kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Образовательная программа дополнительного образования по изобразительному искусству для обучающихся 2-4 классов "Радуга". Срок реализации 1 год.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка.

                  Программа дополнительного образования по изобразительному искусству «Радуга» рассчитана на 1 год, ее направленность носит художественно-эстетический характер.  Данная программа предназначена для расширения предметных знаний по изобразительному искусству, развития познавательного интереса и повышения общей культуры подростков. Форма организации – кружковая, форма взаимодействия с обучающимися – индивидуально – групповая.

                  Программа кружка «Радуга» разработана для основной школы (5-8 классы) с учетом современных процессов обновления содержания общего художественного образования в Российской Федерации, с опорой на положения правительственных документов к вопросам воспитания у граждан нашей страны любви к Отечеству, национального достоинства, интереса к культурно-историческим традициям русского народа. (Национальная доктрина образования в Российской Федерации на период до 2025 г., художественная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2002-2005 гг.», Концепция развития художественного образования, утвержденная в 2002 г. Министром культуры РФ и Министерством образования РФ.)

                  Отличительной особенностью программы является новый взгляд на изобразительное искусство, суть которого заключается в том, что искусство рассматривается как особая духовная сфера,  концентрирующая в себе колоссальный эстетический, художественный и нравственный опыт.

                  Программу отличает открытость к художественному многообразию, обращенность к искусству и художественной культуре национального уровня, а также к ее региональным проявлениям.

                  Содержание программы моделируется на основе современных педагогических подходов, среди которых особенно значимы:

  • содержательно - деятельностный подход. Деятельность в данной программе представлена включением обучающихся в активную художественно – творческую деятельность, которая обязательно завершается наглядным результатом и занимает свое место в интерьере школы. Что развивает интерес к различным пространственным, пластическим, декоративным и другим видам деятельности, и ориентирует ее на положительный результат;
  • личностно – ориентированный подход. Изобразительное искусство – культурное пространство для формирования и развития личности ребенка. Программа построена с учетом интересов обучающихся, мотивации успешности его деятельности, с опорой на комфортную атмосферу, стимулирующую творческую активность личности. Это создает условия для формирования готовности личности к саморазвитию, потребности в самообразовании, способности адаптироваться в быстро меняющемся мире, ориентации в современном информационном пространстве культуры и искусства;
  • региональный подход. Учитываются художественные традиции  историко – культурные связи, сложившиеся в данном регионе России, что создает возможности для участия в создании эстетического и этнохудожественного пространства и развития самосознания ребенка как носителя национальной культуры при сохранении толерантности и развитии интереса к искусству разных народов Отечества и Земли.

В программу включены следующие виды художественно – творческой деятельности:

  • ценностно-ориентированная и коммуникативная деятельность. Способствует обогащению зрительной памяти и активизации образного мышления, которые являются основой изобразительной творческой деятельности. В процессе эстетического восприятия мира и искусства осуществляется присвоение детьми высших духовно – нравственных ценностей и идеалов отечественной культуры; дети приобретают компетентность активного зрителя, способного вести диалог и аргументировать свою точку зрения;
  • изобразительная деятельность. Включает практическую деятельность детей заданного и творческого характера в области графики, живописи, скульптуры, ДПИ. Это предполагает развитие художественно – графических умений и навыков детей, сознательное использование средств художественной выразительности изобразительного искусства (цвета, линии, пятна, композиции, формы, пропорций, объема, пространства и т.д.);
  • декоративно – прикладная деятельность. Включает практическую деятельность детей. Это предполагает развитие художественно – графических умений и навыков детей, сознательное использование средств художественной выразительности в создании художественного образа вещи: ритма, силуэта, линии, цвета, композиции;
  • художественно – творческая деятельность.

Работа кружка строится в соответствии со следующими принципами:

  • Принцип вариативности. Творчество – это когда из одной единственной схемы можно сделать миллион композиций и все разные.
  • Принцип игры. Перед началом занятий дети выполняют различные упражнения и игры на развитие фантазии и воображения – «представь и почувствуй», «отгадай цвет», «кого ты увидел в чернильной кляксе», «какой характер у твоего любимого цвета?» и т.д.

          Особое место в процессе обучения занимает серия упражнений, включающая в себя таковые понятия, как стиль, тон, полутон, ритм, пластика, пространство, и т.д. Цвет выступает как форма выражения мира эмоций и мыслей.

А художественно – дидактические игры приводят детей в активное творческое состояние и находят продолжение в коллективной работе.

  • Принцип повышенного внимания к результатам проделанной ими работе. Не всегда у детей работы получаются замечательными. Однако, даже в посредственной картине есть что-то интересное, привлекательное, индивидуальное. Важно, чтобы каждая работа была замечена и проанализирована. С этой целью в конце каждого  занятия организуется мини выставка. Это позволяет детям увидеть и разглядеть другие работы, научиться сравнивать, различать, отмечать достоинства и недостатки, овладевать лексикой, связанной с анализом творческих работ. Дети учатся думать, говорить, анализировать.

            Новизна программы заключается в том, что, постигая новые методы и приемы изобразительного искусства, развивая свои творческие способности, ребята выполняют работы, которые посвящены памятным датам, школьным праздникам, работы, которые примут участие в школьных, районных и областных конкурсах и фестивалях. В течение года из детских работ планируется составить 8 сменных выставок, каждая из которых будет носить определенный воспитательный характер.

                  Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время учебная программа «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанная под руководством и редакцией народного художника России, академика РАО    Б. М. Неменского и рекомендованная Министерством образования и науки Российской Федерации, оптимально должна реализовываться за 2 учебных часа в неделю. Но на предмет изобразительное искусство отводится в учебном плане всего один час. В связи с этим многие дети чувствуют необходимость дополнительных занятий, развития своих эстетических и творческих способностей. Многие ребята хотят не только научиться видеть, замечать и понимать прекрасное, но и стать создателями и творцами этого прекрасного, ощутить себя художниками.

                  Цели программы:

  • развитие художественной культуры личности, духовности, ощущение радости творчества, средствами отечественной культуры и искусства;
  • формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, зоркости души ребенка;
  • воспитание человека как целостной личности и неповторимой творческой индивидуальности.

            Задачи программы:

  • развивать творческий потенциал личности в процессе освоения образного языка пластических искусств и приемов художественной деятельности по созданию художественного образа в различных художественных материалах и техниках;
  • развивать коммуникативные качества и активную жизненную позицию через участие в эстетическом преобразовании среды в рамках культурной жизни школы, села, района, региона при опоре на уважительное отношение к традициям, культуре;
  • формировать художественную компетентность зрителя на основе усвоения учащимися знаний об элементарных положениях теориях изобразительного искусства, приобретения умения анализировать произведения различных видов и жанров искусства, опыта собственной художественно – творческой деятельности;
  • воспитывать интерес и любовь к искусству, развивать нравственно – эстетические основы личности ребенка, воспитывать осознанное чувство собственной причастности к судьбе отечественной культуры, уважительное и бережное отношение к художественному наследию России;
  • привитие учащимся активной жизненной позиции, формирование потребности в творческом самовыражении.

                        Занятия по данной программе включают в себя организационную, теоретическую и практическую части. Организационная часть должна обеспечить наличие всех необходимых для работы инструментов, материалов и иллюстраций. Теоретическая часть занятий при работе должна быть максимально компактной и сопровождаться показом иллюстраций, методов и приемов работы.

Режим занятий рассчитан на 1 часа в неделю.

Учебно-тематический план.

Раздел 1. Краски осени (2 ч.)

Тема 1.1. Вводное занятие. Осеннее настроение (1 ч.)

Тема 1.2. Красота осеннего пейзажа (1 ч.)

Итоги раздела – оформление выставки.

Раздел 2. Осенние праздники (2ч.)

Тема 2.1. «Здравствуй, школа!» (1 ч.)

Тема 2.2. «День учителя». Искусство открытки (1 ч.)

Итоги раздела – оформление выставки.

Раздел 3. Прославление женщины в искусстве (3 ч.)

Тема 3.1. Тема женщины – матери в искусстве (2 ч.)

Тема 3.2. Личность женщины в портретно – исторической композиции.(1 ч.)

Итоги раздела – оформление выставки.

Раздел 4. Дары осени. (63ч.)

Тема 4.1. Осень в твоем натюрморте. (2 ч.)

Тема 4.2. Образ осени. «Осень - рыжая лисица», «Златокудрая девушка - осень» (1 ч.)

Итоги раздела – оформление выставки.

Раздел 5.Проявление различных состояний природы и жизни человека. Образ зимы в искусстве. (6 ч.)

Тема 5.1.Какого цвета снег? (1 ч.

Тема 5.2. Красота зимнего леса. Граттаж    (2 ч.)

Тема 5.3. Зимнее кружево. (1 ч.)

Тема 5.4. Новый год шагает по стране. (1 ч.)

Тема 5.5. Маска, я тебя знаю. (1ч.)

Итоги раздела – оформление выставки.

Раздел 6. Образ ратного подвига и тема защитника родной земли в искусстве. (3 ч.)

Тема 6.1 Защитник Отечества в портретной живописи. (1 ч)

Тема 6.2. Батальная композиция. (2 ч.)

Итоги раздела – оформление выставки.

Раздел 7. Основы плакатной графики. (3 ч.)

Тема 7.1. Плакат к 23 февраля  (1 ч.)

Тема 7.2. Нет вредным привычкам. (2 ч.)

Итоги раздела – оформление выставки.

Раздел 8. Декоративное пано. (2 ч.)

Тема 8.1. Дарите женщинам цветы. (2 ч.)

Итоги раздела – подарок к 8 Марта  женщинам педагогического коллектива.

Раздел 9. Тема защиты природы в искусстве. (5 ч.)

Тема 9.1. Животное и его повадки в творчестве художников - анималистов. (1 ч.)

Тема 9.2. Экологическая тема в плакате.   (1 ч.)

Тема 9.3. Прилет птиц. «Мы Вас ждем, товарищ птица!». (2 ч.)

Тема 9.4.Галактическая птица . (1 ч.)

Итоги раздела – оформление выставки.

Раздел 10. Весеннее многообразие природных форм в искусстве.. (2ч.)

Тема 10.1. Поле зыблется цветами. (2 ч.)

Итоги раздела – оформление выставки.

Раздел 11. «Цветущий май» (2 ч.)

Тема 11.1. «Победа, вера, надежда, любовь» . (2 ч.)

Оформление выставки.

Раздел 12. «Хорошо, что есть каникулы!». (1 ч.)

Тема 12.1. «Хорошо, что есть каникулы!» . (1ч.)

Оформление выставки.

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Образовательная программа дополнительного образования по изобразительному искусству для обучающихся 2-4 классов "Радуга". Срок реализации 1 год. »

Утверждаю Согласовано

Директор Зам. директора

по УВР с детьми

МБОУ Ольховская СОШ ________________

О.В. Епифанова_________





Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Ольховская средняя общеобразовательная школа.

с. Ольховка

Ольховского района

Волгоградской области






ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ



Составитель программы –

учитель I категории

Донченко Т.В.




2013 – 2014 уч. год.



Пояснительная записка.

Программа дополнительного образования по изобразительному искусству «Радуга» рассчитана на 1 год, ее направленность носит художественно-эстетический характер. Данная программа предназначена для расширения предметных знаний по изобразительному искусству, развития познавательного интереса и повышения общей культуры подростков. Форма организации – кружковая, форма взаимодействия с обучающимися – индивидуально – групповая.

Программа кружка «Радуга» разработана для основной школы (5-8 классы) с учетом современных процессов обновления содержания общего художественного образования в Российской Федерации, с опорой на положения правительственных документов к вопросам воспитания у граждан нашей страны любви к Отечеству, национального достоинства, интереса к культурно-историческим традициям русского народа. (Национальная доктрина образования в Российской Федерации на период до 2025 г., художественная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2002-2005 гг.», Концепция развития художественного образования, утвержденная в 2002 г. Министром культуры РФ и Министерством образования РФ.)

Отличительной особенностью программы является новый взгляд на изобразительное искусство, суть которого заключается в том, что искусство рассматривается как особая духовная сфера, концентрирующая в себе колоссальный эстетический, художественный и нравственный опыт.

Программу отличает открытость к художественному многообразию, обращенность к искусству и художественной культуре национального уровня, а также к ее региональным проявлениям.

Содержание программы моделируется на основе современных педагогических подходов, среди которых особенно значимы:

  • содержательно - деятельностный подход. Деятельность в данной программе представлена включением обучающихся в активную художественно – творческую деятельность, которая обязательно завершается наглядным результатом и занимает свое место в интерьере школы. Что развивает интерес к различным пространственным, пластическим, декоративным и другим видам деятельности, и ориентирует ее на положительный результат;

  • личностно – ориентированный подход. Изобразительное искусство – культурное пространство для формирования и развития личности ребенка. Программа построена с учетом интересов обучающихся, мотивации успешности его деятельности, с опорой на комфортную атмосферу, стимулирующую творческую активность личности. Это создает условия для формирования готовности личности к саморазвитию, потребности в самообразовании, способности адаптироваться в быстро меняющемся мире, ориентации в современном информационном пространстве культуры и искусства;

  • региональный подход. Учитываются художественные традиции историко – культурные связи, сложившиеся в данном регионе России, что создает возможности для участия в создании эстетического и этнохудожественного пространства и развития самосознания ребенка как носителя национальной культуры при сохранении толерантности и развитии интереса к искусству разных народов Отечества и Земли.

В программу включены следующие виды художественно – творческой деятельности:

  • ценностно-ориентированная и коммуникативная деятельность. Способствует обогащению зрительной памяти и активизации образного мышления, которые являются основой изобразительной творческой деятельности. В процессе эстетического восприятия мира и искусства осуществляется присвоение детьми высших духовно – нравственных ценностей и идеалов отечественной культуры; дети приобретают компетентность активного зрителя, способного вести диалог и аргументировать свою точку зрения;

  • изобразительная деятельность. Включает практическую деятельность детей заданного и творческого характера в области графики, живописи, скульптуры, ДПИ. Это предполагает развитие художественно – графических умений и навыков детей, сознательное использование средств художественной выразительности изобразительного искусства (цвета, линии, пятна, композиции, формы, пропорций, объема, пространства и т.д.);

  • декоративно – прикладная деятельность. Включает практическую деятельность детей. Это предполагает развитие художественно – графических умений и навыков детей, сознательное использование средств художественной выразительности в создании художественного образа вещи: ритма, силуэта, линии, цвета, композиции;

  • художественно – творческая деятельность.

Важно, чтобы дети рисовали смело, красиво, свободно и с удовольствием. Поэтому в программу включены занятия с использованием нетрадиционных методов и приемов изобразительной деятельности, которые должны стать для детей новыми и интересными средствами познания окружающего мира. Например, монотипия, набрызг, использование воскового подмалевка, рисование по сырой бумаге, рисование по мятой бумаге, акватипия, тампонирование, трафарет, кляксография, рисование и оттиск на стекле, рисование солью, граттаж, веселые пальчики, ладошки, цветные ниточки и т.д. Детям предлагается попробовать свои силы в разных художественных техниках: акварели, пастели, гуаши, темпере; в сочетании с декоративно-прикладными элементами: батик, оригами, коллаж, витраж, тесто. Это позволяет поддерживать их интерес к творчеству, создавать устойчивую мотивацию, делать различные варианты заданий.

Работа кружка строится в соответствии со следующими принципами:

  • Принцип вариативности. Творчество – это когда из одной единственной схемы можно сделать миллион композиций и все разные.

  • Принцип игры. Перед началом занятий дети выполняют различные упражнения и игры на развитие фантазии и воображения – «представь и почувствуй», «отгадай цвет», «кого ты увидел в чернильной кляксе», «какой характер у твоего любимого цвета?» и т.д.

Особое место в процессе обучения занимает серия упражнений, включающая в себя таковые понятия, как стиль, тон, полутон, ритм, пластика, пространство, и т.д. Цвет выступает как форма выражения мира эмоций и мыслей.

А художественно – дидактические игры приводят детей в активное творческое состояние и находят продолжение в коллективной работе.

  • Принцип повышенного внимания к результатам проделанной ими работе. Не всегда у детей работы получаются замечательными. Однако, даже в посредственной картине есть что-то интересное, привлекательное, индивидуальное. Важно, чтобы каждая работа была замечена и проанализирована. С этой целью в конце каждого занятия организуется мини выставка. Это позволяет детям увидеть и разглядеть другие работы, научиться сравнивать, различать, отмечать достоинства и недостатки, овладевать лексикой, связанной с анализом творческих работ. Дети учатся думать, говорить, анализировать.

Новизна программы заключается в том, что, постигая новые методы и приемы изобразительного искусства, развивая свои творческие способности, ребята выполняют работы, которые посвящены памятным датам, школьным праздникам, работы, которые примут участие в школьных, районных и областных конкурсах и фестивалях. В течение года из детских работ планируется составить 8 сменных выставок, каждая из которых будет носить определенный воспитательный характер.

Программа рассчитана на разновозрастных детей (11-14 лет), с различным уровнем способностей. Поэтому задание каждому ребенку, в зависимости от ситуации, его способностей можно варьировать, не ограничивая его творческое развитие, а наоборот стимулируя и поощряя. Изобразительное творчество находит здесь разнообразные формы выражения: это и индивидуальные и коллективные работы, быстрые наброски и композиции, которые создаются за несколько занятий. Общение идет на равных началах, в творческом взаимообогащением.

Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время учебная программа «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанная под руководством и редакцией народного художника России, академика РАО Б. М. Неменского и рекомендованная Министерством образования и науки Российской Федерации, оптимально должна реализовываться за 2 учебных часа в неделю. Но на предмет изобразительное искусство отводится в учебном плане всего один час. В связи с этим многие дети чувствуют необходимость дополнительных занятий, развития своих эстетических и творческих способностей. Многие ребята хотят не только научиться видеть, замечать и понимать прекрасное, но и стать создателями и творцами этого прекрасного, ощутить себя художниками.

Цели программы:

  • развитие художественной культуры личности, духовности, ощущение радости творчества, средствами отечественной культуры и искусства;

  • формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, зоркости души ребенка;

  • воспитание человека как целостной личности и неповторимой творческой индивидуальности.

Задачи программы:

  • развивать творческий потенциал личности в процессе освоения образного языка пластических искусств и приемов художественной деятельности по созданию художественного образа в различных художественных материалах и техниках;

  • развивать коммуникативные качества и активную жизненную позицию через участие в эстетическом преобразовании среды в рамках культурной жизни школы, села, района, региона при опоре на уважительное отношение к традициям, культуре;

  • формировать художественную компетентность зрителя на основе усвоения учащимися знаний об элементарных положениях теориях изобразительного искусства, приобретения умения анализировать произведения различных видов и жанров искусства, опыта собственной художественно – творческой деятельности;

  • воспитывать интерес и любовь к искусству, развивать нравственно – эстетические основы личности ребенка, воспитывать осознанное чувство собственной причастности к судьбе отечественной культуры, уважительное и бережное отношение к художественному наследию России;

  • привитие учащимся активной жизненной позиции, формирование потребности в творческом самовыражении.

Занятия по данной программе включают в себя организационную, теоретическую и практическую части. Организационная часть должна обеспечить наличие всех необходимых для работы инструментов, материалов и иллюстраций. Теоретическая часть занятий при работе должна быть максимально компактной и сопровождаться показом иллюстраций, методов и приемов работы.

Режим занятий рассчитан на 1 часа в неделю.

Ожидаемые результаты освоения программы.

Воспитанник будет знать:

  • О месте и назначении изобразительных искусств в культуре: жизни общества и жизни человека;

  • Должны иметь представление о многообразии образных языков искусства;

  • О взаимосвязи реальной действительности и ее художественного изображения в искусстве, ее претворении в художественный образ;

  • Основные виды и жанры изобразительных искусств;

  • Основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве: линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива;

  • О ритмической организации изображения и богатстве выразительных возможностей;

  • О разных художественных материалах, художественных техниках и их значении в создании художественного образа.

  • О жанровой системе в изобразительном искусстве и ее значении для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира, а, следовательно, и способов его изображения;

  • О роли и истории тематической картины в изобразительном искусстве и ее жанровых видах;

  • О процессе работы художника над картиной, о смысле каждого этапа этой работы, о роли эскизов и этюдов;

  • О композиции как целостности и образном строе произведения, о композиционном построении произведения, о роли формата, о выразительном значении размера произведения, о соотношении целого и детали, о значении каждого фрагмента и его метафорическом смысле;

  • О поэтической красоте повседневности, раскрываемой в творчестве художников; о роли искусства в утверждении значительности каждого момента в жизни человека, в понимании и ощущении человеком своего бытия и красоты мира;

  • О роли искусства в создании памятников в честь больших исторических событий; о влиянии образа, созданного художником, на понимание событий истории;

  • О роли художественных образов изобразительного искусства в понимании вечных тем жизни, в создании культурного контекста между поколениями. Между людьми;

  • О роли художественной иллюстрации;

  • О поэтическом (метафорическом) претворения реальности во всех жанрах изобразительного искусства; о разнице сюжета и содержания в картине; о роли конструктивного, изобразительного и декоративного начал в живописи, графике и скульптуре;

Воспитанник будет уметь:

  • Пользоваться красками (гуашь, акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, уметь использовать коллажные техники и т.д.;

  • Видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображений предмета и группы предметов; знать общие правила построения головы человека; уметь пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы;

  • Видеть и использовать в качестве средств выражения соотношение пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти;

  • Создавать творческие композиционные работы в разных материалах с натуры, по памяти и по воображению;

  • Активно воспринимать произведения искусства, аргументировано анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведению искусства.

  • Обладать навыки изображения пропорций и движений фигуры человека с натуры и по представлению;

  • Научиться владеть материалами живописи, графики на доступном возрасту уровне;

  • Развивать навыки наблюдательности, способность образного видения окружающей повседневной жизни, формирующие чуткость и активность восприятия реальности;

  • Получить творческий опыт в построении тематических композиций, предполагающий сбор художественно – познавательного материала, формирование авторской позиции по выбранной теме и поиски способа ее выражения;

  • Получить навыки соотнесения собственных переживаний с контекстами художественной культуры.


Формы и методы контроля: выставки, участие в конкурсах, фестивалях и других воспитательных мероприятиях школы.

В процессе просмотра работ происходит обсуждение оригинальности замысла, композиции и его воплощения автором, актуальность выбора методов и приемов художественного творчества, целесообразность подбора средств выразительности.



Учебно-тематический план.

п/п


Раздел, тема


Количество часов

1.

Краски осени.

2

1.1.

Вводное занятие. Осеннее настроение.

1

1.2.

Красота осеннего пейзажа.

1

2.

Осенние праздники.

2

2.1.

«Здравствуй, школа!»

1

2.2.

«День учителя». Искусство открытки.

1

3.

Прославление женщины в искусстве.

3

3.1.

Тема женщины-матери в искусстве.

2

3.2.

Личность женщины в портретно- исторической композиции.

1

4.

Дары осени.

3

4.1.

Осень в твоем натюрморте.

2

4.2.

Образ осени. «Осень – рыжая лисица», «Златокудрая девушка осень»

1

5.

Образ зимы в искусстве. Проявление различных состояний природы и жизни человека.

6

5.1.

Какого цвета снег?

1

5.2.

Красота зимнего леса. Граттаж.

2

5.3.

Зимнее кружево.

1

5.4.

Новый год шагает по стране.

1

5.5.

Маска, я тебя знаю.

1

6.

Тема ратного подвига и тема защиты родной земли в искусстве.

3

6.1.

Защитник Отечества в портретной живописи.

1

6.2.

Батальная композиция.

2

7.

Основы плакатной графики.

3

7.1.

Плакат ко Дню защитника Отечества.

2

7.2.

«Нет! Вредным привычкам.»

1

8.

Декоративное панно. «Дарите женщинам цветы!»

2

9.

Тема защиты природы в искусстве.

5

9.1.

Животное и его повадки в творчестве анималистов.

