Мониторинг эффективности реализации Программы воспитания
Мониторинг эффективности реализации Программы воспитания
В данной работе представлен опыт ведения мониторинга воспитателем общеобразовательной школы-интерната.воспитателем разработаны показатели эффективности выполнения Программы воспитания, а также подробно представлены направления, принципы, методологический инструментарий, критерии оценивания реализации Программы воспитания. Данный материал соответствует требованиям ФГОС и предназначен для работы в образовательном учреждении с 1 по 11 классы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Мониторинг эффективности реализации Программы воспитания»
Мониторинг эффективности реализации Программы воспитания и социализации воспитанников.
Мониторинг эффективности реализацииПрограммы воспитания и социализации воспитанников представляет собой систему диагностических исследований, направленных на:
изучение состояния воспитания;
оценку состояния воспитания;
прогноз развития воспитания;
выработку предложений мер по развитию позитивных и предупреждению выявленных негативных процессов.
В качестве основных объектов исследования эффективности реализации Программы выступают:
личность самого воспитанника
нравственный уклад школьной жизни (создание условий)
родительская общественность.
Основные принципы организации мониторинга эффективности реализации Программы воспитания и социализации воспитанников:
— принцип системности предполагает изучение планируемых результатов развития обучающихся в качестве составных (системных) элементов общего процесса воспитания и социализации обучающихся;
— принцип личностно-социально-деятельностного подхода ориентирует исследование эффективности деятельности школы на изучение процесса воспитания и социализации обучающихся в единстве основных социальных факторов их развития: социальной среды, воспитания, деятельности личности, её внутренней активности;
— принцип объективности предполагает независимость исследования и интерпретации данных и предусматривает необходимость принимать все меры для исключения пристрастий, личных взглядов, предубеждений и недостаточной профессиональной компетентности специалистов в процессе исследования;
— принцип детерминизма (причинной обусловленности) указывает на обусловленность, взаимодействие и влияние различных социальных, педагогических и психологических факторов на воспитание и социализацию обучающихся;
— принцип признания безусловного уважения прав предполагает отказ от прямых негативных оценок и личностных характеристик обучающихся.
Методологический инструментарий мониторинга воспитания и социализации обучающихся.
Методологический инструментарий мониторинга воспитания и социализации обучающихся предусматривает использование следующих методов:
Тестирование (метод тестов) — исследовательский метод, позволяющий выявить степень соответствия планируемых и реально достигаемых результатов воспитания и социализации обучающихся путём анализа результатов и способов выполнения обучающимися ряда специально разработанных заданий.
Опрос — получение информации, заключённой в словесных сообщениях обучающихся. Для оценки эффективности деятельности образовательного учреждения по воспитанию и социализации обучающихся используются следующие виды опроса:
• анкетирование — эмпирический социально-психологический метод получения информации на основании ответов обучающихся на специально подготовленные вопросы анкеты;
• интервью — вербально-коммуникативный метод, предполагающий проведение разговора между исследователем и обучающимися по заранее разработанному плану, составленному в соответствии с задачами исследования процесса воспитания и социализации обучающихся. В ходе интервью исследователь не высказывает своего мнения и открыто не демонстрирует своей личной оценки ответов обучающихся или задаваемых вопросов, что создаёт благоприятную атмосферу общения и условия для получения более достоверных результатов;
• беседа — специфический метод исследования, заключающийся в проведении тематически направленного диалога между исследователем и обучающимися с целью получения сведений об особенностях процесса воспитания и социализации обучающихся.
Психолого-педагогическое наблюдение — описательный психолого-педагогический метод исследования, заключающийся в целенаправленном восприятии и фиксации особенностей, закономерностей развития и воспитания обучающихся. В рамках мониторинга предусматривается использование следующих видов наблюдения:
• включённое наблюдение — наблюдатель находится в реальных деловых или неформальных отношениях с обучающимися, за которыми он наблюдает и которых он оценивает;
• узкоспециальное наблюдение — направлено на фиксирование строго определённых параметров (психолого-педагогических явлений) воспитания и социализации обучающихся.
Особо следует выделить психолого-педагогический эксперимент как основной метод исследования воспитания и социализации обучающихся.Основной целью исследования является изучение динамики процесса воспитания и социализации обучающихся в условиях разработанной школой Программой.
В рамках психолого-педагогического исследования следует выделить три этапа.
Этап 1. Контрольный этап исследования (диагностический срез) ориентирован на сбор данных социального и психолого-педагогического исследований до реализации Программы воспитания и социализации обучающихся.
Этап 2. Формирующий этап исследования предполагает реализацию образовательным учреждением основных направлений Программы воспитания и социализации обучающихся.
Этап 3. Интерпретационный этап исследования ориентирован на сбор данных социального и психолого-педагогического исследований после реализации образовательным учреждением Программы воспитания и социализации обучающихся.
Заключительный этап предполагает исследование динамики воспитания и социализации обучающихся.
При описании динамики процесса воспитания и социализации воспитанников используются результаты контрольного и интерпретационного этапов исследования.
Особенности диагностики результатов:
комплексность (сочетание как тестовых форм, так и результатов наблюдения поведения обучающихся в реальной жизни);
объективность (результаты наблюдения как субъективное мнение (педагога, родителя, самих обучающихся) следует отделять от личного отношения к тому или иному ученику.
корректность в интерпретации данных;
индикаторы результативности воспитательной работы педагога, школы являются средние показатели его учеников, которые должны учитывать разницу между ситуацией в начале работы педагога и в конце этой работы, возрастные изменения подростков, объективно влияющие на их характер и поведение.
Критериями эффективности реализации воспитательной программы является динамика основных показателей воспитания и социализации обучающихся.
1. Динамика развития личностной, социальной, экологической, трудовой (профессиональной) и здоровьесберегающей культуры обучающихся.
2. Динамика (характер изменения) социальной, психолого-педагогической и нравственной атмосферы в образовательном учреждении.
3. Динамика детско-родительских отношений и степени включённости родителей (законных представителей) в образовательный и воспитательный процесс.
Критерии и показатели эффективности выполнения Программы
Группа критериев, указывающих на динамику развития личностной, социальной, трудовой (профессиональной) и здоровьесберегающей культуры обучающихся.
N п/п
Наименование показателя
Индикаторы
2015-2016
2016-2017
2017-2018
2018-
2019
1
2
3
4
5
6
1.
Количество воспитанников
2.
Процент отличников и хорошистов (от общего кол-ва воспитанников)
Доля воспитанников, посещающих школьные спортивные секции.
5.
Доля школьников, принимающих активное участие в общественной работе класса и органов ученического самоуправления.
6.
Доля воспитанников, принимающих участие в проектной деятельности.
7.
Доля школьников, принимающих участие в школьных и городских спортивных соревнованиях.
8.
Доля воспитанников, принимающих участие в мероприятиях по профилактике дорожно-транспортного травматизма.
9.
Доля воспитанников участвующих в трудовых делах класса и школы.
10.
Доля школьников, принимающих участие в викторинах, тематических неделях,КВН, конкурсах, праздниках класса и школы.
11.
Семьи, стоящие на внутришкольном учете, органах внутренних дел.
12.
Учащиеся, стоящие на учете в школе, в органах внутренних дел
13.
Диагностика эмоционально-психологического климата в классе (ЭПК)
14.
Уровень самооценки
15.
Удовлетворенность учащимися школьной жизнью
16.
Удовлетворенность родителей школьной жизнью
17.
Уровень нравственной воспитанности (УНВ)
Для выявления результатов воспитания и социализации обучающихся предлагаются критерии оценки уровней их сформированности, условно представленные как: Знания – Опыт деятельности – Умения.
Уровни сформированностирезультатов воспитания и социализации обучающихся.
Первый уровень указывает на наличие знаний, обозначенных в Программе; понимание собственной причастности к культуре своего народа, ответственности за судьбу Отечества; способность к осмыслению собственной социальной самоидентификации и своей роли в настоящей и будущей общественной деятельности; понимание необходимости вести здоровый и безопасный образ жизни и беречь окружающий мир.
Второй уровень предполагает, что обучающийся ясно осознает, что нравственность проявляется в поведении человека и его отношении с окружающими людьми; осваивает определённый социальный и культурный опыт и базовые национальные ценности своего народа в культурных и социальных практиках в соответствии с требованиями к личностному развитию и социализации; способен оценивать собственное физическое, психологическое и социальное здоровье,
Третий уровень свидетельствует о том, что у подростка сформированы потребности к саморазвитию и совершенствованию; реагировать на явления безответственного, асоциального поведения окружающих, избегать вредных привычек и проявлять готовность улучшать экологическое состояние окружающей среды;
умения оценивать свои поступки (в том числе и речевые) согласно совести и с позиции норм морали; определить собственную роль как гражданина в развитии и процветании своего народа, края, страны; осуществлять самоанализ собственных поступков и действий; оценивать эстетические объекты в искусстве и действительности;
проявлены конкретные поступки, предполагающие нравственный выбор согласно голосу совести, моральным законам, этикетным нормам собственная инициатива и активное участие в различных формах социально-культурной деятельности; достаточно устойчивая ориентация на здоровый образ жизни, безопасную жизнедеятельность, социальную самоидентификацию и контроль над собственными действиями.
Группы критериев, определяющих уровни воспитанности и социализации:
Любовь к Родине, своему народу. Самоидентификация.
Признание ценности толерантности и уникальности каждого человека. Социальные и межличностные отношения.
Участие в общественной жизни образовательного учреждения и ближайшего социального окружения, общественнополезной деятельности;
Соблюдение норм и правил поведения, принятых в образовательном учреждении.
Самопознание, самоконтроль, самосовершенствование. Активность и скромность.
Готовность и способность делать осознанный выборсвоей образовательной траектории, в том числе выбор направления профильного образования, проектирование индивидуального учебного плана на старшей ступени общего образования;
Здоровый и безопасный образ жизни и спорт.
Эстетическая культура.
Семейные ценности.
Экологическая культура и безопасность.
Изучение динамики процесса воспитания и социализации обучающихся.
1. Положительная динамика (тенденция повышенияуровня нравственного развития обучающихся) — увеличение значений выделенных показателей воспитания и социализации обучающихся на интерпретационном этапе по сравнению с результатами контрольного этапа исследования (диагностический).
2. Инертность положительной динамики подразумевает отсутствие характеристик положительной динамики и возможное увеличение отрицательных значений показателей воспитания и социализации обучающихся на интерпретационном этапе по сравнению с результатами контрольного этапа исследования (диагностический);
3. Устойчивость (стабильность) исследуемых показателей духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся на интерпретационном и контрольном этапах исследования. При условии соответствия содержания сформировавшихся смысловых систем у подростков, в педагогическом коллективе и детско-родительских отношениях общепринятым моральным нормам устойчивость исследуемых показателей может являться одной из характеристик положительной динамики процесса воспитания и социализации обучающихся.
Причины инертности положительной динамики и появления тенденций отрицательной динамики процесса воспитания и социализации обучающихся:
несоответствие содержания, методов воспитания и социализации обучающихся возрастным особенностям развития личности,
формальное отношение со стороны педагогов;
неблагоприятный психологический климат в классе.
Итоговая диагностика уровня воспитанности и социализации воспитанников.
Начальная диагностика проводится в начале обучения по выбранному направлению деятельности в форме: собеседования, опроса, деловой игры и др.
Промежуточная диагностика проводится в середине учебного года с целью выявления уровня освоения воспитательной программы за 1 полугодие учебного года в форме: творческой работы, опроса, викторины, деловой игры, турнира, соревнования, выставки, зачета, тестирования, отчетного концерта, отчетного занятия для родителей и тд;
Итоговая диагностикапроводится вконце учебного года с целью оценки результативности реализации воспитательной программы за год обучения в форме: творческой работы, опроса, викторины, деловой игры, турнира, выставки, тестирования, отчетного концерта, отчетного занятия для родителей и т.д.
Критерии диагностики обсуждаются на заседании методического объединения воспитателей и утверждаются Педагогическим советом.
Подведение итогов.
1.Итоги мониторинга реализации воспитательных программ подводятся на МО воспитателей, Педсовете, родительских собраниях.
2.Итоги мониторинга реализации воспитательных программ размещаются на сайте школы с целью осуществления общественной экспертизы.