Раздел № 1. Пояснительная записка
Данная программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к структуре основной образовательной программы (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от « 6 » октября 2009 г. № 373).
Данная программа создана для того, чтобы обеспечить духовно-нравственное становление подрастающего поколения, познакомить детей с музейным пространством, привить любовь к родной школе, к родителям, к учителю, к Родине. Экскурсии раскрывают широкие возможности для воспитания восприятия ребенка, а также для воспитания музейной культуры. При помощи экскурсии можно научить детей младшего школьного возраста не только слушать, но и слышать, не только смотреть, но и видеть, наблюдать. Данная программа воспитывает гражданско-патриотические чувства, способствует развитию творческих способностей, коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы учащихся, столь необходимых в современном мире.
В основу программы положен принцип развития индивидуальности каждого ребёнка.
Возраст младшего школьника имеет огромные потенциальные возможности для развития художественно-творческих способностей, так как уже есть в наличии собственные жизненные впечатления, накоплен немалый художественный опыт, ребенок имеет определенный уровень знаний, умений и навыков, а значит, обладает способностью к мыслительным операциям, т.е. расположен к анализу. Он обладает высокой эмоциональной отзывчивостью, и все это говорит об определенной подготовленности, а значит, о наличии определенных условий для дальнейшего развития.
Программа основывается на принципах природосообразности, культуросообразности, коллективности, патриотической направленности, проектности, диалога культур, поддержки самоопределения воспитанника. Предназначена для учащихся начальной школы и реализует межпредметные связи с риторикой, литературным чтением.
Программа способствует раскрытию творческого потенциала каждого ребенка, помогает овладеть навыками коллективного взаимодействия и общения, привить через музей интерес к мировой художественной культуре и дать первичные сведения о ней, научить творчески относиться к любой работе.
На изучение данного курса отводится 1 час в неделю, что при 33 учебных неделях составляет 33 часа в год. Занятия проводятся как в аудитории, так и вне класса. Программа предполагает экскурсии и занятия в музеях.
Ведущая цель программы — приобщить детей к миру прекрасного, познакомить их с историческими ценностями, с особенностями музейной работы, содействовать приобщению детей к историческому наследию города, Отечества. Музейная педагогика позволяет эффективно влиять на процесс воспитания учащихся с разных позиций: мотивационно-ценностной, интеллектуальной, деятельностной, эмоциональноволевой.
Сопутствующие цели:
совершенствовать образовательный процесс средствами основного и дополнительного образования;
создавать условия для приобретения опыта общения с культурноисторическими ценностями музея;
создавать условия для художественного, эмоционально-ценностного, социального, культурного развития, творческой самореализации личности ребёнка, для формирования гражданско-патриотических чувств у детей;
создать условия для формирования целостной картины мира на основе знакомства с экспозициями музеев;
создать условия для включения учащихся в поисковую, исследовательскую, проектную деятельность.
Задачи программы:
содействовать развитию художественного восприятия мира, воображения, образного и ассоциативного мышления, научного мировоззрения, креативного мышления учащихся;
воспитывать любовь и уважение к прошлому своего города, к истории своей семьи, своего народа, Отечества;
расширить кругозор, развить познавательные интересы и способности учащихся;
приобщить ребёнка к миру искусства;
формировать «образ музея» как храма культуры, в котором хранятся художественные коллекции культурно-исторического значения разнообразной направленности (исторические, художественные, профильные и т.д.);
содействовать осознанию детьми значимости деятельности по сохранению историкокультурного наследия города, страны;
формировать первичные умения поисковой, исследовательской, проектной деятельности;
формировать навыки культурного поведения в общественных местах;
развивать познавательные, коммуникативные, социальные способности детей.
Раздел № 2. Общая характеристика курса.
Музейно-экскурсионная программа состоит из семи тематических разделов, связанных между собой.
В каждый из разделов включены темы, которые знакомят ребенка с определенными сторонами искусства и различными аспектами историко-культурного наследия.
Содержание данного курса ориентировано на игровые, творческие формы, проектную деятельность. Занятия проводятся в форме беседы, игры, экскурсий, мастер-классов и интерактивных занятий.
Раздел №3. Личностные, метапредметные и предметные результаты.
Учащиеся научатся:
работать с источниками разных типов: как с вещественными, так и с письменными, устными и информационными источниками;
находить и осуществлять отбор нужной информации;
анализировать источники по заданным критериям;
высказывать свою точку зрения, приводить аргументы;
наблюдать, описывать, строить тексты, отвечать на вопросы;
находить причины и следствия событий, происходящих в историкогеографическом пространстве;
сравнивать свой образ жизни с образом жизни людей, живших в другом времени или в другом географическом пространстве;
выделять общее и частное в поведении людей и явлениях культуры;
вести записи при работе с документами.
Благодаря работе в музее школьники получат опыт научно-исследовательской работы, возможность включиться в социально значимую деятельность по сохранению историко-культурного наследия школы. Примут участие в реализации социальнозначимых проектов, проводимых в учебном учреждении. Обучение может осуществляться в форме сюжетных игр, музейных уроков, экскурсий, практической работы с фондами школьного музея, экспедиций.
Особая музейная среда расширяет и оживляет процесс познания истории, а занятия, проходящие в форме игры, дают возможность детям совершить увлекательное путе шествие в прошлое страны, познакомиться с бытом и нравами наших далёких предков, погрузиться в атмосферу сказок, старинных обрядов и фольклора.
Личностные результаты представлены двумя группами целей. Одна группа относится к личности субъекта обучения. Это:
готовность и способность к саморазвитию и самообучению,
достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками.
Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир. Это:
формирование основ российской гражданской идентичности, воспитание чувства гордости за достижения своих односельчан;
воспитание уважительного отношения к своей станице, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;
понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.
Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:
осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;
обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;
овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение);
использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности; расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
В соответствии со стандартом второго поколения при отборе содержания обучения и конструировании его методики особое внимание уделяется освоению метапредметных результатов естественно-научного и обществоведческого образования. Достижения в области метапредметных результатов позволяет рассматривать учебную деятельность как ведущую деятельность младшего школьника и обеспечить формирование новообразований в его психической и личностной сфере. С этой целью в программе выделен специальный раздел «Универсальные учебные действия», содержание которого определяет круг общеучебных и универсальных умений, успешно формирующихся средствами данного предмета.
Среди метапредметных результатов особое место занимают познавательные, регулятивные и коммуникативные действия:
познавательные как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);
регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;
коммуникативные как способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием.
Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, чтение и др.), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.)
Раздел №4. Поурочное планирование.
№ п/п | Тема занятия | Формы обучения | Дата проведения |
| |
план | факт |
1 | Вводное занятие. Основные понятия и термины музееведения. | Беседа | | |
2 | Викторина «Кто больше назовет музейных терминов?» | Викторина | | |
3 | Что такое музей. | Интерактивная экскурсия | | |
4 | История развития музеев. | Беседа | | |
5 | Что такое экспонат и экспозиция. | Беседа, творческая работа | | |
6 | Профессия экскурсовода. | Беседа | | |
7 | Правила поведения в музее. | Урок-игра | | |
8 | Экскурсия в музей истории города. | Экскурсия в музей | | |
9 | Роль музея в жизни человека. | Интерактивное занятие | | |
10 | История музейного дела в России. | Беседа | | |
11 | Просмотр видеофильма об известных музеях. | Интерактивное занятие | | |
12 | Экскурсия в историко-архитектурный музей заповедник. | Экскурсия в музей | | |
13 | Где мы были? Что мы видели? | Творческая работа | | |
14 | Времена года. | Беседа, работа с иллюстрациями | | |
15 | Особенности природы Ярославского края. | Экскурсия | | |
16 | Сезонные явления в картинках. | Выполнение творческих заданий | | |
17 | Прогулка в сказочный лес. | Беседа, просмотр видеофильма | | |
18 | Животный мир Ярославских лесов. | Экскурсия | | |
19 | Повадки обитателей леса. | Выполнение творческих заданий | | |
20 | Не просто букашки… | Игровое занятие | | |
21 | Поиск в сети Интернет основных понятий и терминов музейного дела. | Интерактивное занятие | | |
22 | Русские народные праздники. | Беседа | | |
23 | Великая масленица. | Экскурсия в музей Богдановича. Мастер-класс: роспись по дереву | | |
24 | История возникновения часов. | Беседа | | |
25 | История возникновения часов. Экскурсия. | Экскурсия в музей «Музыка и время» | | |
26 | Знакомство с профессией художника. | Беседа | | |
27 | Экскурсия в художественный музей г. Ярославля. | Экскурсия | | |
28 | Великие художники нашей страны и нашего города. | Интерактивное занятие | | |
29 | Музеи под открытым небом. Правила поведения в музее под открытым небом. | Беседа | | |
30 | Экскурсия в ботанический сад. | Экскурсия | | |
31 | Праздник письменности в историко-архитектурном музее | Экскурсия | | |
32 | Что узнали? Закрепление полученных знаний. | Выполнение творческих заданий. | | |
33 | Итоговое занятие. Защита проектов. | Практическое занятие | | |
Раздел №7. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Возможно использование интерактивной доски, просмотр фильмов, прослушивание аудиозаписей.
Литература:
Новожилова В.А., Тренина С.Д., Холодякова И.Е. Ярославль и ярославцы. Музейно-экскурсионная программа для начальных классов г. Ярославля
Брокгауз Ф.А. Эфрон И.А. Энциклопедия. Пг., 1897г.
Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. М., 1986 г.
Кончин Е. Как рождаются музеи. М., 1988 г.
Ревякин В.И. Музеи мира. М., 1993 г.
Венецкий С.И. В мире металлов. М., 1988 г.
Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. М. 1978 г.
Уварова И. Глина, вода и огонь. М., 1973 г.
Добровольская Э.Д. Ярославль. М., 1969 г.
Мейерович М. Когда был основан Ярославль. Ярославль.,1959 г.
Овсянников Ю.М. Рассказы об архитектуре. М., 1985 г.
Путеводитель. Ярославль (Под ред. А.В. Федорчука). Ярославль., 2002 г.
Сыров С.Н. Страницы истории. М., 1983 г.
Титова И.М. Наш любимый праздник. М., 1993 г.
Энциклопедия зимних праздников. СПб., 1995 г.