kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа внеурочной деятельности в начальной школе "Музейное дело"

Нажмите, чтобы узнать подробности

  Одной из важнейших задач современной школы России является воспитание патриотизма у учащихся. Ныне эта черта личности подвергается серьёзным испытаниям. Существенно изменилось Отечество. Пересматривается его прошлое, тревожит настоящее и пугает своей неопределённостью будущее.

Важнейшая миссия педагога – воспитать у юного поколения патриотизм, т.е. уважение к предкам, любовь к Родине, своему народу, сохранять традиции своей страны, формировать у школьников чувство национального самосознания. Без Родины нет человека, Индивидуальности, Личности. Утеряв Родину, человек теряет себя, своё лицо.

У истинного патриота развито чувство долга перед Родиной. Народом, выражающееся в ответственности за свою страну, её честь, достоинство, могущество, независимость.

Актуальность  программы:
         Патриотическое воспитание подрастающего поколения является одним из приоритетных направлений политики государства. Идеи патриотизма, особенно в их высшем проявлении – готовности к защите Родины, во все времена занимали одно из ведущих мест в формировании подрастающего поколения. Необходимость данной программы вызвана тем, что в последние годы падает уровень духовной культуры общества и подрастающего поколения, отсутствуют иерархии ценностей нравственно – ориентированные, проявляется непонимание значимости культурно – исторических памятников, низкая культура чувств, незначительный интерес к истории, непонимание её закономерностей, идёт процесс углубления противоречия между старшим и молодым поколениями. Воспитание патриотизма – это воспитание любви к Отечеству, преданности к нему, гордости за его прошлое и настоящее. Задачи, воспитания в нашем обществе Патриота и Гражданина своего Отечества призван в первую очередь решать школьный музей, так как он является хранителем бесценного фонда исторического наследия.

С этими задачами прекрасно справляется школьный музей.

Слово «музей» происходит от греческого «museion» и латинского  «museum» - «храм». Музей – место, посвящённое наукам и искусствам. Музей – учреждение, которое занимается собиранием, изучением, хранением и показом предметов и документов, характеризующих развитие природы и человеческого общества и представляющих историческую, научную или художественную ценность.

Детская аудитория традиционно является приоритетной категорией музейного обслуживания. Кроме того, сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения, что приобщение к культуре следует начинать с самого раннего детства, когда ребёнок стоит на пороге открытия окружающего мира.

Школьные музеи, безусловно, можно отнести к одному из замечательных феноменов отечественной культуры и образования. Такие музеи возникли как межпредметные кабинеты для хранения учебно- наглядных пособий по истории и природе родного края: собрания оформленных учащимися краеведческих материалов – гербариев, минералов, фотографий, воспоминаний и других предметов и документов. Школьные музеи в течение сравнительно короткого времени получили широкое распространение – в педагогической практике как эффективное средство обучения и воспитания.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности в начальной школе "Музейное дело" »

Социальное творчество.


«Музейное дело».


Пояснительная записка


Одной из важнейших задач современной школы России является воспитание патриотизма у учащихся. Ныне эта черта личности подвергается серьёзным испытаниям. Существенно изменилось Отечество. Пересматривается его прошлое, тревожит настоящее и пугает своей неопределённостью будущее.

Важнейшая миссия педагога – воспитать у юного поколения патриотизм, т.е. уважение к предкам, любовь к Родине, своему народу, сохранять традиции своей страны, формировать у школьников чувство национального самосознания. Без Родины нет человека, Индивидуальности, Личности. Утеряв Родину, человек теряет себя, своё лицо.

У истинного патриота развито чувство долга перед Родиной. Народом, выражающееся в ответственности за свою страну, её честь, достоинство, могущество, независимость.

Актуальность программы:
Патриотическое воспитание подрастающего поколения является одним из приоритетных направлений политики государства. Идеи патриотизма, особенно в их высшем проявлении – готовности к защите Родины, во все времена занимали одно из ведущих мест в формировании подрастающего поколения. Необходимость данной программы вызвана тем, что в последние годы падает уровень духовной культуры общества и подрастающего поколения, отсутствуют иерархии ценностей нравственно – ориентированные, проявляется непонимание значимости культурно – исторических памятников, низкая культура чувств, незначительный интерес к истории, непонимание её закономерностей, идёт процесс углубления противоречия между старшим и молодым поколениями. Воспитание патриотизма – это воспитание любви к Отечеству, преданности к нему, гордости за его прошлое и настоящее. Задачи, воспитания в нашем обществе Патриота и Гражданина своего Отечества призван в первую очередь решать школьный музей, так как он является хранителем бесценного фонда исторического наследия.

С этими задачами прекрасно справляется школьный музей.

Слово «музей» происходит от греческого «museion» и латинского «museum» - «храм». Музей – место, посвящённое наукам и искусствам. Музей – учреждение, которое занимается собиранием, изучением, хранением и показом предметов и документов, характеризующих развитие природы и человеческого общества и представляющих историческую, научную или художественную ценность.

Детская аудитория традиционно является приоритетной категорией музейного обслуживания. Кроме того, сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения, что приобщение к культуре следует начинать с самого раннего детства, когда ребёнок стоит на пороге открытия окружающего мира.

Школьные музеи, безусловно, можно отнести к одному из замечательных феноменов отечественной культуры и образования. Такие музеи возникли как межпредметные кабинеты для хранения учебно- наглядных пособий по истории и природе родного края: собрания оформленных учащимися краеведческих материалов – гербариев, минералов, фотографий, воспоминаний и других предметов и документов. Школьные музеи в течение сравнительно короткого времени получили широкое распространение – в педагогической практике как эффективное средство обучения и воспитания.


Цель программы:

Воспитать патриота неравнодушного к прошлому и настоящему своей Родины через деятельность школьного музея, содействовать повышению эффективности учебно – воспитательной работы.


Задачи программы:


- познавательные: история региона, малой родины, образования, семьи и др. реализация познавательных и других интересов и потребностей ребенка через изучение истории своего родного края и своей страны средствами краеведения;

- воспитательные: нравственное, эстетическое, эстетическое правовое воспитание на традициях школы, возродить духовные ценности великого русского народа;

- развивающие: включение учащихся в исследовательскую деятельность на материалах местной истории.


Принципы построения программы:


• принцип деятельностного практико-ориентированного подхода, позволяющий максимально реализовать творческий и исследовательский потенциал личности, поддерживать процессы саморазвития, самоорганизации, самоконтроля и в конечном итоге самоактуализации личности;

• принцип непрерывности: ни один проект, ни одно дело не считается завершенным, пока не исчерпан весь его внутренний ресурс, поэтому возможна неоднократная разработка данной темы с выделением новых проблем;

• принцип системности и последовательности усвоения новых умений, навыков работы с информацией;

• принцип педагогической поддержки: создание комфортной среды для проявления и реализации творческого потенциала учащихся, помощи в решении их индивидуальных проблем;

• принцип научности: способствует формированию научного мировоззрения через системную исследовательскую работу с документами и музейными предметами, Интернет – сайтам;

• принцип комплексности: работа над темой требует одновременного применения знаний из многих областей, умение видеть перспективу и возможные практические выходы;

• принцип сотрудничества: реализуется через постоянное взаимодействие учитель – ученик – родитель – представитель общественности (ветераны, жители села, района, педагоги школы);

• принцип толерантности.

Предлагаемая программа ориентирована на группу обучающихся с 11 по 13лет. Она рассчитана на 54 учебных часа:

16 теоретических;

38 практических.

Много места отведено экскурсионной, поисковой работе, работе с архивными документами. На занятиях обучающиеся знакомятся с основами музееведения; музейной терминологией и т.д.

На практических занятиях обучающиеся получат навыки проведения и организации экскурсий по музею, деловые игры, встречи с ветеранами и т.д.



Наименование темы

Часы

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие.

1

1


2

Страницы истории (Музей – хранилище исторических источников, документов.)

2

2


3

«Мой двор, моя улица. За что люблю.»

2

2


4

Урок нравственности на тему «Величие подвига народа-победителя в Великой Отечественной Войне.»

1

1


5

Акция «Реликвию в музей!», «Помоги музею!».

4

1

3

6

Экскурсия по музеям области.

2

2


7

Моя школа - мой дом.

1

1


8

Оформление стендов, вставок истории своего села, района, области.

5

1

4

9

Фотоконкурс“Живи, родное село!”

2


2

10

Викторина об истории своего села, района, области

1


1

11

Участники войны и «горячих точек»

4

1

3

12

«Смотр строя и песни».

1


1

13

Изготовление подарков ветеранам.

2


2

14

Концерт для ветеранов.

1


1

15

Учителя села.

3


3

16

Народы села, города, области и т.д.

4

1

3

17

Составление карты села

6

2

4

18

«Семейно - бытовые обряды.

Семейные традиции »

1


1

19

Поисковая работа для семейного древа.

5


5

20

Составление семейных родословных

6

1

5


Итого:

54

16

38

Тематический план.


Содержание программы:


1. Вводное занятие.

О чём будет рассказывать школьный музей. Его основные разделы. Знакомство со школьным музеем. История его создания, экспозиции, выставочные экспонаты. Типы и виды музеев: краеведческие, боевой славы, исторические и др. ; государственные, частные, муниципальные, школьные;



2. Страницы истории (Музей – хранилище исторических источников, документов.).

Основные социальные функции музеев. Возникновение и становление музеев, их роль в жизни человека. Типы и виды музеев: краеведческие, боевой славы, исторические и др. ; государственные, частные, муниципальные, школьные. Основные социальные функции музеев. Возникновение и становление музеев, их роль в жизни человека;

3. «Мой двор, моя улица. За что люблю.»

Составление небольших рассказов о своем дворе, селе…Обсуждение:»Что моя малая Родина?»;

4. Урок нравственности на тему «Величие подвига народа-победителя в Великой Отечественной Войне.».

Забота о ветеранах – наш священный долг. Связь следопытского поиска с тимуровской работой. Какую помощь можно оказать ветеранам;

5. Акция «Реликвию в музей!», «Помоги музею!».

Составление вопросов. Как вести себя во время встречи. Опрос жителей села. Запись рассказов и воспоминаний. Сбор информации, старинных реликвий(предметы быта, одежды, газеты, журналы и т.д.);

6. Экскурсия по музеям области.

Посещение исторических музеев (которые могут рассказать о истории города, ВОВ);

Практическая работа:

1.Написание сценария экскурсии по школе

2.Работа над имиджем «экскурсовод»: оснащённость.

7. Моя школа - мой дом.

Беседа о своей школе, история школы. Составление летописи;

8. Оформление стендов, выставок истории своего села, района, области.

Оформление результатов поиска и создание экспозиции в музее. Оформление альбома, создание презентаций, музейной выставки (отбор и размещение собранных материалов, составление пояснительных текстов). Классификация выставок. Организация выставок в школьном краеведческом музее (стационарные, переносные или выездные);
9. Фотоконкурс“Живи, родное село!”.

Сбор фотографий с видами села;

10. Викторина об истории своего села, района, области.

Проверка того, что узнали за время работы в музее;

11. Участники войны и «горячих точек».

Оформление стендов участников войны и «горячих точек»;

12. «Смотр строя и песни».

Проведение конкурса, в котором каждый класс показывает строевую подготовку, исполняет песню на военную тему;

13. Изготовление подарков ветеранам.

Ученики самостоятельно делают подарки, для ветеранов;

14. Концерт для ветеранов.

Подготовка и проведение мероприятия. Проверка знаний, умений и навыков обучающихся; оформление экспозиций и выставок, показ презентаций;

15. Учителя села.

Сбор материала об учителях села.(об учителях ветеранов, героев ВОВ, работающих сейчас в школе);

16. Народы села, города, области и т.д.

Какие национальности проживают в селе, городе и т. Д. Подвести статистику, узнать больше о происхождении этих народов;

17. Составление карты села.

Сбор легенд о селе. Работа с краеведческой литературой. Опрос местных жителей. Сбор материала о названиях улиц села. Фронтальная и индивидуальная работа с картой;

18. «Семейно-бытовые обряды. Семейные традиции».

Проведение беседы на тему: «Семейно-бытовые обряды. Семейные традиции»;

- Семейно - бытовые обряды

Свадьба. Рождение ребёнка. Наречение. Крещение. Кумление. Именины. Обеденный обычай. Хлебосольство. Новоселье. Проводы в армию.

- Семейные традиции

Семейная религия. Оберёг. Семейный фольклор. Родословная дома. Место работы родителей. Любимое место отдыха семьи.

19. Поисковая работа для семейного древа.

Что означает твое имя. День рождение семьи. Сбор материала об фамилиях семьи. Работа по изучению биографии своих предков. Рефераты о своих родственниках;

20. Составление семейных родословных.

Практическая деятельность по составлению родословной, генеалогического древа семьи.


Ожидаемые результаты:

1 уровень. Обучающиеся получат знания по основам экскурсоводческой деятельности, музейного дела, навыки общения с аудиторией, навыки работы с другими историческими и литературными источниками. Должны знать историю музейного дела, основные термины, применяемые в музейном деле;


2 уровень. Обучающиеся должны уметь разработать тексты экскур­сий; ориентироваться в литера­турных источниках; работать с различными ис­точниками информации; использовать технические средства при проведении экс­курсии; какого-либо мероприятия ;


3 уровень. Выполнять индивидуально - поисковые исследовательские задания. Владеть навыками оформления тематических экспозиций школьного музея к памятным датам; основными формами поисково-исследовательской работы; создавать,защищать проекты на итоговых мероприятиях.


Список литературы:

Альманах «Отечество», выпуск 7, 2001 г.
Журналы «Патриот Отечества», №2, 2004 г., №8, 2009 г.
Журналы «Воспитание школьников», 2000 -2008 гг.
Музееведение. – М., 1998г.

Книга. Работа со школьниками в краеведческом музее. Изд. Владос, 2001 год.

Книга. Музей и дети. Изд. Академия, М. 2000 год.

Книга Музей воспитывает юных, изд. Просвещение, 1988 год.

Книга. Методика историко-краеведческой работы в школе. Изд. Просвещение, М. 1982 год.

Учительская газета, № 15, 2006 год.

Учительская газета, № 21, 2006 год.

Журнал “Классный руководитель”, № 2, 2005 год.

Журнал “Классный руководитель”, № 1, 2006 год.

Журнал “Воспитание школьников”, № 3, 1999 год.

Журнал “Воспитание школьников”, № 2, 2006 год.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Программа внеурочной деятельности в начальной школе "Музейное дело"

Автор: Горланова Анна Николаевна

Дата: 12.06.2014

Номер свидетельства: 103081

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Программа внеурочной деятельности "Я Гражданин""
    ["seo_title"] => string(48) "proghrammavnieurochnoidieiatielnostiiagrazhdanin"
    ["file_id"] => string(6) "275757"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1452616013"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Рабочая программа кружка "В мире этикета" для 1-4 классов "
    ["seo_title"] => string(62) "rabochaia-proghramma-kruzhka-v-mirie-etikieta-dlia-1-4-klassov"
    ["file_id"] => string(6) "199723"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1428637885"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства