Программа кружка создает возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя.
Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой развивается память, внимание, воображение.
Воспитывающие задачи:
Стремиться воспитать целеустремленность, дисциплинированность, усидчивость, выносливость, чувство коллективизма и взаимопомощи.
Организационно - педагогические основы обучения.
Реализация программы рассчитана на 1 год.
Возраст воспитанников в группе от 10 до 11 лет;
Учёт возрастных и психофизиологических особенностей детей, умения и навыки;
Количество детей в группе 7 человек;
К концу учебного года дети должны:
Уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
Прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
Отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
Ориентироваться в открытом библиотечном фонде.
Коммуникативные учебные умения:
Участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;
Оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
Высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги.
Отличительной особенностью данной образовательной программы от уже существующих программ является индивидуальный подход к интересам детей с ограниченными возможностями здоровья.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Программа кружка создает возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя.
Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой развивается память, внимание, воображение.
Воспитывающие задачи:
Стремиться воспитать целеустремленность, дисциплинированность, усидчивость, выносливость, чувство коллективизма и взаимопомощи.
Организационно - педагогические основы обучения.
Реализация программы рассчитана на 1 год.
Возраст воспитанников в группе от 10 до 11 лет;
Учёт возрастных и психофизиологических особенностей детей, умения и навыки;
Количество детей в группе 7 человек;
К концу учебного года дети должны:
Уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
Прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
Отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
Ориентироваться в открытом библиотечном фонде.
Коммуникативные учебные умения:
Участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;
Оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
Высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги.
Отличительной особенностью данной образовательной программы от уже существующих программ является индивидуальный подход к интересам детей с ограниченными возможностями здоровья.
Календарно-тематический план занятий кружка
«Библиотечный урок»
№ п/п
Название темы
Кол-во часов
Дата проведения
1.
Есть мудрые книжные полки: экскурсия по библиотеке
Научно-познавательная литература для младших школьников
1
12.
Разноцветные страницы: учимся обсуждать произведение
1
13.
Урок развития критического мышления
1
14.
Сказочные цветы – викторина-презентация
1
15.
Записи о прочитанном: твой дневник читателя - учись выражать свои эмоции на бумаге
1
16.
Русской речи государь по прозванию Словарь
1
17.
Твои первые энциклопедии.
1
18.
День библиографии «Вселенная знаний»
1
19.
Лото сказок: к юбилею П.П.Ершова, П.П.Бажова
1
20.
Типы текстов
1
21.
Хочу все знать!
1
22.
Путешествие в Страну Здоровья
1
23.
Рассказы С.П.Алексеева о городах-героях
1
24.
Путешествие по странам и континентам
2
25.
Экскурсия в детскую библиотеку «В мире детских книг и журналов». Рассказ детей «Что мне понравилось в библиотеке»
1
26.
Птицы - наши друзья
1
27.
Посвящение в читатели первоклассников
1
28.
Библиотечный марафон: тестирование
1
29
Книг заветные страницы: итоговое занятие
1
Содержание изучаемого курса:
1.Цель: познакомить детей с некоторыми библиотечными терминами, обогатить словарный запас учащихся, развить навыки работы с книгой.
Базовые понятия ББЗ - «библиотека», «книжный фонд», «абонемент», «читальный зал». Сформулировать и закрепить первичные навыки самообслуживания в условиях школьной библиотеки.
В воспитательных целях познакомить детей с «правилами поведения в библиотеке».
2.Откуда пришла книга – история книги.
Ознакомление учащихся с историей появления книги на земле. Беседа. Презентация.
3.В гости к осени: познавательный час.
Осень ранняя, золотая, глубокая, предзимье. Учим наблюдать и рассказывать после громкого чтения произведений.
Цель: дать понятие об основных элементах книги, привить любовь к книге, к культурному чтению. Беседа, презентация.
6.Экскурсия в типографию.
Знакомство с процессами создания печатных изданий в типографии.
7.Структура книги.
Цель: обобщить знания учащихся о книге и библиотеке, конкретизировать их сведения о структуре книги и углубить их: обложка, суперобложка, титульный лист, предисловие, послесловие, содержание, аннотация, ляссе-закладка. Вопросы по теме.
8.Газеты и журналы для детей.
Цель: знакомство с периодическими изданиями для детей мл.возраста, выработка умений и навыков чтения периодических изданий. Опрос: какие журналы получают учащиеся, читают.
9.Выбор книг в библиотеке. Как правильно выбрать книги.
Тематические полки. Внешний вид книги. Совет друга. По совету библиотекаря. По рекомендации учителя. По каталогу для детей. По совету родителей. Что посоветовал учебник. Из рекомендательного списка литературы для детей.
10. Как читать книги.
Виды чтения: ознакомительное чтение, изучающее чтение.
11.Научно-познавательная литература для младших школьников.
Цель: расширить знания детей в области истории, экологии, научить мелкому ремонту книг, развивать логическое мышление, воспитывать бережное отношение к природе, к книге в форме устного журнала.
13. Урок развития критического мышления по книге В.Берестова «Честное гусеничное слово».
Умение работать в парах.
14.Сказочные цветы. Презентация.Викторина.
Открытый просмотр литературы сказок, связанных с викториной в презентации. Задача-найти книгу, о которой идёт речь. Просмотр презентации.
15.Записи о прочитанном: твой дневник чтения.
Цель: научить учащихся делать записи о прочитанной книге, составлять план чтения, вести дневник чтения с рисунками.
16. Русской речи государь по прозванию Словарь.
Цель: Расширить знания школьников о словарях, показать их многообразие и назначение каждого; закреплять навыки практической работы со словарями; воспитывать культуру работы с книгой.
Задачи:1.Ознакомить учащихся с историей появления словарей.2.Способствовать развитию интереса к чтению словаря как необходимого помощника на пути к знанию.3.Стимулировать интеллектуальную и творческую активность, развивать культуру работы со словарём.
17.Твои первые энциклопедии. Презентация «Сую свой нос в любой вопрос».
Цель: заинтересовать учащихся справочной литературой. Научить самостоятельно работать с ней.
Знакомство с энциклопедией «Что такое? Кто такой?» и др. справочниками и детскими энциклопедиями, имеющимися в библиотеке. Проведение игры « Что? Где? Когда?».
18.День библиографии «Вселенная знаний».
Задачи:1.Познакомить учащихся со Всемирной детской энциклопедией.2. Способствовать формированию информационной культуры, умения слушать, понимать и добывать информацию, размышлять и делать выводы.
19.Хоровод сказок. Презентация.
Путешествие по сказам П.П.Бажова и сказке П.П.Ершова «Конёк-Горбунок». Конкурс рисунков любимых героев сказок по теме.
20.Типы текстов.
Цель: познакомить детей с различными типами текстов, учить определять принадлежность текста к тому или иному типу. Форма: игра-путешествие.
2.Воспитательные: воспитывать интерес к чтению, бережное отношение к окружающей природе.
3.Развивающие: развитие интереса у обучающихся к предметам естественно-научного цикла; развитие умения пользоваться энциклопедической литературой, выделять из общего главное.
Форма обучения-устный журнал.
22.Путешествие в страну Здоровья.
Цель: сформировать представление о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни.
Форма: бинарный диалог-игра.
23.Рассказы С.П.Алексеева о городах-героях.
Знакомство с серией книг лауреата Государственной премии С.П. Алексеева .Форма обучения-громкое чтение, беседа -опрос.
24.Путешествие по странам и континентам.
Ознакомление учащихся с информационными материалами, посвященным различным странам.
Показать роль и значение информации для знакомства с обычаями, традициями, культурой различных стран. Форма обучения: беседа, презентация.
25.Экскурсия в детскую библиотеку «В мире детских книг и журналов».
26.Птицы - наши друзья.
Цели урока:
1.Познакомить детей с книгами писателей-натуралистов и повадками птиц.
Привить им любовь и заботу о братьях меньших.
Форма урока: громкое чтение, обсуждение произведений, викторина «Знатоки птиц».
27.Посвящение в читатели первоклассников: праздник.
28.Библиотечный марафон: тестирование.
Проверка полученных знаний за учебный год.
29.Книг заветные страницы: итоговое занятие.
Цель: повторение пройденного, расширение круга знаний, полученных на библиотечных уроках. Награждение самых активных учащихся. Чаепитие.
Использованная литература:
Илдаркина Е.В.Библиотечные уроки. Вып.1,2-. 2-е изд.-М.:Глобус, Волгоград :Панорама,2007.-160с.
Валькова В.Г.,А.Н.Спаль. Книжкин дом.- М.: Книжная палата,1990.-80с.
Дереклеева Н.И. Информационные часы в школе.:М.:ВАКО,2008.-208с.-Педагогика.Психология.Управление).
Дидактические и развивающие игры в начальной школе. Методич. пособие с электронным приложением/Сост. Е.С.Галанжина,-М.:Планета,2011.-272с.-(Современная школа).