1

9.2.

Экологическая тема в плакате.

1

9.3.

Прилет птиц. «Мы вас ждем, товарищ птица!»

2

9.4.

Галактическая птица.

1

10.

Весеннее многообразие природных форм в искусстве.

«Поле зыблется цветами.»

2

11.

«Цветущий май» , «Победа, вера, надежда»

2

12.

«Хорошо, что есть каникулы!»

1





Раздел 1. Краски осени (2 ч.)

Тема 1.1. Вводное занятие. Осеннее настроение (1 ч.)

Содержание материала: знакомство с видами и формами деятельности кружка, его целями и задачами, выяснение интересов, предпочтений, планирование индивидуальной работы. Освоение приема изобразительной деятельности – монотипии. Книжная графика, ее связь

с образами, сюжетами, поэтическими ассоциациями автора литературного произведения.

Форма занятия: индивидуально – групповая деятельность. «Литературная гостиная». Беседа, показ использования приема монотипии, самостоятельная работа. Анализ выполненных работ.

Задание: выполнение иллюстрации к лирическим стихам русских поэтов, используя прием монотипии.

Изобразительные материалы: гуашь, бумага, стекло, кисти.

Стихи: Некрасов «Славная осень», С. Есенин «Поздняя осень», А. Пушкин отрывки из романа «Евгений Онегин» и т.д.

Тема 1.2. Красота осеннего пейзажа (1 ч.)

Содержание материала: пейзаж как жанр изобразительного искусства, пейзаж в творчестве различных художников. Выразительные возможности языка живописного пейзажа в передаче лирического образа природы.

Форма занятия: индивидуально – групповая деятельность. «Прогулка по осенним аллеям». Беседа. Показ использования приема письма по мокрому фону, построение композиции пейзажа, работа в цвете по мокрому. Анализ выполненных работ.

Задание: передать колорит осеннего пейзажа в акварели.

Изобразительные материалы: бумага, акварель, кисти.

Репродукции: И. Левитан «Вечерний звон», «Золотая осень». И. Шишкин «Сосны». Ф. Васильев «Мокрый луг». А. Головин «Осень»

Итоги раздела – оформление выставки.

Раздел 2. Осенние праздники (2ч.)

Тема 2.1. «Здравствуй, школа!» (1 ч.)

Содержание материала: школа – второй дом, здесь ребята проводят большую часть своего времени. Как школа должна встречать своих питомцев после каникул. Чем тебе запомнилась линейка, посвященная Дню знаний? Какой бы тебе хотелось видеть свою школу?

Форма занятия: дискуссия «Какой бы тебе хотелось видеть свою школу?». Беседа, выбор жанра (пейзаж, бытовой, открытка, плакат и т.д.) и построение композиции, определение техники работы и выбор соответствующих материалов. Самостоятельная работа. Анализ работ.

Задание: изобразить свои впечатления, чувства и эмоции от первой встречи со школой после каникул.

Изобразительные материалы: бумага, акварель, кисти, гуашь, фломастеры, темпера, цветная бумага и т.д.

Тема 2.2. «День учителя». Искусство открытки (1 ч.)

Содержание материала: какими были первые открытки, кто первым их придумал. Открытка как особый вид графики. Особенности оформления, декорации. Связь оформления с назначением. Какой должна быть открытка ко Дню учителя по композиции, колориту, содержанию, художественно – декоративному оформлению. Выбор оригинальной конструкции открытки.

Форма занятия: диалог, индивидуально – групповая деятельность. Беседа, показ и анализ различных по форме, конструкции, содержанию, декору открыток, выбор формы, конструкции выполняемой открытки, построение композиции. Анализ выполненных работ.

Задание: оформление праздничной открытки ко Дню учителя; самостоятельный выбор формы, конструкции и декора.

Изобразительные материалы: бумага, гуашь, акварель, фломастеры, ножницы, цветная бумага, клей, природный материал…

Наглядность: разнообразие открыток, их форм, конструкций и декора.Итоги раздела – оформление выставки.

Раздел 3. Прославление женщины в искусстве (3 ч.)

Тема 3.1. Тема женщины – матери в искусстве (2 ч.)

Содержание материала: многообразие типов, характеров, чувств, настроений в изображении женщины поэтами, художниками разных времен. Художественное своеобразие портретов разных времен.

Форма занятия: индивидуально – групповая деятельность. Беседа, показ и анализ различных женских портретов с детьми, выяснение, которые из них мы можем назвать мадоннами. Показ приемов по построению портрета, особенности построения композиции портрета. Индивидуальная работа по передаче внешнего сходства и внутреннего мира мам. Анализ выполненных работ.

Задание: изобразить образ матери, передать характер, показать возрастные особенности.

Изобразительные материалы: гуашь, тонированная бумага, кисти, карандаши.

Репродукции: Петров – Водкин «Петроградская мадонна», Рафаэль Санти «Мадонна с младенцем», «Сикстинская мадонна», и т. д.

Тема 3.2. Личность женщины в портретно – исторической композиции.(1 ч.)

Содержание материала: признаки эпохи в женском портрете. Многообразие композиционных решений в создании женских образов в искусстве. Значение среды, элементов интерьера, натюрморта или пейзажа в передаче замысла художника. Колорит и его роль в достижении выразительности образа.

Форма занятия: экскурсия по галереи женских портретов. Выполнение портретно – исторической композиции. Поиск выразительной композиции женского портрета, элементов среды, выбор соответствующего исторического костюма, аксессуаров. Возможно выполнение работы в технике коллаж.

Задание: выполнение портретно – исторической композиции женского портрета в живописи или в технике коллаж.

Изобразительные материалы: акварель, гуашь, цветные мелки. Или ножницы, клей, вырезки из журналов, материал, бижутерия и т.д.

Репродукции: Леонардо да Винчи. «Джоконда», «Дама с горностаем»; Рембрандт. «Портрет жены брата художника»; Д. Веласкес. «Инфанта Маргарита»; Ф. Рокотов. «Портрет Е.Н. Струйской»; В. Боровиковский. «Екатерина II на прогулке в царском парке»

Итоги раздела – оформление выставки.


