Просмотр содержимого документа
«Материал по работе кружка "Мой край в истории страны"»
Пояснительная записка
Современная концепция исторического образования строится на основе исторического синтеза, сочетания культурологического, антропологического и психологического подходов. При конструирование содержания кружка необходимо обеспечить баланс политических, культурных, этнонациональных и иных ценностей при доминанте общенациональных (государственных) ценностей. Историческое образование должно помочь каждому школьнику освоить три круга ценностей: этнокультурный (региональных), общенациональный (российских) и общечеловеческих (планетарных).
В этой связи важное значение приобретает разработка регионального компонента государственного стандарта, который складывается из изучения в школах истории и культуры народов Ставрополья и Северного Кавказа, освещение этнологии и этнографии этих народов, эпоса, фольклора и искусства, формирование культуры межнационального общения.
Национально- региональный компонент государственного образовательного стандарта по истории предполагает определение требований к минимуму и к уровню знаний учащихся.
В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей “малой родины”, восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу. Все это относится и к нашим родным местам - к Ставропольской земле. Сегодня все больше регионов России создают новые программы и методические разработки, отвечающие давно назревшей потребности воспитывать с детства любовь к своей малой родине, отчему краю.
Основной целью программы является формирование гражданских позиций у учащихся. Данная программа составлена для учащихся 6 класса, является образовательной, имеет историческую и краеведческую направленность, построена на материале истории России, поскольку эти курсы изучаются на протяжении 6-9 классов. В базовом курсе истории России многие факты и события, связанные с историей региона и родного края лишь упомянуты или в лучшем случае рассматриваются отдельные фрагменты, Изучение курса как самостоятельного курса в рамках дополнительного образования учащихся 6 классов создает условия для формирования у обучающихся устойчивого и познавательного интереса к отечественной истории.
Цели программы:
Познакомить учащихся с историко - культурным наследием родного края;
сформировать черты патриотизма и гражданственности; воспитание духовности.
Задачи программы:
Изучение прошлого и настоящего Ставропольского края, Будённовского района, обычаев, традиций и духовной культуры народов, проживающих в нашем посёлке, районе, крае
Воспитание патриотизма у учащихся через краеведческие знания о селе, районе, крае
Формирование и сохранение семейных ценностей и традиций.
Активизация поисковой деятельности учащихся.
Выработка умений по ведению посильной исследовательской работы в области краеведения.
Формирование у школьников навыков информационной культуры.
Использование Интернет и информационных технологий в изучение краеведения.
Программа включает следующие основные направления учебной деятельности: историческое, духовное краеведение.
Формы проведения занятий:
Экскурсии.
Работа с архивными данными, получение информации через архивы.
Конференции.
Уроки.
Работа с документами.
Исследовательская деятельность.
Методы работы:
Групповая;
Парная;
Индивидуальная
Принцип программы: От непосредственных впечатлений и эмоций, которые формируют чувство “малой родины” - к систематизированному знанию о родном крае.
Механизм реализации программы:
организация экскурсий в краеведческие музеи
пешие экскурсии по селу;
проведение экскурсий, внеклассных мероприятий в школьном музее «Истоки» и т.п.;
сбор материалов;
создание проектов;
оформление собранных материалов;
участие в школьных районных, областных, всероссийских краеведческих конкурсах.
Содержание
Древность и средневековье Ставрополья. Древние племена на территории края. Майкопская, катакомбная и кобанская культура. Скифы и сарматы. Аланы и яссы. Гунны и тюрки. Половцы. Хозяйство и культура.
Россия и народы Кавказа в 16-18 вв. Возведение Ахово-Моздокской оборонительной линии. Кавказская война. Казачья колонизация. Заселение Ставрополья крестьянами.
Развитие Ставропольской губернии в 19 веке. Экономическое и социальное развитие. Общественный строй.
Буржуазные реформы 1863-1874 гг. на Ставрополье. Экономическое и социальное развитие на рубеже 19-20 веков. Пореформенная колонизация кра.
Развитие Ставропольского края на рубеже 19-20 веков. Проведение столыпинских аграрных реформ. Ставрополье в годы первой мировой войны. Февральская и Октябрьская революции 1917 года. Гражданская война на Ставрополье.
Экономическое и культурное развитие края в 20-30-е годы. Восстановление народного хозяйства. НЭП на Ставрополье. Индустриализация и коллективизация и их последствия.
Ставрополье в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Всеобщая мобилизация в начале войны. Ставропольцы – участники Великой Отечественной войны.
Восстановление экономики и развитие края в 60-80-е годы.
Край во второй половине 80-90-х годов. Перестройка, гласность. Образование новых политических течений.
Политическое, экономическое и культурное развитие Ставропольского края в наши дни.
В результате изучения курса исторического краеведения ученики должнызнать:
памятники истории и культуры: здания, сооружения, памятные места и предметы связанные с важнейшими историческими событиями в жизни парода, развитие общества, государства, революционным движением, гражданской и отечественной войнами, развитием культуры и быта народов, с жизнью выдающихся политических, государственных, военных деятелей, народных героев, деятелей науки литературы и искусства; захоронения погибших за свободу и независимость Родины.
памятники археологии - городища, курганы, останки древних поселений, укреплений, производств, каналов, дорог, древние места захоронений, старинные предметы, участки археологических раскопок древних населенных пунктов
Принимать участие в охране памятников истории и культуры.
Ученики должны ориентироваться во всех видах памятников искусства, а также иметь представление о документальных памятниках: письменных, исторических, кинофотодокументах, звукозаписях, фольклоре, музыке, о редких печатных изданиях и др.