I. Организационный момент | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся. | Проверяет готовность детей к занятию, создает эмоциональный настрой. - Итак, друзья, внимание!- Ведь прозвенел звонок! -Встали все ребята в круг, Слева друг и справа друг. Вместе за руки возьмёмся И друг другу улыбнёмся. - Здравствуйте, ребята, я рада приветствовать Вас на занятии кружка «Занимательная грам-матика», присаживайтесь. | Становятся в круг, берутся за руки. Стоят в кругу, держась за руки, передают улыбку друг другу. Занимают свои места | Фронтальная | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание научиться; положительно отзываются о школе; сориентированы на участие в делах школы; правильно идентифицируют себя с позицией школьника | |
| Постановка проблемы Просмотр слайдов про кириллицу. | Формулирует задания, с помощью загадки, подготавливает к определению темы занятия. Чёрные, кривые, От рожденья все немые. Встанут в ряд — Сразу все заговорят. Буквы-значки, как бойцы на парад, В чётком равненье построились в ряд. Каждый в условленном месте стоит. Как называется он? - А что такое алфавит?
Почему он так назван? -Алфавит - это греческое (латинское) по происхож-дению слово. А каким русским словом можно заменить слово «алфавит»? - Каково происхождение этого слова? Много времени утекло с тех пор, когда эти буквы назывались «аз» и «буки». (А, б.) Озвучивает новую информацию, создает эмоциональный настрой на восприятие увлекатель- ного задания. - Учёные считают, что славянская письменность была создана братьями в 9 веке, примерно в 863 году. Последователи братьев на основе «глаголицы» составили новую азбуку, которая получила название «кириллица» по имени одного из братьев- Св. Кирилла. На сегодняшнем итоговом занятии работы с разделом «Азбука, прошедшая сквозь века» мы с вами попробуем разобраться в Загадках русской графики. Проведём конкурс и выявим победителей. | Разгадывают загадку, выполняют задание.
Буквы
Алфавит -это все буквы, расположенные в установ-ленном порядке. Все буквы знают свое место и никогда не путают порядок -Азбука
- Слово образовано из названия двух первых букв: аз, буки.
Слушают и обсуждают, формулируют тему занятия. | Фронтальная, индивидуальная Фронтальная, индивидуальная | Познавательные: общеучебные – осознанно строят речевое высказывание в устной форме о том, что такое алфавит и как группируются буквы алфавита; Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Познавательные: общеучебные – самостоятельно выделяют и формулируют цели; логические – осуществляют поиск необходимой информации. общеучебные – извлекают необходимую информацию.
логические – дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления об изученном материале. Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из рассказа учителя; логические – дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о новом изучаемом предмете. Коммуникативные: слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания; используют диалогическую речь
Коммуникативные : готовность слушать собеседника и вести диалог
Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из рассказа учителя; логические – осуществляют поиск необходимой информации. Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают оценку учителя. | Устные ответы |
III. основной этап занятия |
1.Деление детей на 3 группы. (каждая группа получает индивидуальное задание) 2.Выбор названия команды Конкурс: разминка (на знание алфавита). « Палочка – передавалочка» Задание №1 на листочках- пазлах
Физкультминутка
Задание № 2
Задание № 3 «Большие и маленькие» | Формулирует задание, создает эмоциональный настрой, обеспечивает мотивацию выполнения. - В этой коробке лежат листочки- пазлы 3-х разных цветов. Каждый из вас, не глядя в коробку, возьмёт себе листочек. В группы вы объединитесь по цвету. Каждая группа сложит свой рисунок.
- Вся наша работа в группах так или иначе будет связана с алфавитом. За каждое правильно выполненное задание команда будет получать по 2 фишки, которые будут нужны вам для выполнения последнего задания. Формулирует задание, создает эмоциональный настрой, обеспечивает мотивацию выполнения.
- Мне нужны по 2 ученика от каждой группы. Одному из вас даётся палочка- тот и начинает рассказывать алфавит, но в любой момент может передать палочку любому из играющих. Теперь продолжает тот, у кого палочка. Если игрок сбивается, он сразу передаёт палочку и выходит из игры. Игра продолжается, пока алфавит не будет рассказан до конца. Потом участники меняются.
Формулирует задание, осуществляет контроль. (Листочки-задание №1) 1.Разгадайте ребусы. Рядом с ними запишите слова- отгадки. 2Найдите лишнее слово. 3.Оставшиеся слова расположите в алфавитном порядке – укажите № слова
Дети, давайте попробуем изобразить буквы алфавита, а также отгадать, что это за буквы. Ставит проблему и подводит учащихся к поиску решения. 1.Сравните алфавиты: кириллицу и современный. Найдите похожие буквы, соедините их линиями между собой. 2. Каких букв нет в русском алфавите? Какие буквы в нём появились? У.Организует дискуссию
Формулирует задание, создает эмоциональный настрой, обеспечивает мотивацию выполнения 1. Вспомните правила использования заглавных букв русского алфавита. 2.Исправьте ошибки в данных предложениях.(3 разных текста)
| Слушают учителя, выполняют задание. Выбирают листочки,формируют самостоятельно группы, складывают рисунок. Советуясь, выбирают название команды. Выполняют задания, набирают очки для своей ко манды. Выполняют задания, рассуждают, высказывают свое мнение. Выполняют задания, отгадывают ребусы, записывают в столбик ответы, делают вывод. Меняются листочками, оценивают работу команды-соперников. Команды по-очереди изображают буквы и отгадывают, оценивают свои успехи. Выполняют задания. Устно защищают свою работу. Оценивают работу команды-соперников.Делают вывод, высказывают свое мнение.
Вспоминают правила написания заглавной и строчной букв, исправляют ошибки.Делают вывод. | Индивидуальная. Фронтальная. Индивидуальная, фронтальная. Индивидуальная, фронтальная. Индивидуальная, фронтальная. Индивидуальная, фронтальная. Индивидуальная, фронтальная. Индивидуальная Индивидуальная, фронтальная. Индивидуальная, фронтальная. | Личностные: понимают задачу, находят пути решения. Коммуникативные: общаются, обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания Принимают задачу, находят пути решения Коммуникативные: слушают друг друга, применяют свои знания, оценивают свои знания и знания соперников. Личностные: осознают свои возможности в учении; применяют усилия, старания,трудолюбие, желание победить. Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию; логические – дополняют и расширяют имеющиеся знания. Личностные: осознают свои возможности. Познавательные: логические – дополняют и расширяют имеющиеся знания. Познавательные: общеучебные – осознанно строят речевое высказывание в устной форме о кириллице; логические – осуществляют поиск необходимой информации. Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания логические – осуществляют поиск необходимой информации. Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания. Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из мнений учащихся, из собственного опыта; логические – осуществляют поиск необходимой информации. Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают оценку учителя. Регулятивные: осуществляют пошаговый контроль своих действий. Адекватно воспринимают задания, ориентируются в раздаточном материале. Успешно выполняют задание. | Устные ответы. Записи ответов на листочки, устные ответы Записи, устные ответы Записи, устные ответы |