Учебная программа
кружка «Краевед» для 5-8 классов общеобразовательной школы.
Автор программы: Левкович В.В., учитель истории и географии Краснодольской ОШ
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Изучение исторического прошлого родного края основывается на краеведческой работе, важным фактором которого является идейно-политическое, патриотическое, нравственное, трудовое и физическое воспитание учащихся на примере жизни и деятельности людей, населяющих родной край.
Историческое пространство, рассматриваемое в рамках краеведения, непосредственно связано с реальной жизнью школьников, их родителей, знакомых, оно близко и понятно им. Познание исторического пути развития своего края способствует формированию личности учащегося, учит его пониманию своих исторических корней, помогает решать различные морально-нравственные проблемы. Школьное краеведение способствует политическому образованию учащихся, расширяет их кругозор, развивает познавательные интересы, приобщает к творческой деятельности, формирует практические и интеллектуальные умения, помогает в выборе профессии. Привитие любви к своей малой Родине через краеведческую и экскурсионную работу является источником обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитании любви к нему и формирования гражданственности.
Отбор важных фактов, событий производится с учетом возрастных особенностей и уровня подготовленности учащихся. Исторические объекты, включенные в содержание краеведческой работы, предоставляют учащимся 5-9 классов возможность полного и глубокого понимания истории малой Родины. Цель краеведческой деятельности– формирование у учащихся представлений об историчсеком прошлом и настоящем села Краснодольск, о личностях, оставивших заметный след в истории села, о вкладе, который внесли жители села в историко-культурное наследие Тайыншинского района.
В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- развивать у учащихся интеллектуальные и поисково-информационные умения в ходе изучения местного материала, воображения и эмоции в прцессе исторической реконструкции местных сюжетов.
- способствовать осознанию учащимися своей связи с окружающим их «малым» миром, сопричастности к делам и традициям земляков,
- формировать у учащихся высокие эстетические чувства; направлять их мысли на чувства добра, сознательности, справедливости, духовности, трудолюбия.
Учебная нагрузка составляет:
2 часа в неделю в первом полугодии и 1 час во втором полугодии, всего – 51час.
Базовое содержание курса
1.Организационная часть (3 часа)
Организация деятельности краеведческой работы. Заседание координационного совета. Утверждение плана работы. Выбор групп по интересам.
2.Краеведческий музей (2часа) Краеведческий музей-собрание исторических источников. Экспонаты школьного музея.
3.История села Краснодольск (5 часов) Изучение истории образования села Краснодольск. Исследование старых фотографий и документов. Архивные документы села. Сбор материала о пожилых людях села. Экскурсия в музей.
4.Реставрационная и поисковая деятельность (9часов) Реконструкция музейных разделов. Замена старых стендов новыми. Подготовка стеллажей, оформление разделов «Документы и фотографии», «Ордена и медали», «История села». Реставрационные работы (монеты, значки, старые фотографии).
5. 30-40 –е годы 20 в. в истории села Краснодольск (6 часов) Репрессии 1937-1938гг в истории села. Анализ и систематизация собранного материала. Сбор информации о тружениках села в годы Великой Отечественной войны. Оформление раздела о жителях села в годы войны. Составление списка трудармейцев. Изучение и реставрация материала о земляках-воинах.
6. Село Краснодольск после войны (3 часа) Изучение истории села в послевоенное время. Труженики села Краснодольск. Знаменитые люди села.
7.Культура села Краснодольск (4 часа) Изучение культуры сельчан. Изучение местного диалекта, фольклора, поисковая деятельность. Старые песни, пословицы, поговорки. Национальная одежда. Украинский костюм.
8.История школы (5 часов) Изучение истории школы. Поисковая деятельность: сбор фотографий учителей и учеников с первых лет существования школы, анализ собранного материала. Оформление раздела «История школы». Сбор атрибутов школьной жизни (учебники, тетради, дневники, ручки).
9.Судьбы семьи в судьбе села (6 часов) Экскурсия в музей «Познай свои истоки». Родословное древо. Составление простейшей схемы своего рода. Семейные реликвии и предания. Награды в нашем доме. Кем гордиться наша семья? Атрибуты жизни сельчан разного времени.
10.Знай глубины корней своих (4 часа) Экскурсия в музей. Жители села в разные годы. Фамилии сельчан. Краснодольцы в Германии , создание списков.
11.Поклонимся Великим тем годам… (2 часа) Просмотр дисков «Этот день мы приближали как могли…». Экскурсия в музей.
Итоги работы 1ч.