Приобщение школьников к исследовательской деятельности через краеведение, направленное на патриотическое воспитание учащихся.
Приобщение школьников к исследовательской деятельности через краеведение, направленное на патриотическое воспитание учащихся.
Одним из ведущих факторов формирования исторического и патриотического сознания детей является их ознакомление с историей родного края. Необходимость развития интересов школьников в этой области связана с социальным запросом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания детей о родном крае и его лучших людях, природе, традициях, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к нашей малой Родине.
Академик Д.С. Лихачев говорил: «Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, вещах, которые им принадлежали, - значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, пусть даже и плохонькие, - значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, - он, как правило, равнодушен к своей стране».
Главной задачей системы школьного образования является – не допустить такого безразличия среди наших детей. Как показывает практика, наиболее запоминающимися и эффективными являются такие формы и методы работы, где дети сами были бы активными участниками, где широко применялась наглядность, в этом, на мой взгляд, поможет исследовательская (проектная) деятельность.
Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое мы, оказывается, знаем очень поверхностно. Что заботило, радовало и тревожило наших предков, чем они занимались, как трудились, о чем мечтали, рассказывали и пели, что передавали своим детям и внукам? Ответить на эти вопросы сегодня - значит восстановить связь времен, вернуть утерянные ценности. Обратиться к истокам поможет исследовательская деятельность.
Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, - задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.
Культуру Карелии невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории. Устное народное творчество, музыкальный фольклор, народное декоративно-прикладное искусство должно найти большее отражение в содержании образования и воспитания подрастающего поколения, предоставить детям возможность знать истоки национальной культуры и искусства.
Национальная культура входит в наше сознание вместе с генами родителей, с культурой других народов мы знакомимся уже с позиции родной культуры. И чем раньше ребенок придет к пониманию и осмыслению культуры своего народа, тем больше проникнется чистотой народных ценностей, тем роднее и ближе она станет. При комплексном воздействии различных видов искусства красочный мир народного творчества раскрывается по-особому эмоционально и увлекательно.
Ребенок должен понимать, что каждый человек, независимо от возраста - часть своего рода, народа; что у каждого человека есть Родина: близкие и дорогие ему места, где живет он, его родственники. И нужно жить так, чтобы было хорошо всем вокруг, и людям, и животным, и растениям, потому что все взаимосвязано.
Для формирования чувства патриотизма очень важно давать детям начальные знания о Родине, базисные представления о нашей стране, народе, обычаях, истории, культуре. Но при этом, на наш взгляд, важно не забывать, что сами по себе знания являются пищей ума, а патриотизм "от ума" не бывает, он бывает только от "сердца". Ум как бы раскручивает духовно-нравственную работу души, а уже в свою очередь любящее сердце создает патриотическое мировоззрение.
Итак, главной задачей выступает закладывание основ духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, к гармоничному взаимодействию с другими людьми.
Раскрытие личности в ребенке полностью возможно через включение его в культуру собственного народа. И это не просто знание о культуре, а проживание в культуре, в традиции.
О важности приобщения школьника к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать историю и культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Таким образом, значение регионального компонента в изучении школьниками истории края и нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач образовательного учреждения.
Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны.
Исходя из этого, изучение регионального компонента в ознакомлении детей с историей родного края выражается в следующем:
- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, школе, улице, городу;
- формирование бережного отношения к природе и всему живому;
- воспитание уважения к труду;
- развитие интереса к национальным традициям и промыслам;
- формирование элементарных знаний о правах человека;
- расширение представлений о городах Республики;
- знакомство детей с символами республики (герб, флаг, гимн);
- развитие чувства ответственности и гордости за достижения республики;
- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту - так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Целью моего выступления является обобщение собственного опыта работы по приобщению школьников к исследовательской деятельность через краеведческую деятельность, направленную на патриотическое воспитание учащихся.
Через уроки, внеклассную работу, внеурочную (краеведческий кружок – «Клуб юный краевед» - под руководством Н.П. Куприяновой, ДДТ), исследовательскую работу, школьный музей, библиотеки и т. д. я организую деятельность детей своего класса по развитию патриотизма, воспитания гражданина.
Целью патриотического воспитания является формирование у детей гордости за свою страну, уважительного, бережного отношения к ее истории, культуре, формирование активной позиции в защите интересов своего государства, экологического мировоззрения, социальной ответственности, стремления внести собственный вклад в развитие своей малой родины: района, города.
Природное краеведение – это один из путей патриотического и нравственно-эстетического воспитания школьников, так как оно помогает увидеть и оценить красоту родной природы, ощутить ее эмоциональное и нравственное воздействие.
Объектами краеведения также являются историческое прошлое края, культурное наследие, родословие.
Краеведческая деятельность позволяет решить одну из главных задач в воспитании человека – социальное самоопределение – так как реализует два важных условия:
1) обеспечивает включение учащихся в реальные социальные отношения;
2) предоставляет возможность ребенку более полно раскрыть себя в отношениях с окружающими, когда важны осознание цели и значение деятельности для личного саморазвития, учет осознанности каждым ребенком своего «Я», наличие четких и ясных перспектив (ближних и дальних) в той деятельности, в которую ребенок включается.
Краеведение позволяет определить индивидуальную траекторию развития каждого ученика, выделить специальные задачи, соответствующие его индивидуальным особенностям, включать ребенка в различные виды деятельности с учетом его особенностей.
Предоставляется возможность каждому учащемуся для самореализации и самораскрытия. Раскрывая тот потенциал, которым одарила человека природа, мы формируем его индивидуальность. А при развитии индивидуальности активность и энергия развивается в каждой из сущностных сфер человека. Педагогический гуманизм включает также оптимальную веру в ученика, в его творческие силы и способности, выявление и стимулирование лучших черт личности. Создание условий для самовыражения и самоутверждения дает возможность ребенку показать высокие результаты. Но самое главное – дети обретают уверенность, самоуважение, удовлетворение, интерес к знаниям, активной деятельности.
Приведу пример:
Гордевич Георгий был тихим, застенчивым мальчиком, не владел навыками публичного выступления. Занимаясь исследовательской деятельностью и в краеведческом кружке, написал работу «Почему сороконожку так назвали». Его вторая совместная работа с одноклассницей направлена на изучение родного края. Содержательными, уверенными выступлениями на классных часах все были приятно удивлены.
Платонова Настя – вспыльчивая, несдержанная девочка, не владела навыками публичного выступления, также, занимаясь исследованием, написала и защитила работу «Я хочу попугайчика». Все свое выступление была спокойна, выдержанна.
У ребят, которые занимаются краеведением, исчезают проблемы во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками, они легче вступают в контакт, обретают уверенность в своих способностях и возможностях. Воспитывается организованность, выносливость, развиваются навыки общения, формируется любовь к родному краю.
При осуществлении личностного подхода работу с группой краеведов я строю так, чтобы она была ориентирована на развитие каждого из них. Всегда помню о том, что успех воспитательного воздействия при работе с одним учащимся не должен негативно влиять на воспитание других.
С целью приобщения талантливых и способных учащихся к исследовательской деятельности, создания условий для их самообразования и профессиональной ориентации в классе проводится кружок под руководством Куприяновой Н.П. из ДДТ «Клуб юных краеведов»
Кружок объединяет группу самых заинтересованных краеведческой деятельностью ребят класса. Главное внимание в работе кружка отводится научно-исследовательской деятельности учащихся. Они изучают наиболее важные моменты истории, культуры и экологии родного края. Главным образом это осуществляется в ходе походов, экскурсий, создании проектов, изготовлении макетов. Эти формы работы позволяют учащимся непосредственно прикоснуться к истории, ощутить своим существом достижения земляков.
Свою исследовательскую работу мы начали с изучения истории, улиц и домов нашего города, изучили историю села Подужемье. В ходе поисковой работы при раскрытии одних вопросов, мы сталкиваемся с другими. Таким образом, предела краеведческой деятельности нет, так как открываются новые темы, требующие внимания краеведов.
Занятия краеведческого кружка, экскурсии и туристические походы по родному краю, наблюдения и поисковые исследования школьников, встречи с местными старожилами и участниками исторических событий – все это, ведет к накоплению богатого материала о своем крае.
Большую помощь в исследованиях оказывает краеведческий музей «Поморье». В музее проводятся уроки, классные часы и другие внеклассные мероприятия.
У поисково-исследовательской работы нет предела. Главное - это поиск материала, который должен вестись планомерно и целенаправленно.
Заключение
Обобщая собственный опыт работы в данном направлении, мне удалось установить следующее:
1. Организация общения детей с природой и культурно-исторической средой родного края позволяет в комплексе решать задачи не только патриотического, гражданского воспитания, но и обеспечивает развитие эстетических чувств, укрепляет здоровье детей, совершенствует их трудовые навыки.
2. Краеведческая деятельность повысила интерес учащихся к предмету окружающего мира
3. У учащихся возросла потребность в знаниях о родном крае (об этом говорят результаты наблюдений, участии в олимпиадах, праздниках, экологических акциях).
4. Краеведческая работа дает учащимся реальную возможность увидеть собственный рост, а самое главное - пропускать весь краеведческий материал через душу и сердце, уметь слушать и слышать… Главным достоинством каждого краеведа является их уважение к родной истории, культуре, к судьбам родителей и дедов, обеспечивающее прочную связь поколений.
Таким образом, исследовательская работа по краеведению, которую я организовала с учениками своего класса, помогает мне убедиться в правильном выборе средств патриотического воспитания школьников, так как разнообразные формы, методы, приемы патриотического воспитания в условиях школы позволяют приобщить ребенка к поисковой, исследовательской, аналитической деятельности, воспитать личность учащегося в духе активного созидательного труда, развивать духовность человека, формировать его гражданственность.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Приобщение школьников к исследовательской деятельности через краеведение, направленное на патриотическое воспитание учащихся. »
Приобщение школьников к исследовательской деятельности через краеведение, направленное на патриотическое воспитание учащихся.
Одним из ведущих факторов формирования исторического и патриотического сознания детей является их ознакомление с историей родного края. Необходимость развития интересов школьников в этой области связана с социальным запросом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания детей о родном крае и его лучших людях, природе, традициях, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к нашей малой Родине.
Академик Д.С. Лихачев говорил: «Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, вещах, которые им принадлежали, - значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, пусть даже и плохонькие, - значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, - он, как правило, равнодушен к своей стране».
Главной задачей системы школьного образования является – не допустить такого безразличия среди наших детей. Как показывает практика, наиболее запоминающимися и эффективными являются такие формы и методы работы, где дети сами были бы активными участниками, где широко применялась наглядность, в этом, на мой взгляд, поможет исследовательская (проектная) деятельность.
Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое мы, оказывается, знаем очень поверхностно. Что заботило, радовало и тревожило наших предков, чем они занимались, как трудились, о чем мечтали, рассказывали и пели, что передавали своим детям и внукам? Ответить на эти вопросы сегодня - значит восстановить связь времен, вернуть утерянные ценности. Обратиться к истокам поможет исследовательская деятельность.
Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, - задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.
Культуру Карелии невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории. Устное народное творчество, музыкальный фольклор, народное декоративно-прикладное искусство должно найти большее отражение в содержании образования и воспитания подрастающего поколения, предоставить детям возможность знать истоки национальной культуры и искусства.
Национальная культура входит в наше сознание вместе с генами родителей, с культурой других народов мы знакомимся уже с позиции родной культуры. И чем раньше ребенок придет к пониманию и осмыслению культуры своего народа, тем больше проникнется чистотой народных ценностей, тем роднее и ближе она станет. При комплексном воздействии различных видов искусства красочный мир народного творчества раскрывается по-особому эмоционально и увлекательно.
Ребенок должен понимать, что каждый человек, независимо от возраста - часть своего рода, народа; что у каждого человека есть Родина: близкие и дорогие ему места, где живет он, его родственники. И нужно жить так, чтобы было хорошо всем вокруг, и людям, и животным, и растениям, потому что все взаимосвязано.
Для формирования чувства патриотизма очень важно давать детям начальные знания о Родине, базисные представления о нашей стране, народе, обычаях, истории, культуре. Но при этом, на наш взгляд, важно не забывать, что сами по себе знания являются пищей ума, а патриотизм "от ума" не бывает, он бывает только от "сердца". Ум как бы раскручивает духовно-нравственную работу души, а уже в свою очередь любящее сердце создает патриотическое мировоззрение.
Итак, главной задачей выступает закладывание основ духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, к гармоничному взаимодействию с другими людьми.
Раскрытие личности в ребенке полностью возможно через включение его в культуру собственного народа. И это не просто знание о культуре, а проживание в культуре, в традиции.
О важности приобщения школьника к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать историю и культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Таким образом, значение регионального компонента в изучении школьниками истории края и нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач образовательного учреждения.
Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны.
Исходя из этого, изучение регионального компонента в ознакомлении детей с историей родного края выражается в следующем:
- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, школе, улице, городу;
- формирование бережного отношения к природе и всему живому;
- воспитание уважения к труду;
- развитие интереса к национальным традициям и промыслам;
- формирование элементарных знаний о правах человека;
- расширение представлений о городах Республики;
- знакомство детей с символами республики (герб, флаг, гимн);
- развитие чувства ответственности и гордости за достижения республики;
- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту - так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Целью моего выступления является обобщение собственного опыта работы по приобщению школьников к исследовательской деятельность через краеведческую деятельность, направленную на патриотическое воспитание учащихся.
Через уроки, внеклассную работу, внеурочную (краеведческий кружок – «Клуб юный краевед» - под руководством Н.П. Куприяновой, ДДТ), исследовательскую работу, школьный музей, библиотеки и т. д. я организую деятельность детей своего класса по развитию патриотизма, воспитания гражданина.
Целью патриотического воспитания является формирование у детей гордости за свою страну, уважительного, бережного отношения к ее истории, культуре, формирование активной позиции в защите интересов своего государства, экологического мировоззрения, социальной ответственности, стремления внести собственный вклад в развитие своей малой родины: района, города.
Природное краеведение – это один из путей патриотического и нравственно-эстетического воспитания школьников, так как оно помогает увидеть и оценить красоту родной природы, ощутить ее эмоциональное и нравственное воздействие.
Объектами краеведения также являются историческое прошлое края, культурное наследие, родословие.
Краеведческая деятельность позволяет решить одну из главных задач в воспитании человека – социальное самоопределение – так как реализует два важных условия:
1) обеспечивает включение учащихся в реальные социальные отношения;
2) предоставляет возможность ребенку более полно раскрыть себя в отношениях с окружающими, когда важны осознание цели и значение деятельности для личного саморазвития, учет осознанности каждым ребенком своего «Я», наличие четких и ясных перспектив (ближних и дальних) в той деятельности, в которую ребенок включается.
Краеведение позволяет определить индивидуальную траекторию развития каждого ученика, выделить специальные задачи, соответствующие его индивидуальным особенностям, включать ребенка в различные виды деятельности с учетом его особенностей.
Предоставляется возможность каждому учащемуся для самореализации и самораскрытия. Раскрывая тот потенциал, которым одарила человека природа, мы формируем его индивидуальность. А при развитии индивидуальности активность и энергия развивается в каждой из сущностных сфер человека. Педагогический гуманизм включает также оптимальную веру в ученика, в его творческие силы и способности, выявление и стимулирование лучших черт личности. Создание условий для самовыражения и самоутверждения дает возможность ребенку показать высокие результаты. Но самое главное – дети обретают уверенность, самоуважение, удовлетворение, интерес к знаниям, активной деятельности.
Приведу пример:
Гордевич Георгий был тихим, застенчивым мальчиком, не владел навыками публичного выступления. Занимаясь исследовательской деятельностью и в краеведческом кружке, написал работу «Почему сороконожку так назвали». Его вторая совместная работа с одноклассницей направлена на изучение родного края. Содержательными, уверенными выступлениями на классных часах все были приятно удивлены.
Платонова Настя – вспыльчивая, несдержанная девочка, не владела навыками публичного выступления, также, занимаясь исследованием, написала и защитила работу «Я хочу попугайчика». Все свое выступление была спокойна, выдержанна.
У ребят, которые занимаются краеведением, исчезают проблемы во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками, они легче вступают в контакт, обретают уверенность в своих способностях и возможностях. Воспитывается организованность, выносливость, развиваются навыки общения, формируется любовь к родному краю.
При осуществлении личностного подхода работу с группой краеведов я строю так, чтобы она была ориентирована на развитие каждого из них. Всегда помню о том, что успех воспитательного воздействия при работе с одним учащимся не должен негативно влиять на воспитание других.
С целью приобщения талантливых и способных учащихся к исследовательской деятельности, создания условий для их самообразования и профессиональной ориентации в классе проводится кружок под руководством Куприяновой Н.П. из ДДТ «Клуб юных краеведов»
Кружок объединяет группу самых заинтересованных краеведческой деятельностью ребят класса. Главное внимание в работе кружка отводится научно-исследовательской деятельности учащихся. Они изучают наиболее важные моменты истории, культуры и экологии родного края. Главным образом это осуществляется в ходе походов, экскурсий, создании проектов, изготовлении макетов. Эти формы работы позволяют учащимся непосредственно прикоснуться к истории, ощутить своим существом достижения земляков.
Свою исследовательскую работу мы начали с изучения истории, улиц и домов нашего города, изучили историю села Подужемье. В ходе поисковой работы при раскрытии одних вопросов, мы сталкиваемся с другими. Таким образом, предела краеведческой деятельности нет, так как открываются новые темы, требующие внимания краеведов.
Занятия краеведческого кружка, экскурсии и туристические походы по родному краю, наблюдения и поисковые исследования школьников, встречи с местными старожилами и участниками исторических событий – все это, ведет к накоплению богатого материала о своем крае.
Большую помощь в исследованиях оказывает краеведческий музей «Поморье». В музее проводятся уроки, классные часы и другие внеклассные мероприятия.
У поисково-исследовательской работы нет предела. Главное - это поиск материала, который должен вестись планомерно и целенаправленно.
Заключение
Обобщая собственный опыт работы в данном направлении, мне удалось установить следующее:
1. Организация общения детей с природой и культурно-исторической средой родного края позволяет в комплексе решать задачи не только патриотического, гражданского воспитания, но и обеспечивает развитие эстетических чувств, укрепляет здоровье детей, совершенствует их трудовые навыки.
2. Краеведческая деятельность повысила интерес учащихся к предмету окружающего мира
3. У учащихся возросла потребность в знаниях о родном крае (об этом говорят результаты наблюдений, участии в олимпиадах, праздниках, экологических акциях).
4. Краеведческая работа дает учащимся реальную возможность увидеть собственный рост, а самое главное - пропускать весь краеведческий материал через душу и сердце, уметь слушать и слышать… Главным достоинством каждого краеведа является их уважение к родной истории, культуре, к судьбам родителей и дедов, обеспечивающее прочную связь поколений.
Таким образом, исследовательская работа по краеведению, которую я организовала с учениками своего класса, помогает мне убедиться в правильном выборе средств патриотического воспитания школьников, так как разнообразные формы, методы, приемы патриотического воспитания в условиях школы позволяют приобщить ребенка к поисковой, исследовательской, аналитической деятельности, воспитать личность учащегося в духе активного созидательного труда, развивать духовность человека, формировать его гражданственность.