kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Материал по работе кружка "Мой край в истории страны"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В материале дана программа кружка "Мой край в истории страны".Дается характеристика форм, методов работы, содержание.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Материал по работе кружка "Мой край в истории страны"»

Пояснительная записка

Современная концепция исторического образования строится на основе исторического синтеза, сочетания культурологического, антропологического и психологического подходов. При конструирование содержания кружка необходимо обеспечить баланс политических, культурных, этнонациональных и иных ценностей при доминанте общенациональных (государственных) ценностей. Историческое образование должно помочь каждому школьнику освоить три круга ценностей: этнокультурный (региональных), общенациональный (российских) и общечеловеческих (планетарных).

В этой связи важное значение приобретает разработка регионального компонента государственного стандарта, который складывается из изучения в школах истории и культуры народов Ставрополья и Северного Кавказа, освещение этнологии и этнографии этих народов, эпоса, фольклора и искусства, формирование культуры межнационального общения.

Национально- региональный компонент государственного образовательного стандарта по истории предполагает определение требований к минимуму и к уровню знаний учащихся.

В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей “малой родины”, восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу. Все это относится и к нашим родным местам - к Ставропольской земле. Сегодня все больше регионов России создают новые программы и методические разработки, отвечающие давно назревшей потребности воспитывать с детства любовь к своей малой родине, отчему краю.

Основной целью программы является формирование гражданских позиций у учащихся. Данная программа составлена для учащихся 6 класса, является образовательной, имеет историческую и краеведческую направленность, построена на материале  истории России, поскольку эти  курсы изучаются на протяжении 6-9 классов. В базовом курсе истории России многие факты и события, связанные с историей  региона и родного края лишь упомянуты или  в лучшем случае рассматриваются отдельные фрагменты, Изучение курса как самостоятельного курса в рамках дополнительного образования учащихся 6 классов создает условия для формирования у обучающихся устойчивого и познавательного интереса к отечественной истории.

Цели программы:

  • Познакомить учащихся с историко - культурным наследием родного края;

  • сформировать черты патриотизма и гражданственности; воспитание духовности.

Задачи программы:

  • Изучение прошлого и настоящего Ставропольского края, Будённовского района, обычаев, традиций и духовной культуры народов, проживающих в нашем посёлке, районе, крае

  • Воспитание патриотизма у учащихся через краеведческие знания о селе, районе, крае

  • Формирование и сохранение семейных ценностей и традиций.

  • Активизация поисковой деятельности учащихся.

  • Выработка умений по ведению посильной исследовательской работы в области краеведения.

  • Формирование у школьников навыков информационной культуры.

  • Использование Интернет и информационных технологий в изучение краеведения.

Программа включает следующие основные направления учебной деятельности: историческое, духовное краеведение.

Формы проведения занятий:

  • Экскурсии.

  • Работа с архивными данными, получение информации через архивы.

  • Конференции.

  • Уроки.

  • Работа с документами.

  • Исследовательская деятельность.

Методы работы:

  • Групповая;

  • Парная;

  • Индивидуальная

Принцип программы: От непосредственных впечатлений и эмоций, которые формируют чувство “малой родины” - к систематизированному знанию о родном крае.

Механизм реализации программы:

  • организация экскурсий в краеведческие музеи

  • пешие экскурсии по селу;

  • проведение экскурсий, внеклассных мероприятий в школьном музее «Истоки» и т.п.;

  • сбор материалов;

  • создание проектов;

  • оформление собранных материалов;

  • участие в школьных районных, областных, всероссийских краеведческих конкурсах.

Содержание

Древность и средневековье Ставрополья. Древние племена на территории края. Майкопская, катакомбная и кобанская культура. Скифы и сарматы. Аланы и яссы. Гунны и тюрки. Половцы. Хозяйство и культура.

Народы Ставрополья (16-18 вв.). Кочевники – скотоводы. Горцы-соседи степняков.

Россия и народы Кавказа в 16-18 вв. Возведение Ахово-Моздокской оборонительной линии. Кавказская война. Казачья колонизация. Заселение Ставрополья крестьянами.

Развитие Ставропольской губернии в 19 веке. Экономическое и социальное развитие. Общественный строй.

Буржуазные реформы 1863-1874 гг. на Ставрополье. Экономическое и социальное развитие на рубеже 19-20 веков. Пореформенная колонизация кра.

Развитие Ставропольского края на рубеже 19-20 веков. Проведение столыпинских аграрных реформ. Ставрополье в годы первой мировой войны. Февральская и Октябрьская революции 1917 года. Гражданская война на Ставрополье.

Экономическое и культурное развитие края в 20-30-е годы. Восстановление народного хозяйства. НЭП на Ставрополье. Индустриализация и коллективизация и их последствия.

Ставрополье в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Всеобщая мобилизация в начале войны. Ставропольцы – участники Великой Отечественной войны.

Восстановление экономики и развитие края в 60-80-е годы.

Край во второй половине 80-90-х годов. Перестройка, гласность. Образование новых политических течений.

Политическое, экономическое и культурное развитие Ставропольского края в наши дни.

В результате изучения курса исторического краеведения ученики должны знать:

  • памятники истории и культуры: здания, сооружения, памятные места и предметы связанные с важнейшими историческими событиями в жизни парода, развитие общества, государства, революционным движением, гражданской и отечественной войнами, развитием культуры и быта народов, с жизнью выдающихся политических, государственных, военных деятелей, народных героев, деятелей науки литературы и искусства; захоронения погибших за свободу и независимость Родины.

  • памятники археологии - городища, курганы, останки древних поселений, укреплений, производств, каналов, дорог, древние места захоронений, старинные предметы, участки археологических раскопок древних населенных пунктов

  • Принимать участие в охране памятников истории и культуры.

Ученики должны ориентироваться во всех видах памятников искусства, а также иметь представление о документальных памятниках: письменных, исторических, кинофотодокументах, звукозаписях, фольклоре, музыке, о редких печатных изданиях и др.

Календарно-тематическое планирование кружка «Историческое краеведение»



Тема

Первобытное общество на Северном Кавказе

Там, где плескалось море.

Древние племена на территории Ставрополья в период энеолита и бронзового века.

Ранний железный век

Проникновение скифов и греков на Ставрополье

Сарматы и кавказцы

Аланы и ассы

Гунны и тюрки

Хозяйство и культура в период раннего средневековья

Аланское государство в 10-12 вв.

Половцы

Славяне –русы на Северном Кавказе в раннее средневековую эпоху до 13в.

Завоевание Северного Кавказа монголо-татарами. Ставропольская земля в составе Золотой Орды в 13-15 вв.

Кочевники – скотоводы

Горцы –соседи степняков

Занятия населения

Культура и быт народов Ставрополья в 14-16 вв.

Россия и народы Кавказа в16 в.

В послемонгольский период

Тайна величественного Маджара

Русь и Кавказ во времена Ивана Грозного

Русь и Кавказ при Петре 1 и позже

Основание города Святого Креста

Россия и народы Кавказа в 16-17 вв

Линейное казачество

Казачья колонизация

Заселение Ставрополья государственными крестьянами

Помещичье-крепостническая колонизация

Иностранные поселения

История моего села. Довсун

Неведомый край

Кавказская война 1817-1864 гг

Культура Ставрополья в 16-17 вв

Наш край во второй половине 19 века

Российская житница

Ставропольская епархия

Малые этнические группы

Ставропольские дворяне, чиновники, купцы

Культурная нива Ставрополья (19 век)

Русско-японская война

В годы первой революции

Первая мировая

От Февраля к Октябрю

Октябрь 1917-го-роковой рубеж

Выборы в учредительное собрание

Ставропольская республика

Гражданская война на Ставрополье

Военный коммунизм

Трагедия 1921-1922 гг.

Ставрополье в годы НЕПа

Коллективизация: трагедия раскрестьянивания

Ставрополье в 30-е годы

Культурная нива

Начало войны

Битва за Кавказ

Изгнание фашистских захватчиков

Наука и культура в годы войны

Мой поселок в годы войны

Ставропольцы – участники Великой Отечественной войны

Восстановление экономики и развитие края в послевоенные годы

Край во второй половине 80-90-е годы

Общественно- политическая жизнь края

Первые попытки либерализации

После Кулакова до Горбачева

Перестройка на Ставрополье

Наш край в 1992-1997 годы

1995- июнь-Буденновск

Политическое, экономическое и культурное развитие края в наши дни




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Материал по работе кружка "Мой край в истории страны"

Автор: Антонова Светлана Ивановна

Дата: 14.11.2016

Номер свидетельства: 358975

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Программа работы кружка музейного дела  "Истоки" "
    ["seo_title"] => string(50) "proghramma-raboty-kruzhka-muzieinogho-diela-istoki"
    ["file_id"] => string(6) "237249"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1444253848"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(195) "Содержание программы дополнительного образования детей. Образовательная программа кружка «Краеведение»"
    ["seo_title"] => string(106) "sodierzhaniieproghrammydopolnitielnoghoobrazovaniiadietieiobrazovatielnaiaproghrammakruzhkakraieviedieniie"
    ["file_id"] => string(6) "270107"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1450996285"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(41) "Урок "Моя малая родина""
    ["seo_title"] => string(23) "urok_moia_malaia_rodina"
    ["file_id"] => string(6) "441213"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1511886712"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(238) "Приобщение школьников к исследовательской деятельности через краеведение, направленное на патриотическое воспитание учащихся. "
    ["seo_title"] => string(153) "priobshchieniie-shkol-nikov-k-issliedovatiel-skoi-dieiatiel-nosti-chieriez-kraieviedieniie-napravliennoie-na-patriotichieskoie-vospitaniie-uchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "108676"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1403802638"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "Программа кружка "История родного края" "
    ["seo_title"] => string(42) "proghramma-kruzhka-istoriia-rodnogho-kraia"
    ["file_id"] => string(6) "194333"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427751661"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства