обучающихся изостудии в школе
Учиться работать по предложенному плану, преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия, понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы
Паспорту, правила оформления художественных работ
Изготовление паспорту для своих работ
Индивидуальная работа, организация взаимопомощи
Организационный момент «Конвейер»
Рефлексия «Было - стало»
8. Посещение художественных выставок
12
В
Выход в музей на экскурсию: выставка произведений декоративно-прикладного искусства
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы, учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с произведениями искусства
Правила поведения в музее, в транспорте
Коллективный поход
Экскурсия
Организация условий по обогащению чувственного восприятия и наглядного представления
Обмен впечатлениями
6. Композиция в декоративно-прикладном искусстве
13
ДПИ
Золотая Хохлома (мини-проект) (1)
Определять и формулировать цель деятельности, выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки, добывать новые знания: находить ответы на вопросы, делать предварительный отбор источников информации
Народные промыслы
Хохломская роспись по дереву: особенности сюжета и палитры
Приёмы работы кистью (хохлома)
Учебный проект
Проектная деятельность
Презентация «Запуск проекта», организация работы с привлечением родителей
Семейный проект, дистанционная поддержка родителей в проекте
Моё место в проекте
14
ДПИ
Золотая Хохлома (мини-проект) (2)
Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника, перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы, учиться распределять работу между участниками проекта, понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;
доносить свою позицию до других
Хохломская посуда: особенности формы и цвета, назначения. Легенды Хохломы
Проектная деятельность, практическая работа
Работа над проектом, изготовление творческой работы
Семейный проект, дистанционная поддержка родителей в проекте
Цветограмма настроения
15
ДПИ
Золотая Хохлома (мини-проект) (3)
Понятие самопрезентации
Защита проекта
Ярмарка проектов Получение опыта самопрезентации
Семейный проект, дистанционная поддержка родителей в проекте. Самопрезентация
«Я вырос…»
3. Выразительные средства графики
16
Гр
Весёлые снежинки
Выполнять практическую работу по предложенному учителем, делать выводы в результате совместной работы, учиться распределять работу в группе, понимать общую задачу
Восковые мелки и акварель – нетрадиционные изобразительные техники. Понятие панно.
Лист ватмана с заготовленной разметкой. Стихи про зиму, снежинки. Приём «Вертушка»
Метод неоконченных предложений
17
Гр
Снежная веточка
Овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности, проговаривание последовательности действий на занятии, учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста
Совмещение различных техник работы: рисование по загрунтованному полю, рисование линий, «метод тычка», оформление с помощью клея и соли / риса; расположение композиции на листе
Нетрадиционное использование различных изобразительных приёмов
Фронтальная практическая работа
Иллюстрации – репродукции на тему «Русская зима», 2 альбомных листа (заранее загрунтованных голубой и синей краской) крупная соль, рис, образец педагогического рисунка
Цветограмма настроения
7. Оформительские, творческие и выставочные работы
18
Оф
Выставка работ обучающихся изостудии в школе
Учиться работать по предложенному плану, преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия, понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы
Паспорту, правила оформления художественных работ
Изготовление паспорту для своих работ
Индивидуальная работа, организация взаимопомощи
Организационный момент «Конвейер»
Рефлексия «Было - стало»
4. Выразительные средства живописи
19
Ж
Самое пушистое животное (1)
Иметь представление об эстетических понятиях: эстетический идеал, эстетический вкус, мера, тождество, гармония, соотношение, часть и целое, формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства, формирование духовных и эстетических потребностей, учиться совместно давать эмоциональную оценку своей деятельности и деятельности других, преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия, художественные образы, уметь пользоваться языком изобразительного искусства
Разметка листа, поиск композиции, работа со схемой, грунтовка, заливка, эскиз, анималистический жанр
Составление эскиза, построение композиции,
Практикум по отработке приёмов изобразительной деятельности
Пособие с изображениями животных, схемы
Техника «Пантомима «Угадай животное»
Рефлексия «Улыбнись»
20
Ж
Самое пушистое животное (2)
Приёмы работы кистью, смешение цвета, контраст, приглушение, блик
Живописное выполнение работы
Самостоятельная практическая деятельность
Ребусы про животных
Изобразительный ряд «Анималистический жанр»
Рефлексия «Смайлики»
21
Ж
Самое пушистое животное (3)
Завершающий этап, работа над деталями, критический взгляд
Завершение работы над композицией
Сюжетно-ролевая игра «Превращение»
Загадки про животных
Рефлексия «Цветограмма настроения»
7. Оформительские, творческие и выставочные работы
22
Оф
Выставка работ обучающихся изостудии в школе
Учиться работать по предложенному плану, преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия, понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы
Паспорту, правила оформления художественных работ
Изготовление паспорту для своих работ
Индивидуальная работа, организация взаимопомощи
Методика «Талантливый художник – Восхищённый зритель – Строгий критик»
Рефлексия «Было - стало»
5. Композиция в изобразительном искусстве
23
К
В гостях у сказки (1)
Овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности, оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие, определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя, ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя, донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках
Конкурс, выставка. Иллюстрация. Сюжет, главные герои.
Составление эскиза, перенос композиции на формат
Самостоятельная практическая работа
Репродукции с картин Васнецова, Коровина, Билибина, видеоряд из детских рисунков. Техника «Сказочка-неотвязочка»
Составление шкалы «Степень выполнения работы»
24
К
В гостях у сказки (2)
Цветовая палитра, последовательность работы (этапы), акценты композиционные и живописные
Работа над композицией в цвете
Самостоятельная практическая работа
Репродукции с картин Васнецова, Коровина, Билибина, видеоряд из детских рисунков.
Составление шкалы «Степень выполнения работы»
25
К
В гостях у сказки (3)
Обводка, нюанс, блик, критический взгляд
Работа над деталями композиции
Самостоятельная практическая работа
Репродукции с картин Васнецова, Коровина, Билибина, видеоряд из детских рисунков.
Техника «Обмен мнениями»
Составление шкалы «Степень выполнения работы»
8. Посещение художественных выставок
26
В
Выход в ЦДТ «Солнечный»: муниципальный конкурс-выставка детского рисунка «Малая Третьяковка»
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, уметь пользоваться языком изобразительного искусства, учиться совместно давать эмоциональную оценку своей деятельности и деятельности других,
самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей)
Правила поведения в музее, на выставке, в транспорте
Коллективный поход
Экскурсия
Организация условий по обогащению чувственного восприятия и наглядного представления
Обмен впечатлениями
6. Композиция в декоративно
-прикладном искусстве
27
ДПИ
Городецкий конь (1)
Получение детьми представлений о некоторых специфических формах художественной деятельности, а также декоративного искусства и дизайна, воспитание уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других людей, формирование духовных и эстетических потребностей, учиться планировать свою работу в группе, учиться работать по предложенному плану, добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке изобразительного искусства; пользоваться памятками
Ознакомление учащихся с выразительными средствами различных видов изобразительного искусства и освоение некоторых из них, воспитание уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других людей, уметь пользоваться языком изобразительного искусства
Монотипия, отпечаток. Ось симметрии – середина. Фантазия и реальность
Самостоятельная работа по получению отпечатка путём складывания листа бумаги с дальнейшей доработкой образа
Практикум
Игра «Помоги другу», Игра «Неожиданные картинки»
Рефлексия «Обмен впечатлениями»
7. Оформительские, творческие и выставочные работы
33
Оф
Выставка работ обучающихся изостудии в школе
Учиться работать по предложенному плану, преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия, понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы
Паспорту, правила оформления художественных работ
Изготовление паспорту для своих работ. Подготовка к празднику
Индивидуальная работа, организация взаимопомощи. Разучивание ролей для праздника
Организационный момент «Конвейер». Сценарий праздника
Рефлексия «Мне понравилось больше всего…»
34
Ит
Итоговое занятие
Самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения, формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства, уметь пользоваться языком изобразительного искусства, уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика)
_
Занятие-праздник, подготовленный совместными усилиями детей, педагога, родителей
Праздник с участием родителей
Сценарий, сюжетно-ролевая игра, игры на развитие взаимоотношений со сверстниками, на сплочение коллектива
Рефлексия «Летнее настроение»
Методическое обеспечение программы «Изостудия «Волшебная палитра»
Тематический план предусматривает разные варианты дидактико-технологическго обеспечения образовательного процесса: ПК, электронная энциклопедия, медиатека.
Зрительный ряд содержит: репродукции произведений изобразительного искусства, фотографии произведений декоративно-прикладного и народного искусства, произведений дизайна, художественные фотографии явлений и деталей природы, художественные рисунки и иллюстрации, методические рисунки, детские работы, как примеры выполнения творческих заданий, алгоритмы деятельности обучающихся, демонстрационные и раздаточные материалы.
Для достижения результатов реализации программы обучающимися расширен спектр деятельности. В программе широко используются нетрадиционные формы организации деятельности обучающихся.
Форма
Педагогические задачи
Презентация предмета, факта, явления. события
Описание, раскрытие роли предмета, социального предназначения в жизни человека, участие в социальных отношениях
Социодрамма
Сюжетно-ролевая игра, предопределённая позицией главных героев, ситуация выбора, осознание себя в структуре общественных отношений
Защита проекта
Способность проецировать изменение действительности для будущей жизни, предложение новых идей для решения жизненных проблем
Чаепитие
Обладает большой силой, создаёт особую психологическую атмосферу, смягчает взаимоотношения
«Крепкий орешек»
Решение трудных вопросов в жизни совместно с группой, доверительный разговор на основе добрых взаимоотношений
День добрых сюрпризов
Упражнения в умении оказывать знаки внимания, доставлять радость
Конверт вопросов
Свободный обмен мнениями на разные темы в дружеской обстановке
В основу ФГОС положен системно-деятельностный подход, который учитывается при реализации программы:
Основные группы методов
Подгруппы методов
Отдельные методы
Организация и осуществление учебно-познавательной деятельности
Перцептивные (передача и восприятие информации)ю
Логические (организация и осуществление мыслительных операций).
Гностические (по характеру познавательной деятельности).
Работа под руководством педагога, самостоятельная помощь.
Мотивация и стимулирование
Эмоциональное стимулирование.
Формирование познавательного интереса.
Формирование долга и ответственности.
Создание ситуаций успеха.
Постановка системы перспектив.
Создание ситуаций творческого поиска.
Выстраивание игрового, приключенческого сюжета.
Выбор социальной значимости конечного продукта.
Формирование понимания личностной значимости учения (для будущей жизни).
Предъявление учебных требований.
Контроль и коррекция
Экспертный контроль и коррекция.
Взаимный контроль и коррекция.
Самостоятельный контроль и коррекция.
Устный, письменный, машинный.
Взаимопроверка, рецензия, осмотр знаний.
Рефлексия деятельности, самопроверка, самооценка.
Взаимодействие
Освоение правил общения.
Методы взаимных заданий.
Работа во временных группах.
Ситуации совместных переживаний.
Выбор ответственных консультантов.
Мозговой штурм.
Психологические упражнения.
Для определения эффективности внеурочной деятельности по данной программе используется мониторинговая карта результатов освоения.
№ п/п
Критерии
Показатели
Инструментарий (диагностические средства)
1
Личностные
Формирование и развитие личностного отношения к историческим и культурным ценностям общества, семьи
Методика «Букет настроения (авторы М.А. Александрова, Е.Г. Голубева и др.)»
2
Метапредметные
Степень интеграции группы, её сплочения в единое целое
Методика определения индекса групповой сплочённости К. Сишора
3.
Предметные
Формирование творческой активности
См. ниже
Критерии и средства диагностики уровня развития творческих способностей младших школьников
Для того чтобы процесс развития творческих способностей младших школьников осуществлялся успешно, необходимы знания об уровнях развития творческих способностей обучающихся, поскольку выбор видов творчества должен зависеть от уровня, на котором находится обучающийся. С этой целью используется диагностика, осуществляемая с помощью использования различных методов исследования (средств измерения). Когнитивный критерий, с помощью которого выявляются знания, представления младших школьников о творчестве и творческих способностях, понимание сути творческих заданий.
Мотивационно - потребностный критерий - характеризует стремление ученика проявить себя как творческую личность, наличие интереса к творческим видам учебных заданий.
Деятельностный критерий - выявляет умение оригинально выполнять задания творческого характера, активизировать творческое воображение учащихся, осуществлять процесс мышления нестандартно, образно.
Каждый из критериев имеет систему показателей, характеризующих проявление исследуемых качеств по данному критерию. Измерение степени проявления показателей по каждому критерию осуществляется при помощи средств измерения и определенных методов исследования.
Критерии
Показатели
Средства измерения
Когнитивный
1.Знание понятия «творчество» и оперирование с ним.
2. Наличие представлений о творчестве и творческих способностях.
Тестирование
Методика "Наборщик".
Мотивационно-потребностный
1..Отношение к творческим упражнениям.
2.Развитие творческих способностей.
3.Стремление к самовыражению, оригинальности.
Наблюдение.
Методика "Составь рассказ о несуществующем животном"
Деятельностный
1.Предложение новых решений в процессе учебной деятельности.
Обучающиеся проявляют инициативность и самостоятельность принимаемых решений, у них выработана привычка к свободному самовыражению. У ребенка проявляется наблюдательность, сообразительность, воображение, высокая скорость мышления. Учащиеся создают что-то свое, новое, оригинальное, непохожее ни на что другое. Работа учителя с учащимися, обладающими высоким уровнем заключается в применении тех приемов, направленных на развитие у них самой потребности в творческой деятельности.
2.Средний уровень.
Характерен для тех обучающихся, которые достаточно осознанно воспринимают задания, работают преимущественно самостоятельно, но предлагают недостаточно оригинальные пути решения. Ребенок пытлив и любознателен, выдвигает идеи, но особого творчества и интереса к предложенной деятельности не проявляет. На анализ работы и её практическое решение идет лишь в том случае, если данная тема интересна, и деятельность подкрепляется волевыми и интеллектуальными усилиями.
3.Низкий уровень.
Обучающийся, находящиеся на этом уровне овладевают умениями усваивать знания, овладевают определенной деятельностью. Они пассивны. С трудом включаются в творческую работу, ожидают причинного давления со стороны учителя. Эти учащиеся нуждаются в более длительном промежутке времени для обдумывания, их не стоит перебивать или задавать неожиданные вопросы. Все детские ответы шаблонны, нет индивидуальности, оригинальности, самостоятельности. Ребенок не проявляет инициативы и попыток к нетрадиционным способам решения.
Условия реализации программы «Изостудия «Волшебная палитра»:
Материально-техническая база:
- наличие светлого и просторного кабинета для занятий, удобной мебели;
- обеспеченность учащихся необходимыми материалами и инструментами: краски акварельные, гуашевые; карандаши, пастельные мелки; кисти беличьи разных размеров и щетинные; бумага разных форматов; основы под росписи; рамки для оформления работ;
- наличие приспособлений для постановки натюрмортов: мольберты, ткань для драпировки, муляжи и т.д.
Методическое и дидактическое обеспечение:
- наглядно-теоретическая база в виде пособий, репродукций и живописных работ, иллюстраций;
- альбомы по разным видам росписей; по временам года;
- дидактический и раздаточный материал.
Психолого-педагогические условия:
- наличие стабильного детского коллектива;
- творческая атмосфера на занятиях;
- мастерство педагога.
Список литературы
1.Список рекомендуемой литературы для педагога.
- Закон российской Федерации «Об образовании».
- Федеральный компонент государственного образовательного стандарта образовательная область «Искусство»
- «Изобразительное искусство и художественный труд», 1-9 классы» (Авторский коллектив под руководством Б.М.Неменского «Просвещение» 2009 год.
- «Изобразительное искусство и художественный труд», 1-4 классыю» (авторский коллектив под руководством Т.Я.Шпикаловой, Москва «Просвещение» 2009г.
- Неменская Л. А. «Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека» Просвещение, Москва 2009 год.
- Нечаев М.П. Технологии внеурочной деятельности учащихся в реализации стандарта общего образования. ФГОС в школе. Учебно-методическое пособие. – М.: УЦ «Перспектива», 2012. – 104 с.
- Моделируем внеурочной деятельность обучающихся. Методические рекомендации: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ (Ю.,. Баранова, А.В. Кисляков, М.И. Солодкова и др.). – М.: Просвещение, 2013. – 96 с.. – Работаем по новым стандартам.
- Абрамова. М.А. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству: 1-4 кл. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002.- 128с.
- Степанчук З.А. и др. Изобразительное искусство 1-8 кл.: Опыт творческой деятельности школьников: конспекты уроков. – Волгоград: Учитель, 2009.- 271с.
- Неретина.Л.В. Конспекты уроков по изобразительному искусству, мифологии и фольклору. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004.- 224с.
2.Список рекомендуемой литературы для обучающихся.
- Соломенникова.О.А . Радость творчества. Ознакомление детей с народным искусством. 2-е изд. Испр. И дополн. – М.: Мозиака-Синтез, 2005. – 168с.
- Компанцева.Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке. –М.: Просвещение, 1985.- 96с.
- Серия «Сказки о художниках». Издательство «Белый город».
- Коротеева Е.И. Изобразительное искусство. Искусство и ты. 2 класс: учеб. Для общеобразовательных учреждений/ Е.И. Коротеева; под ред. Б.М. Неменского. – 2-е изд. – М. Просвещение. 2012. – 144 с.: ил.
3.Список рекомендуемой литературы для родителей.
- Степанчук З.А. и др. Изобразительное искусство 1-8 кл.: Опыт творческой деятельности школьников: конспекты уроков. – Волгоград: Учитель, 2009.- 271с.
- Соломенникова.О.А . Радость творчества. Ознакомление детей с народным искусством. 2-е изд. Испр. И дополн. – М.: Мозиака-Синтез, 2005. – 168с.
- Компанцева.Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке. –М.: Просвещение, 1985.- 96.