Раздел 4. Дары осени. (63ч.)

Тема 4.1. Осень в твоем натюрморте. (2 ч.)

Содержание материала: натюрморт как жанр изобразительного искусства. Средство выделения главного и характера связи между предметами. Богатство оттенков цвета в объектах природы и способы получения их на палитре. Понятие собственного цвета предмета. Зависимость цвета предмета от его освещения и окружения: цвет света и тени, цветовой рефлекс. Приемы выявления формы предмета цветом, понятие «мазок по форме».

Форма занятия: индивидуально – групповая деятельность. Игра «Составь натюрморт». Беседа, показ и анализ натюрмортов художников разных эпох.

Создание композиции натюрморта с натуры.

Анализ выполненных работ.

Задание: 1 час – рисование с натуры натюрморта из овощей, фруктов, грибов, ягод. Передача разнообразия природных форм и их изобилия.

2 часа – выполнение работы в цвете с помощью палитры, используя для передачи формы предметов «мазок по форме».

Изобразительные материалы: акварель, гуашь, кисть, бумага, палитра.

Репродукции: Ф. Снайдерс «Овощная лавка»; И. Хруцкий «Овощи и цветы»; К. Коровин «Цветы и фрукты»; П. Кончаловский «Натюрморт. Фрукты»





Тема 4.2. Образ осени. «Осень - рыжая лисица», «Златокудрая девушка - осень» (1 ч.)

Содержание материала: реальное и декоративное изображение. Понятие о декоративной стилизации формы и цвета предмета. Особенности декоративной композиции: ритм и масштаб цветовых пятен, силуэт как главное средство выразительности.

Олигорический образ осени, с чем можно сравнить осень, почему? Какой по характеру, натуре описывают осень в литературных произведениях (щедрая, яркая, веселая, разноцветная…)? С чем сравнивают осень, как ты себе представляешь осень (ярмарка; лисица; корзина с плодами; букет из разноцветных листьев, плодов, ягод; гроздья рябины; ежик с грибами и яблоками на спинке и т.д. )? Какие цвета у осени? Все оттенки теплых цветов: красный, оранжевый, желтый, коричневый, розовый, охра…

Форма занятия: путешествие в сказочную страну «Осень». Беседа: как в нее попасть и кто там правит? Игра «Чей цвет теплее»

Задание: создание сказочной композиции, олигорического образа осени при помощи смешивания различных цветов, использование в одной композиции разнообразных техник и приемов изобразительного искусства.

Изобразительные материалы: акварель, гуашь, фломастеры, карандаши. Ножницы, клей, вырезки из журналов, материал, бижутерия, цветная бумага, тесто.

Репродукции: иллюстрации детских книг и сказок

Итоги раздела – оформление выставки.


Раздел 5.Проявление различных состояний природы и жизни человека. Образ зимы в искусстве. (6 ч.)

Тема 5.1.Какого цвета снег? (1 ч.)

Содержание материала: на примере анализа картин известных художников выяснение, какие цвета используются для передачи цвета белого снега. От чего зависит изменение цвета снега, как передать его пушистость, легкость и т.д. Какие техники использует художник, изображая снег? Мазок, лессировка, набрызг, по мокрому фону и т.д.

Форма занятия: дискуссия «Какого цвета снег?». Анализ работ профессиональных художников. Определение приемов и способов изображения снега в разное время суток, в разное время года, в зависимости от состояния природы. Работа по представлению, с опорой на наглядный материал и имеющийся опыт. Анализ выполненных работ.

Задание: передача красоты зимнего пейзажа с помощью цвета.

Изобразительные материалы: акварель, гуашь, кисти, бумага.

Репродукции: Б. Кустодиев «Масленица». А. Паленов «Московский дворик». И. Грабарь «Февральская лазурь», «Мартовский снег» и т.д.


Тема 5.2. Красота зимнего леса. Граттаж (2 ч.)

Содержание материала: зимний пейзаж в графике. Выразительность ахроматических цветов. Виды графики. Виды печатной графики. Техника граттаж, в чем особенности и преимущества.

Форма занятия: знакомство с новой техникой. Выполнение работы в технике граттаж. Анализ выполненных работ. Сравнение с работами, выполненными на предыдущем занятии.

Задание: Построение композиции зимнего пейзажа в технике граттаж.

Изобразительные материалы: бумага, свеча, черная тушь, моющее средство, игла.

Репродукции: работы, выполненные в технике граттаж, графические работы Остроумова Лебедева.


Тема 5.3. Зимнее кружево. (1 ч.)

Содержание материала: зимние узоры, реальность и фантазия. Приемы вырезания из бумаги. Способы художественной выразительности в аппликации.

Форма занятия: « Мастерская Деда Мороза». Совместное изготовление украшений к Новогодним праздникам. Анализ выполненных работ.

Задание: вырезание снежинок, изготовление декоративного панно «Зимние узоры»

Изобразительные материалы: цветная бумага, ножницы, клей, белая бумага, воск, гуашь.


Тема 5.4. Новый год шагает по стране. (1 ч.)

Содержание материала: общее и различное в обычаях новогоднего праздника. Главные символы и герои праздничного действия в разных культурах. Яркость, веселье, карнавальность.

Форма занятия: вживание в образ. Путешествие по разным странам, посещение новогодних карнавалов, знакомство с традициями. Выбор новогоднего сюжета, передача настроения, красочности, необычности действий.

Задание: Новогодняя композиция. Использование цветового пятна как средства выразительности, соответствующих характеру праздника, - смелых линий, многоцветных мазков, пятен.

Изобразительные материалы: бумага, гуашь, тушь, цветные мелки, фломастеры и др. (по выбору учащихся)

Репродукции: новогодние маски, открытки, эскизы костюмов Л. Бакста, А. Бенуа, Н. Гончаровой


Тема 5.5. Маска, я тебя знаю. (1ч.)

Содержание материала: история карнавального костюма, маска, виды масок, их назначение. Техника выполнения маски из бумаги. Особенности декора маски.

Форма занятия: экскурсия. Примерка масок и ролей.

Задание: Выполнение новогодней маски с характером. 1час – выполнение эскиза. 3 часа – конструирование и декор изделия.

Изобразительные материалы: плотная бумага, ножницы, шило, клей, скотч. Цветная бумага, фольга, гуашь, фломастеры, и другие материалы, необходимые для декора.

Итоги раздела – оформление выставки.


Раздел 6. Образ ратного подвига и тема защитника родной земли в искусстве. (3 ч.)

Тема 6.1 Защитник Отечества в портретной живописи. (1 ч.)

Содержание материала: Образ защитника Отечества – одна из распространенных тем в изобразительном искусстве. Портрет героя войны как традиция увековечения его в памяти народа.

Форма занятия: экскурсия по страницам семейного альбома. Беседа, анализ, основные принципы построения головы человека, пропорции человеческой фигуры.

Задание: Работа над композицией на темы: «Пришел солдат с фронта», «Мой дед – герой войны», «Десантник», «Мой брат - танкист» и т.д.

Изобразительные материалы: простой карандаш, гуашь или акварель.

Репродукции: О. Кипренский «Портрет Давыдова». П. Корин «Александр Невский», «Портрет маршала Г. Жукова». Г. Коржев «Опаленные войной»

Тема 6.2. Батальная композиция. (2 ч.)

Содержание материала: сцены боевых действий (баталии) как основа художественной летописи народного подвига до возникновения исторического жанра. Средства художественной выразительности в передаче воинской доблести, исторической достоверности эпохи.

Форма занятия: работа в группах. Создание отдельных частей одной композиции. Использование приема печати.

Задание: создание коллективной композиции «Бой за Родину».

Изобразительные материалы: гуашь, тушь, мелки, бумага, цветные карандаши.

Репродукции: фрагменты Сталинградской битвы

Итоги раздела – оформление выставки.




Раздел 7. Основы плакатной графики. (3 ч.)

Тема 7.1. Плакат к 23 февраля (1 ч.)

Содержание материала: плакат как вид графики. Допустимые материалы и инструменты. Особенности композиции плаката, основы шрифта. Виды плакатов. Поздравительный плакат. Возможные техники: набрызг, акватипия, коллаж, объемное изображение.

Форма занятия: Соревнование, чей плакат лучше. Беседа, выбор материалов, композиционное решение.

Задание: выполнение поздравительного плаката ко «Дню защитника Отечества»

Изобразительные материалы: гуашь, фломастеры, и т.д. в зависимости от выбранной техники.

Репродукции: различные виды поздравительных плакатов и открыток.

Тема 7.2. Нет вредным привычкам. (2 ч.)

Содержание материала: плакатная графика. Плакат как форма борьбы против чего-то или за что-то. Что определяет выбор цветов. Стилизация изображения. Обсуждение темы плаката за здоровый образ жизни.

Форма занятия: подготовка к демонстрации. Изготовление плакатов, разработка лозунгов, стихов.

Задание: изготовление плаката за здоровый образ жизни, против вредных привычек.

Изобразительные материалы: тушь, гуашь, фломастеры, маркеры, перья, кисти, трафареты.

Репродукции: примеры плакатов на природоохранную тему, за здоровый образ жизни, против вредных привычек.

Итоги раздела – оформление выставки.


Раздел 8. Декоративное пано. (2 ч.)

Тема 8.1. Дарите женщинам цветы. (2 ч.)

Содержание материала: декоративное панно как вид декоративно – прикладного искусства, его функции и назначение. Варианты использования различных техник и построения композиции (сюжетной, абстрактной). Работа с бумагой, лепка из соленого теста, коллаж из открыток.

Форма занятия: творческая мастерская. Выбор техники. Распределение по группам или самостоятельная работа. Составление композиции. Выполнение работы в выбранном материале.

Задание: создание декоративной композиции к международному женскому дню»8 Марта».

Изобразительные материалы: гуашь, фломастеры, тесто, открытки, бумага разного цвета и качества и т.д. в зависимости от выбранной техники.

Репродукции: различные виды поздравительных плакатов и открыток, пример декоративного панно.

Итоги раздела – подарок к 8 Марта женщинам педагогического коллектива.



Раздел 9. Тема защиты природы в искусстве. (5 ч.)

Тема 9.1. Животное и его повадки в творчестве художников - анималистов. (1 ч.)

Содержание материала: изображение животных в современном декоративно- прикладном искусстве. Искусство Российских анималистов – В. Ватагина, И. Ефимова, А. Сотникова. Природа – творческая мастерская художника – анималиста. Художественные средства выражения повадок животных и среды обитания в творчестве анималистов.

Форма занятия: изображение по памяти, по воображению, лепка. Игра «Угадайка». Отработка силуэтного изображения животных.

Задание: объемное плоскостное изображение животных.

Изобразительные материалы: акварель, гуашь, кисти, бумага, пластилин.

Репродукции: рисунки животных в исполнениии анималистов – В. Ватагина, И. Ефимова, А. Сотникова. Иллюстрации Чарушина к своим произведениям и произведениям В. Бианки.



Тема 9.2. Экологическая тема в плакате. (1 ч.)

Содержание материала: экологический плакат. Живописные и декоративные средства в изображении плаката. Специфика художественного языка.

Форма занятия: заседание клуба «Юный эколог». Обсуждение природоохранной темы, выбор самых актуальных идей, разработка эскизов, выполнение плата.

Задание: выполнить плакат на природоохранную тему. «Экология в картинах».

Изобразительные материалы: бумага, гуашь, тушь, фломастеры, маркеры, т.д.

Репродукции: примеры плакатов на экологическую тему


Тема 9.3. Прилет птиц. «Мы Вас ждем, товарищ птица!». (2 ч.)

Содержание материала: День птиц. Особенности изображения птиц. Образ птицы в искусстве. Птица – счастья. Птица – феникс. Свистулька.

Форма занятия: подготовка к выставке «Мы Вас ждем, товарищ птица!»

Задание: выполнение плакатов на темы «Голоса весеннего леса», «Пусть поют птицы», «Здравствуй, мой пернатый друг!» и т.д.

Изобразительные материалы: графические по выбору учащихся.

Репродукции: рисунки птиц.

Тема 9.4.Галактическая птица . (1 ч.)

Содержание материала: космическая тема в искусстве, в творчестве художников – фантастов. Особенности проектирования предметной среды. Переработка реальных форм природы в конструктивные. Разнообразие структур природных форм в конструкции летательных аппаратов.

Форма занятия: путешествие в космос. Конструкторское бюро, разработка галактической птицы счастья.

Задание: выполнение зарисовок различных, летательных, межконтинентальных космических аппаратов,

Изобразительные материалы: карандаш, фломастеры, тушь , перо.

Репродукции: летательные аппараты Леонардо да Винчи. К. Юон «Новая планета». Живописные компазиции А. Леонова, А. Соколова и других художников – фантастов.

Итоги раздела – оформление выставки.


Раздел 10. Весеннее многообразие природных форм в искусстве.. (2ч.)

Тема 10.1. Поле зыблется цветами. (2 ч.)

Содержание материала: богатство природных форм пробуждающейся природы и отражение их в искусстве. Выразительные средства графики и отражения многообразия форм, силуэтов, строений, декора поверхности растений и насекомых.

Форма занятия: полет над цветочным полем. Использование приема диатипии и кляксографии.

Задание: изображение поля, которое зыблется цветами, маками, тюльпанами и т.д.

Изобразительные материалы: тушь, фломастеры, гуашь, акварель

Репродукции: И. Шишкин «Травы». С. Боттичелли «Весна». И. Левитан «Одуванчики»

Итоги раздела – оформление выставки.

Раздел 11. «Цветущий май» (2 ч.)

Тема 11.1. «Победа, вера, надежда, любовь» . (2 ч.)

Содержание материала: тема «Великой отечественной войны в искусстве». Вклад простого народа в победу. Что давало силы, что поддерживало надежду. Олигорический образ войны.

Форма занятия: посвящение тем, кто верил, надеялся, ждал. Обсуждение средств, приемов для передачи веры людей в победу. Посещение школьного музея, знакомство с экспонатами военных лет, с судьбами земляков, участников ВОВ и работников тыла.

Задание: создание триптиха «Вера, надежда, любовь.»

Изобразительные материалы: живописные и графические по выбору учащихся.

Репродукции: фрагменты ВОВ, иллюстрации к произведениям о войне.

Стихотворение Симонова «Жди меня», песня «Синий платочек», «Землянка», «Катюша»

Оформление выставки.


Раздел 12. «Хорошо, что есть каникулы!». (1 ч.)

Тема 12.1. «Хорошо, что есть каникулы!» . (1ч.)

Содержание материала: подведение итогов. Чему научились. Обсуждение как бы хотели провести лето.

Форма занятия: Игра «Расскажи мне о своей мечте.» Итоговое занятие года. Подведение итогов, Анализ достижений, выработка целей на следующий год. Анкетирование детей с целью выяснения удовлетворенностью занятий, пожеланий и т.д.

Задание: произвольная композиция «Хорошо, что есть каникулы!», демонстрация усвоенных знаний и приобретенных навыков.

Изобразительные материалы: гуашь, фломастеры, тесто, открытки, бумага разного цвета и качества и т.д. в зависимости от выбранной техники.

Репродукции: работы детей, выполненные в течении года.

Оформление выставки.

Литература.


  1. Учебник: Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: Учебник для учащихся 5-8 классов: В 4 ч.

Ч. 1. Основы рисунка.

Ч. 2. Основы живописи.

Ч. 3. Основы композиции.

Ч. 4. Краткий словарь художественных терминов. –

Обнинск: Титул, 1996.

  1. Программы дополнительного художественного образования детей в каникулярное время. – Москва: Просвещение, 2007.

  2. Н. А. Белибихина, Л. А. Королева. Организация дополнительного образования в школе: планирование, программы, разработки, занятия. – Волгоград: Учитель, 2009.

  3. Н.А. Горяева. Первые шаги в мире искусства: Из опыта работы: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1991.

  4. Г. Василистова. Солнышко. – Камышин, 1997.

  5. Декоративные шрифты: Для художественно-оформительских работ \ Сост. Г.Ф. Кинкумин. – Мн.: Полымя, 1987.

  6. Н.И. Платонова. Искусство: Энциклопедия / ООО «Издательство «РОСМЭН - ПРЕСС»», 2002. – (Энциклопедия).

  7. Д. Браун. Учитесь рисовать перспективу / Пер. с англ. Н.В. Крешко; худ. обл. М.В. Драко. – Мн.: ООО «Попурри», 2002 – (Серия «Учись рисовать»).

  8. О. Шматова. Самоучитель рисованию акварелью. – М.: Эксмо, 2007.


Демонстрационный материал.


1. Государственная Третьяковская галерея. Выпуск 2. Для учащихся 1-3 классов. Несброшюрованный альбом. – М.: Советский художник.

2. Государственная Третьяковская галерея. Выпуск 2. Для учащихся 4-6 классов. Несброшюрованный альбом. – М.: Советский художник.

3.Государственная Третьяковская галерея. Выпуск 3. Для учащихся 4-6 классов. Несброшюрованный альбом. – М.: Советский художник.

4. Жанровая живопись русских художников. Для учащихся 3-8 классов. Несброшюрованный альбом. – М.: Советский художник.

5. Репродукции картин русских художников: Н.Н. Ге, А.К. Саврасов, В.И. Суриков. Демонстрационный материал. – М.: Айрис - пресс, 2004.

6. Репродукции картин русских художников: В.Г. Перов, А.Г. Венецианов. Демонстрационный материал. – М.: Айрис - пресс, 2005.

7. Классицизм. Архитектура. Живопись. Скульптура. Литература. Музыка. Наглядные и раздаточные пособия. – М.: Айрис - пресс, 2005.









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 2 класс

Автор: Донченко Татьяна Владимировна

Дата: 14.06.2014

Номер свидетельства: 104713

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(195) "Программа внеурочной деятельности по изобразительному искусству в начальной школе "Компьютерная азбука" "
    ["seo_title"] => string(114) "proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-po-izobrazitiel-nomu-iskusstvu-v-nachal-noi-shkolie-komp-iutiernaia-azbuka"
    ["file_id"] => string(6) "109540"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1404728165"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства