kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Содержание программы дополнительного образования детей. Образовательная программа кружка «Краеведение»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образовательная программа кружка «Краеведение»

Краеведение выполняет двойную функцию в процессе непосредственного восприятия географических объектов и явлений, при которых взаимодействует интеллектуальное мышление  и практическая деятельность, учащиеся приобретают знания о конкретном геокомплексе (на локальном уровне: наша местность) как составной части земных оболочек. Одновременно формируются основные общие понятия («горы», «равнины», «река», «климат» и т.д.) элементарные знания о причинно-следственных связях между компонентами природы, между природой и человеком.

 Краеведение дает возможность развивать представление о своем географическом регионе, в котором локализуются  и развиваются как общепланетарные, так и специфические процессы и явления, создать образ своего родного края, научить сравнивать его с другими регионами России и с различными регионами мира. Кроме того способствует повышению культурного уровня школьников, формирование в их сознании системы взглядов, принципов, норм поведения в отношении к географической среде, устойчивое понимание значения деятельности каждого человека как важнейшего фактора оптимизации отношения природы и общества, воспитывает любовь и бережное отношение к природе, ресурсам своей малой родины, чувства интернациональной солидарности со всеми народами Земли, способствует овладению знаниями и умениями, необходимыми для рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды, применять правила природоохранной деятельности в повседневной жизни.

Краеведческая работа дает эффективные результаты в том случае, если используются принципы  систематичности и непрерывности. Он направлен на последовательное расширение и накопление знаний и умений учащихся. Благодаря целенаправленной систематической работе в комнате краеведения имеется библиотека, собран краеведческий материал о природе, истории села, оформлены рефераты, стенды, разработан дидактический и раздаточный материал, собраны экспонаты древности. Все фонды краеведческой комнаты учтены, пронумерованы, находятся на постоянном хранении. Материал краеведения используется в учебно-воспитательном процессе. Классные руководители приглашают на классные часы учащихся для проведения экскурсий: по комнате краеведения, по школе (обзорные), бесед: «Наш край», «История нашего села», « Развитие народного образования в селе Новоалександровка».

Я глубоко убеждена в том, что делается по изучению своего родного края, западает в душу ребят, что они с гордостью будут рассказывать о том месте, где живут.

Постоянное применение местного материала повышает интерес учащихся к изучению природы и хозяйства своей страны, учит самостоятельно добывать различные сведения, воспитывает патриотизм, любовь к земле, на которой мы живем.

Пусть не все мои выпускники будут краеведами, но равнодушными к Родине – не будут. Недаром говорит русская пословица: «нет ничего краше, чем Родина наша». Краеведение имеет большое значение в умственном, физическом, экономико-экологическом, эстетическом воспитании детей.

Краеведческая работа способствует расширению познаний учащихся о своем крае, а знания учащихся – их деятельность – это путь к достойному образу жизни на территории родного края.

Главная цель краеведения – формирование личности, приобщившейся к общечеловеческим ценностям культуры, воспринявшей идеалы гуманизма, свободы, демократии, ответственности за судьбу своей страны.

Просмотр содержимого документа
«Содержание программы дополнительного образования детей. Образовательная программа кружка «Краеведение»»



Образовательная программа кружка «Краеведение»

Краеведение выполняет двойную функцию в процессе непосредственного восприятия географических объектов и явлений, при которых взаимодействует интеллектуальное мышление и практическая деятельность, учащиеся приобретают знания о конкретном геокомплексе (на локальном уровне: наша местность) как составной части земных оболочек. Одновременно формируются основные общие понятия («горы», «равнины», «река», «климат» и т.д.) элементарные знания о причинно-следственных связях между компонентами природы, между природой и человеком.

Краеведение дает возможность развивать представление о своем географическом регионе, в котором локализуются и развиваются как общепланетарные, так и специфические процессы и явления, создать образ своего родного края, научить сравнивать его с другими регионами России и с различными регионами мира. Кроме того способствует повышению культурного уровня школьников, формирование в их сознании системы взглядов, принципов, норм поведения в отношении к географической среде, устойчивое понимание значения деятельности каждого человека как важнейшего фактора оптимизации отношения природы и общества, воспитывает любовь и бережное отношение к природе, ресурсам своей малой родины, чувства интернациональной солидарности со всеми народами Земли, способствует овладению знаниями и умениями, необходимыми для рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды, применять правила природоохранной деятельности в повседневной жизни.

Краеведческая работа дает эффективные результаты в том случае, если используются принципы систематичности и непрерывности. Он направлен на последовательное расширение и накопление знаний и умений учащихся. Благодаря целенаправленной систематической работе в комнате краеведения имеется библиотека, собран краеведческий материал о природе, истории села, оформлены рефераты, стенды, разработан дидактический и раздаточный материал, собраны экспонаты древности. Все фонды краеведческой комнаты учтены, пронумерованы, находятся на постоянном хранении. Материал краеведения используется в учебно-воспитательном процессе. Классные руководители приглашают на классные часы учащихся для проведения экскурсий: по комнате краеведения, по школе (обзорные), бесед: «Наш край», «История нашего села», « Развитие народного образования в селе Новоалександровка».

Я глубоко убеждена в том, что делается по изучению своего родного края, западает в душу ребят, что они с гордостью будут рассказывать о том месте, где живут.

Постоянное применение местного материала повышает интерес учащихся к изучению природы и хозяйства своей страны, учит самостоятельно добывать различные сведения, воспитывает патриотизм, любовь к земле, на которой мы живем.

Пусть не все мои выпускники будут краеведами, но равнодушными к Родине – не будут. Недаром говорит русская пословица: «нет ничего краше, чем Родина наша». Краеведение имеет большое значение в умственном, физическом, экономико-экологическом, эстетическом воспитании детей.

Краеведческая работа способствует расширению познаний учащихся о своем крае, а знания учащихся – их деятельность – это путь к достойному образу жизни на территории родного края.

Главная цель краеведения – формирование личности, приобщившейся к общечеловеческим ценностям культуры, воспринявшей идеалы гуманизма, свободы, демократии, ответственности за судьбу своей страны.

Задачи краеведения на 2009-2010 учебный год.

  1. Всестороннее изучение своей местности и накопление краеведческого материала.

  2. Развитие умений и навыков учащихся, способствующих изучению других предметов.

  3. Использование краеведческого материала в преподавании курса географии.

  4. Адаптация детей к природным социальным условиям своей местности.

  5. Воспитание любви к своей родине, истории, людям.

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы: 11-14 лет. Сроки реализации программы: 2009-2010 год.

Постоянное применение местного материала повышает интерес учащихся к изучению природы и хозяйства своей страны, учит самостоятельно добывать различные сведения, воспитывает патриотизм, любовь к земле, на которой мы живем.

Пусть не все мои выпускники будут краеведами, но равнодушными к Родине – не будут. Недаром говорит русская пословица: «нет ничего краше, чем Родина наша». Краеведение имеет большое значение в умственном, физическом, экономико-экологическом, эстетическом воспитании детей.

Краеведческая работа способствует расширению познаний учащихся о своем крае, а знания учащихся – их деятельность – это путь к достойному образу жизни на территории родного края.

Главная цель краеведения – формирование личности, приобщившейся к общечеловеческим ценностям культуры, воспринявшей идеалы гуманизма, свободы, демократии, ответственности за судьбу своей страны.

Задачи краеведения на 2009-2010 учебный год.

1. Всестороннее изучение своей местности и накопление краеведческого материала.

2. Развитие умений и навыков учащихся, способствующих изучению других предметов.

3. Использование краеведческого материала в преподавании курса географии.

4. Адаптация детей к природным социальным условиям своей местности.

5. Воспитание любви к своей родине, истории, людям.

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы: 11-14 лет. Сроки реализации программы: 2010-2011 год.

Содержание программы дополнительного образования детей.

Занятие 1. «Вводный урок». 1 час теории, 1 час практического занятия.

На занятии проводится обзорная экскурсия по комнате «краеведения». Среди учащихся проводится беседа по оформлению материала, его систематизации, а также воспитательная беседа: «дарим людям радость».

Занятие 2 «Наблюдение за осенней природой». 1 час теории, 1 час практического занятия.

На данном занятии запланирована экскурсия в природу. Вместе с ребятами измеряем температуру, определяем направление ветра. Учимся описывать природу, оформлять материал. Изучаем гербарий растений нашего села. Проводится беседа: «Природа вокруг нас».

Занятие 3 «Наблюдение за осенней природой». 1 час теории, 1 час практического занятия.

На занятии изучаем виды облаков, учимся определять облачность, направление и силу ветра. Ведем оформление материала, календаря погоды, вспоминаем народные приметы. Знакомство с выражением «бабье лето». Беседа «Берегите природу».

Занятие 4 «Осенняя природа. Наблюдение за водоемами». 1 час теории, 1 час практического занятия.

На данном занятии ведем наблюдение за рекой Большой Узень. Учимся определять температуру воды, направление течения воды, скорость, годовой сток воды. Ведем наблюдение за птицами, за водоплавающими птицами. Оформляем материал. Проводится беседа: «Природа – наш дом родной».

Занятие 5 «Осенняя природа. Наблюдение за водоемами». 1 час теории, 1 час практического занятия.

Продолжается наблюдение за рекой Большой Узень. Значение реки для населения села, для хозяйственного использования. Воспитание бережного отношения к водным ресурсам. Учимся определять основные характеристики реки, состав горных пород в обнажениях береговой линии. Оформление материала.

Занятие 6 «Сбор старинных вещей». «Знаешь ли ты свой край – игры». 1 час теории, 1 час практического занятия.

Сбор вещей, систематизация материала, оформление инвентарной книги. Контроль и учет всего собранного материала. Проведение беседы «Наш край в древности».

Занятие 7 «Сбор старинных вещей». «Знаешь ли ты свой край – игры». 1 час теории, 1 час практического занятия.

Сбор вещей, оформление их в инвентарной книги. Учет всех экспонатов. Знакомство с методикой сбора материала об утвари.

- старинная посуда: для приготовления пищи (чашки, ложки, кружки…; ступы, ухваты, сковороды, чугуны…), для хранения и перенесения (коромысло, крынки…), для обработки продуктов ( мельницы ручные, ступы…)

- утварь для стирки и глажки белья: корыто, бочка…

Необходимо указать размеры, местное название, для чего употреблялось, где и кем изготовлено, процесс кустарного производства. В итоге провести сравнение.

Занятие 8 «Сбор старинных вещей» 1 час теории, 1 час практического занятия.

На данном занятии продолжается сбор старинных вещей и их оформление в инвентарной книге. Знакомство с методикой сбора материала, о старинных орудиях труда.

- место нахождения: огород, сад (сохи, бороны, вилы, лопаты, серпы)

- для чего предназначалось; процесс создания сельскохозяйственных орудий труда: из каких пород дерева, из какого материала…;

- расписать почему предпочтение отдавали именно этим орудиям труда: по обработке шерсти ( прялка, самопряха, веретено, ступа…)

- орудия гончарного производства;

- орудия кузнечного мастера (рубанок, пила…)

Необходимо указать размеры, местное название, кто изготовил, процесс обработки. Провести сравнение с современными моделями орудий труда. Среди учащихся проводится беседа: «из истории села».

Занятие 9 «Сбор старинных вещей». 1 час теории, 1 час практического занятия.

На данном занятии продолжается сбор старинных вещей и их оформление в инвентарной книге.

Знакомство с методикой сбора материала о традиционных средствах передвижения.

- выявить наличие водных, сухопутных (плоты, лодки, телеги, санки, сделанные фабричным способом…)

1. для каких целей (работы, передвижения);

2. когда изготовлено;

3. пользуются ли в настоящее время;

4. какие раньше были средства передвижения;

5. обмеры (в целом и детали…);

6. в какое время года использовались.

Средства для переноски тяжестей (корзины, короба, берестяные сумки, тележки…). Указать фамилии мастеров, биография мастера. Где были изготовлены? Перечислить современные средства передвижения.

Среди учащихся проводится беседа: «Старожилы села».

Занятие 10 «Сбор материала о традициях и обычаях населения села». «Знаешь ли ты свой край, игры, викторины». Цель: сохранение национальной самобытности народа. 1 час теории, 1 час практического занятия.

Учащиеся беседуют со старожилами села, со своими бабушками и дедушками, узнают какие, были обычаи и традиции в старину, делают записи. Группа ребят определяется, когда на Руси справляли свадьбы. Вторая группа ребят изучает, что на Руси делали крестьяне после уборки урожая. Оформление материала.

Занятие 11. «Сбор материала о традициях, обычаях населения села». Цель: сохранение национальной самобытности народа. 1 час теории, 1 час практического занятия.

Продолжение общения со старожилами села и сбор материала. Обобщение и систематизация материала. Проведение викторины: «Знаешь ли ты свой край». Учащиеся задают различные вопросы о своем крае. Ребята делятся на две команды. Подведение итогов. Беседа с учащимися: «Пожилым у нас везде почет».

Занятие 12. «Сбор старинных вещей. Описание народного жилища». 1 час теории, 1 час практического занятия. Цель: более глубокое осмысление истории своего народа. Ребята собирают сведения о поселении (количество жителей, пути сообщения, наличие школы, клуба), определяют тип поселения (однорядная, двурядная, другие типы застройки). Выявить наиболее типичные дома, собрать фотографии, выявить индивидуальных владельцев. Определить традиции строительства домов в нашей местности, с чем связано. Обобщение и систематизация материала.

Занятие 13 «Описание народного жилища. Знаешь ли ты свой край». 1 час теории, 1 час практического занятия. Цель: более глубокое осмысление истории своего народа.

На данном занятии учащиеся продолжают сбор материала. Обобщение и систематизацию материала. Продолжение знакомства с родным краем через игры и викторины. Беседа с ребятами: «Знаешь ли ты русские народные праздники».

Занятие 14. «Наблюдение за зимней природой» 1 час теории, 1 час практического занятия. Цель: научить вести фенологические наблюдения. На данном занятии учащиеся определяют дату низких температур, ведут наблюдение за солнцем, учатся предсказывать погоду. Учащиеся оформляют материал, ведут календарь погоды.

Занятие 15. «Наблюдение за зимней природой» 1 час теории, 1 час практического занятия. Цель: научить вести фенологические наблюдения.

Учащиеся ведут наблюдение за рекой Большой Узень. Определяют дату ледостава на реке, а также толщину снежного покрова. Ребята определяют толщину люда на реке в разных местах, формулируют причину. Подведение итогов.

Занятие 16. «Наблюдение за зимней природой» 1 час теории, 1 час практического занятия. Цель: развитие способностей самостоятельно добывать материал.

Учащиеся измеряют температуру, силу и направление ветра, ведут описание погоды. Птицы зимой. Провести наблюдение. Оформление и систематизация материала.

Занятие 17 «Народные игры». 1 час теории, 1 час практического занятия. Цель: развитие способностей самостоятельно добывать материал.

Учащиеся делятся на группы и получают задания. Записать детские игры и попытаться определить их значение в физическом развитии, в художественном и нравственном воспитании. Определить каков характер игры: коллективный или индивидуальный. Какое значение имеют коллективные игры. Виды детских игр: символические, хороводный, подвижные, сопровождаемые песнями, считалки. Описать и зарисовать. Оформление материала.

Занятие 18 «Народные игры». 1 час теории, 1 час практического занятия. Цель: развитие способностей самостоятельно добывать материал.

Ребята продолжают описывать народные игры. Описать использование предметов домашнего обихода, орудия труда в виде игрушек. Определить какие применяются поощрения и наказания при играх. Есть ли игры, в которых принимают участие одни мальчики или девочки, и какие носят семейный характер. Имеют ли место в детских играх подражание труду, профессиям взрослых, подготовка к различным видам деятельности в жизни. Каким профессиям взрослых подражали в играх дети раньше, а каким теперь. Обобщение и систематизация материала.

Занятие 19 «Народные игры». 1 час теории, 1 час практического занятия. Цель: расширение знаний о родном крае.

Ребята продолжают собирать материал о народных играх. Определить, любит ли местная молодежь игры, связанные с большой ловкостью, силой и т.д. Описать эти игры. Выяснить когда у местного населения появились игры в шашки, домино, шахматы, волейбол, футбол и т.д. Кто из местных жителей играют в шашки, шахматы, на сколько широко распространены эти игры. Увлекаются этой игрой мужчины или женщины. Записать фамилии. Какими видами спортивных игр увлекается местная молодежь. Обобщение и систематизация материала.

Занятие 20 «Подготовка, проведение экскурсий» 1 час теории, 1 час практического занятия. Цель: развитие основ ведения экскурсий.

Беседа с учащимися по поводу проведения экскурсий. Распределение тем. Систематизация материала для экскурсий. Подготовка экскурсий по комнате краеведения.

Занятие 21 «Подготовка, проведение экскурсий» 1 час теории, 1 час практического занятия. Цель: развитие основ ведения экскурсий. Подготовка материала к экскурсии: «Водоемы села Новоалександровка». Проведение экскурсий: «История села Новоалександровка», «Народное образование в селе Новоалександровка».

Занятие 22 «Подготовка, проведение экскурсий» 1 час теории, 1 час практического занятия. Цель: развитие основ ведения экскурсий. Подготовка и проведение экскурсий: «Развитие народного хозяйства в селе Новоалександровка».

Занятие 23 «Подготовка, проведение экскурсий» 1 час теории, 1 час практического занятия. Цель: развитие основ ведения экскурсий. Проведение экскурсий. Подготовка и проведение экскурсий: «Народные игры».

Занятие 24. «Наблюдение за весенней природой». 1 час теории, 1 час практического занятия. Цель: развитие способностей самостоятельно добывать материал.

Ребята ведут наблюдение за весенней природой. Измеряют температуру, направление, силу ветра. Ребята фиксируют переход через +5°С, высчитывают продолжительность безморозного периода, определяют годовую и месячную амплитуду колебания температуры воздуха. Определяют среднюю сумму осадков за теплый период. Оформление материала.

Занятие 25. «Наблюдение за весенней природой». 1 час теории, 1 час практического занятия. Цель: развитие способностей самостоятельно добывать материал.

Учащиеся продолжают вести наблюдение за природой весной. Водоемы весной; определение даты ледохода, определение направления, скорости течения. Наблюдение за облаками, степень облачности, описание погоды. Оформление материала.

Занятие 26. «Наблюдение за весенней природой». 1 час теории, 1 час практического занятия. Цель: развитие способностей самостоятельно добывать материал.

Ребята определяют, какие деревья не выдержали суровой зимы и погибли, а какие деревья требуют дополнительного ухода, очистки от сухих веток. Определить на каких деревьях появились первые листья. Определить точные даты прилета грачей, скворцов, жаворонков. Когда возвратились утки, удоды, а также хищник: орлы, ястребы, соколы. Определить дату прилета кукушки, ласточки, а когда зазвучала песня соловья. Оформление материала.

Занятие 27 «Знаешь ли ты свой край игры, викторины». Цель: расширение знаний учащихся». 1 час теории, 1 час практического занятия.

- игра-контакт, узнай достопримечательность;

- экскурсовод, описание достопримечательности по плану;

- узнай по изображению;

- путешествие в страну знаний о родном крае, краеведческая викторина.

Подведение итогов.

Занятие 28 «Знаешь ли ты свой край игры, викторины». Цель: расширение знаний учащихся». 1 час теории, 1 час практического занятия.

- краеведческая викторина;

- значение географических объектов;

- путешествие в страну знаний о родном крае;

- игра «звездный час».

Подведение итогов.

Занятие 29 «Подготовка к итоговому занятию» Цель: обобщить приобретенные умения и навыки. 1 час теории, 1 час практического занятия. Обобщаем и систематизируем полученные знания, материал, конкретизируем проделанную работу.

Занятие 30. «Проведение итогового занятия» Цель: обобщить приобретенные умения и навыки.

Методическое обеспечение программы

Игровые технологии в краеведении. Цель: привить любовь к родному краю.

  1. Сочини сказку. Почему называется так наше село? Какое ты видишь наше село через 20-30 лет.

  2. Игра-контакт. Узнай достопримечательность.

  1. В 1978 году завершено строительство этого здания, где проходят культурные мероприятия.

  2. Объект расположен восточнее Ал-гая, в степи. Имеет экономическое значение.

  3. Объект расположен в степи на северо-востоке от Бурдинского лимана.

  4. Расположена в 13 км от Ал-гая, в юго-восточной части, на границе с Казахстаном.

  5. Это заведение открыто в 1977 году в Ал-гае, посещают учащиеся, имеющие особые способности.

  6. Здание старинного образца использовалось в годы гражданской войны.

  1. Экскурсовод. Описать достопримечательность по плану: где расположена, какое имеет значение.

  2. Узнай по изображению.

  3. Зоркая прогулка или 5 «з». А) заметить, Б) запомнить, В) зашифровать, Г) зарисовать,

Д) загадать (отчет о походе, экскурсии).

  1. Путешествие в страну знаний о родном крае. Краеведческая викторина:

  1. В каком году отделился Ал-гайский район от Новоузенского и стал самостоятельным образованием;

  2. В каком году построен мост через реку Большой Узень;

  3. Когда закончилось строительство аэропорта;

  4. Назвать год открытия музыкальной школы;

  5. Когда закончилось строительство РДК;

  6. В каком году был открыт районный парк культуры и отдыха;

  7. Назвать год открытия детской школы искусств;

  1. Назвать животных, обитающих в нашем районе: лисы, волки, зайцы, суслики, кабаны, сайгаки, барсуки и др.

  2. Назвать растения, произрастающие на территории нашего района: полынь, тюльпаны, подснежники, подорожник, мать-и-мачеха, шиповник, тёрн, белая ромашка, василёк и др.

  3. Определить значение географических объектов: азимут, компас, Восточно-Европейская, умеренный, северо-атлантическое, платформа и т.д.

Наблюдение за рекой Большой Узень (практическая работа).

Река Большой Узень протекает на территории Александрово-Гайского района, расположенного на крайнем юго-востоке Саратовской области.

Само слово «Узень» по-казахски «Озен», значит, река, а по-тюркски «Узен» - имеет расплывчатое значение: русло, долина, дол. С 1223 года заволжские степи стали местами кочевий и поселений татаро-монголов. Южная часть этих степей и сейчас входит в состав Казахстана.

РЕКИ Узени впервые упомянуты в русской картографии в книге «Большому Чертежу» (1627 год) и здесь подробно описаны заволжские степи. Уже в конце XVI начале XVII веков реки Узени были хорошо известны служилым людям Московского государства. Несколько строчек дается и в Большой советской энциклопедии: Узени Большой и Малый – реки в Саратовской области России и Уральской области Казахстана. Длина Большого Узеня – 650 км, площадь бассейна – 15600 км², впадает в бессточные Камыш-Самарские озера.

Большие и Малые Узени берут начало на водоразделе низкой Сыртовской равнины, а именно от села Милорадовки Краснопартизанского района, спускаются по склонам равнины и Прикаспийской низменности и теряются в ней, образуя Камыш-Самарские разливы за пределами Саратовской области.

Большой Узень – это глубокий, метров 7-8 каньон, разрезающий ровную степь. Большой Узень делает много извилин, крутых поворотов, образуя заливные плодородные места – урочища. Питание реки в основном снеговое, 80% годового стока приходится на весенний паводок. Весной в половодье река сильно разливается. В отдельные годы река Большой Узень бывает особенно полноводной, вода в русле поднимается на несколько метров, выходит из берегов, затапливая все пониженные места, но длится это недолго, примерно 2-3 недели и почти годовой сток воды уходит в Казахстанские степи. Замерзает река в конце ноября, вскрывается в апреле. Вода используется для орошения. Правые берега Большого Узеня более крутые, а на левой стороне множество понижений и культюков.

Раньше в течении лета река пересыхала и превращалась в отдельные плёсы. С пуском в 1972 году Саратовского оросительно-обводнительного канала с забором воды из Волги гидро-биологический режим реки резко изменился в связи с этим в настоящее время река остается полноводной весь летний период.

Характеристики реки

Падение реки Большой Узень: Устье – 35 метров, исток – 0 метров

Падение 35-0=35 м

Уклон реки Большой Узень: Длина – 650 км падение – 35 м

Уклон = 35 м : 650 км = 5,8 см на 1 км.

Расход воды: площадь поперечного сечения – 1000 м2, скорость течения – 0,2 м/с, расход воды = 1000 * 0,2 = 200 м3/с; годовой сток – 5,8 км3.

Годовой сток реки очень незначителен, так как коэффициент увлажнения меньше единицы. Территория бассейна сложена рыхлыми породами, поглощающие воду, а рельеф, по которому протекает река, равнинный. Основным источником водоснабжения населения является река Большой Узень.

Список используемой литературы.

  1. «В краю степей бескрайних» Александров-Гай 2003 г.

  2. «Александрово-Гайский район» под редакцией Синельниковой В.Н.

  3. Журнал «География в школе» №3, 5 2004 г.; №1, 4 2005г.

  4. Н.С. Борисов «Методика историко-краеведческой работы в школе».

  5. Т.А. Кудрина «Музей и школа».

  6. С.Г. Смирнов «Краеведение в школе».

  7. Е.К. Максимов «Саратовский край».

  8. Фондовые материалы комнаты краеведения, экспонаты, рефераты, гербарий, альбомы, календарь погоды, стенды, плакаты, фотографии.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Глухова Галина Владимировна

Дата: 25.12.2015

Номер свидетельства: 270107

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "рабочая программа по внеурочной деятельности "Клуб чтецов" "
    ["seo_title"] => string(67) "rabochaia-proghramma-po-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-klub-chtietsov"
    ["file_id"] => string(6) "146398"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1419171337"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Образовательная программа по внеурочной деятельности "МОЯ МАЛАЯ РОДИНА" "
    ["seo_title"] => string(79) "obrazovatiel-naia-proghramma-po-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-moia-malaia-rodina"
    ["file_id"] => string(6) "120508"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1413729337"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Дополнительная образовательная программа. Спецкурс " Я-житель г.Волгодонска" "
    ["seo_title"] => string(83) "dopolnitiel-naia-obrazovatiel-naia-proghramma-spietskurs-ia-zhitiel-gh-volghodonska"
    ["file_id"] => string(6) "193923"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1427711926"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "спецкурс по ДОУ  "Я - житель г.  Волгодонска" "
    ["seo_title"] => string(44) "spietskurs-po-dou-ia-zhitiel-gh-volghodonska"
    ["file_id"] => string(6) "192287"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1427443486"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства