kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Музейное дело"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Музейное дело" в 1 классе

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Музейная программа 1 класс»


Раздел № 1. Пояснительная записка


Данная программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к структуре основной образовательной программы (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от « 6 » октября 2009 г. № 373).

Данная программа создана для того, чтобы обеспечить духовно-нравственное становление подрастающего поколения, познакомить детей с музейным пространством, привить любовь к родной школе, к родителям, к учителю, к Родине. Экскурсии раскрывают широкие возможности для воспитания восприятия ребенка, а также для воспитания музейной культуры. При помощи экскурсии можно научить детей младшего школьного возраста не только слушать, но и слышать, не только смотреть, но и видеть, наблюдать. Данная программа воспитывает гражданско-патриотические чувства, способствует развитию творческих способностей, коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы учащихся, столь необходимых в современном мире.

В основу программы положен принцип развития индивидуальности каждого ребёнка.

Возраст младшего школьника имеет огромные потенциальные возможности для развития художественно-творческих способностей, так как уже есть в наличии собственные жизненные впечатления, накоплен немалый художественный опыт, ребенок имеет определенный уровень знаний, умений и навыков, а значит, обладает способностью к мыслительным операциям, т.е. расположен к анализу. Он обладает высокой эмоциональной отзывчивостью, и все это говорит об определенной подготовленности, а значит, о наличии определенных условий для дальнейшего развития.

Программа основывается на принципах природосообразности, культуросообразности, коллективности, патриотической направленности, проектности, диалога культур, поддержки самоопределения воспитанника. Предназначена для учащихся начальной школы и реализует межпредметные связи с риторикой, литературным чтением.

Программа способствует раскрытию творческого потенциала каждого ребенка, помогает овладеть навыками коллективного взаимодействия и общения, привить через музей интерес к мировой художественной культуре и дать первичные сведения о ней, научить творчески относиться к любой работе.

На изучение данного курса отводится 1 час в неделю, что при 33 учебных неделях составляет 33 часа в год. Занятия проводятся как в аудитории, так и вне класса. Программа предполагает экскурсии и занятия в музеях.

Ведущая цель программы — приобщить детей к миру прекрасного, познакомить их с историческими ценностями, с особенностями музейной работы, содействовать приобщению детей к историческому наследию города, Отечества. Музейная педагогика позволяет эффективно влиять на процесс воспитания учащихся с разных позиций: мотивационно-ценностной, интеллектуальной, деятельностной, эмоциональноволевой.

Сопутствующие цели:

  • совершенствовать образовательный процесс средствами основного и дополнительного образования;

  • создавать условия для приобретения опыта общения с культурноисторическими ценностями музея;

  • создавать условия для художественного, эмоционально-ценностного, социального, культурного развития, творческой самореализации личности ребёнка, для формирования гражданско-патриотических чувств у детей;

  • создать условия для формирования целостной картины мира на основе знакомства с экспозициями музеев;

  • создать условия для включения учащихся в поисковую, исследовательскую, проектную деятельность.

Задачи программы:

  • содействовать развитию художественного восприятия мира, воображения, образного и ассоциативного мышления, научного мировоззрения, креативного мышления учащихся;

  • воспитывать любовь и уважение к прошлому своего города, к истории своей семьи, своего народа, Отечества;

  • расширить кругозор, развить познавательные интересы и способности учащихся;

  • приобщить ребёнка к миру искусства;

  • формировать «образ музея» как храма культуры, в котором хранятся художественные коллекции культурно-исторического значения разнообразной направленности (исторические, художественные, профильные и т.д.);

  • содействовать осознанию детьми значимости деятельности по сохранению историкокультурного наследия города, страны;

  • формировать первичные умения поисковой, исследовательской, проектной деятельности;

  • формировать навыки культурного поведения в общественных местах;

  • развивать познавательные, коммуникативные, социальные способности детей.















Раздел № 2. Общая характеристика курса.

Музейно-экскурсионная программа состоит из семи тематических разделов, связанных между собой.

  • Музей – хранитель веков

  • В стенах краеведческого музея

В каждый из разделов включены темы, которые знакомят ребенка с определенными сторонами искусства и различными аспектами историко-культурного наследия.

Содержание данного курса ориентировано на игровые, творческие формы, проектную деятельность. Занятия проводятся в форме беседы, игры, экскурсий, мастер-классов и интерактивных занятий.

















Раздел №3. Личностные, метапредметные и предметные результаты.

Учащиеся научатся:

  • работать с источниками разных типов: как с вещественными, так и с письменными, устными и информационными источниками;

  • находить и осуществлять отбор нужной информации;

  • анализировать источники по заданным критериям;

  • высказывать свою точку зрения, приводить аргументы;

  • наблюдать, описывать, строить тексты, отвечать на вопросы;

  • находить причины и следствия событий, происходящих в историкогеографическом пространстве;

  • сравнивать свой образ жизни с образом жизни людей, живших в другом времени или в другом географическом пространстве;

  • выделять общее и частное в поведении людей и явлениях культуры;

  • вести записи при работе с документами.

Благодаря работе в музее школьники получат опыт научно-исследовательской работы, возможность включиться в социально значимую деятельность по сохранению историко-культурного наследия школы. Примут участие в реализации социальнозначимых проектов, проводимых в учебном учреждении. Обучение может осуществляться в форме сюжетных игр, музейных уроков, экскурсий, практической работы с фондами школьного музея, экспедиций.



Особая музейная среда расширяет и оживляет процесс познания истории, а занятия, проходящие в форме игры, дают возможность детям совершить увлекательное путе шествие в прошлое страны, познакомиться с бытом и нравами наших далёких предков, погрузиться в атмосферу сказок, старинных обрядов и фольклора.

Личностные результаты представлены двумя группами целей. Одна группа относится к личности субъекта обучения. Это:

  • готовность и способность к саморазвитию и самообучению,

  • достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;

  • личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками.

Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир. Это:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, воспитание чувства гордости за достижения своих односельчан;

  • воспитание уважительного отношения к своей станице, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;

  • понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.

Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:

  • осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;

  • обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;

  • овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение);

  • использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности; расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.

В соответствии со стандартом второго поколения при отборе содержания обучения и конструировании его методики особое внимание уделяется освоению метапредметных результатов естественно-научного и обществоведческого образования. Достижения в области метапредметных результатов позволяет рассматривать учебную деятельность как ведущую деятельность младшего школьника и обеспечить формирование новообразований в его психической и личностной сфере. С этой целью в программе выделен специальный раздел «Универсальные учебные действия», содержание которого определяет круг общеучебных и универсальных умений, успешно формирующихся средствами данного предмета.

Среди метапредметных результатов особое место занимают познавательные, регулятивные и коммуникативные действия:

  • познавательные как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);

  • регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;

  • коммуникативные как способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием.

  • Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, чтение и др.), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.)

Раздел №4. Поурочное планирование.



п/п

Тема занятия

Формы обучения

Дата проведения



план

факт

1

Вводное занятие. Основные понятия и термины музееведения.

Беседа



2

Викторина «Кто больше назовет музейных терминов?»

Викторина



3

Что такое музей.

Интерактивная экскурсия



4

История развития музеев.

Беседа



5

Что такое экспонат и экспозиция.

Беседа, творческая работа



6

Профессия экскурсовода.

Беседа



7

Правила поведения в музее.

Урок-игра



8

Экскурсия в музей истории города.

Экскурсия в музей



9

Роль музея в жизни человека.

Интерактивное занятие



10

История музейного дела в России.

Беседа



11

Просмотр видеофильма об известных музеях.

Интерактивное занятие



12

Экскурсия в историко-архитектурный музей заповедник.

Экскурсия в музей



13

Где мы были? Что мы видели?

Творческая работа



14

Времена года.

Беседа, работа с иллюстрациями



15

Особенности природы Ярославского края.

Экскурсия



16

Сезонные явления в картинках.

Выполнение творческих заданий



17

Прогулка в сказочный лес.

Беседа, просмотр видеофильма



18

Животный мир Ярославских лесов.

Экскурсия



19

Повадки обитателей леса.

Выполнение творческих заданий



20

Не просто букашки…


Игровое занятие



21

Поиск в сети Интернет основных понятий и терминов музейного дела.

Интерактивное занятие



22

Русские народные праздники.

Беседа



23

Великая масленица.

Экскурсия в музей Богдановича. Мастер-класс: роспись по дереву



24

История возникновения часов.

Беседа



25

История возникновения часов. Экскурсия.

Экскурсия в музей «Музыка и время»



26

Знакомство с профессией художника.

Беседа



27

Экскурсия в художественный музей г. Ярославля.

Экскурсия



28

Великие художники нашей страны и нашего города.

Интерактивное занятие



29

Музеи под открытым небом. Правила поведения в музее под открытым небом.

Беседа



30

Экскурсия в ботанический сад.

Экскурсия



31

Праздник письменности в историко-архитектурном музее

Экскурсия



32

Что узнали? Закрепление полученных знаний.

Выполнение творческих заданий.



33

Итоговое занятие. Защита проектов.

Практическое занятие







Раздел №7. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса



Возможно использование интерактивной доски, просмотр фильмов, прослушивание аудиозаписей.

Литература:

Новожилова В.А., Тренина С.Д., Холодякова И.Е. Ярославль и ярославцы. Музейно-экскурсионная программа для начальных классов г. Ярославля

    • Брокгауз Ф.А. Эфрон И.А. Энциклопедия. Пг., 1897г.

    • Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. М., 1986 г.

    • Кончин Е. Как рождаются музеи. М., 1988 г.

    • Ревякин В.И. Музеи мира. М., 1993 г.

  • Венецкий С.И. В мире металлов. М., 1988 г.

  • Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. М. 1978 г.

  • Уварова И. Глина, вода и огонь. М., 1973 г.



  • Добровольская Э.Д. Ярославль. М., 1969 г.

  • Мейерович М. Когда был основан Ярославль. Ярославль.,1959 г.

  • Овсянников Ю.М. Рассказы об архитектуре. М., 1985 г.

  • Путеводитель. Ярославль (Под ред. А.В. Федорчука). Ярославль., 2002 г.

  • Сыров С.Н. Страницы истории. М., 1983 г.

  • Титова И.М. Наш любимый праздник. М., 1993 г.

  • Энциклопедия зимних праздников. СПб., 1995 г.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Музейное дело"

Автор: Ретнева Любовь Михайловна

Дата: 20.01.2017

Номер свидетельства: 381519

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Программа работы кружка музейного дела  "Истоки" "
    ["seo_title"] => string(50) "proghramma-raboty-kruzhka-muzieinogho-diela-istoki"
    ["file_id"] => string(6) "237249"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1444253848"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Программа курса внеурочной деятельности "Музейное дело""
    ["seo_title"] => string(54) "programma_kursa_vneurochnoi_deiatelnosti_muzeinoe_delo"
    ["file_id"] => string(6) "611578"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1659975963"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Музейная педагогика. Педагогические возможности школьного музея "Исток" "
    ["seo_title"] => string(84) "muzieinaia-piedaghoghika-piedaghoghichieskiie-vozmozhnosti-shkol-nogho-muzieia-istok"
    ["file_id"] => string(6) "127757"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1415370879"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Программа внеурочной деятельности в начальной школе "Музейное дело" "
    ["seo_title"] => string(77) "proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-v-nachal-noi-shkolie-muzieinoie-dielo"
    ["file_id"] => string(6) "103081"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1402566363"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(175) ""Создании условий для развития личности путём включения её в многообразную деятельность музея""
    ["seo_title"] => string(80) "sozdanii_uslovii_dlia_razvitiia_lichnosti_putiom_vkliucheniia_eio_v_mnogoobraznu"
    ["file_id"] => string(6) "616849"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1667812043"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства