kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Мониторинг эффективности реализации Программы воспитания

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной работе представлен опыт ведения мониторинга воспитателем общеобразовательной школы-интерната.воспитателем разработаны показатели эффективности выполнения Программы воспитания, а также подробно представлены направления, принципы, методологический инструментарий, критерии оценивания реализации Программы воспитания. Данный материал соответствует требованиям ФГОС и предназначен для работы в образовательном учреждении с 1 по 11 классы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Мониторинг эффективности реализации Программы воспитания»

Мониторинг эффективности реализации Программы воспитания и социализации воспитанников.

Мониторинг эффективности реализации Программы воспитания и социализации воспитанников представляет собой систему диагностических исследований, направленных на:

  • изучение состояния воспитания;

  • оценку состояния воспитания;

  • прогноз развития воспитания;

  • выработку предложений мер по развитию позитивных и предупреждению выявленных негативных процессов.

В качестве основных объектов исследования эффективности реализации Программы выступают:

  • личность самого воспитанника

  • нравственный уклад школьной жизни (создание условий)

  • родительская общественность.

Основные принципы организации мониторинга эффективности реализации Программы воспитания и социализации воспитанников:

— принцип системности предполагает изучение планируемых результатов развития обучающихся в качестве составных (системных) элементов общего процесса воспитания и социализации обучающихся;

— принцип личностно-социально-деятельностного подхода ориентирует исследование эффективности деятельности школы на изучение процесса воспитания и социализации обучающихся в единстве основных социальных факторов их развития: социальной среды, воспитания, деятельности личности, её внутренней активности;

— принцип объективности предполагает независимость исследования и интерпретации данных и предусматривает необходимость принимать все меры для исключения пристрастий, личных взглядов, предубеждений и недостаточной профессиональной компетентности специалистов в процессе исследования;

— принцип детерминизма (причинной обусловленности) указывает на обусловленность, взаимодействие и влияние различных социальных, педагогических и психологических факторов на воспитание и социализацию обучающихся;

— принцип признания безусловного уважения прав предполагает отказ от прямых негативных оценок и личностных характеристик обучающихся.

Методологический инструментарий мониторинга воспитания и социализации обучающихся.

Методологический инструментарий мониторинга воспитания и социализации обучающихся предусматривает использование следующих методов:

Тестирование (метод тестов) — исследовательский метод, позволяющий выявить степень соответствия планируемых и реально достигаемых результатов воспитания и социализации обучающихся путём анализа результатов и способов выполнения обучающимися ряда специально разработанных заданий.

Опрос — получение информации, заключённой в словесных сообщениях обучающихся. Для оценки эффективности деятельности образовательного учреждения по воспитанию и социализации обучающихся используются следующие виды опроса:

• анкетирование — эмпирический социально-психологический метод получения информации на основании ответов обучающихся на специально подготовленные вопросы анкеты;

• интервью — вербально-коммуникативный метод, предполагающий проведение разговора между исследователем и обучающимися по заранее разработанному плану, составленному в соответствии с задачами исследования процесса воспитания и социализации обучающихся. В ходе интервью исследователь не высказывает своего мнения и открыто не демонстрирует своей личной оценки ответов обучающихся или задаваемых вопросов, что создаёт благоприятную атмосферу общения и условия для получения более достоверных результатов;

• беседа — специфический метод исследования, заключающийся в проведении тематически направленного диалога между исследователем и обучающимися с целью получения сведений об особенностях процесса воспитания и социализации обучающихся.

Психолого-педагогическое наблюдение — описательный психолого-педагогический метод исследования, заключающийся в целенаправленном восприятии и фиксации особенностей, закономерностей развития и воспитания обучающихся. В рамках мониторинга предусматривается использование следующих видов наблюдения:

• включённое наблюдение — наблюдатель находится в реальных деловых или неформальных отношениях с обучающимися, за которыми он наблюдает и которых он оценивает;

• узкоспециальное наблюдение — направлено на фиксирование строго определённых параметров (психолого-педагогических явлений) воспитания и социализации обучающихся.

Особо следует выделить психолого-педагогический эксперимент как основной метод исследования воспитания и социализации обучающихся. Основной целью исследования является изучение динамики процесса воспитания и социализации обучающихся в условиях разработанной школой Программой.

В рамках психолого-педагогического исследования следует выделить три этапа.

Этап 1. Контрольный этап исследования (диагностический срез) ориентирован на сбор данных социального и психолого-педагогического исследований до реализации Программы воспитания и социализации обучающихся.

Этап 2. Формирующий этап исследования предполагает реализацию образовательным учреждением основных направлений Программы воспитания и социализации обучающихся.

Этап 3. Интерпретационный этап исследования ориентирован на сбор данных социального и психолого-педагогического исследований после реализации образовательным учреждением Программы воспитания и социализации обучающихся.

Заключительный этап предполагает исследование динамики воспитания и социализации обучающихся.

При описании динамики процесса воспитания и социализации воспитанников используются результаты контрольного и интерпретационного этапов исследования.

Особенности диагностики результатов:

  • комплексность (сочетание как тестовых форм, так и результатов наблюдения поведения обучающихся в реальной жизни);

  • объективность (результаты наблюдения как субъективное мнение (педагога, родителя, самих обучающихся) следует отделять от личного отношения к тому или иному ученику.

  • корректность в интерпретации данных;

  • индикаторы результативности воспитательной работы педагога, школы являются средние показатели его учеников, которые должны учитывать разницу между ситуацией в начале работы педагога и в конце этой работы, возрастные изменения подростков, объективно влияющие на их характер и поведение.

Критериями эффективности реализации воспитательной программы является динамика основных показателей воспитания и социализации обучающихся.

1. Динамика развития личностной, социальной, экологической, трудовой (профессиональной) и здоровьесберегающей культуры обучающихся.

2. Динамика (характер изменения) социальной, психолого-педагогической и нравственной атмосферы в образовательном учреждении.

3. Динамика детско-родительских отношений и степени включённости родителей (законных представителей) в образовательный и воспитательный процесс.








Критерии и показатели эффективности выполнения Программы

Группа критериев, указывающих на динамику развития личностной, социальной, трудовой (профессиональной) и здоровьесберегающей культуры обучающихся.


N
п/п



Наименование показателя

Индикаторы


201
5-2016


201
6-2017



2017-2018



2018-

2019

1

2

3

4

5

6

1.

Количество воспитанников






2.

Процент отличников и хорошистов (от общего кол-ва воспитанников)





3.

Процент охвата школьников дополнительным образованием.





4.

Доля воспитанников, посещающих школьные спортивные секции.





5.

Доля школьников, принимающих активное участие в общественной работе класса  и органов ученического  самоуправления.                           





6.

Доля воспитанников, принимающих участие в проектной деятельности.          





7.

Доля школьников,  принимающих участие в школьных и городских спортивных соревнованиях.                    





8.

Доля воспитанников, принимающих участие в мероприятиях по профилактике дорожно-транспортного травматизма.





9.

Доля воспитанников участвующих в трудовых делах класса и школы.





10.

Доля школьников, принимающих участие в викторинах, тематических неделях,КВН, конкурсах, праздниках класса и школы.





11.

Семьи, стоящие на внутришкольном учете, органах внутренних дел.





12.

Учащиеся, стоящие на учете в школе, в органах внутренних дел





13.

Диагностика эмоционально-психологического климата в классе (ЭПК)





14.

Уровень самооценки





15.

Удовлетворенность учащимися школьной жизнью





16.

Удовлетворенность родителей школьной жизнью





17.

Уровень нравственной воспитанности (УНВ)






Для выявления результатов воспитания и социализации обучающихся предлагаются критерии оценки уровней их сформированности, условно представленные как: Знания – Опыт деятельности – Умения.

Уровни сформированности результатов воспитания и социализации обучающихся.

Первый уровень указывает на наличие знаний, обозначенных в Программе; понимание собственной причастности к культуре своего народа, ответственности за судьбу Отечества; способность к осмыслению собственной социальной самоидентификации и своей роли в настоящей и будущей общественной деятельности; понимание необходимости вести здоровый и безопасный образ жизни и беречь окружающий мир.

Второй уровень предполагает, что обучающийся ясно осознает, что нравственность проявляется в поведении человека и его отношении с окружающими людьми; осваивает определённый социальный и культурный опыт и базовые национальные ценности своего народа в культурных и социальных практиках в соответствии с требованиями к личностному развитию и социализации; способен оценивать собственное физическое, психологическое и социальное здоровье,

Третий уровень свидетельствует о том, что у подростка сформированы потребности к саморазвитию и совершенствованию; реагировать на явления безответственного, асоциального поведения окружающих, избегать вредных привычек и проявлять готовность улучшать экологическое состояние окружающей среды;

умения оценивать свои поступки (в том числе и речевые) согласно совести и с позиции норм морали; определить собственную роль как гражданина в развитии и процветании своего народа, края, страны; осуществлять самоанализ собственных поступков и действий; оценивать эстетические объекты в искусстве и действительности;

проявлены конкретные поступки, предполагающие нравственный выбор согласно голосу совести, моральным законам, этикетным нормам собственная инициатива и активное участие в различных формах социально-культурной деятельности; достаточно устойчивая ориентация на здоровый образ жизни, безопасную жизнедеятельность, социальную самоидентификацию и контроль над собственными действиями.

Группы критериев, определяющих уровни воспитанности и социализации:

  • Любовь к Родине, своему народу. Самоидентификация.

  • Признание ценности толерантности и уникальности каждого человека. Социальные и межличностные отношения.

  • Участие в общественной жизни образовательного учреждения и ближайшего социального окружения, общественнополезной деятельности;

  • Соблюдение норм и правил поведения, принятых в образовательном учреждении.

  • Самопознание, самоконтроль, самосовершенствование. Активность и скромность.

  • Готовность и способность делать осознанный выбор своей образовательной траектории, в том числе выбор направления профильного образования, проектирование индивидуального учебного плана на старшей ступени общего образования;

  • Здоровый и безопасный образ жизни и спорт.

  • Эстетическая культура.

  • Семейные ценности.

  • Экологическая культура и безопасность.




Изучение динамики процесса воспитания и социализации обучающихся.

1. Положительная динамика (тенденция повышения уровня нравственного развития обучающихся) — увеличение значений выделенных показателей воспитания и социализации обучающихся на интерпретационном этапе по сравнению с результатами контрольного этапа исследования (диагностический).

2. Инертность положительной динамики подразумевает отсутствие характеристик положительной динамики и возможное увеличение отрицательных значений показателей воспитания и социализации обучающихся на интерпретационном этапе по сравнению с результатами контрольного этапа исследования (диагностический);

3. Устойчивость (стабильность) исследуемых показателей духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся на интерпретационном и контрольном этапах исследования. При условии соответствия содержания сформировавшихся смысловых систем у подростков, в педагогическом коллективе и детско-родительских отношениях общепринятым моральным нормам устойчивость исследуемых показателей может являться одной из характеристик положительной динамики процесса воспитания и социализации обучающихся.

Причины инертности положительной динамики и появления тенденций отрицательной динамики процесса воспитания и социализации обучающихся:

  • несоответствие содержания, методов воспитания и социализации обучающихся возрастным особенностям развития личности,

  • формальное отношение со стороны педагогов;

  • неблагоприятный психологический климат в классе.




Итоговая диагностика уровня воспитанности и социализации воспитанников.

  • Начальная диагностика проводится в начале обучения по выбранному направлению деятельности в форме: собеседования, опроса, деловой игры и др.

  • Промежуточная диагностика проводится в середине учебного года с целью выявления уровня освоения воспитательной программы за 1 полугодие учебного года в форме: творческой работы, опроса, викторины, деловой игры, турнира, соревнования, выставки, зачета, тестирования, отчетного концерта, отчетного занятия для родителей и тд;

  • Итоговая диагностика проводится в конце учебного года с целью оценки результативности реализации воспитательной программы за год обучения в форме: творческой работы, опроса, викторины, деловой игры, турнира, выставки, тестирования, отчетного концерта, отчетного занятия для родителей и т.д.

Критерии диагностики обсуждаются на заседании методического объединения воспитателей и утверждаются Педагогическим советом.



Подведение итогов.

1.Итоги мониторинга реализации воспитательных программ подводятся на МО воспитателей, Педсовете, родительских собраниях.

2.Итоги мониторинга реализации воспитательных программ размещаются на сайте школы с целью осуществления общественной экспертизы.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Мониторинг эффективности реализации Программы воспитания

Автор: Растокина Лидия Николаевна

Дата: 06.11.2015

Номер свидетельства: 248954

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(266) "«Человек и природа»   Программа воспитания и социализации обучающихся   по экологическому направлению   на ступени основного общего образования "
    ["seo_title"] => string(162) "chieloviek-i-priroda-proghramma-vospitaniia-i-sotsializatsii-obuchaiushchikhsia-po-ekologhichieskomu-napravlieniiu-na-stupieni-osnovnogho-obshchiegho-obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "129622"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415728847"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(220) "Особенности реализации программы "Разговор о правильном питании" в модели организации внеурочной деятельности в школе "
    ["seo_title"] => string(130) "osobiennosti-riealizatsii-proghrammy-razghovor-o-pravil-nom-pitanii-v-modieli-orghanizatsii-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-v-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "101719"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402428507"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(219) "Реализации программы экологического воспитания обучающихся на примере работы школьного экологического объединения "
    ["seo_title"] => string(138) "riealizatsii-proghrammy-ekologhichieskogho-vospitaniia-obuchaiushchikhsia-na-primierie-raboty-shkol-nogho-ekologhichieskogho-obiedinieniia"
    ["file_id"] => string(6) "129637"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1415730132"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "Образовательная программа основного общего образования. 5 класс В соответствии с ФГОС. "
    ["seo_title"] => string(95) "obrazovatiel-naia-proghramma-osnovnogho-obshchiegho-obrazovaniia-5-klass-v-sootvietstvii-s-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "114995"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1411758546"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(167) "Выявление и формирование УУД младших школьников в рамках реализации УМК «Планета знаний». "
    ["seo_title"] => string(97) "vyiavlieniie-i-formirovaniie-uud-mladshikh-shkol-nikov-v-ramkakh-riealizatsii-umk-planieta-znanii"
    ["file_id"] => string(6) "236206"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1443982172"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства