Просмотр содержимого документа
«Программа курса внеурочной деятельности "Музейное дело"»
Тема ресурса:Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно - нравственному направлению «Музейное дело» для учащихся 9-х классов (ФГОС второго поколения)
Возрастная категория: 9 класс
Предметная область: литература
Сведения об авторе: учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №17 имени А.А.Герасимова города Рыбинска Комиссарова И.К.
Цели: Образовательные: 1) знакомство с организацией работы школьного музея 2) обогащение знаний уч-ся; Развивающие: 1) развитие выразительности речи; 2) развитие познавательной самостоятельности; 3) формирование умения работать в коллективе; 4) выработка опыта публичного выступления. Воспитательные: 1) воспитание культуры чтения; 2) формирование нравственного мировоззрения; 3) воспитание художественного вкуса; 4) привитие интереса к русской истории
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 17 имени А.А. Герасимова
УТВЕРЖДЕНО
решение педагогического
совета протокол
№ 01-02 / 135-1
от 30.08. 2019 года
Директор школы
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
по духовно - нравственному направлению
«Музейное дело»
для учащихся 9-х классов
(ФГОС второго поколения)
Составитель программы:
Комиссарова И.К.,
учитель высшей
квалификационной категории
г. Рыбинск
2020 - 2021 учебный год
Пояснительная записка
Актуальность курса, посвященного основам музейной деятельности, обусловлена активным расширением сети музеев в современном обществе. Курс внеурочной деятельность «Основы музейного дела» дает учащимся 9 класса возможность познакомиться с новым для них видом деятельности.
Кроме того, этот курс дает учащимся обзорные знания в таких предметных областях, которые не включены в школьную программу: вспомогательные исторические дисциплины, основы музееведения. Все это способствует развитию общего уровня культуры учащихся, развивает их интерес к истории и культуре, заставляет их внимательнее относиться к окружающим их вещам как в музее, так и за его пределами.
Курс «Основы музейного дела» - практический, основная его цель – дать учащимся навыки музейной (фондовой, экспозиционной и экскурсионной) работы.
Особенность данного курса в том, что занятия с учащимися проводятся на базе школьного музея.
- развить первичные навыки практического научного исследования;
- способствовать профориентации учащихся.
По итогам изучения курса учащиеся должны знать:
- основную терминологию, используемую в музейном деле;
- основные направления и методы работы с музейными фондами;
- методику систематизации и анализа музейных предметов.
Уметь:
- проводить самостоятельное изучение (под руководством педагога) музейных предметов;
- самостоятельно заполнять основную учетную документацию по фондам музея;
- проектировать, оформлять и монтировать экспозицию музея;
- готовить и проводить экскурсию.
Иметь представление:
- о быте и культуре народов, представленных материалами в музее;
- о принципах комплектования и хранения музейных фондов.
Курс разработан на основе методического пособия «Преподавание основ музейного дела в школе» под редакции Малиновской М.В., Стрелковой Г.Г. – М.: УЦ «Перспектива», 2011.
I Планируемые результаты освоения Программы курса внеурочной деятельности
Воспитательные результаты внеурочной деятельности учащихся
Первый уровень результатов — приобретение учащимися социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия; овладение способами самопознания, рефлексии; усвоение представлений о самопрезентации в различных ситуациях взаимодействия, об организации собственной частной жизни и быта; освоение способов исследования нюансов поведения человека в различных ситуациях, способов типизации взаимодействия, инструментов воздействия, понимания партнёра в рамках курса внеурочной деятельности «Музейное дело».
Второй уровень результатов — получение учащимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы.
Третий уровень результатов — получение учащимся опыта самостоятельного общественного действия — включает освоение способов решения задач по привлечению организационных и финансовых возможностей для реализации проекта, для этого подросток овладевает инструментами межличностного взаимодействия (ведение переговоров, выявление интересов потенциального партнёра, исследование интересов зрительской аудитории, использование различных способов информирования). Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие учащегося с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде. Участие в проведении митинга, литературной гостиной, проведении экскурсий.
В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровьяу обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.
Освоение детьми программы «Музейное дело» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.
В сфере личностных универсальных учебных действий у учащихся будут сформированы:
- учебно-познавательного интереса к краеведческой работе, как одному из видов поисково - исследовательской и собирательской работы школьников;
- чувство прекрасного и эстетические чувства;
- навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ;
- способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;
-заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.
- выбирать материалы, средства для создания музейного уголка. При этом учитывать правила оформления экспозиции;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей деятельности;
- адекватно воспринимать оценку своих работ окружающими;
- учитывать выделенные ориентиры действий в новых технологиях, планировать свои действия;
- навыкам работы с разнообразными материалами и навыкам создания поделок посредством различных технологий;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок.
Учащиеся получат возможность научиться:
-осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
В сфере познавательных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
- различать старинные предметы, представлять их место и роль в жизни человека и общества;
- приобретать и осуществлять практические навыки и умения в ведении музейного дела;
- реставрировать предметы старины, рационально использовать их;
- применять художественные средства, материалы в декоративно-прикладном искусстве.
Учащиеся получат возможность научиться:
- понимать культурно-историческую ценность музейных традиций и уважать их;
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
- сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми
- формировать собственное мнение и позицию;
Учащиеся получат возможность научиться:
- учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции другихлюдей;
-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
Через систему краеведческой работы предполагается воспитать в будущем гражданине России:
- чувство гражданственности и патриотизма, гордость за свой народ, за свою Родину;
- нравственный и культурный потенциал, способность корректировать свое общение с окружающими в соответствии с ситуацией, умение строить свою жизнь гармонично и нравственно;
- чувство личной ответственности за все происходящее в окружающем мире, потребность быть деятельным соучастником в общественной, учебной, трудовой и досуговой сферах жизни;
- готовность и способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни;
- готовность и способность к реализации личностного потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности социальной и профессиональной
мобильности на основе моральных норм и возможности учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
IIСодержание учебного курса « Музейное дело»
1. Школьный музей, как центр обучения и воспитания в школе.
Социальные функции музея, принципы работы. Положение о школьном музее. Предметность и наглядность в школьном музее. Знакомство с экспозициями школьного музея. Основные направления деятельности школьного музея.
2. Фонды музея. Научная организация фондовой работы.
Научная организация фондовой работы. Музейный предмет как источник научных знаний. Типы и группы музейных предметов. Виды фондовой работы. Порядок сбора, учёта и хранения музейных предметов.
3. Поисково-исследовательская работа.
Организация научно-исследовательской работы. Разработка поиска по теме «Воины - интернационалисты». Проведение поиска по конкретной теме:
- сбор материала и экспонатов о воинах-интернационалистах
- обработка и систематизация собранных материалов.
4. Учёт и хранение фондов
Задачи учётно – хранительской работы. Инвентарная книга. Заполнение инвентарной книги. Шифровка. Оформление шифра экспонатов.
5. Экспозиционная работа.
Знания о требованиях к экспозиции. Сбор материалов для экспозиции «Воины - интернационалисты». Подборка текстового материала к экспозиции. Оформление экспозиции. Составление текста экскурсии по созданной экспозиции.
6. Подготовка и проведение музейной экскурсии.
Экскурсия как одна из форм образовательной и культурно-просветительной работы.
Повторение основных принципов подготовки и проведения экскурсий в школьном музее. Тема и цель экскурсии. План экскурсии. Составление плана экскурсии. Отработка на экспозиции методики проведения и показа. Проведение экскурсий «Воины - интернационалисты».
Формы и методы проведения занятий:
проведение викторин и конкурсов на знания понятий и терминов музееведения;
экскурсии; составление кроссвордов на тему музея;
поиск сайтов и знакомство через них с известными музеями;
просмотр видеофильмов о музеях нашей страны и за рубежом;
составление словаря музейных терминов,
разработка и проведение экскурсий по экспозиции школьного музея;
обновление экспозиций музея
Методы обучения
Словесный – передача необходимой для дальнейшего обучения информации.
Наглядный – просмотр видеофильмов, слайдов, открыток, посещение экспозиций и выставок музея.
Поисковый – сбор информации по интересующей теме.
Исследовательский– изучение документальных и вещественных предметов из фондов школьного музея для развития мыслительной, интеллектуально-познавательной деятельности.
III Тематическое планирование
№
Темы занятий
Виды
деятельности
Количество часов
1.
Школьный музей как центр обучения и воспитания в школе.
Социальные функции музея, принципы работы. Основные направления деятельности школьного музея
1
2.
Фонды музея. Научная организация фондовой работы.
Заочное знакомство фондами школьных музеев страны
4
3.
Поисково – исследовательская работа.
Организация поисково-исследовательской деятельности по темам экспозиций школьного музея
8
4.
Учёт и хранение фондов.
Изучение документов о порядке сбора, учета и хранения музейных экспонатов, работа с инвентарной книгой
7
5.
Экспозиционная работа.
Сбор и систематизация материалов по экспозициям школьного музея